Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 31 августа 2002 г. N 1225-р
                             г. Москва


     Одобрить   прилагаемую   Экологическую   доктрину   Российской
Федерации,    разработанную   МПР   России   с   участием   органов
государственной     власти     Российской     Федерации,    органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
местного  самоуправления,  общественных  экологических организаций,
деловых и научных кругов.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________



     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 31 августа 2002 г.
     N 1225-р


            ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Современный    экологический    кризис   ставит   под   угрозу
возможность    устойчивого   развития   человеческой   цивилизации.
Дальнейшая  деградация  природных  систем  ведет  к  дестабилизации
биосферы,   утрате   ее   целостности  и  способности  поддерживать
качества  окружающей  среды,  необходимые  для  жизни.  Преодоление
кризиса   возможно   только  на  основе  формирования  нового  типа
взаимоотношений   человека   и   природы,  исключающих  возможность
разрушения и деградации природной среды.
     Устойчивое  развитие  Российской  Федерации,  высокое качество
жизни  и  здоровья  ее населения, а также национальная безопасность
могут  быть  обеспечены  только  при  условии  сохранения природных
систем  и  поддержания  соответствующего качества окружающей среды.
Для  этого  необходимо  формировать и последовательно реализовывать
единую  государственную  политику  в области экологии, направленную
на  охрану  окружающей среды и рациональное использование природных
ресурсов.  Сохранение и восстановление природных систем должно быть
одним   из  приоритетных  направлений  деятельности  государства  и
общества.
     Россия  играет  ключевую роль в поддержании глобальных функций
биосферы,  так  как  на ее обширных территориях, занятых различными
природными    экосистемами,    представлена    значительная   часть
биоразнообразия      Земли.      Масштабы      природно-ресурсного,
интеллектуального  и экономического потенциала Российской Федерации
обусловливают   важную   роль   России   в   решении  глобальных  и
региональных экологических проблем.
     К  числу  основных  факторов  деградации  природной  среды  на
мировом уровне относятся:
     рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
     увеличение   численности   населения  планеты  при  сокращении
территорий, пригодных для проживания людей;
     деградация  основных  компонентов биосферы, включая сокращение
биологического  разнообразия, связанное с этим снижение способности
природы   к   саморегуляции   и   как   следствие  -  невозможность
существования человеческой цивилизации;
     возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
     возрастание  экологического  ущерба  от  стихийных  бедствий и
техногенных катастроф;
     недостаточный    для    перехода    к   устойчивому   развитию
человеческой  цивилизации  уровень  координации  действий  мирового
сообщества  в области решения экологических проблем и регулирования
процессов глобализации;
     продолжающиеся    военные    конфликты    и   террористическая
деятельность.
     К   числу   основных   факторов   деградации  природной  среды
Российской Федерации относятся:
     преобладание   ресурсодобывающих  и  ресурсоемких  секторов  в
структуре  экономики,  что  приводит к быстрому истощению природных
ресурсов и деградации природной среды;
     низкая  эффективность  механизмов  природопользования и охраны
окружающей   среды,   включая   отсутствие   рентных   платежей  за
пользование природными ресурсами;
     резкое  ослабление управленческих, и прежде всего контрольных,
функций   государства   в   области   природопользования  и  охраны
окружающей среды;
     высокая  доля  теневой  экономики  в  использовании  природных
ресурсов;
     низкий  технологический  и  организационный уровень экономики,
высокая степень изношенности основных фондов;
     последствия  экономического  кризиса и невысокий уровень жизни
населения;
     низкий   уровень   экологического   сознания  и  экологической
культуры населения страны.
     Эти  факторы  должны  учитываться  при проведении в Российской
Федерации единой государственной политики в области экологии.

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Экологическая  доктрина  Российской Федерации определяет цели,
направления,  задачи  и  принципы проведения в Российской Федерации
единой  государственной политики в области экологии на долгосрочный
период.
     Сохранение  природы  и  улучшение  окружающей  среды  являются
приоритетными  направлениями  деятельности  государства и общества.
Природная     среда     должна     быть    включена    в    систему
социально-экономических    отношений    как   ценнейший   компонент
национального   достояния.   Формирование  и  реализация  стратегии
социально-экономического    развития   страны   и   государственная
политика  в  области  экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку
здоровье,   социальное   и   экологическое  благополучие  населения
находятся в неразрывном единстве.
     Экологическая  доктрина  базируется  на Конституции Российской
Федерации,  федеральных  законах  и иных нормативных правовых актах
Российской  Федерации, международных договорах Российской Федерации
в  области  охраны  окружающей  среды и рационального использования
природных ресурсов, а также на:
     фундаментальных  научных  знаниях в области экологии и смежных
наук;
     оценке   современного   состояния   природной   среды   и   ее
воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
     признании   важного   значения   природных  систем  Российской
Федерации для глобальных биосферных процессов;
     учете  глобальных  и  региональных особенностей взаимодействия
человека и природы.
     Настоящий  документ  учитывает  также рекомендации Конференции
ООН  по  окружающей  среде  и  развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и
последующих  международных  форумов  по вопросам окружающей среды и
обеспечения устойчивого развития.

     2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                    ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

     Стратегической   целью   государственной  политики  в  области
экологии  является  сохранение  природных  систем,  поддержание  их
целостности  и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития
общества,  повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и
демографической  ситуации,  обеспечения  экологической безопасности
страны.
     Для этого необходимы:
     сохранение    и    восстановление    природных    систем,   их
биологического  разнообразия  и  способности  к  саморегуляции  как
необходимого условия существования человеческого общества;
     обеспечение  рационального  природопользования и равноправного
доступа  к  природным  ресурсам  ныне  живущих  и будущих поколений
людей;
     обеспечение  благоприятного  состояния  окружающей  среды  как
необходимого   условия   улучшения   качества   жизни   и  здоровья
населения.
     Государственная  политика  в  области  экологии  базируется на
следующих основных принципах:
     устойчивое  развитие,  предусматривающее равное внимание к его
экономической,   социальной   и   экологической   составляющим,   и
признание   невозможности   развития   человеческого  общества  при
деградации природы;
     приоритетность   для   общества   жизнеобеспечивающих  функций
биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
     справедливое  распределение доходов от использования природных
ресурсов и доступа к ним;
     предотвращение    негативных   экологических   последствий   в
результате     хозяйственной    деятельности,    учет    отдаленных
экологических последствий;
     отказ   от   хозяйственных   и   иных  проектов,  связанных  с
воздействием    на   природные   системы,   если   их   последствия
непредсказуемы для окружающей среды;
     природопользование  на платной основе и возмещение населению и
окружающей   среде   ущерба,   наносимого  в  результате  нарушения
законодательства об охране окружающей среды;
     открытость экологической информации;
     участие   гражданского   общества,  органов  самоуправления  и
деловых  кругов  в  подготовке,  обсуждении,  принятии и реализации
решений   в   области   охраны  окружающей  среды  и  рационального
природопользования.

              3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                    ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

            Обеспечение устойчивого природопользования

     Основными  задачами в указанной сфере являются неистощительное
использование    возобновляемых    и   рациональное   использование
невозобновляемых природных ресурсов.
     Для этого необходимы:
     внедрение  комплексного  природопользования, его ориентация на
цели    устойчивого    развития   Российской   Федерации,   включая
экологически  обоснованные  методы использования земельных, водных,
лесных, минеральных и других ресурсов;
     сокращение    в    структуре   национальной   экономики   доли
предприятий,    эксплуатирующих    природные    ресурсы;   развитие
наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
     сохранение  разнообразия  используемых биологических ресурсов,
их   внутренней   структуры   и   способности   к  саморегуляции  и
самовоспроизводству;
     максимально    полное   использование   извлеченных   полезных
ископаемых  и  добытых  биологических ресурсов, минимизация отходов
при их добыче и переработке;
     минимизация  ущерба, наносимого природной среде при разведке и
добыче  полезных  ископаемых;  рекультивация  земель,  нарушенных в
результате разработки месторождений полезных ископаемых;
     внедрение  систем  обустройства  сельскохозяйственных земель и
ведения    сельского    хозяйства,   адаптированных   к   природным
ландшафтам,   развитие   экологически  чистых  сельскохозяйственных
технологий,  сохранение  и  восстановление естественного плодородия
почв на землях сельскохозяйственного назначения;
     поддержание    традиционной    экологически   сбалансированной
хозяйственной деятельности;
     предотвращение    и   пресечение   всех   видов   нелегального
использования  природных  ресурсов, в том числе браконьерства, и их
незаконного оборота.

     Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

     Основной   задачей   в   указанных  сферах  является  снижение
загрязнения  окружающей  среды  выбросами,  сбросами  и отходами, а
также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
     Для этого необходимы:
     внедрение  ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех
сферах хозяйственной деятельности;
     технологическое   перевооружение   и   постепенный   вывод  из
эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
     оснащение      предприятий     современным     природоохранным
оборудованием;
     обеспечение  качества  воды,  почвы  и  атмосферного воздуха в
соответствии с нормативными требованиями;
     сокращение   удельного   водопотребления   в   производстве  и
жилищно-коммунальном хозяйстве;
     поддержка   экологически  эффективного  производства  энергии,
включая   использование   возобновляемых  источников  и  вторичного
сырья;
     развитие  систем использования вторичных ресурсов, в том числе
переработки отходов;
     снижение  потерь  энергии  и  сырья при транспортировке, в том
числе    за    счет   экологически   обоснованной   децентрализации
производства  энергии,  оптимизации  системы энергоснабжения мелких
потребителей;
     модернизация   и   развитие   экологически   безопасных  видов
транспорта,  транспортных  коммуникаций  и  топлива,  в  том  числе
неуглеродного;
     переход  к экологически безопасному общественному транспорту -
основному виду передвижения в крупных городах;
     развитие   экологически  безопасных  технологий  реконструкции
жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
     поддержка  производства  товаров,  рассчитанных на максимально
длительное использование.

            Сохранение и восстановление природной среды

     Основными  задачами  в  указанной  сфере являются сохранение и
восстановление    ландшафтного   и   биологического   разнообразия,
достаточного   для   поддержания  способности  природных  систем  к
саморегуляции     и     компенсации    последствий    антропогенной
деятельности.
     Для этого необходимы:
     сохранение   и  восстановление  оптимального  для  устойчивого
развития   страны   и   отдельных   регионов   комплекса  наземных,
пресноводных и морских природных систем;
     сохранение  и  восстановление  редких и исчезающих видов живых
организмов   в   естественной   среде   их  обитания,  в  неволе  и
генетических банках;
     создание  и  развитие  особо  охраняемых  природных территорий
разного  уровня  и  режима,  формирование  на их основе, а также на
основе  других  территорий  с  преобладанием естественных процессов
природно-заповедного   фонда   России   в   качестве  неотъемлемого
компонента   развития   регионов   и  страны  в  целом,  сохранение
уникальных природных комплексов;
     сохранение  и  восстановление  целостности природных систем, в
том  числе  предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной
деятельности     при    создании    гидротехнических    сооружений,
автомобильных  и  железных  дорог,  газо-  и  нефтепроводов,  линий
электропередачи и других линейных сооружений;
     сохранение    и   восстановление   природного   биологического
разнообразия    и    ландшафтов   на   хозяйственно   освоенных   и
урбанизированных территориях.

      4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
           ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально
      опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

     Основной   задачей   в   этой   области  является  обеспечение
экологической     безопасности     потенциально    опасных    видов
деятельности,  реабилитация  территорий и акваторий, пострадавших в
результате техногенного воздействия на окружающую среду.
     Для этого необходимы:
     осуществление   в   приоритетном  порядке  учета  интересов  и
безопасности  населения при решении вопросов о потенциально опасных
производствах и видах деятельности;
     обеспечение  радиационной и химической безопасности и снижение
риска  воздействия  на  здоровье  человека  и  окружающую среду при
проектировании,    строительстве,    эксплуатации   и   выводе   из
эксплуатации  промышленных  и  энергетических объектов (в том числе
ядерных   установок,   включая  АЭС,  химических,  горно-добывающих
предприятий и т. п.);
     разработка  и  реализация  мер  по  снижению  и предотвращению
экологического  ущерба  от  деятельности Вооруженных Сил Российской
Федерации,  других  войск,  воинских  формирований, в том числе при
пусках ракет любого вида;
     обеспечение  экологической безопасности при разоружении, в том
числе  уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств
химического  оружия,  а  также решение проблемы старого химического
оружия;
     снижение  производства  и  использования  токсичных  и  других
особо   опасных   веществ,  обеспечение  их  безопасного  хранения;
планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов;
     обеспечение   экологической   безопасности   при  обращении  с
радиоактивными   веществами,  радиоактивными  отходами  и  ядерными
материалами;
     разработка   системы   чрезвычайного  реагирования  и  системы
оповещения на экологически опасных объектах;
     разработка  мер  по  предупреждению и ликвидации экологических
последствий вооруженных конфликтов;
     реабилитация  территорий и акваторий, подвергшихся негативному
влиянию  хозяйственной  деятельности,  в  том числе радиационному и
химическому воздействию;
     реабилитация  территорий  и акваторий, загрязненных в процессе
функционирования  объектов  ракетно-космической  и атомной отраслей
промышленности,  в  том числе при производстве, испытании, хранении
и  уничтожении  оружия  массового  поражения,  а также в результате
деятельности  Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований.

            Экологические приоритеты в здравоохранении

     Основными  задачами  в  указанных  областях являются улучшение
качества  жизни,  здоровья  и  увеличение  продолжительности  жизни
населения     путем     снижения    неблагоприятного    воздействия
экологических   факторов   и  улучшения  экологических  показателей
окружающей среды.
     Для этого необходимы:
     оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;
     обеспечение   качества   воздуха   и  воды  в  соответствии  с
установленным нормами;
     обеспечение   населения  экологически  безопасными  продуктами
питания,  в  том числе контроль за ввозом, производством и оборотом
продуктов  питания  и  их компонентов, полученных из их генетически
измененных форм;
     обеспечение  экологической безопасности жилья, одежды, бытовой
техники и других предметов домашнего обихода;
     проведение  реконструкции  населенных  пунктов  и промышленных
зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
     оказание  адресной  помощи  группам  населения,  проживающим в
зонах  экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным
экологическим  воздействиям  (дети,  беременные  женщины,  кормящие
матери и др.);
     приоритетное  оказание  лечебной  помощи  и/или предоставление
компенсации   за   утраченное   здоровье   лицам,  пострадавшим  от
химического,   радиационного  и  других  воздействий,  связанных  с
экологически опасной деятельностью, а также их потомкам;
     поэтапное   переселение   населения   из   зон  экологического
бедствия,   техногенных   и  природных  катастроф,  не  поддающихся
реабилитации;
     переход  хозяйственного  комплекса в регионах с экстремальными
природно-климатическими      условиями     на     высокоэффективные
автоматизированные  технологии,  применение  вахтовой и ротационной
систем ведения работ.

       Предотвращение и снижение экологических последствий
                       чрезвычайных ситуаций

     Основной  задачей  в  указанной  области  является выявление и
минимизация  экологических  рисков  для  природной среды и здоровья
населения,   связанных   с   возникновением  чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера.
     Для этого необходимы:
     своевременное    прогнозирование    и    выявление   возможных
экологических   угроз,   включая  оценку  природных  и  техногенных
факторов    возникновения   возможных   чрезвычайных   ситуаций   с
негативными экологическими последствиями;
     разработка  и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных
ситуаций с негативными экологическими последствиями;
     обучение  населения  правилам  поведения, действиям и способам
защиты  при  чрезвычайных  ситуациях  с  негативными экологическими
последствиями;
     разработка  и  совершенствование  универсальных средств защиты
населения  и  территорий  при возникновении чрезвычайных ситуаций с
негативными экологическими последствиями.

          Предотвращение терроризма, создающего опасность
                       для окружающей среды

     Основной  задачей  в указанной области является предотвращение
террористических    актов,   вызывающих   ухудшение   экологической
обстановки и деградацию природной среды.
     Для этого необходимы:
     предотвращение  диверсий  и  техногенных  аварий с негативными
последствиями для окружающей среды;
     предотвращение  преднамеренного применения химических веществ,
вызывающих деградацию природной среды;
     предотвращение   умышленных  пожаров,  вызывающих  уничтожение
природных  и  аграрных  экосистем,  а  также предотвращение ввоза и
распространения  с террористическими целями видов живых организмов,
вызывающих нарушения в данных экосистемах.

     Контроль за использованием и распространением чужеродных
             видов и генетически измененных организмов

     Основной  задачей в этой области является организация контроля
за  ввозом,  использованием и распространением на территории страны
чужеродных видов и генетически измененных организмов.
     Для этого необходимы:
     обеспечение     эффективной    работы    карантинных    служб,
предотвращение   проникновения   и  несанкционированного  ввоза  на
территорию   страны   чужеродных  видов  и  генетически  измененных
организмов,   а   также  вредителей,  переносчиков  и  возбудителей
заболеваний;
     контроль   за   проведением  акклиматизационных  работ  внутри
страны;
     разработка  и реализация системы мероприятий по предотвращению
неконтролируемого  распространения  чужеродных  видов и генетически
измененных  организмов  в  природной среде и ликвидации последствий
этих процессов;
     контроль  и  обеспечение  безопасного использования чужеродных
видов и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте.

      5. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
                        В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

       Развитие системы государственного управления охраной
              окружающей среды и природопользованием

     Основной   задачей  в  указанной  сфере  является  обеспечение
эффективного  государственного  управления охраной окружающей среды
и     использованием     природных    ресурсов,    соответствующего
демократическому устройству и рыночной экономике.
     Для этого необходимы:
     развитие   государственного  регулирования  охраны  окружающей
среды  и  использования  природных ресурсов с учетом различных форм
их освоения;
     четкое   разграничение   полномочий  и  ответственности  между
федеральными  и  региональными  органами  государственной  власти и
органами    местного   самоуправления   в   области   контроля   за
использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;
     учет   экологических   проблем   при  регулировании  отношений
собственности на природные ресурсы;
     обеспечение          государственного,         ведомственного,
производственного,  муниципального  и  общественного экологического
контроля,   а   также   совершенствование  системы  лицензирования,
сертификации и паспортизации;
     развитие  государственного  нормирования  и  контроля качества
окружающей  среды  и установление единых требований к хозяйствующим
субъектам;
     совершенствование  механизма и усиление роли государственной и
общественной    экологической    экспертизы,   включая   экспертизу
проектов, технологий и государственных программ;
     внедрение  стратегической  оценки  воздействия  на  окружающую
среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;
     поддержание  в постоянной готовности органов управления, сил и
средств   реагирования   на   возникающие  экологические  угрозы  и
чрезвычайные ситуации;
     создание  в  секторах промышленности, в которых осуществляется
потенциально      опасная      деятельность,     специализированных
подразделений,  предназначенных  для  предотвращения  и  ликвидации
негативных последствий такой деятельности;
     наделение   должностных   лиц,   осуществляющих   контроль  за
соблюдением  законодательства  в  области  использования  природных
ресурсов  и  охраны  окружающей  среды,  необходимыми полномочиями,
обеспечение  им  государственной защиты и предоставление социальных
гарантий.

        Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

     Основными   задачами   в  указанной  сфере  являются  создание
эффективного  правового  механизма обеспечения сохранения природной
среды  и  экологической  безопасности,  а  также  совершенствование
правоприменительной   практики   в   целях  обеспечения  адекватной
ответственности    за    экологические    правонарушения    и    ее
неотвратимости.
     Для этого необходимы:
     устранение    противоречий    между    природно-ресурсными   и
природоохранными  нормами  законодательства Российской Федерации, а
также  между  законодательством в области охраны окружающей среды и
нормами иных отраслей права;
     обеспечение  реализации  законодательных  актов путем принятия
подзаконных    нормативных    правовых   актов,   необходимых   для
полноценного применения федеральных законов;
     правовое      закрепление      необходимости     представления
экологического  обоснования деятельности как одного из обязательных
условий  при  проведении  конкурсов,  тендеров,  аукционов на право
реализации и/или выбора проектов;
     развитие   системы   государственных   стандартов   Российской
Федерации   в   области  охраны  окружающей  среды,  закрепление  в
правовой  системе  Российской Федерации международных экологических
стандартов,   обеспечивающих  снижение  антропогенной  нагрузки  на
окружающую среду;
     гармонизация  законодательства  Российской Федерации в области
охраны  окружающей среды и норм международного права в этой области
в   рамках   обязательств  Российской  Федерации  по  международным
договорам;
     развитие   и   активизация   судебных   механизмов  разрешения
противоречий  между  интересами  населения, субъектов хозяйственной
деятельности и государства в области охраны окружающей среды;
     укрепление  системы  прокурорского  надзора  и  реализация мер
прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;
     совершенствование   методик  расчета  и  практики  компенсации
ущерба    в    результате    экологических   правонарушений   и/или
осуществление экологически опасных видов деятельности;
     обеспечение   применения   механизмов  прекращения  незаконной
деятельности.

               Экономические и финансовые механизмы

     Основной   задачей   в  этой  области  является  экономическое
регулирование    рыночных    отношений    в   целях   рационального
неистощительного    природопользования,    снижения   нагрузки   на
природную  среду,  ее  охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных
средств на природоохранную деятельность.
     Для этого необходимы:
     обеспечение  перехода  в  сфере  природопользования  к системе
рентных платежей;
     включение   в   экономические   показатели   полной  стоимости
природных  объектов  с  учетом  их средообразующей функции, а также
стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);
     создание   полноценного  механизма  взимания  с  хозяйствующих
субъектов,   эксплуатирующих   природные  ресурсы,  платежей  и  их
использование  на  сохранение  и  восстановление природной среды, в
том числе биоразнообразия;
     реализация  в  полной  мере  принципа  "загрязнитель  платит";
обеспечение  зависимости  размеров  платы за выбросы и сбросы от их
объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;
     разработка  научно  обоснованной  методики определения размера
компенсаций   за  ущерб,  наносимый  окружающей  среде  и  здоровью
граждан  в  процессе  хозяйственной деятельности, при техногенных и
природных    чрезвычайных   ситуациях,   а   также   в   результате
экологически   опасной   деятельности,   в   том   числе   военной,
обеспечение    обязательной   компенсации   экологического   ущерба
окружающей среде и здоровью населения;
     обеспечение   адекватного   бюджетного  финансирования  охраны
окружающей   среды   как   одного   из   приоритетных   направлений
деятельности государства;
     создание   системы  финансирования  природоохранных  работ  на
конкурсной   основе   за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней  и
внебюджетных источников;
     формирование  и  применение  налоговой  и  тарифной  политики,
стимулирующей  переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой
переработки;
     создание  и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих
использование  экологически  чистых  технологий,  товаров  и  услуг
независимо от страны-производителя;
     совершенствование  механизмов  изменения  форм собственности и
купли-продажи  земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с
учетом  задач  сохранения и восстановления природной среды (включая
оценку  прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению
реабилитационных мероприятий и др.);
     установление    механизма    финансовых    гарантий,   включая
экологическое   страхование,   связанных   с  возможным  негативным
воздействием на окружающую среду;
     содействие    развитию   экологического   аудита   действующих
предприятий,  предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и
добровольной сертификации;
     внедрение  рыночных  механизмов  охраны  природы,  в том числе
стимулирующих   повторное  использование  и  вторичную  переработку
промышленных товаров;
     введение   ответственности   производителя   за  произведенный
продукт  на  всех  стадиях  -  от получения сырья и производства до
утилизации;   создание   условий   для  внедрения  системы  лизинга
экологически    безопасных    промышленных    товаров   длительного
пользования, в том числе для личных нужд;
     использование   схем   международных   финансово-экономических
расчетов   с   учетом   вклада   стран   в  обеспечение  глобальной
устойчивости  биосферы  ("долги  за  природу",  углеродный кредит и
другие  механизмы,  предусматриваемые  международными конвенциями и
соглашениями);
     формирование  условий для стимулирования благотворительности в
области охраны природы.

       Экологический мониторинг и информационное обеспечение

     Основной   задачей   в   этих  областях  является  обеспечение
государственных  и муниципальных органов, юридических лиц и граждан
достоверной   информацией   о   состоянии  окружающей  среды  и  ее
возможных неблагоприятных изменениях.
     Для этого необходимы:
     развитие   единой   государственной   системы   экологического
мониторинга   на   всей   территории   страны,  включая  мониторинг
биотических и абиотических компонентов природной среды;
     совершенствование     нормативной    базы,    регламентирующей
взаимодействие    федеральных    органов   исполнительной   власти,
осуществляющих  государственный  экологический  мониторинг, включая
формирование фонда информационных ресурсов;
     совершенствование  системы  показателей,  создание методологии
экологического    мониторинга   Российской   Федерации,   а   также
техническое   и   материальное   обеспечение  деятельности  системы
экологического мониторинга;
     обеспечение     достоверности    и    сопоставимости    данных
экологического   мониторинга  по  отдельным  отраслям  экономики  и
регионам страны;
     совершенствование    системы    учета   и   контроля   ядерных
материалов, радиоактивных веществ и отходов;
     проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;
     выявление   и   обозначение   на  местности  всех  территорий,
подвергшихся  радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах,
представляющих опасность для окружающей среды и населения;
     инвентаризация  экологически опасных производств, сооружений и
захоронений   отходов;   оценка  риска  возникновения  чрезвычайных
экологических ситуаций и путей их предотвращения;
     формирование   и   ведение   кадастров   экологически  опасных
объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
     инвентаризация  территории  для выявления и специальной охраны
земель,    пригодных    для    производства   экологически   чистой
сельскохозяйственной  продукции, водных объектов со стратегическими
запасами  питьевой  воды,  природных  комплексов, выполняющих особо
важные     средообразующие     функции    и    обладающих    особым
рекреационно-оздоровительным значением;
     формирование   системы   государственных  кадастров  природных
ресурсов,   особо  охраняемых  природных  территорий  и  территорий
традиционного природопользования;
     обеспечение   открытости  информации  о  состоянии  окружающей
среды  и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан
к   информации   в   сфере   экологии,   жизненно   важной  для  их
безопасности;
     информационное  обеспечение  учета результатов государственной
экологической   экспертизы  всех  проектов,  программ  и  объектов,
подлежащих обязательной экологической экспертизе.

                        Научное обеспечение

     Основными   задачами   научного  обеспечения  в  сфере  защиты
окружающей  среды являются развитие научных знаний об экологических
основах   устойчивого   развития,   выявление  новых  экологических
рисков,   порождаемых   развитием   общества,  а  также  природными
процессами и явлениями.
     Для этого необходимы:
     формирование  теоретических и технологических основ перехода к
устойчивому развитию Российской Федерации;
     разработка    экологической    составляющей    стратегического
прогноза развития России;
     исследование  возможного глобального и регионального изменения
климата и его последствий для природной среды;
     исследование   биологических   систем   и  их  средообразующих
функций,  определение пределов устойчивости и экологической емкости
природных систем;
     разработка   экологически   эффективных  и  ресурсосберегающих
технологий,  производств,  видов  сырья,  материалов,  продукции  и
оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
     разработка   научных   принципов  и  технологий  использования
возобновляемых     биологических    ресурсов    (лесных,    водных,
охотничье-промысловых,  лекарственных  и  др.),  обеспечивающих  их
устойчивое воспроизводство;
     разработка   принципов   использования   атмосферного  воздуха
(воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;
     разработка   эффективных   методов  сохранения  биологического
разнообразия,  включая  развитие  сети  особо  охраняемых природных
территорий,  сохранение  и  восстановление  редких  и  ценных видов
животных и растений, а также природных сообществ и систем;
     анализ  распространения  чужеродных  и  генетически измененных
видов   живых   организмов  и  разработка  соответствующих  методов
контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
     разработка   методологии   и   методов   эколого-экономической
оценки,  в  том  числе  определение  стоимости природных объектов с
учетом  их  средообразующей функции, для использования при принятии
решений в различных отраслях экономики Российской Федерации;
     создание   основ  определения  экологических  рисков  в  целях
создания системы управления качеством природной среды;
     разработка  средств  и  методов  предупреждения  и  ликвидации
загрязнений,  реабилитации  окружающей  среды  и утилизации опасных
отходов;
     изучение   связи   между  заболеваниями  людей  и  изменениями
качества окружающей среды;
     разработка   и  развитие  современных  методов  экологического
мониторинга,    а   также   информационных   технологий   в   целях
государственного  управления  в области природопользования и охраны
окружающей среды.

              Экологическое образование и просвещение

     Основной   задачей   в   этих   областях   является  повышение
экологической   культуры   населения,   образовательного  уровня  и
профессиональных навыков и знаний в области экологии.
     Для этого необходимы:
     создание    государственных    и    негосударственных   систем
непрерывного экологического образования и просвещения;
     включение        вопросов        экологии,       рационального
природопользования,  охраны окружающей среды и устойчивого развития
Российской    Федерации   в   учебные   планы   на   всех   уровнях
образовательного процесса;
     усиление    роли    социальных    и    гуманитарных   аспектов
экологического      образования      и     эколого-просветительской
деятельности;
     подготовка  и переподготовка в области экологии педагогических
кадров  для  всех  уровней  системы обязательного и дополнительного
образования  и  просвещения,  в  том  числе по вопросам устойчивого
развития Российской Федерации;
     включение   вопросов   формирования   экологической  культуры,
экологического  образования  и  просвещения  в федеральные целевые,
региональные и местные программы развития территорий;
     государственная  поддержка  деятельности системы образования и
просвещения,    осуществляющих    экологическое    просвещение    и
образование;
     разработка    стандартов   образования,   ориентированных   на
разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
     развитие  системы  подготовки  в  области экологии руководящих
работников  различных  сфер производства, экономики и управления, а
также  повышения  квалификации  специалистов природоохранных служб,
правоохранительных и судебных органов;
     повышение   информированности   деловых   кругов  по  вопросам
законодательства  в  области охраны окружающей среды, рационального
природопользования,  устойчивого  развития  Российской Федерации, а
также  обучение  их  методам  управления  с  учетом  экологического
фактора;
     поддержка  и  публикация  материалов  по  вопросам  экологии в
средствах массовой информации.

      Развитие гражданского общества как условие реализации
            государственной политики в области экологии

     Основной  задачей  в  этой  области  является  государственное
содействие экологизации гражданского общества.
     Для этого необходимы:
     совершенствование   законодательства   для  создания  правовых
условий,  позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации
экологически   значимых  решений,  в  том  числе  путем  проведения
опросов,    общественных   слушаний,   общественных   экспертиз   и
референдумов;
     обеспечение     возможности     прохождения     альтернативной
гражданской   службы   на  объектах  и  в  структурах,  реализующих
политику в области экологии;
     поддержка     экологических     общественных     движений    и
благотворительной деятельности;
     создание  условий  для  поддержания  и  развития традиционного
экологически    сбалансированного    природопользования    коренных
малочисленных народов;
     совершенствование    законодательства    в    целях   развития
общественного  экологического  контроля,  в  том числе общественных
инспекций.

             Региональная политика в области экологии

     Основными   задачами  в  этой  области  являются  экологически
обоснованное   размещение   хозяйственных   и  жилищно-коммунальных
объектов  и  максимальное  использование  возможностей  и специфики
субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
     Для этого необходимы:
     внедрение  природно-ландшафтного,  в  том  числе бассейнового,
принципа управления природными комплексами;
     концентрация   имеющихся  и  создаваемых  производств  на  уже
трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
     резервирование  на  основе эколого-экономического обоснования,
в   том   числе   исключение   из   хозяйственного   использования,
территорий,  еще  не  освоенных  или  мало затронутых хозяйственной
деятельностью,  либо  непревышение  экологической емкости природных
систем при освоении этих территорий;
     учет  задач  по  сохранению целостности природных комплексов в
процессе территориального планирования;
     расширение  практики использования местных природных, сырьевых
и   энергетических   ресурсов   на   основе   экологически   чистых
технологий;
     обеспечение   приоритетного   участия  коренных  малочисленных
народов  в  выборе  стратегии  развития  территорий, на которых они
традиционно проживают.

                   Международное сотрудничество

     Основной  задачей в этой области является реализация интересов
Российской   Федерации   путем   участия  в  решении  глобальных  и
региональных  экологических  проблем и регулировании глобализации в
интересах устойчивого развития мирового сообщества.
     Для этого необходимы:
     участие  Российской  Федерации  в консолидации усилий мирового
сообщества   по   сохранению   окружающей  среды,  в  том  числе  в
разработке и выполнении международных договоров по ее охране;
     содействие  экологизации  положений  действующих и планируемых
международных договоров;
     активное  участие  в международных экологических организациях,
в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;
     обеспечение    обязательной    государственной   экологической
экспертизы  и экологического контроля всех международных программ и
проектов, реализуемых на территории России;
     упреждающее   воздействие   на   процесс   глобализации  путем
активного    участия    Российской    Федерации   в   международных
переговорах,    касающихся    использования   природных   ресурсов,
трансграничного  перемещения технологий, товаров и услуг, способных
нанести экологический ущерб населению и природной среде.

      РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Реализация положений   настоящего    документа    предполагает
разработку   планов   действий   на   федеральном,  региональном  и
отраслевом  уровнях,  а   также   разработку   и   реализацию   мер
государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей
среды и рационального природопользования.  Конкретизация  положений
настоящего  документа применительно к отдельным сферам деятельности
общества и государства и  особенностям  проведения  государственной
политики  в  области  экологии  по  различным  субъектам Российской
Федерации может быть осуществлена при разработке программ  развития
субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.


                          _______________

Информация по документу
Читайте также