Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1274-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 20 июля 2011 г. N 1274-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы". 2. Определить: государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (далее - Программа) - Минприроды России; государственными заказчиками Программы - Минприроды России, Минрегион России, Росприроднадзор, Росгидромет, Роснедра, Росводресурсы и Росрыболовство. 3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на 2012-2020 годы составляет 48,5 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). 4. Минприроды России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин __________________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1274-р К О Н Ц Е П Ц И Я федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации Концепция федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 сентября 2009 г. N Пр-2378. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и отмечается, что экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия может привести к дальнейшему обострению экологических проблем. Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, предусматривают разработку механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности, развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, разработку критериев отнесения территорий к категории территорий, находящихся в критическом или околокритическом состоянии по экологическим показателям, и проведение соответствующей оценки экологического состояния территорий. Указанные задачи социально-экономического развития Российской Федерации напрямую относятся к проблеме охраны озера Байкал, значимость и уникальность природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне. В 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия. В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал был принят Федеральный закон "Об охране озера Байкал", в соответствии с которым на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, запрещающий или ограничивающий виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на озеро Байкал. Однако увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее 10-летие привело к ухудшению состояния уникальной экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер. Решение проблемы сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Необходимость комплексного решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами: масштабность, сложность и многообразие проблем, предполагающих разработку и осуществление комплекса мероприятий Программы, решение организационно-технических, экономических и других задач, скоординированных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям; межотраслевой и межведомственный характер проблем, заключающийся в потребности координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций; необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов, природоохранных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Применение программно-целевого метода при максимальной открытости и контроле со стороны Правительства Российской Федерации и общественных институтов обеспечит согласованную работу органов государственной власти и местного самоуправления, консолидацию финансовых ресурсов и вовлечение всех участников в процесс достижения поставленной цели. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода В состав Байкальской природной территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. Байкальская природная территория играет важную роль в социально-экономическом развитии образующих ее субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край). Ресурсы территории лежат в основе производственных циклов находящихся на ней предприятий, а сама Байкальская природная территория обладает высоким рекреационным потенциалом. Увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в целом привело к существенным негативным изменениям в экологической системе озера и его прибрежных территорий. Объем выбросов от стационарных источников на Байкальской природной территории увеличился с 398 тыс. тонн в 2003 году до 520 тыс. тонн в 2008 году (в 1,31 раза). Сбросы в поверхностные водные объекты возросли с 354 млн. куб. метров до 527 млн. куб. метров (в 1,49 раза). Образование отходов производства и потребления увеличилось с 10 413 тыс. тонн до 12 354 тыс. тонн (в 1,19 раза), поэтому инфраструктура для обезвреживания, хранения и захоронения отходов требует развития и модернизации. В 2008 году объем негативного воздействия на Байкальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характеризовался следующими показателями: Иркутская область - выбросы составили 391,5 тыс. тонн, сбросы - 30,1 млн. куб. метров, образование отходов - 275,7 тыс. тонн; Республика Бурятия - выбросы составили 117,6 тыс. тонн, сбросы - 495,4 млн. куб. метров, образование отходов - 11 712 тыс. тонн; Забайкальский край - выбросы составили 10,9 тыс. тонн, сбросы - 1,3 млн. куб. метров, образование отходов - 366,6 тыс. тонн. В 2008 году темпы прироста указанных показателей (по сравнению с 2007 годом) резко возросли и составили: выбросы - 17,9 процента; сбросы - 17,5 процента; образование отходов - 4,5 процента. Наиболее известным загрязнителем вод озера Байкал является открытое акционерное общество "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат", однако значительное влияние на загрязнение озера оказывает р. Селенга (около половины притока речных вод в озеро Байкал). Основным загрязнителем р. Селенги на территории России является г. Улан-Удэ, где очистные сооружения не справляются с очисткой до нормативного уровня сточных вод промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении 30 последних лет остается нерешенной проблема загрязнения р. Селенги нефтепродуктами в районе пос. Стеклозавод. Большинство очистных сооружений в небольших населенных пунктах бассейна озера Байкал находится в аварийном состоянии, в частности, реконструкции требуют очистные сооружения, расположенные в поселках городского типа Тарбагатай, Бада, в пос. Гусиное озеро, пос. Новокижинск, в селах Петропавловка, Иволгинск, Кижинга и других. В ряде населенных пунктов очистные сооружения канализации отсутствуют. Часть загрязнения вод озера Байкал поступает из Забайкальского края. Загрязняющие вещества поступают в озеро по р. Чикой и р. Хилок, являющимся главными притоками р. Селенги. Современное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов, в том числе опасных, что в настоящее время представляет реальную угрозу уникальной экологической системе озера Байкал и Байкальской природной территории. Проблема размещения отходов потребления особо актуальна для Республики Бурятия, так как здесь практически во всех населенных пунктах (кроме гг. Улан-Удэ и Северобайкальска, пос. Саган-Нур) отсутствуют полигоны для размещения отходов. Однако и на других участках Байкальской природной территории значительное количество объектов также не имеют специально оборудованных полигонов захоронения отходов, в том числе муниципальных, или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии. Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют отходы хозяйственной деятельности предприятий, расположенных в населенных пунктах Байкальск, Слюдянка, Листвянка, Култук, Новоснежная, Байкал, а также в населенных пунктах Ольхонского и Иркутского районов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. За последние 10-летия усугубилась негативная тенденция в области утилизации накапливающихся отходов. Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Так, к концу 2008 года на территории г. Улан-Удэ образовалось 366,78 тыс. тонн отходов (в 2007 году - 342,573 тыс. тонн), из них утилизировано 2,402 тыс. тонн (в 2007 году - 51,213 тыс. тонн). На загрязнение озера оказывает влияние текущая хозяйственная деятельность предприятий, расположенных во всех 3 экологических зонах, а также промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств. Одним из примеров экологических последствий деятельности ликвидированных предприятий являются отходы, накопленные в 1934-2001 годах, в период деятельности Джидинского вольфрамомолибденового комбината, в результате чего около одной третьей территории г. Закаменска подверглось повышенному загрязнению, а в озеро Байкал до сих пор попадают различные химические элементы высокого класса опасности. По гидрохимическим показателям р. Модонкуль в районе г. Закаменска в результате сбросов загрязняющих веществ в составе шахтных вод Джидинского вольфрамомолибденового комбината до сих пор характеризуется как самая загрязненная река на Байкальской природной территории. Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера. Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений. Требуется развитие системы государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории на основе комплексного подхода, предусматривающего в том числе интеграцию в единую информационную систему данных о состоянии поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и других компонентов природной среды с одновременным увеличением количества контролируемых параметров, что позволит обеспечить органы государственной власти и управления информацией, необходимой для принятия оперативных управленческих решений. Действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края и муниципальных образований в области охраны окружающей среды в основном сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, что не обеспечивает устранение угроз уникальному объекту природного наследия. Расходы в 2011 и 2012 годах на обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения составляют 170,93 млн. рублей ежегодно. Росгидрометом осуществляются мероприятия по государственному экологическому мониторингу с объемом финансирования 5,3 млн. рублей. За счет средств федерального бюджета осуществляется в 2011-2013 годах финансовое обеспечение мероприятий в сфере водных отношений на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края (субвенции, субсидии) в размере 178,34 млн. рублей ежегодно. Расходные обязательства Республики Бурятия в 2011 году на охрану окружающей среды составляют 155,72 млн. рублей, в том числе субсидии и субвенции из федерального бюджета - 105,07 млн. рублей. Расходными обязательствами Иркутской области предусмотрены расходы на обеспечение реализации мер по охране окружающей среды в размере 143,56 млн. рублей (на 2011 год - 43,37 млн. рублей, на 2012 год - 47,71 млн. рублей, на 2013 год - 52,48 млн. рублей). Расходные обязательства Забайкальского края в 2011-2013 годах обеспечивают финансирование природоохранных мероприятий в пределах Байкальской природной территории, осуществляемое из средств краевого бюджета, и составляют 3,1 млн. рублей ежегодно. В 2011 году за счет средств федерального бюджета будет осуществлен комплекс первоочередных природоохранных мероприятий, предусматривающий решение ряда экологических проблем, связанных с наличием экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, отвечающих основным направлениям Программы. Бюджетные ассигнования на финансирование первоочередных мероприятий на Байкальской природной территории предусмотрены в размере 1003 млн. рублей, в том числе на развитие особо охраняемых природных территорий (Байкало-Ленский, Байкальский, Баргузинский заповедники, Забайкальский, Прибайкальский национальные парки) 227,24 млн. рублей и на проведение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба и развитие государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории - 775,76 млн. рублей. Наиболее острой проблемой, требующей неотложных действий, является наличие хранилищ лежалых хвостов обогащения полезных ископаемых бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината г. Закаменска, содержащих отходы 1-3-го классов опасности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Всего за период работы комбината образовалось 44,5 млн. тонн отходов обогащения полезных ископаемых, складированных в 2 хвостохранилищах, которые являются источником загрязнения г. Закаменска, р. Модонкуль, а также р. Джиды, впадающей в озеро Байкал. В рамках Программы в 2015 году предусматривается осуществить первоочередной комплекс следующих мер по устранению последствий, связанных с хозяйственной деятельностью комбината: ликвидация негативных воздействий на окружающую среду техногенных хвостов обогащения полезных ископаемых; рекультивация нарушенных земель; проведение мероприятий по снижению риска здоровью населения г. Закаменска. В результате прошлой хозяйственной деятельности открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" накоплены отходы производства. Для хранения накопленных за период эксплуатации комбината отходов были задействованы карты-накопители, содержащие отходы лигнина. Суммарная масса накопленных отходов превышает 6 млн. тонн. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал предполагает формирование модели организации мониторинга и непосредственно шаги по укреплению материально-технической базы пунктов мониторинга, расширению их количества, увеличению числа и видов измерений, а также создание информационно-аналитической базы данных. Развитие системы экологического мониторинга будет продолжено в рамках Программы. Реализация природоохранных мероприятий по сохранению природных комплексов на особо охраняемых природных территориях федерального значения предусматривает сохранение объектов животного мира, мониторинг объектов животного и растительного мира, охрану лесов от пожаров, развитие экологического просвещения и рекреационное обустройство на этих территориях. Без использования программно-целевого метода при реализации природоохранных мер на Байкальской природной территории не будет достигнуто сбалансированное решение задач социально-экономического развития Байкальского региона и задач по охране озера Байкал от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов, что приведет к развитию тенденции загрязнения озера и возникновению риска утраты его уникальных характеристик как объекта всемирного природного наследия. IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Варианты решения проблемы программно-целевым методом определяются количеством предлагаемых к реализации мероприятий Программы. Первый вариант предусматривает реализацию наиболее значимых мероприятий на Байкальской природной территории с объемом финансирования Программы 57800 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 48500 млн. рублей. Второй вариант ориентирован на решение большего комплекса мероприятий с объемом финансирования Программы 112200 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 99000 млн. рублей. Риском второго варианта является вероятность возникновения недостатка средств бюджетов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края для финансирования мероприятий Программы. Преимуществом первого варианта является меньший объем затрат на реализацию природоохранных мероприятий при сохранении высоких показателей эффективности Программы. Предлагается первый вариант решения проблемы. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Реализацию Программы планируется осуществить в 2012-2020 годах в 2 этапа. Программа ориентирована на реализацию специальных мер природоохранного характера, направленных на снижение негативного воздействия на экологическую ситуацию на Байкальской природной территории и создание условий для использования ее уникального природного потенциала. На первом этапе (2012-2015 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия, на втором этапе (2016-2020 годы) - остальные мероприятия. VI. Предложения по цели и задачам Программы, а также показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам Целью Программы является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории. В этих целях планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения и канализации; снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению. В целях решения этой задачи планируются мероприятия по строительству и реконструкции объектов размещения отходов, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих станций, а также по ликвидации накопленного экологического ущерба; повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по созданию инфраструктуры экологического туризма, строительству визит-центров, проведению противопожарных мероприятий по защите особо охраняемых природных территорий; сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по осуществлению мониторинга биологического разнообразия, изучению структуры и динамики природных комплексов заповедников и сохранению находящихся под угрозой исчезновения эндемичных объектов растительного и животного мира; развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по совершенствованию методологии и технологии экологического мониторинга, включая расширение и модернизацию государственной сети наблюдения, автоматизацию процессов сбора, обработки и передачи информации; развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по строительству и реконструкции берегоукрепительных сооружений. Состав показателей Программы определяется в соответствии с целью и задачами Программы, а их численные значения - в зависимости от необходимых объемов финансовых средств, определяемых с учетом возможностей бюджетов различных уровней. Показателем, характеризующим состояние водной системы Байкальской природной территории, уровень антропогенной нагрузки на воды озера Байкал и впадающих в него рек, является снижение поступления загрязненных вод относительно объемов стока местных и транзитных водных ресурсов (процентов). Показателями эффективности мероприятий по обращению с отходами и реабилитации участков, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, являются: снижение общей площади, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению на Байкальской природной территории (процентов); сокращение объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов (процентов). Показателем эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и развития на них экологического туризма является отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости (процентов). Показателем эффективности противопожарных мероприятий на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории является отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров. Показателем сохранения находящихся под угрозой исчезновения и эндемичных объектов растительного и животного мира является доля видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации (процентов). Показателем увеличения биомассы ценных видов рыб в озере Байкал является увеличение запасов ценных видов рыб за период реализации Программы (процентов). Показателем эффективности государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал является охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов). Показателем развития системы защиты берегов озера Байкал и иных водоемов Байкальской природной территории является доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов). Показатели эффективности реализации Программы по 2 вариантам решения проблемы представлены в приложении N 1. VII. Предложения по объему и источникам финансирования Программы Общий объем финансирования мероприятий Программы по первому варианту, предлагаемому для реализации, составляет 57800 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета - 48500 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) - 6800 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 2500 млн. рублей. Общий объем финансирования мероприятий Программы по второму варианту составляет 112200 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета - 99000 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) - 9400 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 3800 млн. рублей. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе приведено в приложении N 2. Преобладание финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета обусловлено: ответственностью Российской Федерации за сохранение озера Байкал как уникального объекта всемирного природного наследия и требованиями особого режима хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, установленными Федеральным законом "Об охране озера Байкал"; необходимостью реализации системы природоохранных мероприятий, относящихся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по рыболовству. Наряду с финансированием выполнения задач федерального уровня планируется осуществить поддержку региональных и (или) муниципальных целевых программ в форме субсидий бюджетам Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников обеспечит консолидацию усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций. Наиболее приемлемым вариантом финансирования Программы является первый вариант с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета, составляющим 48500 млн. рублей. VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Реализация Программы позволит создать условия для сохранения уникальной экологической системы озера Байкал как значимого фактора развития Байкальской природной территории. Оценка эффективности реализации Программы проводится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. Результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели и степени приближения к этой цели. В ходе реализации Программы планируется достигнуть существенного сокращения поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 50 процентов к 2020 году по сравнению с 2010 годом. Реализация мероприятий Программы по управлению отходами позволит: реабилитировать 80 процентов Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению; решить проблему нерегулируемого накопления отходов до 80 процентов отходов к 2020 году, которые будут перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах. Обеспечение развития инфраструктуры экологического туризма позволит повысить вклад системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории посредством оптимизации рекреационной нагрузки на природные системы. Мероприятия по развитию системы особо охраняемых природных территорий позволят повысить эффективность противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории и обеспечить сохранение доли видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13,6 процента. Реализация мероприятий в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания позволит увеличить запасы ценных видов рыб в озере Байкал. Берегоукрепительные работы обеспечат защиту территории и населения от чрезвычайных ситуаций, а также снижение объемов загрязнения продуктами жизнедеятельности человека озера Байкал и рек, впадающих в озеро Байкал. Значимым результатом реализации Программы станет укрепление материальной базы и совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации всех уполномоченных государственных органов. IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Формирование и реализация мероприятий Программы будут осуществляться с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы Предлагается определить: государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; государственными заказчиками Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по рыболовству; разработчиком Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. XI. Предложения по направлениям финансирования и реализации Программы на вариантной основе В рамках Программы будет осуществляться комплекс мероприятий, направленных на обеспечение охраны озера Байкал и защиты Байкальской природной территории от негативного воздействия, антропогенных, технических и природных факторов. Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для обеспечения реализации Программы предлагается направить на поэтапное решение ее задач. Общий объем средств федерального бюджета составляет 48,5 млрд. рублей, за счет субъектов Российской Федерации - 6,8 млрд. рублей, за счет внебюджетных источников - 2,5 млрд. рублей. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе приведено в приложении N 2 к настоящей Концепции. Объем и источники финансирования Программы приведены в приложении N 3. Предельный объем финансирования Программы приведен в приложении N 4. XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы Координация деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы. На основе предложений государственных заказчиков Программы государственный заказчик - координатор Программы в установленные сроки формирует перечень мероприятий Программы. Проект Программы согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения), Министерством регионального развития Российской Федерации (в части комплексного территориального развития), Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий) и в установленном порядке вносится в Правительство Российской Федерации. XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Распределение функций и взаимодействие органов управления реализацией Программы будут осуществляться в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Текущее управление реализацией Программы и координацию взаимодействия государственных заказчиков Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Государственный заказчик - координатор Программы до начала реализации Программы утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы, механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации, процедуры предоставления государственными заказчиками государственному заказчику - координатору Программы отчетности о ходе и результатах реализации Программы, процедуры обеспечения открытости информации о достигнутых показателях реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей. В случае необходимости может быть создана в установленном порядке дирекция Программы. Для обеспечения эффективного управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования и др.). ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Концепции федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" П О К А З А Т Е Л И эффективности реализации федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" по 2 вариантам решения проблемы ---------------------------|-------|------|------|------|------|------|------|-----|------|------|----- |Вариант| 2010 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |2017 | 2018 | 2019 |2020 | | год | год | год | год | год | год |год | год | год |год | | (ба- | | | | | | | | | | |зовый)| | | | | | | | | ---------------------------|-------|------|------|------|------|------|------|-----|------|------|----- Поступление загрязненных первый 100 95 90,7 86,3 80,8 76,9 71,4 63,7 58,2 49,9 вод относительно объемов стока местных и транзитных второй 100 95 90,7 85,3 77,5 72,7 64,4 53,9 44,7 37,7 водных ресурсов (процентов по отношению к 2010 году) Общая площадь, первый 100 90 85 80 75 70 60 45 33 20 подвергшаяся высокому и экстремально высокому второй 100 90 85 78 72 67 56 42 30 15 загрязнению (процентов по отношению к 2010 году) Объемы не переработанных и первый 80* 77 73 69 65 60 54 47 33 20 не размещенных на полигонах отходов второй 80* 77 73 69 64 58 51 43 31 10 (процентов по отношению к 2010 году) Отношение количества первый 60* 64 68 71 74 77 80 84 87 90 посещений особо охраняемых природных территорий к их второй 60* 66 71 75 79 82 85 87 90 90 рекреационной емкости (процентов по отношению к 2010 году) Отношение площади особо первый 30* 26,2 25,1 23,8 20,4 18,7 17,4 16,5 15,8 15 охраняемых природных территорий, пройденной второй 30* 25,6 21,7 18,9 16,7 14,9 13,4 12,2 11,2 10 пожарами, к количеству пожаров (гектаров) Доля видов растений и первый 13,6* 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 животных, включенных в Красную книгу Российской второй 13,6* 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации (процентов по отношению к 2010 году) Запасы ценных видов рыб в первый 100 114,4 118,8 113,2 117,7 122,1 126 131,9 137,8 143,6 озере Байкал (процентов по отношению к 2010 году) второй 100 114,4 118,8 113,2 117,7 122,1 126 131,9 137,8 143,6 Охват территории первый - 5 8 10 20 35 50 75 90 100 государственным экологическим второй - 5 8 10 37 49 61 78 92 100 мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов) Доля протяженности первый - - 1 3 6 9 12 16 19 22 построенных сооружений инженерной защиты в общей второй - - 4 9 14 19 23 28 33 38 протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов) ____________ * Прогнозные данные на основе материалов государственного статистического наблюдения. ___________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Концепции федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы", по источникам финансирования на вариантной основе (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------|--------------|--------- Основные задачи | Первый | Второй | вариант | вариант ------------------------------------------|--------------|--------- Сокращение сбросов загрязняющих 14 613,2 34 456 веществ в водные объекты Байкальской природной территории - всего в том числе: федеральный бюджет 11 997,2 29 700 бюджеты субъектов 2 616 4 756 Российской Федерации внебюджетные источники - - Снижение уровня загрязненности 22 750,8422 37 716 отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, - всего в том числе: федеральный бюджет 17 575,0422 30 690 бюджеты субъектов 2 675,8 3 226 Российской Федерации внебюджетные источники 2 500 3 800 Повышение эффективности использования 6 981,3513 15 840 рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и сохранение находящихся под угрозой исчезновения и эндемичных объектов растительного и животного мира - всего в том числе: федеральный бюджет 6 981,3513 15 840 бюджеты субъектов - - Российской Федерации внебюджетные источники - - Сохранение и воспроизводство 964,38 1 268 биологических ресурсов Байкальской природной территории - всего в том числе: федеральный бюджет 956,18 1 268 бюджеты субъектов 8,2 - Российской Федерации внебюджетные источники - - Развитие государственного 2 920,1 15 000 экологического мониторинга Байкальской природной территории - всего в том числе: федеральный бюджет 2 920,1 13 582 бюджеты субъектов - 1 418 Российской Федерации внебюджетные источники - - Развитие системы защиты берегов озера 9 570,1265 7 920 Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории - всего в том числе: федеральный бюджет 8 070,1265 7 920 бюджеты субъектов 1 500 - Российской Федерации внебюджетные источники - - Всего 57 800 112 200 в том числе: федеральный бюджет 48 500 99 000 бюджеты субъектов 6 800 9 400 Российской Федерации внебюджетные источники 2 500 3 800 ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к Концепции федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) --------------------------|--------------------------------------------------------------------------- Источники финансирования | Объем инвестиций |----------------------------|---------------------------------------------- | первый этап | второй этап |-----|------|----|----------|---------|---------|---------|--------|------- |2012 | 2013 |2014| 2015 год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |год | год |год | | год | год | год | год | год --------------------------|-----|------|----|----------|---------|---------|---------|--------|------- I. Первый вариант Всего 1000 1000 2990 10754,185 9681,141 7921,146 7607,378 7202,14 9644,01 в том числе: федеральный бюджет 1000 1000 2990 9219,985 8155,141 6395,146 6081,378 5676,14 7982,21 бюджеты субъектов - - - 1134,2 1126 1126 1126 1126 1161,8 Российской Федерации внебюджетные источники - - - 400 400 400 400 400 500 II. Второй вариант Всего 2520 3880 5810 7310 11220 15310 18410 20660 27080 в том числе: федеральный бюджет 2250 3050 4800 6140 9800 13400 16390 18450 24720 бюджеты субъектов 270 570 660 750 950 1390 1450 1620 1740 Российской Федерации внебюджетные источники - 260 350 420 470 520 570 590 620 _____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к Концепции федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" ПРЕДЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------|-----------|------------------------------------------------------------------------------------ Источники и направления | 2012- | В том числе финансирования | 2020 |------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|--------|------- | годы - | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | всего | год | год | год | год | год | год | год | год | год -------------------------|-----------|------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|--------|------- Общий объем 57800 1000 1000 2990 10754,185 9681,141 7921,146 7607,378 7202,14 9644,01 финансирования - всего в том числе: капитальные вложения 36228,2415 198,3 213,9565 1533,915 6862 6872 4800 4800 4900 6048,07 НИОКР 572,17 9 8 236 95,085 72,085 28 34 40 50 прочие нужды 20999,5885 792,7 778,0435 1220,085 3797,1 2737,056 3093,146 2773,378 2262,14 3545,94 Средства федерального 48500 1000 1000 2990 9219,985 8155,141 6395,146 6081,378 5676,14 7982,21 бюджета - всего в том числе: капитальные вложения 28036,4415 198,3 213,9565 1533,915 5512 5524 3452 3452 3552 4598,27 НИОКР 572,17 9 8 236 95,085 72,085 28 34 40 50 прочие нужды 19891,3885 792,7 778,0435 1220,085 3612,9 2559,056 2915,146 2595,378 2084,14 3333,94 Средства бюджетов 6800 - - - 1134,2 1126 1126 1126 1126 1161,8 субъектов Российской Федерации - всего в том числе: капитальные вложения 5691,8 - - - 950 948 948 948 948 949,8 НИОКР - - - - - - - - - - прочие нужды 1108,2 - - - 184,2 178 178 178 178 212 Внебюджетные источники - 2500 - - - 400 400 400 400 400 500 всего в том числе: капитальные вложения - - - - 400 400 400 400 400 500 НИОКР - - - - - - - - - - прочие нужды - - - - - - - - - - ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|