Расширенный поиск
Закон Мурманской области от 05.07.1999 № 155-01-ЗМОЗ А К О Н МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Мурманской области от 29.12.2004 г. N 585-01-ЗМО О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (В редакции Закона Мурманской области от 22.03.2001 г. N 250-01-ЗМО) Принят Мурманской областной Думой 17 июня 1999 года Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяет организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Мурманской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Мурманской области или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов; зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Статья 2. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления. Статья 3. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются. Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации. Статья 5. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют разнообразные данные и сведения о состоянии производственно-промышленной, радиационной, химической, медико-биологической (бактериологической), взрывной, пожарной и экологической обстановки и возможной опасности, сейсмических, гидрометеорологических, географических и иных явлениях, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории, способных вызвать чрезвычайные ситуации или характеризующие масштабы и характер возникшего бедствия, а также соответствующие сведения по вопросам гражданской обороны. Сбор, хранение, накопление, обработка сведений, составляющих указанную информацию, осуществляются органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области. Выдача сведений, составляющих информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заинтересованным органам государственной власти Мурманской области, органам местного самоуправления, организациям, находящимся на территории Мурманской области, населению для последующего использования и применения осуществляется по официальному запросу, а также через средства массовой информации и другие каналы. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Все органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления, организации, находящиеся на территории Мурманской области, население в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на получение и использование полной и достоверной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, необходимой для осуществления их законных прав, интересов и успешного выполнения возложенных на них обязанностей и полномочий. Статья 6. Порядок обеспечения информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за своевременный сбор, обработку и выдачу достоверной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на непосредственных руководителей органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций, деятельность которых связана с предупреждением и ликвидацией последствий крупных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются: защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - важнейшая функция органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления; защите в условиях чрезвычайных ситуаций подлежит все население Мурманской области; признание при организации защиты населения факта невозможности исключить опасность возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз; мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств; ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности указанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства органов государственной власти Мурманской области и федеральных органов исполнительной власти. Статья 8. Комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций Комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций включает в себя: рациональное размещение производительных сил и населенных пунктов на территории Мурманской области; строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций и магистралей с заданными уровнями безопасности и надежности; повышение степени безаварийного функционирования потенциально опасных объектов и своевременное проведение лицензирования их промышленной безопасности; создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты; заблаговременную подготовку районов для эвакуации населения, подготовку всех видов транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий; создание и поддержание в готовности областной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также постоянно действующих локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов; создание и поддержание в готовности системы управления и связи; организацию мониторинга за состоянием окружающей природной среды, радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территории и объектов Мурманской области; создание, подготовку, аттестование и поддержание в готовности аварийно-спасательных сил и средств; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; заблаговременное осуществление мероприятий по защите продовольствия, сельскохозяйственного сырья, фуража, сельскохозяйственных животных, водоисточников, систем водоснабжения; организацию всеобщего обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовку руководящего состава и должностных лиц, специалистов. Статья 9. Планирование и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Планирование и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется заблаговременно и включает в себя: разработку и реализацию целевых программ и планов мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при их возникновении; проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организацию и применение основных способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение выполнения мероприятий в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Управление и руководство планированием и осуществлением мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статья 10. Комплекс мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций Комплекс мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает в себя: оповещение органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и постоянное информирование об обстановке; защиту населения и территории в районе чрезвычайной ситуации; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах бедствий и очагах поражения; управление выполнением мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья 11. Мурманская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Мурманская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Мурманская подсистема РСЧС) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет территориальные органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мурманская подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению Мурманской области, и имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования Мурманской подсистемы РСЧС и ее звеньев определяются в соответствующих положениях о подсистеме и ее структурных звеньях. Положение о Мурманской подсистеме РСЧС утверждается органами государственной власти Мурманской области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Положения о звеньях Мурманской подсистемы РСЧС утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области (далее - Главное управление по делам ГО и ЧС). Каждый уровень Мурманской подсистемы РСЧС имеет координирующие органы, органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Конкретные структуры звеньев Мурманской подсистемы РСЧС определяются соответствующими органами местного само управления. Статья 12. Координирующие органы Мурманской подсистемы РСЧС Координирующими органами Мурманской подсистемы РСЧС являются: на территориальном уровне, охватывающем территорию Мурманской области, - комиссия по чрезвычайным ситуациям Мурманской области, возглавляемая заместителем Губернатора Мурманской области; на местном уровне, охватывающем территорию муниципального образования, - комиссия по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления, возглавляемая заместителем руководителя органа местного самоуправления; на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, - объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям, возглавляемая заместителем руководителя организации. Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций. Статья 13. Органы управления по делам ГО и ЧС Осуществление государственного управления и координации деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагаются на органы управления по делам ГО и ЧС: на территориальном уровне - на Главное управление по делам ГО и ЧС; на местном уровне - на управления, отделы, комитеты по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах местного самоуправления или в их составе; на объектовом уровне - на отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органы управления по делам ГО и ЧС, укомплектованные военнослужащими, возглавляют военнослужащие, назначаемые на должность и освобождаемые от нее Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Губернатором Мурманской области, руководителями органов местного самоуправления, и являются по должности первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Органы управления по делам ГО и ЧС, укомплектованные гражданским персоналом, возглавляют гражданские лица, назначаемые на должность и освобождаемые от нее руководителями органов местного самоуправления по согласованию с начальником Главного управления по делам ГО и ЧС, и являются по должности первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Статья 14. Органы повседневного управления Мурманской подсистемы РСЧС Органами повседневного управления Мурманской подсистемы РСЧС являются: пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней; дежурные службы и специализированные подразделения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций. Размещение органов повседневного управления Мурманской подсистемы РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в постоянной готовности к использованию. Статья 15. Силы и средства Мурманской подсистемы РСЧС В состав сил и средств Мурманской подсистемы РСЧС входят силы и средства органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств Мурманской подсистемы РСЧС, порядок их привлечения в чрезвычайных ситуациях определяются положения ми о подсистеме и ее структурных звеньях. Статья 16. Привлечение сил и средств Министерства обороны Российской Федерации, войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований согласно плану взаимодействия. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Мурманской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Мурманской области применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области. Статья 18. Привлечение ведомственных сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций Решениями руководителей организаций на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) создаются нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ведомственные силы и средства при ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ по решению соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Статья 19. Специальные учебные заведения Специальными учебными заведениями являются: на территориальном (областном) уровне - учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Мурманской области; на местном уровне - курсы гражданской обороны городов Мурманск, Апатиты, Кандалакша, Мончегорск. Деятельность специальных учебных заведений определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области на основании положений о них. Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 20. Полномочия Мурманской областной Думы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Мурманская областная Дума: обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций путем принятия законов и постановлений; утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности Мурманской подсистемы РСЧС и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 59 Устава Мурманской области; проводит слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статья 21. Полномочия Губернатора Мурманской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Губернатор Мурманской области: определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводит при угрозе, возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Мурманской области или в пределах конкретной территории соответствующие режимы функционирования Мурманской подсистемы РСЧС; принимает решение на использование имущества мобилизационного резерва гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций с последующим докладом Правительству Российской Федерации и МЧС России; осуществляет организацию и проведение аварийноспасательных и других неотложных работ, обеспечивает поддержание общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; (В редакции Закона Мурманской области от 22.03.2001 г. N 250-01-ЗМО) выходит с ходатайством к Президенту Российской Федерации о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, других войск и военных формирований; обеспечивает деятельность и финансирует Главное управление по делам ГО и ЧС, утверждает штат его служащих в соответствии с типовыми штатами МЧС России; осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статья 22. Полномочия Правительства Мурманской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Правительство Мурманской области: разрабатывает и представляет Губернатору Мурманской области для последующего внесения в Мурманскую областную Думу проекты законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвует в реализации федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организует проведение научных исследований и осуществляет разработку и реализацию специальных территориальных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляет руководство и обеспечивает развитие Мурманской подсистемы РСЧС; создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создает заблаговременно и поддерживает в постоянной готовности системы управления связи и оповещения и принимает меры по их совершенствованию; обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляет подготовку и содержание в постоянной готовности необходимых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; принимает конкретные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций; принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение; содействует устойчивому функционированию предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в чрезвычайных ситуациях; осуществляет во взаимодействии с федеральными органами надзора экспертизу и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляет в пределах своей компетенции регулирование других вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляет контроль за проведением лицензирования промышленной безопасности потенциально опасных объектов на территории Мурманской области; организует и контролирует обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Статья 23. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Органы местного самоуправления: обеспечивают единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций путем принятия нормативных правовых актов; утверждают бюджетные ассигнования на финансирование деятельности звеньев Мурманской подсистемы РСЧС и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; проводят слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; несут ответственность за полноту принятых мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; создают заблаговременно и поддерживают в постоянной готовности системы управления, связи, автоматизированные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, принимают меры по их совершенствованию, осуществляют контроль за созданием и поддержанием в постоянной готовности к применению локальных систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях; осуществляют подготовку и содержание в постоянной готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие не отложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Губернатору Мурманской области и иным органам исполнительной власти Мурманской области за оказанием помощи; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления муниципальных образований или в их составах постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; осуществляют контроль за проведением лицензирования промышленной безопасности потенциально опасных объектов на территории муниципального образования; организуют и контролируют обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Статья 24. Полномочия, права и обязанности, порядок деятельности органов управления по делам ГО и ЧС Полномочия, права и обязанности, порядок деятельности органов управления по делам ГО и ЧС определяются положениями "О Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области", утверждаемым Губернатором Мурманской области по согласованию с МЧС России, и "Об управлениях (комитетах, отделах) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", утверждаемым органами местного самоуправления по согласованию с Главным управлением по делам ГО и ЧС. Руководители органов управления по делам ГО и ЧС являются распорядителями средств, выделяемых из федерального бюджета, областного бюджета, из средств местных бюджетов и других источников на выполнение мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Главное управление по делам ГО и ЧС организует: обязательную регистрацию предприятий и организаций, имеющих (эксплуатирующих) потенциально опасные объекты в реестре потенциально опасных объектов Мурманской области, в соответствии с положением о реестре потенциально опасных объектов Мурманской области, утверждаемым Губернатором Мурманской области; создание территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты, объекты системы жизнеобеспечения населения, важнейшие объекты органов управления Мурманской области для документального обеспечения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ и принятия решений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций). Статья 25. Полномочия, права и обязанности комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней Полномочия, права и обязанности комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней определяются соответствующими положениями, утверждаемыми Губернатором Мурманской области, руководителями органов местного самоуправления и организаций. Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ Статья 26. Обязанности организаций в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Организации независимо от их организационно-правовой формы обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, готовность органов управления, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовку руководящего состава и специалистов, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; проводить лицензирование промышленной безопасности потенциально опасных объектов на территории Мурманской области и обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Статья 27. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Мурманской области, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью первой настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Статья 28. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Мурманской области, а также органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Статья 29. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Мурманской подсистемы РСЧС. На органы управления Мурманской подсистемы РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке. Глава IV. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 30. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, организаций, а также сил Мурманской подсистемы РСЧС для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Мурманской области, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств Российской Федерации, курсах гражданской обороны, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и непосредственно по месту работы в соответствии с программами, разработанными МЧС России, Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, другими федеральными органами исполнительной власти или согласованными с ними. Статья 31. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в Мурманскую подсистему РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации. Глава V. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 32. Финансирование целевых программ Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Статья 33. Порядок финансирования расходов, связанных сфункционированием системы информационного о беспечения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Финансирование расходов, связанных с функционированием, совершенствованием и дальнейшим развитием системы информационного обеспечения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется: при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов; на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, - за счет собственных средств этих объектов; на действующих потенциально опасных объектах, находящихся на бюджетном финансировании, - за счет средств соответствующих бюджетов; при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов. Статья 34. Финансирование органов управления по делам ГО и ЧС Финансирование деятельности органов управления по делам ГО и ЧС осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и средств организаций. Содержание военнослужащих, проходящих службу в указанных органах управления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а их численность определяется МЧС России. Статья 35. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, областного бюджета и местных бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций Губернатор Мурманской области обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 36. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Резервы финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях проведения мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации органами исполнительной власти Мурманской области, органами местного самоуправления и организациями. Систему резервов финансовых и материальных ресурсов Мурманской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образуют: резервы финансовых и материальных ресурсов Мурманской области, создаваемые за счет областного бюджета, - областной резерв; резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления, создаваемые за счет их средств, - местные резервы; резервы финансовых и материальных ресурсов организаций, создаваемые за их собственный счет, - объектовые резервы. Порядок создания и использования указанных резервов определяется Губернатором Мурманской области, руководителями органов местного самоуправления, администрациями организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование создания и содержания указанных резервов осуществляется из резервных фондов, предусматриваемых в соответствующих бюджетах отдельной строкой. Объемы резервных фондов определяются при ежегодном утверждении областного и местных бюджетов. Руководство использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям Мурманской области, органов местного самоуправления, организаций. Распорядителями указанных резервов являются председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям. Статья 37. Порядок использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными организациями Решения о приватизации организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти Мурманской области с учетом заключения соответствующего органа управления по делам ГО и ЧС. Объекты и имущество гражданской обороны организаций, приватизация которых запрещена в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом; отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. В случае выкупа государственного и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых не определены или сроки, или величина, или условия внесения выкупа, объекты и имущество гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. При преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия на основе аренды государственного и муниципального имущества, заключившими договор аренды, в акционерное общество открытого типа, учредителями которого выступают соответствующий комитет по управлению имуществом, физические и юридические лица, обладающие правом собственности на имущество, из этого имущества исключаются объекты и имущество гражданской обороны и заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование. Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и организациям на ответственное содержание и для использования в народнохозяйственных целях. При продаже по конкурсу предприятий коммунально-бытового назначения (бань, прачечных, предприятий химической чистки, объектов, имеющих посты мойки и уборки подвижного состава автотранспорта), предназначенных для выполнения задач гражданской обороны, к обязательным условиям конкурса должны относиться требования о возможности их использования для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта в чрезвычайных ситуациях. При приватизации предприятий и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, на которые решением органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления было возложено создание служб и гражданских организаций (невоенизированных формирований) гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования систем связи и оповещения гражданской обороны, а также выполнение других задач в интересах гражданской обороны, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора. Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 38. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственная экспертиза) организуется и осуществляется на основании действующего законодательства. Государственная экспертиза проводится с целью: проверки и выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения при проектировании указанных объектов норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; оценки в градостроительной и проектной документации полноты, обоснованности и достаточности предусматриваемых мер и предполагаемых мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Государственная экспертиза осуществляется экспертными органами МЧС России и Главного управления по делам ГО и ЧС. При проведении государственной экспертизы экспертный орган Главного управления по делам ГО и ЧС взаимодействует с: Управлением государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области; надзорными органами Мурманской области; территориальными органами исполнительной власти; экспертными подразделениями отраслевых министерств и ведомств. В случае необходимости государственная экспертиза может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственная экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, законности и научной обоснованности. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, производятся только при наличии положительного заключения государственной экспертизы. Статья 39. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Порядок организации осуществления государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор и контроль) регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Задачами государственного надзора и контроля являются: проверка выполнения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проверка соблюдения федеральных и местных требований (установленных норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проверка готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; проверка выполнения программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций всеми органами государственной власти на соответствующей территории, предприятиями промышленности и транспорта, независимо от их подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, их должностными лицами и работниками, а также гражданами. Государственный надзор и контроль осуществляются Главным управлением по делам ГО и ЧС с привлечением федеральных надзорных органов и органов государственного надзора Мурманской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о надзоре в области защиты населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждаемым Губернатором Мурманской области. Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Мурманской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении законодательства Российской Федерации и Мурманской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Глава VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 41. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 42. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Нормативные правовые акты органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций разрабатываются и приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Губернатор Мурманской области Ю.А.ЕВДОКИМОВ 5 июля 1999 г. N 155-01-ЗМО г. Мурманск Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|