Расширенный поиск
Постановление Администрации Калининградской области от 24.11.2004 № 531РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Правительства Калининградской области от 08.11.2006 г. N 824 от 24 ноября 2004 года № 531 Об утверждении Программы реформирования государственных финансов Калининградской области на 2005-2006 годы В связи с целесообразностью участия Калининградской области в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов федерального бюджета в 2005 году администрация Калининградской области постановляет: 1. Одобрить Программу реформирования региональных финансов Калининградской области на 2005-2006 годы (далее Программу реформирования региональных финансов) согласно приложению. 2. Главному управлению по бюджету и финансам администрации области (Л.И. Сергееву) до 15 февраля 2005 года подготовить план мероприятий по реализации Программы реформирования региональных финансов. 3. Комитету по информации, печати и связям с общественностью администрации области (А.С. Корецкому) разместить на информационном сайте администрации Калининградской области текст Программы реформирования региональных финансов. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Главное управление по бюджету и финансам администрации области (Л.И. Сергеева). 5. Постановление вступает в силу со дня подписания. Глава администрации (губернатор) области В.Г. Егоров Приложение к постановлению администрации области от 24 ноября 2004 года № 531 ПРОГРАММА реформирования государственных финансов Калининградской области на 2005-2006 годы Калининград, 2004 Содержание 1. Концепция Программы реформирования государственных финансов Калининградской области...........................................3 1.1. Обоснование необходимости реформы........................3 1.2. Цели и задачи реформирования.............................4 1.3. Основные направления реформирования......................5 2. Обоснование конкретных мероприятий по реформированию государственных финансов Калининградской области..................7 2.1. Анализ исходного состояния...............................7 2.2. План реформирования.....................................15 2.2.1. Первый этап реализации Программы реформирования региональных финансов в 2005 году................................16 2.2.2. Второй этап реализации Программы реформирования региональных финансов в 2006 году................................24 2.3. Возможные альтернативы и обоснование выбора принципиального решения...30 2.4. Оценка рисков..........................................32 2.4.1.Анализ рисков, обусловленных влиянием внешних факторов.32 2.4.2. Анализ рисков, обусловленных влиянием внутренних факторов.........................................................33 3. Финансовое обеспечение Программы реформирования государственных финансов Калининградской области.................35 3.1. План использования субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов............................35 3.2. Расчет расходов на конкретные мероприятия по реализации Программы реформирования.........................................37 3.3. Этапы выполнения и финансирования Программы реформирования...................................................39 4. Управление Программой реформирования......................50 4.1. Организационная схема управления Программой реформирования...................................................50 4.2. Функции и полномочия должностных лиц и подразделений администрации по управлению Программой реформирования............51 4.3. Система контроля и стимулирования реализации Программы реформирования...................................................54 4.4. Механизм взаимодействия между администрацией Калининградской области и администрациями муниципальных образований по реализации Программы реформирования...........................55 5. Статус Программы реформирования...........................57 Приложения...................................................59 1. Концепция Программы реформирования государственных финансов Калининградской области 1.1. Обоснование необходимости реформы Концепция реформирования государственных и муниципальных финансов Калининградской области состоит в формировании прозрачной эффективной бюджетной системы и бюджетного процесса, обеспечивающих выполнение государственных функций и функций местного самоуправления; поддержании финансовой стабильности, обеспечении финансовой устойчивости и бездефицитности бюджета области; создании финансовых стимулов для устойчивого поступательного социально-экономического развития; повышении инвестиционной привлекательности региона; повышении уровня жизни населения. Для достижения сформулированных в Концепции целей должны быть созданы механизмы максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Программа реформирования государственных и муниципальных финансов Калининградской области и ее реализация имеют особую значимость в связи с интеграцией Польши, Литвы, Латвии и Эстонии в Европейский Союз. Ориентация программы реформирования государственных и муниципальных финансов Калининградской области на принципы наилучшей практики Европейского Союза по управлению бюджетным процессом является ключевым моментом в увеличении инвестиционного потенциала области, способствуя успешному решению проблем по развитию региона в условиях расширения Евросоюза. Опыт, полученный в Калининградской области, может иметь положительное влияние на бюджетную практику в других регионах России с учетом взаимных интересов и перспективы сближения России и стран Евросоюза в политическом и экономическом отношении. Предлагаемая программа реформирования системы управления государственными финансами Калининградской области разработана на основе анализа фактического исходного состояния и приоритетов администрации области в реформировании региональных финансов, с учетом положительных результатов реформирования государственных финансов в субъектах РФ - участниках проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне в 2001-2004 годах, требований приказов №238 и №239 от 24 июля 2004 года Министерства финансов Российской Федерации и Концепции реформы бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. 1.2. Цели и задачи реформирования Исходя из сложившегося геополитического положения Калининградской области, политики, проводимой органами исполнительной власти Российской Федерации в отношении Калининградской области, Стратегии социально-экономического развития Калининградской области, как региона сотрудничества, на период до 2010 года, исходного состояния в сфере управления бюджетным процессом и сформулированной концепции реформирования, можно выделить следующие основные цели реформирования государственных и муниципальных финансов Калининградской области: 1. Повышение прозрачности государственных и муниципальных финансов в соответствии с наилучшей европейской практикой, повышение институционального потенциала администрации Калининградской области, Калининградской областной Думы, аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и других участников бюджетного процесса по осуществлению реформ общественных финансов на региональном и муниципальном уровнях. 2. Повышение эффективности деятельности исполнительной и законодательной (представительной) власти на региональном и местном уровнях по стимулированию социально-экономического развития Калининградской области и предоставления населению бюджетных услуг. 3. Обеспечение необходимых основ для создания на базе Калининградской области пилотного региона Российской Федерации по применению европейских стандартов и использованию передового опыта в сфере управления общественными финансами на региональном и муниципальном уровне. 4. Повышение инвестиционной привлекательности региона, создание необходимых условий для притока иностранных и российских инвестиций в Калининградскую область. Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи: 1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы бюджетного устройства и организации бюджетного процесса Калининградской области с учетом международных стандартов бюджетного процесса и принципов наилучшей международной практики. 2. Создание стимулов и финансовая поддержка реформирования муниципальных финансов. 3. Обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами, сокращение долговых обязательств и нерациональных бюджетных расходов. 4. Повышение инвестиционной привлекательности региона за счет использования режима особой экономической зоны, развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, образовательной и т.д. инфраструктуры, снятия административных барьеров для инвестиционной и предпринимательской деятельности. 5. Разработка и реализация стратегии формирования и управления имиджем Калининградской области на федеральном и международном уровне с целью повышения кредитных рейтингов и инвестиционной привлекательности региона. 6. Совершенствование межбюджетных отношений в плане законодательного закрепления расходных полномочий, принципов установления нормативов отчислений от регулирующих налогов, формулы распределения трансфертов, обеспечивающей выравнивание расходных потребностей и стимулирующей повышение налогового потенциала муниципальных образований. 7. Инвентаризация, паспортизация и независимая оценка рыночной стоимости государственного и муниципального имущества, разработка механизмов эффективного управления государственной и муниципальной собственностью. 8. Разработка и внедрение в бюджетную практику на региональном и муниципальном уровнях технологий бюджетного планирования и контроля расходов по результату на основе паспортизации и стандартизации бюджетных услуг, системы контроля за качеством и доступностью этих услуг, системы оценки эффективности проводимых бюджетных расходов. 9. Внедрение современных информационных технологий по управлению финансовыми ресурсами региона и формированию единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса. 1.3. Основные направления реформирования В связи с принятием ряда программных документов и законодательных актов федерального уровня в Калининградской области, как и в других регионах России, в 2001 - 2004 годах проводилось реформирование системы управления государственными и муниципальными финансами. Анализ фактической ситуации по управлению общественными финансами свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования государственных финансов Калининградской области по следующим направлениям: - реформирование бюджетного процесса и системы управления бюджетными расходами; - переход на систему бюджетирования, ориентированного на результат (БОР); - проведение административной реформы; - реформирование государственного сектора экономики; - совершенствование системы инвестиции и повышение инвестиционной привлекательности региона; - создание условий для развития доходной базы региона; - совершенствование долговой политики; - совершенствование межбюджетных отношений. 2. Обоснование конкретных мероприятий по реформированию государственных финансов Калининградской области 2.1. Анализ исходного состояния Анализ исходного состояния по управлению региональными финансами Калининградской области осуществлялся в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению заявки на получение субсидий из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 июля 2004 года № 238. Результаты проведенного анализа представлены в форме таблицы (приложение 1) для оценки уровня управления региональными финансами, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 июля 2004 года № 239. Таблица 2.1 Оценка исходного состояния уровня управления региональными финансами по основным направлениям реформирования Не приводится. В таблице 2.1 приведены обобщенные данные результатов анализа исходного состояния управления региональными финансами Калининградской области по направлениям реформирования, указанным в пункте 1.3. Из приведенных результатов видно, что наиболее видимых результатов при проведении реформирования государственных и муниципальных финансов за время, предшествующее 2004 году, администрация Калининградской области добилась по направлениям: - административная реформа; - совершенствование межбюджетных отношений; - совершенствование системы инвестиций; - создание условий для развития доходной базы. По остальным направлениям реформирования государственных финансов фактическое состояние уровня управления региональными финансами Калининградской области оценивается ниже среднего уровня. А. Реформа бюджетного процесса и управления расходами При учете потребности в предоставляемых бюджетных услугах администрацией области проводится оценка потребности (по видам бюджетных услуг) и фактически предоставленных бюджетных услуг за последние три отчетных года. Полный перечень бюджетных услуг, порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета их результатов при формировании расходов на очередной финансовый год нормативными актами области не утвержден. При определении стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг отраслевыми управлениями администрации области проведена инвентаризация действующего законодательства федерального и регионального уровня, с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг. Однако целенаправленной работы по утверждению стандартов качества (по видам бюджетных услуг) в области не проводится. Работа по переводу бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций в области не проводится. По некоторым управлениям проводилась только оценка возможности перевода бюджетных организаций и учреждений в форму негосударственных организаций. Так, например, по учреждениям культуры и искусства планируется перевод в негосударственную организацию киноконцертного зала «Россия» в первом полугодии 2006 года. При формировании среднесрочных ведомственных программ расходов учитывается планирование расходов по областным целевым программам: - «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Калининградской области (2003-2006 гг.)»; - «Профилактика артериальной гипертонии среди населения Калининградской области (2002-2005 гг.)»; - «Безопасное материнство (2003-2006 гг.)»; - «Программа создания градостроительного кадастра Калининградской области (2003-2006 гг.)»; - «Программа ремонта и реконструкции городских улиц Калининградской области, используемых для проезда транзитного транспорта (2004-2008 гг.)»; - «Программа градостроительного планирования развития территорий городских поселений Калининградской области (2003 - 2004 гг.)»; - «Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области (2002-2010 гг.)»; - «Программа энергосбережения Калининградской области (2001- 2005 гг.)»; - «Развитие образования Калининградской области (2002-2005 гг.)»; - «Патриотическое воспитание населения Калининградской области (2002-2005 гг.)»; - Программа «Дети-инвалиды» (2003-2007 гг.); - Программа «По проблемам инвалидов и инвалидности на 2002-2005 гг.»; - Программа «Старшее поколение» (2002-2005 гг.); - «Обеспечение занятости военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (2002-2005 гг.)»; - и другие программы по управлению труда и социального развития. В рамках данных программ определены функции и задачи ведомственных управлений администрации области, утверждены количественные показатели для оценки результатов осуществления функций и задач ведомств. В целях сокращения кредиторской задолженности производится анализ причин создания временных кассовых разрывов и возникающих из-за их наличия финансовых последствий. При экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства администрацией области проводится оценка фактических финансовых последствий реализации данных законов. При осуществлении бюджетных закупок все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Законом Калининградской области от 20 октября 2003 года № 318 «О поставках продукции для нужд Калининградской области» осуществляются на основе государственных контрактов, заключаемых на конкурсной основе. Конкурсы на закупку товаров и услуг проводит каждое ведомственное управление в соответствии с разработанным положением о конкурсе. Условия проведения конкурсов публикуются в СМИ. Доля расходов, осуществляемых по результатам проведения открытых конкурсов, в 2003-2004 годах по управлению образования составила 25,9% и 34,9%; по управлению здравоохранения - 35,6% и 31% соответственно. В. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) Планирование бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату осуществляется только путем формирования приоритетных задач, решаемых в рамках бюджета. Утверждение перечня планируемых результатов в форме количественных показателей не проведено. Работа по совершенствованию методов планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату проводится только управлением образования Калининградской области. В 2003 году введены нормативы бюджетного финансирования специальных (коррекционных) школ-интернатов области. В 2004 году при планировании бюджетных расходов в сфере образования были введены нормативы финансирования для общеобразовательных учреждений. Использование среднесрочного финансового планирования при подготовке закона о бюджете на очередной финансовый год определено Законом Калининградской области от 07 июня 2002 года № 156 «О бюджетном процессе в Калининградской области». В соответствии со статьей 48 данного закона осуществляется оценка и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов бюджета и макроэкономических параметров от фактических. Порядок учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке закона о бюджете на очередной финансовый год определяется статьями 4-7 главы 2 Закона Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области». Формирование среднесрочного финансового плана осуществляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Калининградской области в соответствии с методикой, утвержденной Главным управлением по бюджету и финансам администрации Калининградской области. С. Административная реформа В плане внедрения процедур открытого конкурса на замещение государственных должностей и повышения квалификации государственных служащих административная реформа осуществляется на основе Закона Калининградской области от 29 июля 1996 года №61 «О государственной службе Калининградской области». Данным законом определен перечень государственных должностей, замещение которых должно осуществляться на основе конкурсного отбора, определены основные требования к должностям государственной службы, занимаемым на конкурсной основе. Перечень вакансий при проведении конкурса и его результаты публикуются в средствах массовой информации. Для лиц, занимающих государственные должности, установлена процедура прохождения обязательной переаттестации в соответствии с Законом Калининградской области от 26 февраля 2002 года №117 «О проведении аттестации государственных служащих Калининградской области». Переаттестация проводится специально назначенными экспертными комиссиями. В 2003 - 2004 годах из общего числа назначений на вакантные должности соответственно 35,6% и 30,5% назначений было проведено через процедуру открытого конкурса. Данным законом закреплены требования о проведении повышения квалификации для определенных должностей государственных служащих. Из общего числа работников исполнительной власти области в 2003-2004 годах повышение квалификации прошли соответственно 24,5% и 14,4% работников. В. Реформа государственного сектора экономики В целях сокращения бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям администрацией области, осуществляется анализ фактически производимых бюджетных расходов, направляемых на финансирование работ и услуг, выполняемых негосударственными организациями, а также производимых бюджетных расходов на поддержку негосударственных организаций в форме бюджетных кредитов (ссуд), гарантий, налоговых льгот. Безвозмездных перечислений бюджетных средств таким организациям в 2001-2004 годах не производилось. Предоставление бюджетных кредитов, гарантий и налоговых льгот осуществляется в соответствии с законами Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год, постановлениями администрации области от 16.02.2004 г. № 51; от 02.04.2003 г. № 138; от 24.07.2003 г. № 426. При проведении анализа осуществляется проверка суммы недополученных доходов в результате предоставления льгот. С целью повышения уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги осуществляется оценка действующих бюджетных расходов на финансирование ЖКХ. Устанавливается уровень возмещения затрат по предоставлению ЖКУ. Так, на 2004 год этот уровень составляет 80,5%. Фактический уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ возрос с 34,2% в 2001 году до 65,2% в 2004 году. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ установлена на уровне 22%. Исходя из этого определяется категория наименее обеспеченных слоев населения, нуждающаяся в предоставлении социальной поддержки. Сумма предоставленных субсидий на оплату ЖКУ возросла с 9697 тыс. рублей в 2001 году до 131800 тыс. рублей в 2004 году. В целях реализации принципа перевода натуральных льгот в денежную форму на адресной основе осуществляется оценка потребности в предоставлении льгот в натуральной форме и фактический уровень их финансирования. Установлен порядок учета категорий граждан, имеющих право на льготы. Е. Совершенствование системы инвестиций В плане мониторинга реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств и соблюдения процедур принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов, администрация области руководствуется Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 года № ВК-477. В соответствии с данной методикой осуществляется оценка эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов. В случае, если эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный эффект от реализации инвестиционного проекта, проекты не принимаются. Г. Создание условий для развития доходной базы В плане организации оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет Главным управлением по бюджету и финансам администрации области осуществляется оценка потерь бюджета от недополученных доходов. При предоставлении рассрочек и отсрочек по платежам в бюджет администрация области руководствуется Налоговым кодексом РФ. Администрацией области также проводится оценка объема ИЗЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В разрезе отраслей экономики по отдельным видам льгот. Утвержденной методики оценки финансовой эффективности по предоставляемым льготам в администрации области нет, поэтому решение о предоставлении льгот в соответствии с нормативными актами [20-23] принимается без учета их финансовой эффективности. Для повышения деловой активности в сфере малого предпринимательства осуществляется оценка фактического уровня деловой активности и проводится консультационная и организационная поддержка малого предпринимательства. Мероприятия администрации области по развитию малого предпринимательства реализуются в соответствии с Законом Калининградской области от 02 сентября 1996 года № 66 «О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области». С. Совершенствование долговой политики По направлению реформирования региональных финансов в области совершенствования долговой политики необходимо отметить непростую ситуацию, связанную с задолженностью по налоговому кредиту, предоставленному Калининградской области в 1995 году, и с задолженностью по кредиту Дрезднер Банка, предоставленному Региональному фонду развития Калининградской области под гарантию областной администрации. В целях приведения в соответствие с Бюджетным кодексом РФ порядка предоставления государственных гарантий, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 01.02.2001 г. № 49 проведена инвентаризация соглашений о предоставлении гарантий, выданных администрацией области или иными органами государственной власти. Постановлением главы администрации Калининградской области от 22.07.2001 г. утверждено Положение о государственной долговой книге и главам муниципальных образований рекомендовано утвердить Положение о муниципальной долговой книге. В плане формализации процедур предоставления гарантий осуществляется оценка экономической эффективности фактов неисполнения предоставленных гарантий, утверждена практика обязательного предоставления залога в полное обеспечение гарантий, также утверждена процедура отбора претендентов на получение гарантий. Для снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджета осуществляется инвентаризация кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий; проводится анализ ее возникновения и имеет место практика запрета на принятие бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками финансирования. По внедрению формализованных процедур управления долгом, принятию долговых обязательств, их рефинансированию осуществляется только оценка действующих долговых обязательств с их группировкой по видам заимствований и срокам их погашения. Н. Совершенствование межбюджетных отношений В плане совершенствования межбюджетных отношений в Калининградской области наиболее существенные результаты получены по разработке и внедрению объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи бюджетам муниципальных образований. Распределение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется на основе формул, учитывающих оценку доходного потенциала и дифференциацию расходных потребностей в расчете на одного жителя. Эти формулы утверждены в Методике межбюджетного регулирования и определения объемов финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из областного бюджета. Данная методика утверждается законом Калининградской области о бюджете на очередной год, в последнем отчетном году она не изменялась. При предоставлении бюджетных кредитов местным бюджетам осуществляется оценка фактических кассовых разрывов по муниципальным образованиям, возникших в ходе исполнения бюджетов за последние три отчетных года. Эта оценка осуществляется на основе формализованного порядка расчета кассового разрыва по бюджетам конкретного муниципального образования. Расчет возможного объема бюджетных кредитов осуществляется на основе утвержденной формализованной методики, в которой прописан запрет на предоставление бюджетного кредита при наличии задолженности по кредитам. В области осуществляется оценка равномерности размещения налоговой базы по отдельным налогам. Установление стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом РФ, осуществлялось по налогу на прибыль (с 2001 года) и налогу на вмененный доход (с 2003 года). Практика введения «отрицательных трансфертов» не использовалась. Мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособностью муниципальных образований включает только оценку показателей, определяемых требованиями Бюджетного кодекса РФ. Контроль за данными показателями осуществляется при утверждении бюджетов муниципальных образований и при внесении дополнений и изменений в их бюджеты, а также по факту исполнения бюджетов по итогам года. 2.2. План реформирования Реформирование государственных финансов Калининградской области будет осуществляться в три этапа: 1. Этап первоочередных организационно-подготовительных мероприятий. 2. Первый этап реализации программы реформирования в 2005 году. 3. Второй этап реализации программы реформирования в 2006 году. На этапе первоочередных организационно-подготовительных мероприятий осуществляется: - формирование системы управления программой реформирования; - подготовка и принятие необходимых распорядительных актов по координации действий структурных подразделений администрации области; - завершение работы по утверждению статуса программы реформирования; - окончательное определение и закрепление механизмов финансирования работ по реализации программы; - подбор и подготовка исполнителей, расстановка кадров и распределение обязанностей; - разработка технических заданий на выполнение мероприятий, запланированных на первый этап реализации программы реформирования в 2005 году; - подготовка необходимой технической базы для реализации программы реформирования. Последовательность действий по организации выполнения программы реформирования первоочередным мероприятием предопределяет формирование системы управления программой. Постановлением главы администрации (губернатора) области закрепляется ответственность и контроль за работой по программе профильного структурного подразделения администрации области (Главного управления по бюджету и финансам). Этим же постановлением из числа ответственных работников Главного управления по бюджету и финансам администрации области назначается директор программы и определяются его функциональные обязанности и полномочия. Директор программы формирует дирекцию программы из числа ответственных работников ведомственных управлений администрации области. Для обеспечения четкой работы дирекции программы, привлечения к работе по реализации программы администраций муниципальных образований, законодательных и представительных органов власти, федеральных структур и представителей научной общественности создается координационный совет. Параллельно с этим осуществляется работа по разъяснению отдельных мероприятий программы ее участникам, активная пропаганда целей, задач и мероприятий программы в средствах массовой информации. За счет этого обеспечивается подготовка положительного общественного мнения, привлекается интерес к реализации программы широкого круга научной общественности. Уже на этапе организационно-подготовительных мероприятий объявляется тендер на закупки работ и услуг по выполнению программы реформирования. Объявление о проведении тендера и условия отбора исполнителей публикуются в средствах массовой информации. Проведением тендера руководит директор программы. Выбор победителей тендера осуществляется координационным советом на основе рассмотрения заявок претендентов. Критериями отбора являются отраженные в заявке, в соответствии с правилами отбора, предлагаемые варианты организации выполнения работ, содержание выполняемых работ и их соответствие техническому заданию, квалификация персонала организации претендента, имеющийся опыт в выполнении работ по направлению организации управления государственными и муниципальными финансами, а также соответствие стоимости выполняемых работ, указанной в заявке претендента, запланированному уровню. По результатам тендера формируется кампания поддержки по реализации программы реформирования. Результаты работ по этапу первоочередных организационно-подготовительных мероприятий прорабатываются на научно-практическом семинаре, проводимом администрацией области и кампанией поддержки для руководителей исполнительной и законодательной власти муниципальных образований. Проведение научно-практического семинара является ключевым моментом при переходе от этапа первоочередных организационно-подготовительных мероприятий к этапу реализации программы реформирования. 2.2.1. Первый этап реализации Программы реформирования региональных финансов в 2005 году. Программные мероприятия по реформированию региональных финансов с указанием сроков их реализации приведены в приложениях 1-6. Все программные мероприятия разделены по следующим группам: 1. Перечень законопроектов, разрабатываемых в ходе реализации программы (приложение 2). 2. Перечень проектов постановлений Калининградской областной Думы (приложение 3). 3. Перечень проектов постановлений администрации Калининградской области (приложение 4). 4. Перечень методик, разрабатываемых а рамках Программы реформирования государственных финансов Калининградской области (приложение 5). 5. Перечень разрабатываемых систем мониторинга качества и эффективности управления региональными финансами (приложение 6). 6. Мероприятия по совершенствованию инфраструктуры управления региональными финансами. На первом этапе реализации программы реформирования государственных финансов Калининградской области запланирована разработка проектов трех законов Калининградской области, пяти постановлений Калининградской областной Думы, восьми постановлений администрации Калининградской области. По результатам реформирования региональных финансов на первом этапе планируется разработка пяти методик по направлениям реформирования, связанным с реализацией принципов бюджетирования, ориентированного на результат, реформированием государственного сектора экономики, созданием условий для развития доходной базы, совершенствованием долговой политики и межбюджетных отношений. Кроме того, на первом этапе реализации программы реформирования запланирована разработка и встраивание в бюджетный процесс Калининградской области семи систем мониторинга, направленных на совершенствование системы управления бюджетными расходами, долговой политики и межбюджетных отношений, а также на создание условий для развития доходной базы. На первом этапе реформирования региональных финансов запланированы также мероприятия, связанные со структурными изменениями управлений администрации, расширением функций и полномочий структурных подразделений в плане реализации Программы реформирования государственных финансов Калининградской области. А. Реформа бюджетного процесса и управления расходами Исходя из низкого исходного уровня управления бюджетными расходами на первом этапе реализации Программы реформирования региональных финансов запланирована разработка и утверждение базовых нормативных документов, которые будут основой для проведения реформ на втором этапе реализации Программы. Для создания эффективной системы управления бюджетными расходами на первом этапе запланировано: - Утверждение полного перечня бюджетных услуг, по которым должен проводиться учет потребности в их предоставлении. Перечень бюджетных услуг должен составляться по каждому ведомственному управлению администрации области. - Утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг. Это очень сложная работа. Несмотря на попытки решения этой проблемы на федеральном уровне, вопрос о стандартизации качества предоставляемых бюджетных услуг остается нерешенным до настоящего времени. Наиболее продвинутой в вопросах стандартизации качества предоставляемых бюджетных услуг оказалась, пожалуй, только система образования. На первом этапе планируется разработка региональных стандартов качества по видам предоставляемых бюджетных услуг. - Утверждение основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями. Решение этого вопроса позволит выполнить задачу реструктуризации сети бюджетных учреждений и сокращения бюджетных расходов. - В направлении формирования среднесрочных ведомственных программ расходов на первом этапе реализации Программы реформирования планируется утверждение порядка разработки, утверждение и реализация ведомственных целевых программ расходов и перечня индикаторов количественной оценки результативности и планируемых результатов. - Утверждение порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов. Решение этого вопроса позволит сократить объем и прирост кредиторской задолженности расходов бюджета. - В целях совершенствования бюджетного процесса и принимаемого налогового законодательства планируется законодательное закрепление обязательности процедур проведения публичной независимой экспертизы принимаемых законопроектов, а также порядка проведения этой экспертизы. - В плане применения формализованных процедур осуществления бюджетных закупок бюджетные закупки на сумму, превышающую 2000 МРОТ, осуществляются на основе государственных контрактов, заключающихся на конкурсной основе. Однако действующая в администрации области система бюджетных закупок является децентрализованной и не позволяет в полной мере решать задачу повышения эффективности производимых на закупки бюджетных расходов. В главном управлении экономического развития и торговли администрации области функционирует отдел по координации бюджетных закупок, и в целях повышения эффективности производимых на закупки бюджетных расходов должны быть пересмотрены его статус, функциональные задачи и полномочия. В. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) Для реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в 2005 году планируется проведение работ по следующим направлениям: - В плане совершенствования методов планирования бюджетных расходов на первом этапе реализации программы реформирования запланирована разработка и утверждение перечня планируемых результатов в форме количественных показателей. Перечень количественных показателей и планируемые результаты будут разрабатываться в разрезе отраслей и подотраслей функциональной классификации бюджетных расходов. - В целях повышения самостоятельности бюджетных учреждений в 2005 году запланирована разработка и утверждение основных требований к результатам работы бюджетных учреждений. Разработка данных требований должна осуществляться в соответствии с разрабатываемыми стандартами качества предоставляемых бюджетных услуг и утверждаемыми количественными показателями планируемых расходов бюджетных учреждений. - Совершенствование среднесрочного финансового планирования. В Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области» формирование областного бюджета на очередной финансовый год осуществляется на основе среднесрочного финансового плана. В связи с предусмотренным Концепцией реформы бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах изменением бюджетной классификации и бюджетного учета, методика формирования среднесрочного финансового плана должна быть усовершенствована. Разделение бюджетных расходов на «действующие» и «принимаемые» обязательства требует усовершенствования порядка использования среднесрочного финансового плана при формировании бюджета на очередной финансовый год, а также разработки методики последовательной (скользящей) корректировки среднесрочного финансового плана на будущие периоды. С. Административная реформа По данному направлению требуется совершенствование системы повышения квалификации государственных служащих. Для каждого управления администрации области в 2005 году планируется разработка и утверждение перечня направлений и учебных планов повышения квалификации с указанием предметов изучения и объема часов. Должен быть также утвержден порядок прохождения повышения квалификации и перечень организаций, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих по различных направлениям. В. Реформирование государственного сектора экономики - В целях сокращения бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям, на первом этапе реализации программы реформирования региональных финансов планируется разработка и принятие Закона Калининградской области, устанавливающего законодательное закрепление отраслей экономики, для которых запрещается предоставление бюджетных средств. - В плане реформирования жилищно-коммунального хозяйства и повышения уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги Программой реформирования предусмотрена разработка и утверждение в 2005 году Методики расчета субвенций муниципальным образованиям на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Данная методика должна войти в перечень обязательных документов, утверждаемых совместно с законом Калининградской области о бюджете Калининградской области на очередной финансовый год. Это требует принятия дополнений и изменений в Закон Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области». - Для перевода натуральных льгот в денежную форму на адресной основе Программой реформирования региональных финансов запланирована разработка и принятие в 2005 году Закона Калининградской области «О переводе натуральных льгот в денежную форму». Для исключения дублирования и обеспечения принципов индивидуального учета льготников планируется создание единой базы данных обо всех категориях граждан, нуждающихся в социальной защите, и создание системы мониторинга качества управления бюджетными расходами на оказание социальной помощи. Е. Совершенствование системы инвестиций В целях повышения эффективности инвестиционных бюджетных расходов должен осуществляться постоянный мониторинг реализации инвестиционных проектов, источником финансирования которых являются бюджетные средства. Для этого в 2005 году планируется разработка и утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для прекращения бюджетного финансирования таких проектов. По отношению к новым инвестиционным проектам при включении их в инвестиционные программы с финансированием из средств бюджета новые инвестиционные проекты должны пройти утвержденный порядок экспертизы с оценкой эксплуатационных расходов будущих периодов и предполагаемого положительного финансового эффекта от их реализации. Утверждение такого порядка включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов планируется в 2005 году. Р. Создание условий для развития доходной базы В целях сокращения дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет Программой реформирования в 2005 году предусмотрена разработка и утверждение порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет. Это позволит вести оперативный учет и контроль задолженности и обеспечит возможность принятия своевременных мер по ее сокращению. В целях сокращения необоснованных налоговых льгот, создания условий для эффективной предпринимательской и инвестиционной деятельности и вместе с этим в целях увеличения доходов бюджета необходимо создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов. Для достижения этих целей на первом этапе реализации Программы реформирования запланирована разработка и утверждение Методики оценки эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Данная методика должна основываться на количественных оценках предварительно выбранных и обоснованных показателей. Увеличение доходной базы бюджета связано с повышением деловой активности в регионе. Запланированные на 2005 год разработка и утверждение порядка проведения мониторинга малого предпринимательства будут способствовать достижению этих целей. Результаты проведения мониторинга малого предпринимательства станут необходимой информационной базой для разработки мероприятий по повышению деловой активности, увеличению розничного товарооборота, промышленного и сельскохозяйственного производства. В целях организации учета объектов собственности Калининградской области по рыночным ценам на первом этапе реализации Программы реформирования предусмотрена разработка и утверждение порядка оценки рыночной стоимости объектов собственности Калининградской области независимыми организациями. На основе утвержденного порядка должна быть проведена оценка рыночной стоимости всех объектов собственности, включая ГУПы и бюджетные учреждения. Данная информация должна включаться в перечень материалов, представляемых к бюджету на очередной финансовый год. В целях повышения эффективности управления собственностью Калининградской области в 2005 году запланирована разработка и утверждение системы количественных критериев для сохранения государственных унитарных предприятий и долей уставного капитала в акционерных обществах. На основе этих критериев возможна отработка более обоснованных подходов к формированию планов приватизации государственной собственности. С. Совершенствование долговой политики Основными направлениями совершенствования долговой политики были приняты внедрение формализованных процедур управления долгом, формализация процедур предоставления гарантий и снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета. По первому направлению на первом этапе реализации Программы реформирования предусмотрена разработка и утверждение Методики расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств (включая кредиторскую задолженность). По второму направлению запланирована разработка и утверждение в 2005 году формализованной процедуры конкурсного отбора претендентов на получение гарантий. В целях снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджета на первом этапе реализации Программы реформирования предусмотрена разработка плана мероприятий по реструктуризации и переоформлению просроченной кредиторской задолженности. Н. Совершенствование межбюджетных отношений Вопросы межбюджетных отношений в Калининградской области являются наиболее проработанной частью бюджетного процесса. Однако в связи с принятием и вступлением в действие федеральных законов от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, от 04.07.2003 г. №95-ФЗ, от 20.08.2004 г. №120-ФЗ существующая система межбюджетных отношений требует существенной доработки. С целью установления стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом РФ) на первом этапе реализации Программы реформирования региональных финансов предусмотрено их законодательное закрепление Законом Калининградской области «О нормативах отчислений налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований». Разработка данного закона должна идти параллельно с разработкой закона Калининградской области «О распределении расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Калининградской области». Изменение административно-территориального устройства Калининградской области требует соответствующей доработки в 2005 году Методики распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которая будет использоваться при подготовке Закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2006 год». В 2005 г. также запланирована разработка и утверждение методики расчета объема субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного образовательного стандарта общего среднего образования. Данная методика может быть принята либо в комплекте документов Закона Калининградской области «О бюджете Калининградской области на очередной финансовый год», либо утверждаться на долговременной основе самостоятельным законодательным актом. Для формализации процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам в 2005 году планируется разработка и принятие Закона Калининградской области «Об условиях предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов муниципальным образованиям». В рамках данного закона может быть принята Методика распределения средств на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям с учетом их обеспеченности объектами социально-культурной сферы и инженерной инфраструктуры. Одновременно с разработкой системы мониторинга финансового положения и качества управления финансами в Калининградской области в соответствии с Приказом Минфина РФ от 02 августа 2004 года № 223 на первом этапе реализации Программы реформирования может быть проведена разработка системы мониторинга оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований. Интегральная оценка улучшения уровня управления региональными финансами, которая может быть достигнута в результате выполнения программных мероприятий, запланированных на первом этапе реформирования региональных финансов, приведена в таблицу 2.1. Таблица 2.1 Не приводится. 2.2.2. Второй этап реализации Программы реформирования региональных финансов в 2006 году. На втором этапе реализации Программы реформирования государственных финансов Калининградской области ставится задача внедрения в практику бюджетного процесса тех результатов, которые были получены в 2005 году. На основе разработанных и апробированных в 2005 году систем количественных показателей по различным направлениям реформирования региональных финансов осуществляется разработка методик, систем мониторинга и их утверждение нормативными актами. С принятием в 2006 году закона Калининградской области «О публикации в средствах массовой информации мероприятий по реформированию бюджетного процесса и данных о текущем исполнении бюджета Калининградской области» конкретизируются требования по обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса, раскрытию информации по управлению региональными финансами и текущему исполнению бюджета. На втором этапе реализации программы реформирования разрабатываемые мероприятия по реформированию региональных финансов будут закреплены шестью законами Калининградской области. В результате реализации Программы реформирования на втором этапе в практику бюджетного процесса и управления региональными финансами будут внедрены 10 методик и 4 системы мониторинга, позволяющих значительно улучшить качество управления государственными финансами Калининградской области в соответствии с положениями Концепции реформы бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. В случае необходимости разрабатываемые методики будут закреплены постановлениями администрации или законами Калининградской области. А. Реформа бюджетного процесса и управления расходами На основе утвержденного перечня бюджетных услуг в 2006 году будет разработана и представлена на утверждение Постановлением администрации области «Методика проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год». На основе данной методики будет формироваться расходная часть бюджета при составлении бюджета Калининградской области на 2007 год. Результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и фактически производимых бюджетных расходах будут опубликованы в средствах массовой информации. На основе утвержденных количественных показателей качества доставляемых бюджетных услуг будет разработана и представлена на утверждение «Методика оценки соответствия качества фактически предоставленных бюджетных услуг установленным стандартам качества». Разрабатываемые стандарты качества предоставления бюджетных услуг (по видам бюджетных услуг) будут опубликованы в средствах массовой информации. На основе постановления администрации области «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями» будет разработан и утвержден порядок перевода бюджетных организаций и учреждений в форму негосударственных организаций. Вместе с утвержденным типовым контрактом на предоставление социальных услуг негосударственными организациями принятые документы создают основу для реструктуризации сети бюджетных учреждений и организаций. С учетом результатов оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов в 2006 году может быть сформирован план перевода бюджетных организаций и учреждений в форму негосударственных организаций. Этот план должен получить законодательное закрепление в комплекте документов закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2007 год». Данные документы и процедуры должны быть законодательно закреплены в виде дополнений и изменений в Закон Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области» и опубликованы в средствах массовой информации. На основании утвержденного перечня индикаторов оценки результативности и планируемых результатов ведомственных целевых программ, утвержденного порядка разработки их реализации, а также по результатам апробации этих документов в 2005 году. На втором этапе реализации Программы реформирования будет разработана и представлена на утверждение «Методика корректировки предоставляемых ведомствами бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов». Принимаемые ведомственные целевые программы расходов будут публиковаться в средствах массовой информации. Реализуемые в рамках данного направления реформирования мероприятия создают также условия для совершенствования порядка среднесрочного финансового планирования и реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В соответствии с принятым в 2005 году Законом Калининградской области «О проведении обязательной публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства», начиная с 2005 года, все законопроекты в области бюджетного и налогового законодательства будут проходить обязательную экспертизу, а результаты этой экспертизы будут публиковаться в средствах массовой информации до утверждения этих законопроектов Калининградской областной Думой. В плане применения и совершенствования формализованных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок, реализации комплекса мероприятий, разработанных отделом организации региональной системы бюджетных закупок, можно ожидать, что доля расходов, осуществляемых по результатам проведения открытых торгов и конкурсов, составит не менее 20% расходов бюджета. В. Бюджетирование, ориентированное на результат При совершенствовании методов планирования бюджетных расходов, ориентированных на достижение установленных требований к конечному результату, основополагающим является утверждение в 2005 году перечня планируемых количественных результатов в разрезе отраслей и подотраслей функциональной классификации бюджетных расходов. На основании данного постановления администрации области в 2006 году будет разработана и представлена на утверждение «Методика текущего прогнозирования бюджетных расходов, порядок ее использования при планировании результатов и порядок их учета при формировании бюджета на очередной финансовый год». Планируемые результаты и фактическое их исполнение в форме утвержденных количественных и качественных показателей будет публиковаться в средствах массовой информации. Основным критерием при решении вопроса о предоставлении бюджетным учреждениям права самостоятельного распоряжения полученными бюджетными средствами будет являться условие выполнения ими основных утвержденных требований к результатам их работы. Для этого на втором этапе реализации Программы реформирования будет разработана и представлена на утверждение «Методика оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов». Этим же документом будет определен порядок предоставления бюджетным учреждениям права самостоятельного распоряжения полученными бюджетными средствами. С. Административная реформа В данном направлении для повышения кадрового потенциала администрации Калининградской области необходимо осуществлять жесткий контроль соблюдения конкурсного назначения на должности государственных служащих и соблюдения установленного порядка повышения квалификации государственных служащих на регулярной основе. Эта задача может быть решена путем внедрения системы мониторинга кадрового потенциала государственных служащих, разрабатываемой на втором этапе реализации Программы реформирования. О. Реформирование государственного сектора экономики Для контроля исполнения Закона Калининградской области «О распределении бюджетных средств по отраслям экономики Калининградской области» и контроля объема бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям в 2006 году, запланирована разработка и внедрение системы мониторинга объема бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям. В объеме этих средств будут учитываться средства, предоставляемые на безвозмездной основе, бюджетные ссуды и кредиты, гарантии, налоговые льготы и кредиты. Результаты мониторинга будут публиковаться в средствах массовой информации. Реализация этих мер позволит значительно сократить их объем (менее 3% расходов бюджета). В целях повышения фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги и контроля за использованием муниципальными образованиями субвенций на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2006 году запланирована разработка и внедрение системы мониторинга фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по муниципальным образованиям области. Результаты проведения мониторинга будут публиковаться в средствах массовой информации, а также учитываться при предоставлении возможности муниципальным образованиям использовать субвенции (в случае экономии) на другие направления финансирования ЖКХ. Вступление в силу с 2005 года Закона Калининградской области «О переводе натуральных льгот в денежную форму в Калининградской области», создание единой базы данных обо всех категориях граждан, нуждающихся в социальной защите, и ведение мониторинга качества управления расходами на оказание социальной помощи позволят публиковать в СМИ достоверные данные о численности лиц, имеющих право на льготы и фактически пользующихся ими, в разрезе муниципальных образований. Реализация этих мероприятий, построенных на принципах адресности, позволит значительно сократить долю расходов бюджета на финансирование льгот в натуральной форме. Е. Совершенствование системы инвестиций Реализация разработанных в 2005 году системы мониторинга реализуемых инвестиционных проектов и порядка включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с публикацией в СМИ результатов оценки их эффективности позволит в 2006 году исключить из бюджета расходы на новые инвестиционные проекты, по которым эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный эффект от их реализации. Р. Создание условий для развития доходной базы В связи с принятием Закона Калининградской области «О публикации в средствах массовой информации мероприятий по реформированию бюджетного процесса и данных о текущем исполнении бюджета Калининградской области» с 2006 года начнется публикация в СМИ: - данных об объемах дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет; - результатов мониторинга малого предпринимательства; - информации о рыночной стоимости объектов собственности Калининградской области, в том числе в разрезе отдельных объектов собственности; - результатов деятельности областных государственных унитарных предприятий и организаций. Реализуемые в рамках Программы реформирования региональных финансов мероприятия по данному направлению создадут позитивные условия для развития доходной базы бюджета Калининградской области. С. Совершенствование долговой политики При внедрении формальных процедур управления долгом и принятии новых долговых обязательств на втором этапе реализации Программы реформирования региональных финансов предусмотрена разработка и утверждение методики расчета возможного привлечения новых долговых обязательств Калининградской области с учетом их влияния на платежеспособность региона. Сведения о задолженности бюджета, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения, будут публиковаться в средствах массовой информации в соответствии с Законом Калининградской области, указанным в пункте 16 приложения 1. В соответствии с данным законом в средствах массовой информации будут публиковаться материалы по объявленным конкурсам и результатам их проведения на получение гарантий, а также информация о состоянии кредиторской задолженности, получаемая по результатам ее мониторинга. Данные мероприятия будут способствовать тому, чтобы в 2006 году все выданные гарантии соответствовали установленной процедуре. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|