З А К О Н
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О зерне
(В редакции федеральных законов от 02.12.94 г. N 53-ФЗ;
от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ;
от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ; от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ)
Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение
потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и
семенном зерне за счет собственного производства на основе
максимального сочетания интересов производителей зерна и
государства.
Глава I
Основные положения
Статья 1. Зерно является национальным достоянием Российской
Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики.
Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной
льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.
Глава II
Государственная поддержка производства
и переработки зерна
Статья 2. Государство ежегодно финансирует государственные
программы научных исследований и опытно-конструкторских работ по
селекции, семеноводству, производству, подработке, хранению,
переработке зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также по
разработке технологий, направленных на рациональное использование
зерна.
Государство:
компенсирует производителям зерна не менее одной трети затрат,
произведенных на тонну выращенного зерна, и не менее половины
затрат, произведенных на тонну экологически чистого зерна и семян,
проданных в федеральный или региональный фонды зерна. При
определении размера компенсаций учитываются фактические затраты за
предыдущий год и прогнозируемый уровень инфляции расчетного года;
возмещает производителям зерна 50 процентов затрат на покупку
зерноуборочных комбайнов;
возмещает производителям зерна 50 процентов и хлебоприемным
предприятиям 30 процентов собственных затрат на строительство и
реконструкцию материально-технической базы сушки, обработки,
хранения зерна и семян.
Порядок финансирования государственных программ компенсации и
возмещения затрат с учетом региональных особенностей определяется
Правительством Российской Федерации.
Расходы государства на поддержку производства и переработки
зерна представляются в государственном бюджете Российской Федерации
отдельной строкой.
(Статья 2 утратила силу в части, касающейся государственной
поддержки производства и переработки зерна - Федеральный закон
от 02.12.94 г. N 53-ФЗ)
Статья 3. Производители зерна реализуют его по договорным
ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке
зерна.
Ежегодно в январе - феврале Правительство Российской Федерации
по согласованию с органами исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, представителями общественных объединений,
выражающих интересы производителей зерна и его потребителей,
устанавливает на зерно нижний гарантированный уровень закупочных
цен с учетом цены мирового рынка. Договорные цены подлежат
индексации на момент закупки зерна с учетом инфляции.
(Утратила силу - Федеральный закон от 02.12.94 г. N 53-ФЗ)
В целях предоставления дополнительных кредитов производителям
зерна государство организует и поддерживает систему залога зерна.
Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской
Федерации "О залоге". Производители зерна участвуют в залоговых
операциях на добровольной основе.
Статья 4. Государство гарантирует производителям зерна закупку
всего предъявленного к реализации зерна и продуктов его
переработки, при этом особо выделяется и сохраняется экологически
чистое зерно для производства продуктов детского питания.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать
дополнительные меры по материально-ресурсному стимулированию
производителей зерна к продаже его в соответствующие фонды зерна.
Глава III
Фонды зерна, их формирование и использование
Статья 5. В целях обеспечения потребностей Российской
Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются
федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей.
Статья 6. Объем федерального фонда зерна определяется
Правительством Российской Федерации и формируется за счет закупок
зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на
территории Российской Федерации, а при необходимости - за счет
закупок зерна и за ее пределами.
Статья 7. Объемы региональных фондов зерна республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов,
краев, областей определяются соответствующими органами
исполнительной власти и формируются за счет закупок зерна на
контрактной основе у его производителей как в своих
административных границах, так и за их пределами.
Статья 8. Правительство Российской Федерации и органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев, областей на основе
ежегодно составляемых балансов производства и использования зерна
заключают между собой договоры о соотношении его закупок в
федеральный и региональные фонды зерна на конкретной территории или
об объемах дотаций из федерального фонда зерна.
В случае недостижения объема производства зерна,
предусмотренного балансом производства и использования зерна на
текущий год, отдельными республикой в составе Российской Федерации,
автономной областью, автономным округом, краем, областью
формирование федерального фонда зерна на этой территории и
регионального фонда зерна производится в соотношении, определенном
указанным договором.
Статья 9. В целях организации работы по закупке и поставке
зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации
определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия
которого устанавливаются специальными положениями.
Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать
органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и
организациям выполнение части своих функций по формированию заказов
на закупку и поставку зерна в федеральный фонд. (В редакции
федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ;
от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ)
Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение
объемов федерального фонда зерна.
Государственный заказчик ежегодно в январе представляет
Верховному Совету Российской Федерации отчет об использовании
кредитно-финансовых и материальных ресурсов и обеспечении
потребностей Российской Федерации в хлебопродуктах за прошедший
год.
Статья 10. Для расчетов с производителями зерна, иными его
поставщиками за зерно, поставляемое в федеральный фонд зерна, а
также для закупок зерна за рубежом государственному заказчику под
государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются
бюджетные ссуды и валютные средства.
Статья 11. (Утратила силу - Федеральный закон
от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ)
Статья 12. Для расчетов с производителями зерна и иными его
поставщиками за зерно, поставляемое в региональные фонды зерна
республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, соответствующим региональным
заказчикам предоставляются кредиты под гарантийные обязательства
органов исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.
Статья 13. Производители зерна заключают контракты с
государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или
продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды
зерна.
(Утратила силу - Федеральный закон от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ)
(Утратила силу - Федеральный закон от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ)
Статья 14. Зерно и продукты его переработки, закупленные в
федеральный фонд зерна, являются собственностью Российской
Федерации. Федеральным фондом зерна распоряжается Правительство
Российской Федерации.
Федеральный фонд зерна используется:
для полного удовлетворения потребностей в зерне и продуктах
его переработки территорий, не производящих зерно, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, Вооруженных Сил Российской Федерации,
спецпотребителей, индустрии детского питания, спиртовой и
крахмало-паточной промышленности;
для выделения недостающих по балансу на расчетный год объемов
зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его
производства;
для предоставления зерна территориям в порядке натуральной
ссуды с последующим возвратом из нового урожая;
для формирования государственного резерва зерна;
для экспорта.
Статья 15. Порядок использования региональных фондов зерна
республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей определяется их органами
исполнительной власти, которые несут ответственность за обеспечение
всех потребностей соответствующих территорий в зерне, за
исключением потребностей, определенных в части второй статьи 14.
Глава IV
Рынок зерна
Статья 16. Государство содействует становлению и развитию
рынка зерна, осуществляет регулирование отношения в
торгово-закупочных операциях с зерном.
Статья 17. (Исключена - Федеральный закон
от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ)
Статья 18. (Исключена - Федеральный закон
от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ)
Глава V
Экспорт и импорт зерна
Статья 19. Экспорт зерна осуществляется по решению
Правительства Российской Федерации, согласованному с Верховным
Советом Российской Федерации, по лицензиям, выдаваемым в
установленном порядке.
Статья 20. Решение по объему закупок зерна и продуктов его
переработки по импорту в федеральный фонд зерна при необходимости
принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с
Верховным Советом Российской Федерации и осуществляется в
централизованном порядке через государственного заказчика.
Органы исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,
внешнеторговые организации и другие организации, предприятия и
учреждения вправе проводить самостоятельные закупки зерна за
рубежом за счет собственных валютных ресурсов.
ГЛАВА VI
(Утратила силу - Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ)
Статья 21. (Утратила силу - Федеральный закон
от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ)
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Дом Советов России
14 мая 1993 года
N 4973-I