Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 № 380-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саяногорского суда
     Республики Хакасия о проверке конституционности пункта 2
         статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях
                      в Российской Федерации"

     город Москва                               2 октября 2003 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей    М.В.Баглая,    Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,  М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,
В.О.Лучина,  Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.С.Хохряковой,
Б.С.Эбзеева,
     заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное  изучение  запроса  Саяногорского  суда  Республики
Хакасия,

                        у с т а н о в и л:

     1. Саяногорский   суд   Республики   Хакасия,  в  производстве
которого  находится  дело  по  иску   гражданина   А.В.Козулина   к
Управлению   Пенсионного   фонда   Российской  Федерации  в  городе
Саяногорске о взыскании недополученных с 1 января  2002  года  сумм
пенсии,  в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации
оспаривает  конституционность  положения   пункта   2   статьи   30
Федерального  закона  от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации".
     Как следует   из   представленных   материалов,  в  1996  году
А.В.Козулину,  как более 26 лет проработавшему в городе  Норильске,
относящемуся к районам Крайнего Севера, и имеющему необходимый стаж
на  подземных  работах,  по  достижении  45-летнего  возраста  была
назначена  пенсия  по  старости  на  основании пункта "а" статьи 12
Закона   Российской  Федерации    от    20    ноября    1990   года
"О  государственных  пенсиях  в  Российской  Федерации" и статьи 29
Закона   Российской     Федерации    19    февраля     1993    года
"О государственных гарантиях  и  компенсациях для лиц, работающих и
проживающих   в   районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к ним
местностях".  В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  21 июля
1997  года  "О  порядке  исчисления  и  увеличения  государственных
пенсий" эта пенсия была пересчитана с  применением  индивидуального
коэффициента  пенсионера,  для  определения  которого отношение его
среднемесячного  заработка  к  среднемесячной  заработной  плате  в
Российской Федерации было учтено в размере 1,2.
     После принятия  Федерального  закона  от  8 августа 2001  года
"О внесении  дополнений  в  статью  7  Закона  Российской Федерации
"О   государственных  пенсиях  в   Российской   Федерации"   пенсия
А.В.Козулину,  как  проживающему  в  районе Крайнего Севера,  стала
исчисляться с учетом  отношения  его  среднемесячного  заработка  к
среднемесячной   заработной   плате   в   Российской   Федерации  в
размере 1,9.
     В октябре   2001   года  А.В.Козулин  переехал  на  постоянное
жительство в город Саяногорск,  не относящийся к  районам  Крайнего
Севера или местностям,  к ним приравненным.  С 1 января 2002 года в
связи с вступлением в силу Федерального закона "О трудовых  пенсиях
в  Российской  Федерации"  пенсия  ему  была пересмотрена по нормам
этого Федерального  закона,  и  ее  расчетный  размер  определен  с
применением   отношения   среднемесячного  заработка  пенсионера  к
среднемесячной заработной плате в Российской  Федерации  в  размере
1,2  -  как  проживающему за пределами "северных" регионов и хотя и
имеющему необходимые  стаж  работы  в  районах  Крайнего  Севера  и
страховой  стаж,  но  не  достигшему  55  лет.  При этом Управление
Пенсионного фонда сослалось  на  пункт  2  статьи  30  Федерального
закона  "О  трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации",  согласно
которому при определении расчетного размера трудовой пенсии мужчин,
достигших  55-летнего  возраста,  проработавших  в районах Крайнего
Севера не менее 15  календарных  лет  либо  в  приравненных  к  ним
местностях  не  менее  20 календарных лет и имеющих не менее 25 лет
страхового  стажа,  отношение  их   среднемесячного   заработка   к
среднемесячной  заработной плате в Российской Федерации учитывается
в повышенных  размерах  (от   1,4   до  1,9)  независимо  от  места
жительства.
     По мнению Саяногорского суда  Республики  Хакасия,  увязывание
права  таких лиц на указанный порядок исчисления расчетного размера
трудовой   пенсии   с  достижением   ими   определенного   возраста
допускает -  в  нарушение  статей  7  (часть  1)  и  55  (часть  2)
Конституции  Российской  Федерации  -  снижение  уровня  социальных
гарантий  для  мужчин,  имеющих  наряду  с  "северным" стажем стаж,
дающий право на пенсию в связи с  особыми  условиями  труда  (им  в
соответствии   со   статьей   29  Закона  Российской  Федерации  от
19 февраля 1993 года "О государственных  гарантиях  и  компенсациях
для  лиц,  работающих  и  проживающих  в  районах Крайнего Севера и
приравненных  к  ним   местностях"   возраст,   установленный   для
назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, уменьшается на
5 лет,  а назначение и выплата  пенсии,  согласно  его  статье  31,
осуществляется  с  учетом районного коэффициента к заработной плате
независимо от места жительства).
     2. Статьей  112 Закона Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2002 года)
устанавливалось,  что  за  гражданами,  которым  пенсия по старости
назначалась в соответствии со статьей 14 данного Закона  в  районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае их выезда
на новое постоянное  место  жительства  сохранялся  размер  пенсии,
определенный   при   ее   установлении  с  учетом  соответствующего
районного     коэффициента.      Закон     Российской     Федерации
"О государственных  гарантиях и компенсациях для лиц,  работающих и
проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
местностях"  распространил это право на всех лиц,  проработавших не
менее 15-20 календарных  лет  в  районах  Крайнего  Севера  либо  в
приравненных к ним местностях независимо от вида назначаемой пенсии
(часть первая статьи 31).
     Федеральным законом   "О   порядке   исчисления  и  увеличения
государственных   пенсий"   был  введен  новый  порядок  исчисления
пенсий - с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для
определения  которого  использовалось   отношение   среднемесячного
заработка  пенсионера  к среднемесячной заработной плате в стране в
размере,  не  превышающем  1,2.  Этот  порядок  не   предусматривал
применение  районных коэффициентов.  В дальнейшем с целью повышения
уровня  социальной  защиты  пенсионеров,  проживающих   в   районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  Федеральный закон
"О  внесении  дополнений  в  статью 7 Закона  Российской  Федерации
"О государственных  пенсиях  в Российской Федерации" для исчисления
пенсий  этих  лиц  с   применением   индивидуального   коэффициента
пенсионера  установил  повышенные  размеры отношения среднемесячной
заработной платы пенсионера к  среднемесячной  заработной  плате  в
стране  -  от 1,4 до 1,9.  Одновременно в качестве новой льготы для
пенсионеров, выезжающих на постоянное жительство за пределы районов
Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним местностей,  законодатель
предусмотрел сохранение для них указанного отношения  в  повышенном
размере  только  при  условии  достижения  ими возраста 50 и 55 лет
соответственно для женщин и мужчин.
     Таким образом,  нормы  Федерального  закона "О государственных
гарантиях и  компенсациях  для  лиц,  работающих  и  проживающих  в
районах   Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях"  и
фактически  воспроизведенные  в  Федеральном  законе  "О   трудовых
пенсиях   в   Российской   Федерации"   нормы  Федерального  закона
"О  внесении  дополнений  в  статью 7 Закона  Российской  Федерации
"О государственных  пенсиях в Российской Федерации" предусматривают
различные льготы.  Вместе с тем и те  и  другие  льготы  связаны  с
сохранением  размера пенсии для лиц,  выезжающих за пределы районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
     Следовательно, нет   оснований   утверждать,  что  введение  в
действие Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях  в  Российской
Федерации"     нарушило     ранее     установленные     федеральным
законодательством права граждан. В данном случае дифференциация при
регулировании    законодателем    предельной   величины   отношения
среднемесячного заработка  застрахованного  лица  к  среднемесячной
заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления
пенсий в зависимости от того,  в каком регионе постоянно  проживает
пенсионер,  учитывает  особенности природно-климатических условий и
более  высокую  стоимость  жизни  в  районах  Крайнего   Севера   и
приравненных  к  ним  местностях  и  не  может  рассматриваться как
нарушение  конституционного  принципа  равенства,  закрепленного  в
статье 19 Конституции Российской Федерации.
     3. Разрешая  вопрос  о  принятии  обращения  к   рассмотрению,
Конституционный  Суд Российской Федерации с учетом требований части
второй   статьи    36    Федерального    конституционного    закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" проверяет, имеется ли
неопределенность  в вопросе о соответствии  Конституции  Российской
Федерации оспариваемой заявителем нормы.
     Поскольку установленное  пунктом  2  статьи  30   Федерального
закона   "О  трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации"  правовое
регулирование,  носящее ясный и однозначный характер,  не допустило
снижения  уровня  пенсионного  обеспечения  лиц,  длительное  время
проработавших в "северных" регионах,  какая-либо неопределенность в
вопросе  о  том,  соответствует  ли  оспариваемая норма Конституции
Российской Федерации, отсутствует.
     Проверка же   правильности   применения   в   конкретном  деле
органами,  осуществляющими пенсионное обеспечение,  пункта 2 статьи
30  Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
во  взаимосвязи   с   положениями   Закона   Российской   Федерации
"О государственных  гарантиях и компенсациях для лиц,  работающих и
проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
местностях"  должна  осуществляться  рассматривающим это дело судом
общей юрисдикции,  который самостоятельно осуществляет выбор  норм,
подлежащих применению при его разрешении.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1  и  2  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к рассмотрению запроса Саяногорского
суда Республики  Хакасия,  поскольку  он  не  отвечает  требованиям
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской  Федерации",  в  соответствии  с  которыми  обращение  в
Конституционный  Суд Российской Федерации признается допустимым,  а
также  поскольку  разрешение   поставленного   заявителем   вопроса
Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 380-О


Информация по документу
Читайте также