Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 937-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                    от 14 июля 2007 г. N 937-р
                             г. Москва


     1. Утвердить   прилагаемую   Концепцию   федеральной   целевой
программы   "Развитие  инфраструктуры  наноиндустрии  в  Российской
Федерации на 2008-2010 годы".
     2. Определить    государственным    заказчиком - координатором
федеральной     целевой    программы    "Развитие    инфраструктуры
наноиндустрии  в Российской Федерации  на  2008-2010 годы" (далее -
Программа)   Минобрнауки   России,   государственными   заказчиками
Программы  - Роснауку, Рособразование, Росатом, Роскосмос, Роспром,
Ростехрегулирование и ФСТЭК России.
     3. Установить,     что     предельный    (прогнозный)    объем
финансирования  Программы  за  счет  средств  федерального  бюджета
составляет 24,9446 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                 М.Фрадков
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 14 июля 2007 г.
     N 937-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
      федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры
      наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам
                 социально-экономического развития
                       Российской Федерации

     Системной   проблемой  наноиндустрии,  являющейся  фундаментом
развития  всех  сфер  новой  наукоемкой  экономики  в развивающемся
обществе,  в  настоящее  время является разрыв между необходимостью
проведения  на  высоком уровне исследований и разработок, имеющимся
научно-технологическим  заделом  в сфере наноиндустрии и критически
низким  уровнем  инфраструктуры  наноиндустрии,  что  не  позволяет
Российской  Федерации  стать достойным конкурентом на формирующемся
мировом рынке наноиндустрии.
     В   Бюджетном   послании   Президента   Российской   Федерации
Федеральному  Собранию  Российской Федерации о бюджетной политике в
2008-2010 годах  обращается внимание на  необходимость  продолжения
решения    вопросов    развития    наноиндустрии    с   применением
программно-целевых методов.
     Ускоренное  выполнение работ в области развития инфраструктуры
наноиндустрии   призвано   обеспечить   реализацию   стратегических
национальных   приоритетов  Российской  Федерации,  определенных  в
Основах  политики  Российской  Федерации в области развития науки и
технологий   на  период  до  2010 года  и  дальнейшую  перспективу,
утвержденных  Президентом  Российской Федерации 30 марта 2002 г., в
том   числе   повышение   качества   жизни   населения,  достижение
экономического  роста,  развитие фундаментальной науки, образования
и   культуры,   обеспечение   обороноспособности   и   безопасности
государства,   и   направлено   на   решение   задач,  связанных  с
реализацией приоритетных национальных проектов.
     Правительство   Российской   Федерации   одобрило  в  основном
Концепцию   развития   в   Российской  Федерации  работ  в  области
нанотехнологий  на  период  до  2010 года  (поручение Правительства
Российской   Федерации   от   18 ноября   2004 г.  N   МФ-П7-6194),
в соответствии    с    которой   важным   направлением   реализации
государственной   политики   в   области   инновационного  развития
наноиндустрии  является  материальное  обеспечение  работ  с учетом
возможности     кооперации     при     использовании    уникального
дорогостоящего    научного    оборудования    в    целях   создания
сбалансированной    и    гибкой    инфраструктуры,   обеспечивающей
ускоренное  развитие  основ  наноиндустрии и освоение внутреннего и
внешнего рынков наукоемкой продукции.
     В     президентской     инициативе     "Стратегия     развития
наноиндустрии",   утвержденной  Президентом  Российской  Федерации,
одним  из  основных  инструментов  государственной политики в сфере
нанотехнологий  определена  федеральная целевая программа "Развитие
инфраструктуры    наноиндустрии    в    Российской   Федерации   на
2008-2010 годы".

         II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

     Устаревшая       инфраструктурная       база       организаций
научно-технического  комплекса,  проводящих  исследования в области
наноиндустрии,   снижает   эффективность   использования   средств,
направляемых     на     выполнение    научно-исследовательских    и
опытно-конструкторских    работ   в   области   наноиндустрии,   и,
следовательно,    темпы   передачи   результатов   исследований   и
разработок     для     обеспечения     диверсификации    и    роста
конкурентоспособности    российской    экономики.    Для   создания
наноиндустрии   принципиально   важным   является  формирование  ее
инфраструктуры,   в   результате  чего  обеспечивается  координация
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ в данной
области,   исключается  неоправданное  дублирование  и  достигается
синергетический  эффект  от обмена результатами и их использования.
Инфраструктурная  база  наноиндустрии  должна  создаваться  не  для
отдельных  организаций  и  предприятий,  а  в  виде  инфраструктуры
национальной   нанотехнологической   сети,   представляющей   собой
совокупность  организаций  различных  организационно-правовых форм,
выполняющих     фундаментальные    и    прикладные    исследования,
осуществляющих    разработки    и    коммерциализацию   технологий,
деятельность  которых  в  этой  сфере  координируется  федеральными
органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.
     Важнейшими      элементами      формируемой     инфраструктуры
наноиндустрии являются:
     приборно-инструментальная   и  производственно-технологическая
составляющая,   которая   характеризует  материально-техническую  и
метрологическую базу различных направлений развития наноиндустрии;
     информационно-аналитическая        составляющая,       которая
обеспечивает  координацию  работ, полноту и актуализацию сведений о
перспективных  разработках,  технологиях  и  кадровом  потенциале в
сфере наноиндустрии в Российской Федерации и за рубежом;
     методическая      составляющая,     которая     регламентирует
безопасность     создания    и    применения    нанотехнологий    и
наноматериалов,  механизмы  регулирования  развития  наноиндустрии,
обеспечивает  гармонизацию  российских  и иностранных нормативных и
методических   документов   по  обеспечению  единства  измерений  и
подтверждения соответствия продукции наноиндустрии.
     Программно-целевой    подход    к    развитию   инфраструктуры
наноиндустрии   необходим   для  обеспечения  сбалансированности  и
последовательности  решения  стоящих задач, расстановки приоритетов
и  создания  эффективного  механизма  государственной координации и
интеграции  работ  по  решению  проблемы,  в  том числе координации
работ  в рамках уже реализуемых федеральных и ведомственных целевых
программ.   Государственное   участие   в  финансировании  развития
инфраструктуры  наноиндустрии  должно  стать катализатором развития
различных  направлений  исследований  и разработок в этой области и
коммерциализации полученных результатов.

        III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
   проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования
                    программно-целевого метода

     В   настоящее   время   существует   разрыв   между   системой
исследований   и  разработок  и  рынком  продукции,  создаваемой  с
использованием   нанотехнологий  и  наноматериалов.  Наличие  этого
разрыва  обусловлено  рядом  недостатков,  затрудняющих  реализацию
накопленного   потенциала   исследований   и  разработок  на  рынке
наукоемкой продукции.
     К  недостаткам,  носящим общесистемный характер и затрудняющим
привлечение инвестиций, относятся:
     длительность   периода  вывода  продукции  на  рынок,  высокие
технологические  риски  для экономических субъектов при неочевидной
выгоде;
     высокая   стоимость  разработки  и  внедрения  нанотехнологий,
уникальность необходимого оборудования;
     междисциплинарность     исследований     и    многоаспектность
прикладного применения создаваемых нанотехнологий.
     Дополнительными специфическими недостатками являются:
     неразвитость  инновационной  инфраструктуры,  отсутствие опыта
коммерциализации    технологий    у    большинства   представителей
академического  сообщества,  являющихся в настоящее время основными
участниками разработок в области нанотехнологий;
     старение  основных  фондов  науки и наукоемкой промышленности,
необходимость  массового  обновления приборно-инструментальной базы
научных   учреждений,   разработки  и  приобретения  уникального  и
дорогостоящего производственного оборудования;
     отсутствие  институтов  и  инструментов финансирования сложных
наукоемких      проектов,      прежде      всего,     на     основе
государственно-частного партнерства.
     Отсутствие    программной    поддержки    в   сфере   развития
наноиндустрии  со  стороны государства в создавшихся условиях может
привести  к  тому,  что  имеющийся  сегодня  в Российской Федерации
существенный  научный  задел  будет  либо утрачен, либо использован
иностранными конкурентами.

   IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
   рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

     Для  решения  общих проблем в области наноиндустрии необходимо
создать   с   учетом   Программы   координации   работ   в  области
нанотехнологий  и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  25 августа
2006 г.  N  1188-р, инфраструктуру национальной нанотехнологической
сети.
     Возможны два варианта решения указанной задачи:
     формирование   в  рамках  действующих  федеральных  целевых  и
ведомственных  программ  инвестиционных мероприятий, в соответствии
с  которыми  будут  осуществляться  за  счет  средств  федерального
бюджета  капитальные  вложения  в  развитие материально-технической
базы    ведущих    государственных    научных   и   образовательных
организаций, выполняющих исследования в области наноиндустрии;
     создание  единого программного механизма поддержки, управления
и   координации   работ   в   области  наноиндустрии,  при  котором
сохраняются   федеральные   и   ведомственные   целевые   программы
бюджетного      финансирования      научно-исследовательских      и
опытно-конструкторских  работ  и  формируется  федеральная  целевая
программа   "Развитие  инфраструктуры  наноиндустрии  в  Российской
Федерации на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
     Основное   преимущество   первого   варианта   заключается   в
отсутствии    необходимости    формирования   нового   комплексного
механизма   и   осуществления   связанных   с  этим  дополнительных
финансовых   и   организационных  затрат.  Риски  данного  варианта
заключаются в следующем:
     практически  неизбежны  дублирование  затрат  на оборудование,
приобретаемое    в   рамках   различных   федеральных   целевых   и
ведомственных  программ, и необходимость дополнительных капитальных
вложений;
     невозможно  осуществлять  координацию,  систематизацию, анализ
результативности   всех  работ  в  области  наноиндустрии,  включая
частный сектор;
     сложность  и длительность создания механизмов межведомственной
координации   и   государственно-частного   партнерства   в  рамках
инвестиционных  мероприятий  федеральных  и  ведомственных  целевых
программ.
     Основными  преимуществами второго варианта являются отсутствие
дублирования  капитальных  вложений  в  рамках  различных программ,
консолидация    значительных   объемов   финансовых   ресурсов   на
определенных  приоритетных  направлениях  и,  как  следствие, более
рациональное   использование   бюджетных   средств.  Риски  данного
варианта   связаны   с  длительностью  и  сложностью  ведомственных
согласований    при    создании   нового   комплексного   механизма
обеспечения     функционирования     и     развития    национальной
нанотехнологической сети.
     Анализ  преимуществ  и рисков представленных вариантов решения
проблемы  позволяет  сделать  вывод  о  предпочтительности  второго
варианта   с   реализацией   Программы,   нацеленной   на  развитие
приборно-инструментальной,     информационной     и    методической
составляющих  инфраструктуры  наноиндустрии  в составе национальной
нанотехнологической сети.

             V. Ориентировочный срок решения проблемы
                    программно-целевым методом

     Реализацию Программы  целесообразно  осуществить  в  2008-2010
годах без разделения на этапы.

           VI. Предложения по цели и задачам Программы,
          целевым индикаторам и показателям, позволяющим
            оценивать ход реализации Программы по годам

     Целью  Программы  является  создание  в  Российской  Федерации
современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети.
     Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
     оснащение   специальным   экспериментальным,  диагностическим,
метрологическим,    научно-технологическим    и    производственным
оборудованием,    иными    приборами   и   устройствами   элементов
национальной   нанотехнологической   сети,   формируемых   на  базе
государственных  организаций,  обеспечение эффективной эксплуатации
и   использования   приборно-инструментальной   базы   в  интересах
российских  научных  организаций,  вузов,  ведущих работы в области
нанотехнологий и наноматериалов;
     создание   и   поддержка   функционирования   системы   обмена
информацией  между  организациями,  входящими в состав национальной
нанотехнологической   сети,  в  целях  повышения  эффективности  их
деятельности,  коммерциализации  и  популяризации  знаний в области
нанотехнологий и наноматериалов;
     формирование      системы      методического      обеспечения,
регламентирующей  безопасность создания и применения нанотехнологий
и наноматериалов;
     формирование   системы  методического  обеспечения  механизмов
регулирования  развития наноиндустрии, гармонизирующей российские и
иностранные  нормативные  и  методические  документы по обеспечению
единства   измерений   и   подтверждения   соответствия   продукции
наноиндустрии,  поддержки экспорта в целях стимулирования процессов
коммерциализации  нанотехнологий  и  вывода на внутренний и внешний
рынки новой продукции наноиндустрии.
     В  качестве тематических направлений деятельности национальной
нанотехнологической   сети   федеральными  органами  исполнительной
власти определены следующие направления:
     наноэлектроника;
     наноинженерия;
     функциональные наноматериалы и высокочистые вещества;
     функциональные наноматериалы для энергетики;
     функциональные наноматериалы для космической техники;
     нанобиотехнологии;
     конструкционные наноматериалы;
     композитные наноматериалы;
     нанотехнологии для систем безопасности.
     В состав национальной нанотехнологической сети входят:
     головная  научная  организация  Программы  координации работ в
области  нанотехнологий  и  наноматериалов  в  Российской Федерации
(далее - головная   научная  организация),  которая  определена  на
конкурсной   основе,   -   федеральное  государственное  учреждение
Российский научный центр "Курчатовский институт";
     головные   организации   отраслей,  определяемые  федеральными
органами   исполнительной  власти  -  государственными  заказчиками
Программы    из   числа   крупных   отраслевых   специализированных
научно-технологических комплексов;
     центр  метрологического  обеспечения  продукции  и  технологий
наноиндустрии,  являющийся структурным подразделением выбираемой на
конкурсной    основе   организации,   функционирующий   как   центр
коллективного    пользования,    оказывающий    метрологические   и
методические   услуги   по   обеспечению   единства   измерений   в
наноиндустрии;
     ведущие    научно-образовательную   деятельность   в   области
наноиндустрии  высшие  учебные  заведения, отбираемые на конкурсной
основе.
     Головная  научная  организация и головные организации отраслей
функционируют  одновременно и как центры коллективного пользования,
обеспечивающие   доступ  к  исследовательскому  и  технологическому
оборудованию   исследователям,  выполняющим  разработки  в  области
наноиндустрии    в    рамках   мероприятий   различных   профильных
федеральных целевых программ.
     Предлагаемые   показатели   и  целевые  индикаторы  реализации
мероприятий  Программы,  позволяющие  оценивать  ход  ее реализации
по годам, приведены в приложении N 1.

      VII. Предложения по объемам и источникам финансирования
                             Программы

     Финансирование     мероприятий     Программы    предполагается
осуществлять   за  счет  средств  федерального  бюджета  и  средств
внебюджетных источников.
     Для  реализации  Программы  необходимо финансирование в объеме
согласно   приложению  N   2.  Объемы  государственных  капитальных
вложений   для   строительства,   реконструкции   или  технического
перевооружения   объектов   национальной  нанотехнологической  сети
увязаны  с  мероприятиями  по  тематическим  направлениям  развития
наноиндустрии,   которые   обеспечиваются  головными  организациями
национальной нанотехнологической сети.
     Финансирование  строительства,  реконструкции или технического
перевооружения  объектов,  включаемых в Программу, осуществляется в
установленном   порядке   через  главных  распорядителей  бюджетных
средств, к ведению которых относятся указанные объекты.
     При   недостаточности   внебюджетных  средств  соответствующие
расходы   на   реализацию   мероприятий  Программы  не  могут  быть
осуществлены за счет средств федерального бюджета.

      VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
     результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     По   прогнозным   оценкам   реализация   Программы   обеспечит
достижение следующих результатов, определяющих ее эффективность:
     создание  нового поколения наноматериалов и нанотехнологий для
использования  в  ключевых  областях  науки  и  техники, ресурсо- и
энергосбережении,   промышленном  производстве,  здравоохранении  и
производстве  продуктов питания, а также для поддержания требуемого
уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
     увеличение  доли  продукции, произведенной с помощью созданной
в  рамках  Программы  инфраструктуры наноиндустрии, до 75 процентов
общего  объема  продукции наноиндустрии, произведенной в Российской
Федерации;
     обеспечение   мирового   уровня   исследований  и  разработок,
оснащенности     научно-исследовательским,     метрологическим    и
технологическим  оборудованием  организаций,  работающих  в области
наноиндустрии,  и  получение  при  этом организациями - участниками
Программы до 80 патентов (в том числе международных) в год;
     развитие  и  реализация российского потенциала наноиндустрии и
активное    участие    Российской    Федерации    в   международной
научно-технической кооперации;
     создание   системы  учета  информации  о  результатах  научных
исследований  и технологических разработок в области наноиндустрии,
полученных  организациями  различных  организационно-правовых форм,
обеспечение доступа к этой информации;
     совершенствование   методической   базы  научно-технической  и
инновационной деятельности в области наноиндустрии;
     создание    и   ресурсное   обеспечение   уникальных   научных
установок,   сети   центров  коллективного  пользования  уникальным
научным и экспериментальным оборудованием;
     создание     и    развитие    инновационной    инфраструктуры,
совершенствование      механизма      взаимодействия     участников
инновационного   процесса,   включая   организацию   взаимодействия
научных  организаций  и  высших  учебных  заведений с промышленными
предприятиями,   в   целях   продвижения   новых  нанотехнологий  и
наноматериалов в производство;
     сохранение  и  развитие  кадрового  потенциала,  в  том  числе
создание   условий   для   привлечения  и  закрепления  талантливой
молодежи  в сфере наноиндустрии, возвращения в Российскую Федерацию
ведущих  российских  ученых и специалистов в области наноиндустрии,
работающих  за рубежом, и их трудоустройства. При этом доля научных
сотрудников,  имеющих  не менее 3 лет опыта проведения исследований
и  разработок  технологий  с  использованием  научного оборудования
мирового  уровня,  в  общем  числе  научных сотрудников организаций
национальной    нанотехнологической    сети   составит   не   менее
70 процентов.
     Реализация    Программы    позволит    существенно    улучшить
экологические  показатели  и  параметры  охраны  окружающей среды в
результате  создания  новых  средств  ее  защиты  и восстановления,
основанных на нанотехнологиях и наноматериалах.
     В   целом   реализация   Программы   обеспечит   инновационную
активность   субъектов   экономической   деятельности   в   области
наноиндустрии,  создание  необходимой инновационной инфраструктуры,
развитие   научно-технического   и  технологического  потенциала  и
позволит    создать   необходимые   предпосылки   для   дальнейшего
научно-технического  прогресса  и  повышения  конкурентоспособности
российской экономики.

   IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной
   власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

     Ответственными   за   формирование   и   реализацию  Программы
являются  Министерство  образования  и  науки Российской Федерации,
Федеральное  агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство
по   образованию,   Федеральное   агентство   по  атомной  энергии,
Федеральное   космическое   агентство,   Федеральное  агентство  по
промышленности,     Федеральное     агентство    по    техническому
регулированию  и  метрологии и Федеральная служба по техническому и
экспортному контролю.

           X. Предложения по государственным заказчикам
                     и разработчикам Программы

     Государственным  заказчиком - координатором Программы является
Министерство    образования    и    науки   Российской   Федерации,
государственными  заказчиками  Программы - Федеральное агентство по
науке   и   инновациям,   Федеральное   агентство  по  образованию,
Федеральное  агентство  по атомной энергии, Федеральное космическое
агентство,  Федеральное  агентство  по  промышленности, Федеральное
агентство  по техническому регулированию и метрологии и Федеральная
служба по техническому и экспортному контролю.
     Разработка  Программы осуществляется Министерством образования
и   науки   Российской   Федерации   при  участии  заинтересованных
федеральных  органов  исполнительной  власти  и Российской академии
наук.

     XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
               срокам и этапам реализации Программы

     Достижение  цели  и  решение  задач  Программы  осуществляются
путем  выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам
мероприятий, объединенных в блоки по следующим направлениям:
     развитие         приборно-инструментальной        составляющей
инфраструктуры наноиндустрии;
     развитие        информационно-аналитической       составляющей
инфраструктуры наноиндустрии;
     развитие      методической     составляющей     инфраструктуры
наноиндустрии;
     обеспечение   управления   Программой  и  содержание  дирекции
Программы.
     Предложения  по  основным направлениям финансирования и срокам
реализации Программы представлены в приложении N 3.
     Программа выполняется в 2008-2010 годах в один этап.

            XII. Предложения по механизмам формирования
                       мероприятий Программы

     Мероприятия  Программы формируются Министерством образования и
науки    Российской    Федерации   при   участии   заинтересованных
федеральных  органов  исполнительной  власти,  Российской  академии
наук и других организаций и объединяются по 4 направлениям.

         Направление 1. Развитие приборно-инструментальной
             составляющей инфраструктуры наноиндустрии

     В  рамках  данного  направления предусматриваются приобретение
оборудования      для      оснащения     элементов     национальной
нанотехнологической   сети,   его   монтаж,   а   также  подготовка
квалифицированного   персонала  для  его  эксплуатации.  Реализации
планов  по  закупке  оборудования  предшествует  комплексный анализ
российского    и    мирового    рынков   оборудования   в   области
наноматериалов    и    нанотехнологий,   определяется   потребность
организаций   национальной   нанотехнологической   сети   в   таком
оборудовании,    а    также    подготавливается    и    согласуется
проектно-сметная   документация   по   техническому  перевооружению
имеющихся  площадей  под  поставляемое оборудование, осуществляется
закупка  необходимых материалов и выполняются строительно-монтажные
работы   по   реконструкции   помещений   организаций  национальной
нанотехнологической сети для установки закупаемого оборудования.

        Направление 2. Развитие информационно-аналитической
             составляющей инфраструктуры наноиндустрии

     В   рамках   данного   направления   осуществляется   создание
специализированных  баз данных для компьютерного обмена информацией
при  проведении  исследований  и  разработок,  в  том  числе  между
организациями   национальной   нанотехнологической  сети,  а  также
интернет-порталов,  обеспечивающих  в режимах регламентированного и
открытого  доступа  решение  комплекса  задач  по информационному и
аналитическому  обеспечению  национальной нанотехнологической сети,
выполняются  работы  по  формированию специализированных баз данных
по кадровому обеспечению наноиндустрии.

         Направление 3. Развитие методической составляющей
                   инфраструктуры наноиндустрии

     В   рамках   данного   направления   выполняются   работы   по
обеспечению  функционирования  центра  метрологического обеспечения
продукции  и технологий наноиндустрии, осуществляется подтверждение
метрологических   характеристик   эталонных   средств  измерений  в
наноиндустрии,  сличение  их с международными эталонными средствами
и   выполнение   мероприятий  по  взаимному  признанию  результатов
калибровок,    разрабатываются    методики    измерения,   поверки,
калибровки   и   испытания  используемых  в  наноиндустрии  средств
измерений,  их гармонизация с требованиями международных стандартов
в  области  нанотехнологий  и  обеспечения  безопасности создания и
применения  объектов  наноиндустрии,  разрабатываются  методические
материалы  по  оценке  и  подтверждению  соответствия  продукции  и
технологий наноиндустрии.
     Для развития экспортного потенциала  российских  разработчиков
продукции  наноиндустрии и определения патентной чистоты закупаемых
и  поставляемых  в   рамках   Программы   оборудования,   продукции
наноиндустрии (наноматериалы,  сырье) и комплектующих изделий путем
проведения   патентных   исследований,    предусмотренных    ГОСТом
Р 15.011-96  "Система  разработки   и   постановки   продукции   на
производство.  Патентные   исследования.   Содержание   и   порядок
проведения",   выполняются   соответствующие  мероприятия  за  счет
средств федерального бюджета.

         Направление 4. Обеспечение управления Программой
                  и содержание дирекции Программы

     Мероприятия  по данному направлению включают в себя проведение
работ,  связанных  с  доступом  к  приборно-инструментальной и иным
составляющим    инфраструктуры    наноиндустрии,    разработкой   и
утверждением   соответствующих   регламентов  и  инструкций,  сбор,
систематизацию   и   анализ  статистической  и  текущей  информации
о реализации    мероприятий   Программы,   мониторинг   результатов
реализации  мероприятий  Программы,  организацию независимой оценки
показателей    результативности    и    эффективности   мероприятий
Программы,  их  соответствия  целевым  индикаторам  и  показателям,
разработку    предложений    по   совершенствованию   нормативного,
методического   и  ресурсного  обеспечения  реализации  мероприятий
Программы.
     Текущее   управление   Программой   возлагается   на  дирекцию
Программы,   содержание  которой  осуществляется  за  счет  средств
федерального бюджета.

      XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
                 управления реализацией Программы

     Предлагается    следующий   вариант   управления   реализацией
Программы.
     Министр  образования  и  науки  Российской Федерации руководит
деятельностью  по реализации Программы, несет ответственность за ее
выполнение   и   конечные  результаты,  рациональное  использование
выделяемых   финансовых   средств   и  определяет  формы  и  методы
управления реализацией Программы.
     Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации как
государственный  заказчик - координатор Программы в ходе реализации
Программы:
     осуществляет   контроль   за   деятельностью   государственных
заказчиков по выполнению мероприятий Программы;
     вносит    в   Правительство   Российской   Федерации   проекты
федеральных   законов,   нормативных   правовых   актов  Президента
Российской  Федерации,  Правительства Российской Федерации и других
необходимых   для   выполнения  Программы  документов,  по  которым
требуется решение Правительства Российской Федерации;
     разрабатывает   и   принимает   в  пределах  своих  полномочий
нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
     с  учетом  выделяемых  финансовых  средств уточняет показатели
выполнения  Программы  и  затраты  на  реализацию  ее  мероприятий,
механизм реализации Программы и состав исполнителей;
     составляет   организационно-финансовый   план  мероприятий  по
реализации Программы;
     подготавливает   с   учетом   хода   реализации   Программы  и
представляет   ежегодно  в  установленном  порядке  в  Министерство
экономического  развития  и  торговли  Российской Федерации сводную
бюджетную   заявку   на  финансирование  мероприятий  Программы  на
очередной год;
     представляет   в   Министерство   экономического   развития  и
торговли   Российской   Федерации   статистическую,   справочную  и
аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
     представляет  в  Министерство  финансов Российской Федерации и
Министерство   экономического   развития   и   торговли  Российской
Федерации   сведения   о   заключенных   со   всеми   исполнителями
мероприятий   Программы   государственных   контрактах   либо  иных
гражданско-правовых  договорах  на  финансирование этих мероприятий
за  счет  средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и
поставку продукции для федеральных государственных нужд;
     представляет    ежегодно,   до   1 февраля,   в   Министерство
экономического   развития   и   торговли   Российской  Федерации  и
Министерство  финансов  Российской Федерации по установленной форме
доклад  о  ходе  реализации  Программы,  достигнутых  результатах и
эффективности использования финансовых средств;
     инициирует   при   необходимости   экспертные   проверки  хода
реализации отдельных мероприятий Программы;
     вносит  в  Министерство  экономического  развития  и  торговли
Российской  Федерации  и Министерство финансов Российской Федерации
предложения  о  корректировке, продлении срока реализации Программы
либо о прекращении ее выполнения (при необходимости);
     по   завершении   Программы   представляет   в   Правительство
Российской   Федерации,   Министерство  экономического  развития  и
торговли  Российской  Федерации  и Министерство финансов Российской
Федерации  доклад  о  выполнении  Программы,  включая эффективность
использования финансовых средств за весь период ее реализации.
     Государственные  заказчики  Программы  с  участием  Российской
академии наук:
     участвуют        в        составлении        детализированного
организационно-финансового    плана   мероприятий   по   реализации
Программы;
     в  случае  сокращения объема финансирования работ по Программе
за  счет  средств федерального бюджета разрабатывают дополнительные
меры  по привлечению средств внебюджетных источников для достижения
результатов,  характеризуемых  целевыми  индикаторами  Программы, в
установленные  сроки  и при необходимости разрабатывают предложения
по их корректировке;
     разрабатывают  перечень  целевых индикаторов и показателей для
мониторинга реализации мероприятий Программы;
     обеспечивают  эффективное использование средств, выделяемых на
реализацию Программы;
     организуют  ведение  ежеквартально  отчетности  по  реализации
Программы, а также мониторинг ее мероприятий;
     организуют   экспертные  проверки  хода  реализации  отдельных
мероприятий Программы;
     осуществляют     управление     деятельностью     исполнителей
мероприятий Программы;
     осуществляют  отбор  на  конкурсной  основе исполнителей работ
(услуг),  поставщиков  продукции  по  соответствующим  мероприятиям
Программы,   заключение   государственных   контрактов   либо  иных
гражданско-правовых договоров;
     организуют   применение   информационных  технологий  в  целях
управления  и  контроля за ходом реализации Программы, размещение в
сети  Интернет  текста  Программы,  нормативных  правовых  актов по
управлению  реализацией Программы и контролю за ходом выполнения ее
мероприятий,  а  также  материалов  о ходе и результатах реализации
Программы;
     согласуют    с    государственным   заказчиком - координатором
Программы   и  заинтересованными  участниками  Программы  возможные
сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
     представляют     государственному     заказчику - координатору
Программы  статистическую,  справочную  и  аналитическую информацию
о ходе реализации мероприятий Программы;
     при  необходимости  представляют  государственному заказчику -
координатору  Программы  предложения  о  продлении срока реализации
Программы либо о ее прекращении;
     представляют    ежегодно,   до   15 января,   государственному
заказчику -  координатору Программы по установленной форме доклад о
ходе  выполнения  работ  по  Программе,  достигнутых  результатах и
эффективности использования финансовых средств.
     В  целях  обеспечения  согласованных  действий  при реализации
Программы   создается   координационный   совет,   формируемый   из
представителей       государственного      заказчика - координатора
Программы,    государственных   заказчиков,   федеральных   органов
исполнительной  власти,  научных  организаций,  учреждений  высшего
профессионального образования, независимых экспертов.
     Координационный  совет возглавляет Министр образования и науки
Российской  Федерации  или  один  из  его заместителей. Положение о
координационном   совете   и   его  состав  утверждаются  Министром
образования   и   науки  Российской  Федерации.  Организационное  и
методическое  сопровождение  деятельности  координационного  совета
осуществляет    Министерство   образования   и   науки   Российской
Федерации.
     Координационный совет осуществляет следующие функции:
     выработка  предложений  по  тематике  и объемам финансирования
заказов  на  поставки  товаров, выполнение работ и оказание услуг в
рамках мероприятий Программы;
     рассмотрение   материалов   о   ходе   реализации  мероприятий
Программы;
     организация   проверок   выполнения   мероприятий   Программы,
целевого и эффективного использования финансовых средств;
     подготовка   рекомендаций   по  более  эффективной  реализации
мероприятий    Программы    с   учетом   хода   ее   выполнения   и
социально-экономического развития Российской Федерации;
     рассмотрение  результатов  экспертизы  содержания  и стоимости
мероприятий,    предлагаемых    для    реализации    в    очередном
финансовом году.
     Дирекция    Программы    является    бюджетным    учреждением,
формируемым  государственным  заказчиком - координатором Программы,
и   финансируется   за   счет  средств,  выделяемых  на  реализацию
Программы.
     Дирекция Программы осуществляет следующие основные функции:
     собирает  и  систематизирует  статистическую  и  аналитическую
информацию о реализации мероприятий Программы;
     организует  по  поручению государственных заказчиков Программы
экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
     организует  независимую  оценку показателей результативности и
эффективности   мероприятий   Программы,  их  соответствия  целевым
индикаторам и показателям;
     внедряет   информационные   технологии   и   обеспечивает   их
применение  в  целях управления реализацией Программы и контроля за
ходом     выполнения     мероприятий     Программы,    осуществляет
информационное   обеспечение   специализированного   сайта  в  сети
Интернет.
     Дополнительными  функциями по управлению реализацией Программы
дирекция    Программы    может    быть   наделена   государственным
заказчиком - координатором  Программы  на  договорной  возмездной и
(или) безвозмездной основе.
     До  начала  реализации  Программы  Министерство  образования и
науки  Российской  Федерации  утверждает  положение  об  управлении
реализацией Программы, в котором определяются:
     порядок    формирования    организационно-финансового    плана
мероприятий по реализации Программы;
     механизмы  корректировки мероприятий Программы и их ресурсного
обеспечения в ходе реализации Программы;
     процедуры   обеспечения  публичности  (открытости)  информации
о показателях   и   целевых  индикаторах,  результатах  мониторинга
реализации  Программы,  ее мероприятиях и об условиях участия в них
исполнителей,   а   также   о   проводимых  конкурсах  и  критериях
определения победителей.


                           ____________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
     к Концепции федеральной целевой программы
     "Развитие инфраструктуры  наноиндустрии
     в Российской Федерации на 2008-2010 годы"


  Целевые индикаторы реализации мероприятий федеральной целевой программы
       "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации
                             на 2008-2010 годы"

---------------------------------------------------------------------------------
                    Индикаторы                       |  Единица   |2008|2009|2010
                                                     | измерения  |год |год |год
---------------------------------------------------------------------------------
1. Удельный вес                             научных,  процентов    40   70   90
   инновационно-технологических,   внедренческих   и
   коммерческих   организаций,   имеющих   доступ  к
   различным       составляющим       инфраструктуры
   наноиндустрии,    в    общем   числе   российских
   организаций,   участвующих    в    исследованиях,
   разработках      и     производстве     продукции
   наноиндустрии

2. Удельная оснащенность  (стоимость   оборудования)  тыс. рублей  420  650  860
   одного  сотрудника,  занятого  в  исследованиях и
   разработках      в      рамках       национальной
   нанотехнологической сети

3. Средний возраст     научного    и    специального  лет          12   8    5
   оборудования,  приборов  и   устройств   головных
   организаций   отраслей   в  составе  национальной
   нанотехнологической сети

4. Количество организаций,              использующих  единиц       70   100  120
   исследовательское,        метрологическое       и
   технологическое     оборудование     в     режиме
   коллективного пользования

5. Доля молодых ученых (специалистов),  работающих в  процентов    40   60   80
   научных,    инновационных,    внедренческих     и
   коммерческих организациях - участниках Программы

6. Количество созданных   новых   рабочих  мест  для  единиц       500  1500 2500
   высококвалифицированных работников

7. Число студентов  и  аспирантов,  привлеченных   к  человек      100  150  200
   работе     (прошедших    практику)    на    новом
   нанотехнологическом оборудовании


                               _____________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
     к Концепции федеральной целевой программы
     "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в
     Российской Федерации на 2008-2010 годы"


        Объемы финансирования федеральной целевой программы
              "Развитие инфраструктуры наноиндустрии
             в Российской Федерации на 2008-2010 годы"

                         (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------------------------------------------
                      |2008-2010   |         В том числе
                      |годы - всего+-------------------------------
                      |            | 2008 год|2009 год | 2010 год
-------------------------------------------------------------------
Средства федерального  24944,6      9536,2    7925,4    7483
бюджета - всего

  в том числе:

капитальные вложения   15245,6      6782,2    4653,4    3810

прочие нужды           9699         2754      3272      3673

Средства внебюджетных  2788,4       1071,3    884,3     832,8
источников - всего

  в том числе:

капитальные вложения   1680,1       746       515       419,1

прочие нужды           1108,3       325,3     369,3     413,7

Всего по Программе     27733        10607,5   8809,7    8315,8

  в том числе:

капитальные вложения   16925,7      7528,2    5168,4    4229,1

прочие нужды           10807,3      3079,3    3641,3    4086,7


                           ____________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
     к Концепции федеральной целевой программы
     "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в
     Российской Федерации на 2008-2010 годы"


                                  Объем финансирования мероприятий федеральной целевой программы
                         "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы"
                                                         по направлениям

                                                                                        (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
           |      2008-2010 годы          |         2008 год            |           2009 год         |          2010 год
           +------------------------------+-----------------------------+----------------------------+----------------------------
           |       |    в том числе       |        |   в том числе      |       |    в том числе     |       |    в том числе
           |       +----------------------|        +--------------------|       +--------------------|       +--------------------
Направления|       |  средства    |       |        | средства   |       |       |  средства  |       |       |  средства  |
реализации |       |федерального  |средст-|        |федерально- |средст-|       |федерального|средст-|       |федерального|средст-
мероприятий|       |  бюджета     |  ва   |        |го бюджета  |  ва   |       |  бюджета   |  ва   |       |  бюджета   |  ва
 Программы | всего +--------------|внебюд-| всего  +------------|внебюд-| всего +------------|внебюд-| всего +------------|внебюд-
           |       |        |про- |жетных |        | капи- |про-|жетных |       | капи- |про-|жетных |       |капи- |про- |жетных
           |       | капи-  |чие  |источ- |        |тальные|чие |источ- |       | таль- |чие |источ- |       |таль- |чие  |источ-
           |       |тальные |нуж- | ников |        |вложе- |нуж-| ников |       | ные   |нуж-| ников |       |ные   |нуж- | ников
           |       |вложения| ды  |       |        |  ния  | ды |       |       |вложе- |ды  |       |       |вложе-|ды   |
           |       |        |     |       |        |       |    |       |       | ния   |    |       |       |ния   |     |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Развитие 16925,7 15245,6  -     1680,1  7528,2   6782,2  -    746     5168,4  4653,4  -    515     4229,1  3810   -     419,1
приборно-
инструмен-
тальной
составля-
ющей
инфраст-
руктуры
нано-
индустрии

2. Развитие 5618,8  -        4767  851,8   1516,3   -       1270 246,3   1911,3  -       1622 289,3   2191,2  -      1875  316,2
информа-
ционно-
аналити-
ческой
составля-
ющей
инфраст-
руктуры
нано-
индустрии

3. Развитие 4571,5  -        4315  256,5   1404     -       1325 79      1533    -       1453 80      1634,5  -      1537  97,5
методи-
ческой
составля-
ющей
инфраст-
руктуры
нано-
индустрии

4. Обеспе-  617     -        617   -       159      -       159  -       197     -       197  -       261     -      261   -
чение
управления
Программой
и содер-
жание
дирекции
Программы

Итого по    27733   15245,6  9699  2788,4  10607,5  6782,2  2754 1071,3  8809,7  4653,4  3272 884,3   8315,8  3810   3673  832,8
Программе


                                                           ____________



Информация по документу
Читайте также