Расширенный поиск

Закон Мурманской области от 05.07.1999 № 155-01-ЗМО

                               З А К О Н
                         МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

                                     Утратил силу - Закон Мурманской
                                                 области
                                      от 29.12.2004 г. N 585-01-ЗМО

                   О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ
                  МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
             СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 (В редакции Закона Мурманской области от 22.03.2001 г. N 250-01-ЗМО)

                                                     Принят Мурманской
                                                       областной Думой
                                                     17 июня 1999 года


     Настоящий Закон  разработан  в соответствии с Федеральным законом
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного  характера"  и определяет организационно-правовые нормы в
области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства, находящихся на территории Мурманской области (далее -
население),  всего  земельного,  водного,  воздушного  пространства  в
пределах Мурманской области или ее части, объектов производственного и
социального назначения,  а также окружающей природной среды  (далее  -
территории)   от   чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера (далее - чрезвычайные ситуации).
     Действие настоящего   Закона   распространяется   на   отношения,
возникающие в процессе  деятельности  органов  государственной  власти
Мурманской   области   и  органов  местного  самоуправления,  а  также
предприятий,   учреждений   и    организаций    независимо    от    их
организационно-правовой  формы  (далее  -  организации)  и населения в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия, используемые
               в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     чрезвычайная ситуация  -  обстановка  на определенной территории,
сложившаяся  в  результате  аварии,   опасного   природного   явления,
катастрофы,  стихийного или иного бедствия,  которые могут повлечь или
повлекли за  собой  человеческие  жертвы,  ущерб  здоровью  людей  или
окружающей   природной   среде,  значительные  материальные  потери  и
нарушение условий жизнедеятельности людей;
     предупреждение чрезвычайных  ситуаций  -  комплекс   мероприятий,
проводимых  заблаговременно  и  направленных  на максимально возможное
уменьшение риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья   людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие
неотложные работы,  проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций
и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение
размеров  ущерба  окружающей природной среде и материальных потерь,  а
также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,  прекращение  действия
характерных для них опасных факторов;
     зона чрезвычайной  ситуации  -  территория,  на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.

     Статья 2. Законодательство в области защиты населения
               и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Законодательство в  области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций  состоит  из  Федерального  закона  "О  защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного характера",  принимаемых в соответствии с ним федеральных
законов  и  иных  нормативных  правовых  актов  Российской  Федерации,
настоящего   Закона   и   иных   нормативных  правовых  актов  органов
государственной  власти  Мурманской   области   и   органов   местного
самоуправления.

     Статья 3. Цели настоящего Закона

     Целями настоящего Закона являются:
     предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций.
     Не связанные  с  перечисленными  в  части первой настоящей статьи
целями  отношения  по  восстановлению   территорий,   пострадавших   в
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

     Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

     Границы зон чрезвычайных  ситуаций  определяются  назначенными  в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством   Мурманской   области   руководителями   работ   по
ликвидации  чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных
ситуаций,  установленной Правительством  Российской  Федерации,  и  по
согласованию   с   органами   местного   самоуправления  муниципальных
образований, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

     Статья 5. Информация в области защиты населения и
               территорий от чрезвычайных ситуаций

     Информацию в   области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных  ситуаций  составляют  разнообразные  данные и сведения о
состоянии  производственно-промышленной,   радиационной,   химической,
медико-биологической   (бактериологической),   взрывной,   пожарной  и
экологической  обстановки   и   возможной   опасности,   сейсмических,
гидрометеорологических,  географических  и  иных явлениях,  эпидемиях,
эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории,  способных  вызвать
чрезвычайные   ситуации   или   характеризующие  масштабы  и  характер
возникшего бедствия,  а также  соответствующие  сведения  по  вопросам
гражданской обороны.
     Сбор, хранение,   накопление,  обработка  сведений,  составляющих
указанную информацию,  осуществляются  органами  управления  по  делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области.
     Выдача сведений,   составляющих   информацию   в  области  защиты
населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  заинтересованным
органам  государственной  власти Мурманской области,  органам местного
самоуправления,  организациям,  находящимся на  территории  Мурманской
области,   населению   для  последующего  использования  и  применения
осуществляется  по  официальному  запросу,  а  также  через   средства
массовой информации и другие каналы.
     Информация в   области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций,  а также о деятельности органов государственной
власти   Мурманской   области,   органов   местного  самоуправления  и
организаций в этой области является гласной и открытой,  если иное  не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Все органы  государственной  власти  Мурманской  области,  органы
местного  самоуправления,  организации,  находящиеся   на   территории
Мурманской области, население в соответствии с Конституцией Российской
Федерации  имеют  право  на  получение  и   использование   полной   и
достоверной  информации  в  области  защиты  населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, необходимой для осуществления их законных прав,
интересов  и  успешного  выполнения  возложенных на них обязанностей и
полномочий.

     Статья 6. Порядок обеспечения информацией в области
               защиты населения и территорий от чрезвычайных
               ситуаций

     Органы государственной власти Мурманской области, органы местного
самоуправления  и  администрации  организаций  обязаны  оперативно   и
достоверно  информировать население через средства массовой информации
и по иным  каналам  о  состоянии  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности,
о прогнозируемых и  возникших  чрезвычайных  ситуациях,  о  приемах  и
способах защиты населения от них.
     Сокрытие, несвоевременное    представление   либо   представление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в  области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  влечет  за собой
ответственность  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     Ответственность за  своевременный  сбор,   обработку   и   выдачу
достоверной  информации  в  области  защиты  населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций возлагается  на  непосредственных  руководителей
органов  государственной  власти Мурманской области,  органов местного
самоуправления  и  организаций,   деятельность   которых   связана   с
предупреждением  и ликвидацией последствий крупных аварий,  катастроф,
стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

     Статья 7. Основные принципы защиты населения и
               территорий от чрезвычайных ситуаций

     Основными принципами   защиты   населения   и    территорий    от
чрезвычайных ситуаций являются:
     защита населения  и  территорий  от   чрезвычайных   ситуаций   -
важнейшая  функция органов государственной власти Мурманской области и
органов местного самоуправления;
     защите в  условиях  чрезвычайных  ситуаций подлежит все население
Мурманской области;
     признание при  организации  защиты  населения факта невозможности
исключить  опасность  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  во   всех
случаях потенциальных угроз;
     мероприятия, направленные    на    предупреждение    чрезвычайных
ситуаций, проводятся заблаговременно;
     планирование и осуществление мероприятий по  защите  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных и иных  характеристик,  особенностей  территорий  и  степени
реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
     объем и  содержание  мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из  принципа  необходимой
достаточности  и  максимально возможного использования имеющихся сил и
средств;
     ликвидация чрезвычайных    ситуаций   осуществляется   силами   и
средствами организаций,  органов местного самоуправления муниципальных
образований,  на  территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
При  недостаточности  указанных  сил   и   средств   в   установленном
законодательством  Российской  Федерации  порядке  привлекаются силы и
средства  органов  государственной   власти   Мурманской   области   и
федеральных органов исполнительной власти.

     Статья 8. Комплекс мероприятий по предупреждению
               возникновения чрезвычайных ситуаций

     Комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных
ситуаций включает в себя:
     рациональное размещение производительных сил и населенных пунктов
на территории Мурманской области;
     строительство зданий,  сооружений, инженерных сетей, транспортных
коммуникаций  и  магистралей  с  заданными  уровнями  безопасности   и
надежности;
     повышение степени  безаварийного  функционирования   потенциально
опасных   объектов   и   своевременное  проведение  лицензирования  их
промышленной безопасности;
     создание и  поддержание  в готовности необходимого фонда защитных
сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты;
     заблаговременную подготовку  районов  для  эвакуации   населения,
подготовку    всех   видов   транспортных   средств   для   проведения
эвакуационных мероприятий;
     создание и  поддержание в готовности областной автоматизированной
системы централизованного  оповещения  населения,  а  также  постоянно
действующих   локальных   систем   оповещения   в  районах  размещения
потенциально опасных объектов;
     создание и поддержание в готовности системы управления и связи;
     организацию мониторинга за состоянием окружающей природной среды,
радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территории и
объектов Мурманской области;
     создание, подготовку,  аттестование и  поддержание  в  готовности
аварийно-спасательных сил и средств;
     создание резервов  финансовых   и   материальных   ресурсов   для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     заблаговременное осуществление     мероприятий     по      защите
продовольствия,       сельскохозяйственного       сырья,       фуража,
сельскохозяйственных животных, водоисточников, систем водоснабжения;
     организацию всеобщего  обучения  населения  способам   защиты   и
действиям в чрезвычайных ситуациях,  подготовку руководящего состава и
должностных лиц, специалистов.

     Статья 9. Планирование и осуществление мероприятий
               в области защиты населения и территорий
               от чрезвычайных ситуаций

     Планирование и  осуществление  мероприятий   в   области   защиты
населения   и   территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  осуществляется
заблаговременно и включает в себя:
     разработку и  реализацию  целевых программ и планов мероприятий в
области защиты населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  на
основе  прогнозирования и анализа обстановки,  которая может сложиться
на конкретной территории при их возникновении;
     проведение научных исследований  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     организацию и применение основных  способов  защиты  населения  в
чрезвычайных ситуациях;
     обеспечение выполнения мероприятий в области защиты  населения  и
территорий в чрезвычайных ситуациях.
     Управление и   руководство   планированием    и    осуществлением
мероприятий  в  области  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  возлагается  на  соответствующие  комиссии  по  чрезвычайным
ситуациям  через  постоянно действующие органы управления,  специально
уполномоченные  на  решение  задач  в  области  защиты   населения   и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 10. Комплекс мероприятий по ликвидации
                чрезвычайных ситуаций

     Комплекс мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает
в себя:
     оповещение органов    местного    самоуправления,    организаций,
должностных лиц,  привлекаемых к ликвидации чрезвычайных  ситуаций,  а
также  населения  о  возникновении  чрезвычайных ситуаций и постоянное
информирование об обстановке;
     защиту населения и территории в районе чрезвычайной ситуации;
     проведение аварийно-спасательных  и  других  неотложных  работ  в
районах бедствий и очагах поражения;
     управление выполнением  мероприятий  по  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.

     Статья 11.  Мурманская территориальная подсистема
                 единой государственной системы предупреждения
                 и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Мурманская территориальная  подсистема   единой   государственной
системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций (далее -
Мурманская  подсистема  РСЧС)   является   составной   частью   единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  и  объединяет  территориальные  органы  управления,  силы  и
средства    федеральных   органов   исполнительной   власти,   органов
исполнительной  власти   Мурманской   области   и   органов   местного
самоуправления,  организаций,  в  полномочия  которых  входит  решение
вопросов в области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций.
     Мурманская подсистема РСЧС состоит  из  звеньев,  соответствующих
принятому административно-территориальному делению Мурманской области,
и имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
     Задачи, организация,    состав    сил    и    средств,    порядок
функционирования  Мурманской подсистемы РСЧС и ее звеньев определяются
в соответствующих положениях о подсистеме и ее структурных звеньях.
     Положение о  Мурманской  подсистеме  РСЧС  утверждается  органами
государственной   власти   Мурманской   области   по   согласованию  с
Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий
(далее - МЧС России).
     Положения о   звеньях  Мурманской  подсистемы  РСЧС  утверждаются
органами местного самоуправления по согласованию с органом  управления
по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям Мурманской
области (далее - Главное управление по делам ГО и ЧС).
     Каждый уровень Мурманской подсистемы  РСЧС  имеет  координирующие
органы,  органы управления, специально уполномоченные на решение задач
в области защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций
(далее  -  органы  управления по делам ГО и ЧС),  органы повседневного
управления,  силы  и  средства,  резервы  финансовых  и   материальных
ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
     Конкретные структуры    звеньев    Мурманской   подсистемы   РСЧС
определяются соответствующими органами местного само управления.

     Статья 12. Координирующие органы Мурманской
                подсистемы РСЧС

     Координирующими органами Мурманской подсистемы РСЧС являются:
     на территориальном  уровне,  охватывающем  территорию  Мурманской
области,  -  комиссия  по  чрезвычайным  ситуациям Мурманской области,
возглавляемая заместителем Губернатора Мурманской области;
     на местном   уровне,   охватывающем   территорию   муниципального
образования,  -  комиссия  по  чрезвычайным  ситуациям органа местного
самоуправления,   возглавляемая   заместителем   руководителя   органа
местного самоуправления;
     на объектовом  уровне,  охватывающем  территорию  организации,  -
объектовая   комиссия   по   чрезвычайным   ситуациям,   возглавляемая
заместителем руководителя организации.
     Положения о  комиссиях  по  чрезвычайным  ситуациям и состав этих
комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих  органов
государственной    власти   Мурманской   области,   органов   местного
самоуправления и организаций.

     Статья 13. Органы управления по делам ГО и ЧС

     Осуществление государственного    управления    и     координации
деятельности  органов  государственной  власти  Мурманской  области  и
органов  местного  самоуправления  в  области   защиты   населения   и
территорий  от  чрезвычайных ситуаций возлагаются на органы управления
по делам ГО и ЧС:
     на территориальном  уровне  - на Главное управление по делам ГО и
ЧС;
     на местном  уровне  -  на управления,  отделы,  комитеты по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,  создаваемые при органах
местного самоуправления или в их составе;
     на объектовом   уровне   -  на  отделы  (секторы  или  специально
назначенные  лица)  по  делам  гражданской  обороны   и   чрезвычайным
ситуациям.
     Органы управления   по   делам   ГО   и   ЧС,    укомплектованные
военнослужащими,  возглавляют военнослужащие, назначаемые на должность
и  освобождаемые  от  нее  Министром  Российской  Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по согласованию с Губернатором Мурманской  области,
руководителями   органов   местного   самоуправления,  и  являются  по
должности   первыми    заместителями    соответствующих    начальников
гражданской обороны.
     Органы управления по делам ГО и ЧС,  укомплектованные гражданским
персоналом,  возглавляют гражданские лица,  назначаемые на должность и
освобождаемые от нее руководителями органов местного самоуправления по
согласованию  с  начальником  Главного управления по делам ГО и ЧС,  и
являются   по   должности   первыми   заместителями    соответствующих
начальников гражданской обороны.

     Статья 14. Органы повседневного управления
                Мурманской подсистемы РСЧС

     Органами повседневного   управления  Мурманской  подсистемы  РСЧС
являются:
     пункты управления,  оперативно-дежурные службы органов управления
по делам ГО и ЧС всех уровней;
     дежурные службы      и      специализированные      подразделения
территориальных органов федеральных органов  исполнительной  власти  и
организаций.
     Размещение органов повседневного управления Мурманской подсистемы
РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими
средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и
поддерживаемых в постоянной готовности к использованию.

     Статья 15. Силы и средства Мурманской
                подсистемы РСЧС

     В состав  сил  и средств Мурманской подсистемы РСЧС входят силы и
средства органов исполнительной  власти  Мурманской  области,  органов
местного  самоуправления  и организаций,  участвующих в соответствии с
возложенными  на  них  обязанностями  в  наблюдении  и   контроле   за
состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и
ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
     Состав сил и  средств  Мурманской  подсистемы  РСЧС,  порядок  их
привлечения  в  чрезвычайных  ситуациях  определяются  положения  ми о
подсистеме и ее структурных звеньях.

     Статья 16. Привлечение сил и средств Министерства обороны
                Российской Федерации, войск Федеральной пограничной
                службы Российской Федерации, других войск и воинских
                формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Для ликвидации    чрезвычайных    ситуаций   могут   привлекаться
специально  подготовленные  силы  и  средства   Министерства   обороны
Российской Федерации,  войск Федеральной пограничной службы Российской
Федерации,  других  войск  и  воинских  формирований  согласно   плану
взаимодействия.
     Порядок их  привлечения   определяется   Президентом   Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних
                дел Мурманской области при ликвидации чрезвычайных
                ситуаций

     При ликвидации чрезвычайных  ситуаций  силы  и  средства  органов
внутренних   дел  Мурманской  области  применяются  в  соответствии  с
задачами,  возложенными на них законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Мурманской области.

     Статья 18. Привлечение ведомственных сил и средств
                при ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Решениями руководителей    организаций   на   базе   существующих
специализированных организаций,  служб и подразделений  (строительных,
медицинских,  химических,  ремонтных  и  других)  создаются  нештатные
аварийно-спасательные  формирования,  предназначенные  для  проведения
аварийно-спасательных   и   других  неотложных  работ  при  ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Ведомственные силы   и   средства   при  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций привлекаются  к  выполнению  аварийно-спасательных  и  других
неотложных  работ  по решению соответствующей комиссии по чрезвычайным
ситуациям.

     Статья 19. Специальные учебные заведения

     Специальными учебными заведениями являются:
     на территориальном (областном) уровне - учебно-методический центр
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Мурманской области;
     на местном уровне - курсы гражданской обороны  городов  Мурманск,
Апатиты, Кандалакша, Мончегорск.
     Деятельность специальных    учебных    заведений     определяется
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Мурманской области на основании положений о них.


     Глава II.  ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ  МЕСТНОГО
                САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
                И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 20. Полномочия Мурманской областной Думы
                в области защиты населения и территорий
                от чрезвычайных ситуаций

     Мурманская областная Дума:
     обеспечивает единообразие   в   законодательном  регулировании  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций  путем
принятия законов и постановлений;
     утверждает бюджетные ассигнования на финансирование  деятельности
Мурманской  подсистемы РСЧС и мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных  ситуаций  в  соответствии  со  статьей  59
Устава Мурманской области;
     проводит слушания по вопросам защиты населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций.

     Статья 21. Полномочия Губернатора Мурманской области
                в области защиты  населения и территорий
                от  чрезвычайных ситуаций

     Губернатор Мурманской области:
     определяет в соответствии с  Конституцией  Российской  Федерации,
федеральными законами,  Уставом и законами Мурманской области основные
направления  государственной  политики  и  принимает  иные  решения  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     вводит при   угрозе,   возникновении   и   во   время  ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории Мурманской области или в  пределах
конкретной    территории   соответствующие   режимы   функционирования
Мурманской подсистемы РСЧС;
     принимает решение  на  использование  имущества  мобилизационного
резерва гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций  с
последующим докладом Правительству Российской Федерации и МЧС России;
     осуществляет  организацию  и  проведение  аварийноспасательных  и
других   неотложных   работ,  обеспечивает  поддержание  общественного
порядка  в  ходе  их проведения; при недостаточности собственных сил и
средств  обращается  к Правительству Российской Федерации за оказанием
помощи;  (В  редакции  Закона  Мурманской  области  от 22.03.2001 г. N
250-01-ЗМО)
     выходит с   ходатайством  к  Президенту  Российской  Федерации  о
привлечении  при  необходимости  к  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
воинских  частей  Министерства  обороны  Российской Федерации,  других
войск и военных формирований;
     обеспечивает деятельность  и  финансирует  Главное  управление по
делам ГО и ЧС,  утверждает штат его служащих в соответствии с типовыми
штатами МЧС России;
     осуществляет финансирование   мероприятий   в   области    защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 22. Полномочия Правительства Мурманской области
                в области защиты  населения  и
                территорий  от чрезвычайных ситуаций

     Правительство Мурманской области:
     разрабатывает и представляет Губернатору Мурманской  области  для
последующего  внесения  в  Мурманскую областную Думу проекты законов и
иных нормативных правовых актов Мурманской области  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     участвует в реализации федеральных  целевых  программ  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     организует проведение   научных   исследований   и   осуществляет
разработку и реализацию специальных территориальных программ в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     осуществляет руководство  и  обеспечивает   развитие   Мурманской
подсистемы РСЧС;
     создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     создает заблаговременно и поддерживает  в  постоянной  готовности
системы   управления  связи  и  оповещения  и  принимает  меры  по  их
совершенствованию;
     обеспечивает своевременное  оповещение и информирование населения
об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
     осуществляет в  установленном порядке сбор и обмен информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     осуществляет подготовку  и  содержание  в  постоянной  готовности
необходимых  сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций,  обучение населения способам защиты и действиям в  указанных
ситуациях;
     принимает конкретные   меры   по   предупреждению    чрезвычайных
ситуаций;
     принимает решения  о  проведении  эвакуационных   мероприятий   в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
     содействует устойчивому функционированию предприятий,  учреждений
и   организаций   независимо  от  форм  собственности  в  чрезвычайных
ситуациях;
     осуществляет во  взаимодействии  с  федеральными органами надзора
экспертизу и контроль в  области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     осуществляет в пределах своей  компетенции  регулирование  других
вопросов  в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     осуществляет контроль  за проведением лицензирования промышленной
безопасности потенциально опасных объектов  на  территории  Мурманской
области;
     организует и      контролирует      обязательное      страхование
ответственности   за   причинение   вреда   при  эксплуатации  опасных
производственных объектов.

     Статья 23. Полномочия органов местного самоуправления
                в области  защиты  населения и
                территории от чрезвычайных ситуаций

     Органы местного самоуправления:
     обеспечивают единообразие   в   законодательном  регулировании  в
области защиты населения и территории от чрезвычайных  ситуаций  путем
принятия нормативных правовых актов;
     утверждают бюджетные ассигнования на финансирование  деятельности
звеньев  Мурманской  подсистемы  РСЧС  и  мероприятий в области защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
     проводят слушания по вопросам защиты населения  и  территории  от
чрезвычайных ситуаций;
     несут ответственность за полноту принятых мер  по  предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
     создают заблаговременно и поддерживают  в  постоянной  готовности
системы   управления,  связи,  автоматизированные  системы  оповещения
населения   о   чрезвычайных   ситуациях,   принимают   меры   по   их
совершенствованию, осуществляют контроль за созданием и поддержанием в
постоянной  готовности  к  применению  локальных   систем   оповещения
населения в чрезвычайных ситуациях;
     осуществляют подготовку  и  содержание  в  постоянной  готовности
необходимых  сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территории от
чрезвычайных ситуаций,  обучение населения способам защиты и действиям
в чрезвычайных ситуациях;
     принимают решения  о  проведении  эвакуационных   мероприятий   в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
     осуществляют в установленном порядке сбор и обмен  информацией  в
области  защиты  населения  и  территории  от  чрезвычайных  ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     осуществляют финансирование    мероприятий   в   области   защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
     создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     организуют и  проводят аварийно-спасательные и другие не отложные
работы,  а  также  поддерживают  общественный  порядок   в   ходе   их
проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к
Губернатору Мурманской области и иным  органам  исполнительной  власти
Мурманской области за оказанием помощи;
     содействуют устойчивому     функционированию     организаций    в
чрезвычайных ситуациях;
     создают при   органах   местного   самоуправления   муниципальных
образований или в их составах постоянно действующие органы управления,
специально  уполномоченные на решение задач в области защиты населения
и территории от чрезвычайных ситуаций;
     осуществляют контроль за проведением лицензирования  промышленной
безопасности    потенциально    опасных    объектов    на   территории
муниципального образования;
     организуют и      контролируют      обязательное      страхование
ответственности  за  причинение   вреда   при   эксплуатации   опасных
производственных объектов.

     Статья 24.  Полномочия, права и обязанности,
                 порядок деятельности органов управления
                 по делам ГО и ЧС

     Полномочия, права  и  обязанности,  порядок  деятельности органов
управления по делам  ГО  и  ЧС  определяются  положениями  "О  Главном
управлении  по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным ситуациям
Мурманской области",  утверждаемым Губернатором Мурманской области  по
согласованию с МЧС России,  и "Об управлениях (комитетах,  отделах) по
делам гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям",  утверждаемым
органами местного самоуправления по согласованию с Главным управлением
по делам ГО и ЧС.
     Руководители органов  управления  по  делам  ГО  и  ЧС   являются
распорядителями   средств,   выделяемых   из   федерального   бюджета,
областного бюджета, из средств местных бюджетов и других источников на
выполнение   мероприятий  по  гражданской  обороне,  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Главное управление по делам ГО и ЧС организует:
     обязательную регистрацию  предприятий  и   организаций,   имеющих
(эксплуатирующих)  потенциально опасные объекты в реестре потенциально
опасных объектов Мурманской области,  в соответствии  с  положением  о
реестре потенциально опасных объектов Мурманской области, утверждаемым
Губернатором Мурманской области;
     создание территориального  страхового   фонда   документации   на
объекты  повышенного  риска  (потенциально  опасные  объекты,  объекты
системы  жизнеобеспечения   населения,   важнейшие   объекты   органов
управления   Мурманской   области   для   документального  обеспечения
аварийно-спасательных,  аварийно-восстановительных  работ  и  принятия
решений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций).

     Статья 25. Полномочия, права и обязанности комиссий
                по чрезвычайным ситуациям всех уровней

     Полномочия, права   и   обязанности   комиссий   по  чрезвычайным
ситуациям  всех  уровней  определяются  соответствующими  положениями,
утверждаемыми Губернатором Мурманской области,  руководителями органов
местного самоуправления и организаций.


     Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
                И ТЕРРИТОРИЙ  ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ

     Статья 26. Обязанности организаций в области защиты
                населения и территории от чрезвычайных
                ситуаций

     Организации независимо   от   их   организационно-правовой  формы
обязаны:
     планировать и  осуществлять  необходимые  меры  в  области защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     планировать и  проводить  мероприятия  по  повышению устойчивости
функционирования   организаций   и    обеспечению    жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     обеспечивать создание, готовность органов управления, подготовку
и  поддержание  в  готовности  к   применению   сил   и   средств   по
предупреждению   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,  подготовку
руководящего состава и специалистов,  обучение работников  организаций
способам  защиты  и  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  в  составе
невоенизированных формирований;
     создавать и  поддерживать  в  постоянной   готовности   локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
     обеспечивать организацию  и  проведение  аварийно-спасательных  и
других неотложных работ на подведомственных объектах производственного
и  социального  назначения  и  на  прилегающих  к  ним  территориях  в
соответствии   с  планами  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     финансировать мероприятия  по  защите  работников  организаций  и
подведомственных объектов производственного и  социального  назначения
от чрезвычайных ситуаций;
     создавать резервы  финансовых   и   материальных   ресурсов   для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
населения  и  территории  от чрезвычайных ситуаций,  а также оповещать
работников организаций об угрозе  возникновения  или  о  возникновении
чрезвычайных ситуаций;
     проводить лицензирование промышленной  безопасности  потенциально
опасных  объектов  на  территории  Мурманской  области  и обязательное
страхование  ответственности  за  причинение  вреда  при  эксплуатации
опасных производственных объектов.

     Статья 27.  Права граждан Российской Федерации
                 в области защиты населения и территорий
                 от чрезвычайных ситуаций

     Граждане Российской Федерации имеют право:
     на защиту   жизни,   здоровья   и   личного  имущества  в  случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     в соответствии   с   планами   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной  защиты  и  другое
имущество  органов  исполнительной власти Мурманской области,  органов
местного самоуправления  и  организаций,  предназначенное  для  защиты
населения от чрезвычайных ситуаций;
     быть информированными о риске,  которому они могут подвергнуться
в определенных местах пребывания на территории Мурманской области, и о
мерах необходимой безопасности;
     обращаться лично,  а  также  направлять в органы государственной
власти   Мурманской   области   и   органы   местного   самоуправления
индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     участвовать в    установленном    порядке   в   мероприятиях   по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на возмещение  ущерба,  причиненного  их  здоровью  и   имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
     на медицинское обслуживание,  компенсацию и льготы за проживание
и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
     на бесплатное государственное социальное страхование,  получение
компенсаций  и льгот за ущерб,  причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на пенсионное обеспечение  в  случае  потери  трудоспособности  в
связи   с   увечьем   или   заболеванием,  полученным  при  выполнении
обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от   чрезвычайных
ситуаций,   в  порядке,  установленном  для  работников,  инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
     на пенсионное  обеспечение по случаю потери кормильца,  погибшего
или умершего от увечья или  заболевания,  полученного  при  выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
в порядке,  установленном для семей граждан,  погибших или умерших  от
увечья,  полученного  при  выполнении  гражданского  долга по спасению
человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
     Порядок и условия государственного социального страхования,  виды
и размеры компенсаций и льгот,  предоставляемых  гражданам  Российской
Федерации   в   соответствии   с   частью   первой  настоящей  статьи,
устанавливаются    законодательством    Российской     Федерации     и
законодательством Мурманской области.

     Статья 28. Обязанности граждан Российской Федерации
                в области защиты населения и территорий от
                чрезвычайных ситуаций

        Граждане Российской Федерации обязаны:
     соблюдать законы и иные нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации, Мурманской области, а также органов местного самоуправления
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     соблюдать меры  безопасности  в  быту  и  повседневной   трудовой
деятельности,    не    допускать    нарушений    производственной    и
технологической  дисциплины,  требований  экологической  безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     изучать основные   способы   защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой  медицинской  помощи
пострадавшим,  правила  пользования  коллективными  и  индивидуальными
средствами  защиты,   постоянно   совершенствовать   свои   знания   и
практические навыки в указанной области;
     выполнять установленные   правила   поведения   при   угрозе    и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     при необходимости    оказывать    содействие     в     проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

     Статья 29. Участие общественных объединений
                в ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Общественные объединения  могут  участвовать  в  мероприятиях   в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  и  со  своими
уставами.
     Общественные объединения,  участвующие в ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,   действуют   под   руководством   соответствующих   органов
управления Мурманской подсистемы РСЧС. На органы управления Мурманской
подсистемы  РСЧС  возлагается  ответственность  за  решение  вопросов,
связанных  с  перевозкой  членов  общественных  объединений   к   зоне
чрезвычайной  ситуации  и обратно,  организацией размещения,  питания,
оплаты труда,  материально-технического,  медицинского и других  видов
обеспечения их деятельности в этих условиях.
     Участники ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   от  общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку,  подтвержденную в
аттестационном порядке.


     Глава IV. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ
               ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 30. Подготовка населения в области защиты
                от чрезвычайных ситуаций

     Порядок подготовки  населения  в  области  защиты от чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
     Подготовка населения  к  действиям   в   чрезвычайных   ситуациях
осуществляется   в   организациях,   в  том  числе  в  образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
     Подготовка руководителей  и  специалистов  органов исполнительной
власти   Мурманской   области,   органов   местного    самоуправления,
организаций,  а  также  сил  Мурманской  подсистемы РСЧС для защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС
России,   учебно-методическом   центре   по   гражданской   обороне  и
чрезвычайным  ситуациям   Мурманской   области,   учебных   заведениях
повышения  квалификации и переподготовки кадров,  учебно-тренировочных
центрах,  центрах  подготовки  министерств   и   ведомств   Российской
Федерации,  курсах  гражданской  обороны,  в  учреждениях  среднего  и
высшего  профессионального  образования  и  непосредственно  по  месту
работы  в  соответствии  с  программами,  разработанными  МЧС  России,
Министерством  образования  Российской  Федерации  и   Государственным
комитетом   Российской   Федерации  по  высшему  образованию,  другими
федеральными органами исполнительной власти или согласованными с ними.

     Статья 31.  Пропаганда знаний в области защиты населения
                 и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Пропаганда знаний в области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления,  входящими в
Мурманскую подсистему РСЧС,  совместно с общественными  объединениями,
осуществляющими  свою  деятельность в области защиты и спасения людей,
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти   Мурманской   области,   органами   местного   самоуправления,
организациями.
     Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий  от
чрезвычайных   ситуаций   могут   использоваться   средства   массовой
информации.


     Глава V. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО
              ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
              НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
              СИТУАЦИЙ

     Статья 32. Финансирование целевых  программ

     Финансирование целевых программ по защите населения и  территорий
от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования
организаций  осуществляется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

     Статья 33. Порядок финансирования расходов, связанных
                сфункционированием системы информационного
                о беспечения   по защите  населения и территорий
                от чрезвычайных ситуаций

     Финансирование расходов,    связанных    с     функционированием,
совершенствованием  и  дальнейшим  развитием  системы  информационного
обеспечения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  осуществляется за
счет средств соответствующих бюджетов.
     Финансирование работ  по  созданию  локальных  систем  оповещения
осуществляется:
     при строительстве  новых  потенциально опасных объектов - за счет
средств, выделяемых на строительство этих объектов;
     на действующих   потенциально  опасных  объектах,  осуществляющих
хозяйственную  деятельность,  -  за  счет  собственных  средств   этих
объектов;
     на действующих  потенциально  опасных  объектах,  находящихся  на
бюджетном финансировании, - за счет средств соответствующих бюджетов;
     при создании  объединенных  локальных систем оповещения - за счет
долевого участия потенциально опасных объектов.

     Статья 34. Финансирование органов управления
                по делам ГО и ЧС

     Финансирование деятельности  органов  управления по делам ГО и ЧС
осуществляется за счет средств областного бюджета,  местных бюджетов и
средств организаций.
     Содержание военнослужащих,  проходящих службу в указанных органах
управления,  осуществляется за счет средств федерального бюджета, а их
численность определяется МЧС России.

     Статья 35. Финансирование мероприятий по ликвидации
                чрезвычайных ситуаций

     Финансирование мероприятий по  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
проводится   за   счет   средств   организаций,  находящихся  в  зонах
чрезвычайных  ситуаций,  средств  федеральных  органов  исполнительной
власти,  областного  бюджета  и  местных бюджетов,  страховых фондов и
других источников.
     При отсутствии   или   недостаточности   указанных   средств  для
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций   Губернатор   Мурманской   области
обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении
средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.

     Статья 36. Создание и использование резервов
                финансовых и материальных ресурсов для
                предупреждения и ликвидации чрезвычайных
                ситуаций

     Резервы финансовых  и  материальных ресурсов для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций  создаются  заблаговременно  в  целях
проведения  мероприятий  по  предупреждению возникновения чрезвычайных
ситуаций  и  экстренного  привлечения  необходимых  средств  в  случае
возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Указанные резервы  создаются  исходя  из  прогнозируемых  видов и
масштабов чрезвычайных ситуаций,  предполагаемого объема работ  по  их
ликвидации органами исполнительной власти Мурманской области, органами
местного самоуправления и организациями.
     Систему резервов финансовых и  материальных  ресурсов  Мурманской
области   для   предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
образуют:
     резервы финансовых и материальных  ресурсов  Мурманской  области,
создаваемые за счет областного бюджета, - областной резерв;
     резервы финансовых  и  материальных  ресурсов  органов   местного
самоуправления, создаваемые за счет их средств, - местные резервы;
     резервы финансовых    и    материальных   ресурсов   организаций,
создаваемые за их собственный счет, - объектовые резервы.
     Порядок создания  и использования указанных резервов определяется
Губернатором  Мурманской  области,  руководителями  органов   местного
самоуправления,   администрациями   организаций   в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации  и   Мурманской   области   и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     Финансирование создания    и    содержания   указанных   резервов
осуществляется    из    резервных    фондов,    предусматриваемых    в
соответствующих бюджетах отдельной строкой.
     Объемы резервных фондов определяются  при  ежегодном  утверждении
областного и местных бюджетов.
     Руководство использованием  резервов  финансовых  и  материальных
ресурсов   для   предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
осуществляют комиссии по чрезвычайным  ситуациям  Мурманской  области,
органов местного самоуправления, организаций.
     Распорядителями указанных резервов являются председатели комиссий
по чрезвычайным ситуациям.

     Статья 37. Порядок использования объектов и имущества
                гражданской обороны приватизированными
                организациями

     Решения о приватизации  организаций,  имеющих  на  своем  балансе
объекты  и имущество гражданской обороны,  принимаются в установленном
порядке органами государственной власти Мурманской  области  с  учетом
заключения соответствующего органа управления по делам ГО и ЧС.
     Объекты и имущество гражданской обороны организаций, приватизация
которых  запрещена  в  соответствии   с   государственной   программой
приватизации  государственных  и  муниципальных предприятий Российской
Федерации,   исключаются   из   состава   имущества   приватизируемого
предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на
ответственное хранение и в пользование.
     К указанным объектам и имуществу относятся:
     пункты управления   органов   исполнительной   власти  Мурманской
области,  органов местного самоуправления и организаций  с  комплексом
защищенных сооружений и наземным комплексом;
     отдельно стоящие убежища гражданской обороны;
     встроенные убежища гражданской обороны;
     специализированные складские  помещения  для  хранения  имущества
гражданской обороны.
     С правопреемником    приватизируемого   предприятия   заключается
договор о правах и  обязанностях  в  отношении  объектов  и  имущества
гражданской  обороны,  а  также  на выполнение мероприятий гражданской
обороны.
     В случае  выкупа  государственного  и муниципального имущества по
договорам аренды с правом выкупа,  в которых не определены или  сроки,
или  величина,  или  условия  внесения  выкупа,  объекты  и  имущество
гражданской обороны исключаются из имущества предприятия,  подлежащего
выкупу,  и  с  правопреемником  заключается  соответствующий договор о
правах и обязанностях в отношении  объектов  и  имущества  гражданской
обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
     При преобразовании   предприятия,  созданного  членами  трудового
коллектива  государственного,  муниципального  предприятия  на  основе
аренды   государственного  и  муниципального  имущества,  заключившими
договор аренды,  в акционерное общество открытого  типа,  учредителями
которого  выступают  соответствующий комитет по управлению имуществом,
физические и юридические  лица,  обладающие  правом  собственности  на
имущество,   из   этого  имущества  исключаются  объекты  и  имущество
гражданской обороны и заключается соответствующий договор о  правах  и
обязанностях  в отношении объектов и имущества гражданской обороны,  а
также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
     В целях  сохранения  объектов  и  имущества  гражданской обороны,
имеющихся у приватизируемого предприятия,  соответствующие комитеты по
управлению  государственным  имуществом  включают в планы приватизации
положения,  определяющие перечень  объектов  и  имущества  гражданской
обороны,   не  подлежащих  приватизации  и  передаваемых  акционерному
обществу по договору на ответственное хранение и в пользование.
     Защитные сооружения,  предназначенные для  укрытия  населения  по
месту жительства, по решению органов государственной власти Мурманской
области и органов  местного  самоуправления,  в  ведении  которых  они
находятся,  могут передаваться по договору предприятиям и организациям
на ответственное содержание и для использования в народнохозяйственных
целях.
     При продаже   по   конкурсу   предприятий    коммунально-бытового
назначения (бань,  прачечных, предприятий химической чистки, объектов,
имеющих посты  мойки  и  уборки  подвижного  состава  автотранспорта),
предназначенных   для   выполнения   задач   гражданской   обороны,  к
обязательным  условиям  конкурса  должны   относиться   требования   о
возможности   их   использования   для   санитарной  обработки  людей,
специальной  обработки  одежды   и   автотранспорта   в   чрезвычайных
ситуациях.
     При приватизации предприятий и дальнейшем сохранении  профиля  их
деятельности,  на  которые  решением  органов  государственной  власти
Мурманской области и органов местного  самоуправления  было  возложено
создание    служб   и   гражданских   организаций   (невоенизированных
формирований) гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания
больниц,   обеспечение  функционирования  систем  связи  и  оповещения
гражданской обороны,  а также  выполнение  других  задач  в  интересах
гражданской   обороны,   данные   обязанности  закрепляются  за  новым
правопреемником имущественных  прав  и  обязанностей  приватизируемого
предприятия на основе соответствующего договора.


     Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И
               КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
               И  ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 38. Государственная экспертиза в области
                защиты  населения и территорий от
                чрезвычайных ситуаций

     Государственная экспертиза   в   области   защиты   населения   и
территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   (далее   -   государственная
экспертиза)  организуется  и  осуществляется на основании действующего
законодательства.
     Государственная экспертиза проводится с целью:
     проверки и выявления степени соответствия  установленным  нормам,
стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений
по объектам производственного и социального назначения,  которые могут
быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение
защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а  также
соблюдения   при  проектировании  указанных  объектов  норм  и  правил
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
     оценки в  градостроительной  и  проектной  документации  полноты,
обоснованности  и достаточности предусматриваемых мер и предполагаемых
мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Государственная экспертиза  осуществляется  экспертными  органами
МЧС России и Главного управления по делам ГО и ЧС.
     При проведении  государственной   экспертизы   экспертный   орган
Главного управления по делам ГО и ЧС взаимодействует с:
     Управлением государственной   вневедомственной    экспертизы    в
Мурманской области;
     надзорными органами Мурманской области;
     территориальными органами исполнительной власти;
     экспертными подразделениями отраслевых министерств и ведомств.
     В случае   необходимости   государственная    экспертиза    может
проводиться  общественными объединениями и независимыми экспертами,  а
также специалистами международных экспертных  организаций  в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     Государственная экспертиза     осуществляется     на    принципах
обязательности ее проведения, законности и научной обоснованности.
     Финансирование и  осуществление  работ   по   всем   проектам   и
программам,  которые  могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или
могут  влиять  на  обеспечение  защиты  населения  и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций,  производятся только при наличии положительного
заключения государственной экспертизы.

     Статья 39. Государственный надзор и контроль
                в области защиты населения и территорий
                от чрезвычайных ситуаций

     Порядок организации  осуществления  государственного  надзора   и
контроля  в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций (далее -  государственный  надзор  и  контроль)  регулируется
законодательством  Российской Федерации и законодательством Мурманской
области.
     Задачами государственного надзора и контроля являются:
     проверка выполнения  действующего  законодательства   в   области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     проверка соблюдения     федеральных    и    местных    требований
(установленных норм, стандартов и правил) в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     проверка готовности должностных лиц,  сил и средств к действиям в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
     проверка выполнения  программ  и  мероприятий  по  предупреждению
чрезвычайных   ситуаций   всеми  органами  государственной  власти  на
соответствующей территории, предприятиями промышленности и транспорта,
независимо  от  их подчиненности и форм собственности,  на которых они
основаны, их должностными лицами и работниками, а также гражданами.
     Государственный надзор    и   контроль   осуществляются   Главным
управлением по делам ГО и  ЧС  с  привлечением  федеральных  надзорных
органов  и  органов  государственного  надзора  Мурманской  области  в
соответствии с законодательством Российской Федерации и  положением  о
надзоре  в области защиты населения и территории Мурманской области от
чрезвычайных   ситуаций   природного   и    техногенного    характера,
утверждаемым Губернатором Мурманской области.

     Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства
                Российской Федерации и Мурманской области
                в области защиты населения и
                территорий от чрезвычайных ситуаций

     Виновные в    неисполнении    или     ненадлежащем     исполнении
законодательства  Российской  Федерации и Мурманской области в области
защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  создании
условий   и   предпосылок   к   возникновению  чрезвычайных  ситуаций,
непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья  людей  и  других
противоправных   действиях  должностные  лица  и  граждане  Российской
Федерации несут дисциплинарную,  административную, гражданско-правовую
и  уголовную  ответственность,  а  организации  -  административную  и
гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Мурманской области.


     Глава VII.  МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
                 ЗАЩИТЫ  НАСЕЛЕНИЯ  И ТЕРРИТОРИЙ
                 ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 41. Международное сотрудничество в области защиты
                населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Международное сотрудничество  в  области   защиты   населения   и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.


     Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 42. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.
     Нормативные правовые   акты   органов   государственной    власти
Мурманской  области и органов местного самоуправления в области защиты
населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  разрабатываются  и
приводятся  в  соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев
со дня вступления его в силу.


     Губернатор
     Мурманской области          Ю.А.ЕВДОКИМОВ


     5 июля 1999 г.
     N 155-01-ЗМО
     г. Мурманск


Информация по документу
Читайте также