Расширенный поиск

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.04.2010 № 428

 


                            П Р И К А З

       Министерства образования и науки Российской Федерации
                    от 23 апреля 2010 г. N 428

     Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы
                             учебников

          Зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г.
                      Регистрационный N 17623


     В  соответствии  с  пунктом  5.2.5  Положения  о  Министерстве
образования    и    науки   Российской   Федерации,   утвержденного
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от   15  июня
2004  г.  N  280  (Собрание  законодательства Российской Федерации,
2004,  N 25,  ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007;
2008, N 25,  ст.  2990;  N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3,
ст. 378; N 14, ст. 1662), приказываю:
     1. Утвердить   прилагаемое   Положение  о  порядке  проведения
экспертизы учебников.
     2. Признать  утратившим силу приказ Министерства образования и
науки  Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 4 "Об экспертизе
учебников"   (зарегистрирован   Министерством   юстиции  Российской
Федерации  19  января  2007  г.,  регистрационный N 8804; Бюллетень
нормативных  актов федеральных органов исполнительной власти, 2007,
N 5).
     3. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  оставляю за
собой.


     Заместитель Министра                                  И.Калина


                           ____________



     Приложение


                         П О Л О Ж Е Н И Е
             о порядке проведения экспертизы учебников

                        I. Общие положения

     1. Настоящее   Положение   устанавливает   порядок  проведения
экспертизы  учебников  с  целью  обеспечения  качества  учебников и
формирования   федеральных   перечней   учебников,  рекомендованных
(допущенных)   к   использованию   в   образовательном  процессе  в
образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
     2. Объектом  экспертизы  является  учебное издание, содержащее
систематическое  изложение  содержания  учебного  предмета (далее -
учебник).
     3. Экспертиза  учебников  включает  педагогическую  и  научную
экспертизу учебника.
     Задачей педагогической экспертизы учебника является оценка:
     1) соответствия  содержания  учебника  федеральному компоненту
государственного  образовательного стандарта общего образования или
федеральному     государственному     образовательному    стандарту
соответствующей ступени общего образования;
     2) соответствия     содержания     учебника    возрастным    и
психологическим особенностям обучающихся;
     3) принадлежности     учебника     к     системе    учебников,
обеспечивающих  преемственность изучения учебного предмета в полном
объеме  на  соответствующей ступени общего образования (завершенной
предметной линии учебников);
     4) принадлежности     учебника     к     системе    учебников,
обеспечивающих   достижение   требований   к  результатам  освоения
основной    образовательной   программы   общего   образования   на
соответствующей  ступени  общего  образования,  - при экспертизе на
соответствие    федеральному    государственному   образовательному
стандарту соответствующей ступени общего образования.
     Задачей    научной   экспертизы   учебника   является   оценка
соответствия     содержания     учебника     современным    научным
представлениям  с учетом соответствующей ступени общего образования
в   соответствии   с   федеральным   компонентом   государственного
образовательного   стандарта   общего   образования  или  с  учетом
требований     федерального    государственного    образовательного
стандарта соответствующей ступени общего образования.
     4. Для  проведения  экспертизы   учебников   на   соответствие
федеральному    государственному     образовательному     стандарту
соответствующей ступени общего образования представляются учебники,
входящие в завершенную предметную линию учебников и (или)  входящие
в  систему  учебников,  обеспечивающих  достижение   требований   к
результатам  освоения  основной  образовательной  программы  общего
образования на соответствующей ступени общего образования.
     5. Экспертиза  учебников  проводится  по  инициативе заказчика
экспертизы.   Заказчиками   экспертизы   являются   юридические   и
физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы,
     6. В  проведении  экспертизы  учебников  участвуют  Российская
академия  наук  и  Российская  академия  образования,  а также иные
организации    на    основании    своих    уставов,    утвержденных
Правительством   Российской   Федерации,   в   которых   закреплены
соответствующие полномочия (далее - экспертные организации).
     7. Результат   экспертизы   оформляется   в  виде  экспертного
заключения.
     8. Экспертиза   проводится   на   основании   договора   между
заказчиком  экспертизы  и  экспертной  организацией, заключаемого в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

                 II. Порядок проведения экспертизы

     9. Для  проведения экспертизы  учебника  заказчик экспертизы с
1 января  по  1  августа  текущего  года  направляет  в  экспертные
организации заявление, в котором указываются:
     название   учебника   в   соответствии  с  названием  учебного
предмета,  класс,  инициалы  и  фамилия автора(ов) в соответствии с
титульным листом учебника;
     количество  представленных  на  экспертизу  экземпляров, в том
числе  экземпляров  учебников,  входящих  в  завершенную предметную
линию   учебников   и   (или)   входящих   в   систему   учебников,
обеспечивающих   достижение   требований   к  результатам  освоения
основной    образовательной   программы   общего   образования   на
соответствующей ступени общего образования;
     реквизиты заказчика экспертизы;
     наименование    издателя(ей)   учебника(ов),   в   том   числе
входящего(их)  в  завершенную  предметную  линию  учебников и (или)
входящего(их)   в   систему  учебников,  обеспечивающих  достижение
требований   к   результатам   освоения   основной  образовательной
программы  общего  образования  на  соответствующей  ступени общего
образования.
     К заявлению прилагаются:
     пояснительная записка заказчика экспертизы;
     учебник   (или  оригинал-макет  учебника),  представленный  на
экспертизу     в    соответствии    с    федеральным    компонентом
государственного  образовательного  стандарта  общего  образования,
или  все  учебники  (или  оригинал-макеты  учебников),  входящие  в
завершенную  предметную  линию учебников и (или) входящие в систему
учебников,   обеспечивающих  достижение  требований  к  результатам
освоения  основной  образовательной программы общего образования на
соответствующей ступени общего образования.
     10. При   соответствии   поступивших  материалов  требованиям,
установленным  пунктами  2,  4 и 9 настоящего Положения, экспертная
организация   заключает   с   заказчиком   экспертизы   договор  на
проведение экспертизы.
     11. Экспертиза  учебников экспертными организациями проводится
до 15 октября текущего года.
     Учебник,   получивший   отрицательное  экспертное  заключение,
повторно на экспертизу в текущем году не принимается.
     12. Экспертное      заключение      оформляется     экспертной
организацией, в котором указываются:
     1) при  проведении  экспертизы  учебников,  представленных  на
экспертизу     в    соответствии    с    федеральным    компонентом
государственного образовательного стандарта общего образования:
     название  учебника,  класс,  инициалы  и  фамилия автора(ов) в
соответствии с титульным листом учебника;
     реквизиты заказчика экспертизы;
     наименование   издателя(ей)   учебника(ов),   входящего(их)  в
завершенную предметную линию учебников;
     дата и регистрационный номер экспертного заключения;
     для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень;
     2) при  проведении  экспертизы  учебников,  представленных  на
экспертизу    в    соответствии   с   федеральным   государственным
образовательным    стандартом    соответствующей   ступени   общего
образования:
     название  учебника,  класс,  инициалы  и  фамилия автора(ов) в
соответствии с титульным листом учебника;
     название  каждого учебника, входящего в завершенную предметную
линию   учебников   и   (или)   входящего   в   систему  учебников,
обеспечивающих   достижение   требований   к  результатам  освоения
основной    образовательной   программы   общего   образования   на
соответствующей  ступени  общего  образования,  класс,  инициалы  и
фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
     реквизиты заказчика экспертизы;
     наименование  издателя(ей)  учебников,  входящих в завершенную
предметную  линию  учебников  и (или) входящих в систему учебников,
обеспечивающих   достижение   требований   к  результатам  освоения
основной    образовательной   программы   общего   образования   на
соответствующей ступени общего образования;
     дата и регистрационный номер экспертного заключения;
     для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень.
     При  педагогической  экспертизе учебника экспертное заключение
должно содержать однозначные выводы:
     о  соответствии  содержания  учебника  федеральному компоненту
государственного  образовательного стандарта общего образования или
федеральному     государственному     образовательному    стандарту
соответствующей ступени общего образования;
     о   соответствии   учебника   возрастным   и   психологическим
особенностям обучающихся;
     о  принадлежности  учебника  к  завершенной  предметной  линии
учебников;
     о  принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих
достижение    требований    к    результатам    освоения   основной
образовательной  программы  общего  образования  на соответствующей
ступени общего образования.
     При  научной  экспертизе учебника экспертное заключение должно
содержать однозначный вывод:
     о   соответствии   содержания   учебника  современным  научным
представлениям  с учетом соответствующей ступени общего образования
в   соответствии   с   федеральным   компонентом   государственного
образовательного   стандарта   общего   образования  или  с  учетом
требований     федерального    государственного    образовательного
стандарта соответствующей ступени общего образования.
     Экспертное заключение должно быть аргументированно.
     Экспертное  заключение  подписывается руководителем экспертной
организации  или  уполномоченным  лицом  при наличии доверенности с
указанием   должности   и  фамилии  лица,  подписавшего  экспертное
заключение.
     Экспертное   заключение   составляется   в  двух  экземплярах,
которые  в  течение  10 рабочих дней с даты подписания направляются
экспертной   организацией   письмами   заказчику  экспертизы   и  в
Министерство образования и науки Российской Федерации.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также