"всн 20-87. инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" (утв. минавтодором рсфср 20.08.1987)
Утверждена
Минавтодором РСФСР 20 августа 1987 года Согласована Главным управлением Госавтоинспекции МВД СССР 10 февраля 1987 года ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ИНСТРУКЦИЯ ПО БОРЬБЕ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ВСН 20-87 Взамен ВСН 20-74 Минавтодора РСФСР Срок введения в действие 1 июля 1988 года Инструкция содержит характеристику видов зимней скользкости, современные способы, особенности, организацию, технологию и механизацию борьбы с ней, а также мероприятия по технике безопасности и охране труда и окружающей среды. Указанные в настоящей Инструкции противогололедные материалы и нормы их распределения за зимний период находятся в соответствии с данными Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР), согласованной с Минздравом РСФСР и Минводхозом РСФСР. Предназначена для использования дорожно-эксплуатационными организациями при выполнении работ по ликвидации на проезжей части дороги снежно-ледяных отложений, обусловливающих повышенную скользкость покрытий на автомобильных дорогах. Инструкцию составили: от Гипродорнии Минавтодора РСФСР инж. Л.М. Рудаков (пп. 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.14, 6.11, 6.12, 7.1 - 7.5, Приложения 1 - 5; 7, разделы 1, 2, 6 Приложения 9); канд. техн. наук В.П. Расников (пп. 6.8, 6.9, Приложение 6); инж. Л.Г. Марьяхин (п. 5.3); канд. техн. наук В.П. Сорока (п. 6.10, Приложение 8); канд. хим. наук В.И. Мазепова (пп. 9.1 - 9.10); от Свердловского филиала Гипродорнии канд. биол. наук Э.Я. Берман (пп. 4.1 - 4.7, 6.4 - 6.6, 8.1 - 8.8); от Казахского филиала Союздорнии Минтрансстроя СССР канд. сельхоз. наук В.Т. Федюшин и канд. хим. наук С.И. Хан (пп. 6.1 - 6.3, 6.7); от ВИСИ Минвуза РСФСР канд. техн. наук Н.В. Меркушов (пп. 5.1, 5.2, разделы 3 - 5 Приложения 9 совместно с мл. науч. сотр. Т.В. Самодуровой); от ВНИИ БД МВД СССР инж. Ю.Б. Зонов (пп. 5.4, 5.5). Внесена Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродорнии) Министерства автомобильных дорог РСФСР. Утверждена Министерством автомобильных дорог РСФСР 20 августа 1987 г. Согласована Главным управлением Госавтоинспекции МВД СССР 10 февраля 1987 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Инструкция регламентирует основные положения борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и является обязательной для дорожно-эксплуатационных организаций минавтодоров (минавтошосдоров) союзных республик после введения в действие соответствующим министерством. Действие Инструкции распространяется на общегосударственные, республиканские, областные и местные дороги с твердым покрытием. 1.2. Зимнюю скользкость на дорожных покрытиях создают все виды снежно-ледяных отложений, снижающие коэффициент сцепления автомобиля с покрытием. При образовании зимней скользкости ухудшаются условия эксплуатации дороги, уменьшается скорость движения транспортных средств и возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Дорожные организации в зимний период обязаны поддерживать автомобильную дорогу в состоянии, обеспечивающем проезд автомобилей с установленными скоростями при соблюдении необходимого удобства и безопасности движения. 1.3. Особенности борьбы с зимней скользкостью определяются погодно-климатическими условиями, изменяющимися по регионам страны и в течение зимнего сезона. В Приложении 3 приведены основные средние многолетние сведения, которые характеризуют режим борьбы с зимней скользкостью в разных регионах Советского Союза и должны учитываться при организации работ по распределению противогололедных материалов. 1.4. Борьбу с зимней скользкостью следует проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить на участках с плохой видимостью, крутыми уклонами и кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, на искусственных сооружениях и подходах к ним и во всех других местах, где особенно часто может требоваться экстренное торможение. Работа считается законченной, если снежно-ледяные отложения удалены с проезжей части дороги полностью. На дорогах с переходным типом покрытия и на грунтовых дорогах допускается сохранение снежного наката толщиной не более 5 см с периодической его профилировкой для поддержания в проезжем состоянии. 1.5. На участках дорог, где появились метелевые заносы или вследствие интенсивного снегопада образовался мощный снежный покров, удаление снежных отложений с дороги производят с помощью снегоочистительных машин. Ликвидацию скользкости в случае ее образования производят после снегоуборочных работ. 1.6. До полного устранения зимней скользкости дорожная служба по согласованию с органами ГАИ должна принять меры к обеспечению безопасности движения путем осуществления ряда временных мероприятий, к числу которых относятся установка знаков "Скользкая дорога" и запрещение обгона в опасных местах. 1.7. В Инструкции рассматривается борьба с зимней скользкостью с помощью твердых (кристаллических) и жидких химических веществ. Для этих целей наиболее допустимыми и приемлемыми по технико-экономическим особенностям служат химические вещества, представленные хлоридами натрия, кальция и магния. Они пригодны для применения как в "чистом" виде, так и в смеси с фрикционными материалами. Инструкция ориентирует на широкое использование местных ресурсов. Из них по запасам, распространению и эффективности наиболее перспективными являются жидкие хлориды. Поэтому в районах распространения и доступного получения им следует отдавать предпочтение. 2. ВИДЫ ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТИ 2.1. Снежно-ледяные отложения, образующиеся на дороге, по своему физическому состоянию и внешним признакам можно подразделить на следующие виды: рыхлый снег, уплотненный снег (накат), стекловидный лед. При борьбе с этими характерными видами скользкости применяют разные технологические операции и нормы распределения материалов. Определяют каждый вид скользкости визуально по признакам, приведенным в пп. 2.2 - 2.4. 2.2. Отложения рыхлого снега в виде ровного по толщине слоя образуются при снегопадах в безветренную погоду. Плотность свежевыпавшего рыхлого снега равна от 0,06 до 0,20 г/см3. В зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным, мокрым. При выпадении этих атмосферных осадков коэффициент сцепления шин с заснеженным покрытием понижается до 0,2. 2.3. Накат представляет собой слой спрессованного снега различной толщины (от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров) плотностью от 0,3 до 0,6 г/см3. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет 0,10 - 0,25. Этот широко распространенный вид скользкости образуется вследствие уплотнения свежевыпавшего снега колесами автомобилей. 2.4. Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1 - 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более. Отложения стекловидного льда имеют плотность 0,7 - 0,9 г/см3, а коэффициент сцепления составляет 0,08 - 0,15. Стекловидный лед является наиболее опасным видом скользкости. Он образуется при выпадении дождя или мороси при отрицательных температурах, вследствие замерзания жидких атмосферных осадков на холодном покрытии, еще не успевшем прогреться после быстро наступившей оттепели, при замерзании талой или дождевой воды во время резкого наступления морозной погоды. Стекловидный лед образуется в основном при температуре от -3 до -6 °С; отложения льда в виде матово-белой корки (их плотность 0,5 - 0,7 г/см3) образуются во время появления плотного тумана с ветром, когда температура воздуха колеблется около 0 °С. 3. ХИМИЧЕСКИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ 3.1. Химический способ обеспечивает возможность содержать проезжую часть дороги без снежно-ледяных отложений. Этот способ применяют для удаления как уже сформировавшейся скользкости, так и в профилактических целях. Профилактическая борьба со скользкостью осуществляется во время снегопада и служит для предотвращения образования наката в результате воздействия транспортных средств на свежевыпавший снег. Лед на дорожном покрытии в виде тонкой ледяной пленки надо плавить полностью, а отложения на дороге в виде наката и слоя свежевыпавшего снега плавят частично до образования рыхлой мокрой массы, не способной подвергаться уплотнению под действием колес автомобилей. При частичном расплавлении отложений требуется проводить механическую уборку мокрой снежной массы согласно пп. 3.12 и 3.13. 3.2. Химический способ борьбы с зимней скользкостью основан на применении химических материалов (в основном хлоридов), обладающих способностью при контакте переводить снежно-ледяные отложения в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах. По составу они могут быть однородными или состоящими из нескольких солей (смешанными). Твердые хлориды применяют зернистыми или в чешуированном виде. Жидкие хлориды надо использовать по возможности с более высокой концентрацией. Жидкие хлориды с содержанием растворенных солей более 50 г/л относятся к рассолам. 3.3. В число противогололедных материалов, пригодных по своим физико-химическим и технико-экономическим характеристикам для борьбы с зимней скользкостью, входят следующие: твердые - хлористый натрий в виде поваренной соли и соли сильвинитовых отвалов, хлористый кальций чешуированный; хлористый кальций фосфатированный (ХКФ); бишофит чешуированный; неслеживающаяся смесь, состоящая из 85 - 88% (по массе) хлористо-натриевой соли или соли сильвинитовых отвалов и из 12 - 15% хлористого кальция чешуированного или ХКФ или бишофита; нитраткальциевая мочевина (НКМ); мочевина (карбамид); жидкие - природные подземные, искусственные подземные, озерные, отходы промышленности, промышленные. Краткая техническая характеристика противогололедных химических материалов приведена в Приложении 1, а распространение в СССР природных жидких хлоридов (рассолов) указано на картосхеме (см. Приложение 2), составленной Гипродорнии на основании гидрогеохимических карт. 3.4. В целях ослабления или устранения возможного отрицательного влияния на окружающую среду хлориды должны применяться с соблюдением правил хранения, норм распределения, технологии работ и с учетом сведений раздела 9. Наиболее целесообразно использовать хлориды, ингибированные фосфатами (так как фосфаты предохраняют металл от коррозии и одновременно являются удобрением), а также хлористый кальций, хлористый магний и природные многокомпонентные рассолы, влияние которых на природную среду в пределах установленных норм не сказывается отрицательно. 3.5. Распределение хлоридов для ликвидации скользкости с опозданием при низкой температуре (особенно ниже -20 °С) ведет к перерасходу противогололедных веществ. Распределение хлоридов по запущенному толстому слою наката в недостаточном количестве приводит к ухудшению состояния дороги. 3.6. Годовую потребность дорожные хозяйства определяют с учетом данных, приведенных в Приложении 3. Указанные в Приложении 3 потребности в хлористо-натриевой соли на 1000 м2 покрытия достаточны для обеспечения борьбы с зимней скользкостью на требуемом уровне при среднемноголетних показателях метеорологических факторов (температуры, осадков) за зимний период. При расчете требуемого количества жидких хлоридов учитывают их концентрацию. 3.7. Твердые хлориды относятся к гигроскопическим материалам и обладают способностью слеживаться. С целью предотвращения слеживаемости в поваренную соль и соль сильвинитовых отвалов, поступающих потребителю в незатаренном виде (навалом), следует вводить в качестве добавки чешуированные хлористый кальций, ХКФ или бишофит в количестве 12 - 15% массы соли. Смешивание этих веществ производят по технологии согласно п. 6.4. При использовании незатаренной соли сразу же после ее получения вводить добавки для создания неслеживающейся смеси не требуется. 3.8. Для ослабления коррозии в хлориды надо вводить фосфаты в качестве ингибитора согласно табл. 1. В ХКФ, НКМ, бишофит чешуированный, мочевину и хлористый магний жидкий ингибитор не вводят. Таблица 1 ----------------T-----------------T------------------T------------ Название ¦ Название ¦ Формула ¦ Количество хлорида ¦ ингибитора, ¦ ¦ ингибитора, ¦ добавляемого ¦ ¦добавляемого ¦ в хлорид ¦ ¦ в хлорид, ¦ ¦ ¦ % по массе ----------------+-----------------+------------------+------------ Хлористый ¦Однозамещенный ¦NаН РО х 2Н О ¦2 - 3 натрий в виде ¦фосфат натрия ¦ 2 4 2 ¦ поваренной соли ¦ ¦ ¦ и соли сильви- ¦Двухзамещенный ¦Nа НРО х 12Н О ¦5 - 7 нитовых отвалов ¦фосфат натрия ¦ 2 4 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Простой ¦Са(Н РО ) ¦5 - 7 ¦суперфосфат ¦ 2 4 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Двойной ¦Са(Н РО ) + Р О ¦3 ¦суперфосфат ¦ 2 4 2 2 5 ¦ ¦ ¦ ¦ Хлористый ¦Простой ¦Са(Н РО ) ¦5 - 7 кальций ¦суперфосфат ¦ 2 4 2 ¦ чешуированный ¦ ¦ ¦ Смесь хлорис- ¦Однозамещенный ¦NаН РО х 2Н О ¦2 - 3 того натрия и ¦фосфат натрия ¦ 2 4 2 ¦ хлористого ¦ ¦ ¦ кальция ¦Простой ¦Са(Н РО ) ¦5 - 7 ¦суперфосфат ¦ 2 4 2 ¦ ¦ ¦ ¦ Рассол хлорис-¦Однозамещенный ¦NаН РО х 2Н О ¦0,5 - 1 то-натриевый ¦фосфат натрия ¦ 2 4 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Двухзамещенный ¦Nа НРО х 12Н О ¦2 - 3 ¦фосфат натрия ¦ 2 4 2 ¦ ¦ ¦ ¦ Рассол хлорис-¦Двойной ¦Са(Н РО ) + Р О ¦2 - 3 то-кальциевый ¦суперфосфат ¦ 2 4 2 2 5 ¦ 3.9. Хлориды распределяют равномерно с помощью специальных машин (см. Приложение 8), обеспечивающих необходимые нормы россыпи. Количество расплавляемого льда единицей массы хлорида существенно зависит от химического состава вещества, его концентрации и температуры воздуха в период взаимодействия системы лед-хлорид. Оптимальные величины норм распределения твердых (г/м2) и жидких Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|