Расширенный поиск

Письмо Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.06.2002 № ШС-6-14/793

 



                              ПИСЬМО

                МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          05 июня 2002 г.

                           N ШС-6-14/793


     В целях    повышения   эффективности   доказывания   в   судах
неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость (далее -
НДС)  по  экспортным операциям Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам сообщает следующее.
     Письмом Заместителя  председателя  Высшего  Арбитражного  Суда
Российской Федерации  Бойкова  О.В.  от  17.04.2002  N  С5-5/уп-342
обращено внимание Министра Российской Федерации по налогам и сборам
Букаева   Г.И.   на   крайне   слабую   доказательственную    базу,
представляемую  налоговыми  органами  в  арбитражные суды по делам,
связанным с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг).
     Одновременно отмечено следующее. В настоящее время отсутствует
законодательное  закрепление  отказа   в   возмещении   налога   на
добавленную  стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком
соответствующей суммы налога в бюджет.  В  связи  с  этим  отказ  в
удовлетворении  исковых требований налогоплательщиков-экспортеров о
возмещении уплаченного НДС,  предъявляемых с  соблюдением  порядка,
определенного  статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации,
возможен   лишь   в   случае   установления   в   ходе    судебного
разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом
в соответствии с правилами судопроизводства доказывание  указанного
факта является обязанностью ответчика (в данном случае - налогового
органа).
     Кроме того,   Конституционный   Суд   Российской  Федерации  в
определении от 25.07.2001 N 138-О указал,  что по смыслу положения,
содержащегося  в  пункте  7  статьи 3 Налогового кодекса Российской
Федерации,  в  сфере  налоговых  отношений   действует   презумпция
добросовестности налогоплательщиков.
     Следовательно, представление отдельной налоговой декларации  и
документов,  обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов
и возмещения НДС по экспортным операциям,  является основанием  для
вынесения  налоговым  органом  решения  о  правомерности применения
налоговой  ставки  и   возмещения   налога   только   в   отношении
добросовестных налогоплательщиков.
     Определением Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от
25.07.2001    N   138-О   предусмотрено,   что   для   установления
недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе  -  в
целях  обеспечения  баланса  государственных  и частных интересов -
осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах
требования,  обеспечивающие  поступление налогов в бюджет,  включая
иски о признании сделок недействительными и  о  взыскании  в  доход
государства   всего   полученного   по   таким   сделкам,  как  это
предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской  Федерации  от
21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
     Учитывая изложенное,       в       случае        представления
налогоплательщиками  в  налоговые  органы  налоговой  декларации  и
документов,  обосновывающих право на применение налоговой ставки  0
процентов  и  возмещение  НДС при экспорте товаров (работ,  услуг),
налоговые органы в соответствии со статьей 176  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  проводят  проверку обоснованности применения
налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.  В ходе  проверки
налоговые  органы  обязаны исследовать вопрос о наличии в действиях
налогоплательщика признаков недобросовестности.
     При выявлении  фактов,  свидетельствующих о недобросовестности
налогоплательщика,    налоговые    органы    обязаны     доказывать
недобросовестность     налогоплательщика     путем    представления
подтверждающих   документов   при   рассмотрении    судами    исков
налогоплательщиков,  связанных  с  возмещением  НДС  по  экспортным
операциям,  и исков налоговых органов о признании недействительными
сделок как заключенных с целью,  противной основам правопорядка, то
есть с целью незаконного изъятия денежных средств  из  федерального
бюджета  либо  уклонения  от  конституционной обязанности по уплате
налогов.
     Одновременно Министерство  Российской  Федерации  по налогам и
сборам  обращает  внимание,  что  неперечисление   НДС   в   бюджет
поставщиком    налогоплательщика-экспортера    свидетельствует    о
недобросовестности  налогоплательщика  в  совокупности  с   другими
фактами.
     Приложение: письмо    Заместителя     председателя     Высшего
Арбитражного  Суда  Российской Федерации Бойкова О.В. от 17.04.2002
N С5-5/уп-342.


     Заместитель Министра
     Государственный советник
     налоговой службы I ранга                           С.Н.Шульгин

Информация по документу
Читайте также