Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.1997 № 395ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 апреля 1997 г. N 395 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 г. N 258 Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. 2. Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. N 395 П О Л О Ж Е Н И Е о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации 1. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования (далее именуется - сфера образования), а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования (далее именуется - сфера научной деятельности). Минобразование России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов исполнительной власти. 2. Минобразование России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Минобразование России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, научными организациями и общественными объединениями. 4. Основными задачами Минобразования России являются: 1) осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; 2) разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования; 3) реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности; 4) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования; 5) информатизация сферы образования; 6) организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств. 5. Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: 1) разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования и другими исполнителями; 2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств; 3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций сферы образования, общественных объединений целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования; 4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию; 5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере образования и сфере научной деятельности; 6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования; 7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации; 8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности; 9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовое положение о филиалах государственных учреждений высшего профессионального образования и порядок их организации; 10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов; 11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях; 12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям); 13) устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, учитывая направления (специальности) подготовки соответствующих специалистов образовательными учреждениями других федеральных органов исполнительной власти; 14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое; 15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек; 16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, аудиовизуальных и технических средств обучения; 17) координирует издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции государственную поддержку учебного и научного книгоиздания; 18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите; 19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно-опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации; 20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей; 21) участвует в разработке и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала сферы образования, взаимодействию высшей школы и фундаментальной науки, повышению качества образовательного процесса; 22) обеспечивает сотрудничество подведомственных учреждений и организаций с Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, учреждениями и организациями в области интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий; 23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты; 24) участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в сфере образования; 25) выступает заказчиком государственных научно-технических программ, выдает на конкурсной основе организациям и учреждениям заказы на реализацию научно-технических разработок, производственное освоение их результатов, организацию экспертизы, заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке гранты научным работникам подведомственных учреждений и организаций на проведение конкретных научных исследований; 26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования; 27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов; 28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования; 29) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ; 30) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов; 31) утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений; 32) разрабатывает и утверждает положение о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации; 33) утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования; 34) устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; 35) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации; 36) координирует и контролирует деятельность государственных органов управления образованием по проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области образования; 37) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 38) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов; 39) осуществляет информатизацию в сфере образования и сфере научной деятельности с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий; 40) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере научной деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности подведомственных учреждений и организаций; 41) организует участие подведомственных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с международными компьютерными сетями; 42) организует и координирует работы по разработке и использованию новых информационных технологий в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности подведомственных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования; 43) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно-технической информации образовательных учреждений; 44) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием; 45) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию - подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения; 46) организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования; 47) устанавливает порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников; 48) утверждает положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров; 49) утверждает положения о порядке замещения должностей педагогического и научно-педагогического персонала государственных образовательных учреждений; 50) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру; 51) разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере образования и сфере научной деятельности; 52) присваивает в установленном порядке ученые звания научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; 53) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации; 54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику применения федерального законодательства в сфере образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации; 55) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы образования, и контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов; 56) согласовывает нормативные документы в области образования, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения; 57) обеспечивает в установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования; 58) участвует в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере образования; 59) разрабатывает федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций; 60) осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях; 61) создает в установленном порядке государственные фонды стабилизации и развития сферы образования; 62) готовит с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях; 63) участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении сферы образования и сферы научной деятельности; 64) осуществляет в установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений и организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества; 65) осуществляет за счет средств федерального бюджета финансирование научных исследований, проводимых государственными учреждениями высшего профессионального образования, независимо от финансирования их образовательной деятельности; 66) обеспечивает развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований в подведомственных учреждениях и организациях; 67) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования и сфере научной деятельности; 68) представляет в установленные сроки сводную ежемесячную, квартальную и годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, подведомственных учреждений и организаций; 69) проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета; 70) представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам образования и научной деятельности; 71) заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры межведомственного характера в сфере образования и сфере научной деятельности; 72) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам образования, программ международного научно-технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений; 73) устанавливает прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию международных связей подведомственных учреждений и организаций; 74) обеспечивает прием иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 75) оказывает помощь в получении виз иностранным студентам и специалистам, оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования и обращается за получением виз иностранных государств непосредственно в их дипломатические и консульские представительства в г. Москве; 76) принимает участие в подборе кандидатур на должности сотрудников аппарата по образованию, науке и технологиям посольств Российской Федерации, соответствующих групп постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях, российских центров науки, культуры и образования за рубежом и рекомендует их Министерству иностранных дел Российской Федерации; 77) оказывает в установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ, в получении ими основного общего образования на родном языке, а также в изучении русского языка и литературы за рубежом. 6. Минобразование России имеет право: 1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, включая акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; 2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подведомственные учреждения и организации; 3) участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций поддержки развития образования и научно-технической деятельности, в том числе международных; 4) создавать в установленном порядке при Министерстве научные и координационные советы, научно-технические комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития сферы образования и сферы научной деятельности; 5) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций (независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций; 6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием; 7) централизовывать до 3 процентов ассигнований из федерального бюджета, выделяемых Министерству на содержание подведомственных учреждений и организаций и проведение научно-исследовательских работ, и направлять эти средства на приобретение научно-технического оборудования, бланочно-аттестационной продукции, на обновление библиотечных фондов, а также на организацию оздоровительной работы и санаторно-курортного лечения обучающихся и работников сферы образования, международного сотрудничества, на реализацию других задач, стоящих перед Министерством; 8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность. 7. Минобразование России возглавляет Министр общего и профессионального образования Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. 8. Министр: 1) распределяет обязанности между заместителями Министра; 2) утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований; 3) утверждает уставы подведомственных учреждений и организаций, в установленном порядке назначает (утверждает) на должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений и организаций, заключает (расторгает) контракты с ними; 4) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства; 5) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их исполнение; 6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 7) представляет в установленном порядке работников сферы образования и сферы научной деятельности, в том числе центрального аппарата Министерства, к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и работников подведомственных учреждений и организаций; 8) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. В Минобразовании России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата Министерства, ученых, специалистов и общественных деятелей. Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решения коллегии оформляются протоколами коллегии и проводятся в жизнь приказами Министра. 10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минобразования России осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. 11. Минобразование России является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки. Местонахождение Минобразования России - г. Москва. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|