Расширенный поиск

Закон Ленинградской области от 11.07.2001 № 43-оз

 
                        ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

                     от 11 июля 2001 года N 43-оз


         О внесении изменений и дополнений в областной закон
     "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области"

       (Принят Законодательным собранием Ленинградской области
                          26 июня 2001 года)


     Статья 1.

     Внести изменения и дополнения в областной закон "Об органах опеки
и попечительства в Ленинградской области" от  31  марта  1997  года  N
7-оз, изложив его в следующей редакции:

                        "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
                           ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

      Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области

     Настоящий закон  регулирует  вопросы  опеки  и  попечительства  в
Ленинградской  области  (с  учетом  региональных особенностей) с целью
защиты  и  охраны  личных   неимущественных   и   имущественных   прав
несовершеннолетних   и  совершеннолетних  лиц,  которые  по  состоянию
здоровья  не  могут  осуществлять  свои   права   и   выполнять   свои
обязанности,   нуждающихся   в   государственной   защите,  являющихся
гражданами  Российской  Федерации,  проживающих  или  находящихся   на
территории Ленинградской области.

     Статья 1. Общие положения

     Органами опеки  и попечительства в Ленинградской области (далее -
органы   опеки   и   попечительства)    являются    органы    местного
самоуправления.

     Органы опеки    и    попечительства   руководствуются   в   своей
деятельности Конституцией Российской Федерации,  Гражданским  кодексом
Российской Федерации,  Семейным кодексом Российской Федерации, другими
федеральными  законами  и  нормативными  правовыми  актами  Российской
Федерации,   Уставом   Ленинградской   области,  областными  законами,
положением  о  специалисте  по  охране  детства,  иными   нормативными
правовыми актами Ленинградской области и нормативными правовыми актами
муниципальных образований Ленинградской области.

     Муниципальные образования самостоятельно определяют  структуру  и
утверждают  штатное  расписание  органов  опеки  и попечительства,  из
расчета не менее одного специалиста  по  охране  детства  на  5  тысяч
детского  населения  (от  0  до  18  лет включительно) данного района,
города,  а  также  исходя  из  количества  совершеннолетних   граждан,
нуждающихся в опеке и попечительстве. Муниципальные образования вправе
устанавливать надбавки к должностным окладам  специалистам  по  охране
детства  в  связи  с возложением на них дополнительных обязанностей по
охране прав детей за счет средств местного бюджета.

     Статья 2. Задачи органов опеки и попечительства

     Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

     1. Обеспечение оптимальных условий жизни и воспитания детей-сирот
и    детей,    оставшихся    без    попечения   родителей,   а   также
несовершеннолетних,  не имеющих нормальных условий  для  воспитания  в
семье,   осуществление  контроля  за  их  содержанием,  воспитанием  и
образованием.

     2. Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов
несовершеннолетних.

     3. Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов
совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных
совершеннолетних   лиц,   которые   по  состоянию  здоровья  не  могут
самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

     Статья 3. Общественные советы по опеке и попечительству

     Органы местного  самоуправления  могут   создавать   общественные
советы по опеке и попечительству (попечительские советы).

     Положения об  общественных попечительских советах разрабатываются
органами  местного  самоуправления  самостоятельно  в  соответствии  с
действующим законодательством.

     Статья 4.  Общие  полномочия  и  основные функции органов опеки и
попечительства

     В соответствии с указанными в статье 2 настоящего закона задачами
органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:

     1. Организуют   выявление   детей-сирот,  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  и  несовершеннолетних,  не  имеющих  нормальных
условий  для  воспитания в семье,  в том числе безнадзорных детей,  не
имеющих   места   жительства   или   места   пребывания,    а    также
совершеннолетних   лиц,   которые   по  состоянию  здоровья  не  могут
самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности  и
нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства.

     2. Устанавливают   и   прекращают   опеку  и  попечительство  над
несовершеннолетними детьми,  оставшимися без попечения родителей,  над
лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни,
над  дееспособными  совершеннолетними  лицами,  которые  по  состоянию
здоровья  не  могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять
свои  обязанности,  а  также  над  лицами,   ограниченными   судом   в
дееспособности  вследствие  злоупотребления  спиртными  напитками  или
наркотическими веществами.

     3. Ведут учет лиц,  в отношении  которых  установлена  опека  или
попечительство.

     4. Принимают   решение   о  помещении  ребенка  в  воспитательное
учреждение,  лечебное   учреждение,   учреждение   социальной   защиты
населения или приемную семью.

     5. Осуществляют  подбор лиц,  способных к выполнению обязанностей
опекуна или  попечителя,  подготавливают  материалы,  необходимые  для
назначения  опекуна  или  попечителя,  а  также  об  освобождении  или
отстранении опекуна или попечителя от выполнения  возложенных  на  них
обязанностей.

     6. Принимают  решения о назначении или об отстранении опекуна или
попечителя,

     7. Производят выплату денежных средств на содержание подопечных в
порядке   и   размере,   установленном   законодательством  Российской
Федерации и Ленинградской области.

     8. В   установленном   законом   порядке   осуществляют    защиту
имущественных  и  личных неимущественных прав и интересов подопечных в
случае  ненадлежащего  исполнения  опекуном  или   попечителем   своих
обязанностей,  в  том числе использования ими опеки и попечительства в
корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и
необходимой помощи.

     9. Выдают   разрешения   опекунам,   попечителям   и  управляющим
имуществом на расходование доходов подопечного,  в том числе  доходов,
причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением
доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно.

     10. Осуществляют контроль за действиями опекунов  и  попечителей,
управляющих имуществом подопечных; дают разрешение опекунам совершать,
а попечителям - давать согласие на совершение сделок по отчуждению,  в
том  числе обмену или дарению имущества подопечного,  сдачи его в наем
(аренду),  в безвозмездное пользование  или  залог,  сделок,  влекущих
отказ  от  принадлежащих  подопечному  прав,  раздел его имущества или
выдел из него долей,  а также любых других сделок, влекущих уменьшение
имущества подопечного.

     11. Принимают   меры   по   защите  жилищных  прав  подопечных  и
несовершеннолетних и по  обеспечению  их  жилой  площадью  в  случаях,
предусмотренных законодательством.

     12. Дают   разрешение   на  раздельное  проживание  попечителя  с
подопечным.

     13. Участвуют  в  судебных  заседаниях  по  делам  подопечных   и
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством.

     14. Осуществляют   контроль   за  деятельностью  подведомственных
учреждений  для  детей  и   учреждений   для   совершеннолетних   лиц,
нуждающихся в государственной помощи.

     15. Рассматривают  предложения,  заявления  и  жалобы  граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

     16. Оказывают    содействие    подопечным,    признанным    судом
недееспособными или ограниченно дееспособными.

     17. Проводят   работу   по  профилактике  социального  сиротства,
жестокого обращения с;  детьми,  привлекают  общественность  к  работе
органов опеки и попечительства.

     18. Осуществляют  надзор за деятельностью усыновителей,  опекунов
(попечителей),  оказывают  им  помощь   в   организации   медицинского
наблюдения и трудоустройства подопечных.

     Иные вопросы   организации   и   деятельности   органов  опеки  и
попечительства могут  быть  установлены  законодательством  Российской
Федерации и законодательством Ленинградской области.

     Статья 5.  Полномочия  и функции органов опеки и попечительства в
сфере управления образованием

     Кроме полномочий и  функций,  указанных  в  статье  4  настоящего
закона,   органы   местного   самоуправления,   как   органы  опеки  и
попечительства, наделяются следующими полномочиями и функциями в сфере
управления образованием:

     1. Участвуют   в   выявлении  несовершеннолетних  детей,  которые
вследствие смерти  родителей,  лишения  родителей  родительских  прав,
болезни  родителей  или  по другим причинам остались без родительского
попечения;

     ведут их учет и устройство в сроки,  предусмотренные  федеральным
законодательством.

     2. Ведут  поиск  родственников  детей,  оставшихся  без попечения
родителей,  с  целью  соблюдения  их  приоритета  быть  усыновителями,
опекунами (попечителями).

     3. Организуют  работу  по  информированию  российских  граждан  о
возможности быть усыновителями,  опекунами  (попечителями),  приемными
родителями.

     4. Принимают   меры   по   немедленному   отобранию  ребенка  при
непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

     5. Осуществляют    подготовку    необходимых    документов    для
последующего устройства детей-сирот,  детей,  оставшихся без попечения
родителей,  и несовершеннолетних,  не имеющих нормальных  условий  для
воспитания в семье, для установления опеки и попечительства, помещения
в приемную семью,  усыновления (удочерения) (далее -  усыновление),  а
при  отсутствии  такой  возможности  -  в  воспитательное  учреждение,
лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения.

     6. Осуществляют подбор лиц,  способных к выполнению  обязанностей
усыновителя,    опекуна    (попечителя);   подготавливают   материалы,
необходимые для усыновления,  установления опеки  (попечительства),  а
также  ведут учет детей,  в отношении которых произведено усыновление,
опека (попечительство).

     7. Осуществляют подбор лиц,  способных к выполнению  обязанностей
приемных  родителей;  дают  заключение  о  возможности  быть приемными
родителями;  заключают договоры о передаче  ребенка  на  воспитание  в
приемную семью.

     8. Оказывают помощь опекунам и попечителям,  приемным родителям в
воспитании, обучении и организации отдыха подопечных.

     9. Дают   согласие   на   установление   отцовства   в   случаях,
предусмотренных действующим законодательством.

     10. Принимают на попечение ребенка после отмены усыновления.

     11. Объявляют    несовершеннолетнего    полностью    дееспособным
(эмансипированным).

     12. Решают    вопросы    об    изменении    фамилии    и    имени
несовершеннолетним.

     13. Проводят  обследование  условий жизни лица,  претендующего на
воспитание ребенка; представляют в суд заключения по спорам, связанным
с содержанием, воспитанием и образованием детей.

     14. Участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании
детей.

     15. Осуществляют охрану интересов  неродившегося  наследника  при
разделе наследственного имущества.

     16. Принимают  решение  о  регистрации  брака  лиц,  не достигших
совершеннолетия.

     17. Принимают  решение  о   снятии   с   регистрационного   учета
детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей,  как по их
месту жительства, так и по месту пребывания (нахождения).

     18. Разрешают  спорные  вопросы  между  родителями,  лицами,   их
заменяющими, и родственниками о воспитании детей.

     Статья 6.  Полномочия  и функции органов опеки и попечительства в
сфере управления здравоохранением

     Кроме полномочий и  функций,  указанных  в  статье  4  настоящего
закона,   органы   местного   самоуправления,   как   органы  опеки  и
попечительства, наделяются следующими полномочиями и функциями в сфере
управления:

     1. Выявляют  и  ведут  учет  лиц  с  психическими расстройствами,
нуждающихся в установлении над ними опеки.

     2. Выявляют новорожденных, оказавшихся без попечения родителей.

     3. Оказывают   помощь   опекунам   в   организации   медицинского
наблюдения за подопечными.

     4. Оказывают   необходимую  помощь  гражданам,  признанным  судом
недееспособными вследствие душевной болезни,  до установления над ними
опеки.

     5. Возбуждают  в судах дела о признании гражданина недееспособным
или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным,
об  отмене  ограничения  дееспособности гражданина,  о признании брака
недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и
другие  дела,  связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов
подопечных.

     Статья 7.  Полномочия и функции органов опеки и попечительства  в
сфере социальной защиты населения

     Кроме полномочий  и  функций,  указанных  в  статье  4 настоящего
закона,  органы  местного   самоуправления,   как   органы   опеки   и
попечительства, наделяются следующими полномочиями и функциями в сфере
социальной защиты населения:

     1. Выявляют  несовершеннолетних,  нуждающихся  в  государственной
помощи  в  связи с безнадзорностью,  беспризорностью или нахождением в
трудной жизненной ситуации.

     2. Оказывают    социально-правовую    и    материальную    помощь
несовершеннолетним, нуждающимся в государственной помощи.

     3. Выявляют   и  оказывают  необходимую  помощь  до  установления
попечительства дееспособным    совершеннолетним     лицам,     которые
по состоянию  здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права
и выполнять свои обязанности.

     4. Осуществляют  устройство  дееспособных  совершеннолетних  лиц,
нуждающихся  в попечительстве по состоянию здоровья,  в дома-интернаты
для престарелых и инвалидов.

     5. Организуют работу в  отношении  совершеннолетних  дееспособных
лиц,  нуждающихся  по  состоянию  здоровья  в  попечительстве  в форме
патронажа, ведут их учет.

     Статья 8.  Компетенция  исполнительного  органа   государственной
власти Ленинградской области в сфере опеки и попечительства

Исполнительный орган государственной власти Ленинградской области:

     1. Устанавливает    нормативы   финансирования   подведомственных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
и  размеры  денежных  средств,  необходимых  на содержание опекаемых с
учетом региональных особенностей и требований Правительства Российской
Федерации.

     2. Финансирует  подведомственные  учреждения  для  детей-сирот  и
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  а   также   содержание
опекаемых и детей, находящихся в приемных семьях.

     3. Ведет  централизованный  учет  и  формирует  региональный банк
данных о детях-сиротах и детях,  оставшихся без попечения родителей, а
также   российских  и  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,
изъявивших  желание  усыновить  детей,  проживающих  в   Ленинградской
области.

     4. Осуществляет   обеспечение   оптимального   устройства  детей,
оставшихся без попечения  родителей,  на  усыновление  под  опеку  или
попечительство, в приемные семьи или в государственные учреждения.

     5. Подбирает лиц,  желающих взять ребенка (детей) на усыновление,
под опеку и попечительство или на воспитание в приемную семью.

     6. Представляет кандидатам в усыновители информацию о ребенке,  в
отношении которого возникли установленные законодательством Российской
Федерации основания для его усыновления.

     7. Выдает направления кандидатам в усыновители  ребенка  (детей),
находящегося (находящихся) на учете, для посещения конкретного ребенка
по месту его нахождения.

     8. Контролирует осуществление функций по опеке  и  попечительству
муниципальными органами.

     9. Комплектует  подведомственные  учреждения  для  детей-сирот  и
детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,   специализированные
школы-интернаты и школы-интернаты коррекционного типа.

     10. Осуществляет  методическое  руководство деятельностью органов
опеки и попечительства,  организует работу по  повышению  квалификации
инспекторов   по   охране  детства  муниципальных  органов  управления
образованием,   руководителей,   методистов,   социальных    педагогов
подведомственных  детских  учреждений,  а  также  по вопросам охраны и
защиты прав несовершеннолетних.

     Исполнительный орган государственной власти Ленинградской области
вправе  возложить  свои  полномочия  в сфере опеки и попечительства на
структурные подразделения".

     Статья 2.

     Настоящий закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.


     Губернатор
     Ленинградской области          В.Сердюков


     Санкт-Петербург,
     11 июля 2001 года
     N 43-оз





Информация по документу
Читайте также