Расширенный поиск
Постановление Уставный Суд Калининградская область Калининградской области от 14.05.2010 № 4-пУСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Калининградской области Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 мая 2010 г. N 4-П По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", пункта 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова, с участием сторон: представителей заявителя - Губернатора Калининградской области Г.В. Бооса - Е.А. Сухорученко и Н.Ш. Сулеймановой, представителя окружного Совета депутатов города Калининграда и главы городского округа "Город Калининград" - Л.К. Милинис, представителя Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" и главы муниципального образования "Балтийский муниципальный район" - И.Н. Ясюка, представителя окружного Совета депутатов Советского городского округа - А.Е. Вихарева, представителя главы Советского городского округа - И.П. Бабушкиной, а также с участием представителя прокуратуры Калининградской области - М.Ю. Коломийца, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", пункта 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ". Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса Губернатора Калининградской области Г.В. Бооса. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", пункт 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", пункт 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", пункт 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" в части ограничения срока контракта с главой местной администрации. Заслушав сообщение судей-докладчиков Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева, объяснения представителей сторон: Е.А. Сухорученко, Н.Ш. Сулеймановой, Л.К. Милинис, И.Н. Ясюка, А.Е. Вихарева, И.П. Бабушкиной, представителя прокуратуры Калининградской области М.Ю. Коломийца, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил: 1. В Уставный Суд Калининградской области 20 апреля 2010 года от Губернатора Калининградской области Г.В. Бооса (далее - заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", пункта 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" в части ограничения срока контракта с главой местной администрации. Указанные нормы уставов муниципальных образований соответственно устанавливают, что: "администрацию городского округа "Город Калининград" возглавляет глава администрации городского округа "Город Калининград" - лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, сроком на 2 года" (пункт 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград"); "глава администрации муниципального района назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации городского округа на срок 5 лет" (пункт 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район"); "глава администрации назначается на должность по контракту районным Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. ... Гражданин, поступающий на должность главы администрации муниципального района по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Контракт с главой администрации заключает глава муниципального района сроком от двух до пяти лет в соответствии с типовой формой, утвержденной Законом Калининградской области" (пункт 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район"); "главой администрации городского округа является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на 5 лет" (пункт 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ"). Заявитель считает, что указанные правовые нормы противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области и не подлежат применению. Как указывает заявитель, в соответствии со статьей 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом. Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области. Федеральным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Подпунктом "а" пункта 13 статьи 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 365-ФЗ) часть 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ дополнена абзацем следующего содержания: "Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года". Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 365-ФЗ данная норма вступила в силу с 1 января 2010 года. Вместе с тем, как следует из обращения заявителя, до настоящего времени нормы пункта 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", пункта 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" в части срока контракта, заключаемого с главой местной администрации, не приведены в соответствие с Федеральным законом N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) и неправомерно ограничивают указанный срок. Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит признать вышеуказанные положения Устава городского округа "Город Калининград", Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", Устава муниципального образования "Советский городской округ" не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области. В ходе судебного заседания представители Губернатора Калининградской области Е.А. Сухорученко и Н.Ш. Сулейманова поддержали правовую позицию, изложенную в обращении, и подтвердили требования заявителя. Представитель окружного Совета депутатов города Калининграда и главы городского округа "Город Калининград" Л.К. Милинис в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в представленных в Уставный Суд письменных отзывах окружного Совета депутатов и главы городского округа, полагающих, что производство по делу подлежит прекращению ввиду его неподведомственности Уставному Суду. Также считает, что пункт 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград" в настоящее время не ограничивает срок контракта ни действующего главы администрации городского округа, ни лица, которое будет назначено на должность по контракту по результатам следующего конкурса на замещение указанной должности, поскольку каждый раз срок контракта главы местной администрации будет различным. Таким образом, оспариваемая норма Устава городского округа "Город Калининград" не затрагивает права действующего и следующего (потенциального) главы администрации городского округа. Представители Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" и главы муниципального образования "Балтийский муниципальный район" И.Н. Ясюк, окружного Совета депутатов Советского городского округа А.Е. Вихарев в ходе судебного заседания указали, что соответственно пункт 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район" и пункт 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" в части ограничения срока контракта с главой местной администрации в настоящее время противоречат Федеральному закону N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) и не соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Полагают требования заявителя подлежащими удовлетворению. Представитель главы Советского городского округа И.П. Бабушкина в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве, указав, что изменения в статью 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" в отношении срока контракта главы администрации городского округа не вносились в связи с тем, что данная статья вступает в действие по истечении срока полномочий главы Советского городского округа, избранного 2 декабря 2007 года. Полагает, что рассмотрение дела следует приостановить ввиду необходимости проверки конституционности части 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ). Представитель прокуратуры Калининградской области М.Ю. Коломиец в судебном заседании заявил, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 131-ФЗ, должны быть внесены изменения в уставы муниципальных образований. Полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме. Как следует из письменного отзыва Совета депутатов муниципального образования "Славский муниципальный район" 24 апреля 2010 года Советом депутатов принято решение N 19 о внесении изменений в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) в пункт 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский мунципальный район". Однако к началу рассмотрения дела в Уставном Суде вышеуказанные изменения в Устав муниципального образования "Славский муниципальный район" в силу не вступили. 2. Уставы муниципальных образований городского округа "Город Калининград", "Славский муниципальный район", "Балтийский муниципальный район", "Советский городской округ", положения которых оспаривает заявитель, являются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" проверка нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области на их соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду Калининградской области. В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", пункта 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" в части срока контракта с главой местной администрации. В настоящем деле Уставный Суд не находит оснований для приостановления рассмотрения дела в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области". Фактическое неприменение до настоящего времени положений пункта 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ" в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 65 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" не является препятствием для судебного рассмотрения дела, поскольку указанные положения Устава муниципального образования "Советский городской округ" не были отменены или утратили силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного Суда. 3. Согласно статье 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом. Общие, правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления установлены Федеральным законом N 131-ФЗ. Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Как следует из пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области. В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года (часть 2 статьи 37). Указанной нормой Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) установлена прямая зависимость между сроком контракта главы местной администрации и сроком полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, и одновременно предусмотрен минимальный срок контракта, заключаемого с данным должностным лицом местного самоуправления (2 года). Федеральным законодателем в части 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) сформулированы два взаимосвязанных условия, подлежащих применению при определении уставом муниципального образования срока полномочий лица, назначаемого на должность главы местной администрации по контракту. По мнению Уставного Суда, положения указанной нормы Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) следует рассматривать как дополнительную гарантию, направленную на повышение ответственности и эффективности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, обеспечение стабильности их статуса, реализацию главой местной администрации своих полномочий. Оспариваемые заявителем нормы уставов муниципальных образований, принятые до вступления в силу части 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ в редакции Федерального закона N 365-ФЗ, в части срока контракта главы местной администрации до настоящего времени не приведены в соответствие с федеральным законодательством. Нормы пункта 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", пункта 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ", устанавливая срок контракта, заключаемого с главой местной администрации, в то же время ограничивают его, не связывая со сроком полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва) и не устанавливают минимальный двухгодичный срок контракта, заключаемого с главой местной администрации, как предусмотрено Федеральным законом N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ). С учетом изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что указанные нормы уставов муниципальных образований в части определенного ими срока контракта, заключаемого с главой местной администрации, противоречат части 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) и не соответствуют статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области. На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 5, 8, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил: 1. Признать пункт 1 статьи 45 Устава городского округа "Город Калининград", принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года N 257, в части срока контракта, заключаемого с главой местной администрации ("сроком на 2 года") не соответствующим статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области. 2. Признать пункт 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Славский муниципальный район", принятого Решением окружного Совета депутатов Славского городского округа от 14 ноября 2008 года N 156, в части срока контракта, заключаемого с главой местной администрации ("на срок 5 лет") не соответствующим статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области. 3. Признать пункт 1 статьи 31 Устава муниципального образования "Балтийский муниципальный район", принятого Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" от 19 ноября 2009 года N 15, в части срока контракта, заключаемого с главой местной администрации ("сроком от двух до пяти лет") не соответствующим статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области. 4. Признать пункт 3 статьи 30 Устава муниципального образования "Советский городской округ", принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Советский городской округ" от 7 июля 2009 года N 729, в части срока контракта, заключаемого с главой местной администрации ("на 5 лет") не соответствующим статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области. 5. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения. 6. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|