Расширенный поиск
Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 28.11.2011 № 559-ргРАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 28 ноября 2011 года N 559-рг О Концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года В целях реализации на территории Ленинградской области Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года. 2. Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области совместно с органами исполнительной власти Ленинградской области обеспечить реализацию Концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года. 3. Органам исполнительной власти Ленинградской области и представительным органам муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей деятельности. Губернатор Ленинградской области В.Сердюков УТВЕРЖДЕНА распоряжением Губернатора Ленинградской области от 28 ноября 2011 года N 559-рг (приложение) КОНЦЕПЦИЯ устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года 1. Общие положения Концепция устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, на основании постановления Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219 "О проекте областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года". Концепция разработана в развитие Концепции социально- экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года. В Концепции определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию. Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий, включая поселения, имеющие рыбохозяйственную специализацию, и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Реализация этих мер позволит вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Понятия, используемые в Концепции: сельские территории - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории; межселенная территория - территория, находящаяся вне границ и площадей фонда земель населенных пунктов, входящих в состав городских и сельских поселений, расположенных на административной территории муниципального района, представляющая собой совокупность площадей в пределах соответствующих границ каждой из следующих шести категорий фондов земель, расположенных на административной территории муниципального района: земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли промышленности, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса; межрайонная территория - площадь в границах участков земель водного фонда в форме соответствующих участков акваторий Финского залива, Ладожского озера и Онежского озера, расположенных на административной территории Ленинградской области, но вне административных территорий муниципальных районов и городского округа; сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и др.), объединенных общей административной территорией сельского муниципального поселения, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; сельское население - жители, постоянно проживающие в сельских населенных пунктах; устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально- экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель. Выполнение указанных задач является важнейшим условием для успешного социально- экономического развития Ленинградской области. Сельское хозяйство в большинстве муниципальных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда сельского населения. Устойчивому развитию сельских территорий препятствуют следующие факторы: ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого социально-экономического развития сельских территорий; ограничение доступа сельского населения к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования; слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности, и прежде всего местного самоуправления; недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий; отсутствие проектных регламентов и решений по целевому, рациональному и экономически эффективному использованию соответствующих площадей на каждой из функциональных зон, сформированных на территории каждого населенного пункта, входящего в состав административной территории сельского муниципального поселения; отсутствие законодательных и других нормативных правовых регламентов, регулирующих вопросы отражения фактически существующих неразрывных иерархических связей между объектами недвижимого имущества с различными категориями форм в бухгалтерском учете каждого юридического лица и в обособленном бухгалтерском учете казны каждого из административно-территориальных образований, а также отражения каждого из фактов приобретения и утраты конкретного количества (в денежном выражении) каждой из категорий прав и обязательств на каждый из этих объектов недвижимого имущества. Для решения указанных проблем необходимо осуществить мероприятия: 1) по разработке (на основе результатов анализа состояния и сложившихся тенденций) стратегических прогнозных показателей социально-экономического развития как сельских поселений, так и муниципальных районов в целом на период до 2020 года; 2) по формированию в 2011-2012 годах конкретных предложений по федеральным и областным законодательным и другим нормативным правовым актам, реализация которых будет способствовать: развитию благоприятных условий для регулируемого рынка товаров, работ и услуг на административной территории каждого городского и сельского поселения, каждого муниципального района и Ленинградской области в целом, финансовому (то есть налоговому и бюджетному) стимулированию производственной и социальной деятельности юридических лиц: сельскохозяйственных коммерческих организаций всех организационно- правовых форм, сельскохозяйственных негосударственных некоммерческих общественных объединений всех организационно-правовых форм, казенных, бюджетных и автономных учреждений административно-территориальных образований всех уровней; 3) по законодательному регламентированию таких категорий, как "межселенная территория", "межрайонная территория" и "межсубъектная территория". 2. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий Ленинградской области Общая характеристика Ленинградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и граничит с европейскими государствами - Финляндией и Эстонией, а также с пятью субъектами Российской Федерации - Новгородской, Псковской, Вологодской областями, Республикой Карелия и Санкт-Петербургом. Площадь административной территории составляет 83908,8 кв. километра. Значительную часть занимают низменности и низменные равнины. Вблизи истоков реки Ояти находится самая высокая точка над уровнем моря в Ленинградской области - Вепсовская возвышенность. На территории Ленинградской области 1800 озер, крупнейшее из них Ладожское - первое по величине в Европе. Общая протяженность всех рек Ленинградской области около 50000 километров, самые крупные реки - Нева, Свирь, Волхов и Вуокса. Более половины территории Ленинградской области занимают леса. Климат - умеренно-континентальный, влажный, средние температуры: в январе от -9 до -11-о С, в июле от +16 до +17-о С. Полезные ископаемые: бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, песок. Численность постоянного населения Ленинградской области на 1 января 2011 года составила 1626,1 тыс. человек, в том числе: городское население - 1079,0 тыс. человек, сельское население - 547,1 тыс. человек. В Ленинградской области 17 муниципальных районов, один городской округ, 142 сельских поселения и 62 городских поселения. Общее количество населенных пунктов - 2945, в том числе 62 городских населенных пункта (31 город и 31 городской поселок), 2882 сельских населенных пункта. Транспортный комплекс Ленинградской области имеет развитую инфраструктуру. Протяженность железных дорог составляет более 3000 километров, 30 процентов железных дорог электрифицировано, плотность железнодорожной сети - 32 километра на 1000 кв. километров, грузооборот - более 100 млн. тонн в год. Протяженность автомобильных дорог - более 13000 километров, плотность автодорожной сети - 108 километров на 1000 кв. километров, ведется строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Протяженность судоходных путей - 1908 километров, грузооборот - более 15 млн. тонн в год, речные порты: Ленинградский и оснащенные современной техникой по переработке и перевозке грузов Подпорожский и Свирицкий. По водным путям Ленинградской области судами Северо-Западного речного пароходства в навигационный период осуществляется перевозка более 40 млн. тонн различных грузов. В Ленинградской области действуют Приморский, Высоцкий, Усть-Лужский, Выборгский морские торговые порты. В агропромышленном комплексе работают более 10 процентов общего числа занятых в экономике. Для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, в 2010 году введено в эксплуатацию и приобретено 4200 тыс. кв. метров жилья, что на 34 процента больше по сравнению с 2009 годом. Молодыми семьями и молодыми специалистами в сельской местности приобретено 2500 кв. метров жилья, что на 44 процента больше, чем в 2009 году. Обеспеченность сельского населения питьевой водой составила 66 процентов, уровень газификации домов (квартир) сетевым газом - 35 процентов. Агропромышленный комплекс и перспективы его развития Ленинградская область находится в зоне рискованного земледелия. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1706800 гектаров, в том числе земли, покрытые лесами, - 848800 гектаров, земли сельскохозяйственных угодий - 620100 гектаров, из них 362300 гектаров составляют пашни. В агропромышленном комплексе 248 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, в том числе 20 государственных предприятий, зарегистрировано 6681 фермерское (крестьянское) хозяйство, 487000 личных подсобных хозяйств, около 623000 садоводческих участков. В состав агропромышленного комплекса входят также 120 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и 153 предприятия рыбохозяйственного комплекса. В 2009 году Ленинградская область произвела два процента всей сельскохозяйственной продукции России и заняла 11 место по темпам роста валовой продукции. В производстве основных видов продуктов питания в Северо-Западном федеральном округе существенная доля принадлежит Ленинградской области. Так, в 2010 году в Ленинградской области произведен 31 процент молока, 39 процентов мяса, 63 процента куриных яиц. Доля агропромышленного комплекса в валовом региональном продукте Ленинградской области в 2010 году составила 14 процентов. Выпуск продукции сельского хозяйства постоянно увеличивается. Так, объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в 2010 году составил 50,6 млрд. рублей (на три процента больше, чем в предыдущем году), среднегодовой прирост валовой продукции с 2006 по 2010 год составил 3,2 процента. Доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства составляет 66 процентов, мелкотоварного сектора - 34 процента. Отличительной особенностью агропромышленного комплекса Ленинградской области является сохранение крупнотоварного сектора, в том числе крупных специализированных предприятий (тепличные, птицеводческие, животноводческие по производству молока, откорму свиней и крупного рогатого скота). Сельскохозяйственные предприятия сохранили статус основных производителей зерна (99 процентов), овощей (56 процентов), яиц (99 процентов), молока (92 процента), мяса (96 процентов). В 2009 году по сравнению с 2006 годом увеличилась урожайность сельскохозяйственных культур с одного гектара: зерновых - с 27,8 до 29,3 центнера, картофеля - со 171 до 191 центнера, овощей открытого грунта - с 415 до 505 центнеров. Ленинградская область является одной из ведущих в России по продуктивности молочного стада, имеет стабильно высокие производственные показатели в птицеводстве. Показатели продуктивности скота и птицы |—————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————| | |2006 год|2007 год|2008 год|2009 год|2010 год| | | | | | | | |—————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————| | Удой на корову, | 6570 | 6495 | 6693 | 6665 | 6599 | | кг | | | | | | |—————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————| | Яйценоскость, | 315 | 304 | 313 | 311 | 316 | | шт. | | | | | | |—————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————| Наиболее рентабельными видами сельскохозяйственной продукции являются картофель (урожайность в лучших хозяйствах 390 центнеров с гектара), овощи (урожайность до 750 центнеров с гектара), молоко (надои свыше 5000 килограммов на корову достигли в 90 хозяйствах), яйцо (яйценоскость до 336 штук), мясо птицы (среднесуточные привесы 47-50 граммов). С 1999 года отрасль сельского хозяйства стала безубыточной. В 2010 году рентабельность всей сельскохозяйственной деятельности составила 12 процентов. Увеличилось количество прибыльных хозяйств, сумма прибыли на одно хозяйство с 2006 года возросла на 83 процента, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве с 2006 года повысилась с 9255 рублей до 18638 рублей. Сельское хозяйство становится более наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики. В растениеводстве и животноводстве Ленинградской области накоплен высокий генетический потенциал. Развитие инвестиционной деятельности (реализация с 2006 года приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы) обеспечило укрепление и качественное улучшение производственных ресурсов. Общий объем долгосрочных инвестиций и финансовых вложений в сельское хозяйство за пять лет превысил 30 млрд. рублей. В результате освоения привлеченных инвестиций и наращивания производственных мощностей обеспечен ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в среднем на 2,7 процента. Использование инновационных механизмов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и внедрение новых техники и технологий, способствовали наращиванию объемов сельскохозяйственного производства, что позволило полностью обеспечить население Ленинградской области сельскохозяйственной продукцией и увеличить долю отечественного продовольствия на региональном рынке. Обеспеченность населения Ленинградской области сельскохозяйственной продукцией за счет собственного производства |—————————————|————————————————————|————————————————| | | Фактическое | Медицинские | | | потребление, проц. | нормы, проц. | |—————————————|————————————————————|————————————————| | Картофель | 230 | 170 | |—————————————|————————————————————|————————————————| | Овощи | 170 | 115 | |—————————————|————————————————————|————————————————| | Мясо | 140 | 115 | |—————————————|————————————————————|————————————————| | Молоко | 125 | 87 | |—————————————|————————————————————|————————————————| | Яйца | 520 | 490 | |—————————————|————————————————————|————————————————| В то же время наличие емкого продовольственного рынка в Санкт- Петербурге позволяет наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции в Ленинградской области. Сельскохозяйственные товаропроизводители Ленинградской области самостоятельно определяют каналы сбыта, при этом наибольший объем сельскохозяйственной продукции поставляют на рынок Санкт-Петербурга. Обеспеченность населения Ленинградской области и Санкт-Петербурга сельскохозяйственной продукцией за счет собственного производства |——————————————|————————————————————|————————————————| | | Фактическое | Медицинские | | | потребление, проц. | нормы, проц. | |——————————————|————————————————————|————————————————| | Картофель | 70 | 44 | |——————————————|————————————————————|————————————————| | Овощи | 54 | 30 | |——————————————|————————————————————|————————————————| | Мясо | 40 | 35 | |——————————————|————————————————————|————————————————| | Молоко | 30 | 23 | |——————————————|————————————————————|————————————————| | Яйца | 126 | 131 | |——————————————|————————————————————|————————————————| Для обеспечения продовольственной безопасности в регионе (Санкт- Петербурге и Ленинградской области) необходимо провести комплексный анализ агропромышленного комплекса с разработкой критериев, позволяющих контролировать вопросы стабилизации, сохранения, развития и расширения производительных сил в сельском хозяйстве Ленинградской области. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в условиях инновационного варианта развития агропромышленного комплекса позволит с учетом допустимой доли импорта повысить потребление основных пищевых продуктов на душу населения к 2020 году до норм, рекомендуемых Институтом питания Российской академии медицинских наук, в том числе овощей - до 120 килограммов, фруктов и ягод - до 90 килограммов, молока и молочных продуктов - до 320 килограммов, мяса и мясопродуктов - до 70-75 килограммов, рыбы и рыбопродуктов - до 18-22 килограммов, яиц - до 260 штук. При благоприятных условиях к 2020 году производство пищевых продуктов увеличится по сравнению с 2009 годом в 1,3 раза при среднегодовом темпе прироста три процента. При этом более высокие темпы прироста будут по группам мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85 процентов (в 2009 году - 70 процентов). Аграрная политика будет направлена на развитие интеграции предприятий пищевой промышленности с сельскохозяйственными товаропроизводителями, основанной на взаимном экономическом интересе. Вместе с тем для создания конкуренции крупным интегрированным формированиям необходимо сформировать вертикальную систему сбытовых и перерабатывающих сельских потребительских кооперативов, способных выходить на любой уровень рынка, которые будут способствовать созданию новых предприятий малого и среднего бизнеса. Выполнение указанной задачи возможно лишь при финансовой, организационной, информационной и маркетинговой поддержке государства. Объемы наращивания производства пищевых продуктов, в том числе напитков и табака, будут определяться ростом платежеспособности населения, объемом поступления на продовольственный рынок страны импортных товаров, динамикой производства отечественной сельскохозяйственной продукции и формированием новой структуры потребления. В долгосрочной перспективе темпы роста объемов сельскохозяйственного производства несколько замедлятся, так как предполагается переход производства от затратного инвестиционного к менее затратному - качественному (переход на ресурсосберегающие технологии, высококвалифицированный труд, глубокую переработку сырья и др.). Прогнозируемый прирост валовой продукции сельского хозяйства в 2013 году по сравнению с 2009 годом - восемь процентов, в среднем два процента в год, с 2013 по 2020 год прогнозируемые темпы роста составят в среднем 1,5 процента в год. В растениеводстве намечается увеличение валового сбора зерновых культур за счет увеличения посевных площадей и повышения урожайности. Валовой сбор картофеля и овощей увеличится в основном за счет более эффективного использования земель, повышения качества семенного материала, внедрения передовых технологий, роста урожайности продовольственных культур. В животноводстве прогнозируется рост производства молока за счет роста продуктивности и поголовья коров. В мясном скотоводстве рост производства мяса крупного рогатого скота будет обеспечиваться за счет освоения передовых технологий, которые позволят получать среднесуточные привесы до 1000 граммов, и увеличения поголовья скота на откорме. В свиноводстве продолжится работа по привлечению инвестиций для восстановления и строительства крупных свиноводческих комплексов, что позволит наращивать объемы производства. В птицеводстве планируется максимально использовать производственный потенциал с учетом того, что большая часть птицефабрик провела реконструкцию и замену оборудования. Факторы, сдерживающие развитие агропромышленного комплекса, и механизмы их предотвращения Основными факторами, сдерживающими развитие агропромышленного комплекса, являются: 1. Отсутствие единой государственной системы комплексной защиты прав собственности на землю и на другие объекты недвижимого имущества как всех категорий субъектов экономических отношений в лице физических и юридических лиц всех организационно-правовых форм, так и в казне административно-территориальных образований различных уровней. Действующее земельное законодательство позволяет выводить из оборота земли сельскохозяйственного назначения в связи с их переводом в иные категории земель и затрудняет вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, что особенно актуально для племенных хозяйств. В целях решения этих вопросов предстоит внести изменения: в статью 79 Земельного кодекса Российской Федерации в части отнесения земель племенных заводов и племенных репродукторов к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям; в статью 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрев изъятие у собственника земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства и не используемого по назначению в течение одного года (вместо трех лет); в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения кадастровой стоимости максимального размера налоговых ставок, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в отношении неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства, до 30 процентов; в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрев значительное увеличение суммы штрафа при использовании не по целевому назначению или неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (например, в 10 раз). 2. Сложности в вопросах кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей (инвестиционного и краткосрочного), которое является основным условием поступательного развития сельского хозяйства, и вопросах обслуживания и уплаты кредитов. Короткие сроки кредитов и высокие процентные ставки требуют отвлечения значительных средств на погашение задолженности. При сохранении высокой процентной ставки по кредитам и планомерном снижении ставки рефинансирования (до 8,25 процента с 29 марта 2010 года) нагрузка на хозяйства по обслуживанию кредитного долга практически удваивается. Для устранения указанного фактора необходимо решить вопрос продления сроков инвестиционных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 15 лет. 3. Сохранение нерегулируемых тарифов на электроэнергию, высокая стоимость подключения производственных объектов к энергетическим мощностям. Согласно федеральному законодательству ежегодно увеличивается доля электроэнергии, поставляемой сбытовыми компаниями по нерегулируемым тарифам. Исчисление указанного тарифа не является "прозрачным". Кроме того, новое строительство требует увеличения потребляемых энергетических мощностей, подключение к которым для сельскохозяйственных товаропроизводителей является дорогостоящим. В целях решения указанных вопросов предстоит ввести регулируемые тарифы на поставку электроэнергии для сельскохозяйственных товаропроизводителей. 4. Несовершенство Градостроительного кодекса Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в действующей редакции не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям оперативно проводить согласование проектов по реконструкции и новому строительству, а также оперативно оформлять акты ввода объектов в эксплуатацию. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены оформлять разрешение на строительство, а также на ввод в эксплуатацию объекта даже если осуществляется его реконструкция. Указанная процедура требует значительных затрат труда и финансовых затрат. В целях решения указанного вопроса предстоит приостановить действие Градостроительного кодекса Российской Федерации в части реконструкции и строительства в сельском хозяйстве до разработки отдельного раздела по сельскому строительству. 5. Высокая стоимость работ по организации санитарно-защитных зон. Большинство производственных объектов в сельском хозяйстве Ленинградской области приняты в эксплуатацию до 1990 года и удовлетворяли требованиям действующего в то время законодательства, в том числе и в отношении соблюдения санитарно-защитных зон. В настоящее время в связи с ужесточением требований необходимы значительные затраты для получения новых паспортов и лицензий. В целях решения указанного вопроса предстоит внести изменения в действующее федеральное законодательство в части, касающейся требований к животноводческим объектам и скважинам, введенным в эксплуатацию до 2000 года, а также поручить изготовление новых документов лицензированным структурам в рамках государственного заказа с долевым финансированием со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей. 6. Запрет на покупку импортной техники, наиболее пригодной к работе в условиях Северо-Западного региона. Необходимо решить вопрос включения импортной техники, в том числе имеющей отечественные аналоги, в перечень техники, разрешенной к приобретению в кредит с субсидированием процентной ставки, и приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями импортной техники на условиях лизинга. 7. Отсутствие в Ленинградской области государственной территориальной единой информационной базы данных, которая должна формироваться практически в режиме реального времени на основе электронных баз отчетных данных из обособленного бухгалтерского учета казны Ленинградской области и каждого из муниципальных образований, государственной системы кадастрового учета объектов недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и системы учета уплаты налогов, сборов и платежей территориальных органов Федеральной налоговой службы. Отсутствие государственной территориальной единой информационной базы данных не позволяет комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области организовать отраслевую непрерывную систему электронного мониторинга целевого, технологически правильного и экономически эффективного использования каждого из объектов недвижимого имущества в форме участков земель соответствующих категорий, а также целевого и экономически эффективного использования средств областного бюджета Ленинградской области каждым из получателей бюджетных средств. 3. Меры по обеспечению устойчивого развития сельских территорий Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий. Целями государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года являются: создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития; устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства, улучшение благосостояния сельского населения; повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским стандартам уровня жизни; замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения; рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды; сохранение и приумножение культурного потенциала села. Меры по обеспечению устойчивого развития сельских территорий осуществляются в соответствии со следующими принципами: развитие сельской территории как единого исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально- демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции; обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на сельских территориях, на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг; гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей использование и развитие природного и социально- демографического потенциала; партнерство между государством, органами государственной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий; расширение и углубление связей села с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения; использование потенциала развития всех сельских населенных пунктов с выделением центров межселенного обслуживания; развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам (земельным, водным, лесным), социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений. Для реализации мер по обеспечению устойчивого развития сельских территорий необходимо решить следующие приоритетные задачи: стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность; диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения; улучшение жилищных условий сельского населения; создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности. В целях реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в Ленинградской области разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы. Долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 16 ноября 2009 года N 344) направлена на создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, обеспечение занятости населения, рациональное использование природного потенциала Ленинградской области. Основные мероприятия программы: реконструкция, текущий и капитальный ремонт мелиоративных систем, культуртехнические работы, противопаводковые мероприятия и мероприятия на рыбохозяйственных водоемах; применение агрохимикатов, включая минеральные удобрения, пестициды, торфов, известкование кислых почв, агрохимическое обследование почв, мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах; внедрение в сельскохозяйственную практику современных научных разработок. В результате реализации программы планируется увеличить объемы производства продукции растениеводства, повысить рентабельность продукции, увеличить налоговые поступления в областной бюджет Ленинградской области. Долгосрочная целевая программа "Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей Ленинградской области на 2009-2011 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 30 января 2009 года N 13) направлена на улучшение социально-бытовых условий в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях жителей Ленинградской области. Основные мероприятия программы: организация информационного обеспечения участников программы; создание и восстановление объектов инженерной инфраструктуры (дорог, систем электро- и водоснабжения), инженерно-техническое обеспечение экологических и санитарных требований на территории садоводческих некоммерческих объединений (в границах санитарной зоны). Показатель достижения цели программы - уровень обеспеченности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей Ленинградской области электроснабжением, питьевым водоснабжением, подъездными дорогами, контейнерами для сбора мусора. Долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села на 2009- 2012 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 21 августа 2009 года N 272) направлена на повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, создание условий для улучшения социально- демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, повышение престижности проживания в сельской местности. Основные мероприятия программы: мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие учреждений первичной медико- санитарной помощи, физической культуры и спорта; развитие культурно- досуговой деятельности; развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности; водоснабжение и водоотведение; развитие газификации в сельской местности; обеспечение территории жилищной застройки объектами инженерной и социальной инфраструктуры. Основные показатели достижения целей программы: закрепление профессиональных кадров на селе, в том числе за счет улучшения жилищных условий 107 сельских семей; обеспечение доступным жильем 78 молодых семей и молодых специалистов; увеличение среднегодовых темпов роста валовой продукции на четыре процента ежегодно; увеличение численности обучающихся в дневных учреждениях общего образования в первую смену до 99,8 процента в 2012 году; укрепление материально- технической базы для расширения и совершенствования форм услуг, предоставляемых населению; улучшение здоровья сельского населения. В 2009 году комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области приняты отраслевые программы развития мясного и молочного животноводства до 2012 года, а в 2010 году разработаны отраслевые программы по развитию свиноводства, птицеводства, картофелеводства, овощеводства и семеноводства. Программы по обеспечению государственной политики устойчивого развития сельских территорий реализуются при поддержке областного бюджета и федерального бюджета и направлены в первую очередь на стабилизацию и развитие производства. Для обеспечения продовольственной безопасности целесообразно продолжить реализацию долгосрочных целевых программ до 2020 года. Основными направлениями социального развития сельских территорий на период до 2020 года в соответствии со Сводным перечнем целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года (утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219) являются: 1) повышение доходности сельского населения путем создания условий для существенного роста доходов сельского населения, в том числе занятого в сельскохозяйственном производстве, на основе модернизации, повышения производительности труда, организации эффективной альтернативной деятельности не в ущерб основному производству. При прогнозных темпах роста оплата труда в сельском хозяйстве к 2020 году составит в среднем 60-80 тыс. рублей, то есть возрастает по сравнению с 2009 годом (в сопоставимой оценке) в четыре - пять раз; 2) формирование комплексной социальной инфраструктуры села, включая доступность услуг здравоохранения, коммунального и бытового обслуживания, дошкольного воспитания, общего среднего или специального образования, объектов культуры и спорта, наличие дорог с твердым покрытием в соответствии с разработанными федеральными и региональными нормативами и соответствующими целевыми программами, завершение к 2020 году телефонизации, газификации сельских населенных пунктов, обеспечение населения питьевой водой; 3) расширение строительства благоустроенного жилья в сельской местности в целях привлечения в сельскохозяйственное производство, социальную сферу и иные виды деятельности квалифицированных работников и их семей, в первую очередь молодежи; использование в качестве механизмов стимулирования льгот по налогообложению, частичной компенсации затрат на строительство (приобретение) жилья, субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, предоставленным сельским жителям на эти цели; 4) повышение занятости, снижение уровня безработицы и преодоление бедности населения в сельской местности за счет восстановления и расширения сельскохозяйственного производства, в том числе на неиспользуемых пахотных землях. Потребуются значительные затраты не только непосредственно на проведение этой работы, но и на воссоздание в полном объеме социальной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, строительства жилья для тех, кто будет обеспечивать функционирование восстанавливаемого производства. Учитывая, что модернизация и переход на ресурсосберегающие технологии будут сопровождаться высвобождением рабочих и управленческих кадров, усилением социальной напряженности на селе, особое внимание следует уделить созданию новых рабочих мест, содействию организации альтернативной несельскохозяйственной деятельности, организовать постоянный мониторинг эффективности занятости населения, ввести в действие систематически обновляемые программы по обеспечению занятости трудоспособного населения, повышению квалификации и переквалификации высвобождающихся работников, доступное информирование о состоянии рынка труда и вакансиях, а также разработать нормативные правовые акты, предусматривающие социальную ответственность и стимулирование агропромышленных организаций и других формирований вне зависимости от формы собственности за создание рабочих мест и трудоустройство высвобождающихся работников, обеспечение на территории их деятельности функционирования основных объектов социальной инфраструктуры; 5) улучшение демографической ситуации в сельской местности за счет положительной динамики доходности сельскохозяйственного труда и создания необходимых рабочих мест, осуществления жилищного строительства и развития социальной инфраструктуры сельских территорий, установление дополнительных стимулов наряду с мерами по повышению рождаемости, принимаемыми на общероссийском уровне для семей, проживающих в сельской местности. Дополнительным источником улучшения демографической ситуации будет целенаправленная переселенческая политика, привлечение для сельскохозяйственной деятельности и в сферу социальных услуг рабочих кадров, специалистов из городов, других субъектов Российской Федерации, стран СНГ; 6) повышение престижности сельскохозяйственного труда наряду с мерами по повышению его доходности, созданию благоприятных жилищных и других социальных условий проживания в сельской местности за счет различных форм морального поощрения, в том числе в рамках проведения всероссийских и региональных конкурсов по профессиям, а также награждение государственными наградами, отраслевыми знаками отличия и др. Меры по социальному развитию сельских территорий осуществляются в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", а также Концепции и соответствующих программ, реализуемых в Ленинградской области. Для восстановления и развития социальной инфраструктуры в сельской местности наряду со средствами федерального бюджета и областного бюджета целесообразно привлечение средств инвесторов с установлением для них льготных условий кредитования затрат и налогообложения, включая освобождение от налогов на прибыль в объеме финансовых ресурсов, направляемых на эти цели. Необходимо принятие нормативного правового акта об условиях и порядке участия в социальном обустройстве села компаний, агрохолдингов и других структур, ведущих сельскохозяйственное производство на соответствующей территории, в том числе в части создания постоянных рабочих мест для высвобождающихся работников, развития социальной инфраструктуры. 4. Направления реализации на территории Ленинградской области Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года 4.1. Демографическая политика и создание условий для переселения в сельскую местность Для преодоления негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях Ленинградской области, требуется проведение активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступности для сельского населения услуг детских дошкольных учреждений. В целях повышения эффективности реализации государственной демографической политики применительно к сельским территориям требуется принятие дополнительных мер, обеспечивающих: сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте; сокращение уровня младенческой смертности; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий для здорового образа жизни, а также снижение уровня заболеваемости социально значимыми заболеваниями; снижение миграционного оттока населения. Для реализации указанных мер необходимо: усилить первичное звено здравоохранения в сельских поселениях; повысить доступность лекарственного обеспечения сельских жителей; формировать мотивации к ведению здорового образа жизни, включая разработку программ, направленных на снижение потребления алкоголя и табачных изделий, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, профилактику алкоголизма, наркомании, сердечно- сосудистых и других заболеваний; обеспечить работу центров здоровья в закрепленных за ними сельских поселениях. Для улучшения демографической ситуации в сельской местности необходимо принятие следующих мер: повышение уровня и качества жизни на селе, снижение масштабов бедности; создание новых рабочих мест; развитие рынка доступного благоустроенного жилья и института социального найма жилья; создание в сельской местности благоприятной для семей с детьми среды обитания, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям и объектам социальной инфраструктуры с учетом плотности населения. В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в сельскую местность, испытывающую нехватку трудовых ресурсов, следует расширить доступ к рынку жилья на селе, включая развитие института социального найма жилья. Важное значение имеет также решение проблем, возникающих при перемещении мигрантов на сельских территориях, в частности упорядочение регистрации по месту пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности, защита трудовых прав и обеспечение доступности социальных услуг. Необходимо решить вопросы, касающиеся перечня возмещаемых затрат и размеров оказания финансовой помощи переселяющимся на село семьям, особенно в части профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. 4.2. Диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов сельского населения Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе. В условиях резкого обострения ситуации в демографической и трудовой сферах села переход от существующей неэффективной отраслевой и территориальной структуры сельской экономики к новой социально и инновационно ориентированной модели развития приобретает приоритетное значение. Необходимо разработать меры по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание на сельских территориях максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости. Приоритетными мерами по повышению занятости населения и регулированию рынка труда на сельских территориях являются: восстановление и поддержание занятости населения, а также создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства; поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской коперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства; наращивание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры; стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, филиалах промышленных организаций в сельской местности и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов; повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах (особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность) путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами. Меры по расширению занятости сельского населения должны осуществляться одновременно с повышением территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, обеспечением сбалансированности профессионально-квалификационной подготовки работников и спроса на труд, развитием кадрового потенциала села и оптимизацией привлечения иностранной рабочей силы. Развитие кадрового обеспечения отраслей сельской экономики предполагает комплексное решение задач совершенствования условий и процессов получения профессионального образования, достижения соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также повышения обеспеченности организаций отраслей сельской экономики необходимыми молодыми кадрами. Для решения указанных задач потребуется разработка долгосрочных целевых программ по совершенствованию кадрового обеспечения отраслей сельской экономики, а также осуществление мероприятий в рамках действующих целевых программ, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 568. В рамках государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства для стимулирования развития малого бизнеса на селе, в том числе потребительской кооперации, предусматривается реализация следующих мер: расширение доступа субъектов малого предпринимательства к субсидируемому кредиту, в том числе предпринимателей, желающих организовать альтернативный несельскохозяйственный вид деятельности; создание гарантийных и залоговых фондов для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования на селе, за счет средств из областного бюджета Ленинградской области и средств местных бюджетов; содействие сбыту сельскохозяйственной продукции, расширение сети приемо-заготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговых и логистических систем на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков; расширение участия субъектов малого предпринимательства на селе в реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства; расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям; содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства ремесел и народных промыслов под местными торговыми марками; снижение административных барьеров в продвижении продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничную сеть организаций торговли и общественного питания; обеспечение широкого доступа к обучению новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства. В целях стимулирования сбыта сельскохозяйственной продукции предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, иными хозяйствующими субъектами и личными подсобными хозяйствами, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой стороны. Такие центры позволят осуществлять закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, формирование товарных партий для реализации через торговые сети, что будет способствовать решению целого ряда проблем, существующих в отношениях между сельскохозяйственными организациями и крупными торговыми сетями. Вовлечение граждан в обустройство сельских территорий в рамках реализации грантовых программ также будет способствовать повышению уровня занятости сельского населения. Государственная политика направлена на повышение уровня доходов сельского населения и диверсификацию источников, сокращение уровня бедности, преодоление локализации низкодоходных групп населения в сельском хозяйстве и сельских поселениях, выравнивание среднедушевых доходов на селе и в городе, выполнение стимулирующей, воспроизводственной, социально-защитной и социально-этической функций, снижение социально и экономически необоснованной территориальной, межхозяйственной и социально-групповой дифференциации, создание материальных условий для улучшения демографической ситуации, повышение привлекательности сельского труда, а также привлечение и закрепление молодежи на селе. 4.3. Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Государственная политика в области развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на кардинальное улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслуживания. При разработке схем территориального планирования и планов развития сельских территорий необходимо ориентироваться на создание в сельских поселениях социальных кластеров, обеспечивающих в полном объеме удовлетворение минимальных потребностей населения в социальных услугах с учетом нормативных радиусов их пешеходно-транспортной доступности и развития мобильных форм сервиса. Планы развития сельских территорий должны быть направлены на решение задачи по обустройству не только сельских населенных пунктов, но и территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в части развития инженерной инфраструктуры. В жилищной политике следует ориентироваться на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, для чего необходимо: развитие рыночных механизмов и кредитно-финансовой поддержки государства в реализации конституционного права граждан, проживающих на сельских территориях, на жилище; формирование на селе фонда социального жилья, предоставляемого на основе договора найма малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; стимулирование инвестиционной активности организаций- работодателей, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей, в жилищной сфере; расширение доступа сельского населения, проживающего в ветхом, аварийном и требующем капитального ремонта жилье, к средствам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; организация системы земельно-ипотечного кредитования строительства и покупки жилья на селе; предоставление преференций молодым специалистам и молодым семьям при обеспечении благоустроенным жильем с целью активизации их репродуктивного поведения; стимулирование привлечения граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность и не имеющих жилья, в рамках реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования; улучшение проектирования сельских жилых домов, развитие и модернизация жилищно-строительной индустрии, снижение стоимости сельского жилищного строительства, широкое применение автономных систем инженерного оборудования сельских жилых домов; упрощение процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе отмена требования о проведении торгов (конкурсов, аукционов), для граждан, проживающих в сельской местности (кроме пригородных районов) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также переселяющихся для постоянного проживания и работы в сельскую местность, и установление механизма бесплатного однократного предоставления земельных участков указанным категориям граждан. На селе предстоит сформировать первичный рынок жилья, расширить ипотечное жилищное кредитование населения и накопительные схемы строительства (приобретения) жилья при государственной поддержке, особенно молодых и малоимущих семей. В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования предусматривается осуществление мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р, в том числе повышение квалификации сельских работников образования, грантовая поддержка выпускников вузов с целью привлечения для работы в сельских школах и создание условий для организации профильного обучения. В области медицинского обслуживания предполагается расширить для сельского населения доступ к получению квалифицированной первичной, скорой и специализированной медицинской помощи на основе развития фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, создания амбулаторий общей врачебной практики с учетом территориальных особенностей, укрепления материально-технической базы районных, центральных районных больниц и межрайонных центров с использованием телемедицины, а также обеспечения транспортной доступности для сельского населения межрайонных центров, областных и федеральных учреждений здравоохранения. Планируется развитие службы скорой медицинской помощи, аптечной сети, развитие выездных форм оказания специализированной медицинской помощи и применение дистанционных форм диагностики. Все сельское население предполагается охватить диспансерным наблюдением. В целях популяризации здорового образа жизни и привлечения сельских жителей к занятиям физической культурой и спортом намечается развитие сети спортивных сооружений и площадок. Для улучшения культурного обслуживания сельского населения, сохранения и развития культурного наследия и повышения творческого потенциала сельских жителей необходимо ориентироваться на решение следующих задач: создание многофункциональных культурных центров путем реструктуризации учреждений культуры с обеспечением доступа к электронным базам данных и оцифрованным библиотечным и музейным фондам учреждений культуры, библиотечного и музейного обслуживания, кинопоказа, доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; создание и внедрение мобильных многофункциональных культурных центров с возможностями обеспечения цифрового контента, доступа к библиотечным и музейным фондам, а также организация профессиональных и любительских творческих коллективов; восстановление усадеб и других архитектурных и природных памятников, имеющих культурно-историческое значение, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма; осуществление других мероприятий. В целях улучшения торгового и бытового обслуживания сельского населения необходимо создание благоприятных условий: для развития в системе потребительской кооперации и частного сектора в сельских населенных пунктах мелкорозничных торговых предприятий, лавок на дому, торгующих товарами первой необходимости, или обслуживания сельских жителей автомагазинами, организации торговли по образцам и предварительным заказам с доставкой на дом, а также для развития сети организаций розничной торговли, в том числе торгово- бытовых центров, обеспечивающих предоставление сельскому населению широкого ассортимента продуктов и товаров и осуществляющих наряду с торговлей продажу лекарственных средств, прием заказов на бытовые услуги и закупку у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, вторичного и кожевенного сырья и изделий народного промысла; для развития сети организаций общественного питания, ориентированных на различные группы потребителей; для развития комплексной системы бытового обслуживания, включающей дома бытовых услуг в районных центрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, а также прием заказов на бытовые услуги, организованный магазинами в небольших сельских населенных пунктах. В области инженерной и транспортной инфраструктуры предусматривается: улучшение электроснабжения производственных организаций и сельского населения на основе обеспечения надежности электросетевого комплекса, снижения затрат на передачу и распределение электроэнергии за счет внедрения передовых технологий эксплуатационного обслуживания и ремонта электросетевого оборудования, а также перевода на более высокий класс напряжения распределительных сетей; повышение уровня обеспечения сельского населения теплом на основе более эффективного использования источников теплоснабжения (угля, газа, электроэнергии) с учетом природно-климатических условий и природно-ресурсной базы Ленинградской области; обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции и развития централизованных систем водоснабжения, установки контейнерных сооружений водоподготовки и повышения санитарной надежности водозаборных сооружений; улучшение дорожно-транспортного обслуживания сельского населения путем обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, увеличения количества сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами, количества и протяженности автобусных маршрутов и количества автобусов, обновления автобусного парка, а также более активного использования имеющейся сети железных дорог и водного транспорта; создание цифровой среды путем охвата радио- и телевизионным вещанием, обеспечения услугами электросвязи и почтовой связи всех жителей сельских населенных пунктов, а также объектов социальной сферы, обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставления государственных услуг сельскому населению в электронном виде. В целях формирования позитивного отношения к сельскому образу жизни предполагается активизировать работу, направленную на популяризацию здорового образа жизни, патриотическое воспитание и повышение нравственности сельской молодежи, а также повышение информированности населения о позитивных переменах, происходящих на селе. 4.4. Политика сельского расселения Главная цель государственной политики в области сельского расселения заключается в создании благоприятных предпосылок для выполнения селом его производственной, социально-демографической, культурной и других функций, а также улучшения условий жизни сельского населения на основе развития горизонтальных и вертикальных хозяйственных и социальных связей сельских поселений. Политика сельского расселения предусматривает решение следующих задач: сохранение существующих сельских поселений во всем многообразии сложившихся форм сельского расселения - от мелкопоселковых до крупноселенных в зависимости от конкретных условий и особенностей сельских территорий муниципального района, а также создание во всех сельских поселениях базовых условий социального комфорта; формирование в сельских поселениях опорных пунктов, выполняющих роль центров социально-культурного и торгово-бытового обслуживания группы населенных пунктов; преодоление изолированности сельских поселений, обеспечение их взаимосвязи и связи с центрами муниципальных районов, а также с малыми и средними городами для улучшения социального обслуживания населения; оптимизация расселения на сельских территориях с учетом необходимости устойчивого социально-экономического развития муниципальных районов. 4.5. Экологическая политика Основными задачами экологической политики являются экологическая реабилитация сельских территорий и экологизация основных сфер сельской экономики. Важными задачами являются совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся снижения антропогенного воздействия на природную среду в процессе производства и жизнедеятельности человека и совершенствование административных и экономических методов управления этими процессами. Предстоит провести инвентаризацию экологического состояния сельских территорий, разработать их экологические паспорта и эколого- экономические карты, а также систему оценочных социально- эколого-экономических критериев, позволяющих решать вопросы экологически обоснованного размещения производительных сил, создать методическое обеспечение, что позволит принимать оптимальные решения при формировании природоохранных проектов, распределении природоохранных инвестиций между отдельными сельскими территориями и объектами, размещении производственных объектов. С целью развития производства экологически чистой продукции предполагается разработать новые стандарты экологически безопасного сельскохозяйственного производства, провести сертификацию сельскохозяйственных производителей, усовершенствовать систему сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также меры финансовой поддержки производства экологически чистой продукции. Важным направлением экологической политики является развитие безотходных технологий. Основная задача в этой области состоит в создании принципиально новых технологических процессов, обеспечивающих минимизацию образования отходов в процессе производства и их утилизацию. Необходимы создание условий для развития малоотходных и безотходных технологий, совершенствование соответствующих технологических процессов и оборудования, а также содействие кооперации организаций промышленности и сельского хозяйства в более полном использовании сырья и отходов. Для комплексного решения проблем в области экологической реабилитации сельских территорий необходимо разработать долгосрочные целевые программы, содержащие систему природоохранных мероприятий в сельской местности, включая мероприятия по инвентаризации и ликвидации существующих свалок, а также по организации систем обращения и удаления твердых бытовых отходов на территориях муниципальных образований. 5. Механизмы реализации мер по устойчивому развитию сельских территорий 5.1. Правовое обеспечение Формирование нормативно-правовой базы, создание экономических условий для субъектов экономических отношений в лице физических и юридических лиц всех организационно-правовых форм, обеспечивающих устойчивое развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса на территории Ленинградской области, и адекватное социально- экономическое развитие каждого населенного пункта в составе сельских поселений в каждом муниципальном районе Ленинградской области на период до 2020 года с целью повышения уровня жизни сельского населения потребуют разработки ряда мер, обеспечивающих правовой аспект реализации социальных, экономических и экологических проблем сельских территорий. В настоящее время отсутствуют федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие все аспекты политики устойчивого развития сельских территорий. В Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" введено, но не раскрыто понятие устойчивого развития сельских территорий как одного из направлений государственной аграрной политики. В связи с этим представляется целесообразным вопросы устойчивого развития сельских территорий выделить в самостоятельную статью указанного федерального закона, в которой уточнить понятия "сельские территории" и "устойчивое развитие сельских территорий", определить цели и задачи государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий. В целях правового обеспечения эффективного государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий необходимо внести изменения в земельное, лесное, водное, градостроительное, жилищное законодательство Российской Федерации и иные сферы законодательства Российской Федерации, а также законодательные и другие нормативные правовые акты Ленинградской области в части регулирования устойчивого развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Отдельным важным направлением является разработка природоохранной законодательной базы, усиление административной, уголовной и имущественной ответственности за причиненный ущерб окружающей среде. Развитие сельской инфраструктуры потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий в сфере торговли, связи, транспорта, энергосбережения и иных сферах. 5.2. Организационное обеспечение Реализацию в Ленинградской области основных направлений государственной и региональной политики в области устойчивого развития сельских территорий предполагается осуществлять до 2013 года в рамках долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села на 2009-2012 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 21 августа 2009 года N 272), с 2013 года - в рамках предлагаемой к разработке долгосрочной целевой программы устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на 2013-2017 годы с учетом ее пролонгирования до 2020 года, а также в рамках региональной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на период до 2012 года" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 345), а с 2013 года - в рамках подлежащей разработке в соответствии с Концепцией новой долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на пятилетний период, в которой будут предусмотрены мероприятия по следующим направлениям: диверсификация сельской экономики, повышение уровня занятости и увеличение доходов сельского населения; развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости; улучшение жилищных условий сельского населения, повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий, в том числе развитие и модернизация учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.; комплексная компактная застройка населенных пунктов сельских поселений; поощрение гражданских инициатив, направленных на создание условий для устойчивого развития сельских территорий, путем предоставления грантов, включая грантовую поддержку социально значимых творческих проектов; развитие информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения; создание позитивного отношения к сельскому образу жизни; проведение научно-исследовательских работ, разработка системы мониторинга и проведение мониторинга в сфере развития сельских территорий. Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходима разработка муниципальных программ развития сельских территорий на основе стратегий социально-экономического развития сельских поселений, определяющих потенциал сельского поселения, перспективы его социально-экономического развития и содержащих меры по повышению потенциала сельских поселений, развитию их социально- экономического положения. Необходимо создать межведомственный совет (комиссию), обеспечивающий на региональном и муниципальном уровнях координацию взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Ленинградской области и представительных органов муниципальных образований. Для преодоления межведомственной разобщенности в сфере устойчивого развития сельских территорий требуется расширение полномочий комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, наделение его функциями по координации деятельности иных органов исполнительной власти Ленинградской области, направленной на реализацию мероприятий в области развития сельских территорий. Это позволит во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Ленинградской области, представительными органами муниципальных образований и общественными организациями вырабатывать и принимать эффективные управленческие решения, направленные на достижение целей и задач устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией. Взаимодействие между органами исполнительной власти Ленинградской области, ответственными за реализацию Концепции, и представительными органами муниципальных образований предполагается осуществлять на основе соглашений, заключаемых комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области с указанными органами в целях выработки согласованных решений по осуществлению региональной политики в области устойчивого развития сельских территорий. Для координации взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области предполагается создание при комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области межведомственного координационного совета по вопросам устойчивого развития сельских территорий. 5.3. Финансовое обеспечение В целях диверсификации сельской экономики необходимо расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на селе и установить преференции, направленные на создание привлекательных условий для осуществления указанных видов деятельности. Расширению доступа сельскохозяйственных производителей к кредитно-финансовым ресурсам будут способствовать расширение финансовых услуг как для юридических лиц, так и для сельских жителей на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов в сельской местности и организации предоставления банковских услуг через сельские отделения почтовой связи. Важным направлением является создание системы грантового поощрения инициатив сельских поселений по благоустройству населенных пунктов, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды. Реализацию направлений государственной и региональной политики по созданию условий для устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе за счет средств субъектов, хозяйствующих на сельских территориях, и средств сельского населения. Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов должно осуществляться в пределах средств, определяемых федеральными законами и областными законами, а также постановлениями органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый период. 5.4. Научное и кадровое обеспечение Необходимо расширить и углубить научные исследования в сфере устойчивого развития сельских территорий и усилить научно-методическую поддержку органов управления развитием сельских территорий на региональном и местном уровнях. Для кадрового обеспечения управления развитием сельских территорий следует разработать образовательные программы и организовать подготовку специалистов в этой области для работы в органах власти всех уровней и органах местного самоуправления, в системе информационно-консультационного обслуживания сельского населения, а также разработать образовательные программы в сфере устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и сельских жителей. 5.5. Информационное обеспечение и мониторинг В целях совершенствования информационного обеспечения политики развития сельских территорий целесообразно повысить доступность статистической информации, провести дополнительные статистические разработки и обследования. Необходимо организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также расширить сеть сельских домашних хозяйств, обследуемых Росстатом при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств на постоянной основе. Одним из направлений является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Объектами статистического наблюдения должны выступать как городские и сельские поселения (то есть сельская территория в целом), так и население сельских населенных пунктов этих поселений. Для этих целей потребуются: разработка и законодательное закрепление регламента ведения похозяйственных книг администраций сельских поселений как важнейшего источника информации о сельских домашних хозяйствах в каждом населенном пункте в составе сельских поселений; расширение использования географических информационных систем, что позволит получать сведения с учетом географических идентификаторов; использование существующих административных регистров (сведений о записях актов гражданского состояния, сведений миграционных служб и др.). Мониторинг развития сельских территорий должен также включать наблюдение за состоянием окружающей среды с оценкой причиненного ущерба, создание электронных эколого-экономических карт сельских территорий и прогноз антропогенного воздействия на природную среду сельского хозяйства, промышленности и других отраслей экономики. Проведение мониторинга развития сельских территорий планируется закрепить за комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, а также за территориальными подразделениями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, расположенными на территории Ленинградской области и выполняющими функции соответствующего федерального органа исполнительной власти. 6. Основные этапы реализации государственной политики по созданию условий для устойчивого развития сельских территорий Реализация государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (2011-2012 годы) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование законодательного, нормативно- правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий Ленинградской области. В 2011 году осуществляются следующие мероприятия: разработка (на основе результатов анализа состояния и сложившихся тенденций) стратегических прогнозных показателей социально- экономического развития как сельских поселений, так и муниципальных районов в целом на 2013-2017 годы; развитие благоприятных условий для регулируемого рынка товаров, работ и услуг на территории каждого городского и сельского поселения, каждого муниципального района и Ленинградской области в целом; финансовое (налоговое и бюджетное) стимулирование производственной и социальной деятельности юридических лиц в форме сельскохозяйственных коммерческих организаций всех организационно- правовых форм, сельскохозяйственных негосударственных некоммерческих общественных объединений всех организационно-правовых форм, казенных, бюджетных и автономных учреждений административно-территориальных образований всех уровней. На втором этапе (2013-2020 годы) предполагается увеличение ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках предлагаемой к разработке долгосрочной целевой программы устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на 2013-2017 годы с учетом ее пролонгирования до 2020 года. Это позволит к концу второго этапа значительно повысить уровень занятости и уровень доходов сельского населения, снизить распространение бедности, улучшить среду обитания и таким образом замедлить процессы депопуляции, расширить число населенных пунктов со стабильным и растущим сельским населением. План программ и мероприятий по реализации государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года приведен в приложении к Концепции. Приложение к Концепции ПЛАН программ и мероприятий по реализации государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | N | Наименование этапов и мероприятий | Исполнители | Срок | | п/п| | | исполнения | | | | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | Первый этап (2011-2012 годы) - создание необходимой нормативно-правовой базы | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 1 | Разработка предложений по проектам новых редакций | Органы | 2011-2012 | | | соответствующих статей Гражданского кодекса Российской Федерации, | исполнительной власти | годы | | | Земельного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской | Ленинградской области | | | | Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного | | | | | кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, | | | | | Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов | | | | | "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", | | | | | "О мелиорации земель", "О садоводческих, огороднических и дачных | | | | | некоммерческих объединениях граждан", "Об обороте земель | | | | | сельскохозяйственного назначения", "О государственном регулировании | | | | | обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", | | | | | "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской | | | | | Федерации", "О землеустройстве" и др. | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 11.| Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон | Органы | 2011 год | | | "О карантине растений" и Кодекс Российской Федерации об | исполнительной власти | | | | административных правонарушениях в части административной | Ленинградской области | | | | ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения | | | | | карантина растений | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 12.| Подготовка предложений о внесении изменений в некоторые | Органы | 2011 год | | | законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием | исполнительной власти | | | | правового регулирования в сфере ветеринарии и Кодекс Российской | Ленинградской области | | | | Федерации об административных правонарушениях в части | | | | | административной ответственности за нарушение законодательства в области | | | | | ветеринарии | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 13.| Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон | Органы | 2011 год | | | "О племенном животноводстве" и в статью 26.3 Федерального закона | исполнительной власти | | | | "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и | Ленинградской области | | | | исполнительных органов государственной власти субъектов Российской | | | | | Федерации" в части разграничения полномочий в области племенного | | | | | животноводства и систематизации предоставления государственных услуг | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 14.| Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон | Органы | 2011 год | | | "О семеноводстве" и некоторые законодательные акты Российской Федерации | исполнительной власти | | | | в части совершенствования правового регулирования в области семеноводства | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 15.| Подготовка предложений о внесении изменений в некоторые | Органы | 2011-2012 | | | законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования | исполнительной власти | годы | | | правового регулирования порядка при установлении разрешенного вида | Ленинградской области | | | | использования земельных участков и определения полномочий органов | | | | | государственной власти и органов местного самоуправления по принятию | | | | | решений об использовании земель, для которых градостроительный | | | | | регламент не устанавливается или на которые градостроительный | | | | | регламент не распространяется | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 16.| Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон | Органы | 2011 год | | | "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна | исполнительной власти | | | | и продуктов его переработки" в части совершенствования контрольно- | Ленинградской области | | | | надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 17.| Подготовка предложений в Министерство сельского хозяйства | Органы | 2011 год | | | Российской Федерации по инфраструктуре пространственных данных, | исполнительной власти | | | | геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 18.| Подготовка предложений о внесении изменений в некоторые | Органы | 2011 год | | | законодательные акты Российской Федерации в части отмены деления земель | исполнительной власти | | | | на категории как института, дублирующего институты территориального | Ленинградской области | | | | планирования и градостроительного зонирования | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 19.| Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон | Органы | 2011 год | | | от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве | исполнительной власти | | | | многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении | Ленинградской области | | | | изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и | | | | | некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части | | | | | совершенствования правового регламента | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 2 | Подготовка предложений по разработке новых областных законов и | Органы | 2011-2012 | | | других нормативных правовых актов или внесению изменений в областные | исполнительной власти | годы | | | законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы, | Ленинградской области | | | | связанные с созданием условий устойчивого развития сельских территорий | | | | | Ленинградской области | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 21.| Разработка прогноза показателей проекта долгосрочной целевой | Органы | 2012 год | | | программы "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской | исполнительной власти | | | | области на 2013-2017 годы" | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 22.| Разработка проекта долгосрочной целевой программы "Развитие | Органы | 2012 год | | | мелиорации сельскохозяйственных земель Ленинградской области на период | исполнительной власти | | | | до 2020 года" | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 23.| Разработка проекта областного закона "О создании системы | Органы | 2012 год | | | государственного регулирования обеспечения плодородия земель | исполнительной власти | | | | сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 24.| Разработка проекта долгосрочной целевой программы "Развитие | Органы | 2011 год | | | садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений | исполнительной власти | | | | жителей Ленинградской области на 2012-2016 годы" | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 25.| Разработка проекта отраслевой программы "Создание в комитете по | Органы | 2012 год | | | агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской | исполнительной власти | | | | области геоинформационной системы мониторинга качественных показателей | Ленинградской области | | | | производственного и социально-экономического развития сельских | | | | | территорий Ленинградской области до 2020 года" | | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 26.| Разработка проекта долгосрочной целевой программы "Развитие | Органы | 2011 год | | | сельских потребительских кооперативов на территории Ленинградской | исполнительной власти | | | | области на период до 2020 года" | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | 27.| Разработка проекта долгосрочной целевой программы "Развитие | Органы | 2011 год | | | крестьянских фермерских хозяйств на территории Ленинградской области на | исполнительной власти | | | | период до 2020 года" | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | Второй этап (2013-2020 годы) - реализация программ и мероприятий | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| | | Реализация долгосрочных целевых программ и мероприятий, связанных | Органы | До 2020 | | | с созданием условий для устойчивого развития сельских территорий | исполнительной власти | года | | | Ленинградской области на период до 2020 года | Ленинградской области | | |————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————|———————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|