Расширенный поиск
Постановление Правительства Калининградской области от 19.03.2012 № 149 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Утратило силу – Постановление
Правительства Калининградской
области от 06.02.2015 № 54
19 марта г. Калининград
О целевой Программе Калининградской области
"Обращение с отходами производства и потребления
в Калининградской области на 2012-2016 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калининградской области
от 05.03.2013 г. N 139; от 16.12.2013 г. N 930;
от 17.03.2014 г. N 130; от 07.07.2014 г. N 423;
от 25.08.2014 г. N 555; от 08.12.2014 № 817)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей
6 Закона Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области", статьей 8 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", в целях обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления на территории Калининградской области Правительство Калининградской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую Программу Калининградской области "Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы" согласно приложению. 2. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию. Исполняющий обязанности
Губернатора Калининградской области В.Э. Смильгин Приложение
к Постановлению
Правительства
Калининградской области от 19 марта ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Калининградской области "Обращение с отходами производства
и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калининградской области
от 05.03.2013 г. N 139; от 16.12.2013 г. N 930;
от 17.03.2014 г. N 130; от 07.07.2014 г. N 423;
от 25.08.2014 г. N 555; от 08.12.2014 № 817)
Раздел I. ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ" 1. Наименование Программы:
целевая Программа Калининградской области "Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа). 2. Основания для разработки Программы: 1) поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781; 2) Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; 3) Закон Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области". 3. Государственный заказчик Программы: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
топливно-энергетического комплекса Калининградской области (далее - Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области).
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 05.03.2013 г. N 139)
4. Субъект бюджетного планирования Программы, ответственный за исполнение Программы (координатор Программы):
Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 05.03.2013 г. N 139)
5. Разработчик Программы: Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 05.03.2013 г. N 139)
6. Исполнители основных мероприятий Программы: 1) Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области;
2) Министерство строительства Калининградской области;
3) служба по экологическому контролю и надзору Калининградской
области;
4) государственные учреждения Калининградской области и
государственные предприятия Калининградской области, осуществляющие
деятельность в сфере обращения с отходами;
5) участники размещения заказа, с которыми в соответствии с
требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения
в сфере размещения государственного заказа, заключается
государственный контракт (гражданско-правовой договор) по
мероприятиям Программы;
6) организации, осуществляющие реализацию мероприятий
Программы за счет привлечения инвестиционных средств.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 05.03.2013 г. N 139)
7. Стратегическая цель Программы:
создание эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами в Калининградской области. 8. Тактические задачи Программы:
1) формирование организационно-правовых и экономических основ комплексной областной системы обращения с отходами; 2) создание объектов инфраструктуры, обеспечивающих увеличение
доли отходов, используемых в качестве вторичных ресурсов, и сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов; 3) организация системной просветительской и пропагандистской работы в сфере обращения с отходами. 9. Сроки и этапы реализации Программы.
Программа рассчитана на период с 2012 по 2016 год и реализуется в два этапа: 1) 1-й этап - 2012-2013 годы;
2) 2-й этап - 2014-2016 годы.
10. Объемы и источники финансирования Программы:
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и
внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы составит 2308537,18 тыс.
рублей, в том числе по источникам финансирования:
- областной бюджет - 704681,18 тыс. рублей;
- внебюджетные средства - 1603856,0 тыс. рублей.
Объем финансирования из областного бюджета составит 704681,18
тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2012 год - 3400,75 тыс. рублей;
- 2013 год - 117400,00 тыс. рублей;
- 2014 год - 311200,00 тыс. рублей;
- 2015 год - 161236,21 тыс. рублей;
- 2016 год - 111444,22 тыс. рублей.
Расходные обязательства возникают при наличии бюджетных
ассигнований в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 17.03.2014 г. N 130)
11. Непосредственные результаты реализации Программы:
1) создание новых объектов инфраструктуры в сфере обращения с отходами, в том числе объектов для утилизации и размещения отходов
на основе применения современных технологических и технических решений; 2) увеличение доли отходов, извлекаемых из твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в качестве вторичных ресурсов, до 30%; 3) сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов, на 30%; 4) повышение осведомленности жителей Калининградской области о
правилах экологически безопасного обращения с отходами.
12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) повышение уровня экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности и качества жизни людей; 2) уменьшение негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления; 3) создание усовершенствованной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления; 4) создание дополнительных рабочих мест в связи с открытием новых организаций в муниципальных образованиях Калининградской области. 13. Система организации контроля за исполнением Программы: контроль за исполнением Программы осуществляется в
соответствии с действующим законодательством. (Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 05.03.2013 г. N 139)
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ,
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ
14. Одной из основных проблем развития Калининградской области
является накопление объемов отходов производства и потребления при отсутствии системы их возврата во вторичное производство в качестве
сырья и электрической энергии. Основная часть ТБО складируется на полигонах и свалках ТБО, куда попадает около 85% отходов, лишь 5% отходов проходит вторичную переработку, примерно 10% отходов теряется при транспортировке. 15. Накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб. Отрицательное воздействие отходов проявляется в повышении заболеваемости людей, ухудшении их жизненных условий, сокращении природных ресурсов. Отсутствие должной системы обращения с отходами приводит к снижению инвестиционной привлекательности и потенциала развития Калининградской области. В то же время концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции. 16. Система учета отходов, действующая в Калининградской области, осуществляется в рамках федерального статистического наблюдения по формам N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" и N 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов". Данные статистики в отсутствие контроля за достоверностью вносимых параметров не отражают реальную картину по объемам и составу образующихся отходов. Ежегодно в организациях на территории Калининградской области,
отчитывающихся по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства
и потребления", образуется порядка 600 тысяч тонн отходов, из которых около 10 тысяч тонн - отходы 1-го - 3-го класса опасности,
45 тысяч тонн - 4-го класса опасности и более 500 тысяч тонн - 5-го класса опасности. Из них используется только 8 процентов отходов, обезвреживается - 4 процента, размещается для хранения на собственных площадках - 1,5 процента. Основная масса - более 86 процентов, в основном представленная отходами, приравненными к ТБО,
размещается на полигонах и свалках муниципальных образований Калининградской области. По данным федеральной статистической отчетности 1-КХ "Сведения
о благоустройстве городских населенных пунктов", на полигоны ТБО ежегодно вывозится порядка 2 млн. куб. м отходов (примерно 440
тысяч тонн). Источниками образования указанных отходов наряду с населением являются организации, объекты инфраструктуры. На долю населения приходится больше половины указанных объемов отходов. Объемы образования отходов в Калининградской области согласно данным статистики в последние годы остаются стабильными. 17. По усредненным оценкам, бытовой мусор содержит: пищевые отходы (органические) - 33%; другие органические отходы - 9%; бумага, картон - 12%; металлы - 2%; стекло - 8%; пластиковые бутылки и другие пластиковые отходы - 16%; строительные отходы - 11%; другие неорганические отходы - 9%. 18. В Калининградской области ТБО собираются на 3726 площадках, из которых только 37 процентов соответствуют действующим
санитарно-эпидемиологическим нормам. Отмечается отсутствие оборудованных контейнерных площадок, предусматривающих наличие асфальтового или бетонного покрытия, ограждения, подъездных путей.
Не выполняются технические условия расстановки контейнеров для обеспечения работы спецтехники. Нарушаются графики вывоза отходов,
правила санитарного содержания мест сбора отходов, в том числе территорий, прилегающих к контейнерным площадкам. 19. Для сбора ТБО используется 9558 контейнеров разной модификации, в которых размещается бытовой мусор, поступающий от населения, а также отходы, приравненные к бытовым, от 5890 организаций, заключивших договоры на вывоз мусора. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества вторичных ресурсов, потенциально содержащихся в отходах.
20. Сбор и вывоз отходов бытового потребления на объекты их захоронения осуществляется как муниципальными, так и частными организациями. Расчетная потребность в специальной технике для вывоза мусора (мусоровозах) составляет около 200 единиц, в распоряжении муниципальных образований Калининградской области имеется более 170 единиц. Высокий уровень износа имеющихся мусоровозов и их недостаточное количество приводит к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов, особенно в сельской местности. 21. В настоящее время в Калининградской области системой сбора
и вывоза ТБО охвачено 90 процентов городского и до 50 процентов сельского населения. Вне системы сбора ТБО остается большое число малочисленных, а также удаленных населенных пунктов, что провоцирует появление несанкционированных свалок. 22. Существующая система сбора ТБО не предусматривает разделение и накопление отходов по видам, не стимулирует население
к внедрению селективного сбора отходов и ограничивается вывозом отходов к местам их захоронения. Не решен вопрос сбора, временного
хранения и обезвреживания люминесцентных и энергосберегающих ламп от населения, что способствует увеличению объема ртутьсодержащих отходов в составе ТБО, вывозимых на полигоны ТБО. 23. В результате несовершенной схемы сбора и транспортировки ТБО часть их несанкционированно размещается в окружающей среде, что приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации. В 2010 году инспекторами административно-технической инспекции
(службы) Калининградской области были выявлены 564 несанкционированные свалки мусора (ликвидированы все свалки), в 2011 году - 612 (до конца года ликвидирована большая часть свалок). В ходе рейдовых проверок, проводимых Управлением Росприроднадзора по Калининградской области по выявлению несанкционированных мест размещения отходов в сентябре - ноябре 2011 года, было выявлено 223 несанкционированные свалки ТБО, большинство из которых было ликвидировано до конца 2011 года.
24. Основная масса образующихся отходов подлежит захоронению на полигонах и свалках ТБО, месторасположение которых определено для каждого муниципального образования Калининградской области. Число действующих объектов для размещения указанных отходов постоянно сокращается: с 161 в 2005 году до 30 - в 2012 году. Общий объем накопленных отходов на действующих полигонах и свалках ТБО составляет более 35 млн. куб. м. 25. В большинстве случаев эксплуатацию объектов размещения ТБО
осуществляют муниципальные организации. Исключение составляет межрайонный полигон ТБО в районе пос. Круглово Зеленоградского района, эксплуатируемый государственным предприятием Калининградской области "Единая система обращения с отходами", обслуживающий 5 муниципальных образований Калининградской области, и частный полигон ТБО в п. Корнево Багратионовского муниципального района. (В редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 05.03.2013 г. N 139)
26. В Калининградской области отсутствуют условия для экологически безопасного захоронения отходов. Калининградская область не имеет ни одного официального полигона ТБО, организованного и обустроенного в соответствии с проектно-сметной документацией, современными экологическими и санитарно-эпидемиологическими нормами. Первый такой полигон в районе п. Барсуковка Неманского муниципального района будет введен в эксплуатацию в 2012 году. При эксплуатации действующих свалок ТБО не принимаются соответствующие меры по минимизации негативного воздействия на окружающую среду в виде загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, почвы и территорий, прилегающих к полигонам, не организован производственный контроль негативного воздействия полигонов на объекты окружающей среды. 27. Действующие на территории Калининградской области системы сбора и размещения отходов охватывают только ТБО. Площадки для размещения промышленных отходов отсутствуют, что приводит к их частому попаданию на свалки ТБО. Единственный полигон твердых бытовых и промышленных отходов в п. Круглово Зеленоградского района может принимать отходы не выше 3-го класса опасности. Вывоз опасных
отходов за пределы Калининградской области практически невозможен, сопряжен с большими трудностями в оформлении трансграничного перемещения отходов. 28. В Калининградской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, инфраструктура по вторичной переработке отходов находится на стадии формирования. В последние годы появились организации, осуществляющие сбор, утилизацию и переработку отдельных видов отходов (макулатура, картон, полимеры,
полистирол, кровельные отходы, технические жиры, промышленная, специальная, бытовая техника, автошины), в том числе отходов, представляющих опасность для окружающей среды (аккумуляторы
автомобильные, медицинские отходы, нефтепродукты, ртутьсодержащие и другие виды отходов). Мощности указанных организаций не загружены из-за отсутствия централизованных систем раздельного сбора отходов, а также наличия организаций, действующих в системе обращения отходов незаконно (без лицензий). 29. В процессе сбора и утилизации промышленных отходов занято около 40 организаций, работающих на законных основаниях. Основные виды деятельности указанных организаций в сфере обращения с отходами приведены в таблице 1.
Таблица 1
+-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | N | Наименование вида деятельности | Количество | | п/п | в сфере обращения с отходами | организаций | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 1. | Специальный сбор и переработка замазученных грунтов | 7 | | | и ветоши, нефтешламов, отработанных масел | | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 2. | Переработка аккумуляторных батарей | 3 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 3. | Переработка цветных металлов | 3 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 4. | Переработка резинотехнических отходов, отработанных | 1 | | | автопокрышек | | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 5. | Переработка строительных отходов | 2 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 6. | Переработка полиэтилена, полимеров, пластмасс, | 7 | | | пластика | | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 7. | Переработка бумаги и картона | 5 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 8. | Сбор и утилизация ртутьсодержащих отходов | 1 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 9. | Утилизация медицинских отходов | 3 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 10. | Уничтожение биологических отходов | 1 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 11. | Сбор и утилизация оргтехники | 3 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 12. | Сбор и вывоз особо опасных отходов | 1 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ | 13. | Всего: | 37 | +-------+---------------------------------------------------------------------------+-------------------+ 30. В 2009 году на территории Калининградской области образован Региональный союз переработчиков отходов Калининградской области - общественная организация, объединяющая организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами рынка вторичных ресурсов либо каким-то образом задействованных в сфере обращения с отходами на территории Калининградской области. По состоянию на 1 января 2012 года в Региональный союз переработчиков
отходов Калининградской области входят 15 организаций из Калининграда, Советска и других городов Калининградской области. 31. Рынок по использованию отдельных морфологических составляющих (стекло, пластик, бумага) в Калининградской области развит очень слабо. Большая часть вторичных ресурсов отправляется за пределы Калининградской области. Задачи энергоресурсосбережения на основе вовлечения ТБО в повторный хозяйственный оборот практически не решаются. Как и в целом по Российской Федерации, в Калининградской области нет традиции работы с органическими отходами. Компостирование используется только на садовых и приусадебных участках.
32. В соответствии с действующим законодательством государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Формирование всех остальных тарифов в сфере обращения с отходами происходит в рамках современных рыночных условий на основе договорных отношений между специализированными организациями с одной стороны и управляющими организациями, обслуживающими жилой фонд, собственниками жилых помещений в частном секторе, организациями с другой стороны. 33. Сложившаяся в Калининградской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. В результате реализуется только одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на полигонах и свалках. 34. Основными проблемами, препятствующими увеличению использования вторичных ресурсов в экономике Калининградской области, являются: 1) отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов; 2) отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах их переработки;
3) отсутствие системного подхода к организации сбора отходов, направленного на извлечение вторичных ресурсов;
4) несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований Калининградской области; 5) неудовлетворительное состояние материально-технической базы
муниципальных образований Калининградской области (недостаточное
количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров); 6) неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов и отсутствие возможности стабильных крупнотоннажных поставок вторсырья на переработку; 7) недостаточное количество производств, использующих вторичное сырье для выпуска готовой продукции; 8) слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с отходами. 35. Таким образом, существующая система обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области остается экономически и технологически неэффективной и не обеспечивает исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. 36. Особенности географического положения Калининградской области (анклавность и вовлеченность в общеевропейскую систему
экологических отношений) обусловливают необходимость комплексного подхода к решению проблем обращения с отходами. Выполнение на территориях населенных пунктов Калининградской области локальных мероприятий, не объединенных единой концепцией развития сферы обращения с отходами в Калининградской области, не может привести к
ожидаемым результатам. 37. В основу Программы заложен принцип построения единой комплексной системы обращения с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий приоритетным направлениям социально-экономического развития Калининградской области. 38. Современная технологическая схема обращения с отходами на территории Калининградской области должна строиться на основе следующих принципов: 1) максимальное использование ресурсного потенциала отходов, данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторичных ресурсов, и приводит к минимизации количества отходов, направляемых на захоронение; 2) укрупнение объектов утилизации отходов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных полигонов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов, данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов, ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации
расходов населения на оплату жилищных услуг; 3) максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами, внедрение современных технологий переработки
отходов потребует значительных инвестиций, основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов; с
целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на как можно большем использовании механизмов государственно-частного партнерства. 39. Масштабность и сложность задачи, наличие в ней значительного межотраслевого и межмуниципального аспектов, необходимость комплексного подхода и организации взаимодействия органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения обусловливают ее решение программно-целевыми методами. Только такой подход позволяет сконцентрировать для решения этой задачи необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций. 40. Целесообразность решения перечисленных проблем программно-целевым методом объясняется: 1) ресурсоемкостью и значимостью проблем на областном уровне;
2) потребностью в комплексной увязке экологических мероприятий
с текущими и перспективными задачами развития территорий и секторов экономики Калининградской области; 3) необходимостью учета экономических, производственных и социальных факторов, так как проблема обращения с отходами тесно связана практически со всеми сферами жизнедеятельности;
4) необходимостью создания инструментов для реализации областной политики по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами, обеспечивающих согласованность действий органов власти всех уровней. 41. При разработке Программы проработаны разные варианты финансирования создания современной системы обращения с отходами на
территории Калининградской области. Выбран вариант, который обеспечивает решение первоочередных задач в сфере обращения с отходами (разработка генеральных схем
санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области и Калининградской области в целом; создание экологически безопасных объектов захоронения отходов на территории
Калининградской области; повышение осведомленности населения по вопросам обращения с отходами) за счет средств областного бюджета.
А создание системы обращения с отходами, основанной на максимальном
вовлечении отходов в хозяйственный оборот (строительство
мусоросортировочных комплексов и мусороперегрузочных станций), - за
счет привлечения внебюджетных источников финансирования Программы. 42. Возможные риски реализации Программы обусловливаются следующими факторами: 1) увеличением загрязнения окружающей среды отходами в связи с ростом экономики и благосостояния населения; 2) изменением действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Снижение рисков в значительной мере связано с полнотой реализации программных мероприятий. Раздел III. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Глава 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
43. Стратегической целью Программы является создание эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами
в Калининградской области. 44. Программа предполагает решение следующих тактических задач: 1) формирование организационно-правовых и экономических основ комплексной областной системы обращения с отходами; 2) создание объектов инфраструктуры, обеспечивающих увеличение
доли отходов, используемых в качестве вторичных ресурсов, и сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов; 3) организация системной просветительской и пропагандистской работы в сфере обращения с отходами. Глава 2. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
45. Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию
расходов, способствующих созданию эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами в Калининградской области. 46. Основным направлением совершенствования правовой базы в рамках реализации тактической задачи 1 - формирование организационно-правовых и экономических основ комплексной областной системы обращения с отходами - является упрощение и повышение эффективности механизмов управления потоками отходов, создание условий для развития бизнеса по их сбору, переработке и вторичному
использованию. 47. В рамках реализации указанной задачи планируется разработка проекта закона Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Об отходах производства
и потребления в Калининградской области". 48. Учитывая, что полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, в рамках Программы предполагается разработка методических рекомендаций по работе с ТБО и по организации раздельного сбора ТБО, которые станут основой для принятия соответствующих решений на уровне муниципальных образований Калининградской области. 49. Для создания эффективной системы управления в сфере обращения с отходами Программой предусмотрено определение в соответствии с Законом Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области" специально уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области в сфере обращения с отходами, который будет курировать данную сферу, в том числе вопросы реализации Программы. 50. С целью формирования единой информационной системы в сфере
обращения с отходами предполагается создать региональный кадастр отходов производства и потребления Калининградской области, который
позволит: 1) выявлять и расширять круг хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами, в целях оптимизации сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду; 2) проводить адресный контроль межмуниципального движения отходов; 3) обеспечить ежегодную проверку количества переданных и принятых отходов между организациями-смежниками, расположенными в пределах действия информационной системы, и выявлять экологические правонарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов; 4) контролировать обоснованность заявленных организациями лимитов на размещение отходов; 5) выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными
вторичными ресурсами; 6) оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) организаций и установок, а
также контролировать правомочность их эксплуатации; 7) оценивать степень заполнения действующих объектов размещения отходов, а также контролировать их обустройство и степень потенциальной экологической опасности; 8) обосновывать лимиты размещения отходов;
9) проводить многоаспектный анализ информации, требующейся органам государственной власти Калининградской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования вторичных ресурсов при обосновании и разработке областных (муниципальных) экологических программ. 51. С целью создания условий для организации эффективной системы сбора отходов производства и потребления в соответствии с федеральным законодательством предусмотрена разработка и утверждение генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области. Проектные решения генеральных схем должны быть направлены на определение наиболее оптимальной схемы сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования Калининградской области, на внедрение раздельного сбора, максимальное использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, ликвидацию несанкционированных объектов размещения отходов и минимизацию общего объема размещаемых отходов. 52. На основе генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области будет разработана генеральная схема санитарной очистки территории Калининградской области, включающая общую схему расположения межмуниципальных объектов размещения отходов и оптимальной дислокации сортировочных
и перерабатывающих производств с учетом логистики. 53. С учетом условий развития муниципальных образований Калининградской области, а также месторасположения межмуниципальных
полигонов возможно внедрение различных схем организации санитарной
очистки территорий, которые будут определены для каждого муниципального образования Калининградской области в ходе разработки генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области. 54. Первая схема организации санитарной очистки территорий будет реализовываться в населенных пунктах, расположенных вблизи полигонов ТБО, и будет предусматривать: 1) сохранение существующей системы сбора и вывоза отходов;
2) организацию вывоза отходов на современный полигон, оборудованный с учетом экологических, санитарных и иных правил, с входным контролем на основе электронного учета; 3) наличие в составе полигона мусоросортировочного комплекса, на котором будет производиться сортировка отходов с целью выделения
компонентов вторичного сырья (металл, пластик, бумага, стекло); 4) разделение отходов, оставшихся после сортировки, на два потока, в том числе направление органических отходов на компостирование с последующим использованием компоста при рекультивации свалок, балласта - на полигон для захоронения. 55. Вторая схема организации санитарной очистки территорий может быть реализована в населенных пунктах, расположенных на значительном расстоянии от полигона ТБО. Ее отличие от первой состоит в создании на территории муниципального образования Калининградской области мусороперегрузочной станции с элементами сортировки. Указанные станции будут одновременно являться пунктами
приема опасных отходов от населения и организаций, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, свинцовых аккумуляторов, изношенной авторезины, отработанных масел, а также макулатуры, картона, отходов пластика, стеклобоя.
56. Третья схема организации санитарной очистки территорий может быть реализована в малых городах и сельских населенных пунктах, когда между контейнерной площадкой и мусоросортировочным комплексом будут созданы мобильные перегрузочные станции (без
сортировки), оборудованные по типовому проекту и представляющие собой асфальтированную площадку временного накопления отходов с установленным на ней контейнером большой емкости ( 57. Четвертая схема организации санитарной очистки территорий будет реализована в городе Калининграде и других муниципальных образованиях Калининградской области с введением систем раздельного
сбора мусора на контейнерных площадках. Эта схема позволит отделить утильные фракции на начальной стадии обращения с отходами, тем самым сохранить качество вторичного сырья.
58. В Калининградской области имеется положительный опыт организации раздельного сбора ТБО в 1995-1996 годах, который не получил продолжения в связи с отсутствием в период его проведения инфраструктуры для использования или переработки отходов. Учитывая
даже этот незначительный опыт организации раздельного сбора ТБО, можно спрогнозировать готовность участия населения собирать отходы
таким образом. 59. Данные схемы организации санитарной очистки территорий будут дополнены организацией в муниципальных образованиях Калининградской области пунктов приема тары, возвращаемой для многоразового использования на основе оплаты ее залоговой цены и в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством. 60. В рамках решения тактической задачи 2 - создание объектов инфраструктуры, обеспечивающих увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичных ресурсов, и сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов, - предполагается создание новых объектов инфраструктуры, оборудованных с учетом экологических, санитарных и иных требований: 1) двух полигонов для размещения бытовых и промышленных 4-го -
5-го класса опасности отходов; 2) двух мусоросортировочных комплексов при полигонах твердых бытовых отходов; 3) мусороперерабатывающего завода для города Калининграда;
4) семи стационарных мусороперегрузочных станций с элементами первичной сортировки; 5) восемнадцати мобильных мусороперегрузочных станций.
61. В рамках решения данной тактической задачи также осуществляется:
1) реализация проектов по организации раздельного сбора ТБО в
пилотных муниципальных образованиях Калининградской области; 2) проведение мероприятий по модернизации и оборудованию новых
контейнерных площадок для сбора ТБО в муниципальных образованиях
Калининградской области (в рамках муниципальных программ);
3) организация систем сбора ртутьсодержащих отходов у
населения, в том числе отработанных энергосберегающих ламп (в рамках муниципальных программ); 4) оказание содействия юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям в развитии инфраструктуры систем сбора, временного
хранения и утилизации:
- свинецсодержащих отходов;
- радиоэлектронной аппаратуры и бытовых приборов;
- резиносодержащих отходов и отработанных шин;
- нефтешламов и отработанных масел;
- медицинских отходов;
- биологических отходов;
- иловых осадков очистных сооружений;
5) приобретение техники, навесного оборудования, контейнеров,
предназначенных для санитарной очистки населенных пунктов,
содержания территорий в летний и зимний периоды, для эксплуатации
межмуниципальных полигонов ТБО.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 17.03.2014 г. N 130)
62. Система объектов в сфере обращения с отходами, существующих и планируемых к строительству на территории Калининградской области на период до 2016 года, представлена в таблице 2. Таблица 2
+-----+----------------------------+------------------------+---------------------------+---------------------+ | N | Наименование и | Муниципальные | Месторасположение | Тип мусоропе- | | п/п | месторасположение | образования | мусороперегрузочных | регрузочных | | | объекта в сфере | Калининградской | станций | станций | | | обращения с | области, | | | | | отходами | входящие в зону | | | | | | обслуживания | | | | | | объекта | | | +-----+----------------------------+------------------------+---------------------------+---------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +-----+----------------------------+------------------------+---------------------------+---------------------+ | 1. | Полигон твердых | Советский | отсутствует | | | бытовых | городской округ | |
| | и промышленных | | | | | отходов с | | | | | мусоросортировочным | | | | | комплексом | | | | | мощностью | | | | | до 100000 т/год - | | | | | п. Барсуковка | | | | | Неманского | | | | | муниципального | | | | | района | | | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Неманский | г. Неман | мобильная | | | | муниципальный | | малая | | | | район | | | | | | (за исключением | | |
| | | юго-западной | | | | | | части) | | | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Неманский | п. Ульяново | мобильная | | | | муниципальный | | малая | | | | район | | | | | | (юго-западная | | |
| | | часть), | | | | | | Черняховский | | | | | | муниципальный | | | | | | район (северная | | |
| | | часть) | | | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Славский | г. Славск | мобильная | | | | муниципальный | | малая | | | | район | | | | | | +---------------------------+---------------------+ | | | | п. Большаково | мобильная | | | | | | малая | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Краснознаменский | г. Краснознаменск | мобильная | | | | муниципальный | | малая | | | | район | | | | | | +---------------------------+---------------------+ | | | | п. Добровольск | мобильная | | | | | | малая | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Полесский | г. Полесск | мобильная | | | | муниципальный | | малая | | | | район | | | +-----+----------------------------+------------------------+---------------------------+---------------------+ | 2. | Полигон твердых | Гусевский | отсутствует | | | | бытовых | муниципальный | | | | | и промышленных | район | | | | | отходов с | | | | | | мусоросортировочным | | | | | | комплексом | | | | | | мощностью | | | | | | до 40000 т/год - | | | | | | п. Жаворонково | | | | | | Гусевского | | | | | | муниципального | | | | | | района | | | | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Нестеровский | г. Нестеров | мобильная | | | | район | | малая | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Озерский район | г. Озерск | мобильная | | | | | | малая | | | +------------------------+---------------------------+---------------------+ | | | Правдинский | п. Железнодорожный | мобильная | | | | район (восточная | | малая |
| | | часть) | | | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|