Расширенный поиск
Закон Ленинградской области от 29.04.1996 № 13-озЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Ленинградской области от 04.08.2000 г. N 28-оз О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 26 марта 1996 года) (В редакции Законов Ленинградской области от 08.07.97 г. N 21-оз; от 01.10.99 г. N 52-оз) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования закона 1. Настоящий закон устанавливает на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, Устава Ленинградской области гарантии избирательных прав граждан в Ленинградской области при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно. 2. Выборы органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых выборными органами местного самоуправления, а также порядок создания формируемых органов местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными и областными законами. Статья 2. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Выборы органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно населением, проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. 2. Местные сообщества не вправе вводить ограничения избирательных прав граждан, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством Ленинградской области. Статья 3. Избирательное право при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории муниципального образования, достигшие 18 лет, вправе избирать и при условии постоянного проживания на данной территории не менее одного года быть избранными в представительные и другие органы местного самоуправления, при достижении 21 года быть избранными главой муниципального образования или другим должностным лицом местного самоуправления. 2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и лица, на день голосования отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Избирательные системы при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. В Ленинградской области при выборах органов местного самоуправления применяются: мажоритарная система; система пропорционального представительства; смешанная (мажоритарная и пропорциональная) система. 2. Избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется местным сообществом самостоятельно на основании настоящего закона и закрепляется в уставе муниципального образования. Статья 5. Сроки проведения выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Выборы органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области проводятся в сроки, установленные уставами муниципальных образований. 2. Дата проведения выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальном образовании назначается представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Сообщение о дне выборов публикуется в местной печати. Статья 6. Финансирование выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Подготовка и проведение выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления финансируется за счет средств местных бюджетов. 2. При закреплении доходных источников минимальных местных бюджетов областным законом предусматривается покрытие минимально необходимых расходов местных бюджетов на проведение муниципальных выборов. 3. Финансирование деятельности избирательной комиссии Ленинградской области и территориальных (районных) избирательных комиссий по обеспечению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется за счет средств областного бюджета. Глава 2. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 7. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления образуются муниципальными избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главами муниципальных образований. 2. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются муниципальной избирательной комиссией и утверждаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Изменение границ избирательных округов после их установления не допускается. 3. Число избирателей в различных муниципальных избирательных округах должно быть по возможности равным. Допускается отклонение от среднего числа избирателей в округе не более 10 процентов. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается существующее административно-территориальное деление. 4. Избирательный округ составляет единую территорию. Включение в муниципальный избирательный округ не граничащих между собой территорий не допускается. 5. При выборах органов местного самоуправления в многомандатном муниципальном избирательном округе, а также при выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления единым округом является вся территория муниципального образования, иные округа не образуются. Статья 8. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные участки. В зависимости от размеров округов избирательные участки могут включать в себя несколько округов либо округа могут делиться на несколько избирательных участков. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более трех тысяч избирателей на каждом участке и не позднее чем за 48 дней до дня выборов. 2. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов, участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 9. Составление списков избирателей 1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории муниципального образования и обладающие на день голосования активным избирательным правом. 2. Глава муниципального образования обеспечивает учет избирателей на территории муниципального образования и передает избирательным комиссиям сведения об избирателях. 3. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией на основе предоставленных главой муниципального образования данных в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее чем за 30 дней до дня выборов, после уточнения списки должны быть представлены населению муниципального образования для всеобщего ознакомления. 4. Член местного сообщества может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. 6. Каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 10. Статус избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Законодательного собрания Ленинградской области, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, а также нижестоящими избирательными комиссиями. 3. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, доводить до избирателей обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Законодательного собрания Ленинградской области, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Законодательного собрания Ленинградской области. Статья 11. Система избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления осуществляют: избирательная комиссия Ленинградской области; территориальные (районные) избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления; муниципальные (городские, волостные, поселковые, сельские и иные в зависимости от категории муниципального образования) избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях (в городах, волостях, поселках, селах и иных населенных пунктах, осуществляющих местное самоуправление самостоятельно); окружные избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальных избирательных округах; участковые избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальных избирательных участках. Исходя из местных условий, полномочия различных видов комиссий, за исключением избирательной комиссии Ленинградской области и территориальных (районных) комиссий, могут исполняться одной из названных комиссий. Статья 12. Статус избирательной комиссии Ленинградской области по выборам в выборные органы местного самоуправления Полномочия и порядок деятельности избирательной комиссии Ленинградской области по выборам в выборные органы местного самоуправления устанавливаются областным законом "Об избирательной комиссии Ленинградской области", настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Законодательного собрания Ленинградской области. Статья 13. Порядок формирования муниципальных, окружных и участковых избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Территориальные, муниципальные, окружные и участковые избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления формируются не позднее, чем за 60 дней до проведения выборов решением представительного органа местного самоуправления. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и 6-12 членов из числа кандидатур, предложенных общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или по месту жительства в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Законодательного собрания Ленинградской области и уставом муниципального образования. Председатели, заместители председателей и секретари комиссий избираются на заседании соответствующей комиссии из числа ее членов путем тайного голосования. В случае, если представительный орган местного самоуправления не сформировал состав соответствующей избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо, если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование избирательной комиссии производит вышестоящая избирательная комиссия. В случае совпадения границ муниципального образования с границами района обязанности районной (территориальной) избирательной комиссии по выборам в выборные органы местного самоуправления по решению избирательной комиссии Ленинградской области могут возлагаться на муниципальную избирательную комиссию. 2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении. 3. После регистрации кандидатов избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат, вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность, полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после официального опубликования итогов выборов. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, за исключением назначенных кандидатами или избирательными объединениями, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией, имеют право присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Представители кандидатов или избирательных объединений имеют статус члена комиссии с правом совещательного голоса. 3. Все члены комиссии, включая назначенных кандидатами и избирательными объединениями: заблаговременно извещаются секретарем избирательной комиссии о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения голосования по этим вопросам; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии. Статья 15. Полномочия избирательной комиссии Ленинградской области по выборам органом местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Избирательная комиссия Ленинградской области по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления: а) дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное исполнение; б) утверждает составы избирательных комиссий, в случаях предусмотренных пунктом 1 статьи 13, и руководит работой избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, в пределах своих полномочий; (В редакции Закона Ленинградской области от 08.07.97 г. N 21-оз) в) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий; г) в случаях, предусмотренных настоящим законом, издает инструкции и иные правовые акты по вопросам организации выборов; д) осуществляет контроль за законностью проведения выборов органов, глав и других должностных лиц местного самоуправления; е) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, определяет порядок их хранения; ж) получает от районных избирательных комиссий и муниципальных избирательных комиссий городов областного подчинения протоколы о результатах выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления; з) подводит итоги выборов по области в целом; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Решения избирательной комиссии Ленинградской области по порядку подготовки и проведения выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий. Статья 16. Полномочия территориальной (районной) избирательной комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Территориальная (районная) избирательная комиссия по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на соответствующей территории; б) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия муниципальных избирательных комиссий; в) получает от муниципальных избирательных комиссий, за исключением муниципальных избирательных комиссий городов областного подчинения, протоколы о результатах выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления; г) подводит итоги выборов по соответствующей территории в целом; д) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Срок полномочий территориальных (районных) избирательных комиссий устанавливается избирательной комиссией Ленинградской области. 3. Решения территориальной (районной) избирательной комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий. Статья 17. Полномочия муниципальной избирательной комиссии 1. Муниципальная избирательная комиссия: а) обеспечивает подготовку и проведение на территории муниципального образования выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления; б) дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории муниципального образования; в) руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий; г) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения в случаях, предусмотренных настоящим законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов на территории муниципального образования; д) осуществляет контроль за законностью проведения выборов; е) регистрирует кандидатов на должность главы муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления, кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и их доверенных лиц (в случае проведения выборов по единому многомандатному округу) и выдает им соответствующие удостоверения; ж) распоряжается средствами, выделенными на финансовое обеспечение выборов, и контролирует их целевое использование; з) решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования, в том числе, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных и участковых избирательных комиссий; и) утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам главы муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления (в случае проведения выборов по единому многомандатному округу), обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; к) устанавливает результаты голосования по муниципальному образованию в целом и публикует их в печати; л) обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и организацией выборов, в архивы; м) устанавливает кандидатов, избранных в органы и должностными лицами местного самоуправления, и выдает им удостоверения об избрании; н) организует при необходимости повторное голосование и повторные выборы; о) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Решения муниципальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий. 3. Полномочия муниципальной избирательной комиссии сохраняются до назначения очередных выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления. Статья 18. Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории своего избирательного округа; б) регистрирует кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления и их доверенных лиц (в случае проведения выборов по одномандатным округам), выдает им удостоверения установленного образца; в) координирует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия этих комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий для предвыборной деятельности для всех кандидатов; д) контролирует размещение в округе предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом; е) утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления (в случае проведения выборов в одномандатных округах); ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования в округе, передает их в муниципальную избирательную комиссию; з) обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и организацией выборов, в архивы; и) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Окружные избирательные комиссии сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий муниципальной избирательной комиссии. Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Участковая избирательная комиссия по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории участка; б) организует составление списка избирателей по своему участку; в) проводит ознакомление избирателей участка со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; г) оповещает население участка о дне выборов и месте голосования; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; е) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним мотивированные решения; ж) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; з) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке. 2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов. Статья 20. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствовало большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель. 2. Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем или, по его поручению, заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. 4. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются большинством голосов от общего установленного числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Эти решения избирательной комиссии подлежат опубликованию. 5. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. 6. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать аккредитованные представители средств массовой информации. На заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации. 7. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать заинтересованные стороны или их представители. 8. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии. 9. По решениям избирательных комиссий председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены избирательных комиссий могут работать в комиссии с отрывом от основной работы. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий. Статья 21. Гласность при подготовке и проведении выборов избирательными комиссиями 1. Подготовка и проведение выборов органов, глав и других должностных лиц местного самоуправления осуществляются избирательными комиссиями открыто и гласно. 2. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов. 3. На всех заседаниях избирательных комиссий, связанных с выборами, вправе присутствовать представители избирательных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами. Статья 22. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном законом порядке. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно дать ответ по существу вопроса. Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 23. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления 1. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, не затрагивающие гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией и законодательством Российской Федерации, устанавливаются местным сообществом и закрепляются в уставе муниципального образования. 2. Кандидат, должность которого или род занятий несовместимы со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, дает письменное обязательство о прекращении, в случае его избрания, соответствующей деятельности. 3. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание недействительным избрание соответствующих лиц. Статья 24. Право выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления и на должности глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Кандидаты в выборные органы местного самоуправления выдвигаются: при мажоритарной избирательной системе: самостоятельно, на собраниях избирателей, избирательными объединениями (блоками); при пропорциональной избирательной системе: избирательными объединениями (блоками); при смешанной избирательной системе: часть, избираемая по округам, выдвигается самостоятельно, на собраниях избирателей, избирательными объединениями (блоками); часть, избираемая по спискам, выдвигается избирательными объединениями (блоками). 2. Кандидаты на должности глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, на собраниях избирателей и избирательными объединениями. 3. Выдвижение кандидатов начинается с момента образования избирательных комиссий и заканчивается не позднее 30 дней до проведения выборов. 4. Постоянное проживание кандидата на территории муниципального образования является обязательным. Требование по проживанию кандидата на территории избирательного округа при выборах по мажоритарной системе по одномандатным округам может устанавливаться уставом муниципального образования. 5. Контроль за выдвижением кандидатов обеспечивает муниципальная избирательная комиссия. Статья 25. Самостоятельное выдвижение кандидатов 1. Самостоятельное выдвижение в кандидаты при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления осуществляется при выборах по мажоритарной и смешанной избирательных системах, включая выборы органов местного самоуправления по многомандатным округам и выборы должностных лиц местного самоуправления по единому одномандатному муниципальному округу. 2. Правом самостоятельного выдвижения в кандидаты при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления обладает каждый член местного сообщества, обладающий избирательным правом. 3. При самостоятельном выдвижении в кандидаты гражданин обязан собрать подписи не менее одного процента избирателей, проживающих в соответствующем округе, в подписных листах установленного образца (приложение 1 к настоящему закону). Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. 4. Об инициативе сбора подписей под заявлением о выдвижении в кандидаты гражданин письменно уведомляет муниципальную избирательную комиссию. 5. Правом сбора подписей в поддержку кандидата обладает любой избиратель данного муниципального образования. Статья 26. Выдвижение кандидатов на собраниях избирателей 1. Выдвижение кандидатов в случаях, указанных в части 1 статьи 25 настоящего закона, может происходить на собраниях избирателей соответствующего округа. 2. По результатам проведения собрания в муниципальную избирательную комиссию направляется протокол собрания с уведомлением о выдвижении кандидата и об инициативе сбора подписей под его заявлением о выдвижении. 3. Сбор подписей под заявлением о выдвижении кандидата осуществляется с соблюдением требований, установленных в статье 25 настоящего закона. Статья 27. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями 1. Кандидатов (списки кандидатов) вправе выдвигать избирательные объединения и блоки. 2. Избирательными объединениями при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления являются местные отделения зарегистрированных в установленном порядке общефедеральных и региональных избирательных объединений, их блоки, а также местные (муниципальные) избирательные объединения. Местные отделения общефедеральных и региональных избирательных объединений и их блоки подлежат регистрации в муниципальной избирательной комиссии после представления ими в комиссию списка кандидатов. Входящие в избирательный блок объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Порядок создания и регистрации местных (муниципальных) избирательных объединений устанавливается органами местного самоуправления. 3. Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательного объединения принимается на собрании его местного отделения и на собрании местного (муниципального) избирательного объединения. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. 4. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и блоков, собираются подписи избирателей в том же порядке и на тех же условиях, что и при самостоятельном выдвижении и выдвижении на собраниях избирателей. 5. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательные объединения и блоки вправе выдвигать по одному кандидату в каждом округе (в том числе по единому многомандатному округу) при выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления. 6. При выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным округам, а также в случае проведения выборов по пропорциональной или смешанной избирательным системам, избирательные объединения и блоки выдвигают списки кандидатов по количеству мандатов. В этом случае в поддержку списка кандидатов требуется собрать подписи не менее двух процентов избирателей соответствующего округа. Форма подписного листа устанавливается приложением 2 к настоящему закону. Статья 28. Регистрация кандидатов 1. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются муниципальной избирательной комиссией по их самостоятельному представлению, по представлению избирателей, избирательных объединений и блоков, выдвинувших кандидатов. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению или блоку, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку либо о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. 2. Инициаторы выдвижения кандидата, в том числе сами кандидаты при самостоятельном выдвижении, вносят подписные листы в поддержку кандидата (списка кандидатов) с количеством подписей не менее установленного настоящим законом и заявления кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Подписные листы вносятся в муниципальную избирательную комиссию не позднее 27 дней до выборов. Муниципальная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата (списка кандидатов) требованиям настоящего закона и в течение трех дней регистрирует его. 3. Регистрация кандидатов заканчивается за 25 дней до проведения выборов. 4. Решение о регистрации кандидатов (списков кандидатов) принимается при наличии протоколов о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) при выдвижении их на собраниях избирателей и избирательными объединениями и блоками, заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, подписных листов в поддержку кандидатов. При наличии в подписных листах двух и более подписей одного избирателя в поддержку одного кандидата засчитывается одна подпись. В случае сомнения членов избирательной комиссии в подлинности подписей в поддержку кандидата по решению комиссии может быть проведена выборочная или сплошная проверка подлинности подписей. В регистрации может быть отказано в случаях нарушения надлежащего оформления предоставляемых документов либо при наличии в подписных листах подлинных подписей менее установленного настоящим законом количества. В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) муниципальная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату, его доверенному лицу или уполномоченному представителю избирательного объединения (блока) копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. 5. О регистрации кандидатов муниципальная избирательная комиссия составляет протокол. Все кандидаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего закона, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в трехдневный срок в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 6. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. 7. Кандидат не может входить в состав избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, выдвинутый в кандидаты, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом. 8. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются муниципальной избирательной комиссией местным средствам массовой информации. 9. Каждому зарегистрированному кандидату муниципальная избирательная комиссия выдает удостоверение. 10. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. 11. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат (список кандидатов при пропорциональной и смешанной избирательных системах) либо число зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему (меньше двух для списков кандидатов), выборы в данном избирательном округе по решению муниципальной избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 29. Права и обязанности кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Кандидаты после регистрации по их личному заявлению освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации его в качестве кандидата до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока муниципальная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им единовременную денежную компенсацию в размере пятикратного минимального размера месячной оплаты труда. 3. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 5. Кандидат не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно. 6. Кандидаты со дня их регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право бесплатно пользоваться на территории муниципального образования, в органы местного самоуправления которого они баллотируются, любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. 7. Кандидат после регистрации не может быть без согласия районного прокурора привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить муниципальную избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 8. Кандидат может иметь до трех доверенных лиц, регистрируемых избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата. Доверенные лица должны обладать активным избирательным правом. Доверенные лица получают от муниципальной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. С этой целью на указанный в части 2 настоящей статьи срок работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Оплата деятельности доверенных лиц может производиться из средств избирательных фондов. Кандидаты, избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом муниципальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 9. Если кандидат в любое время до дня выборов снял свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств (состояние здоровья и прочее), муниципальная избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную кампанию. 10. Избирательное объединение (блок) по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого выдвинутого им кандидата, и, если не истек установленный настоящим законом срок регистрации, вынести на регистрацию новую кандидатуру. Избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения (блока) соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную агитацию. Информация о выбытии и(или) замене кандидата публикуется муниципальной избирательной комиссией не позднее трех дней со дня выбытия или замены кандидата. 11. Кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, после регистрации на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 30. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение муниципальной избирательной комиссии немедленно по ее сформированию и распределяются ею между всеми нижестоящими избирательными комиссиями. 2. Окружные и участковые избирательные комиссии представляют муниципальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им этой комиссией средств не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 3. Муниципальная избирательная комиссия представляет представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее 30 дней после официального опубликования результатов выборов. Статья 31. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания 1. Кандидаты и избирательные объединения (блоки) вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из: средств, выделенных кандидату или избирательному объединению в равных размерах на предвыборную агитацию муниципальной избирательной комиссией; собственных средств кандидата или избирательного объединения, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. 4. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. 5. Сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратный минимальный размер месячной оплаты труда, а в фонд избирательного объединения (блока) - 30-кратный. Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 200-кратный минимальный размер месячной оплаты труда, а в фонд избирательного объединения (блока) - 2000-кратный. 6. Муниципальная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением (блоком). Статья 32. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения муниципальной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). 2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам и избирательным объединениям (блокам). 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. 4. Кандидат, избирательное объединение (блок) не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в муниципальную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. 5. Неизрасходованные денежные средства избирательных фондов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. Глава 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 33. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки) имеют право на свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами и законодательством Ленинградской области. 2. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки) вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения (блока). 3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. 4. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 6. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 7. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой средств массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в 3-дневный срок. Статья 34. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям (блокам) в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом муниципальной избирательной комиссией. 2. Предвыборные мероприятия на улицах и площадях (митинги, демонстрации, шествия) организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. 4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию муниципальных избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 35. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Кандидатам и избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 2. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих вещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается муниципальной избирательной комиссией по согласованию с соответствующими средствами информации. 3. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату дополнительное эфирное время сверх предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям (блокам) должны быть равными. 4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатам, избирательным объединениям (блокам), придерживающимся различных политических взглядов. Статья 36. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Кандидаты, избирательные объединения (блоки), политические партии и иные общественные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Не допускается распространение заведомо ложных, позорящих кандидатов измышлений, а также умышленное унижение их чести и достоинства. 4. Муниципальные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. 5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме зданий и помещений, где размещаются избирательные комиссии и избирательные участки. Статья 37. Сроки проведения агитационной кампании 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. 2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 3. В течение 3 дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Глава 8. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 38. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий местными администрациями. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, местная администрация арендует подходящие здания и помещения у иных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 39. Избирательный бюллетень 1. Текст избирательного бюллетеня утверждает: окружная избирательная комиссия, в случае проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления по одномандатным округам; муниципальная избирательная комиссия по выборам главы муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления, а также депутатов в представительные органы местного самоуправления, в случае проведения выборов по единому многомандатному округу. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства или(и) наименования избирательных объединений (блоков) с указанием первых трех кандидатов из списка кандидатов данного избирательного объединения (блока). Справа против данных о каждом кандидате, избирательном объединении (блоке) помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов, избирательных объединений (блоков) помещается строка "Против всех кандидатов" ("Против всех объединений (блоков)") с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени печатаются по решению муниципальной избирательной комиссии и пересылаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до проведения выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов, снятия списков избирательных объединений (блоков) участковые избирательные комиссии по указанию соответствующей избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах (списках). Статья 40. Порядок голосования 1. Голосование проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов по местному времени. (В редакции Закона Ленинградской области от 01.10.99 г. N 52-оз) 2. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно заявит, что он по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства в день выборов и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно в помещении участковой избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии либо подписи двух ее членов. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем списке. 3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательных бюллетеней избиратель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, проставляет серию и номер документа в списке избирателей и удостоверяет получение бюллетеня своей подписью в списке избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя. 5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо знак в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, за которых он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов" ("Против всех объединений (блоков)"). 7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. У участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной (либо исполняющей полномочия окружной) избирательной комиссии. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне избирательного участка, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. 10. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 41. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие ящиков осуществляется поочередно: вначале вскрываются переносные избирательные ящики, затем стационарные избирательные ящики. 4. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число письменных заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. 5. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего количества бюллетеней, чем количество указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. 6. Эти факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражаются в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 7. При подсчете голосов избирателей, поданных по избирательному участку, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании из подсчета исключаются. 8. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 9. Члены участковой избирательной комиссии заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим на дому; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов" (список прилагается). Если в состав избирательного участка входит несколько избирательных округов, в протокол заносятся соответствующие данные по данному округу. 10. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 11. К первым экземплярам протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протокола. 12. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии. 13. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии после их подписания незамедлительно направляются в вышестоящую избирательную комиссию. 14. Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. 15. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя, участковая избирательная комиссия обязана представить ему заверенную копию протокола об итогах голосования. 16. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального объявления результатов выборов по одномандатному избирательному округу. Статья 42. Установление результатов выборов 1. Окружная избирательная комиссия, если в ее составе находится несколько избирательных участков, по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах. Если в составе избирательного участка находится несколько избирательных округов, соответствующий подсчет производится участковой избирательной комиссией по каждому округу. 2. По результатам подсчета составляется протокол, в котором указываются: общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; число избирательных бюллетеней, выданных по избирательному округу; число избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования по избирательному округу; число избирательных бюллетеней, признанных действительными по избирательному округу; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными по избирательному округу; число голосов, поданных за и против каждой позиции в избирательных бюллетенях; число голосов, поданных против всех позиций в избирательных бюллетенях; одно из следующих решений: а) о признании избранным кандидата, получившего в своем округе наибольшее число действительных голосов; при равенстве голосов, поданных за двух или более кандидатов, набравших наибольшее количество действительных голосов, проводится повторное голосование по этим кандидатам; б) о выдаче избирательным объединениям (блокам) количества мандатов, пропорционального количеству поданных за них действительных голосов, за исключением списков, набравших менее пяти процентов действительных голосов, при пропорциональной избирательной системе; число мандатов определяется по методике, содержащейся в приложении 3 к настоящему закону; в) о признании избранными кандидатов в части, избираемой по одномандатным округам, и о выдаче мандатов избирательным объединениям (блокам) в части, избираемой на основе пропорциональной избирательной системы, при выборах по смешанной избирательной системе с условием выполнения требований, содержащихся соответственно в пунктах а) и б) части 2 настоящей статьи; г) о признании избранными кандидатов в количестве, равном количеству мандатов при выборах по единому многомандатному округу, получивших наибольшее количество голосов; при равенстве голосов, поданных за двух или более кандидатов, набравших наибольшее число действительных голосов, по этим кандидатам проводится повторное голосование; д) о признании избранным на должность главы или другого выборного должностного лица местного самоуправления кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов; при равенстве голосов, поданных за двух или более кандидатов, набравших наибольшее число действительных голосов, по этим кандидатам проводится повторное голосование; е) о признании выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию, другой хранится в данной комиссии. 4. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на основании протоколов участковых комиссий определяются муниципальной избирательной комиссией. Статья 43. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных (участковых в указанных в статье 42 настоящего закона случаях) избирательных комиссий муниципальная избирательная комиссия в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. 2. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, итоги выборов по этому округу устанавливаются муниципальной избирательной комиссией по получении протоколов участковых избирательных комиссий. 3. Муниципальная избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих округах при проведении выборов нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 4. По результатам определения общих итогов выборов на территории муниципального образования муниципальная избирательная комиссия составляет протокол. Протокол подписывают все присутствующие на заседании члены избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в вышестоящую избирательную комиссию, другой хранится в муниципальной избирательной комиссии. 5. Документация избирательных комиссий всех уровней по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления подлежит хранению. Избирательные бюллетени хранятся один год со дня голосования. Протоколы избирательных комиссий хранятся один год со дня объявления даты следующих выборов. Статья 44. Регистрация избранных лиц 1. Окружная (исполняющая полномочия окружной) избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в органы или должностным лицом местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего закона кандидат, избранный в органы или должностным лицом местного самоуправления, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с его статусом выборного лица местного самоуправления. 2. Муниципальная избирательная комиссия на основании поступивших протоколов и сообщений комиссий о выполнении избранным лицом требований части 1 настоящей статьи регистрирует избранных лиц и производит выдачу удостоверений об избрании. 3. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. Областная, территориальные, муниципальные и окружные (исполняющие полномочия окружных) избирательные комиссии публикуют содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий полные данные об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов. Глава 8. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 45. Оспаривание списков избирателей 1. Каждый гражданин может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном порядке. Статья 46. Оспаривание отказа от регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов (списки кандидатов) избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному им (или избирательным объединением (блоком) лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может являться только невыполнение требований законодательства Российской Федерации и Ленинградской области. 2. Отказ в регистрации или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, кандидат или избирательное объединение (блок) могут обжаловать в вышестоящей избирательной комиссии или в суде в установленном порядке. Глава 9. ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ ВЫБЫВШИХ ИЗБРАННЫХ ЛИЦ Статья 47. Повторное голосование 1. Повторное голосование проводится в случаях, предусмотренных частями "а", "г", "д" статьи 42 настоящего закона. 2. Повторное голосование проводится через 14 дней со дня выборов. Статья 48. Повторные выборы органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Повторные выборы проводятся в случае признания выборов в отдельных или во всех округах недействительными; повторные выборы проводятся в соответствующих округах. 2. Решение о проведении повторных выборов принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. 3. Период избирательных действий может быть сокращен на срок, предусмотренный настоящим законом на треть. Сообщения о проведении повторных выборов публикуются в средствах массовой информации. Повторные выборы проводятся не позднее, чем через полтора месяца со дня первоначальных выборов. 4. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Статья 49. Проведение выборов на место выбывших членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления В случае признания полномочий отдельных выборных лиц недействительными, а также в случае отзыва, досрочного прекращения полномочий в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия выборного лица проводятся новые выборы. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления не позднее, чем за 2 месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего закона. В случае выбытия, досрочного прекращения полномочий выборного лица менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий соответствующего выборного органа местного самоуправления выборы на место выбывшего лица не проводятся. В этом случае, если выборное лицо являлось главой муниципального образования, его полномочия до очередных выборов исполняет заместитель главы муниципального образования; полномочия выбывшего выборного должностного лица местного самоуправления исполняются лицом, назначенным главой муниципального образования. Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства о выборах 1. Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным путем либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. 2. При нарушении кандидатом, избирательным объединением (блоком) настоящего закона зарегистрировавшая его избирательная комиссия делает предупреждение, а при повторном нарушении может отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов), о чем доводится до сведения избирателей. Глава 11. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Организация первых выборов органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области возлагается на глав местных администраций районов Ленинградской области. Губернатор А.Беляков Санкт-Петербург 29 апреля 1996 года N 13-оз Приложение 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в ______________________________________________________________________ (депутаты, главы муниципального образования, др.) по _____________________________________________ избирательному округу (номер, наименование округа) _____________________________________________________________________, (наименование муниципального образования) _____________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество кандидата) родившегося "___"_______________ 199__ года, _________________________ _____________________________________________________________________, (должность, род занятий) проживающего в ______________________________________________________. (наименование населенного пункта) +-------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Поряд- ¦ Фамилия, имя, ¦ Дата рождения ¦ Адрес ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦ ¦ ковый ¦ отчество ¦ (число, ¦ ¦ паспорта или ¦ ¦ ¦ номер ¦ ¦ месяц, год) ¦ ¦ заменяющего его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документа ¦ ¦ +--------+---------------+---------------+-------+--------------------+---------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------+---------------+-------+--------------------+---------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------+---------------+-------+--------------------+---------¦ Подписной лист удостоверяю ______________________________________ (фамилия, имя, отчество, ______________________________________________________________________ место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего ______________________________________________________________________ его документа лица, собиравшего подписи, подпись) Кандидат в депутаты ________________________ __________ (фамилия, имя, отчество) (дата) Приложение 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение списка кандидатов в _________________________________________________________ (депутаты, главы муниципального образования, др.) от _______________________________ избирательного объединения (блока): (наименование) +-------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Поряд- ¦ Фамилия, имя, ¦ Дата рождения ¦ Адрес ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦ ¦ ковый ¦ отчество ¦ (число, ¦ ¦ паспорта или ¦ ¦ ¦ номер ¦ ¦ месяц, год) ¦ ¦ заменяющего его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документа ¦ ¦ +--------+---------------+---------------+-------+--------------------+---------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------+---------------+-------+--------------------+---------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------+---------------+-------+--------------------+---------¦ Подписной лист удостоверяю ______________________________________ (фамилия, имя, отчество, ______________________________________________________________________ место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего ______________________________________________________________________ его документа лица, собиравшего подписи, подпись) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока) ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия, ______________________________________________________________________ дата и номер паспорта или заменяющего его документа, подпись) Приложение 3 МЕТОДИКА распределения мандатов между списками кандидатов По результатам голосования мандаты распределяются между списками кандидатов по следующим правилам: а) общее количество действительных голосов, поданных по муниципальному избирательному округу, делится на общее количество мандатов, распределяемых по этому округу. Полученный результат есть избирательное частное; б) количество действительных голосов, полученное каждым списком кандидатов, участвующим в распределении мандатов, делится на избирательное частное. Полученное в результате деления целое число есть количество мандатов, которое получает соответствующий список кандидатов; в) если после действий, произведенных в соответствии с пунктом "б", остаются нераспределенные мандаты, дробная часть каждого числа, полученного в результате предусмотренного пунктом "б" деления, делится на все это число. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых указанные числа оказались наибольшими. При равенстве этих чисел преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано больше действительных голосов. При равенстве голосов преимущество отдается списку кандидатов, зарегистрированному раньше; г) если и после действий, произведенных в соответствии с пунктом "в", остались нераспределенные мандаты, они по одному вновь передаются спискам кандидатов, имеющим наибольшие результаты от деления согласно пункту "в" Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|