Расширенный поиск
Постановление Правительства Калининградской области от 08.09.2011 № 651РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 сентября 2011 г. N 651 г. Калининград О Концепции развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 27.08.2014 г. N 567) В соответствии со статьей 12 Закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1 - 2.(Утратили силу - Постановление Правительства Калининградской области от 27.08.2014 г. N 567) 3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Калининградской области от 22 февраля 2007 года N 70 "О концепции развития промышленности на территории Калининградской области". 4. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования. Губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов Приложение N 1 к Постановлению Правительства Калининградской области от 8 сентября 2011 г. N 651 КОНЦЕПЦИЯ развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ПАСПОРТ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА 1. Наименование: Концепция развитая промышленности Калининградской области на период до 2015 года (далее - Концепция). 2. Разработчик: Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. 3. Цели Концепции: 1) оценка состояния и тенденций развития промышленности Калининградской области в условиях действующего законодательства; 2) определение целей и задач промышленной политики Калининградской области; 3) определение приоритетных направлений развития промышленности и ее комплексов; 4) разработка механизма реализации промышленной политики Калининградской области. 4. Основные целевые индикаторы: 1) доля промышленности в валовом региональном продукте (далее - ВРП); 2) индекс промышленного производства в 2015 году по отношению к уровню 2010 года; 3) темп роста объема отгрузки продукции собственного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом; 4) среднее значение доли добавленной стоимости в секторе обрабатывающих производств; 5) объем инвестиций в основной капитал в промышленности (по крупным и средним предприятиям); 6) доля убыточных организаций в промышленности. 5. Дополнительные целевые индикаторы: 1) общее количество организаций в промышленности; 2) среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий; 3) производительность труда по крупным и средним предприятиям. 6. Срок реализации Концепции: до 2015 года. Глава 2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ 7. При разработке Концепции использованы подходы, представленные в прогнозе социально-экономического развития Калининградской области на период до 2015 года, учтены предложения органов исполнительной власти Калининградской области, Калининградской областной Думы, научных и экспертных организаций, субъектов промышленной деятельности, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности. 8. Концепция построена исходя из наличия конкурентных преимуществ и кластерного подхода. Концентрация ресурсов и усилий на наиболее конкурентоспособных направлениях сочетается с формированием институциональных основ развития промышленного производства в целом, с развитием производственной инфраструктуры и уровня менеджмента. 9. Механизм реализации Концепции определен в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, возможностями регионального бюджета и существующими подходами на уровне Российской Федерации и Калининградской области. Реализация Концепции предполагает согласованность действий органов власти и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства. 10. Разработка Концепции была произведена на основе следующих документов: 1) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; 2) Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866; 3) Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 года N 95; 4) Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы, утвержденной Законом Калининградской области от 28 декабря 2006 года N 115; 5) Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 14 марта 2008 года N 119; 6) Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 6 сентября 2007 года N 354; 7) Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 года N 965; 8) Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 9 декабря 2010 года N 1150; 9) Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 18 сентября 2007 года N 391; 10) Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 года N 319; 11) Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года N 853; 12) Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 7 августа 2007 года N 311; 13) Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 года N 150. Раздел II. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 11. Промышленность является ведущей отраслью экономики Калининградской области. Доля промышленности в объеме ВРП составляет около 26%. В настоящее время в промышленности с учетом субъектов малого и среднего предпринимательства занято почти 90 тысяч человек. Доля налоговых поступлений, обеспеченных промышленными предприятиями в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, составляет более 55%. 12. В рейтинге субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года по индексу промышленного производства Калининградская область занимает второе место (первое место - Калужская область) и первое место в Северо-Западном федеральном округе. Лидирующее положение по данному показателю было обеспечено успешной деятельностью обрабатывающих производств Калининградской области, индекс производства которых в 2010 году составил 147,6%. Однако основная часть организаций промышленности в 2010 году не достигла докризисного уровня объемов производства. 13. Основные показатели промышленности Калининградской области по итогам 2010 года (источник - Федеральная служба государственной статистики): 1) количество организаций (учтенных в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики) - 5572 единицы (10,82% от общего количества организаций), в том числе: - добыча полезных ископаемых - 110 единиц (0,21% от общего количества организаций); - обрабатывающие производства - 5201 единица (10,11% от общего количества организаций); - производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 261 единица (0,5% от общего количества организаций); 2) индекс промышленного производства в 2010 году составил 131,2% к аналогичному периоду 2009 года (по Российской Федерации - 108,2%), в том числе по виду деятельности "обрабатывающие производства" - 147,6% (по Российской Федерации - 111,8%); 3) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом по промышленности в 2010 году составил 229645 млн. руб., что превышает уровень 2009 года на 19,56%; в указанном объеме доля добычи полезных ископаемых составляет 5,61%, обрабатывающих производств - 86,60%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 7,79%; 4) доля промышленности в ВРП Калининградской области в 2009 году составила 26,1% (44302,13 млн. руб.), в 2008 году - 29%, в том числе: - добыча полезных ископаемых - 7,3% (12370,3 млн. руб.); - обрабатывающие производства - 16,5% (27991,4 млн. руб.); - производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2,3% (3940,4 млн. руб.); 5) количество убыточных организаций в обрабатывающей промышленности за 2010 год составило 27,7%; 6) среднегодовая численность занятых в промышленности с учетом малых предприятий насчитывает порядка 86,9 чел., что составляет 27% от общего числа занятых в экономике Калининградской области; 7) общий объем инвестиций в основной капитал организаций в целом по экономике Калининградской области составил 54564,3 млн. руб. (82,7% к уровню 2009 года); инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций по "чистым" видам экономической деятельности в 2010 году в промышленность Калининградской области - 18533,7 млн. руб. (58,9% к общему объему инвестиций), в том числе: - в сферу добычи полезных ископаемых - 738 млн. руб. (2,35% к итогу); - в обрабатывающие производства - 6011,4 млн. руб. (19,1% к итогу); - в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11784,3 млн. руб. (37,5% к итогу); 8) доля экспорта в общем объеме производства промышленной продукции в 2010 году составила 8,6% (без учета Республики Беларусь), предприятия Калининградской области экспортировали товары в 91 страну; 9) в товарной структуре экспорта основную долю составляют: продовольственные товары и сырье для их производства (43%), машины, оборудование, транспортные средства (11%), металлы черные и цветные, изделия из металлов (11%), минеральные продукты (10%), продукция химической промышленности (9%), текстиль, текстильные изделия, обувь (6%), древесина, бумага, изделия из них (6%); 10) основная доля экспортных поставок осуществляется торговым партнерам, расположенным в следующих зарубежных странах: в Германии - 14,6%, во Франции - 12,2%, в Литве - 9,3%, в Нидерландах - 6,5%, в Великобритании - 6,1%, в Польше - 5,8%, на Украине - 5,2%, в Испании - 3,9%, в Тунисе - 3,0%, в Швеции - 3,0%, в Дании - 2,9%. 14. В общем объеме отгрузки продукции собственного производства всей промышленности Калининградской области в 2010 году доля обрабатывающих производств составила 82,9%, доля добычи полезных ископаемых - 7,7%, доля производства электроэнергии, газа и воды - 9,4%. 15. В настоящее время обрабатывающие производства занимают основную часть в структуре промышленности Калининградской области. Изменение структуры обрабатывающих производств за последние 3 года представлено в таблице 1. Таблица 1 +-----+--------------------------------------------------------------------+----------------------------+ | N | Вид экономической деятельности | Годы | | п/п | | | | | +---------+---------+--------+ | | | 2008 | 2009 | 2010 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 1 | Обрабатывающие производства - всего (%) | 100,0 | 100,0 | 100,0 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 2 | в том числе: | 25,0 | 34,0 | 29,4 | | | производство пищевых продуктов, включая | | | | | | напитки, и табака | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 3 | текстильное и швейное производство | 2,2 | 2,5 | 1,7 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 4 | обработка древесины и производство изделий | 1,6 | 1,0 | 0,9 | | | из дерева | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 5 | целлюлозно-бумажное производство; | 2,0 | 1,6 | 1,3 | | | издательская и полиграфическая деятельность | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 6 | производство кокса и нефтепродуктов | 0,2 | - | - | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 7 | химическое производство | 0,9 | 0,8 | 0,7 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 8 | производство резиновых и пластмассовых изделий | 1,1 | 0,8 | 0,6 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 9 | производство прочих неметаллических минеральных | 1,9 | 1,6 | 0,9 | | | продуктов | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 10 | в том числе: | 1,7 | 0,92 | 0,89 | | | производство строительных материалов (оценочно) | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 11 | металлургическое производство и производство | 1,2 | 4,6 | 2,2 | | | готовых металлических изделий | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 12 | производство машин и оборудования | 7,6 | 6,8 | 2,2 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 13 | производство электрооборудования, электронного | 24,8 | 13,4 | 13,9 | | | и оптического оборудования | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 14 | в том числе: | 18,4 | 7,9 | 8,5 | | | производство телевизионной и другой бытовой | | | | | | электронной техники (оценочно) | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 15 | производство транспортных средств | 27,6 | 30,4 | 44,1 | | | и оборудования | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 16 | в том числе: | 23,4 | 16,5 | 34,8 | | | производство автомобилей (оценочно) | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 17 | судостроение и судоремонт (оценочно) | 1,5 | 5,7 | 3,8 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 18 | прочие производства | 3,9 | 2,4 | 2,1 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 19 | в том числе: | 1,7 | 1,29 | 1,09 | | | мебельное производство (оценочно) | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 20 | производство изделий из янтаря (оценочно) | 1,13 | 0,65 | 0,55 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ 16. Динамика индексов производства по основным видам обрабатывающих производств представлена в таблице 2. Таблица 2 (в % к предыдущему году) +-----+--------------------------------------------------------------------+----------------------------+ | N | Наименование отрасли | Годы | | п/п | | | | | +---------+---------+--------+ | | | 2008 | 2009 | 2010 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 1 | Обрабатывающие производства - всего | 101,2 | 93,0 | 147,6 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 2 | в том числе: | 103,7 | 108,5 | 112,4 | | | производство пищевых продуктов, включая | | | | | | напитки, и табака | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 3 | текстильное и швейное производство | 83,3 | 76,6 | 114,3 | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 4 | производство кожи, изделий из кожи и обуви | 5,8 | 78,0 | в 4,1 | | | | | | р. | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 5 | обработка древесины и производство изделий | 103,8 | 46,9 | 96,0 | | | из дерева | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 6 | целлюлозно-бумажное производство; | 52,5 | 59,8 | 125,0 | | | издательская и полиграфическая деятельность | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 7 | производство прочих неметаллических минеральных | 104,0 | 55,7 | 108,4 | | | продуктов | | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 8 | производство машин и оборудования | 67,4 | в 4,9 | 151,9 | | | | | р. | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 9 | производство электрооборудования, электронного | 91,7 | 38,8 | в 3,0 | | | и оптического оборудования | | | р. | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 10 | производство транспортных средств и | 109,6 | 56,5 | в 2,8 | | | оборудования | | | р. | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ | 11 | прочие производства | в 4,6 | 108,1 | 105,8 | | | | р. | | | +-----+--------------------------------------------------------------------+---------+---------+--------+ Глава 2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 17. К конкурентным преимуществам Калининградской области относятся следующие основные факторы: 1) уникальное географическое положение Калининградской области, близость европейских транспортных коридоров, поставщиков сырья и оборудования, рынков сбыта стран Европейского союза; 2) ресурсная база, которая включает ряд месторождений нефти, крупнейшее в мире месторождение янтаря, месторождения торфа, бурого угля, каменной соли, нерудного сырья; 3) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" территория Калининградской области является Особой экономической зоной (далее - ОЭЗ), на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности. 18. Отрицательное влияние на конкурентоспособность Калининградской области оказывают следующие факторы: 1) значительное ограничение в размещении производств, которое связано с нахождением на территории Калининградской области объектов Министерства обороны Российской Федерации, приграничных территорий с ограниченными возможностями для инвестирования; 2) транспортная отдаленность от сырьевого и внутреннего рынка потребления Российской Федерации, что увеличивает затраты производственных организаций, связанных с перемещением продукции на территорию Калининградской области через территорию Европейского союза и Республики Беларусь; 3) существенные правовые пробелы в законодательной и нормативной правовой базе в части применения механизма ОЭЗ, что существенно ограничивает способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив, возможностей и потребностей развития; 4) закрытость и ограниченность территории, создающая существенные трудности в привлечении квалифицированной рабочей силы из других областей Российской Федерации. Глава 3. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 19. В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации. 20. Юридические лица, соответствующие требованиям Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", реализующие инвестиционный проект и включенные в единый реестр резидентов ОЭЗ, вправе использовать особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций со дня включения в реестр. 21. В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяется таможенный режим свободной таможенной зоны, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. 22. В отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", до 1 апреля 2016 года действует переходный период с учетом особенностей, установленных главой 8 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Глава 4. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, СВЯЗАННЫЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 23. Правовое положение ОЭЗ в Калининградской области закреплено Соглашением от 18 июня 2010 года "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" (далее - Соглашение). 24. Определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны юридическими лицами, зарегистрированными до 1 января 2012 года в реестре резидентов ОЭЗ, осуществляется в соответствии со статьей 19 Соглашения до 1 января 2017 года с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 10 Соглашения. 25. В связи с планами по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) можно выделить следующие требования ВТО, которые вступают в противоречие с действующим правовым режимом ОЭЗ: 1) деятельность любых особых экономических зон должна осуществляться в рамках правил ВТО, и Правительство страны должно обеспечить применение норм ВТО в ОЭЗ; 2) товары, экспортируемые из ОЭЗ на остальную таможенную территорию государства, и (или) импортные компоненты произведенных в ОЭЗ товаров должны подпадать под нормальный таможенный режим, т.е. в полном объеме облагаться таможенными и налоговыми платежами (статья I и статья III Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года). Глава 5. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 26. Основными преимуществами большинства производственных организаций Калининградской области являются: 1) способность создавать и при необходимости быстро и гибко изменять организационные структуры, максимально отвечающие целям деятельности организации; 2) потенциальная способность персонала организации квалифицированно, эффективно и качественно выполнять свои функции, положительно и заинтересованно относиться к изменениям, происходящим в организации с целью ее дальнейшего развития. 27. Основными недостатками большинства производственных организаций Калининградской области являются: 1) неспособность предприятий применять передовые, высокоэффективные технологии во всех сферах деятельности, быстро и гибко их совершенствовать либо полностью изменять в соответствии с новейшими разработками; 2) недостаточный финансовый потенциал, отсутствие собственного капитала для достижения максимального финансового результата, финансовой устойчивости, рентабельности вложенного капитала; 3) использование морально устаревшего оборудования и оснастки; 4) низкий уровень знаний руководителей и специалистов по вопросам качества; 5) отсутствие программ по повышению качества продукции на предприятиях. 28. В настоящее время системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO внедрены менее чем на 5% производственных организаций. Раздел III. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТРАСЛЕЙ И ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1. ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ 29. Производство пищевой продукции составляет более 30% выпуска всей промышленности Калининградской области. На предприятиях пищевой промышленности занято более 50% производственных специалистов. Основу пищевой отрасли Калининградской области составляют мясоперерабатывающие, рыбоперерабатывающие, масложировые предприятия и производства алкогольной продукции. 30. К положительным факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного вида экономической деятельности (далее - ВЭД), относятся: 1) современная материально-техническая база и технологии, что обеспечивает глубокую переработку исходного сырья, высокий инвестиционный потенциал характеризуется успешностью реализации проектов с привлечением крупных отечественных и иностранных компаний; 2) неограниченная емкость российского рынка пищевой продукции, известность торговых марок калининградских производителей, их положительная репутация, широкий ассортимент и высокое качество выпускаемой продукции; 3) высокая культура организации бизнеса, большой опыт внешнеэкономической деятельности и кооперации с иностранными компаниями; 4) значительная концентрация малых организаций, оперативно реагирующих на запросы рынка; 5) значительный кластерный потенциал, способствующий созданию вертикально интегрированных структур с предприятиями агропромышленного комплекса и других видов экономической деятельности. 31. Сдерживающими факторами развития пищевой промышленности являются: 1) ограниченность в собственных сырьевых ресурсах; 2) малая емкость регионального рынка; 3) высокие дополнительные расходы, связанные с изолированностью Калининградской области от основной территории России; 4) значительная доля убыточных предприятий; 5) незначительное количество организаций, сертифицированных по международным стандартам (ISO); 6) несоответствие российских и зарубежных стандартов. 32. Возможности успешного развития пищевой промышленности в среднесрочной перспективе связаны с решением следующих задач: 1) модернизации производственной базы действующих предприятий, их массового перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии; 2) проведения сертификации производств и продукции по международным стандартам; 3) введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и наращивания производства сырьевой базы; 4) привлечения в Калининградскую область крупных российских компаний, ориентированных на экспорт; 5) формирования промышленных кластеров при кооперации с сельскохозяйственными предприятиями, рыбодобывающими компаниями, предприятиями других ВЭД; 6) развития в Калининградский области системы профессионального образования и подготовки кадров с учетом реальной потребности отдельных предприятий. Глава 2. ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ 33. Направление развития данной отрасли в Российской Федерации определяется в соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 года N 319. 34. Перспектива развития автомобильного производства в Калининградской области основана на планах руководства группы компаний "АВТОТОР" по реализации следующих инвестиционных проектов: 1) введения второй и третьей очередей покрасочных комплексов по 50 тысяч кузовов каждая; 2) строительства полнопрофильного предприятия по производству 80 тысяч автомобилей модельного ряда BMW; 3) организации изготовления сидений, пластмассовых изделий, газоотводных трактов, бензобаков, кабельных жгутов, деталей внутренней отделки. 35. К положительным факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного ВЭД, относятся: 1) высокая культура организации бизнеса группы компаний "АВТОТОР"; 2) известность торговой марки производимой продукции; 3) широкий модельный ряд автомобилей и их высокая конкурентоспособность; 4) неограниченная емкость российского рынка; 5) большой опыт внешнеэкономической деятельности, высокий уровень развития международных связей и промышленной кооперации; 6) возможность подготовки кадров на собственной учебной базе. 36. Факторами, сдерживающими текущее развитие автомобилестроения в Калининградской области, являются: 1) нестабильность и избирательность российской нормативно-правовой базы в отношении предприятий автомобильной промышленности; 2) высокая зависимость от поставок импортных комплектующих изделий и отсутствие их производства в Калининградской области; 3) значительные дополнительные издержки, связанные с изолированностью Калининградской области от основной территории Российской Федерации. 37. Ограничения развития предприятий группы компаний "АВТОТОР" в среднесрочной перспективе могут быть связаны с наличием следующих рисков: 1) цикличности развития мировых рынков и производства автомобильной продукции; 2) усиления конкуренции на российском рынке со стороны автопроизводителей других регионов России; 3) изменения условий хозяйственной деятельности в связи с завершением переходного периода режима ОЭЗ и вступлением России в ВТО; 4) отсутствия в Калининградской области предприятий, соответствующих мировому уровню производства автокомпонентов и заинтересованных в кооперации с группой компаний "АВТОТОР" по их производству. Глава 3. СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ 38. Направление развития данной отрасли в Российской Федерации определяется в соответствии со Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 6 сентября 2007 года N 354. 39. Стратегически жизнеспособность отрасли в Калининградской области зависит от работы открытого акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" - предприятия "двойного назначения", выполняющего оборонные заказы на строительство военных кораблей. В настоящее время завод обеспечен заказами для Военно-Морского флота Российской Федерации и Военно-Морских сил Индии до 2015 года. 40. Выгоды размещения судостроительной и судоремонтной промышленности в Калининградской области основываются на следующих факторах: 1) исторических традициях судостроения в Калининградской области; 2) наличии в Калининградской области незамерзающих портов; 3) близости европейских центров судостроения; 4) наличии собственного торгового и рыбопромыслового флота; 5) положительной репутации калининградских судостроителей и судоремонтников; 6) возможности подготовки кадров в калининградских образовательных учреждениях. 41. Факторами, сдерживающими развитие производства данного вида, являются: 1) высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов и необходимость их коренной модернизации; 2) зависимость предприятий от поставок материалов и комплектующих изделий; 3) отсутствие в Калининградской области производства большей части используемых комплектующих изделий, узлов, агрегатов и оборудования; 4) значительные издержки, связанные с изолированностью Калининградской области от основной территории Российской Федерации и не финансируемые в объеме государственного заказа; 5) недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий. 42. Возможности успешного развития в Калининградской области судостроения и судоремонта связаны с решением следующих задач: 1) модернизации производственной базы действующих предприятий и их массового перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии; 2) формирования в Калининградской области промышленного кластера по судостроению и судоремонту; 3) глубокой кооперации с предприятиями других ВЭД, включая предприятия регионов России; 4) сертификации всех производств и продукции по международным стандартам; 5) привлечения в Калининградскую область новых инвесторов и углубления кооперации с зарубежными компаниями; 6) развития системы подготовки кадров для судостроения. Глава 4. РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 43. Направление развития данной отрасли в Российской Федерации определяется в соответствии со Стратегией развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 7 августа 2007 года N 311. 44. Производство электронной бытовой техники входит в число наиболее значимых в структуре обрабатывающих производств и остается одним из наиболее перспективных с точки зрения привлечения инвестиций и создания новых производств. 45. Перспективы развития этого вида деятельности в Калининградской области связаны с реализацией на территории Гусевского муниципального района проекта "Технополис Гусев", предусматривающего создание кластера наукоемких производств, использующих передовые научные идеи и разработки, в том числе нанотехнологии, и ориентирующихся как на внутренний, так и на внешний рынок. 46. Конкурентным преимуществом данного вида деятельности являются: 1) большой опыт внешнеэкономической деятельности и международной кооперации региональных производителей; 2) развитость международных связей, значительная емкость российского рынка; 3) известность торговых марок выпускаемой продукции; 4) положительная репутация калининградских производителей телевизионной и другой бытовой техники; 5) широкий ассортимент и высокое качество выпускаемой продукции; 6) высокая концентрация малых организаций; 7) обеспеченность трудовыми ресурсами и возможность подготовки кадров в калининградских образовательных учреждениях. 47. Факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются: 1) полная зависимость предприятий от импортных поставок комплектующих изделий; 2) отсутствие в Калининградской области производства элементной базы и комплектующих изделий; 3) значительные издержки, связанные с изолированностью Калининградской области от основной территории Российской Федерации; 4) малая емкость регионального рынка; 5) высокая уязвимость при ухудшении экономических условий, включая завершение переходного периода режима ОЭЗ и вступление России в ВТО; 6) значительная доля убыточных предприятий. Глава 5. ТЕКСТИЛЬНОЕ И ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 48. Направление развития данной отрасли в Российской Федерации определяется в соответствии со Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года N 853. 49. Продукцией предприятий отрасли являются швейные и трикотажные изделия для детей и взрослых, ковры и ковровые изделия, верхняя одежда и головные уборы из меха, детали внутренней обшивки автомобилей, сети, тралы, канаты для рыболовства, нижнее и постельное белье, форменная и рабочая спецодежда. По основным показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год легкая промышленность не входит в число ведущих отраслей в структуре промышленности Калининградской области. 50. Факторами, сдерживающими текущее развитие текстильного и швейного производства, являются: 1) низкие финансовые возможности предприятий; 2) отсутствие собственной сырьевой базы и высокие дополнительные расходы, связанные с изолированностью Калининградской области от основной территории Российской Федерации; 3) малая емкость регионального рынка; 4) большое количество дешевой импортной продукции; 5) недостаток квалифицированных кадров; 6) отсутствие в Калининградской области учебных заведений по подготовке молодых специалистов для швейных предприятий. 51. Развитие отрасли связано с решением следующих задач: 1) модернизации производственной базы действующих предприятий; 2) кооперации с автосборочными производствами по производству текстильных элементов салона легковых автомобилей; 3) развития в Калининградской области системы профессионального образования и подготовки кадров с учетом реальной потребности предприятий. Глава 6. ПРОИЗВОДСТВО МЕБЕЛИ 52. В Калининградской области мебельное производство осуществляют около 200 организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Практически все предприятия отрасли относятся к категории среднего и малого предпринимательства. На мебельных производствах занято более 10 тыс. человек. В общем объеме продаж мебели в Российской Федерации мебель, произведенная в Калининградской области, составляет, по оценке, около 4-6%. 53. Конкурентное преимущество отрасли обеспечивается следующими факторами: 1) завершением технического перевооружения на большинстве производств; 2) использованием при производстве мебели зарубежных дизайнерских разработок, импортных комплектующих и новейших технологий; 3) высоким уровнем качества калининградской мебели, соответствующим европейским стандартам. 54. К основным проблемам отрасли, помимо присущих Калининградской области в целом, относятся: 1) нехватка квалифицированных кадров и производственных площадей; 2) отсутствие в Калининградской области собственного производства древесностружечных плит (ДСП) и древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ). Глава 7. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 55. Направление развития данной отрасли в Российской Федерации определяется в соответствии со Стратегией развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 года N 965, и Стратегией развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 14 марта 2008 года N 119. 56. Номенклатура продукции химических производств Калининградской области включает в себя сложные минеральные удобрения, промышленные газы, полиэтилентерефталат, пластизоль, виниловые обои, изделия для службы крови, мирамистин и фармацевтические препараты на его основе. По основным показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год химическая промышленность не входит в число ведущих отраслей в структуре промышленности Калининградской области. 57. Факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются: 1) сезонный фактор спроса; 2) ограниченность регионального рынка и спроса на химическую продукцию; 3) высокие дополнительные расходы, связанные с изолированностью Калининградской области от основной территории Российской Федерации. 58. Конкурентным преимуществом отрасли являются следующие факторы: 1) современная материально-техническая база региональных предприятий химической промышленности; 2) неограниченный спрос на промышленные газы со стороны калининградской строительной индустрии; 3) рост спроса на тару и упаковку, обусловленный развитием других ВЭД; 4) высокий кластерный потенциал производств полиэтилентерефталата и лекарственных препаратов. Глава 8. ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯНТАРЯ 59. На территории Калининградской области сосредоточено более 90% (около 350 тыс. тонн) разведанных мировых запасов янтаря. Калининградская область является единственным субъектом в Российской Федерации, где разрабатываются месторождения янтаря. Промышленную добычу янтаря осуществляет государственное унитарное предприятие "Калининградский янтарный комбинат". По основным показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год производство изделий из янтаря не входит в число ведущих отраслей в структуре промышленности Калининградской области. 60. По оценке, в сфере янтарного бизнеса на территории Калининградской области осуществляет деятельность более 300 предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе около 150 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по производству ювелирных изделий, бижутерии, сувениров, предметов интерьера. Общая численность работающих в отрасли составляет около 2500 человек. 61. Главными ограничениями для развития отрасли являются: 1) нормативно-правовая база, не обеспечивающая благоприятные условия ввоза/вывоза сырья и готовой продукции; 2) дефицит янтарного сырья нужного качества и необходимых объемов на обрабатывающих предприятиях Калининградской области ввиду большой доли сырьевого экспорта; 3) устаревшее оборудование и технологии на предприятиях отрасли; 4) отсутствие системы профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих всю технологическую цепочку для предприятий отрасли; 5) недостаточная финансовая база предприятий и индивидуальных предпринимателей янтарной отрасли. Глава 9. ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 62. По показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год данный ВЭД имеет низкую значимость в структуре промышленности Калининградской области. При этом производство строительных материалов в Калининградской области обладает потенциалом, достаточным для удовлетворения большей части текущих и перспективных потребностей строительного комплекса Калининградской области. 63. За последние годы в Калининградской области созданы новые современные высокотехнологичные производства, проведена модернизация действующих организаций, что позволило существенно нарастить производственные мощности и расширить ассортимент выпускаемой продукции, прежде всего за счет освоения производства новых видов номенклатуры - облицовочного, фигурного керамического кирпича, газосиликатных и пенобетонных блоков, железобетонных изделий и конструкций. 64. Приоритетными направлениями развития в секторе производства строительных материалов в среднесрочной перспективе определены: 1) производство стеновых материалов; 2) производство сборного железобетона; 3) производство дверных и оконных блоков. 65. Динамичное развитие приоритетных направлений может быть обеспечено за счет: 1) модернизации предприятий с ориентацией на производство крупнопанельных домов на основе усовершенствования типовых серий; 2) развития монолитного и сборно-монолитного домостроения; 3) освоения производства изделий для каркасных, сборно-монолитных и смешанных конструкций зданий; 4) расширения производства эффективных материалов и изделий для малоэтажного и индивидуального жилищного строительства с использованием местных строительных материалов. 66. Условиями, способствующими развитию производства строительных материалов, являются: 1) формирование в Калининградской области строительного территориально-производственного кластера с участием крупных строительных компаний, предприятий по производству строительных материалов, снабженческо-сбытовых, транспортных, проектных и иных заинтересованных организаций; 2) реализация целевых федеральных и областных программ развития строительной индустрии; 3) комплексное развитие инженерной инфраструктуры территорий муниципальных образований Калининградской области. Глава 10. ПРОИЗВОДСТВО МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ 67. Направление развития данной отрасли в Российской Федерации определяется в соответствии со Стратегией развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 9 декабря 2010 года N 1150, и Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 18 сентября 2007 года N 391. 68. Предприятия данного ВЭД имеют достаточно современную материально-техническую базу и технологии, что обеспечивает глубокую переработку исходного сырья. Вместе с тем, по статистике привлечения крупных отечественных и иностранных инвестиций и реализованных проектов, инвестиционный потенциал отрасли остается незначительным. По показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год производство машин и оборудования имеет низкую значимость в структуре промышленности Калининградской области. 69. Номенклатура продукции предприятий отрасли включает подъемные краны, торговое холодильное оборудование, электросварочное оборудование, установки плазменного напыления, печатные платы, бытовые вытяжки, оборудование для рыбоперерабатывающих предприятий. 70. Факторами, сдерживающими текущее развитие производств данного ВЭД, помимо присущих Калининградской области в целом, являются: 1) ограниченность в собственных сырьевых ресурсах; 2) незначительное количество организаций отрасли, сертифицированных по международным стандартам (ISO); 3) высокая конкуренция на российском рынке; 4) низкий кластерный потенциал. 71. Возможности успешного развития отрасли связаны прежде всего с привлечением крупных инвестиций и развитием кооперации с зарубежными производителями. Глава 11. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 72. Направление развития данной отрасли в Российской Федерации определяется в соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 года N 150. 73. Данная отрасль промышленности представлена в Калининградской области только предприятиями по производству готовых металлических изделий. Вместе с тем отрасль характеризуется высокой культурой организации бизнеса, определенным экспортным и инвестиционным потенциалом, наличием условий для концентрации малых предприятий. По показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год металлургическое производство имеет низкую значимость в структуре промышленности Калининградской области. 74. Конкурентными преимуществами областной металлургической промышленности являются: 1) современная материально-техническая база имеющихся предприятий; 2) успешная реализация ряда крупных инвестиционных проектов с привлечением российских и иностранных инвестиций. 75. Основным фактором, сдерживающим текущее и перспективное развитие отрасли, является отсутствие собственных сырьевых ресурсов. Глава 12. ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 76. Деревоперерабатывающее производство Калининградской области представлено несколькими крупными и средними предприятиями, а также высокой концентрацией малых организаций. Инвестиционный потенциал низкий. По показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год обработка древесины и производство изделий из дерева имеет низкую значимость в структуре промышленности Калининградской области. 77. Основным сырьем на деревообрабатывающих предприятиях Калининградской области является как привозное сырье, закупаемое в России, так и местное сырье (дуб, ясень, сосна, ель). Основными продуктами лесопереработки являются пиломатериалы: брус, доска, а также клееные брус и щит, заготовка паркетной доски, планки, оконные и дверные блоки. Более половины производимой продукции экспортируется. 78. Факторами, сдерживающими текущее и перспективное развитие отрасли, являются: 1) отсутствие в Калининградской области достаточных лесных запасов для товарной заготовки древесины (леса Калининградской области по целевому назначению отнесены к защитным и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов); 2) крайне ограниченный объем коммерческих заготовок товарной древесины. 79. Успешному развитию отрасли в перспективе может способствовать увеличение спроса на продукцию отрасли со стороны отечественных и зарубежных потребителей строительной индустрии и мебельной промышленности. 80. Главными условиями, определяющими перспективность отрасли, являются увеличение лесных запасов в целях заготовки древесины и достижение полного освоения расчетной лесосеки. Раздел IV. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ 81. Отнесение ВЭД к категории стратегических и приоритетных необходимо для преимущественного развития наиболее значимых для экономики Калининградской области видов промышленной деятельности путем оказания им государственной поддержки в условиях ограниченности финансовых ресурсов. 82. Отнесение ВЭД к категории приоритетных основано на анализе и сравнении характеристик, отражающих результаты их финансово-хозяйственной деятельности, сильные и слабые стороны развития, рыночные угрозы и возможности по данным государственной статистики, мониторинга показателей деятельности ведущих предприятий, экспертных оценок и прогнозов. По результатам сравнения выделяются ВЭД, имеющие лучшие показатели финансово-хозяйственной деятельности, а также характеристики по перечисленным ниже критериям. 83. При отнесении ВЭД к числу приоритетных анализируются следующие характеристики (критерии): 1) инвестиционный потенциал - успешность привлечения крупных инвестиций, возможность дальнейшего развития кооперации с иностранными компаниями; 2) экспортный потенциал - возможность увеличения в общем объеме выпуска доли экспортно ориентированной продукции; 3) кластерный потенциал - возможность формирования промышленных кластеров и развития кооперации с предприятиями других ВЭД; 4) доля добавленной стоимости в секторе; 5) доля в общем объеме налогов и сборов отраслей обрабатывающей промышленности (по данным отчетов Федеральной налоговой службы); 6) устойчивость и конкурентоспособность после окончания переходного периода (прогнозная оценка); 7) производительность труда, рассчитанная как частное от деления величины ВРП отрасли на среднесписочную численность работников крупных и средний предприятий этой отрасли. 84. Сравнительный анализ ВЭД по принятым критериям представлен в таблице 3. Таблица 3 +-----+--------------------+----------------------------------------------------------------------------+---------+ | N | Наименование | Значение индекса <*> критерия оценки | Общий | | п/п | ВЭД | | индекс | | | +---------+----------+---------+---------+------------+-------------+--------++ | | | | инвес- | экс- | клас- | доля | доля в | устойчи- | произ- | | | | | тици- | портный | терный | добав- | общем | вость и | води- | | | | | онный | потен- | потен- | ленной | объеме | конкурен- | тель- | | | | | потен- | циал | циал | стои- | налогов | тоспособ- | ность | | | | | циал | | | мости | и сборов | ность | труда | | | | | | | | в | отраслей | после | | | | | | | | | секто- | обраба- | окончания | | | | | | | | | ре | тывающей | переход- | | | | | | | | | | промыш- | ного | | | | | | | | | | ленности | периода | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 1 | Пищевое | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 19 | | | производство | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 2 | Судостроение/ | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 19 | | | судоремонт | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 3 | Производство | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 13 | | | автомобилей | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 4 | Производство | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 15 | | | телевизионной | | | | | | | | | | | и другой | | | | | | | | | | | бытовой | | | | | | | | | | | электронной | | | | | | | | | | | техники | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 5 | Мебельное | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 15 | | | производство | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 6 | Производство | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 14 | | | изделий | | | | | | | | | | | из янтаря | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 7 | Производство | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 17 | | | строительных | | | | | | | | | | | материалов | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 8 | Производство | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 16 | | | машин и | | | | | | | | | | | оборудования | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 9 | Химическое | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 13 | | | производство | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 10 | Производство | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 12 | | | готовых | | | | | | | | | | | металлических | | | | | | | | | | | изделий | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 11 | Текстильное | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 9 | | | и швейное | | | | | | | | | | | производство | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ | 12 | Обработка | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 11 | | | древесины и | | | | | | | | | | | производство | | | | | | | | | | | изделий | | | | | | | | | | | из дерева | | | | | | | | | +-----+--------------------+---------+----------+---------+---------+------------+-------------+---------+--------+ -------------------------------- <1> 1-3 - значения индекса критерия оценки ВЭД: 1 - низкий уровень; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень. 85. В результате сравнительного анализа ВЭД по принятым критериям к числу приоритетных по уровням значимости в секторе обрабатывающих производств отнесены: 1) ВЭД 1-го уровня приоритетности (свыше 15 баллов): производство пищевой продукции, судостроение и судоремонт; производство строительных материалов, производство машин и оборудования; 2) ВЭД 2-го уровня приоритетности (13-15 баллов): производство телевизионной и другой бытовой электронной техники, производство мебели, производство изделий из янтаря, химическое производство, производство автомобилей; 3) ВЭД 3-го уровня приоритетности (до 13 баллов): производство готовых металлических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, текстильное и швейное производство. Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 86. Анализ основных показателей занятости в Калининградской области выявил, что в целом ситуация на рынке труда Калининградской области хуже, чем в Северо-Западном федеральном округе в целом. Основными причинами снижения численности экономически активного населения продолжают оставаться увеличение среднего возраста жителей Калининградской области, снижение уровня рождаемости, сокращение воспроизводственной базы и ухудшение экономической ситуации в результате влияния кризиса. 87. Численность экономически активного населения Калининградской области в 2007 году составила 520,2 тыс. человек, в 2008 году - 537,0 тыс. человек, в 2009 году - 516,0 тыс. человек, в 2010 году - 515,8 тыс. человек, или 55% от общей численности населения Калининградской области. В промышленном производстве, включая малые предприятия, занято около 90 тысяч человек. 88. По данным Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, по состоянию на 1 января 2011 года численность безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях Калининградской области - центрах занятости населения (далее - ГУ КО ЦЗН), составила 10565 человек. По гендерному составу среди безработных преобладают женщины - 7142 человека (67,6%). По профессиональному составу преобладают рабочие - 6455 человек (61,1%). В основном безработными являются водители автомобилей, продавцы, кладовщики, повара, охранники, уборщики, контролеры. 89. В настоящее время на большинстве промышленных предприятий утеряна основная доля высококвалифицированного кадрового потенциала. Обозначилась огромная потребность как в промышленных рабочих кадрах, так и в опытных руководителях и специалистах. 90. Анализ вакансий на предприятиях и квалификации безработных показывает, что в наибольшей степени в Калининградской области требуются следующие специалисты: обработчики пищевых продуктов, трубопроводчики, электрогазосварщики, электромонтеры, слесари. 91. Для обеспечения промышленности Калининградской области квалифицированным кадровым ресурсом необходимо решить следующие задачи: 1) разработки среднесрочного прогноза потребностей промышленности Калининградской области в специалистах и рабочих кадрах; 2) развития системы целевой подготовки кадров для промышленных предприятий; 3) передачи части учебных заведений в оперативное управление ряда крупных предприятий; 4) повышения квалификации и переподготовки кадров на базе вузов; 5) реализации полноценной производственной практики для студентов-целевиков; 6) осуществления эффективной профориентационной работы среди абитуриентов; 7) проведения рекламной кампании в поддержку специальностей, необходимых для обеспечения потребностей промышленности Калининградской области. 92. Исходя из динамики обеспечения предприятий промышленности кадрами в первую очередь необходимо поддерживать инвестиционные проекты, предусматривающие высокую производительность труда. Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 93. В Калининградской области нарастает дефицит предложений земельных участков для промышленного строительства, отвечающих требованиям инвесторов по инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуре. В настоящее время ресурс свободных строительных площадок, имеющих инфраструктуру, подготовленную для размещения крупных и средних объектов инвестиций, соответствующих современным технологическим стандартам и требованиям, на территории Калининградской области практически исчерпан. Для решения данной проблемы необходимо создание ряда промышленных зон с соответствующей инфраструктурой в муниципальных образованиях Калининградской области в увязке с развитием генерирующих мощностей, электросетевого хозяйства, дорожной сети, газификации. 94. Наиболее рациональным является создание и развитие промышленных зон на базе многофункциональных городов - центров внутриобластного экономического развития и прилегающих к ним территорий, характеризующихся большим агломерационным притяжением и наличием трудовых ресурсов, ориентированных на занятость в промышленности и смежных сферах экономики. 95. Основными критериями выбора места расположения промышленной зоны являются: 1) наличие значительных по площади земельных участков государственной и муниципальной собственности; 2) удобное логистическое расположение; 3) обеспечение определенной инженерной инфраструктурой; 4) историческая предрасположенность развития территории как промышленного центра. 96. На основании вышеуказанных критериев в Калининградской области выделено семь перспективных промышленных зон в Калининграде, Советске, Гурьевском, Гусевском, Черняховском муниципальных районах и Правдинском районе. Вместе с тем из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов Правительство Калининградской области и органы местного самоуправления не могут обеспечить реализацию данных инфраструктурных проектов в сжатые сроки. 97. Одним из эффективных решений, зарекомендовавших себя в мировой практике, является реализация проектов обеспечения необходимой инженерной инфраструктурой промышленных зон Калининградской области на условиях государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). В настоящее время в Калининграде, а также в Гурьевском и Гусевском муниципальных районах уже реализуются проекты создания промышленных зон на основе ГЧП. Представляется целесообразным распространить данный опыт на решение задачи по созданию промышленных зон в других муниципальных образованиях. Глава 3. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ГАЗИФИКАЦИИ 98. На территории Калининградской области находится в эксплуатации более двух тысяч километров воздушных линий напряжением 60-330 кВ. Основной объем трансформаторных подстанций и электрических линий 60-110-330 кВ находится на балансе открытого акционерного общества "Янтарьэнерго". 99. Основным гарантирующим поставщиком электрической энергии является открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт". Остальные организации осуществляют сбыт электрической энергии в границах балансовой принадлежности их сетей. 100. Общее потребление электроэнергии Калининградской области в 2010 году составило 4093 млн. кВт.ч, что на 5,9% больше электропотребления в 2009 году. Доля производственных организаций в общем объеме электропотребления составляет 29,2%. 101. Установленная мощность электростанций калининградской энергосистемы на 1 января 2011 года составила 1009,1 МВт. С учетом ввода второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт дефицит электроэнергии ликвидирован. Вместе с тем нагрузка многих трансформаторных подстанций достигла номинальных значений, возможность присоединения новых потребителей отсутствует. В соответствии с инвестиционной программой развития электросетевого комплекса открытого акционерного общества "Янтарьэнерго" завершение мероприятий по энергообеспечению промышленных зон в основном запланировано на 2013-2016 годы. 102. Газотранспортная сеть Калининградской области состоит из магистрального газопровода, газопроводов-отводов и распределительных газопроводов высокого и низкого давления, что позволяет обеспечивать надежное газоснабжение Калининградской ТЭЦ-2 в составе двух энергоблоков, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и коммунально-бытовых объектов. Общий объем поставок природного газа потребителям Калининградской области по итогам 2010 года составил около 1,4 миллиарда куб. метров в год. 103. В процессе развития газораспределительной сети должны учитываться тенденции формирования многофункциональных промышленных зон в муниципальных образованиях. Глава 4. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ 104. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) Калининградской области должна включать в себя правовую, финансовую, информационную и образовательную составляющие. 105. Для повышения конкурентоспособности предпринимательства Калининградской области, улучшения условий жизни, создания эффективного рыночного механизма развития поддержка должна обеспечиваться в определенных приоритетных сферах деятельности. Режим наибольшего благоприятствования должен быть установлен для субъектов МСП, ориентированных на экспорт произведенной ими продукции и оказанных услуг. Для микропредпринимателей должна получить развитие система патента как наиболее простая и удобная система налогообложения. 106. Особое внимание должно уделяться поддержке и развитию предпринимательства в следующих сферах: 1) инновационной деятельности; 2) внедрения в промышленное производство перспективных высокотехнологичных разработок; 3) упрощения процедуры выхода на региональные и международные рынки; 4) ЖКХ и социальных услуг. 107. Основные стратегические ориентиры: 1) увеличение числа эффективных малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора; 2) увеличение числа инновационных компаний; 3) снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров; 4) упрощение доступа предпринимателей к инфраструктуре субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики. 108. В рамках формирования механизма поддержки экспорта в Российской Федерации предусматривается создание регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП, ключевыми направлениями работы которого являются проведение маркетинговых исследований и оказание помощи субъектам МСП в формировании и продвижении инвестиционного предложения. 109. На региональном уровне предполагается осуществление финансовой поддержки субъектов МСП, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, в следующих формах: 1) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок до 3 лет в российских кредитных организациях субъектами МСП, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; 2) субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ; услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия; 3) субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом; 4) субсидирование части затрат субъектов МСП по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг); 5) субсидирование части затрат субъектов МСП на оплату услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, по созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта. Раздел VI. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Глава 1. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 110. Инвестиционные инструменты: 1) создание условий для привлечения инвестиций в промышленность Калининградской области; 2) режим наибольшего благоприятствования для резидентов ОЭЗ; 3) усиление работы по снижению административных барьеров при создании и развитии бизнеса, поскольку существующий процесс создания новых промышленных предприятий представляется достаточно сложным для всех участников рынка и во многих случаях непреодолимым для иностранных инвесторов; 4) формирование политики в области технологического перевооружения и модернизации производства в промышленности Калининградской области, реструктуризации субъектов промышленной деятельности с учетом создания и развития кластеров; 5) комплексное инфраструктурное обеспечение инвестиций в промышленность путем инициирования процесса создания и поддержки развития новых зон промышленного роста; 6) поддержка внутренних тенденций развития промышленности, роста производительности труда и стремления предприятий к достижению соответствия их продукции европейским стандартам; 7) сопровождение приоритетных инвестиционных проектов в Правительстве Калининградской области. 111. Институциональные инструменты: 1) формирование промышленных кластеров, опирающихся на максимально полное использование экономического потенциала Калининградской области, основными аспектами формирования кластеров в промышленности являются следующие: - кластер должен претендовать на решение крупных проблем, объединяющих большое количество участников, что, в свою очередь, предполагает привлечение в Калининградскую область крупных российских и иностранных компаний; - содействие формированию соответствующей инфраструктуры; - осуществление поддержки промышленных кластеров со стороны государства (на федеральном, региональном и местном уровнях) посредством проведения в Калининградской области отбора и приоритетной поддержки отраслей с высоким технологическим и научным потенциалом (прежде всего фармацевтики, информационных технологий, отдельных отраслей машиностроения, радиоэлектроники); 2) поддержка промышленных предприятий в рамках действующего законодательства; 3) применение нетарифных мер и инструментов защиты внутреннего рынка; 4) содействие внедрению современных технологий таможенного администрирования и упрощению таможенных процедур оформления товаров; 5) содействие развитию кооперации с иностранными производителями в целях создания технологических цепочек с учетом вступления России в ВТО; 6) содействие развитию инновационной деятельности в промышленности, передаче технологий в производство конкурентоспособной продукции; 7) поддержка субъектов МСП в промышленности на основе региональной целевой Программы "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства Калининградской области на 2009-2013 годы"; 8) формирование механизма содействия экспорту; 9) развитие ГЧП. 112. Финансовые инструменты: 1) компенсация расходов по выставочной и рекламной деятельности и реализация программ, направленных на продвижение продукции на внешнем и внутреннем рынках; 2) субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлекаемым в рамках реализации приоритетных проектов, в том числе под инфраструктурные проекты; 3) применение специальных налоговых режимов, особого порядка уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 113. Кадровые инструменты: 1) содействие формированию в Калининградской области крупных федеральных образовательных структур - федерального государственного автономного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" и федерального государственного образовательного учреждения "Калининградский государственный технический университет" в части их деятельности по подготовке специалистов для приоритетных отраслей и направлений промышленности; 2) поддержка инициатив ассоциаций и объединений производителей, отдельных организаций в области образования, подготовки и переподготовки кадров, в том числе в рамках областных программ развития профессионального образования. 114. Инфраструктурные инструменты: 1) оптимизация пространственной организации промышленности в Калининградской области, в том числе путем внесения изменений в соответствующие нормативные акты; 2) развитие инфраструктуры промышленности путем включения ее приоритетных объектов в федеральную целевую программу и областные инвестиционные программы, а также законодательного обеспечения развития промышленных территорий; 3) учет направлений перспективного развития промышленности в Калининградской области: - дальнейшее развитие портового комплекса; - вынос промышленных предприятий за пределы городов; - формирование новых промышленных зон и центров развития промышленности, в том числе на северо-востоке и востоке Калининградской области; 4) формирование политики в области экологической безопасности промышленной деятельности. Глава 2. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 115. Расчет целевых индикаторов развития промышленности выполнен на основе параметров прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2011 и на период до 2015 года, разработанных Министерством экономики Калининградской области. 116. Плановые значения основных целевых индикаторов на 2015 год: 1) доля промышленности в ВРП - 32,2% (достижение уровня 2007 года); 2) индекс промышленного производства за 2015 год - 160% к уровню 2010 года; 3) темп роста объема отгрузки продукции собственного производства обрабатывающей промышленности в 2015 году по сравнению с 2010 годом - увеличение в 1,7 раза; 4) среднее значение доли добавленной стоимости в секторе обрабатывающих производств - увеличение с 25% в 2009 году до 27,5% в 2015 году; 5) объем инвестиций в основной капитал в промышленности (по крупным и средним предприятиям) в 2015 году по сравнению с 2010 годом - увеличение в 2,5 раза; 6) доля убыточных предприятий в промышленности - не более 25%. 117. Плановые значения дополнительных целевых индикаторов на 2015 год: 1) общее количество предприятий в промышленности (полный круг) - увеличение с 5572 единиц в 2010 году до 5800 единиц в 2015 году; 2) среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий - увеличение с 46,5 тыс. чел. в 2010 году до 51 тыс. чел. в 2015 году; 3) среднесписочная численность работников с учетом малых предприятий - увеличение с 88 тыс. чел. в 2010 году до 96 тыс. чел. в 2015 году; 4) производительность труда по крупным и средним предприятиям - увеличение с 4162 тыс. руб. на 1 человека в год до 6750 тыс. руб. на 1 человека в год. Глава 3. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 118. На макроуровне реализация Концепции обеспечит: 1) создание в Калининградской области привлекательного инвестиционного климата; 2) повышение экономической безопасности Калининградской области, способности более эффективно реагировать на современные экономические требования с учетом вступления России в ВТО и функционирования Таможенного союза; 3) увеличение доли Калининградской области в объеме ВВП Российской Федерации за счет роста объемов высокотехнологичного экспорта и импортозамещения. 119. На микроуровне реализация Концепции обеспечит: 1) формирование в Калининградской области промышленного производства эффективных, рыночно ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения; 2) преодоление технологического отставания предприятий промышленности от зарубежных производителей и повышение их конкурентных преимуществ, способствующих завоеванию лидерства на внутреннем и внешнем рынках инновационной продукции; 3) облегчение доступа производственных организаций к инвестиционным ресурсам, повышение инновационной активности и уровня обновляемости основных производственных фондов промышленных предприятий и смежных отраслей. 120. В социально-экономической сфере предполагаются следующие эффекты: 1) увеличение количества высокооплачиваемых современных рабочих мест; 2) улучшение качества жизни населения Калининградской области. 121. Дополнительными эффектами от реализации Концепции станут: 1) увеличение доли продукции с высокой степенью переработки; 2) модернизация и техническое перевооружение промышленности Калининградской области с внедрением инновационных и наукоемких технологий и опережающим развитием высокотехнологичных секторов промышленности; 3) промышленное освоение неиспользуемых территорий, в том числе с использованием под промышленные зоны и технопарки; 4) расширение экономических связей с предприятиями других субъектов Российской Федерации и сопредельных стран для продвижения на российский и внешний рынки производимой продукции и услуг с учетом функционирования Таможенного союза и вступления России в ВТО; 5) максимальное сближение условий ведения предпринимательской деятельности в Калининградской области с условиями ведения бизнеса в Литве, Польше и Европейском сообществе; 6) повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области; 7) повышение конкурентоспособности областной промышленности и Калининградской области в целом на европейском рынке; 8) изменение структуры промышленности Калининградской области в пользу высокотехнологичных наукоемких производств; 9) обеспечение соблюдения экологических требований, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, улучшение среды обитания населения. Глава 4. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 122. Правительство Калининградской области в отношениях с субъектами промышленно-предпринимательской деятельности должно руководствоваться следующими критериями: 1) создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; 2) снижение административных барьеров; 3) формирование условий для создания новых компаний во всех отраслях промышленности, совместной с бизнесом работы по повышению общественного статуса значимости предпринимательства; 4) развитие ГЧП, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах промышленных инноваций, исследований и разработок, внедрение новых технологий, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для нужд промышленности; 5) поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала; 6) активная поддержка промышленных компаний Калининградской области на внутренних и внешних рынках при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов местных товаропроизводителей в случае нарушения их прав всеми методами, предусмотренными законодательством Российской Федерации; 7) расширение участия предпринимательского сообщества Калининградской области в подготовке решений органов государственной власти Российской Федерации и Калининградской области, связанных с регулированием экономики. 123. В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в выработку и реализацию инновационно и социально ориентированной промышленной политики необходимо выстраивание системы взаимоотношений власти и бизнеса, обеспечивающей: 1) создание эффективных механизмов защиты прав предпринимателей, без которых невозможно создать конкурентоспособные производства; 2) разработку и внедрение процедур и правил, обеспечивающих выявление и учет интересов каждой значимой промышленной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность всех, включая государственные органы управления, за результаты и последствия принятых и реализованных решений; 3) обеспечение равноправного диалога общественных организаций, бизнеса и власти Калининградской области по ключевым вопросам социально-экономического развития, результаты которого станут основой принимаемых решений Правительства Калининградской области и органов местного самоуправления; 4) создание атмосферы доверия между предпринимательскими структурами, органами государственной власти и общественными организациями; 5) обеспечение широкого общественного консенсуса по основным вопросам развития промышленности и экономики Калининградской области. Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 124. Концепция подлежит ежегодному пересмотру с учетом изменений законодательства, результатов исследования рынка и полученных данных мониторинга. 125. Мониторинг реализации Концепции должен осуществляться посредством комплексного экономического анализа с применением экономико-статистических методов и методик, ориентированных на получение точной достоверной оценки хода реализации Концепции, соответствия результатов ее реализации целевым индикаторам и срокам. В ходе мониторинга также осуществляется системный анализ процесса реализации Концепции для предупреждения негативных тенденций и корректировки стратегических ориентиров и мероприятий. Инструментом мониторинга должны являться формы статистической отчетности, обязательные к заполнению для всех промышленных предприятий, участвующих в программах развития промышленности, и методики анализа и контроля, разрабатываемые Министерством экономики Калининградской области. 126. Общие принципы мониторинга и контроля реализации Концепции: 1) обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Концепции; 2) четкое разграничение полномочий и ответственности между различными структурами по управлению реализацией Концепции. 127. Мониторинг осуществляется в ежегодном режиме. Необходимым элементом мониторинга должно стать проведение Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области периодической (не реже чем раз в 3 года) диагностики состояния промышленного комплекса по основным отраслям и группам предприятий с обязательным участием общественных организаций, связанных с реализацией данной Концепции. Результаты мониторинга должны обеспечивать контроль достижения промежуточных индикативных показателей реализации Концепции. Приложение N 2 к Постановлению Правительства Калининградской области от 8 сентября 2011 года N 651 ПЕРЕЧЕНЬ перспективных промышленных зон на территории Калининградской области 1. Перечень перспективных промышленных зон, создаваемых на территории Калининградской области, приведен в таблице: Таблица +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | N | Наименование | Расположение | Ближайший | Общая | | п/п | промышленной | | населенный | площадь (в | | | зоны | | пункт | перспективе), | | | | | | га | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 1 | "Гурьевская" | МО "Гурьевский | пос. Поддубное | 229,1 (600) | | | | муниципальный район" | | | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 2 | "Технополис | МО "Гусевский | г. Гусев | 340 | | | Гусев" | муниципальный район" | | | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 3 | "Черняховская" | МО "Черняховский | г. Черняховск | 938,3 | | | | муниципальный район" | | (1170,3) | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 4 | "Константиновка" | МО "Гурьевский | пос. | 75 | | | | муниципальный район" | Константиновка | | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 5 | "Советская" | МО "Советский | г. Советск | 100 | | | | городской округ" | | | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 6 | "Правдинская" | МО "Правдинский | г. Правдинск | 130 | | | | район" | | | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ | 7 | "Балтийская" | городской округ | г. Калининград | 119 (350) | | | | "Город Калининград" | | | +-----+------------------------+------------------------------+---------------------+-------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|