Расширенный поиск
Постановление Главы администрации (губернатора) Калининградской области от 11.09.1997 № 696РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Главы администрации (губернатора) Калининградской области от 01.12.2004 г. N 137 от 11 сентября 1997 г. N 696 Об утверждении Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформировании жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Программу реформирования жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области согласно приложению N 1 и План мероприятий по реализации Программы жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области согласно приложению N 2. 2. Рекомендовать органам местного самоуправления на основе данной региональной программы в срок до 15 октября т.г. разработать муниципальные программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства. 3. Комиссии по разработке программы реформы жилищно - коммунального хозяйства, созданной в соответствии с распоряжением администрации области от 14 июля 1997 года N 272-р, в срок до 30 сентября т.г. разработать и представить для утверждения региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. 4. Финансовому управлению администрации области (Васильковой Д.Б.), комитету по жилищно - коммунальному хозяйству и топливно - энергетическому комплексу администрации области (Лебедеву В.С.) при формировании областного бюджета на 1998 год, органам местного самоуправления при формировании муниципальных бюджетов на 1998 год учитывать положения и региональные стандарты, определяемые указанной Программой. 5. Информационно - аналитическому управлению администрации области (Миронову А.С.) обеспечить опубликование постановления и приложения к нему в газете "Калининградская правда". 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Топазлы Г.Ф. 7. Постановление вступает в силу со дня подписания. Глава администрации (губернатор) области Л.Горбенко Приложение N 1 к постановлению главы администрации (губернатора) области от 11 сентября 1997 г. N 696 ПРОГРАММА реформирования жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области СОДЕРЖАНИЕ: 1. Анализ и задачи жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области. 2. Цели и задачи реформирования жилищно - коммунального хозяйства. 3. Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ. 3.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ. 3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли. 3.3. Реформирование социальной политики сферы ЖКХ. 3.4. Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда. 4. Управление реализацией программы. 4.1. Функции управления реализацией программы на уровне области. 4.2. Рекомендации по организации управления реализацией программы на уровне органов местного самоуправления. 5. Нормативно - правовое обеспечение реализации программы реформирования ЖКХ. 5.1. Отношения собственности. 5.2. Развитие договорных отношений. 5.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ. 5.4. Защита прав потребителей. 6. Финансовое обеспечение реализации программы. 6.1. Механизм формирования межбюджетных взаимоотношений, направленных на стимулирование проведения реформы ЖКХ. 6.2. Методы использования внебюджетных источников. 7. Организация обеспечения реализации программы. 7.1. Организационное обеспечение реализации программы на областном уровне. 7.2. Рекомендации по организованному обеспечению реализации программы реформирования ЖКХ на муниципальном уровне. 8. Информационное обеспечение реализации программы реформирования ЖКХ. Мониторинг хода реформирования ЖКХ. Освещение хода реформирования в органах массовой информации. 9. Этапы реализации программы. 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Реформирование жилищно - коммунального хозяйства в Калининградской области, как и в целом по Российской Федерации, началось в первой половине 90-х годов. Сформированная в 1990-1996 годах законодательная, правовая и нормативно - методическая база определила основные направления перехода этой сферы на рыночные методы хозяйствования в сочетании с социальной поддержкой малообеспеченных слоев населения, обозначила основные пути развития жилищно - коммунального хозяйства региона. Произошли значительные изменения в структуре собственности жилищного фонда и обслуживающих объекты жилищно - коммунального хозяйства организаций. В результате проводимой в области приватизации жилья доля частного жилищного фонда возросла с 14% в 1991 г. до 47% в 1996 г. Жилищно - коммунальное хозяйство региона обслуживает 259 организаций различной организационной и правовой формы, 101 из них имеет статус муниципального предприятия. Другой характерной особенностью стало значительное увеличение доли платежей населения в покрытии эксплуатационных издержек и рост тарифов на коммунальные услуги в 1994-1996 годах. Удельный вес платежей населения в затратах на финансирование отрасли вырос за последние четыре года с 2-3% до 30-40%. Вместе с тем положение в коммунальной сфере, осложняемое общей социально - экономической ситуацией в Калининградской области, является сложным. Недостаточный объем финансирования, низкий уровень собираемости платежей и налогов порождают задолженность предприятиям жилищно - коммунального хозяйства. В то же время имеют место нерациональное, экономически необоснованное использование выделяемых финансовых ресурсов, недостаточный контроль за их расходованием. Положение с финансированием отрасли усугубляется наличием в регионе 42 льготных категорий граждан, что составляет более 50% квартиросъемщиков. Подобное положение вызывает нарастающий износ основных фондов, снижает надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Преодоление этого кризисного состояния возможно только при переходе от бюджетного дотирования к полной оплате потребителями жилищно - коммунальных услуг при условиях экономического стимулирования их качества и обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения. Сложившаяся ситуация требует проведения тарифной политики, учитывающей как необходимость поддержания работоспособности и дальнейшего развития систем инженерного жизнеобеспечения так и реальные доходы граждан. Если на предыдущем этапе увеличение доли платежей населения происходило, в основном, за счет увеличения тарифов, то на новом этапе реформирования необходимо сосредоточить внимание на всем комплексе мер экономического и организационно - технического характера. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА Основными целями реформирования жилищно - коммунального хозяйства являются: - обеспечение условий проживания населения области, отвечающих необходимым стандартам качества; - уменьшение производственных издержек на обслуживание и ремонт, соответствующее снижение тарифов; - выработка эффективных механизмов социальной защиты, смягчающих для населения переход к бездотационному, безубыточному функционированию отрасли. Реализация поставленных целей определяется решением ряда первоочередных задач, которые необходимо решить в рамках региональной жилищно - коммунальной реформы. Основные задачи реформирования: - совершенствование системы управления жилищно - коммунальным хозяйством региона; - развитие конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг, переход на систему договорных отношений; - совершенствование системы оплаты жилищно - коммунальных услуг и социальной защиты, упорядочение системы льгот. Совершенствование управления направлено на повышение роли органов местного самоуправления, повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов. Одним из основных моментов совершенствования управления ЖКХ является разделение функций заказчика и подрядчика на оказание жилищно - коммунальных услуг. Его организационной формой является создание на муниципальном уровне службы "Заказчика" по оказанию жилищно - коммунальных услуг. Развитие конкуренции должно способствовать преодолению негативного влияния монопольного (доминирующего) положения (в т.ч. технически обоснованного) организаций жилищно - коммунального хозяйства; предоставлению потребителю возможности, исходя из цены и качества, выбирать подрядчика на необходимые работы и обслуживание. Основные направления, способствующие развитию этого процесса: - формирование муниципального заказа на выполнение работ в жилищно - коммунальной сфере; - внедрение системы договоров на выполнение работ и предоставление услуг, предусматривающих систему расчетов и санкций при нарушении обязательств; - предоставление равных возможностей организациям всех форм собственности по оказанию жилищно - коммунальных услуг. Переход к новому ценообразованию, устраняющему разрыв с ценами в других отраслях, будет осуществляться на постепенной основе с учетом всей совокупности социальных факторов. При этом не преследуется цель механического увеличения платежей населения, а повышения их доли при создании стимулов снижения затрат на содержание коммунальной сферы. Меры социальной защиты включают в себя ограничения максимальной доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в процентах к совокупному доходу семьи в пределах социальной нормы. В 1997 году он составляет 16%, в 2003 году достигнет 25%. Одновременно с этим получит широкое развитие служба начисления гражданам жилищных субсидий. Кроме того, социальная защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилья состоит в недопущении: - включения в тарифы затрат, связанных с монопольным положением предприятий ЖКХ; - введения неоправданно высоких ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг; - необоснованного снижения качества услуг, предусмотренного соответствующими договорами; - сдерживания развития программы предоставления субсидий. Обеспечение необходимого качественного состояния жилищного фонда и предоставляемых жилищно - коммунальных услуг обеспечивается путем государственного контроля, осуществляемого органами местного самоуправления и Государственной жилищной инспекцией по Калининградской области. Общие вопросы государственного регулирования реформирования жилищно - коммунальной сферы региона осуществляет администрация области. Цели и задачи областной программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства региона структурно представлены на рис. 1. ------------------¬ ¦ Цель программы ¦ L------------------ -----------------------------------------------¬ ¦ Перевод жилищно - коммунального хозяйства на ¦ ¦рыночные, социально ориентированные принципы ¦ ¦ функционирования для обеспечения населения ¦ ¦ необходимым качеством и количеством ¦ ¦ жилищно - коммунальных услуг ¦ L----T---------------T---------------T----T----- ¦ ¦ ¦ L----------¬ Задачи: ¦ ¦ ¦ ¦ --------------+-----¬---------+---------¬-----+------¬ -------+------¬ ¦Снижение стоимости ¦¦ Совершенствовани妦 Усиление ¦ ¦Обеспечение ¦ ¦и повышение ¦¦ механизмов ¦¦социальной ¦ ¦государствен-¦ ¦качества услуг ¦¦ финансирования ¦¦политики в ¦ ¦ного контроля¦ ¦ ¦¦ отрасли ¦¦сфере ЖКХ ¦ ¦за состоянием¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦жилого фонда ¦ L--------------------L-------------------L------------ L-------------- Рис. 1 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ 3.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ. Основные направления этой задачи даны на рис. 2. ----------------------------------------------------¬ ¦ Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ ¦ L--T---------T--------------------------T--------T--- ------------------ ¦ ¦ L------------¬ ---------+-----------¬ -------------+------------¬ ------------+-----------¬ --------+-------¬ ¦ Формирование много-¦ ¦Демонополизация обслужи- ¦ ¦Регулирование деятель- ¦ ¦Организация ¦ ¦ образия собственни-¦ ¦вания муниципального ¦ ¦ности естественных ¦ ¦ресурсосбере- ¦ ¦ ков в жилищной ¦ ¦жилищного фонда и форми- ¦ ¦локальных монополий ¦ ¦жения в отрасли¦ ¦ сфере путем созда- ¦ ¦рование рынка услуг ¦ ¦по поставке коммуналь- ¦ ¦ ¦ ¦ ния ТСЖ ¦ ¦ ¦ ¦ных услуг ¦ ¦ ¦ L--------T------------ L------------T------------- L-----------T------------ L-------T-------- ---------- -------- --------- L-----------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Реализация ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------------+-------------------------+-----------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------------------¬ ¦--------------------¬ ¦ -------------------¬ -----------------------¬ ¦ ¦ ¦ Содействие на местном¦ ¦¦Разделение фнкций ¦ ¦ ¦Регулирование цен ¦ ¦Разработка технических¦ ¦ +---+ уровне становлению ¦ ++заказчика услуг ЖКХ¦ ¦ ¦на поставку комму-¦ ¦и организационных мер ¦ ¦ ¦ ¦ ТСЖ в существующем ¦ ¦¦и подрядчиков по их¦ ¦ ¦нальных услуг от ¦ ¦по установке приборов +----+ ¦ ¦ жилом фонде ¦ ¦¦предоставлению ¦ ¦ ¦естественных моно-¦ ¦учета и регулирования ¦ ¦ ¦ L----------------------- ¦L-------------------- +--+полистов путем ¦ ¦потребления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроля затрат и ¦ ¦коммунальных ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ограничения ¦ L----------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рентабельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------¬ ¦-----------------------¬ ¦ -----------------¬ --------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Организация ТСЖ ¦ ¦¦Формирование Службы ¦ ¦ ¦Выделение работ,¦ ¦Формирование внебюджетных¦ ¦ +---+ в процессе строи-¦ ¦¦заказчика как субъекта¦ ¦ ¦которые могут ¦ ¦источников кредитного +-+ ¦ ¦ тельства ¦ ++рыночных отношений, ¦ ¦ ¦проводиться на ¦ ¦финансирования работ по ¦ ¦ ¦ L------------------- ¦¦заинтересованного в ¦ +--+конкурсных нача-¦ ¦ресурсосбережению ¦ ¦ ¦ ¦¦результатах своей ¦ ¦ ¦лах (поставка ¦ L-------------------------- ¦ ¦ ¦¦деятельности ¦ ¦ ¦сырья и материа-¦ ¦ ¦ ¦L----------------------- ¦ ¦лов, ремонтные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------¬ ¦-----------------------¬ ¦ ---------------------¬ ------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Выделение земельных ¦ ¦¦Проведение конкурсного¦ ¦ ¦Содействие внедре- ¦ ¦Разработка рекомендаций¦ ¦ +---+ участков в общедоле-¦ ¦¦отбора подрядчиков для¦ ¦ ¦нию малой коммуналь-¦ ¦по ресурсосбережению в ¦ ¦ ¦ ¦ вую собственность ¦ ++текущего обслуживания ¦ L--+ной энергетики с ¦ ¦жилищном фнде ¦ ¦ ¦ ¦ членам ТСЖ ¦ ¦¦жилья и проведения ¦ ¦целью демонополиза- ¦ L------------------------ ¦ ¦ L---------------------- ¦¦кап. ремонтов ¦ ¦ции предоставления ¦ ¦ ¦ ¦L----------------------- ¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------¬ ¦-----------------------¬ ---------------------------¬¦ ¦ ¦ Обеспечение бухгал-¦ ¦¦Формирование системы ¦ ¦Методическое обеспечение ¦¦ ¦ ¦ терской отчетности ¦ ¦¦эффективных договорных¦ ¦тарифной политики ресурсо-¦¦ L---+ и налогообложения ¦ ++отношений на поставку ¦ ¦снабжающих организаций +- ¦ ТСЖ как некоммер- ¦ ¦¦жилищно - коммунальных¦ ¦в связи с проведением ¦ ¦ ческих организаций ¦ ¦¦услуг ¦ ¦мероприятий по ресурсо- ¦ L--------------------- ¦L----------------------- ¦сбережению ¦ ¦ L--------------------------- ¦ ¦----------------------¬ ¦¦Обеспечение формали- ¦ ¦¦зованных процедур ¦ L+контроля за деятель- ¦ ¦ностью подрядных ¦ ¦организаций ¦ L---------------------- Рис. 2. Пути снижения стоимости и повышения качества услуг ЖКХ Ключевыми аспектами направлений являются: 3.1.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников (ТСЖ). Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья. 3.1.1.1. Содействие на местном уровне становлению ТСЖ в существующем жилищном фонде должно предусматривать: - упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества; - возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда; предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов региональной и местной власти. 3.1.1.2. Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам. 3.1.1.3. Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества позволит привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья. 3.1.1.4. Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ, как некоммерческих организаций, улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и привлечет к этому процессу больше желающих стать ее участниками. 3.1.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг. Жилищно - коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг. 3.1.2.1. Разделение функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению. Создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением должно достигаться путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда и делегирования им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям. Система управления муниципальным жилищно - коммунальным хозяйством должна рассматриваться как трехуровневая: - собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости; - заказчики жилищно - коммунальных услуг; - подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно - коммунальных услуг. 3.1.2.2. Формирование службы заказчика как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве. При формировании службы заказчика собственник должен руководствоваться следующим: - служба заказчика должна быть ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно - коммунальных услуг; - основными задачами службы заказчика являются: а) выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде; б) заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости; в) обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления. Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений. При формирующихся экономических взаимоотношениях в сфере обслуживания жилья лучшей организационной формой службы заказчика является муниципальное унитарное предприятие, которое для обеспечения эффективности своей деятельности должно быть заинтересовано: - в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда; - в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов); - в заключении договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственников жилья; - в минимизации задолженности населения по оплате жилищно - коммунальных услуг; - в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого эффективного подрядчика для предоставления услуг; - в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций. В качестве альтернативы службе заказчика, как муниципального унитарного предприятия, рассматривается служба заказчика, как муниципальное учреждение. Это более простая и привычная форма управления, однако учреждение меньше заинтересовано в решении перечисленных задач. Зачастую службы заказчика в этом случае финансируются за счет бюджета. Недостатками такой системы являются: - финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда; - по существу возрастают расходы на жилищно - коммунальное хозяйство, потому что кроме финансирования бюджетом и населением самого ЖКХ, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика; - бюджетное финансирование - это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом случае создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а, следовательно, не реализует главную идею создания службы - оплату работ в зависимости от их качества и количества. Деятельность службы заказчика (управляющей компании) должна быть направлена на предоставление жилищно - коммунальных услуг и входить в их стоимость. Мировая и российская практика показывают, что расходы на содержание службы "Заказчика" составляют от 4 до 8 процентов стоимости жилищных услуг. Служба заказчика - это достаточно разветвленная структура, на нижнем уровне которой находятся сотрудники, отвечающие за состояние конкретного жилого дома и контролирующие деятельность подрядчиков, - домоуправы. Исходя из практики некоторых регионов России оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управлении службы заказчика составляет 30000-40000 жилых единиц (квартир). В городе с населением свыше 150000 человек целесообразно формировать несколько служб заказчика. Эффективная работа службы заказчика должна предусматривать: - договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указан объем жилищного фонда, переданного в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Из опыта формирования служб заказчика в некоторых регионах следует, что, ссылаясь на недостаток финансовых средств, многие администрации создают службы заказчика или как муниципальные учреждения, или как структурные подразделения администрации, чтобы, якобы из-за недостатка экономических рычагов, сохранить хорошо знакомые административные. 3.1.4. Организация ресурсосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве может дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг. Для организации ресурсосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве программы на муниципальном уровне должны предусматривать: 3.1.4.1. - разработку технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг; наиболее важно для органов местного самоуправления определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах: а) микрорайона; б) дома; в) квартиры; Определить концепцию регулирования расходования тепловых ресурсов (временное, температурно - фасадное, потребителям на отопительной батарее); необходимые организационные меры включают обеспечение обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки результатов измерений, и, в конечном счете, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика. 3.1.4.2. - формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению. Одним из возможных подходов может стать формирование областного фонда ресурсосбережения, который формируется путем увеличения на незначительный процент тарифа на коммунальные услуги и используется для финансирования на кредитной основе под гарантии местных администраций ресурсосберегающих и жилищных организаций для проведения работ по ресурсосбережению; 3.1.4.3. - разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде; 3.1.4.4. - методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению; одним из направлений этой работы может стать разделение коммунальных тарифов на две составляющие - за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуг (переменная величина). 3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли. Изменение механизмов финансирования жилищно - коммунального хозяйства должно создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли рыночной экономики. При этом не учитывается, что: - существующее финансирование жилищного хозяйства не столь мало, сколь неэффективно расходуется, а главная проблема состоит в стабильности финансирования; - даже в условиях нестабильного финансирования нужно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика; - для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с ресурсоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг ресурсоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти. Реализация таких мер может дать существенный толчок развитию реальных рыночных механизмов в жилищно - коммунальном хозяйстве Калининградской области, повышению качества и снижению стоимости услуг. 3.1.3. Регулирование деятельности естественных локальных монополий на поставку коммунальных услуг заключается, в первую очередь, в: 3.1.3.1. - регулировании цен на поставку услуг естественных монополистов путем контроля затрат и рентабельности; практика показывает, что наиболее необоснованно завышенными затратными статьями являются амортизационные отчисления (за счет завышенной стоимости основных фондов); 3.1.3.2. - выделение работ, которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут быть поставка сырья и материалов и, особенно, ремонтные работы, которые сегодня проводятся неэффективно с точки зрения стоимости); 3.1.3.3. - содействии внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг. Эта задача включает в себя три составные части, представленные на рис. 3. ----------------------------------------------¬ ¦ Изменение механизмов финансирования отрасли ¦ L---------------------------------------------- -------------------------¬ -----------------------¬ -----------------------¬ ¦Переход на новую систему¦ ¦Реформирование системы¦ ¦Создание механизмов ¦ ¦оплаты жилищно - комму- ¦ ¦ценообразования на ¦ ¦привлечения внебюджет-¦ ¦нальных услуг населением¦ ¦услуги ЖКХ ¦ ¦ных инвестиций в ЖКХ ¦ L----------T-------------- L----------T------------ L--------T-------------- ----------- --------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Реализация ¦ ¦ ¦ ---------------------------+------------------------------+----------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------------¬ ¦ -----------------------¬ ¦ ------------------------¬ ¦ ¦Определение темпов повы- ¦ ¦ ¦Введение в структуру ¦ ¦ ¦Разработка методологии ¦ +-+шения уровня оплаты услуг¦ +-+оплаты жилищных услуг ¦ ¦ ¦привлечения заемных или¦ ¦ ¦ЖКХ населением ¦ ¦ ¦населением накоплений ¦ +--+кредитных ресурсов на ¦ ¦ L-------------------------- ¦ ¦на кап. ремонт ¦ ¦ ¦развитие инфраструктуры¦ ¦ ¦ L----------------------- ¦ ¦коммунального хозяйства¦ ¦ ¦ ¦ L------------------------ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------------------¬ ¦ -----------------------¬ ¦ --------------------------¬ ¦ ¦Определение социальных¦ +-+Введение платы за найм¦ ¦ ¦Приведение бухгалтерской ¦ +-+стандартов услуг ЖКХ и¦ ¦ ¦муниципального жилья ¦ ¦ ¦отчетности жилищно - ком-¦ ¦ ¦бюджетной поддержки ¦ ¦ L----------------------- L--+мунальных предприятий к ¦ ¦ ¦отрасли ¦ ¦ ¦международным стандартам ¦ ¦ L----------------------- ¦ L-------------------------- ¦ ¦ ¦ -----------------------¬ ¦ --------------------------¬ ¦ ¦Введение полной оплаты¦ ¦ ¦Включение затрат по стра-¦ +-+второго жилья и жилья ¦ +-+хованию в оплату жилищных¦ ¦ ¦сверх социальных нор- ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦мативов ¦ ¦ L-------------------------- ¦ L----------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ -----------------------¬ ¦ --------------------------¬ ¦ ¦Повышение темпов роста¦ ¦ ¦Ликвидация перекрестного ¦ +-+оплаты жилищных услуг ¦ L-+субсидирования коммуналь-¦ ¦ ¦по сравнению с комму- ¦ ¦ных услуг за счет про- ¦ ¦ ¦нальными ¦ ¦мышленных предприятий ¦ ¦ L----------------------- L-------------------------- ¦ ¦ --------------------------¬ ¦ ¦Разработка подходов по ¦ L-+повышению ответственности¦ ¦жителей за оплату услуг ¦ ¦ЖКХ ¦ L-------------------------- Рис. 3. Механизм финансирования отрасли 3.2.1. Переход на новую систему оплаты жилищно - коммунальных услуг включает в себя: 3.2.1.1. - определение темпов повышения уровня оплаты услуг ЖКХ населением области в каждом муниципальном образовании. Темпы повышения уровня оплаты жилья должны проводиться в соответствии с концепцией реформирования ЖКХ РФ, с другой стороны, должна оцениваться реальная социально - экономическая ситуация в области и уровень доходов населения. 3.2.1.2. - определение социальных стандартов услуг ЖКХ делается на муниципальном уровне; муниципальные социальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами. 3.2.1.3. - введение полной оплаты не первого жилья и жилья, превышающего социальные нормативы. 3.2.1.4. - ускоренный рост доли оплаты населением услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными; такой подход заметно повышает качество обслуживания жилищного фонда и увеличивает коммунальные платежи населения за счет повышения дисциплины платежей. 3.2.1.5. - разработка подходов по повышению ответственности населения за оплату услуг ЖКХ. Эти подходы должны включать не только и не столь репрессивные меры, а информационно - разъяснительные; правильно информационно полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно - коммунальные услуги, информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное напоминание о просроченном платеже резко повышают уровень сбора платежей. 3.2.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ должно предусматривать в каждом муниципальном образовании: 3.2.2.1. - введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт. 3.2.2.2. - введение платы за найм муниципального жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); целесообразно размер платы за найм устанавливать несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что будет стимулировать продолжение процесса приватизации жилья. 3.2.2.3. - включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг позволит защитить население от форсмажорных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями. 3.2.2.4. - ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями приблизит структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно - коммунальное обслуживание, а также снизит неоправданно завышенные тарифы для промышленных предприятий. 3.3. Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ. Основные направления реформирования социальной политики в сфере жилищно - коммунального хозяйства представлены на рис. 4. ----------------------------------¬ -----------+ Социальная политика в сфере ЖКХ +-----------------------¬ ¦ L-------------T-----------------T-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------+----------¬ -----------+---------¬ -----+--------------¬ --------+--------¬ ¦Обеспечение адресной¦ ¦Предоставление льгот¦ ¦Введение обязатель-¦ ¦Обеспечение прав¦ ¦социальной защиты ¦ ¦отдельным категориям¦ ¦ного страхования ¦ ¦потребителей жи-¦ ¦семей с низкини ¦ ¦граждан по оплате ¦ ¦жилья ¦ ¦лищно-коммуналь-¦ ¦доходами в виде ¦ ¦услуг ЖКХ ¦ ¦ ¦ ¦ных услуг ¦ ¦жилищных субсидий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------T------------ L----------T---------- L-------------------- L----------------- ¦ ¦ L---------------------¬ L---------------------------------------¬ Реализация ¦ ¦ ---------------------------+-------------------------------------------+------------------------------ ¦ ¦ ----------------------¬ ¦ ---------------------------------¬ ¦ ¦Создание служб жилищ-¦ ¦ ¦ Упорядочение льготных категорий¦ ¦ ¦ных субсидий во всех +----+ ¦ граждан и размера предоставляе-+--------+ ¦муниципальных ¦ ¦ ¦ мых им льгот на региональном и ¦ ¦ ¦образованиях ¦ ¦ ¦ местном уровне ¦ ¦ L---------------------- ¦ L--------------------------------- ¦ ¦ ¦ --------------------¬ ¦ -------------------------------------¬ ¦ ¦Совершенствование и¦ ¦ ¦ Обеспечение финансового возмещения ¦ ¦ ¦упрощение методики +------+ ¦ предоставления льгот различным ¦ ¦ ¦предоставления ¦ ¦ ¦ категориям граждан +----- ¦субсидий ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------- ¦ L------------------------------------- ¦ ------------------------¬ ¦ ¦Бюджетное обеспечение ¦ ¦ ¦предоставления субсидий¦ ¦ ¦всем семьям, вне зави- +--+ ¦симости от формы соб- ¦ ¦ ¦ственности жилищного ¦ ¦ ¦фонда ¦ ¦ L------------------------ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ ¦Обеспечение защиты прав ¦ ¦ ¦потребителей жилищно - +-- ¦коммунальных услуг ¦ L------------------------- Рис. 4. Направления социальной политики в сфере ЖКХ 3.3.1. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий включает в себя: 3.3.1.1. - создание служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях; 3.3.1.2. - совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий; 3.3.1.3. - бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда. Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием принятия администрацией Калининградской области и органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. 3.3.2. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ. 3.3.2.1. - упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот в рамках компетенции областного и местных уровней; 3.3.2.2. - обеспечить финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников. 3.3.3. Введение обязательного страхования жилья ставит целью защиту собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая. 3.3.4. Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также "Правилами предоставления жилищно - коммунальных услуг". В таблице 1 приведены права и обязанности потребителей и поставщиков жилищно - коммунального хозяйства. Права и обязанности потребителей жилищно - коммунальных услуг и поставщиков жилищно - коммунальных услуг ----------------------------------------------------------------T---------------------------------------------------------------- Потребители жилищно - коммунальных услуг ¦ Поставщики жилищно - коммунальных услуг -------------------------------T--------------------------------+--------------------------------T------------------------------- Права ¦ Обязанности ¦ Права ¦ Обязанности -------------------------------+--------------------------------+--------------------------------+------------------------------- Получать услуги установленного Своевременно, в установленные Применять меры, предусмотренные Своевременно принимать меры в договоре качества, безопас- договором сроки, оплачивать договором, в случае нарушения по заключению договора на ные для его жизни и здоровья, предоставленные услуги потребителем сроков платежей предоставление услуг не причиняющие вреда его имуществу Требовать от исполнителя воз- Рационально использовать Осуществлять контроль за Устанавливать по согласованию мещения в полном объеме убытков услуги по их прямому назна- потреблением услуг путем прове- с органами местного самоуправ- и вреда, причиненного жизни, чению дения осмотров состояния инже- ления форму регистрации тре- здоровью или имуществу вслед- нерного оборудования у потре- бований (претензий), предъяв- ствие недостатков в предо- бителя ляемых потребителем, в связи ставлении услуг, а также с нарушением установленного морального вреда в размере, качества услуг и срока устра- определяемом в соответствии с нения недостатков законодательством Российской Федерации Не производить оплату услуг Не совершать действий, ведущих Прекращать предоставление услуг Принимать своевременные меры на время перерывов сверх уста- к повреждению объектов жилищно- в случае просрочки оплаты более по предупреждению и устране- новленных договором коммунального хозяйства, нару- трех месяцев или нарушения нию нарушений качества предо- шающих порядок пользования ус- потребителем своих обязательств ставляемых услуг потребителю лугами, установленный договором (до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений) Прекращение оплаты не освобож- Соблюдать требования техники Иные права, предусмотренные Своевременно информировать дает исполнителя от возмещения безопасности при пользовании законодательством потребителей об изменении убытков и вреда услугами качества услуг На устранение исполнителем Допускать в свое жилище органы Не допускать нарушений техно- выявленных недостатков в пре- государственной жилищной инспек- логических процессов и сниже- доставлении услуг в уста- ции, а также исполнителей ния качества услуг, предусмат- новленные договором сроки услуг в случае аварий, повреж- ривать меры по повышению дений объектов жилищно - комму- потребительских свойств и нального хозяйства, повлекших и качества предоставляемых возникновение угрозы жизни и услуг, а также рациональ- имуществу граждан ному использованию ресурсов На государственную защиту и Производить перепланировку жи- Выплаты в установленном поряд- судебную защиту в соответствии лых помещений и переоборудование ке неустойки в случае неиспол- с законодательством Российской внеквартирного инженерного обо- нения или ненадлежащего испол- Федерации в случае нарушения рудования (в том числе находяще- нения принятых на себя обяза- его прав гося в помещениях квартиры) лишь тельств с разрешения собственника Иные права, предусмотренные Запрещается устанавливать, подклю- Возмещение в установленном по- законодательством чать и использовать электробыто- рядке убытков за невыполнение вые приборы и машины мощностью, своих обязательств перед потре- превышающей технические возмож- бителями. ности внутридомовой электрической Возмещение в установленном по- сети, дополнительные секции при- рядке вреда, причиненного жизни, боров отопления, регулирующую и здоровью и имуществу запорную арматуру, а также потребителя подключать и использовать быто- вые приборы и оборудование, включая индивидуальные приборы очистки воды, не имеющие тех- нических паспортов (свидетельств), не отвечающие требованиям безо- пасности эксплуатации и сани- тарно - гигиеническим нормативам лишь с письменного разрешения исполнителя Не нарушать имеющиеся и не повреждать Возмещение в установленном по- технические средства учета услуг рядке морального вреда Использовать теплоноситель в сис- Аннулирование или приостановле- темах отопления по прямому назна- ние в установленном порядке чению (не производить слив воды действия лицензий на деятель- из системы и приборов отопления). ность по предоставлению услуг, Устранять за свой счет повреждения содержанию и ремонту объектов и проводить ремонт либо замену жилищно - коммунального хозяйства оборудования, выведенного из строя по его вине Нести иные обязанности, предусмот- Иные обязанности, предусмот- ренные законодательством ренные законодательством Если исполнитель своевременно после заключения договора не приступил к предоставлению услуг или допускал нарушения их качества сверх установленных допусков, потребитель в соответствии с установленными в муниципальном заказе и договоре со службой заказчика условиями вправе уменьшить размер оплаты за услуги и получить возмещение убытков. 3.4. Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда. Меры по обеспечению государственного контроля за состоянием жилищного фонда представлены на рис. 5. ------------------------------------¬ ¦ Обеспечение государственного ¦ ¦ контроля за состоянием ¦ ¦ жилищного фонда ¦ L---------------T-------------------- ¦ ----------------+-------------------¬ ¦ Государственная жилищная ¦ ¦ инспекция Калининградской области ¦ L---------------T-------------------- ¦ ----------------+-------------------¬ ¦ Контроль за соблюдением ¦ ¦ параметров качества содержания ¦ ¦ жилищного фонда ¦ L------------------------------------ Рис. 5. Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда 4. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ 4.1. Функции управления реализацией программы на уровне области. Важнейшей функцией управления и контроля администрации Калининградской области является регулирование хода реформы ЖКХ на территории области. Функции управления, находящиеся по постоянным контролем: - своевременное принятие нормативно - правовых актов по всем направлениям преобразований; - организация взаимоотношений с муниципальными бюджетами, которая способствовала бы координации хода реформ в городах и районах и стимулировала бы: а) развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; б) использование альтернативных форм предоставления услуг, внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий, мероприятий, способствующих снижению стоимости предоставления жилищно - коммунальных услуг; в) организация информационного обеспечения и мониторинга хода реформ на территории Калининградской области. Контроль и регулирование деятельности естественных и локальных монополий через областную энергетическую комиссию и Калининградское территориальное управление государственного комитета РФ по антимонопольной политике. Непосредственный контроль за реализацией единой технической политики, соблюдением нормативно - технических требований и к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за качеством и надежностью обслуживания потребителей на всей территории области возложен на государственную жилищную инспекцию Калининградской области. 4.2. Функции управления реализацией программы на уровне органов местного самоуправления. На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкурентные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно - коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно - коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жилым фондом разделяются функции административного управления и функции управления их хозяйственной деятельностью. Рациональное разделение функций определяет организационную структуру управления и обслуживания ЖКХ на муниципальном уровне. Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ. Предусмотреть в отношениях между собственниками и нанимателями переход к реально заключаемым договорам найма как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности. Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма в муниципальном жилье, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на областном уровне. 5. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 5.1. Отношения собственности. Комплекс преобразований в рамках реформирования ЖКХ Калининградской области охватывает следующие основные направления изменений правоотношений и форм собственности: - продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде; - создание товариществ собственников жилья; - преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости, в равноправных партнеров договорных отношений; - муниципализация государственных предприятий ЖКХ. 5.2. Развитие договорных отношений. Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями и созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления. Должны получить свое развитие и совершенствование форма и содержание договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг, в которых должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкций к обеим сторонам за нарушение условий договора. Должна быть разработана система ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонение от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате. 5.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ. С целью государственного регулирования деятельности ЖКХ, особенно предприятий - естественных монополистов, разрабатываются Федеральный закон "О государственных минимальных стандартах" и "Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг жилищно - коммунального хозяйства". Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции в ЖКХ является Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Указы Президента Российской Федерации "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище"" и "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда". Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и Государственная жилищная инспекция Калининградской области, деятельность которой регламентируется "Положением о государственной жилищной инспекции Калининградской области". 5.4. Защита прав потребителей. Администрацией Калининградской области разрабатываются соответствующие нормативы для обеспечения реализации государственных минимальных социальных стандартов в сфере ЖКХ. Для обеспечения защиты низкодоходных семей при переходе ЖКХ на безубыточный режим работы и расширении сферы действия жилищных субсидий будет принят на областном уровне "Порядок предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг". 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 6.1. Механизм формирования межбюджетных взаимодействий, направленный на стимулирование проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства. Концепция реформы жилищно - коммунального хозяйства в РФ предусматривает, что при сохранении за органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемой субъектам РФ из средств федерального бюджета в виде трансфертов, рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов: а) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека; б) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Это стандарт, определяемый в процентах от совокупной стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг. На 1997 год указанный стандарт составляет 35 процентов; в) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Этот стандарт рассчитывается, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода). На 1997 год указанный стандарт составляет 16 процентов; г) федеральный стандарт предельной суммарной стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг. Этот стандарт определяется дифференцированно по экономическим регионам РФ. На 1997 год по Калининградской области указанный стандарт составляет 9400 рублей на 1 кв. метр общей площади жилья. Органам законодательной и исполнительной власти области, органам местного самоуправления необходимо в рамках собственной компетенции ввести нормативы социальной нормы площади жилья, предельного уровня платежей граждан за жилищно - коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные бюджетные источники для дотирования отрасли ЖКХ сверх федеральных стандартов. Особое внимание следует уделять выполнению федеральных стандартов, нормативов и положений, связанных с реализацией программы жилищных субсидий, в первую очередь, установлению дифференцированной социальной нормы площади жилья в зависимости от состава семьи. Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий должно выделяться отдельной строкой в расходной части местных бюджетов как защищенная статья. 6.2. Методы использования внебюджетных источников. Сокращение бюджетных источников финансирования капиталовложений в жилищную инфраструктуру приводит к поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики. Одним из направлений в этой связи следует считать программу привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, главным образом, в тепло- и энергетические проекты. Перевод котельных на сетевой природный газ, замена старых энергоемких водонасосов на современные многоскоростные, внедрение установок по выработке биогаза на очистных сооружениях с последующим использованием полученного топлива для выработки электроэнергии и тепла на предприятиях водо - канализационного хозяйства позволяет значительно снизить себестоимость производства коммунальных услуг. Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах тепло - энергосбережений за счет уменьшения потерь и сбережений тепла и энергии могут достичь 50%. Переход на внебюджетные источники финансирования развития жилищной инфраструктуры, в частности, займы (кредиты), оказывает позитивные воздействия на другие аспекты реформы ЖКХ и развитие городских и региональных финансовых рынков. 7. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 7.1.1. Завершить передачу в муниципальную собственность объектов жилищно - коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. 7.1.2. Реорганизовать государственные жилищно - коммунальные предприятия путем разделения функций этих предприятий. 7.2. Организационное обеспечение реализации программы на муниципальном уровне. Основными задачами должны являться: 1. Тарифная политика в сфере жилищно - коммунальных услуг. 2. Регулирование ставок оплаты услуг ЖКХ населением. 3. Формирование целевых программ реконструкции и модернизации жилищного фонда. 4. Распоряжение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ. 5. Создание системы договорных отношений в ЖКХ. 6. Формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья. 7. Контроль за деятельностью естественных и локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг. 8. Формирование программ ресурсосбережения. 9. Формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья. 10. Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья. 8. МОНИТОРИНГ ХОДА РЕФОРМЫ ЖКХ Основными показателями мониторинга хода реформы в жилищно - коммунальной сфере должны быть: 1. Стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. метр в месяц. 2. Сложившийся уровень оплаты жилищно - коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв. метр (из расчета на 21 кв. метр на человека). 3. Задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг населением. 4. Жилищные субсидии. 4.1. Количество семей, которым предоставлены жилищные субсидии. 4.2. Доля семей, получающих жилищные субсидии, среди всех семей, в том числе проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. 4.3. Сумма начисленных жилищных субсидий (за отчетный месяц). 4.4. Сумма начисленных жилищных субсидий в отношении к месячному начислению жилищно - коммунальных платежей, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде. 5. Бюджетные дотации. 5.1. Общая сумма дотаций жилищно - коммунальному хозяйству в расходной части бюджета. 5.2. Доля дотаций жилищно - коммунальному хозяйству в бюджете, в том числе: 5.2.1. Доля дотаций на содержание и текущий ремонт жилья. 5.2.2. Доля дотаций на капитальный ремонт. 5.2.3. Доля дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию. 5.2.4. Доля иных бюджетных дотаций, входящих в данную статью бюджетных расходов с указанием целей использования. 6. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе. 7. Площадь государственного жилищного фонда, остающегося в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд), в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда. 8. Товарищество собственников жилья. 8.1. Общее количество зарегистрированных ТСЖ. 8.2. Число зарегистрированных ТСЖ, которым здание передано в управление. 8.3. Число зарегистрированных ТСЖ, которым передан в собственность земельный участок. 9. Справочная информация: данные о среднедушевом доходе, величина прожиточного минимума, доля населения с доходом ниже установленного прожиточного минимума и ряд других социальных индикаторов, перечень которых может быть определен, исходя из местных условий. ОСВЕЩЕНИЕ ХОДА РЕФОРМЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Рекомендуется использовать плакаты, информационные бюллетени (например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать ТСЖ и т.п.). Информирование общественности областной и местными администрациями включает: - ответы на вопросы общественности и прессы; - выступления перед общественными организациями и группами населения; - отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий программы реформ; - подготовка пресс-релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований; - использование коммерческой и социальной рекламы для пропаганды основных направлений преобразований; - регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации. 9. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа реформы ЖКХ Калининградской области предусматривает 4 основных этапа ее реализации: I - 1997-1998 гг., в которые должны быть завершены: Разработка нормативно - правовой базы и кредитно - финансовых механизмов Программы. Разграничение функций собственника, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде. Проведение необходимых структурных преобразований. Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях, в центре предлицензионной подготовки. Разработка и экспериментальная проверка выбора на конкурсной основе управляющей организации для государственного и муниципального фонда. Переход к заключению договоров социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде. Упорядочение системы льгот отдельным категориям граждан и определение источников их финансирования. Начало процесса частичного включения в оплату жилищных услуг инвестиционной составляющей (плата за найм) и затрат на капитальный ремонт. Начало дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества или местоположения, исходя из потребительских рыночных характеристик жилья. Демонополизация предоставления отдельных видов коммунальных услуг, а также отдельных технологических стадий. Установка приборов учета потребления ресурсов в учреждениях бюджетной сферы. Развитие системы Государственной жилищной инспекции Калининградской области (создание филиалов). II - 1999-2000 гг., в которые должны быть осуществлены: Переход на обслуживание государственного и муниципального фонда на конкурсной основе. Организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья. Переход к 100-процентному финансированию текущих расходов на содержание жилья за счет платежей населения. Усиление дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения. Начало постепенного включения затрат по страхованию жилых помещений в себестоимость жилищных услуг. Экспериментальная программа привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры, в том числе через муниципальную кредитно - финансовую систему. Переход к повсеместной установке счетчиков и регуляторов потребления услуг во вновь построенном жилье. Разработка оптимальных технологических решений установки внутриквартирных счетчиков и регуляторов. III - 2001-2003 гг.: Завершение перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Повсеместная установка счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде. Принятие необходимых стандартов. Массовое внедрение внутриквартирных счетчиков и регуляторов потребления. Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами. IV - после 2003 г.: Постепенное и пропорциональное увеличение размера инвестиционной составляющей в ставках оплаты населением и в тарифах на жилищно - коммунальные услуги с учетом роста реальных доходов населения. Переход к финансированию сооружения объектов коммунальной инфраструктуры при помощи долгосрочных кредитов или выпуска муниципальных займов. Приложение N 2 к постановлению главы администрации (губернатора) области от 11 сентября 1997 г. N 696 ПЛАН мероприятий по реализации программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области -----T-----------------------------------------T------------------------T---------------- N N ¦ ¦ ¦ Срок п п ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ исполнения -----+-----------------------------------------+------------------------+---------------- 1. Совершенствование управления жилищно - коммунальным хозяйством области 1.1. Разработать и утвердить: - Примерное положение о службе "Заказчика" Комитет по ЖКХ и ТЭК сентябрь 1997 г. администрации области, Госжилинспекция, - Примерный Устав товарищества собственни- Управление по антимоно- сентябрь 1997 г. ков жилья (ТСЖ); польной политике, коми- тет по управлению имуществом области, - Примерный договор на управление жилищ- Комитет по управлению ноябрь 1997 г. ным фондом имуществом области 1.2. Провести совещания с представителями Комитет по ЖКХ и ТЭК декабрь 1997 г. органов местного самоуправления, общест- администрации области венных организаций, хозяйствующих субъектов по вопросу создания служб "Заказчика". 1.3. Проводить разъяснительную работу в СМИ Пресс-центр админи- постоянно о целях, порядке и регистрации служб страции области, инфор- "Заказчика" и ТСЖ мационно - аналитическое управление администрации области 1.4. Создать службы "Заказчика" по управлению Органы местного само- III кв. 1998 г. жилищно - коммунальным хозяйством области управления 1.5. Заключать договоры на управление жилищным Органы местного само- IV кв. 1998 г. фондом со службами "Заказчика" управления 1.6. Разработать и утвердить: - Примерное положение о порядке конкурс- Комитет по ЖКХ и ТЭК ноябрь 1997 г. ного отбора подрядчиков на обслуживание администрации области, и ремонт жилищного фонда и объектов управление по антимоно- коммунального назначения польной политике - Примерный договор подряда на техническое Государственная жилищ- ноябрь 1997 г. обслуживание санитарного содержания и ная инспекция текущий ремонт жилищного фонда и придомовых территорий; - Типовой договор на оказание услуг по Государственная жилищ- ноябрь 1997 г. теплоснабжению; ная инспекция - Типовой договор на оказание услуг по Государственная жилищ- ноябрь 1997 г. водоснабжению и водоотведению; ная инспекция - Примерные договора найма, аренды, об- Государственная жилищ- ноябрь 1997 г. служивания жилого помещения в домах ная инспекция государственного и муниципального жилищного фонда. 1.7. Завершить лицензирование деятельности Государственная жилищ- II кв. 1998 г. предприятий по эксплуатации инженерных ная инспекция, систем городов и населенных пунктов органы местного само- области управления 1.8. Создать филиалы государственной жилищной Государственная жилищ- II кв. 1998 г. инспекции в гг. Калининграде, Светлом, ная инспекция, Советске, Черняховске, Гусеве, Багратио- органы местного новске, Балтийске, Светлогорске. самоуправления 1.9. Завершить передачу в муниципальную собст- Органы местного само- IV кв. 1998 г. венность ведомственных объектов ЖКХ управления, финансовое управление, комитет по ЖКХ и ТЭК администра- ции области 2. Энергосбережение 2.1. Подготовить и внести на рассмотрение в Комитет по ЖКХ и ТЭК I кв. 1999 г. областную Думу Закон Калининградской администрации области, области "Об энергообеспечении" территориальное управ- ление госэнергонадзора 2.2. Обеспечить установку групповых приборов Органы местного само- 1997-1999 гг. учета воды, тепла, газа (по видам услуг) управления в каждом жилом строении области незави- симо от их ведомственной принадлежности 2.3. Разработать и утвердить "Положение о Комитет по ЖКХ и ТЭК I кв 1998 г. порядке установки индивидуальных при- администрации области, боров учета в жилищном фонде области госжилинспекция 3. Упорядочение системы оплаты жилья и коммунальных услуг 3.1. Подготовить проект постановления о реги- Комиссия по реформе сентябрь 1997 г. ональных стандартах перехода на новую ЖКХ, созданная по систему оплаты жилья и коммунальных распоряжению губерна- услуг тора области 3.2. Разработка и утверждение предельного Комитет по ЖКХ и ТЭК ежегодно уровня платежей граждан за жилье и администрации области коммунальные услуги 3.3. Разработать и утвердить Примерное поло- Комитет по ЖКХ и ТЭК I кв. 1998 г. жение о порядке исчисления ставок оплаты администрации области, за найм жилья в государственном и муници- госжилинспекция, пальном жилищном фонде антимонопольное управление 3.4. Разработать и утвердить ставки оплаты за Органы местного II кв. 1998 г. найм жилья в государственном и муници- самоуправления пальном жилищном фонде 3.5. Разработать и утвердить Примерное положе- Комитет по ЖКХ и ТЭК, III кв. 1998 г. ние о порядке исчисления ставок оплаты за строительный комитет капитальный ремонт жилья в государствен- администрации области, ном и муниципальном жилищном фонде госжилинспекция, антимонопольное управление 3.6. Разработать и утвердить ставки оплаты Органы местного IV кв. 1998 г. за капитальный ремонт жилья в государ- самоуправления ственном и муниципальном жилищном фонде 4. Социальная защита граждан в условиях реформирования жилищно - коммунального хозяйства региона 4.1. Завершить формирование служб по предо- Органы местного IV кв. 1997 г. ставлению гражданам жилищных субсидий самоуправления при органах местного самоуправления 4.2. Разработать и утвердить "Положение о Управление труда и IV кв. 1997 г. порядке оформления и выплаты компенсаций социального развития (субсидий) гражданам на оплату жилья администрации области и коммунальных услуг" 4.3. Предусматривать в областном и местных Финансовое управление ежегодно бюджетах средства на выплату компенса- администрации области, ций гражданам по оплате жилья и комму- органы местного само- нальных услуг управления 4.4. Разработать и утвердить Порядок исчис- Управление труда и со- IV кв. 1997 г. ления совокупного дохода семьи в Кали- циального развития нинградской области администрации области 4.5. Разработать и утвердить единый перечень Управление труда и со- I кв. 1998 г. категорий граждан, пользующихся льготами циального развития ад- по оплате жилья и коммунальных услуг в министрации области, соответствии с действующим законода- государственно - право- тельством вое управление адми- нистрации области Руководитель аппарата - заместитель главы администрации области А.Булкин Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|