Расширенный поиск
Постановление Главы Муниципального образования "Балтийский городской округ" от 14.10.1997 № 339РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГЛАВА БАЛТИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении "Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Балтийского городского округа" (В редакции Постановления Главы Муниципального образования "Балтийский городской округ" от 23.03.98 г. N 95) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 425 "О реформировании жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" и постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 11.09.1997 г. N 696 "Об утверждении Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить "Программу реформирования жилищно - коммунального хозяйства Балтийского городского округа" согласно приложению N 1. 2. Утвердить "Муниципальный стандарт социальной нормы площади жилья и потребления жилищно - коммунальных услуг" согласно приложению N 2. 3. Утвердить "План мероприятий по реализации программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Балтийского городского округа" согласно приложению N 3. 4. Распоряжение главы Балтийского городского округа от 27.06.1997 г. N 278 "Об утверждении плана по подготовке реформы жилищно - коммунального хозяйства округа" считать утратившим силу. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по управлению муниципальным хозяйством (Белоус П.Н.). от 14 октября 1997 г. N 339 Глава Балтийского городского округа А.Н. Кузнецов Приложение N 1 к постановлению главы Балтийского городского округа от 14 октября 1997 г. N 339 ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА БАЛТИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОДЕРЖАНИЕ 1. Анализ состояния жилищно - коммунального хозяйства Балтийского городского округа. 2. Цели и задачи реформы жилищно - коммунального хозяйства. 3. Методы решения поставленных задач. 4. Финансовое обеспечение реализации программы. 5. Организационное обеспечение реализации программы. 6. Информационное обеспечение продвижения реформы. 1. Анализ состояния жилищно - коммунального хозяйства Балтийского городского округа Основные составляющие Федеральной программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства в той или иной мере реализовывались в Балтийском городском округе самостоятельно с первой половины 90-х годов. Сформированная в этот период нормативно - правовая база позволила сделать первые шаги в области перевода этой сферы на рыночные условия хозяйствования. Структура жилищного фонда округа, в которой 96% занимают отдельные квартиры с преобладающей долей двухкомнатных квартир (45%), имеет ряд особенностей. И эти особенности необходимо учитывать при проведении работы по реформированию жилищно - коммунального хозяйства. Основной из них можно считать то, что наибольшее число малообеспеченных семей проживает в однокомнатных квартирах. А это, как правило, пожилые одинокие люди, наиболее нуждающиеся в социальной защите. Жилищно - коммунальное хозяйство округа обслуживают предприятия различной организационно - правовой формы. Эти организации занимают практически монопольное положение в сфере оказания жилищно - коммунальных услуг. Однако такое положение создалось не только и не столько по причине технического характера, сколько по причине неналаженности финансирования (в том числе и бюджетного) этой отрасли городского хозяйства. Финансирование жилищно - коммунальной сферы традиционно является одной из самых значительных проблем. Специфика округа такова, что до 80% населения пользуется теми или иными льготами, установленными Федеральным законодательством (военнослужащие и лица, к ним приравненные - 70%, ветераны войны и труда, инвалиды - 10%). В этих условиях даже значительный рост доли населения в покрытии стоимости жилищно - коммунальных услуг, произошедший за последние годы, не спасает положения. Решение вопроса об упорядочении системы льгот на федеральном уровне и обеспечение полного их финансирования бюджетом может создать условия для проведения полнокровной жилищно - коммунальной реформы. Таким образом, если на предыдущем этапе совершенствование системы жилищно - коммунального хозяйства достигалось за счет повышения тарифов, то на новом этапе реформирования этой структуры необходимо сосредоточить внимание на всем комплексе мер экономического и организационно - технического характера. Проведение этой работы должно обеспечить постепенный переход от бюджетного дотирования к полной оплате услуг их потребителями, при непременном соблюдении условий экономического стимулирования роста качества услуг и обеспечения адресной поддержки малообеспеченных слоев населения. 2. Цели и задачи реформы жилищно - коммунального хозяйства Основными целями реформирования жилищно - коммунального хозяйства должны стать: - обеспечение условий проживания населения округа, соответствующих стандартам качества; - рационализация издержек на обслуживание и ремонт, соответствующее снижение тарифов на услуги предприятий жилищно - коммунальной сферы; - выработка эффективных механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, позволяющих максимально облегчить переход к бездотационному и безубыточному функционированию отрасли. Поставленные цели определяют круг первоочередных задач, которые необходимо решить в рамках реформирования жилищно - коммунального хозяйства. 1. Рационализация отношений в сфере управления жилищно - коммунальным хозяйством округа. 2. Перевод отношений в сфере жилищно - коммунальных услуг на договорную основу и создание условий для возникновения конкурентной среды. 3. Совершенствование системы платежей за жилищно - коммунальные услуги в тесной связи с дальнейшим развитием социальной защиты малообеспеченных слоев населения. 4. Внедрение ресурсосберегающих технологий. 3. Методы решения поставленных задач 3.1. Рационализация отношений в сфере управления жилищно - коммунальным хозяйством округа Решение поставленной задачи связано с разделением функций и организацией взаимодействия между всеми структурами ЖКХ - от собственника и нанимателя жилого помещения до организаций, непосредственно оказывающих жилищно - коммунальные услуги. Формой этого разделения должно стать создание в округе единой службы заказчика. Учитывая необходимость тесной координационной работы, в структуру службы заказчика необходимо включить центр жилищно - коммунальных субсидий. Возможность пользоваться услугами этой службы должна быть предоставлена всем собственникам жилого фонда - физическим, юридическим лицам всех форм собственности (муниципальные, частные и прочие), а также нанимателям жилья. Основными направлениями деятельности службы заказчика должны стать: 1. Управление муниципальным жилищным фондом; 2. Выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищно - коммунальных услуг во вверенном ему жилищном фонде; 3. Заключение договора с выбранными подрядчиками на предоставление жилищно - коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости; 4. Обеспечение контроля за предоставлением услуг и оплата их по факту предоставления; 5. Установление договорных отношений на всех уровнях оказания жилищно - коммунальных услуг (от производителя до потребителя), контроль за выполнением действующих договоров; 6. Выдача населению единой квитанции об оплате всех жилищно - коммунальных услуг за учетный период. Направление такой квитанции возможно по почте (естественно, с учетом пожеланий населения и возможностей почтовой связи); 7. Создание единого центра оплаты жилищно - коммунальных услуг с возможностью оплаты как в центре, так и через банковские учреждения (например, Сбербанк); 8. Сбор и систематизация в единой компьютерной сети данных обо всех льготах, всех субсидиях и всех гражданах, их получающих, пофамильно. Получение полной информации о гражданине как квартиросъемщике, а следовательно, обеспечение полноты и своевременности оплаты жилищно - коммунальных услуг, ускорение и облегчение процесса назначения субсидий, устранение возможности перекрестного льготирования. Обеспечение адресной поддержки низкодоходных семей; 9. Концентрация всех денежных средств, поступающих в уплату за жилищно - коммунальные услуги (от населения и бюджетов всех уровней) в одном центре. Получение возможности оперативного регулирования, перераспределения, в том числе и сезонного, поступающих денежных средств; эффективного использования финансовых инструментов (в т.ч. Долговых обязательств финансового отдела БГО); равномерного финансирования структур ЖКХ в соответствии с утвержденными сметами; 10. Обеспечение в централизованном порядке учета полноты и своевременности оплаты жилищно - коммунальных услуг, применения соответствующих санкций к платежеспособным неплательщикам; 11. Принятие на себя паспортно - учетной работы, регистрационно - учетных и иных функций, выполняемых в настоящее время другими организациями сферы ЖКХ, а также заключение договоров найма (поднайма) жилья. Важнейшим моментом при формировании службы заказчика является выбор ее организационно - правовой формы. Создаваемая структура должна стать полноценным субъектом рыночных отношений, сохранив при этом управляемость администрацией округа и обеспечивая полноценное управление вверенным ей имуществом. Служба заказчика должна быть создана как достаточно разветвленная структура, на нижнем уровне которой находятся сотрудники, отвечающие за состояние конкретного жилого дома и непосредственно контролирующие деятельность подрядчиков, - домоуправы. Кроме того, как отмечено выше, при создании службы заказчика к ней отойдет ряд функций, выполняемых в настоящее время предприятиями сферы жилищно - коммунального хозяйства. Следовательно, необходимо пересмотреть штаты этих предприятий и использовать при формировании службы заказчика штатные должности и опытных специалистов уже существующих структур, занимающихся в настоящее время выполнением передаваемых функций. Создаваемая служба заказчика в своей деятельности должна опираться на следующие приоритеты: - расширение объема обслуживания муниципального жилого фонда; - получение заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов и пр.); - заключение договоров на обслуживание товариществ собственников жилья; - минимализация задолженности населения по оплате жилищно - коммунальных услуг; - выбор эффективного подрядчика для оказания услуг; - эффективный контроль за деятельностью подрядных организаций. Необходимо также избежать следующих недостатков: - финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда; - по существу возрастают расходы на жилищно - коммунальное хозяйство, т.к. помимо финансирования населением и бюджетом собственно жилищно - коммунального хозяйства, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика; - бюджетное финансирование - это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом случае создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет наладить эффективный контроль за работой подрядчиков, а следовательно, не реализует главную идею создания службы - оплату выполненных работ в зависимости от их качества и количества. Предполагаемая схема управления жилищно - коммунальным хозяйством округа приведена на рис. 1. Такая схема предусматривает следующие основные моменты: 1. Все отношения между составляющими элементами структуры строятся на основе договоров. Порядок установления этих отношений рассматривается ниже, в разделе 3.2. 2. Учредительными документами службы заказчика, а также соответствующим договором должна быть предусмотрена передача: - жилого (нежилого) фонда, технологической части основных фондов жилищно - коммунального хозяйства службе заказчика; - финансовых ресурсов, предназначенных на дотирование сферы жилищно - коммунальных услуг и на субсидирование (льготирование) населения. 3. Задачи абонентской группы: - Сбор информации от исполнителей жилищно - коммунальных услуг. - Формирование единой квитанции на все платежи (включая электроэнергию и газоснабжение). - Согласование размера платежей населения с центром жилищно - коммунальных субсидий. - Выдача (рассылка) квитанций населению. - Прием платежей от населения. - Контроль полноты оплаты, подготовка информации по неплательщикам для взыскания в принудительном порядке. 4. Задачи отдела капитального строительства: - Разработка и осуществление целевых программ реконструкции и модернизации жилищного фонда, тепло-, водоснабжения, водоотведения. - Разработка и осуществление программы снижения стоимости и повышения качества жилищно - коммунальных услуг. - Организация и контроль процессов строительства, капитального и текущего ремонта, приемки в эксплуатацию, оценки, переоценки основных фондов жилищно - коммунального хозяйства. - Рациональное использование средств на капитальный ремонт и реновацию основных фондов жилищно - коммунального хозяйства. 5. Отдел оперативного управления для качественного исполнения своих функций должен иметь довольно значительные штаты, позволяющие осуществлять контроль за работой оказывающих жилищно - коммунальные услуги подрядчиков непосредственно на уровне жилого дома. При этом домоуправы (техники - смотрители) - основа контроля за состоянием конкретного дома, качеством и количеством услуг, решения возникающих у населения вопросов на самом близком к нему уровне. 6. Задачи отдела по жилищным вопросам: - Урегулирование вопросов найма жилого помещения; - Паспортная работа; - Решение иных вопросов, вытекающих из поставленных задач. 7. Риэлтерская группа в своей деятельности должна предоставить населению, в первую очередь малоимущим его слоям, возможность в сжатые сроки решить вопрос подбора жилого помещения, отвечающего требованиям благоустройства и одновременно соответствующего уровню материального обеспечения данной семьи. 8. Отдел договорной работы (юридический отдел) имеет своей основной задачей установление договорных отношений на всех уровнях оказания жилищно - коммунальных услуг, а также юридическую защиту интересов службы заказчика, в том числе и при взыскании недоимок по платежам населения. 9. Ряд прочих организационных структур службы заказчика должен заниматься: - Сбором, обработкой и систематизацией в единой компьютерной сети данных о гражданине как квартиросъемщике (собственнике) жилого помещения, предоставленных ему льготах, субсидиях и пр. Доступ в эту сеть должен быть обеспечен, в первую очередь, абонентской группе и центру жилищно - коммунальных субсидий; - Обеспечением финансирования деятельности подрядных организаций и собственно службы заказчика, бухгалтерским учетом, контролем и анализом деятельности службы. 10. Конкретные функции каждого отдела необходимо определить в рамках соответствующих положений об отделах в период разработки структуры управления жилищно - коммунальным хозяйством округа. 11. С экономической и организационной точек зрения целесообразно вернуться к вопросу вхождения центра жилищно - коммунальных субсидий в состав службы заказчика - в качестве отдела. Система финансирования как службы заказчика, так и всего комплекса жилищно - коммунального хозяйства рассматривается ниже, в разделе 4. 3.2. Демонополизация и договорные отношения При создании условий для возникновения конкурентной среды в жилищно - коммунальном хозяйстве особое внимание стоит обратить на создание для таких организаций равных с муниципальными предприятиями стартовых условий хозяйствования (арендная плата, оплата ЖКУ, оплата дотируемой части стоимости услуг за счет бюджета и другие). В то же время, одной из форм регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг должно стать лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимального уровня предоставляемых услуг. Демонополизацию сферы жилищно - коммунального хозяйства в условиях округа целесообразно начать с создания самостоятельных предприятий - сан. очистки, бани, прачечной, установки приборов учета жилищно - коммунальных услуг (в том числе индивидуальных). Существенной составляющей частью механизма реформирования жилищно - коммунального хозяйства является установление договорных отношений на всех уровнях и этапах реализации жилищно - коммунальных услуг: 1. Договор службы заказчика с муниципалитетом должен включать положения: - об управлении жилым (нежилым) фондом, технологической частью основных фондов жилищно - коммунального хозяйства, с указанием объема фондов, переданных службе заказчика; - размеры и источники финансовых средств на его обслуживание; - ответственность сторон за несвоевременное исполнение своих обязательств. 2. Договор службы заказчика с организациями, оказывающими жилищно - коммунальные услуги. Определение подрядчика на выполнение жилищно - коммунальных услуг должно производиться со следующих позиций: При отсутствии конкуренции в сфере жилищно - коммунальных услуг - с учетом административного регулирования тарифов. При возникновении конкурентной среды - с точки зрения минимализации стоимости при соблюдении стандартов качества оказываемых услуг. В рамках договорных отношений с предприятиями - подрядчиками необходимо предусматривать: - уровень муниципального заказа на услуги с учетом количества и качества предоставляемых услуг; - возможность изменения по заданию заказчика объема и перечня работ в зависимости от уровня финансирования; - величину тарифов, по которым производится оплата работ подрядчиков; - финансовые санкции за нарушение условий договора; - ответственность за уклонение от заключения соответствующего договора. Последнее положение имеет особое значение в условиях монополизации рынка жилищно - коммунальных услуг. По этой причине, в отношении существующих в округе структур - монополистов необходимо провести анализ учредительных документов и, при необходимости, внести в них соответствующие изменения и дополнения. 3. Договор службы заказчика с населением. Этот договор необходимо рассматривать как краеугольный камень всей системы функционирования жилищно - коммунального хозяйства в новых условиях. Договорные отношения на этом уровне должны предусматривать: - показатели качества обслуживания (в соответствии с утвержденным муниципальным стандартом); - перечень дополнительных услуг (информационные, консультационные, выдача справок и пр.), которые оказываются бесплатно и за плату; - порядок обращения населения по вопросам оказания услуг, т.е. перечень рабочих адресов, телефонов техников - смотрителей (домоуправов), телефоны ответственных работников службы заказчика; - сроки принятия решений и их исполнения по тем или иным вопросам организации жилищно - коммунальных услуг; - уровень и порядок оплаты услуг; - санкции к сторонам за нарушение условий договора. Учитывая важность четкого регулирования взаимоотношений на этом уровне, данный типовой договор должен быть разработан максимально тщательно. При подготовке типового договора необходимо разработать вариант договора найма жилого помещения, который должен сочетать в себе положения этих двух документов (договора найма и договора на оказание услуг). Обязательное заключение договора такого типа при найме (поднайме) жилого помещения позволит получить важнейший, единообразный документ в отношениях собственника и нанимателя жилого фонда. Психологически наиболее выгодным моментом для заключения договора с населением является период перехода на оплату жилищно - коммунальных услуг по единой квитанции. Только в этот период можно будет совместить приход квартиросъемщиков за единой квитанцией (в основном, по собственной инициативе) с заключением соответствующего договора. 4. Договор между службой заказчика и собственниками (нанимателями) нежилых помещений. Договорные отношения в этой сфере жилищно - коммунального хозяйства должны строиться на принципах, оговоренных выше, и действовать в отношении объектов социальной сферы, предприятий и организаций всех форм собственности. При разработке типового договора за основу может быть принят договор с населением, однако его положения должны быть несколько модифицированы: - Необходимо предусмотреть обязательное оборудование зданий и помещений соответствующими приборами учета потребления услуг; - В состав договора могут быть включены положения об оказании взаимных услуг. В первую очередь это касается таких предприятий, от которых зависит ритмичность функционирования службы заказчика. 3.3. Совершенствование системы платежей за жилищно-коммунальные услуги. Социальная защита населения Переход на новую систему оплаты жилищно - коммунальных услуг предопределяет установление новой структуры платежей населения. Предусмотрено три основных вида платежей населения: - первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях; - второй платеж - за найм жилья; - третий платеж - за коммунальные услуги. Порядок расчета указанных тарифов определен утвержденной методикой. Важным моментом совершенствования системы платежей является установление полноценного муниципального стандарта социальной нормы площади жилья и потребления жилищно - коммунальных услуг. Дальнейшее совершенствование системы платежей связано, с одной стороны, с включением в их состав затрат по страхованию жилых помещений, а с другой - с ограничением необоснованного роста тарифов. С этой целью необходимо в ближайшее время произвести дополнительный анализ структуры и уровня утвержденных тарифов. При проведении такого анализа необходимо уделить особое внимание следующим вопросам: - Неоправданное завышение затрат по отдельным статьям. Практика показывает, что наиболее необоснованно завышенными затратными статьями являются амортизационные отчисления (за счет завышенной стоимости основных фондов). Для минимализации влияния этого фактора требуется осуществить работу по инвентаризации и переоценке основных фондов жилищно - коммунального хозяйства (технологических, производственных, собственно жилого фонда). Данные работы целесообразно провести с привлечением специализированной организации. - Величина рентабельности. Анализ влияния этого фактора на размер тарифов необходимо увязать с выяснением планируемых направлений расходования прибыли. Определить их целесообразность, т.к. в новых условиях часть функций (по развитию производства, например) неизбежно отойдет от предприятий, оказывающих услуги, к службе заказчика и будет, соответственно, осуществляться в централизованном порядке и за счет несколько иных источников финансирования. - Уточнение собственно расчетов тарифов. Тарифы должны рассчитываться в точном соответствии с утвержденной методикой, даже если это требует большей информации и больших затрат времени. В частности, необходимо предпринять шаги по уточнению норм амортизационных отчислений при расчете платы за найм и отчислений на капитальный ремонт (как составляющей платы за содержание и ремонт жилого фонда), Одновременно, при определении базовой ставки платы за найм необходимо проводить обязательную дифференциацию жилых помещений по установленным критериям. - Необходимо срочно внести дополнения в утвержденные тарифы, касающиеся платежа за содержание и ремонт жилых помещений, производимого собственниками отдельно стоящих домов (в том числе 1-2 квартирных). Немаловажным моментом в решении задачи совершенствования системы платежей является формирование новой технологической схемы осуществления платежей. Этот аспект реформы может предусматривать следующее: - Выдача населению единой квитанции по оплате всех жилищно - коммунальных услуг за учетный период. Формирование квитанции для конкретного квартиросъемщика должна осуществлять абонентская группа службы заказчика на основе компьютерной базы данных; - Передача квитанции плательщику. На этапе выдачи первичных квитанций необходимо в обязательном порядке заключать договора на обеспечение нанимателя (собственника) помещения полным комплексом жилищно - коммунальных услуг. В дальнейшем направление квитанции (с согласия плательщика) возможно по почте, однако в этом случае необходимо предусмотреть источник покрытия почтовых расходов; - Создание единого центра оплаты жилищно - коммунальных услуг. С экономической точки зрения целесообразно было бы принимать платежи от населения в стенах службы заказчика, с использованием контрольно - кассовых машин. В этом случае возникает значительная экономия на трехпроцентных отчислениях Сбербанку за соответствующие услуги. Однако до принятия конкретного решения по этому вопросу необходимо провести соответствующий анализ, который позволит сопоставить выгоды и потери от этого решения (экономия на отчислениях Сбербанку, необходимость ежедневной инкассации, штат кассиров, перечисление за счет плательщика - как альтернатива взносу в кассу службы заказчика). Совершенствование системы платежей населения неразрывно связано с созданием реальной системы социальной защиты. Одним из путей решения этой задачи должно стать полнокровное функционирование созданного муниципального учреждения "Центр жилищно - коммунальных субсидий". Для этого необходимо следующее: - Максимально ускорить процесс разворачивания центра (организационное оформление, выделение соответствующего помещения, набор штатов в необходимом количестве, укомплектование центра оргтехникой); - Организовать консультирование граждан по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи; - Изменить систему финансирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства с целью недопустимости исключения из субсидируемой величины отдельных видов платежей (электроэнергия, газ). Более того, недопустимым должно стать исключение из расчета субсидии отдельных видов услуг (газоснабжение) по причине наличия у квартиросъемщика счетчика на этот вид услуг. Решение этой проблемы возможно в условиях централизованной оплаты услуг предприятий жилищно - коммунального хозяйства; - Более широкое применение практики предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате услуг, позволит резко увеличить собираемость платежей. Основу для этой работы составляет отработка формы обязательства квартиросъемщика о погашении задолженности с целью придания ему статуса юридического документа, по которому можно было бы предпринять меры принудительного взыскания. Такой подход даст возможность исключить просроченную задолженность малообеспеченных семей; - В случаях, когда обоснованность необходимости назначения субсидий (в том числе данные о доходах гражданина) вызывает сомнение, предоставить центру жилищно - коммунальных субсидий возможность получения необходимой информации от соответствующих органов (предприятий, налоговой инспекции). - Совместно с соответствующими подразделениями службы заказчика поставить на должный уровень работу по организации добровольного обмена жилыми помещениями. Другим подходом к решению проблемы эффективности социальной защиты населения должно стать создание специализированной комиссии по жилищным спорам - в соответствии с Положением, разрабатываемым на федеральном уровне. 3.4. Внедрение ресурсосберегающих технологий Организация ресурсосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве может дать значительный эффект с точки зрения снижения затрат, а значит и стоимости жилищно - коммунальных услуг. Для постановки этой работы на должный уровень необходимо разработать комплексную целевую программу ресурсосбережения в масштабах округа. В то же время мероприятия такого характера могли бы войти составной частью в программу реконструкции и модернизации жилого фонда, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Важное значение в решении поставленной задачи имеет повсеместное внедрение приборов учета тепла, воды, газа. Установку счетчиков целесообразно проводить в несколько этапов: 1. Установка счетчиков, обеспечивающих учет ресурсов, поданных в инженерные сети. Наличие этих приборов позволит уже на первом этапе оценить количество работ, выполненных предприятиями жилищно - коммунального хозяйства и несколько приблизиться к реальному уровню их оплаты службой заказчика; 2. Установка счетчиков, обеспечивающих учет ресурсов, дошедших до конкретного жилого дома. Переход на оплату услуг по суммарным показаниям этих счетчиков позволит не только выявить потери в количественном выражении, но и обеспечит экономические стимулы к их снижению. Анализ показывает, что именно на этап доведения ресурсов до конкретного жилого дома приходится основная доля потерь; 3. Установка квартирных счетчиков расхода. Установка этих приборов затрагивает интересы конкретных плательщиков, а значит это - самый длительный процесс. В то же время потери ресурсов на этом этапе несравненно ниже, чем на предыдущем. Методы организации этих работ могут быть различными. Различными могут быть и источники финансирования. Однако при этом можно выделить следующие основные моменты: При планировании и осуществлении работ по строительству, модернизации, капитальному ремонту инженерных сетей и жилого фонда необходимо предусматривать непременную установку приборов учета. Целесообразно оборудовать счетчиками несколько типовых домов и на основе анализа их данных организовать широкую разъяснительную работу с квартиросъемщиками. Кроме того, с точки зрения экономии бюджетных средств, необходимо предусмотреть первоочередное оборудование соответствующими счетчиками организаций социальной сферы. 4. Финансовое обеспечение реализации программы Финансовое обеспечение реализации реформы должно проводиться по трем основным направлениям: - финансовая помощь из средств федерального бюджета; - платежи населения; - дотирование за счет средств местного бюджета, в том числе часть платежей граждан, возмещаемая в виде субсидий. При этом, если первая составная часть общих доходов находится за рамками рассматриваемых вопросов, то вторая и третья могут быть рассмотрены более детально. Уровень платежей населения определяется согласно утвержденной методике и муниципальному стандарту социальной нормы площади жилья и потребления жилищно - коммунальных услуг. Собираемость платежей - основная задача абонентской группы службы заказчика, в решении которой служба должна быть материально заинтересована. Немаловажную роль здесь играют правильно и своевременно заключенные договора. Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий должно выделяться отдельной строкой в составе местного бюджета как защищенная статья. Система финансирования должна предусмотреть концентрацию всех денежных средств, поступающих из всех источников, в едином центре - службе заказчика. Такой метод имеет ряд преимуществ перед существующим сегодня, а именно: - получение возможности оперативного регулирования, перераспределения, в том числе и сезонного, поступающих денежных средств; - эффективное использование финансовых инструментов (в т.ч. Долговых обязательств финансового отдела БГО); - равномерное финансирование структур ЖКХ в соответствии с утвержденными сметами. Передача основных фондов жилищно - коммунальной сферы (после проведения инвентаризации и переоценки) на баланс службы заказчика, кроме прочего, позволит получить основание для аккумулирования средств на капремонт и реновацию этих фондов в рамках службы заказчика. Такие средства должны накапливаться на специальных счетах, отдельно от средств на текущие расходы, и использоваться строго целевым назначением для оплаты работ по капитальному ремонту и реновации в соответствии с актами выполненных работ, независимо от способа их проведения. Распределение и использование этих средств необходимо производить в строгом соответствии с утвержденными программами развития жилищно - коммунального хозяйства и под контролем специализированного подразделения службы заказчика (отдела капитального строительства). Важным направлением в решении вопросов финансирования является использование целевого финансирования местного бюджета. Имеющийся в округе положительный опыт такого метода финансирования (в том числе и с точки зрения экономии средств) подтверждает необходимость его более широкого применения. Такое финансирование целесообразно применять в рамках осуществления долгосрочных программ развития структур жилищно - коммунального хозяйства и, в первую очередь, в решении вопросов ресурсосбережения. Необходимо продолжить практику установления контрольно - измерительных приборов для населения с использованием системы льгот и скидок. Служба заказчика - объект, финансирование которого необходимо рассматривать отдельно. Финансовое обеспечение этой структуры возможно двумя методами: - бюджетное финансирование; - хозрасчет с сохранением элементов бюджетного финансирования. Второй метод, как следует не только из материалов программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области, но и из опыта работы регионов, является наиболее предпочтительным. Деятельность службы заказчика, направленная на предоставление жилищно - коммунальных услуг, должна входить в их стоимость. Однако недопустимо резко повышать по этой причине размеры тарифов. Создание службы заказчика сопряжено с исключением ряда функций из сферы деятельности иных предприятий жилищно - коммунального хозяйства. Передача этих функций неизбежно повлечет передачу штатов, а значит, и средств на финансирование этих работ. Определение размера средств, необходимых для содержания службы заказчика, нужно провести на основании соответствующих расчетов, а установить его можно в качестве норматива от стоимости жилищно - коммунальных услуг. Практика показывает, что такой норматив может составить от 4 до 8 процентов стоимости жилищно - коммунальных услуг. Вторым источником финансирования службы заказчика может стать часть экономии от снижения тарифов на жилищно - коммунальные услуги. Немаловажным аспектом деятельности по финансированию реформы является поиск и эффективное использование внебюджетных источников финансирования, в частности, кредитов (займов) под гарантии администрации Балтийского городского округа либо под залог муниципальной собственности. 5. Организационное обеспечение реализации программы Методикой организационного обеспечения реализации программы целесообразно избрать разработку и утверждение в качестве приложения к данной программе конкретного плана мероприятий. При его формировании, кроме аспектов, рассмотренных выше, необходимо предусмотреть ряд дополнительных моментов: - завершение передачи в муниципальную собственность объектов жилищно - коммунальной сферы, принадлежащих предприятиям иных форм собственности; - оценка состояния нормативно - правовой базы и наличия организационно - экономических условий для создания товариществ собственников жилья; - формирование подходов к созданию товариществ собственников жилья, оказание администрацией поддержки создаваемым структурам этого типа. 6. Информационное обеспечение продвижения реформы Информационное обеспечение проведения реформы должно включать: - ответы на вопросы общественности и прессы; - выступления перед общественными организациями и группами населения; - отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий программы реформы; - подготовка пресс-релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований; - использование коммерческой и социальной рекламы для пропаганды основных направлений реформы; - регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации. -------------------------------¬ ¦ Администрация БГО ¦ +------------------------------+ ¦ Муниципальная собственность ¦ L--------------T---------------- ¦ Договорные отношения Финансы ¦ ¦ ----------------------------------------+----------------------------------------------¬ ¦ Служба заказчика ¦ +-----------T------------T-------------T--------T-----------T----------T---------------+ ¦Абонентская¦ Отдел ¦ Отдел ¦Отдел по¦Риэлтерская¦ Отдел ¦Центр жилищно -¦ ¦ группа ¦оперативного¦капитального ¦жилищным¦ группа ¦договорной¦коммунальных ¦ ¦ ¦ управления ¦строительства¦вопросам¦ ¦ работы ¦ субсидий ¦ +-----------+------------+-------------+--------+-----------+----------+---------------+ ¦ Служба заказчика ¦ L---T-------------------------T-----------------------------T------------------T-------- ¦ Договорные ¦ ¦ Договор отношения Муниципальный Договор Платежи Платежи заказ Платежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------+-----------------------------+----------¬ ¦ ¦ ¦ Предприятия сферы жилищно - коммунальных услуг ¦ ¦ ¦ +--------T--------T------------T-------------------T----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Балтийскмежрайгаз"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ МП ЖКХ ¦ МП ВТС ¦ 12-е ГПЭС ¦ - филиал ГУП ¦ Прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Энергетика"¦ "Калининград- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ газификация" ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+--------+------------+-------------------+----------+ ¦ ¦ ¦ Предприятия сферы жилищно - бытовых услуг ¦ ¦ ¦ L------------------T-----------------------------T------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+----------¬ ¦ ¦ -------+-------¬ ¦ Собственники ¦ ¦ ¦ ¦ Собственники ¦ ¦ и наниматели ¦ Услуги ¦ ¦ Услуги ¦ и наниматели ¦ ¦ жилого +------------- L-------------+ нежилого ¦ ¦ фонда ¦ ¦ фонда ¦ L--------------- L--------------- Рис. 1. Схема управления жилищно - коммунальным хозяйством округа Приложение N 2 к постановлению главы Балтийского городского округа от 14 октября 1997 г. N 339 Муниципальный стандарт социальной нормы площади жилья и потребления жилищно - коммунальных услуг (Утратил силу - Постановление Главы Муниципального образования "Балтийский городской округ" от 23.03.98 г. N 95) Приложение N 3 к постановлению главы Балтийского городского округа от 14 октября 1997 г. N 339 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА БАЛТИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА |——————|——————————————————————————————————————————|——————————————|—————————————————————————| | NN | Мероприятия | Срок | Ответственный | | п/п | | исполнения | | |——————|——————————————————————————————————————————|——————————————|—————————————————————————| | | 1. Рационализация отношений в сфере управления жилищно - | | | коммунальным хозяйством округа | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.1. | Разработать и утвердить структуру | 1 квартал | Комитет по управлению | | | управления жилищно - коммунальным | 1998 года | муниципальным | | | хозяйством округа | | хозяйством | | | | | Комитет по развитию | | | | | округа | | | | | Заместитель главы | | | | | округа по социальным | | | | | вопросам | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.2. | Пересмотреть и утвердить новую | 1 квартал | Комитет по управлению | | | структуру МП ЖКХ и МП ВТС | 1998 года | муниципальным | | | "Энергетика" | | хозяйством | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.3. | Начать организационное оформление | 1 квартал | Комитет по развитию | | | создания службы заказчика | 1998 года | округа | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.4. | Разработать модель программы | 1 квартал | Комитет по развитию | | | реформирования жилищно - | 1998 года | округа | | | коммунального хозяйства с | | Член комиссии по | | | применением математических методов | | разработке программы | | | | | Черняев В.И. | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.5. | Развернуть структуру службы | 1 квартал | Комитет по управлению | | | заказчика | 1998 года | муниципальным | | | | | хозяйством | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.6. | Сформировать компьютерную | 2 квартал | Служба заказчика | | | базу данных о плательщиках | 1998 года | | | | за жилищно - коммунальные услуги | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.7. | Разработать форму единой | 2 квартал | Служба заказчика | | | квитанции по платежам за жилищно - | 1998 года | | | | коммунальные услуги | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 1.8. | Завершить организационный период | 3 квартал | Комитет по развитию | | | формирования службы заказчика | 1998 года | округа | | | | | Комитет по управлению | | | | | муниципальным | | | | | хозяйством | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | 2. Демонополизация и договорные отношения | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.1. | Разработать и утвердить Положение | 1 квартал | Комитет по развитию | | | об условиях функционирования | 1998 года | округа | | | альтернативных предприятий по | | | | | оказанию жилищно - коммунальных | | | | | услуг | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.2. | Разработать и утвердить Положения | 1 квартал | Комитет по развитию | | | о порядке проведения конкурсов на | 1998 года | округа | | | право предоставления жилищно - | | | | | коммунальных услуг | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.3. | Осуществить переход на обслуживание | 1999-2000 | Служба заказчика | | | жилого фонда на конкурсной основе | года | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.4. | Завершить работы по лицензированию | 2 квартал | МП ЖКХ, МП ВТС | | | деятельности предприятий | 1998 года | "Энергетика" | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.5. | Разработать проект договора | 1 квартал | Комитет по развитию | | | службы заказчика с муниципалитетом | 1998 года | округа | | | | | Комитет по управлению | | | | | муниципальным | | | | | хозяйством | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.6. | Разработать и утвердить типовые | 1 квартал | Комитет по развитию | | | договора | 1998 года | округа | | | | | Комитет по управлению | | | | | муниципальным | | | | | хозяйством | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | - службы заказчика с организациями, | | | | | оказывающими услуги по тепло- и | | | | | водоснабжению и водоотведению | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | - службы заказчика с организациями, | | | | | оказывающими услуги по | | | | | газоснабжению | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | - службы заказчика с организациями, | | | | | оказывающими услуги по | | | | | энергоснабжению | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | - найма (аренды) жилых помещений | | | | | в домах муниципального | | | | | (ведомственного) жилого фонда | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | - обслуживания жилого помещения | | | | | в домах муниципального | | | | | (ведомственного) жилого фонда | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | - службы заказчика с собственниками | | | | | (нанимателями) нежилых помещений | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.7. | Заключить договор службы заказчика | 3 квартал | Комитет по развитию | | | с муниципалитетом | 1998 года | округа | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.8. | Заключить договора на оказание | 3 квартал | Служба заказчика | | | услуг с МП ЖКХ | 1998 года | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.9. | Заключить договора на оказание | 3 квартал | Служба заказчика | | | услуг с МП ВТС "Энергетика" | 1998 года | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.10.| Заключить договора на оказание | 3 квартал | Служба заказчика | | | услуг по газоснабжению | 1998 года | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.11.| Заключить договора на оказание | 3 квартал | Служба заказчика | | | услуг по электроснабжению | 1998 года | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.12.| Заключить договора с населением | 1998 год | Служба заказчика | | | на обслуживание жилого фонда и | | | | | оказание услуг | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 2.13.| Произвести инвентаризацию, | 1998 год | Комитет по управлению | | | переоценку и передачу основных | | муниципальным | | | фондов МП ЖКХ и МП ВТС | | хозяйством | | | "Энергетика" службе заказчика | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | 3. Совершенствование системы платежей за жилищно - | | | коммунальные услуги. Социальная защита населения | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.1. | Провести дополнительный анализ | Декабрь | Комитет по развитию | | | величины и структуры утвержденных | 1997 года | округа | | | тарифов на жилищно - коммунальные | | | | | услуги с учетом практики их | | | | | применения. Подготовить предложения | | | | | по изменению тарифов и порядка | | | | | оплаты. | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.2. | Осуществить переход к полному | 1999-2000 | Служба заказчика | | | финансированию текущих расходов | годы | | | | на содержание и ремонт жилья за | | | | | счет платежей населения. Усиление | | | | | дифференциации ставок оплаты | | | | | жилья в зависимости от его | | | | | качества и местоположения | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.3. | Провести включение в стоимость | 2001-2003 | Служба заказчика | | | жилищно - коммунальных услуг | годы | | | | затрат по страхованию жилого | | | | | помещения | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.4. | Разработать и утвердить Положение | 4 квартал | МУ ЦЖКС | | | о порядке оформления и выдачи | 1997 года | | | | субсидий гражданам на оплату | | | | | жилья и коммунальных услуг | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.5. | Развернуть МУ "Центр жилищно - | Ноябрь | Комитет по управлению | | | коммунальных субсидий" | 1997 года | муниципальным | | | | | хозяйством | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.6. | Разработать форму обязательства | Ноябрь | Юридический отдел | | | квартиросъемщика о погашении | 1997 года | | | | задолженности по оплате за | | | | | жилищно - коммунальные услуги | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.7. | Произвести формирование банка | 4 квартал | Служба заказчика | | | данных об обменном фонде жилья | 1998 года | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 3.8. | Оказать содействие государственной | 2 квартал | Комитет по развитию | | | жилищной инспекции в создании в | 1998 года | округа | | | округе филиала | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | 4. Внедрение ресурсосберегающих технологий | |——————|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 4.1. | Разработать и утвердить целевую | Служба заказчика | | | 3 квартал | | | | программу ресурсосбережения в | | | | 1998 года | | | | жилищно - коммунальном хозяйстве | | |——————|—————————————————————————————————————————|——————————————||—————————————————————————| | 4.2. | Разработать и утвердить целевые | 4 квартал | Служба заказчика | | | программы реконструкции и | 1998 года | | | | модернизации жилого фонда, тепло-, | | | | | водоснабжения и водоотведения | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 4.3. | Внедрить порядок обязательной | 4 квартал | Служба заказчика | | | установки индивидуальных приборов | | | | | учета и регулирования потребления | | | | | воды, тепла, газа и других | | | | | энергоресурсов в жилых домах - | | | | | новостройках, реконструируемом | | | | | и капитально ремонтируемом жилье | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 4.4. | Осуществить переход к повсеместной | 1999-2000 | Службы заказчика | | | установке счетчиков и регуляторов | годы | | | | потребления услуг во вновь | | | | | построенном жилье | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 4.5. | Обеспечить массовое внедрение | 2001-2003 | Служба заказчика | | | внутриквартирных счетчиков и | годы | | | | регуляторов потребления жилищно - | | | | | коммунальных услуг | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | 5. Финансовое обеспечение реализации программы | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 5.1. | Разработать механизм финансового | 4 квартал | Финансовый отдел | | | обеспечения реализации программы | | | | | и финансирования жилищно - | | | | | коммунальных предприятий | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 5.2. | Предусматривать в составе местного | Постоянно | Финансовый отдел | | | бюджета на выплату субсидий | | | | | гражданам по оплате жилья и | | | | | коммунальных услуг отдельной | | | | | защищенной статьей | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | 6. Организационное обеспечение реализации программы | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 6.1. | Завершить передачу в муниципальную | 4 квартал | Комитет по развитию | | | собственность объектов жилищно - | 1998 года | округа | | | коммунальной сферы, принадлежащих | | | | | предприятиям иных форм | | | | | собственности | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 6.2. | Провести оценку состояния | 4 квартал | Комитет по развитию | | | нормативно - правовой базы и | 1998 года | округа | | | наличия организационно - | | | | | экономических условий для создания | | | | | товариществ собственников жилья | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 6.3. | Осуществлять организационное и | 1999-2000 | Комитет по развитию | | | методическое содействие созданию | годы | округа | | | товариществ собственников жилья | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 6.4. | Содействовать развитию товариществ | 2001-2003 | Комитет по развитию | | | собственников жилья как основной | годы | округа | | | формы управления многоквартирными | | | | | домами | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | | 7. Информационное обеспечение проведения реформы | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 7.1. | Осуществлять оперативное освещение | Постоянно | Помощник главы округа | | | хода реформы, разъяснение принятых | | по информационно - | | | решений с использованием | | аналитической работе | | | возможностей телевидения, радио, | | | | | печати | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| | 7.2. | Разработать и утвердить план | Октябрь | Помощник главы округа | | | первоочередных мероприятий | 1997 года | по информационно - | | | информационного обеспечения | | аналитической работе | | | реформы | | | |——————|—————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|