Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 396-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тиханова
     Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав
        частью второй статьи 1 Закона Российской Федерации
 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
    проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
                            местностях"

     город Москва                              21 декабря 2004 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя    В.Д.Зорькина,   судей   М.В.Баглая,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,  Н.В.Селезнева,
А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
     рассмотрев по  требованию  гражданина  В.В.Тиханова  вопрос  о
возможности  принятия  его  жалобы  к  рассмотрению   в   заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,

                        у с т а н о в и л:

     1. В    жалобе     гражданина     В.В.Тиханова    оспаривается
конституционность части второй статьи 1 Закона Российской Федерации
от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц,  работающих и проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях", в соответствии с которой гарантии и
компенсации предоставляются военнослужащим,  уволенным по  возрасту
или  в  связи  с  сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации,
лишь  в  случаях,  предусмотренных  данным   Законом.   По   мнению
заявителя,  названная  норма  ущемляет его конституционное право на
пенсионное обеспечение и тем самым противоречит  статьям  7  (часть
2),  15 (части 1 и 4), 17 ( часть 1), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1
и 3) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
     Как следует  из представленных материалов,  после увольнения в
1988  году, т. е.  задолго  до  принятия  названного   Закона,   из
Вооруженных  Сил  СССР В.В.Тиханов начал получать пенсию за выслугу
лет, выплачиваемую в настоящее время на основании Закона Российской
Федерации  от  12  февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
Государственной  противопожарной  службе,  органах  по  контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  учреждениях
и   органах   уголовно-исполнительной   системы,  и  их  семей"  (с
последующими изменениями и дополнениями).
     Центр социального  обеспечения при военном комиссариате города
Санкт-Петербурга  письмом  от   22   января   2002   года   отказал
В.В.Тиханову в просьбе о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом
районного коэффициента в соответствии с  частью  второй  статьи  31
Закона   Российской   Федерации   "О  государственных  гарантиях  и
компенсациях для лиц,  работающих и проживающих в районах  Крайнего
Севера  и  приравненных  к  ним местностях",  не согласившись с его
утверждением,  что военная служба в течение 10 лет и  2  месяцев  в
районах   Крайнего   Севера  на  атомных  подводных  лодках  должна
относиться к  работе,  предусмотренной  Списком  N  1  производств,
работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на
работах  с  особо  вредными  и  особо  тяжелыми  условиями   труда,
занятость  в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости)
на льготных условиях (утвержден постановлением  Кабинета  Министров
СССР от 26 января 1991 года N 10).
     Подтверждая законность  и   обоснованность   данного   отказа,
Октябрьский  суд  Адмиралтейского  района  города  Санкт-Петербурга
(решение  от  17  февраля  2003  года,  оставленное  без  изменения
определением     судебной    коллегии    по    гражданским    делам
Санкт-Петербургского городского суда от 14 мая 2003  года)  исходил
из  того,  что  регламентирующий  вопросы  пенсионного  обеспечения
раздел VI Закона Российской Федерации "О государственных  гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" не содержит указаний на то,
что   его   положения   (в   том   числе   положения   статьи   31)
распространяются на военнослужащих.
     Секретариат Конституционного   Суда   Российской  Федерации  в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона
"О  Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  ранее  уведомлял
заявителя о том,  что данная жалоба  не  соответствует  требованиям
названного Закона.
     2. Конституционный   Суд    Российской    Федерации,    изучив
представленные  В.В.Тихановым  материалы,  не находит оснований для
принятия ее жалобы к рассмотрению.
     Конституция Российской  Федерации,  в  соответствии  с  целями
социального государства (статья  7,  часть  1)  гарантируя  каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери  кормильца,  для  воспитания  детей  и   в   иных   случаях,
установленных  законом  (статья 39,  часть 1),  относит определение
условий и порядка реализации данного конституционного права,  в том
числе  установление  видов пенсий,  оснований приобретения права на
них отдельными категориями граждан  и  правил  исчисления  размеров
пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
     Действие Закона  Российской   Федерации   "О   государственных
гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,  работающих  и  проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях",  согласно
части первой его статьи 1,  распространяется на лиц,  работающих по
найму  (т. е. на  основании  трудового  договора)   постоянно   или
временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера  и
приравненных к ним местностях,  независимо от форм собственности, и
лиц,  проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим,
уволенным по возрасту или в связи  с  сокращением  Вооруженных  Сил
Российской  Федерации,  как  следует из части второй той же статьи,
гарантии   и   компенсации   предоставляются   лишь   в    случаях,
предусмотренных данным Законом.
     Право на   перерасчет   пенсий   с    применением    районного
коэффициента   для     военнослужащих   названный    Закон       не
предусматривает - его статья  31  предоставляет  это  право  лицам,
проработавшим  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к ним
местностях соответственно не менее 15 и 20  календарных  лет,  либо
проработавшим  на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев по Списку
N 1 мужчинам  и  не  менее 5 лет - женщинам (Федеральным законом от
22 августа  2004 года  N 122-ФЗ,  вступающим в силу с 1 января 2005
года, эта статья, как и другие, касающиеся пенсионного обеспечения,
признаны утратившими силу).
     Пенсии таким гражданам (в том числе пенсии по старости в связи
с  особыми  условиями  труда)  назначались   по   действовавшему до
1 января 2002 года Закону Российской Федерации от  20  ноября  1990
года   "О   государственных  пенсиях  в  Российской  Федерации"  (в
настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года
"О  трудовых  пенсиях  в  Российской Федерации"),  который увязывал
право  на  пенсионное  обеспечение  по   старости   с   достижением
определенного  возраста,  как  правило даже при назначении пенсии в
связи  с  особыми  условиями  труда,   и   наличием   установленной
продолжительности  общего  и  (или)  специального  трудового стажа,
закреплял определенный  порядок  исчисления  пенсий,  повышения  их
минимальных   и  максимальных  размеров  гражданам,  проживающим  в
районах,  где к заработной плате установлены районные коэффициенты,
а  также  сохранения  назначенной  с  учетом районного коэффициента
пенсии по старости в связи с работой на  Крайнем  Севере  в  случае
выезда  пенсионера  на  новое постоянное место жительства.  Так,  в
соответствии с пунктом "а" части первой его  статьи  12  пенсии  по
старости   в  связи  с  особыми  условиями  труда  по  Списку  N  1
назначались мужчинам по достижении 50 лет  при  наличии  у  них  не
менее  20  лет  общего  трудового  стажа и не менее 10 лет стажа на
подземных работах,  на работах  с  вредными  условиями  труда  и  в
горячих цехах.
     Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным
законом    -   Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах  внутренних  дел,  Государственной  противопожарной службе,
органах  по  контролю   за   оборотом   наркотических   средств   и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы,  и их  семей",  которым  определяются  условия  назначения
пенсий,  порядок  их  исчисления  и размеры,  отличающиеся - в силу
специфики   военной   службы   как   особого    вида    федеральной
государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий:
пенсии за выслугу  лет,  как  правило,  назначаются  при  требуемой
выслуге   военной   службы   независимо  от  возраста,  их  размеры
значительно выше размеров трудовых пенсий  и  подлежат  перерасчету
при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
     Частью третьей  статьи  48  названного  Закона   (в   редакции
Федерального  закона  от  10  января 2002 года) предусмотрено,  что
военным пенсионерам,  прослужившим  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных  к  ним  местностях  соответственно  не  менее 15 и 20
календарных лет,  проживающим в местностях,  где к заработной плате
рабочих   и   служащих   районный  коэффициент  не  установлен  или
установлен в меньшем размере,  чем по последнему месту службы  этих
лиц  в  районах  Крайнего  Севера  и приравненных к ним местностях,
пенсии,  назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с
применением   районного   коэффициента   (его   предельный   размер
составляет 1,5) независимо  от  времени  обращения  за  назначением
пенсии.
     С учетом перечисленных  различий  пенсий  за  выслугу  лет  на
военной службе и трудовых пенсий,  назначаемых на общих основаниях,
установленная в законах  Российской  Федерации  "О  государственных
гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,  работающих  и  проживающих в
районах Крайнего  Севера  и   приравненных   к  ним  местностях"  и
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних  дел,  Государственной  противопожарной  службе,
органах   по   контролю   за   оборотом   наркотических  средств  и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы,  и  их  семей"  дифференциация  правил исчисления пенсий с
применением районного  коэффициента  на  основании,  в  том  числе,
такого  критерия,  как  работа  по  трудовому  договору или военная
служба  в  районах  Крайнего  Севера,  сама  по   себе   не   может
рассматриваться  как  нарушение конституционного принципа равенства
(статья 19,  части 1 и 2,  Конституции  Российской  Федерации)  при
реализации  военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции
Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.
     Доводы, приведенные В.В.Тихановым в обоснование своей позиции,
свидетельствуют  о  том,  что  фактически  им  ставится  вопрос   о
необходимости  расширения  круга  военнослужащих,  имеющих право на
исчисление  пенсии  за  выслугу   лет   с   применением   районного
коэффициента.   Решение   этого  вопроса  относится  к  компетенции
законодателя,  а не к полномочиям Конституционного Суда  Российской
Федерации.
     Исходя из изложенного и руководствуясь  частью  второй  статьи
40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями   96   и   97    Федерального    конституционного   закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  жалобы   гражданина
Тиханова Виктора Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",  в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой,  и поскольку разрешение  поставленного  в  ней  вопроса
Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 396-О


Информация по документу
Читайте также