Расширенный поиск
Постановление Правительства Ленинградской области от 19.06.2006 № 187ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 19 июня 2006 года N 187 Утратилo силу - Постановление Правительства Ленинградской области от 15.03.2012 г. N 74 О Концепции развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года В целях повышения качества и эффективности профессиональной подготовки кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ленинградской области и внедрения новых экономических механизмов функционирования системы начального профессионального образования Правительство Ленинградской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года (далее - Концепция). 2. Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области: 2.1. Учитывать положения Концепции при разработке программных документов развития системы образования в Ленинградской области. 2.2. Разработать в июле 2006 года нормативы финансирования государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в расчете на одного учащегося. 2.3. Разработать в первом квартале 2007 года программу технического перевооружения государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области, основанную на перспективной потребности в рабочих кадрах и создании интегрированных центров профессионального образования и профессиональной подготовки. 2.4. Приступить начиная с 2006/2007 учебного года к реализации мер по профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах, предусматривающих изучение экономических перспектив развития муниципальных образований и знакомство с работой предприятий муниципальных районов Ленинградской области. 3. Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области совместно с комитетом экономического развития Ленинградской области и отраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области разработать в третьем квартале 2006 года мероприятия по активизации использования работодателями механизмов софинансирования подготовки кадров в системе начального профессионального образования на основе соответствующих договоров. 4. Комитету экономического развития Ленинградской области: 4.1. Разработать до конца первого квартала 2007 года программу размещения производительных сил на территории Ленинградской области на период до 2010 года в разрезе муниципальных районов с указанием профиля размещаемых предприятий и профессиональной структуры требуемых рабочих и специалистов. 4.2. Предусматривать в инвестиционных соглашениях предоставление инвесторами сведений о потребности в кадрах и заявок на подготовку рабочих кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ленинградской области. 5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И. Губернатор Ленинградской области В.Сердюков УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Ленинградской области от 19 июня 2006 года N 187 (приложение) КОНЦЕПЦИЯ развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года Концепция развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года (далее - Концепция) разработана в связи с принципиальными изменениями социально-экономических условий функционирования системы начального профессионального образования. Сформированная для выполнения заказа лишь одного заказчика - государства, она перестала соответствовать изменившимся требованиям и, оказавшись на рынке труда в качестве производителя образовательных услуг, предлагаемых потребителю как товар, в значительной мере потеряла устойчивость. Из всех звеньев образовательной системы Российской Федерации начальное профессиональное образование в наибольшей степени оказалось затронутым структурной ломкой переходного периода и значительно запаздывает с изменениями по обновлению содержания образования, совершенствованию финансового механизма, организационной структуры и материальной базы. Но даже с учетом того, что эта ступень профессионального образования с экономической точки зрения существенно отстает от потребностей экономики, она остается незаменимым звеном системы образования, поскольку ее социальная значимость для молодежи, для которой закрыта перспектива средней школы, определяется единственным шансом продолжить учебу, а не пополнить группу социально исключенных подростков. Концепция подготовлена с учетом положений следующих законодательных и нормативных правовых актов, определяющих основные принципы реализации образовательной политики, а также приоритетные направления модернизации системы образования на средне- и долгосрочную перспективу: Закона Российской Федерации "Об образовании", областного закона "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751, Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р. Настоящая Концепция основана на реализации экономической и социальной функций системы начального профессионального образования, выражающихся через оптимальное согласование экономических и образовательных интересов общества в воспроизводстве трудового потенциала по категории квалифицированных рабочих и специалистов, и определяет цели, задачи, приоритетные направления развития системы начального профессионального образования Ленинградской области на период до 2010 года, а также механизмы их реализации. В современных условиях образовательные учреждения начального профессионального образования должны входить в рыночные отношения через обновленный организационно-экономический механизм, выступая субъектом регионального товарного рынка в двух качествах: как производители профессиональных образовательных услуг и продукции учебно-производственных мастерских; как потребители рабочей силы, материальных и финансовых средств для воспроизводства кадрового и материально-технического потенциала. С учетом этого развитие системы начального профессионального образования должно быть направлено: на повышение мобильности и адаптированности системы к процессам, происходящим в региональной экономике, рыночной инфраструктуре, демографии; на эффективное использование и наращивание всех видов ресурсов для повышения качества образовательных услуг, удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах в территориально-отраслевом и профессиональном аспектах, молодежи - в получении качественного профессионального образования, взрослого населения - в профессиональной подготовке и переквалификации. 1. Общая ситуация и тенденции в системе начального профессионального образования Ленинградской области На 1 января 2006 года система начального профессионального образования Ленинградской области представлена 29 государственными образовательными учреждениями с контингентом обучающихся дневной формы обучения 15507 человек. Основной контингент обучаемых - жители Ленинградской области (96,7 процента общего числа обучающихся). В учреждениях начального профессионального образования ведется обучение по 75 профессиям (по 107 образовательным программам). На современном этапе приоритетные направления деятельности системы начального профессионального образования Ленинградской области заключаются в оптимизации структуры, объемов и профилей профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда и развивающейся экономики Ленинградской области, совершенствовании механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров, в создании условий для более широкого вовлечения работодателей в процесс профессиональной подготовки кадров и развития органов государственно-общественного управления в профессиональном образовании. В числе основных результатов деятельности в 2005 году - реструктуризация сети государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области, приведение спектра образовательных программ начального профессионального образования в соответствие с региональным заказом на подготовку рабочих кадров. В результате реструктуризации сеть учреждений начального профессионального образования сократилась на 17 единиц (16 учреждений присоединено к другим образовательным учреждениям начального профессионального образования, одно профессиональное училище преобразовано в политехнический колледж). Начавшийся в 2005 году процесс реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования Ленинградской области позволил более рационально использовать имущественный комплекс, материально-техническую базу и педагогические кадры объединившихся образовательных учреждений, исключить дублирование профессий, спланировать прием с учетом реальных перспектив развития образовательных учреждений, сложившейся демографической ситуации, потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах. Организовано профессиональное обучение и создана материально-техническая база по трем новым профессиям, востребованным на региональном рынке труда: "кровельщик", "монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования", "контролер полуфабрикатов и изделий из древесины". С 2004 года комплектование образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области осуществляется в соответствии с региональным заказом на основании данных о потребности в квалифицированных рабочих кадрах, заявленной предприятиями и организациями на среднесрочную перспективу. Основой формирования заказа является заключение прямых договоров на подготовку кадров между учебными заведениями и работодателями. Структура заказа носит отраслевой характер. Функционирование системы начального профессионального образования Ленинградской области в 2002 - 2005 годах характеризуется следующими основными показателями: |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | N | Наименование показателя | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |п/п| | год | год | год | год | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 1 |Сеть учреждений ГОУ НПО*, единиц | 51 | 51 | 50 | 29 | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 2 |Контингент обучающихся в ГОУ НПО |20829 | 19994 | 18914 |15507 | | |дневной формы обучения, человек - | | | | | | |всего | | | | | | | из них: | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | |на базе среднего (полного) общего | 1780 | 1465 | 1238 | 802 | | |образования | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | |на базе основного общего образования с|16993 | 16472 | 15801 |12474 | | |получением среднего (полного) общего | | | | | | |образования | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | |на базе основного общего образования | 2056 | 2057 | 1875 | 2231 | | |без получения среднего (полного) | | | | | | |общего образования | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | | в том числе: | | | | | | |дети-сироты и дети, оставшиеся без | 980 | 1146 | 1336 | 1151 | | |попечения родителей | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | | дети с ограниченными возможностями | 331 | 370 | 436 | 317 | | |здоровья | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 3 |Численность обучающихся на 10000 | 125 | 122 | 113 | 107 | | |населения, человек | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 4 |Коэффициент наполняемости ГОУ НПО | 1,1 | 1,04 | 1,0 | 0,89 | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 5 |Прием в ГОУ НПО, человек - всего | 8551 | 7892 | 7466 | 5104 | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | | из них: | | | | | | |выпускники 9-х классов | 6236 | 6040 | 5647 | 4320 | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | |выпускники 11-х классов | 1187 | 1079 | 854 | 543 | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | |дети, не имеющие основного общего | 1128 | 773 | 965 | 241 | | |образования | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | | в том числе: | | | | | | |дети-сироты | 415 | 517 | 623 | 427 | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | |дети с ограниченными возможностями | 184 | 225 | 284 | 317 | | |здоровья | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 6 |Доля выпускников 9-х классов, | 26,7 | 26,3 | 25,9 | 23,6 | | |поступивших в ГОУ НПО, процентов | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| | 7 |Доля выпускников 11-х классов, | 9,6 | 8,7 | 6,8 | 4,5 | | |поступивших в ГОУ НПО, процентов | | | | | |———|——————————————————————————————————————|——————|———————|———————|——————| * ГОУ НПО - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования. В 2005 году в профессиональные училища и лицеи приняты 5104 человека, что составило 93,1 процента от утвержденных контрольных цифр приема. Под влиянием демографической ситуации общий прием в образовательные учреждения начального профессионального образования с 2002 года сократился на 3,4 тысячи человек (почти на 40 процентов). Основной контингент поступающих формируют выпускники 9-х классов, их доля увеличилась с 73 процентов в 2002 году до 84,6 процента в 2005 году. Фактическое выполнение плана приема в 2005 году по группам профессий в соответствии с их отраслевой принадлежностью составило: по профессиям сельскохозяйственного профиля - 904 человека (99 процентов плана); по профессиям транспорта и связи - 607 человек (96,4 процента); по профессиям промышленности - 1363 человека (92 процента); по профессиям строительных, монтажных и дорожных работ - 725 человек (84 процента); по профессиям легкой промышленности - 211 человек (72 процента); по профессиям сферы обслуживания и общественного питания - 1294 человека (99 процентов). На основании заявок работодателей в профессионально-технические училища принимается около 80 процентов общего приема молодых людей. Развиваются договорные отношения образовательных учреждений начального профессионального образования с работодателями в сфере профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для нужд предприятий и организаций Ленинградской области (в 2001 году было заключено 77 прямых договоров, в 2005 году - более 240). Подготовка кадров в системе начального профессионального образования Ленинградской области в 2002-2005 годах характеризуется следующими основными показателями: |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | N | Наименование показателя | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | п/п | | год | год | год | год | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 1 |Выпуск из ГОУ НПО, человек | 7784 | 7500 | 6925 | 6501 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 1.1 |Общая занятость, процентов | 87,6 | 87,9 | 88,8 | 88,6 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | | в том числе: | | | | | | |трудоустройство | 51,4 | 52,3 | 51,6 | 51,2 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |продолжение обучения | 14,6 | 16,0 | 14,3 | 14,9 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |служба в Вооруженных силах | 21,6 | 19,5 | 22,9 | 22,5 | | |Российской Федерации | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 1.2 |Занятость по отраслям, процентов | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |промышленность | 23,1 | 29,8 | 27,4 | 34,0 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |транспорт и связь | 10,8 | 8,2 | 11,6 | 10,5 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |строительство | 9,0 | 6,9 | 8,8 | 11,5 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |сельское хозяйство | 17,8 | 18,0 | 16,6 | 16,1 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |торговля и общественное питание | 18,3 | 24,4 | 16,0 | 16,0 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |другие отрасли | 21 | 12,7 | 19,6 | 11,9 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 2 |Обучение взрослого населения в ГОУ | 7932 | 6632 | 6436 | 4570 | | |НПО, человек - всего | | | | | | | в том числе: | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |подготовлено новых рабочих | 4586 | 4952 | 5082 | 3589 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |переподготовлено | 2789 | 1235 | 954 | 710 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |повысили квалификацию | 557 | 445 | 400 | 271 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | | из них обучено: | | | | | | |по направлению служб занятости | 1693 | 1583 | 1455 | 372 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |по договорам с предприятиями | 669 | 533 | 455 | 363 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |по индивидуальным договорам | 5570 | 4516 | 4526 | 3835 | | | | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 3 |Итоги учебной деятельности ГОУ НПО | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 3.1 |Выпускники, прошедшие итоговую | 99,4 | 98,9 | 99,8 | 97,6 | | |аттестацию, процентов | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| |3.2. |Выпускники, получившие | | | | | | |квалификационные разряды, процентов | | | | | | | в том числе: | | | | | | |выше установленных государственным | 22,0 | 21,0 | 18,5 | 25,9 | | |стандартом | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |дипломы с отличием | 4,2 | 4,2 | 2,8 | 4,1 | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | |ниже установленных государственным | 5,0 | 5,3 | 6,0 | 7,8 | | |стандартом | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | 4 |Выпускники ГОУ НПО, состоящие на | 1,4 | 1,8 | 1,7 | 2,3 | | |учете в органах службы занятости | | | | | | |населения на конец года, процентов | | | | | | |от выпуска | | | | | |—————|————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| Выпуск квалифицированных рабочих и специалистов из учреждений начального профессионального образования в 2005 году составил 6501 человек. В соответствии с потребностью рынка труда в структуре подготовки кадров увеличилась доля молодых рабочих, подготовленных для отраслей промышленности (с 23,1 до 34,0 процента), строительства (с 9,0 до 11,5 процента). Доля выпускников, получивших квалификационные разряды выше установленных государственным стандартом, увеличилась на 3,9 процента. Выпускники с начальным профессиональным образованием востребованы работодателями. По итогам 2005 года по полученной профессии трудоустроено 51,2 процента выпускников, продолжили обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования 14,9 процента, не трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест 11,4 процента. Материально-технический и кадровый потенциал системы начального профессионального образования используется также для профессиональной подготовки (переподготовки) взрослого населения. В 2005 году образовательными учреждениями начального профессионального образования Ленинградской области по программам профессиональной (ускоренной) подготовки (от 1 до 6 месяцев) обучено 4570 человек, в том числе по направлениям службы занятости населения - 372 человека (8,1 процента), по заявкам работодателей - 363 человека (8,0 процента), по индивидуальным договорам с гражданами - 3835 человек (83,9 процента). Анализ перспективной потребности рынка труда Ленинградской области в квалифицированных рабочих кадрах на 2006 - 2010 годы, заявленной предприятиями и организациями, показывает, что в 2007 - 2008 годах спрос на квалифицированную рабочую силу увеличится с 8,2 до 9,2 тысячи человек, а в 2009 - 2020 годах будет находиться на уровне 7,3 тысячи человек. При этом более 60 процентов дополнительной потребности в кадрах предприятия готовы обеспечить за счет подготовки на базе образовательных учреждений начального профессионального образования. Всего заявлена потребность почти по 450 рабочим профессиям. В перспективе наиболее востребованными будут 32 интегрированные рабочие профессии. Потребность предприятий по указанному кругу профессий составит в 2006 - 2010 годах в среднем 7,5 тысячи человек в год (около 70 процентов от заявленной потребности). Возрастающие потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах предъявляют новые требования к уровню материально-технического оснащения учреждений начального профессионального образования. Вместе с тем материально-техническая обеспеченность системы начального профессионального образования характеризуется существенным дефицитом. Одна из основных проблем - нехватка современного производственного оборудования. Моральный и физический износ основных фондов, составляющий по разным видам учебного оборудования от 85 до 100 процентов, значительно снижает качество подготовки квалифицированных рабочих. Потребность предприятий и организаций Ленинградской области в квалифицированных рабочих кадрах по наиболее востребованным профессиям в 2006 - 2010 годах: |———————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————| | Наименование профессии | Дополнительная |В том числе потребность | | | потребность в кадрах, | в подготовке кадров | | | человек | в ГОУ НПО, | | | | человек | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | |2006|2007|2008|2009|2010 |2006|2007|2008|2009|2010| |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Слесарь - всего |1720|1393|1656|1313|1316 |1357|1060|1035|1019|1012| |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | слесарь | 90 | 77 | 77 | 75 | 73 | 90 | 77 | 77 | 75 | 73 | |аварийно-восстано-вительных| | | | | | | | | | | |работ | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь механосборочных | 51 | 51 |260 | 51 | 55 | 21 | 19 | 20 | 23 | 25 | |работ | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь КИПиА |159 |154 |182 |129 | 129 |123 |131 |126 |114 |114 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь по ремонту|158 |132 |131 |148 | 130 |125 |112 |106 |123 |104 | |автомобилей | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь по ремонту|156 | 50 | 50 | 50 | 50 |136 | 20 | 20 | 20 | 20 | |реакторно-турбинного | | | | | | | | | | | |оборудования | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь по ремонту| 58 | 50 | 54 | 52 | 58 | 58 | 50 | 54 | 52 | 58 | |сельскохозяйственных машин| | | | | | | | | | | |и оборудования | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь по сборке| 48 | 66 | 52 | 51 | 51 | 14 | 21 | 21 | 21 | 21 | |металлоконструкций | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь-ремонтник |389 |336 |328 |321 | 324 |257 |215 |211 |209 |211 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |слесарь-сантехник |352 |223 |197 |202 | 208 |330 |212 |186 |194 |198 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Профессии строительства -|708 |590 |591 |587 | 574 |498 |405 |380 |417 |413 | |всего | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | каменщик | 82 | 59 | 67 | 74 | 69 | 57 | 47 | 53 | 58 | 54 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |кровельщик | 84 | 54 | 51 | 55 | 56 | 71 | 43 | 42 | 46 | 47 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |маляр | 81 | 75 | 73 | 62 | 71 | 59 | 61 | 39 | 50 | 59 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |штукатур | 55 | 39 | 36 | 37 | 35 | 24 | 17 | 14 | 16 | 14 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |плотник |157 |113 |106 |106 | 104 |137 | 91 | 86 | 92 | 91 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |столяр | 64 | 53 | 39 | 60 | 52 | 64 | 52 | 38 | 59 | 51 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |стропальщик | 26 | 32 | 49 | 37 | 36 | 12 | 20 | 25 | 24 | 24 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Водитель - всего |695 |556 |618 |519 | 524 |545 |416 |440 |399 |409 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | водитель автомобиля |609 |482 |494 |442 | 449 |505 |387 |407 |362 |374 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Электромонтер - всего |661 |529 |536 |469 | 501 |542 |423 |390 |363 |375 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | электромонтер по | 46 | 46 | 47 | 47 | 48 | 42 | 43 | 43 | 43 | 44 | |обслуживанию и ремонту| | | | | | | | | | | |электроустановок | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |электромонтер по ремонту и|494 |373 |389 |323 | 349 |416 |310 |283 |254 |264 | |обслуживанию | | | | | | | | | | | |электрооборудования | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Оператор - всего |540 |652 |761 |400 | 403 |503 |462 |431 |401 |405 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | оператор | 40 | 33 | 30 | 31 | 31 | 40 | 33 | 30 | 31 | 31 | |животноводческих комплексов| | | | | | | | | | | |и механизированных ферм | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |оператор котельной | 69 | 76 | 66 | 63 | 56 | 68 | 74 | 64 | 61 | 54 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |оператор машинного доения |240 |221 |207 |186 | 190 |240 |221 |207 |186 |190 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |оператор технологических | 42 |209 |168 | 13 | 13 | 30 | 35 | 30 | 30 | 30 | |установок | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Электрогазосварщик |454 |401 |398 |396 | 393 |340 |288 |280 |285 |288 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Машинист - всего |410 |427 |474 |323 | 318 |233 |229 |223 |213 |206 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | машинист бульдозера | 63 | 63 | 63 | 62 | 62 | 39 | 37 | 41 | 38 | 38 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |машинист крана | 35 | 56 |128 | 44 | 44 | 15 | 34 | 21 | 21 | 20 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |машинист экскаватора | 85 | 62 | 59 | 59 | 56 | 48 | 31 | 32 | 34 | 29 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Тракторист-машинист |383 |295 |268 |278 | 284 |383 |295 |268 |278 |284 | |сельскохозяйственного | | | | | | | | | | | |производства | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Монтажник - всего |320 |300 |333 |303 | 310 |153 |141 |148 |167 |174 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | монтажник по монтажу| 71 | 77 | 75 | 76 | 75 | 18 | 23 | 22 | 23 | 22 | |стальных и железобетонных| | | | | | | | | | | |конструкций | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |монтажник | 90 | 72 | 72 | 86 | 85 | 77 | 59 | 58 | 73 | 72 | |санитарно-технических | | | | | | | | | | | |систем и оборудования | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |монтажник технологического |121 |116 |125 |106 | 116 | 31 | 31 | 40 | 41 | 51 | |оборудования и связанных с| | | | | | | | | | | |ним конструкций | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Швея |917 |324 |357 |305 | 305 |186 |197 |218 |178 |188 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Рабочий по комплексному|220 |231 | 55 | 53 | 39 |220 |231 | 55 | 53 | 39 | |обслуживанию и ремонту| | | | | | | | | | | |зданий | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Продавец |211 |230 |246 |166 | 146 | 88 |101 |117 |119 |116 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Электросварщик ручной |196 |192 |225 |228 | 228 | 81 | 76 | 87 | 85 | 83 | |сварки | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Токарь |193 |176 |153 |148 | 149 |114 | 87 | 88 | 89 | 90 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Сборщик корпусов |163 |169 |178 |186 | 197 | 51 | 48 | 46 | 45 | 46 | |металлических судов | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Электрослесарь |142 | 38 | 40 | 45 | 42 |118 | 19 | 20 | 26 | 23 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Овощевод |122 |137 |130 |127 | 129 |122 |137 |130 |127 |129 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Аппаратчик |100 |110 |107 |105 | 105 | 93 |102 | 99 | 97 | 96 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Повар | 96 | 80 |103 | 82 | 68 | 86 | 71 | 75 | 71 | 60 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Тракторист | 89 | 82 | 76 | 74 | 75 | 87 | 78 | 72 | 70 | 71 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Станочник - всего | 83 |155 |153 |153 | 147 | 66 | 95 | 92 | 94 | 87 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | станочник | 61 |136 |129 |128 | 123 | 51 | 81 | 74 | 75 | 70 | |деревообрабатывающих | | | | | | | | | | | |станков | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Моторист- матрос | 85 | 80 | 80 | 82 | 80 | 83 | 80 | 80 | 80 | 80 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Вальщик леса | 84 | 66 | 45 | 45 | 46 | 44 | 43 | 22 | 22 | 23 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Электромонтажник - всего | 65 | 65 | 77 | 71 | 76 | 36 | 36 | 42 | 41 | 41 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| | в том числе: | | | | | | | | | | | | электромонтажник по | 58 | 58 | 70 | 65 | 70 | 31 | 31 | 36 | 36 | 36 | |силовым сетям и| | | | | | | | | | | |электрооборудованию | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Фрезеровщик | 52 | 52 | 23 | 23 | 26 | 22 | 16 | 13 | 14 | 17 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Тракторист по подготовке| 40 | 30 | 30 | 33 | 34 | 16 | 14 | 14 | 17 | 18 | |лесосек, трелевке и вывозке| | | | | | | | | | | |леса | | | | | | | | | | | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Наладчик оборудования | 40 | 40 | 34 | 36 | 35 | 24 | 24 | 18 | 22 | 21 | |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Итого |8876|7494|8065|6653|6646 |6121|5200|4910|4823|4820| |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| |Всего потребность |9714|8240|9165|7332|7294 |6675|5692|5377|5297|5268| |———————————————————————————|————|————|————|————|—————|————|————|————|————|————| Итоги проводимых ежегодных конкурсов профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования, свидетельствуют о том, что зачастую продемонстрированные знания, умения и практические навыки, полученные в ходе образовательного процесса, не вполне соответствуют производственным технологиям, применяемым на производстве. Одним из факторов, ограничивающим развитие начального профессионального образования, является также недостаточная обеспеченность кадрами необходимой квалификации. Численность педагогических работников в образовательных учреждениях начального профессионального образования Ленинградской области существенно не меняется, но сохраняется тенденция "старения" кадров и отставания их профессионального уровня от требований нового содержания образования и технологий обучения. Демографические условия в перспективе приведут к дальнейшему сокращению объемов подготовки кадров в системе начального профессионального образования. Кроме того, в период с 2006 по 2010 годы прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное падением рождаемости в начале 90-х годов и снижением интенсивности миграционных процессов. В разрезе возрастных групп предполагается сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов. В таких условиях решающая роль отводится профессиональной ориентации молодежи, которая должна быть включена в сферу социальной адаптации уже на этапе общего образования. Как показывают результаты опроса учащихся общеобразовательных учреждений, в сфере материального производства намерены работать от 2 до 8 процентов выпускников школ. Две трети старшеклассников не готовы самостоятельно решать вопросы, касающиеся выбора будущей профессии. Анализ состояния и тенденций развития системы начального профессионального образования Ленинградской области позволяет выявить следующие проблемы ее функционирования: система начального профессионального образования не в полной мере отвечает перспективным требованиям рынка труда по структуре и уровню профессиональной подготовки выпускников; система начального профессионального образования испытывает значительный дефицит в ресурсном обеспечении и финансировании. Состояние материально-технической базы и уровень финансирования не соответствуют ее задачам в сфере социально-экономического развития региона; в системе начального профессионального образования недостаточно развиты отношения социального партнерства между образовательными учреждениями и работодателями, что затрудняет становление новых форм и механизмов участия работодателей, профессиональных сообществ и других заинтересованных сторон в решении проблем профессионального образования; фактически отсутствует ответственность учебных заведений за конечные результаты своей образовательной деятельности (в вопросах трудоустройства, закрепляемости выпускников на предприятиях). 2. Цели и задачи развития системы начального профессионального образования Ленинградской области Стратегической целью развития системы начального профессионального образования Ленинградской области является переориентация системы на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, модернизацию организационно-экономического механизма функционирования системы начального профессионального образования. Задачи развития системы начального профессионального образования Ленинградской области состоят в реализации следующих стратегий адаптации, обеспечивающих устойчивость системы в долгосрочной перспективе: обеспечение тесной взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг; обновление содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг; совершенствование экономических механизмов функционирования и инвестиционной привлекательности начального профессионального образования; развитие кадрового потенциала системы начального профессионального образования, усиление социальной поддержки обучающихся и работников учреждений начального профессионального образования. 3. Приоритетные направления развития системы начального профессионального образования Ленинградской области Достижение стратегической цели и задач развития системы начального профессионального образования Ленинградской области обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий по следующим основным направлениям: 1) обеспечение тесной взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг: дальнейшее развитие системы среднесрочного прогнозирования потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; совершенствование механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров в системе начального профессионального образования; оптимизация сети образовательных учреждений начального профессионального образования (создание интегрированных образовательных учреждений, реализующих двухуровневое профессиональное образование), объемов и профилей подготовки кадров в системе начального профессионального образования; расширение подготовки по интегрированным профессиям, востребованным на рынке труда; внедрение механизма целевой контрактной подготовки кадров в системе начального профессионального образования; обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в развитии профессионального образования, в том числе в формировании регионального заказа на подготовку кадров, целевой контрактной подготовке кадров, оценке качества программ профессиональной подготовки и формировании содержания программ непрерывного профессионального образования; развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в целях обеспечения всем молодым людям доступа к информации о профессиях, востребованных на рынке труда, профессиональном образовании и обучении и возможностях их получения; обеспечение участия учреждений начального профессионального образования в реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся общеобразовательных школ; организация внутрисетевого взаимодействия образовательных учреждений в целях повышения мобильности сферы образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективного управленческого опыта; создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений начального профессионального образования путем развития целевой контрактной подготовки, создания в образовательных учреждениях служб маркетинговых услуг, формирования у выпускников готовности к самоопределению по вопросам подбора работы, организации собственного дела; 2) совершенствование содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг: обеспечение соответствия содержания начального профессионального образования и методов обучения новым производственным технологиям; привлечение работодателей к разработке и экспертизе учебных программ и учебно-программной документации, профессиональных образовательных стандартов и квалификаций, проведению аттестации учащихся; создание учебно-программной документации по новым профессиям, включенным в региональный заказ на подготовку кадров в системе начального профессионального образования; разработка и применение новой системы критериев и показателей оценки деятельности системы начального профессионального образования, отражающей соответствие функционирования данной системы задачам социально-экономического развития региона; внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения своевременного реагирования системы образования на динамично изменяющиеся потребности рынка труда и профессиональные запросы и учащейся молодежи; обеспечение участия учреждений начального профессионального образования в реализации программ непрерывного профессионального образования, обеспечивающих преемственность различных уровней профессионального образования; радикальное улучшение материально-технической базы учреждений начального профессионального образования; обеспечение системы начального профессионального образования высококвалифицированными педагогическими кадрами и их социальная поддержка; 3) совершенствование экономических механизмов и инвестиционной привлекательности начального профессионального образования: внедрение новых механизмов взаимодействия учреждений начального профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов; разработка финансовых нормативов на подготовку квалифицированных рабочих по профессиям начального профессионального образования приоритетных отраслей экономики региона; создание попечительских, управляющих советов образовательных учреждений начального профессионального образования в целях привлечения дополнительных финансовых средств и обеспечения их эффективного расходования; разработка научно-методического обеспечения деятельности попечительских и управляющих советов в образовательных учреждениях начального профессионального образования; развитие взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования с органами службы занятости населения по созданию экономических условий для обеспечения занятости выпускников и подготовке (переподготовке) незанятого населения. 4. Этапы реализации Концепции На первом этапе (2006 - 2007 годы) предусматривается проведение мероприятий, обеспечивающих: завершение оптимизации сети образовательных учреждений начального профессионального образования, апробацию моделей их финансирования (создание интегрированных образовательных учреждений, реализующих двухуровневое профессиональное образование - отраслевых колледжей, а также профильных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих обучение различных категорий молодежи, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, незанятого взрослого населения); разработку и постепенное внедрение нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося в образовательных учреждениях начального профессионального образования в зависимости от реализуемых профессиональных образовательных программ (высоко-, средне- и низкозатратные профессии); совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей ответственность заказчиков и исполнителей регионального заказа на подготовку рабочих кадров; внедрение механизма целевой контрактной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования; переход на подготовку кадров по рабочим профессиям в образовательных учреждениях начального профессионального образования на основе общего полного образования. На втором этапе (2008 - 2009 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным: на техническое перевооружение учебно-материальной базы системы начального профессионального образования; на инвестиции в модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы; на обновление методического, кадрового и информационного обеспечения системы; на создание интегрированных центров начального профессионального образования, объединяющих в своем составе образовательные учреждения, инфрастуктуру органов службы занятости населения и представительства региональных объединений промышленников и предпринимателей; на развитие государственно-общественных форм управления в системе начального профессионального образования, обеспечение научно-методического сопровождения деятельности управляющих и попечительских советов в образовательных учреждениях; на расширение объемов целевой контрактной подготовки кадров в образовательных учреждениях начального профессионального образования. На данном этапе необходимо завершить переход системы начального профессионального образования на целевую контрактную подготовку кадров в соответствии с механизмом регионального заказа. Основными принципами такого механизма являются: формирование планов приема в образовательные учреждения начального профессионального образования в соответствии с перспективной потребностью экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах; организация подготовки кадров на основе заявок работодателей через систему прямых договоров между работодателями и образовательными учреждениями; софинансирование работодателями профессиональной подготовки в образовательных учреждениях начального профессионального образования; учет потребностей в получении профессионального образования социально слабозащищенной категорией молодежи ("социальный заказ"). Внедрение механизма целевой контрактной подготовки позволит создать условия для обеспечения кадрами предприятий и учреждений производственной и социальной сферы, обеспечить социальную поддержку слабо защищенных категорий молодежи в получении качественного профессионального образования, улучшить показатели трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования, повысить эффективность бюджетного финансирования системы начального профессионального образования, создать механизм реального финансового участия работодателей в подготовке необходимых квалифицированных рабочих кадров. На третьем этапе (2010 год) реализуются мероприятия, направленные на осуществление постепенного перехода к финансированию учебных заведений начального профессионального образования с учетом конечных результатов их деятельности, а также анализируются и распространяются результаты, полученные на предыдущих этапах, определяются приоритетные направления развития системы начального профессионального образования на последующие годы. 5. Механизм реализации Концепции Решение задач, поставленных в Концепции, обеспечивается путем реализации региональных целевых программ и других программных документов, определяющих комплекс мероприятий по развитию системы начального профессионального образования Ленинградской области: План основных мероприятий по реализации Концепции развития начального профессионального образования Ленинградской области на период до 2010 года; План действий органов исполнительной власти Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций квалифицированными кадрами на 2006-2007 годы, утвержденный постановлением Губернатора Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 29-пг; Комплекс мероприятий по реализации в Ленинградской области приоритетного национального проекта в сфере образования и приоритетных направлений развития образования в Ленинградской области на период до 2010 года, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 года N 329; региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006 - 2010 годы", утвержденная областным законом от 18 мая 2006 года N 32-оз; региональная целевая программа "Развитие дополнительного профессионального (педагогического) образования в Ленинградской области на 2006 - 2009 годы", утвержденная областным законом от 13 июля 2005 года N 58-оз; региональная целевая программа "Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002 - 2006 годы", утвержденная областным законом от 16 августа 2002 года N 35-оз. Организационно-техническое, методическое и экспертное сопровождение реализации Концепции предполагает проведение постоянного мониторинга результатов реализации программных мероприятий, в том числе: выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации программных мероприятий и разработка предложений по их решению; подготовка рекомендаций по уточнению и корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год. 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции позволит придать системе начального профессионального образования Ленинградской области устойчивость и целостность, обеспечить ее переориентацию на удовлетворение потребностей регионального рынка труда и запросов личности в получении качественного профессионального образования, обновить структуру и содержание начального профессионального образования, создать новые механизмы взаимодействия учреждений начального профессионального образования и работодателей, обеспечивающие привлечение в сферу начального профессионального образования дополнительных материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов. Критериями и индикаторами оценки эффективности деятельности системы начального профессионального образования Ленинградской области являются: удовлетворение потребностей социально-экономической сферы региона в профессионально-мобильных кадрах (повышение доли обучающихся в учреждениях начального профессионального образования на контрактно-договорной основе с работодателями, увеличение численности и доли выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в соответствии с заключенными договорами, повышение их закрепляемости на предприятиях и в организациях); удовлетворение потребностей населения в качественных профессиональных образовательных услугах, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи (рост числа и доли обучающихся в рамках интегрированных учреждений профессионального образования, увеличение количества и доли детей с ограниченными возможностями, получивших начальное профессиональное образование); снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере начального профессионального образования, переход к эффективным правовым и экономическим механизмам, обеспечивающим стабильное функционирование и развитие профессиональных учебных заведений (рост привлеченных средств в систему начального профессионального образования Ленинградской области, совершенствование процедур оценки качества подготовки и сертификации квалификаций рабочих и специалистов; увеличение доли учреждений начального профессионального образования, имеющих органы общественно-гражданского управления образованием). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|