Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.06.2012 № 193-СФ

 



                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


              О состоянии и перспективах нормативного
          правового регулирования в Российской Федерации

     Заслушав информацию Министра юстиции Российской  Федерации  по
вопросу   о   состоянии   и   перспективах  нормативного  правового
регулирования в Российской Федерации,  Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     В настоящее время  перед  законодателями  всех  уровней  стоит
задача   реализации   долгосрочной   стратегии   развития   страны,
определенной  Президентом  Российской  Федерации.   Это   потребует
совершенствования законодательной базы.
     Основное значение   в   нормотворческом   процессе   отводится
Федеральному   Собранию   Российской   Федерации.  В  то  же  время
Правительство Российской Федерации  своими  нормативными  правовыми
актами  в  значительной  степени  оказывает  влияние  на  состояние
нормативного  правового   регулирования.   Ведущая   роль   в   его
нормотворческой   деятельности   принадлежит  Министерству  юстиции
Российской  Федерации,   основными   задачами   которого   являются
разработка  общей  стратегии государственной политики,  нормативное
правовое  регулирование  в  установленной  сфере   деятельности   и
обеспечение  в  пределах  своих полномочий прав и свобод человека и
гражданина.
     Участие Министерства    юстиции    Российской    Федерации   в
нормотворческой деятельности получило определенную направленность с
изданием  Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года
N 657  "О  мониторинге  правоприменения  в  Российской  Федерации".
Проведение   мониторинга   правоприменения  позволило  выявить  как
положительные тенденции, так и серьезные проблемы.
     Многие недостатки    связаны    с   отсутствием   в   арсенале
законодателей инструментов и процедур  координации  и  планирования
нормотворческой  деятельности,  а  также  с  отсутствием системного
подхода при разработке проектов нормативных правовых актов.
     В законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствуют
определения понятия "нормативный правовой акт", а также понятий его
видов,  не  урегулирован порядок подготовки,  принятия и оформления
проектов нормативных правовых актов.  Все  это  нарушает  системные
связи   между   нормативными   правовыми   актами   и   приводит  к
возникновению юридических коллизий,  негативно влияющих на  процесс
правоприменения.
     В иностранных  государствах  действуют  правила   (регламенты)
подготовки  и  принятия  нормативных  правовых  актов,  позволяющие
законодательным органам формировать непротиворечивое и  эффективное
национальное законодательство.
     В ряде субъектов Российской Федерации в свою очередь приняты и
действуют  законы о нормативных правовых актах субъектов Российской
Федерации.
     Другой проблемой   отечественного   законодательства  является
несвоевременное  принятие   Правительством   Российской   Федерации
нормативных    правовых    актов,    предусмотренных   федеральными
конституционными законами и  федеральными  законами.  Например,  не
разработаны  более  50  актов  Правительства  Российской Федерации,
необходимых  для  реализации  принятых  в  2011  году   федеральных
конституционных законов и федеральных законов.
     Для совершенствования системы законодательства особое значение
имеют   решения   Конституционного   Суда   Российской   Федерации.
Федеральный   конституционный   закон   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации" придал этим решениям особую значимость:  они
являются окончательными,  не подлежат обжалованию и вступают в силу
немедленно   после   их   провозглашения.   Изложенные  в  решениях
Конституционного  Суда  Российской   Федерации   правовые   позиции
подлежат   неукоснительному   исполнению   всеми   государственными
органами,  организациями и должностными лицами. Однако значительная
часть  нормативных  правовых  актов  не приводится в соответствие с
указанными решениями в установленные сроки.
     Исполнение решений  Конституционного Суда Российской Федерации
продолжает оставаться сложным  и  длительным  процессом.  Около  50
таких   решений   требуют  разработки  соответствующих  нормативных
правовых      актов.      Назрела      необходимость       принятия
организационно-правовых   мер,  направленных  на  совершенствование
процесса  исполнения  решений  Конституционного   Суда   Российской
Федерации,  в  связи  с  которыми  требуется  принятие  федеральных
конституционных законов,  федеральных законов  и  иных  нормативных
правовых актов.
     Принимая во   внимание   вышеизложенное,    Совет    Федерации
Федерального         Собрания         Российской          Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Поручить  Комитету  Совета  Федерации  по  конституционному
законодательству,   правовым   и   судебным   вопросам,    развитию
гражданского общества:
     а) обсудить  с  Министерством  юстиции  Российской   Федерации
вопрос  о создании постоянно действующей рабочей группы по вопросам
взаимодействия в нормотворческом процессе;
     б) проработать  совместно  с  Министерством юстиции Российской
Федерации вопрос о  дальнейшей  работе  над  проектами  федеральных
законов  "О  нормативных  правовых  актах"  и  "О  порядке принятия
федеральных  конституционных  законов   и   федеральных   законов",
учитывая  современный  уровень  законодательства,  активное участие
общественности в процессе законотворчества,  в том числе в  формате
открытого   правительства,  а  также  необходимость  формулирования
положений о  соотношении  нормативных  правовых  актов,  обладающих
различной  юридической силой,  определения понятий "инкорпорация" и
"кодификация",  законодательного закрепления процедур подготовки  и
принятия нормативных правовых актов;
     в) проанализировать   совместно   с   Министерством    юстиции
Российской  Федерации  причины  несвоевременного исполнения решений
Конституционного   Суда   Российской   Федерации   и    подготовить
предложения  по  совершенствованию  законодательства,  связанного с
исполнением этих решений.
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     а) направлять  в  палаты  Федерального   Собрания   Российской
Федерации  информацию  о  ходе  разработки  и  принятия нормативных
правовых  актов,  предусмотренных   федеральными   конституционными
законами и федеральными законами;
     б) разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  проект  федерального
закона  о  нотариате  и  нотариальной  деятельности  в   Российской
Федерации  с  учетом положений,  направленных на повышение качества
оказываемых нотариусами услуг, в том числе связанных с обеспечением
их доступности по оплате в части установления нотариальных тарифов,
с   необходимостью   регламентирования   удостоверения   сделок   с
недвижимостью,  отменой  системы квотирования количества нотариусов
на территории Российской Федерации;
     в) осуществлять    одновременно    с    разработкой   проектов
федеральных законов контроль за  разработкой  проектов  нормативных
правовых актов, обеспечивающих их исполнение;
     г) применять комплексный подход при разработке законопроектов,
направленных на исполнение решений Конституционного Суда Российской
Федерации;
     д) продолжить  реформу  пенитенциарной  системы  в  Российской
Федерации с учетом международных стандартов в этой области;
     е) продолжить  совершенствование  законодательства  в  области
регулирования  правового  положения  некоммерческих  организаций  в
Российской Федерации;
     ж) утвердить порядок разрешения разногласий,  возникающих  при
проведении  антикоррупционной экспертизы при оценке коррупциогенных
факторов,  разработать соответствующие квалификационные  требования
для экспертов;
     з) пересмотреть порядок сертификации товаров и  лицензирования
определенных видов деятельности;
     и) разработать  комплекс  мер,  направленных   на   исполнение
решений Европейского Суда по правам человека.
     3. Комитетам  Совета  Федерации  провести  в  рамках  вопросов
своего   ведения   мониторинг  принятия  Правительством  Российской
Федерации  нормативных  правовых   актов,   которые   предусмотрены
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
     4. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской     Федерации    проводить    мониторинг    федерального
законодательства,  по  результатам  которого  своевременно  вносить
соответствующие  изменения  в  нормативные  правовые акты субъектов
Российской Федерации.
     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
на Комитет Совета Федерации по  конституционному  законодательству,
правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.
     6. Комитету    Совета    Федерации     по     конституционному
законодательству,    правовым   и   судебным   вопросам,   развитию
гражданского общества проинформировать  палату  в  период  весенней
сессии 2013 года о реализации настоящего постановления.
     7. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                    В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     27 июня 2012 года
     N 193-СФ

Информация по документу
Читайте также