Расширенный поиск
Постановление Правительства Ленинградской области от 29.04.2011 № 124ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 29 апреля 2011 года N 124 Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области на 2011-2012 годы (В редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 14.05.2012 г. N 153) В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и в целях создания условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей населения в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Ленинградской области Правительство Ленинградской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области на 2011-2012 годы. 2. Комитету финансов Ленинградской области в первом квартале 2013 года провести анализ достигнутых значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области в 2012 году. (В редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 14.05.2012 г. N 153) 3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой. Губернатор Ленинградской области В.Сердюков Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Ленинградской области от 29 апреля 2011 года N 124 ПРОГРАММА повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области на 2011-2012 годы Программа повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области на 2011-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 194н/701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов". 1. Текущая ситуация в сфере повышения эффективности бюджетных расходов. Обоснование необходимости разработки и реализации Программы Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем его исполнения. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности государственных расходов. Традиционная бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых государственных (муниципальных) услуг и не на уровне достижения целей деятельности, а на необходимости содержания существующих мощностей подведомственной бюджетной сети. Бюджетирование, ориентированное на результат, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать уровень достижения запланированных результатов. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение запланированного результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество государственных (муниципальных) услуг, определенных стандартом. Эффективное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей. В Ленинградской области процессы реформирования бюджетного сектора и повышения качества управления государственными финансами прошли несколько этапов развития. Правительством Ленинградской области реализованы программы бюджетных реформ, в том числе по переходу к практике применения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в отдельных отраслях бюджетного производства. Результатами реформ стали также расширение горизонта планирования бюджета, создание стимулов роста и рост доходной базы, установление стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, совершенствование системы межбюджетных отношений и внедрение более объективных формализованных методик формирования и распределения межбюджетных трансфертов, совершенствование системы государственного заказа, внедрение казначейской системы исполнения бюджета и прочие. Реализованы Программа реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы, Программа проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах. В целях реализации указанных программ разработаны нормативные правовые акты Ленинградской области: распоряжение Губернатора Ленинградской области от 19 ноября 2004 года N 553-рг "О Программе реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы"; распоряжение Губернатора Ленинградской области от 7 июля 2006 года N 345-рг "Об утверждении Программы проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах"; распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 апреля 2007 года N 165-рг "О реализации мероприятий по проведению административной реформы в Ленинградской области в 2007 году"; распоряжение Губернатора Ленинградской области от 31 июля 2008 года N 451-рг "Об утверждении плана мероприятий по проведению административной реформы в Ленинградской области в 2008 году"; распоряжение Губернатора Ленинградской области от 26 мая 2009 года N 289-рг "Об утверждении плана мероприятий по проведению административной реформы в Ленинградской области в 2009 году"; распоряжение Губернатора Ленинградской области от 6 мая 2010 года N 300-рг "Об утверждении Плана мероприятий по проведению административной реформы в Ленинградской области в 2010 году". Реформирование осуществлялось по следующим направлениям: внедрение механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Ленинградской области; стандартизация и регламентация (разработка и утверждение приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг); предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров; предоставление информации о государственных услугах в электронной форме; оптимизация функций органов исполнительной власти Ленинградской области и противодействие коррупции; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и общества; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Ленинградской области. Внедрение механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Ленинградской области В настоящее время механизмы бюджетирования, ориентированного на результат, внедрены в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта, отрасли сельского хозяйства. Участниками процесса бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях - исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями разработаны взаимоувязанные системы целей, задач, мероприятий и показателей, которые ориентированы на достижение результата в измеряемых показателях. На базе разработанных систем целеполагания формируются планы деятельности и показатели достижения результатов, что позволяет сопоставить достигнутые целевые результаты с выделенными финансовыми ресурсами, определить эффективность расходования бюджетных средств. Итоги реализации планов деятельности подводятся ежеквартально. Оценка результатов деятельности бюджетных учреждений осуществляется специально образованными контрольными комиссиями, в состав которых входят представители отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области, финансовых органов, администрации и финансовых служб учреждений. Выделение бюджетных средств осуществляется в зависимости от достигнутых результатов. В целях внедрения механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Ленинградской области, а также единой системы мониторинга достижения целей и сбалансированности показателей принято постановление Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2010 года N 360 "Об утверждении целей и задач государственной политики Ленинградской области и планов деятельности по их реализации на 2010- 2012 годы, систем сбалансированных показателей деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области". Стандартизация и регламентация В целях стандартизации и регламентации государственных функций и услуг в Ленинградской области приняты: постановление Правительства Ленинградской области от 29 июня 2006 года N 205 "О бюджетных услугах, стандартах результативности предоставления бюджетных услуг, методах их использования для планирования, исполнения и оценки эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования"; областной закон от 30 июня 2006 года N 44-оз "О государственных стандартах социального обслуживания населения в Ленинградской области"; областной закон от 30 июня 2006 года N 45-оз "О региональных стандартах в жилищно-коммунальной сфере Ленинградской области". При этом государственные стандарты определены для всех форм социального обслуживания, включенных в утвержденный Правительством Ленинградской области перечень гарантированных социальных услуг, в том числе: стационарного социального обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах, стационарных отделениях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста и инвалидов; полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях дневного, ночного пребывания; реабилитационных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями трудоспособного и старше трудоспособного возраста; реабилитационных услуг для детей с ограниченными возможностями, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; социального обслуживания на дому; срочного социального обслуживания и консультативной помощи. Стандарты предоставления государственных услуг отдельным категориям граждан включены в административные регламенты и проекты административных регламентов. Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 марта 2011 года N 42 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) в Ленинградской области. Разработаны и утверждены более 100 административных регламентов. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров в 2008 году проведены сбор и анализ: приоритетных государственных услуг, предоставляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; приоритетных государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ленинградской области, подведомственными им организациями, органами местного самоуправления Ленинградской области, планируемых к предоставлению на базе многофункциональных центров (в сфере социальной защиты населения); приоритетных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Ленинградской области, планируемых к предоставлению на базе многофункциональных центров (в сфере оборота недвижимого имущества). На основании проведенного анализа сформирован проект перечня государственных и муниципальных услуг, планируемых к предоставлению на базе многофункциональных центров (преимущественно услуги в сфере социальной защиты населения и оборота недвижимого имущества). Предоставление информации о государственных услугах в электронной форме В целях предоставления информации о государственных услугах в электронной форме в сети Интернет создан портал государственных услуг, размещенный по адресу www.gu.lenobl.ru. На указанном портале содержатся сведения о государственных услугах в сфере труда и занятости населения, записи актов гражданского состояния, социальной защиты населения, архивного дела, архитектуры и градостроительства, физической культуры и спорта, правопорядка и безопасности, образования, культуры, в том числе: полное наименование государственной услуги; перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Ленинградской области, на основании которых предоставляется государственная услуга; наименование органа исполнительной власти Ленинградской области, подведомственных ему организаций, органов местного самоуправления Ленинградской области, предоставляющих государственную услугу; местонахождение органа исполнительной власти Ленинградской области, подведомственных ему организаций, органов местного самоуправления Ленинградской области, предоставляющих государственную услугу (индекс, адрес, телефоны, e-mail); получатели государственной услуги; на платной или бесплатной основе предоставляется государственная услуга; сроки предоставления государственной услуги. Оптимизация функций органов исполнительной власти Ленинградской области и противодействие коррупции В целях оптимизации функций органов исполнительной власти Ленинградской области и противодействия коррупции: проводится работа по анализу государственных полномочий, основных задач и функций органов исполнительной власти Ленинградской области с целью исключения их избыточности и дублирования; вносятся изменения в положения об органах исполнительной власти Ленинградской области, реформируется их внутренняя структура; ведется работа по анализу и отмене нормативных правовых актов Ленинградской области в целях исключения избыточного государственного регулирования в Ленинградской области. В 2008 году в связи с многократным дополнением полномочий субъектов Российской Федерации, обусловленным изменениями федерального законодательства, внесены изменения в положения и структуру не менее 50 процентов органов исполнительной власти Ленинградской области; проводится работа по оптимизации структуры государственных предприятий и учреждений; разработаны и внедряются электронные средства моделирования и оптимизации деятельности Администрации Ленинградской области (ВР win). Информационная модель деятельности Администрации Ленинградской области позволит контролировать не менее 90 процентов полномочий органов исполнительной власти Ленинградской области, исключить дублирование, противоречивость и избыточность функций и полномочий; разрабатываются и внедряются мероприятия по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ленинградской области. Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти и общества В Ленинградской области функционируют: интернет-портал Администрации Ленинградской области (электронный адрес: www.lenobl.ru), интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области (электронный адрес: www.gu.lenobl.ru), сайт государственного заказа Ленинградской области (электронный адрес: www.goszakaz.lenobl.ru). Посредством использования web-технологий население имеет доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, к региональному порталу и порталам федеральных органов государственной власти. На интернет-портале Ленинградской области созданы разделы органов исполнительной власти Ленинградской области, в которых размещена информация о задачах, полномочиях, функциях и структуре органов исполнительной власти, адреса и телефоны, иная информация для граждан и организаций, раздел оперативной информации о деятельности органов местного самоуправления Ленинградской области "Новости муниципальных образований". В 2009 году комитетом по культуре Ленинградской области на базе 10 библиотек Ленинградской области созданы центры общественного доступа к социально значимой информации, оснащенные компьютерной техникой с доступом к сети Интернет. Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области совместно с Главным управления МЧС России по Ленинградской области организовано общение сотрудников спасательных служб с жителями Ленинградской области в телевизионных программах в режиме реального времени. На территории Ленинградской области устанавливаются информационные киоски, позволяющие населению получать информацию об органах государственной власти, а также направить письменный запрос в органы государственной власти. Органы исполнительной власти Ленинградской области используют в работе автоматизированную информационную систему государственного заказа. Внедряется единая система электронного документооборота в органах исполнительной власти, информационная система управления государственными и муниципальными служащими Ленинградской области. Ведется работа по защите информации в информационных системах и сетях органов исполнительной власти Ленинградской области. Вместе с тем в сфере управления общественными финансами Ленинградской области существуют системные недостатки и нерешенные проблемы, в том числе указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р: цели деятельности части субъектов бюджетного планирования не сформулированы либо аморфны и неизмеримы, либо слабо увязаны с актуальными приоритетами развития и стратегическими целями. Структура и динамика бюджетных расходов не всегда соответствуют изменениям степени важности проблем развития Ленинградской области, целям государственной политики; отсутствуют действенные методики оценки результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в части эффективности использования бюджетных ресурсов, применения мер налогового, тарифного и иных форм государственного регулирования; существуют методические, организационные и кадровые проблемы при переходе к программно-целевому бюджету, трудности при применении инструментов бюджетирования, ориентированного на результат; сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений к повышению эффективности своей деятельности. Затруднен процесс перехода к предоставлению государственных услуг посредством новых организационно-правовых форм учреждений, предполагающих как большую самостоятельность при распоряжении бюджетными средствами, так и большую ответственность за достижение результата. Положительные результаты реализации предыдущих программ по повышению эффективности управления общественными финансами Ленинградской области, а также актуальность проблем системы управления свидетельствуют о наличии нереализованного потенциала дальнейшего развития и возможности роста эффективности бюджетных расходов в Ленинградской области. Реализация указанного потенциала предполагает актуализацию системы приоритетов развития, выработку и выполнение действий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и распространение положительной практики эффективного управления результатами на широкий спектр отраслей производства государственных услуг. С 2010 года за счет средств областного бюджета проводятся отдельные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов, финансирование которых также предусмотрено в 2011 году. 2. Цели и задачи Программы Любая система управления должна повышать свою эффективность в динамике в соответствии с изменениями, происходящими в окружающем мире. Чем более высокими темпами будет повышаться эффективность управления, тем более конкурентоспособным будет являться субъект управления, и наоборот. Ленинградская область как система управления бюджетными расходами, находясь в конкурентной среде глобального мира, должна обеспечивать постоянное повышение (положительную динамику) эффективности бюджетных расходов. Динамика роста эффективности системы государственного управления Ленинградской области при использовании имеющихся и создаваемых ресурсов - залог успеха в глобальной конкуренции на рынках человеческого и финансового капиталов. Целью государственного управления и местного самоуправления является рост уровня и качества жизни населения. Обеспечению достижения этой цели способствуют: повышение целесообразности расходования бюджетных средств; повышение результативности расходования бюджетных средств; повышение экономичности расходования бюджетных средств. Повышение целесообразности, результативности и экономичности расходов бюджета способствуют также росту доходов бюджета как косвенно (посредством улучшения уровня и качества жизни населения, роста производительности), так и напрямую (расходы на создание инвестиционного климата, поддержку малого и среднего бизнеса). При этом рост доходов бюджета непосредственно связан с ростом доходов, уровнем и качеством жизни населения и в то же время создает дополнительные возможности для осуществления эффективных расходов по повышению уровня и качества жизни населения. Повышение эффективности расходования бюджета Повышение целесообразности, результативности и экономичности расходования бюджетных средств являются тремя составляющими эффективности управления общественными финансами субъекта Российской Федерации. Первой составляющей оценки качества управления является определение целесообразности деятельности, направленной на решение проблемы. Целесообразность определяется соотношением приоритетов (выявленных проблем) управления и установленных целей управления (ЦТЬ = П/Ц). Определение целесообразности - верхний уровень управления. Прежде всего важна корректная идентификация проблем, которая проводится на основе соответствующих диагностических исследований. Второй составляющей оценки качества управления является анализ результативности. Результативность характеризуется оценкой соотношения поставленных целей к достигнутым результатам (РТЬ = Ц/Р). Такая оценка позволяет делать выводы о степени достижения поставленных целей. Для оценки показателя результативности необходимым условием является наличие количественного описания поставленной цели и измеримости значения результата определенной деятельности. Третьей составляющей оценки качества управления является анализ показателя экономичности, то есть соотношения результата к затратам (ЭТЬ = Р/З). Этот вид оценки характеризует себестоимость результата достижения цели. Однако в государственном секторе зачастую либо не оценивается себестоимость достижения результата (отсутствуют объективные методики расчета себестоимости), либо не анализируется сам результат в связи с отсутствием описания стандарта либо измерителя этого результата. В ходе реализации Программы реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы получен положительный опыт планирования и оценки эффективности по составляющим целесообразности, результативности и экономичности, в частности, по решению проблем здоровья населения, являющихся важной составляющей уровня и качества жизни. Руководители областных и районных структур системы здравоохранения обследовали и выявили наиболее существенные проблемы здоровья населения, сформулировали цели и показатели их достижения, разработали системы целеполагания и целевые программы для пилотных районов. Ключевым условием реализации программ для пилотной зоны явилась реализация программ с объемом расходов в пределах объема финансирования здравоохранения района в предыдущем отчетном году. При условии достижения установленных целей предусматривалось стимулирование участников программ. Таким образом, параметры целесообразности были обеспечены проведением доказательных исследований проблем здоровья и экспертизой соответствия выявленных проблем сформулированным целям, обеспеченным измеримыми показателями конечного результата. Оценка результативности была обеспечена мониторингом фактически достигнутых и запланированных значений целевых показателей, оценка экономичности - ограничением объема финансирования и сопоставлением плановых объемов финансирования с фактическими, а также плановых значений целевых показателей с фактическими. Программно-целевые инструменты управления результатами при решении проблем здоровья населения в части полномочий системы здравоохранения продемонстрировали реальные преимущества в сравнении с традиционными сметными и нормативными методами государственного управления затратами, что подтверждено статистикой основных показателей здоровья населения. |————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————| | | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————| | Коэффициент | 10,3 | 10,8 | 11,8 | 9,3 | 9,0 | 9,8 | 7,9 | 7,6 | 7,9 | 5,5 | | младенческой | | | | | | | | | | | | смертности (число | | | | | | | | | | | | детей, умерших в | | | | | | | | | | | | возрасте до 1 года, на | | | | | | | | | | | | 1000 родившихся | | | | | | | | | | | | живыми) | | | | | | | | | | | |————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————| | Общий коэффициент | 18,8 | 19,9 | 20,4 | 21,1 | 20,3 | 20,3 | 19,3 | 18,2 | 18,0 | 17,0 | | смертности (число | | | | | | | | | | | | умерших на 1000 | | | | | | | | | | | | человек населения) | | | | | | | | | | | |————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————| Целевым эффектом внедрения программно-целевых методов в здравоохранении является снижение показателя смертности. При этом детская смертность снижается более быстрыми темпами вследствие отсутствия влияния естественной смертности населения на значения данного показателя. Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Базовым условием достижения цели Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ленинградской области. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи: обеспечить более тесную взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов; оптимизировать объемы и порядок выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг; обеспечить более тесную взаимосвязь между количеством и составом имущества, находящегося в собственности Ленинградской области, и полномочиями исполнительных органов государственной власти Ленинградской области; повысить качество финансового управления в общественном секторе; развить систему стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ; усилить прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для выполнения указанных задач в 2011-2012 годах предлагается реализовать мероприятия по основным направлениям: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Ленинградской области; совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области и повышение эффективности распределения и использования бюджетных средств; оптимизация функций государственного и муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения; реструктуризация бюджетного сектора (расширение применения новых организационно-правовых форм) и повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг; реформирование государственного (муниципального) финансового контроля; развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами и обеспечение публичности результатов деятельности; повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне. Реализация мер по указанным направлениям создаст организационные, методические и правовые условия для повышения эффективности бюджетных расходов в отраслях социальной сферы и экономики, что обеспечит положительную динамику эффективности бюджетных расходов. Основные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов, которые планируется реализовать в Ленинградской области, и их воздействие на составляющие эффективности бюджетных расходов (целесообразность, результативность, экономичность): 1. Комплексный аудит бюджетных расходов областного бюджета Ленинградской области (расходных обязательств), направленный на определение возможностей повышения их эффективности (создание принципов анализа, собственно анализ, оценка объемов и эффективности расходов, в том числе разработка и внедрение новых принципов распределения "дополнительных доходов бюджета" на новых системных эффектах). Мероприятие является установочным по определению эффективности бюджетных расходов. Результатом реализации мероприятия является увеличение эффективности осуществляемых в настоящий момент бюджетных расходов. При проведении анализа определяется целесообразность как каждого из бюджетных расходов в отдельности, так и комплекса бюджетных расходов, проводится анализ результативности расходов и их экономичности. Таким образом, для каждого из бюджетных расходов определяется и устанавливается каждая из составляющих эффективности (целесообразность, результативность, экономичность), выявляются бюджетные расходы, для которых эффективность не может быть определена. 2. Расширение практики применения методов бюджетирования, ориентированного на результат (в частности, расширение применения программно-целевого принципа управления), в сферах производства государственных услуг, где такие методы внедрены не в полной мере (строительство, контроль природопользования и экологическая безопасность, природные ресурсы, энергетический комплекс и жилищно- коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, молодежная политика, государственное имущество), и совершенствование указанных методов. Целесообразность: для каждой отрасли устанавливаются приоритеты в достижении целей, разрабатывается система связанных целей, задач и мероприятий, что обеспечивает наибольшую целесообразность бюджетных расходов. Результативность: разрабатывается система сбалансированных показателей, направленная на контроль достижения целей, решения задач и выполнения мероприятий, а также система процедур по контролю значений этих показателей. Таким образом, создаваемая система позволяет оценивать результативность (степень достижения целей). Экономичность: при разработке системы целей и мероприятий по их достижению появляется возможность выбора наиболее экономичных мероприятий для достижения поставленных целей. 3. Совершенствование системы управления и повышение эффективности бюджетных расходов в здравоохранении посредством анализа, сравнения и интеграции механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, фондодержания, модели подушевых нормативов, медико-экономических стандартов. Целесообразность и результативность: в настоящее время в здравоохранении действует утвержденная система целеполагания, с целью выявления потребности в уточнении которой будет проведен аудит. Экономичность: мероприятие направлено на повышение экономичности оказания услуг здравоохранения без потери их качества, выбора наиболее экономически эффективной организационной формы управления оказанием услуг здравоохранения. 4. Разработка жилищной политики и системы управления ее реализацией (разработка государственной программы субъекта Российской Федерации по реализации жилищной политики, в том числе создание единой системы целеполагания, создание системы межведомственного управления реализацией жилищной политики, межведомственная балансировка целей, задач и показателей). Целесообразность: разработка государственной программы по реализации жилищной политики позволит установить единую систему целей жилищной политики, выработать единые подходы к обеспечению населения Ленинградской области жильем. Результативность: разработанная система показателей по контролю достижения целей жилищной политики позволит повысить (зафиксировать) результативность обеспечения населения Ленинградской области жильем (реализации жилищной политики). Экономичность: единая жилищная политика позволит выбрать наиболее экономичные механизмы обеспечения населения Ленинградской области жильем, комплексной реализации жилищной политики, снизить транзакционные издержки при взаимодействии органов государственной власти. 5. Совершенствование системы планирования деятельности исполнительных органов государственной власти в целях придания ей целевого характера, контроля достижения результатов деятельности, формирования системы стимулирования государственных служащих с учетом результатов их профессиональной служебной деятельности. Целесообразность и экономичность: совершенствование системы планирования позволит сделать еще один шаг к проектной системе управления, снизить долю нерегламентированных, но реализуемых функций. Результативность: совершенствование системы планирования предполагает закрепление за каждым работником Администрации Ленинградской области системы показателей деятельности, а также контроль планирования и достижения установленных значений показателей, привязку системы стимулирования к системе показателей. 6. Совершенствование системы распределения всех видов бюджетной помощи: субсидий, субвенций, дотаций, бюджетных кредитов. Повышение эффективности видов бюджетной помощи путем системной оценки их целей. Формирование видов бюджетной помощи по принципу системной и межведомственной сбалансированности и комплексности. Определение единой цели для комплекса из нескольких видов бюджетной помощи, связанных по какому-либо основанию, обеспечит целесообразность, которая до настоящего времени не оценивалась. Будет разработана система показателей для комплексов из нескольких видов бюджетной помощи (определена результативность комплекса видов бюджетной помощи) для оценки и выбора наиболее эффективного баланса распределения средств между этими видами бюджетной помощи (достигнута наибольшая экономичность). 7. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальных образованиях. Повышение целесообразности, результативности и экономичности в рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на основе лучших примеров из областной практики. 8. Создание типовой модели муниципального управления. Создание типовой модели муниципального управления позволит органам местного самоуправления: повысить целесообразность деятельности муниципальных образований путем сравнения системы управления с типовой, выявления избыточных функций, полномочий, органов управления, определения избыточных расходов; принять обоснованное решение об устранении или дальнейшем финансировании избыточных функций; сравнить и оценить результативность и экономичность с типовыми показателями результативности и экономичности, выбрать наиболее эффективные организационные формы для повышения экономичности; увеличить оперативность распространения наиболее экономичных вариантов организационных форм; снизить издержки на поддержание в актуальном состоянии системы полномочий, функций и услуг (в случае, если орган местного самоуправления разрабатывает указанную систему самостоятельно), то есть повысить экономичность. Создание типовой модели муниципального управления позволит Администрации Ленинградской области: снизить издержки на контроль, взаимодействие с муниципальными образованиями и оказание помощи в решении их проблем в случае, если большинство из муниципальных образований перейдет к типовой структуре, то есть повысить экономичность; сравнивать органы местного самоуправления по ключевым показателям деятельности, проводя анализ результативности. 9. Совершенствование системы наполнения бюджета, повышения эффективности предоставления налоговых льгот, собираемости налогов, в том числе: совершенствование модели эффективности комплексного предоставления налоговых льгот и оценки приобретений и потерь доходов бюджета в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе; совершенствование модели оценки эффективности и балансировки финансовых инструментов стимулирования развития экономики, таких как предоставление гарантий, субсидирование части налоговых выплат инвесторам, предоставление отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в бюджеты с целью финансового и экономического оздоровления предприятий, формирование фонда регионального развития, формирование гарантийного фонда и других инструментов с целью максимизации доходов бюджета в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. При разработке указанных моделей будет рассматриваться эффективность каждого из используемых механизмов системы наполнения бюджета по тем же параметрам, по которым оценивается эффективность расходования бюджетных средств. Будет рассматриваться целесообразность использования соответствующего финансового инструмента, его результативность и экономичность, но в данном случае в качестве показателей эффективности деятельности по стимулированию развития экономики и роста налогооблагаемой базы будут рассматриваться объемы доходов бюджета. 3. Основные направления реализации мероприятий Программы Направление "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Ленинградской области" Одной из основных задач бюджетной политики Ленинградской области на среднесрочный период является обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета Ленинградской области. Такое обеспечение происходит за счет постоянного мониторинга количественных критериев устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки бюджетных рисков и других оценок. В условиях ограниченности финансовых ресурсов бюджетов всех уровней требуется уделять существенное внимание решению задач обеспечения взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая: способствует достижению главной цели стратегии социально- экономического развития Ленинградской области - роста уровня и качества жизни населения; создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата. Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста, а в особо неблагоприятных условиях - к снижению доходов бюджетов всех уровней, то есть к сокращению возможностей органов государственной власти Ленинградской области. Установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) государственного долга может привести к появлению нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства, не обеспеченные средствами бюджета для полного их исполнения и, как следствие, к дискредитации государственных институтов. Вынужденный в условиях безответственной бюджетной политики пересмотр заявленных целей государственной политики, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнение государственных контрактов может привести к снижению доверия граждан и бизнеса к государству. В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности исполнительных органов государственной власти, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах. Для повышения эффективности деятельности государственных институтов необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся: консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования; формирование областного бюджета Ленинградской области с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации; ограничение бюджетного дефицита, государственного долга; стабильность и предсказуемость налоговой политики Ленинградской области; полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики (в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество); планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств; принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки необходимых для исполнения расходных обязательств бюджетных ассигнований на весь период их исполнения; соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств; систематический анализ и оценка рисков для областного бюджета Ленинградской области; создание и поддержание необходимых финансовых резервов. Для дальнейшего внедрения указанных принципов планируется реализовать следующие основные меры: использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза; чередование периодов увеличения долга с периодами его сокращения; постоянный поиск наименее эффективных расходов бюджета Ленинградской области для их сокращения, концентрация средств на приоритетных направлениях; совершенствование процесса формирования и порядка ведения реестра расходных обязательств в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и указаниями Министерства финансов Российской Федерации; переход к индексации социальных пособий с учетом уровня инфляции в отчетном (текущем) году; формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности исполнительных органов государственной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения; оптимизация числа налоговых льгот и отражение применения налоговых льгот с регулярной их оценкой; совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения областного бюджета Ленинградской области с установлением ответственности главных распорядителей средств областного бюджета Ленинградской области за качество и соблюдение показателей кассового плана. Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Ленинградской области" будут использоваться следующие индикаторы: наличие утвержденного областного бюджета Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период; отношение дефицита областного бюджета Ленинградской области к доходам без учета объема безвозмездных поступлений; отношение государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений; отношение резервного фонда Ленинградской области к годовому объему расходов областного бюджета Ленинградской области; отношение объема просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджета; доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов бюджета; процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана; утверждена методика формализованного прогнозирования доходов областного бюджета Ленинградской области по основным налогам и сборам; доля условно утвержденных на плановый период расходов областного бюджета Ленинградской области; средняя долговая нагрузка на местные бюджеты; отношение кредиторской задолженности к расходам местных бюджетов; среднее отношение дефицита местных бюджетов к доходам; доля условно утвержденных на плановый период расходов местных бюджетов. Направление "Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области и повышение эффективности распределения и использования бюджетных средств" Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности. Под целевыми программами (долгосрочными и ведомственными) предлагается понимать комплекс мероприятий, реализуемых органами государственной власти в рамках установленных законодательством полномочий и материальных ресурсов, направленный на решение задач и достижение целей социально-экономического развития Ленинградской области и целей развития в отдельных сферах деятельности (компетенции) субъектов бюджетного планирования. Общими принципами разработки и реализации целевых программ являются: формирование программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и целей развития в отдельных сферах деятельности (компетенции) субъектов бюджетного планирования, достижение которых измеряется системой индикаторов (показателей); определение исполнительного органа государственной власти, отвечающего за результаты реализации целевой программы (достижение конечных результатов); установление измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих изменения системы управления (в частности объемы и качество оказания государственных услуг) и прогнозируемых при заданных условиях; проведение систематической регулярной оценки результативности и эффективности реализации целевых программ, в том числе внешней экспертизы, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ; внедрение стимулов для должностных лиц, ответственных за управление реализацией целевых программ, к результативному и эффективному достижению целей как показателей профессиональной служебной деятельности. Для реализации указанных подходов необходимо: совершенствовать порядок разработки, реализации и оценки эффективности целевых программ; определить перечень целевых программ и развивать применение программно-целевых инструментов реализации бюджетной политики; определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований областного бюджета Ленинградской области на реализацию целевых программ с учетом необходимости увязки с бюджетным процессом. Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения областного бюджета Ленинградской области. Программная структура должна охватывать значительную часть расходов областного бюджета Ленинградской области. Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения структуры и полномочий исполнительных органов государственной власти. Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств областного бюджета Ленинградской области в формировании и ведении собственных бюджетных росписей. Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований. Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области и повышение эффективности распределения и использования бюджетных средств" будут использоваться следующие индикаторы: удельный вес расходов областного бюджета Ленинградской области, формируемых в рамках программ; доля субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках целевых программ; доля расходов на осуществление бюджетных инвестиций, осуществляемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ; доля руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оплата труда которых зависит от показателей результатов профессиональной служебной деятельности; нормативно установлена обязанность использования целевых показателей долгосрочных и ведомственных целевых программ в качестве показателей результативности профессиональной служебной деятельности; средняя доля оплаты труда руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, зависящая от показателей результативности профессиональной служебной деятельности; доля руководителей государственных учреждений субъекта Российской Федерации, с которыми заключены результативные контракты; порядок и методика планирования бюджетных ассигнований предусматривают планирование и составление обоснований бюджетных ассигнований в разрезе отдельных расходных обязательств; доля расходных обязательств, в соответствие которым поставлены самостоятельные коды целевых статей (видов) расходов; число государственных услуг, выделенных в реестре расходных обязательств как отдельные расходные обязательства; нормативно утвержден формализованный порядок определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета; доля ведомственных и долгосрочных целевых программ, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 15 процентов от первоначального; процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов бюджета на первый год планового периода от объема расходов соответствующего года при его утверждении на очередной финансовый год; нормативно установлена обязательность проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ с участием оппонентов программ; доля долгосрочных целевых программ, принятых в отчетном году, проекты которых прошли публичные обсуждения; нормативно закреплен механизм распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами; доля расходов на целевые программы, одобренных в рамках распределения бюджета принимаемых обязательств; нормативно закреплена обязательность представления долгосрочных и ведомственных программ в составе материалов, представляемых с проектом бюджета. Направление "Оптимизация функций государственного и муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения" Направление предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе на применении его в процессе реализации целевых программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов государственной власти. Основными направлениями повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области при выполнении возложенных на них функций должны стать: противодействие коррупции и снижение административных барьеров; совершенствование контрольно-надзорной деятельности; оптимизация состава и полномочий исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности государственных (муниципальных) служащих; передача функций исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), или размещение государственных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг); повышение мотивации руководителей исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления) в отношении оптимизации предельной численности работников исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления) и сокращения бюджетных расходов на их деятельность; формирование "электронного правительства", в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления) Ленинградской области в электронной форме; оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления). Также необходимо совершенствовать механизмы оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к плановым показателям. Важной составляющей оптимизации деятельности государственных (муниципальных) институтов является управление государственной (муниципальной) собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям: инвентаризация объектов государственной (муниципальной) собственности, оформление прав на них; замена практики передачи имущества, специально приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию, путем предоставления субсидий на соответствующие цели; проведение анализа заключенных договоров безвозмездного пользования имуществом с целью возможного заключения договоров на возмездной основе; оптимизация сети государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений; внедрение системы показателей оценки эффективности использования государственного (муниципального) имущества; формирование экономически обоснованной дивидендной политики. Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Оптимизация функций государственного и муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения" будут использоваться следующие индикаторы: число государственных услуг по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме; доля функций исполнительных органов государственной власти Ленинградской области, в отношении которых утверждены административные регламенты их исполнения. Направление "Реструктуризация бюджетного сектора и повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг" Существующая сеть государственных (муниципальных) учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного (муниципального) управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных (муниципальных) услуг. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов с сохранением их структуры в неизменном виде. Необходимо на первое место поставить вопрос повышения качества государственных (муниципальных) услуг и оптимизацию бюджетных расходов на их обеспечение. В этой связи основными задачами Программы являются: совершенствование системы предоставления государственных (муниципальных) услуг Ленинградской области; внедрение гибких и прозрачных взаимоотношений при оказании и финансовом обеспечении предоставления государственных (муниципальных) услуг (регламентация, доступность, открытый характер организации и предоставления услуг); повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг в первую очередь в сферах образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики; привлечение, удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров, стимулирование результативности и эффективности их деятельности; создание условий для оптимизации бюджетной сети; развитие материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников; внедрение в деятельность государственных (муниципальных) учреждений элементов конкурентных отношений; совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг; повышение открытости деятельности государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, для потребителей таких услуг. Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек государственных (муниципальных) учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети. Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих государственные услуги: перевод бюджетных учреждений со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания; предоставление права бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений; исключение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав); расширение права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества. Таким образом, в настоящее время необходима работа по совершенствованию отдельных элементов системы предоставления государственных (муниципальных) услуг в целях ее качественного функционирования. При этом деятельность главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений не ограничивается оказанием государственных (муниципальных) услуг и реализуется осуществлением определенных функций, не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Кроме этого, приоритетными становятся меры по внедрению информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных и муниципальных услуг. Необходимо, чтобы во всех сферах государственной деятельности и на всех этапах их реформирования были соблюдены единые подходы, а впоследствии велась работа с государственными (муниципальными) услугами и функциями в едином их понимании и содержании. Будут предприняты следующие меры, направленные на создание для исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления) условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений: упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения) и ликвидации учреждений; установление правила сохранения объемов бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых услуг). Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг потребует совершенствования практики формирования государственных (муниципальных) заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий координацию и регулирование деятельности учреждения. Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений в 2011 году необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2012-2014 годы. В этих целях исполнительным органам государственной власти, разрабатывающим проекты государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями, необходимо в рамках подготовки проекта областного бюджета Ленинградской области разрабатывать и представлять в комитет финансов Ленинградской области сводные показатели государственных заданий. Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Реструктуризация бюджетного сектора и повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг" будут использоваться следующие индикаторы: доля казенных учреждений в общем числе государственных учреждений Ленинградской области (без учета органов государственной власти); доля государственных автономных учреждений, оказывающих государственные услуги, в общем числе государственных учреждений Ленинградской области; доля бюджетных и автономных учреждений Ленинградской области, для которых по всем государственным услугам (работам) установлены государственные задания; доля бюджетных и автономных учреждений Ленинградской области, для которых объем расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен раздельно по оказываемым государственным услугам (выполняемым работам); доля государственных учреждений Ленинградской области, объем бюджетных ассигнований для которых на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен с учетом объема оказания государственных услуг (выполнения работ); доля государственных учреждений Ленинградской области, для которых установлены количественно измеримые финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных заданий; соотношение расходов на оказание государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физкультуры и спорта, оказываемых негосударственными (немуниципальными) организациями и государственными учреждениями Ленинградской области; число государственных услуг, для которых нормативными правовыми актами установлена обязанность проведения регулярного аудита (оценки) качества их оказания независимыми организациями; число государственных услуг, для которых в отчетном году независимыми организациями были проведены и опубликованы результаты оценки (аудита) качества их оказания. Направление "Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля" Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требуют комплексного реформирования системы государственного (муниципального) финансового контроля, для этого необходимо: организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования; уточнить полномочия органов государственной власти (местного самоуправления) Ленинградской области по осуществлению финансового контроля; ввести понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты; исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов. Государственный (муниципальный) финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов государственной власти (местного самоуправления) Ленинградской области, направленную на контроль: соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности; результативности и эффективности использования средств областного бюджета Ленинградской области. При этом под внешним государственным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый Законодательным собранием Ленинградской области и созданным им органом государственного финансового контроля, под внутренним государственным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти самостоятельно. Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам государственного финансового контроля, так и исполнительным органам государственной власти. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля. Направление "Развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами и обеспечение публичности результатов деятельности" В целях развития информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами планируется решить следующие задачи: развитие технологической инфраструктуры "электронного правительства" Ленинградской области; создание инфраструктуры доступа к информации о деятельности органов государственной власти, государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в Ленинградской области; формирование компонентов комплексной системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Ленинградской области; создание защищенной межведомственной системы электронного документооборота в Ленинградской области; формирование компонентов инфраструктуры данных Ленинградской области (в том числе создание справочников и классификаторов, базовых реестров по объектам управления, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах Ленинградской области); создание ведомственных информационных систем органов государственной власти Ленинградской области, обеспечивающих поддержку предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе обеспечивающих работу ситуационного центра Губернатора Ленинградской области; создание нормативной правовой базы "электронного правительства" Ленинградской области. Решение поставленных задач позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными (муниципальными) финансами и создать информационно-аналитический инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных систем посредством создания технологий их взаимосвязи, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов. Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами и обеспечение публичности результатов деятельности" будут использоваться следующие индикаторы: создан и работает специализированный сайт в сети Интернет, на котором размещается информация о государственных и муниципальных финансах; создан и работает интернет-портал оказания государственных услуг Ленинградской области по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме; создан и работает сайт в сети Интернет, имеющий функцию обратной связи с потребителями государственных услуг; число государственных услуг, по которым опубликован рейтинг поставщиков государственных услуг по критерию качества их оказания; доля государственных учреждений Ленинградской области, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет; доля исполнительных органов государственной власти Ленинградской области, информация о плановых и ожидаемых результатах деятельности которых размещена в сети Интернет; публикация данных мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств; публикация в средствах массовой информации и сети Интернет результатов распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами. Направление "Повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне" Органам местного самоуправления рекомендуется разработать и организовать реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, аналогичных настоящей Программе, включая План мероприятий по реализации Программы, а также предлагается принять участие в реализации совместных мероприятий по повышению эффективности межбюджетных отношений. В целях поддержки их реализации предполагается создать систему финансовых стимулов для повышения качества и результативности указанных программ путем предоставления субсидий на конкурсной основе. При этом в рамках реализации настоящей Программы предполагается осуществить действия, направленные на совершенствование объективности и стабильности процедур предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ленинградской области, что будет содействовать повышению эффективности расходов, осуществляемых из областного бюджета в рамках межбюджетных отношений. Эти действия, в частности, будут применены в отношении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, составляющих значительную часть доходных источников муниципальных образований. Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне" будут использоваться следующие индикаторы: доля муниципальных образований, в которых все муниципальные учреждения являются либо бюджетными, либо автономными; доля расходов местных бюджетов, утвержденных на три года; доля муниципальных образований, в которых фактические доходы местного бюджета за отчетный период превышают первоначальный план; доля муниципальных образований, в которых нормативно утверждены положения о муниципальных услугах; доля муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству оказания; доля муниципальных образований, в которых органы территориального общественного самоуправления и (или) представительные органы местного самоуправления поселений осуществляют оценку качества муниципальных услуг; доля муниципальных образований, в которых оплата труда руководителей органов местной администрации зависит от результатов профессиональной служебной деятельности; нормативно утвержден формульный порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований не менялась в течение отчетного года; доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемых в расчете на душу населения; эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. 4. Управление Программой Органом управления реализацией Программой является комиссия по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области на 2011-2012 годы (далее - Комиссия). Комиссия в своей деятельности руководствуется Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ленинградской области, областными законами, постановлениями и распоряжениями Губернатора Ленинградской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ленинградской области, а также Положением о комиссии по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области на 2011-2012 годы, утверждаемым постановлением Губернатора Ленинградской области. Комиссия в рамках возложенных на нее задач принимает необходимые для исполнения Программы решения, рассматривает и утверждает планы мероприятий Программы, не реже одного раза в квартал осуществляет контроль выполнения утвержденного плана Программы и планов мероприятий Программы. Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнительными органами государственной власти Ленинградской области в соответствии с планом мероприятий Программы, утверждаемым председателем Комиссии. Система контроля за выполнением Программы По поручению Губернатора Ленинградской области комитет финансов Ленинградской области ежемесячно осуществляет оперативный контроль выполнения мероприятий Программы, докладывает Губернатору Ленинградской области о выполнении мероприятий Программы, координирует иную деятельность по вопросам выполнения Программы в соответствии с полномочиями и поручениями, данными Губернатором Ленинградской области. Кроме того, комитет финансов Ленинградской области: осуществляет детализацию плана мероприятий Программы в соответствии со стратегией ее реализации, утверждаемой Комиссией; контролирует формирование отчетов по мероприятиям Программы; утверждает методику оценки результатов реализации мероприятий Программы; докладывает Губернатору Ленинградской области о ходе выполнения Программы; подготавливает отчеты о реализации Программы для представления в установленные сроки в Министерство финансов Российской Федерации. Механизм взаимодействия Администрации Ленинградской области и муниципальных образований Ленинградской области Муниципальные образования Ленинградской области в рамках работы Комиссии приглашаются к обсуждению мероприятий Программы на семинарах и иных мероприятиях, организуемых в целях реализации Программы. Приложение к Программе... ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ выполнения мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области в 2012 году (Приложение дополнено - Постановление Правительства Ленинградской области от 14.05.2012 г. N 153) |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | N | Наименование индикатора | Единица | Значение | | п/п | | измерения | индикатора за | | | | | 2012 год | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1 | Направление "Обеспечение сбалансированности и | | | устойчивости бюджета Ленинградской области" | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.1 | Наличие утвержденного областного | да/нет | да | | | бюджета Ленинградской области на | | | | | очередной финансовый год и на | | | | | плановый период | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.2 | Отношение государственного долга | проц. | не более 6 | | | (за вычетом выданных гарантий) к | | | | | доходам бюджета без учета | | | | | безвозмездных поступлений | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.3 | Отношение объема просроченной | проц. | 0 | | | кредиторской задолженности к | | | | | расходам областного бюджета | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.4 | Доля бюджетных инвестиций в | проц. | не менее 7 | | | общем объеме расходов областного | | | | | бюджета | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.5 | Абсолютное отклонение | проц. | не более 10 | | | фактического объема доходов (без | | | | | учета межбюджетных трансфертов) | | | | | за отчетный год от первоначального | | | | | плана | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.6 | Доля условно утвержденных на | проц. | не менее 10 | | | плановый период расходов | | | | | областного бюджета Ленинградской | | | | | области | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.7 | Средняя долговая нагрузка на | проц. | не более 5 | | | местные бюджеты | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.8 | Среднее отношение дефицита | проц. | не более 4 | | | местных бюджетов к доходам | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 1.9 | Доля условно утвержденных на | проц. | не менее 7,6 | | | плановый период расходов местных | | | | | бюджетов | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 2 | Направление "Совершенствование программно-целевых | | | принципов организации деятельности органов исполнительной | | | власти и органов местного самоуправления Ленинградской | | | области и повышение эффективности распределения и | | | использования бюджетных средств" | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 2.1 | Удельный вес расходов областного | проц. | не менее 40 | | | бюджета Ленинградской области, | | | | | формируемых в рамках программ | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 2.2 | Доля субсидий местным бюджетам, | проц. | не менее 50 | | | предоставляемых в рамках целевых | | | | | программ | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 2.3 | Доля расходов на осуществление | проц. | не менее 80 | | | бюджетных инвестиций, | | | | | осуществляемых в рамках | | | | | долгосрочных и ведомственных | | | | | целевых программ | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 2.4 | Доля долгосрочных и | проц. | не более 50 | | | ведомственных целевых программ, | | | | | по которым утвержденный объем | | | | | финансирования изменился в | | | | | течение отчетного года более чем на | | | | | 15 процентов от первоначального | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 2.5 | Абсолютное отклонение | проц. | не более 10 | | | утвержденного объема расходов | | | | | бюджета на первый год планового | | | | | периода от объема расходов | | | | | соответствующего года при его | | | | | утверждении на очередной | | | | | финансовый год | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 2.6 | Доля долгосрочных целевых | проц. | не менее 60 | | | программ, принятых в отчетном | | | | | году, проекты которых прошли | | | | | публичные обсуждения | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 3 | Направление "Оптимизация функций государственного и | | | муниципального управления и повышение эффективности их | | | обеспечения" | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 3.1 | Доля функций органов | проц. | не менее 80 | | | исполнительной власти | | | | | Ленинградской области, в | | | | | отношении которых утверждены | | | | | административные регламенты их | | | | | исполнения | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 4 | Направление "Реструктуризация бюджетного сектора и | | | повышение эффективности предоставления государственных и | | | муниципальных услуг" | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 4.1 | Доля бюджетных и автономных | проц. | не менее 95 | | | учреждений Ленинградской области, | | | | | для которых по всем | | | | | государственным услугам (работам) | | | | | установлены государственные | | | | | задания | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 5 | Направление "Развитие информационной системы управления | | | государственными (муниципальными) финансами и | | | обеспечение публичности результатов деятельности" | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 5.1 | Создан и работает | да/нет | да | | | специализированный сайт в сети | | | | | Интернет, на котором размещается | | | | | информация о государственных и | | | | | муниципальных финансах | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 5.2 | Создан и работает интернет-портал | да/нет | да | | | оказания государственных услуг | | | | | Ленинградской области по | | | | | осуществлению юридически | | | | | значимых действий в электронной | | | | | форме | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 5.3 | Создан и работает сайт в сети | да/нет | да | | | Интернет, имеющий функцию | | | | | обратной связи с потребителями | | | | | государственных услуг | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 5.4 | Доля государственных учреждений | проц. | не менее 50 | | | Ленинградской области, | | | | | информация о результатах | | | | | деятельности которых за отчетный | | | | | год размещена в сети Интернет | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 5.5 | Доля органов исполнительной | проц. | не менее 50 | | | власти Ленинградской области, | | | | | информация о плановых и | | | | | ожидаемых результатах | | | | | деятельности которых размещена в | | | | | сети Интернет | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 6 | Направление "Повышение эффективности бюджетных | | | расходов на местном уровне" | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 6.1 | Доля расходов местных бюджетов, | проц. | не менее 45 | | | утвержденных на три года | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 6.2 | Доля муниципальных образований, в | проц. | не менее 70 | | | которых фактические доходы | | | | | местного бюджета за отчетный | | | | | период превышают первоначальный | | | | | план | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| | 6.3 | Методика распределения дотаций на | да/нет | да | | | выравни-вание бюджетной | | | | | обеспеченности муниципальных | | | | | образований не менялась в течение | | | | | отчетного года | | | |—————|—————————————————————————————————————|———————————|———————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|