Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 1193-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 15 августа 2008 г. N 1193-р
                             г. Москва


     1. Одобрить прилагаемую Концепцию действий на рынке  труда  на
2008-2010 годы.
     2. Минздравсоцразвития России разработать  в  3-месячный  срок
совместно  с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и внести в Правительство Российской Федерации  проект  плана
мероприятий  по  реализации  Концепции  действий  на рынке труда на
2008-2010 годы.
     3. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке
и  осуществлении  мероприятий,  оказывающих воздействие на развитие
рынка труда,  руководствоваться Концепцией действий на рынке  труда
на 2008-2010 годы.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     __________________________



     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 15 августа 2008 г.
     N 1193-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
             действий на рынке труда на 2008-2010 годы

           I. Предпосылки разработки Концепции действий
                 на рынке труда на 2008-2010 годы

     1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации
                    и перспективы его ускорения

     В Российской Федерации сформировались к  2008  году  тенденции
устойчивого  социально-экономического  роста.  В  2007 году прирост
валового внутреннего продукта  составил  8,1  процента,  при  росте
инвестиций в основной капитал - 21,1 процента.
     Структурная перестройка экономики, рост инвестиций и повышение
потребительского   спроса  обусловили  повышение  спроса  на  труд.
Численность  занятых  в  экономике  возросла за  2003-2007  годы  с
66 млн. человек до 70,6 млн. человек. Общая численность безработных
за указанный период сократилась с 6,2  млн.  человек  до  4,6  млн.
человек.
     В 2008-2010   годах    прогнозируется    стабильный    прирост
инвестиций,  ожидаемый  как  за  счет  частного  капитала,  так и в
результате  государственных  вложений.  Предполагается  продолжение
роста иностранных инвестиций в экономику страны.
     Перечисленные    выше    макроэкономические    факторы   будут
способствовать  дальнейшему  увеличению объемов производства и, как
следствие, росту потребности работодателей в рабочей силе.
     Приоритетными задачами    социально-экономической    политики,
направленной  на  развитие  рынка  труда,  повышение  эффективности
действующих и создание новых рабочих мест, являются:
     реализация инвестиционных   и   инновационных    проектов    в
высокотехнологичных сферах экономики;
     формирование и развитие производственных  кластеров,  а  также
развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
     развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной
сферы и агропромышленного комплекса;
     создание  и  совершенствование  рыночных  институтов,  а также
развитие малого предпринимательства.
     В связи   с   этим   возникает    необходимость    обеспечения
модернизируемых  и  вновь  создаваемых  рабочих  мест  необходимыми
квалифицированными кадрами.
     Предстоящее вступление   Российской   Федерации  во  Всемирную
торговую  организацию  и  открытие  внутреннего  рынка  страны  для
иностранных    компаний   потребует   от   российских   организаций
существенного повышения качества выпускаемых товаров и  оказываемых
услуг.
     Для обеспечения конкурентоспособности российских организаций в
новых   условиях   необходима   реструктуризация  и  диверсификация
отраслей экономики,  что повлечет за  собой  изменение  сложившейся
структуры  занятости  населения  и будет сопровождаться сокращением
неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением
сферы  услуг,  развитием  инновационных  направлений деятельности и
возникновением новых профессий.
     В связи   с   процессами   глобализации  экономики  обострится
конкуренция  за  квалифицированную  рабочую  силу.  Наблюдаемые   в
западноевропейских  странах  негативные  демографические  тенденции
предположительно обусловят  повышение  спроса  в  этих  странах  на
рабочую силу из стран Союза Независимых Государств,  в том числе из
Российской Федерации.

            2. Перспективные демографические тенденции

     В связи  с  реализацией  Концепции  демографической   политики
Российской  Федерации  на период до 2025 года,  утвержденной Указом
Президента Российской Федерации  от  9  октября  2007  г.  N  1351,
ожидается  улучшение  демографической ситуации в 2008-2010 годах за
счет  роста  числа  родившихся,  снижения  смертности  населения  и
увеличения миграционного прироста.
     Вместе с  тем  вследствие   изменения   возрастной   структуры
населения  тенденция снижения численности населения трудоспособного
возраста сохранится.
     Ожидаемые  рост  рождаемости  и  старение населения приведут к
выходу  с  рынка труда молодых женщин в связи с рождением ребенка и
лиц старшего возраста.
     По среднесрочному прогнозу в  2010  году  численность  граждан
трудоспособного  возраста  составит  87,6 млн.  человек,   что   на
2,6 млн. человек (на 2,9 процента) меньше, чем в 2006 году.
     Сокращение численности   населения  трудоспособного  возраста,
являясь причиной возникновения дефицита трудовых  ресурсов,  станет
существенным   ограничением  для  ускорения  темпов  экономического
роста.

       3. Территориальные диспропорции спроса и предложения
                          на рынке труда

     Усугублению проблемы  дефицита  трудовых ресурсов способствует
современное  распределение  производительных  сил  в  сочетании   с
локализацией   региональных  рынков  труда  и  низкой  мобильностью
рабочей силы.
     В настоящее    время    распределение   производительных   сил
характеризуется следующими тенденциями:
     концентрация спроса  и  предложения рабочей силы в центральных
районах  страны.  В  организации  субъектов  Российской   Федерации
Центрального федерального округа в I квартале 2008 г.  были приняты
на  работу  свыше  730  тыс.  человек,  или  26,8  процента   общей
численности  вновь принятых работников в Российской Федерации.  При
этом  около  380  тыс.  рабочих  мест  в  организациях   оставались
вакантными (3,7 процента списочной численности работников).  В 2007
году миграционный прирост населения  в  округе  составил  162  тыс.
человек,  из  них  почти  70 тыс. человек в Московской обл. и более
50 тыс. человек в г. Москве;
     отток трудоспособного  населения  из районов Сибири и Дальнего
Востока.  За 2002-2007 годы из этих районов выбыло свыше  740  тыс.
человек,   из   которых  около  75  процентов  составляли  граждане
трудоспособного возраста;
     значительное превышение  предложения  рабочей силы над спросом
на нее в республиках Северного Кавказа.  В 2007 году  в  Республике
Дагестан,  Республике  Ингушетия  и  Чеченской  Республике не имели
работу от  20  до  50  процентов  трудоспособного  населения.  Доля
длительно  безработных  в указанных республиках составляет свыше 60
процентов.
     Таким образом,  дезинтеграционные  процессы  на  рынке труда в
отдельных субъектах Российской Федерации  обусловливают  сохранение
очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов страны
наблюдается нехватка рабочей силы.

         4. Структурные диспропорции спроса и предложения
                          на рынке труда

     Модернизация производства,    расширение    применения   новых
наукоемких  технологий  и  их   развитие   приводят   к   изменению
профессионально-квалификационной  структуры  спроса на рынке труда,
повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
     Несоответствие структуры     профессионального     образования
актуальным   и   перспективным   потребностям   рынка   труда    по
квалификационному  уровню  и  профессиональной  структуре привели к
нехватке   квалифицированных   кадров   по   ряду    профессий    и
специальностей.
     Структура профессионального  образования  смещена   в   пользу
высшей  школы.  С  начала  90-х  годов  число  вузов  в  Российской
Федерации возросло в 2 раза,  а численность студентов - в 2,6 раза.
Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения
в настоящее время составляет 27,8 процента.  В то же время спрос на
квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным
и продолжает возрастать.
     Несбалансированность объемов     и     профилей     подготовки
специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев  усугубляют
проблемы  трудоустройства  выпускников  образовательных  учреждений
(особенно коммерческого сектора профессионального образования).
     Из 1,7 млн.  студентов,  поступивших в вузы в 2007 году,  лишь
569  тыс.  человек  (33,5  процента)  проходят  обучение  за   счет
бюджетных  средств  с преимуществом трудоустройства после окончания
обучения. В настоящее время около 834 тыс. человек (37,9 процента),
окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте
до 29 лет являются безработными.
     В этой   связи  профессиональная  ориентация  молодежи  должна
играть  более  существенную  роль  при   формировании   спроса   на
образовательные   услуги,  обусловливая  тем  самым  более  высокую
занятость выпускников образовательных учреждений  и  обеспеченность
экономики необходимыми кадровыми ресурсами.
     Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к  оттоку
квалифицированных  кадров  в  другие  сектора  экономики,  снижению
спроса  на  профессиональное   образование   по   низкооплачиваемым
специальностям   и  невозможности  восполнить  кадровый  дефицит  в
перспективе.
     В свою   очередь,   низкое  качество  рабочих  мест  оказывает
негативное влияние на функционирование рынка  труда  и  приводит  к
высокой  текучести и нехватке рабочей силы на работах,  связанных с
тяжелым физическим трудом,  вредными и опасными условиями труда,  к
потере  кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и
профессиональными заболеваниями.
     Уровень травматизма  со  смертельным  исходом  на производстве
ежегодно  сокращается  (за  2007  год  от  несчастных  случаев   на
производстве  погибли  2,9  тыс.  человек,  за  2005 год - 3,1 тыс.
человек),  однако он существенно превышает аналогичные показатели в
европейских странах.
     Продолжается рост   численности   работников,    занятых    на
производстве  в  условиях,  не  отвечающих  санитарно-гигиеническим
нормам.  С 1997 по 2006 год этот показатель вырос с  17,1  до  24,9
процента.

    II. Цели, задачи и приоритетные направления государственной
           политики в области регулирования рынка труда

     Концепцией действий  на  рынке  труда   на   2003-2005   годы,
одобренной  распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 6
мая 2003 г.  N 568-р,  в качестве ключевой  задачи  государственной
политики  в  области  регулирования  рынка  труда  была  определена
реализация  мер   в   социально-трудовой   сфере,   позволяющих   в
последующем  в  качественно  новых  экономических условиях повысить
эффективность занятости населения.
     Основываясь на  принципе  преемственности стратегической цели,
государственная политика в  области  регулирования  рынка  труда  в
2008-2010    годах   будет   направлена   на   создание   правовых,
экономических   и   институциональных   условий    для    повышения
эффективности занятости населения.
     Основными задачами   государственной   политики   в    области
регулирования рынка труда являются:
     содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение
своими   способностями   к  труду  и  достойный  труд  по  свободно
выбранному роду деятельности и профессии;
     обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
     обеспечение соблюдения прав  в  области  охраны  труда  и  его
оплаты,  а  также  предотвращение нарушений прав трудящихся,  в том
числе дискриминации в сфере труда;
     содействие   обеспечению   работодателей   рабочей   силой   в
необходимом количестве и требуемой квалификации.
     Решение задач  по содействию занятости населения и обеспечению
экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами
предусматривается    обеспечить   путем   повышения   эффективности
функционирования  рынка  труда  при  соблюдении  трудовых  прав   и
гарантий для граждан Российской Федерации.
     С    этой   целью   предполагается   проведение   модернизации
механизмов  реализации  государственной  политики  на рынке труда и
внедрение  инновационных  методов  государственного регулирования в
области содействия занятости населения.
     Приоритетными   направлениями   государственной   политики   в
области регулирования рынка труда являются:
     совершенствование законодательства  Российской   Федерации   в
области содействия занятости населения;
     совершенствование   системы   мониторинга   и  прогнозирования
ситуации на рынке труда;
     обеспечение  сбалансированности  профессионального образования
и спроса на рабочую силу;
     развитие региональных рынков труда и повышение территориальной
мобильности рабочей силы;
     развитие кадрового потенциала;
     оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
     стимулирование экономической активности населения;
     повышение качества рабочих мест.

      III. Основные направления по реализации государственной
           политики в области регулирования рынка труда

    1. Совершенствование законодательства Российской Федерации
             в области содействия занятости населения

     Совершенствование законодательства   Российской   Федерации  в
области содействия занятости населения должно отвечать  современным
тенденциям   в  социально-трудовой  сфере  в  связи  с  углублением
различий в содержании труда и формах его  организации  в  различных
секторах  экономики,  обусловленных  диверсификацией  производства,
проведением    структурных    реформ,     а     также     созданием
высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.
     Расширение гибких  форм  организации   труда,   способствующее
спросу   на   рабочую   силу  и  сокращению  неформального  сектора
экономики,  предусматривается одновременно  подкреплять  мерами  по
обеспечению соблюдения законодательных норм.
     Совершенствование законодательства  Российской   Федерации   в
области  содействия  занятости  населения  будет  осуществляться по
следующим приоритетным направлениям:
     гармонизация  законодательства  Российской Федерации в области
содействия занятости населения с международными нормами;
     совершенствование законодательства   Российской   Федерации  в
целях  повышения  гибкости   российского   рынка   труда,   включая
законодательное   регулирование  возникающих  новых  форм  трудовых
отношений;
     совершенствование разграничения     полномочий     в     сфере
регулирования   рынка    труда    между    федеральными    органами
государственной  власти,  органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления;
     совершенствование механизма     реализации     государственных
гарантий  по  трудоустройству   безработных   граждан,   обладающих
недостаточной  конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих
трудности при трудоустройстве,  включая инвалидов и женщин, имеющих
малолетних детей;
     нормативно-правовое   обеспечение  внедрения  профессиональных
стандартов;
     реформирование системы  государственной  социальной  поддержки
безработных  граждан  с  целью стимулирования их к активному поиску
работы.

             2. Совершенствование системы мониторинга
             и прогнозирования ситуации на рынке труда

     Для решения  задач  государственного регулирования рынка труда
необходимы проведение регулярного мониторинга спроса и  предложения
рабочей  силы  и  разработка прогноза спроса и предложения на рынке
труда Российской Федерации.
     Предполагается осуществление  мониторинга  ситуации  на  рынке
труда по следующим направлениям:
     определение профессионально-квалификационной         структуры
перспективной потребности работодателей в рабочей силе;
     определение величины     и    профессионально-квалификационной
структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в
связи  с  реализацией  стратегий социально-экономического развития,
федеральных и региональных целевых программ,  а  также  реализацией
приоритетных национальных проектов;
     определение величины    и     профессионально-квалификационной
структуры   предложения  рабочей  силы  на  рынке  труда  с  учетом
изменения  демографической   ситуации   и   сложившейся   структуры
профессионального образования.
     На основе результатов  мониторинга  ситуации  на  рынке  труда
предусматривается  разработка  на  федеральном  уровне  и на уровне
субъектов  Российской  Федерации  прогнозов  спроса  и  предложения
рабочей       силы      на      рынке      труда      в      рамках
профессионально-квалификационных   групп,    видов    экономической
деятельности,   а   также   укрупненных   групп   специальностей  в
соответствии с  Общероссийским  классификатором  специальностей  по
образованию.
     С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на  рынке
труда  предусматривается  осуществлять  планирование мероприятий по
реализации государственной политики в области  регулирования  рынка
труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности
трудовых ресурсов  страны  и  привлечению  иностранных  работников,
уточнение    стратегий    и   планов   развития   профессионального
образования,  разработку   программ   профессиональной   ориентации
населения.
     На  основе  мониторинга ситуации на рынке труда предполагается
формирование  и ведение регистров получателей государственных услуг
в  сфере  занятости  населения,  включающих  сведения о гражданах и
работодателях,  обратившихся  в  государственную  службу  занятости
населения (далее - органы службы занятости).

        3. Обеспечение сбалансированности профессионального
               образования и спроса на рабочую силу

     Для обеспечения  модернизируемых  и  вновь создаваемых рабочих
мест    необходимыми    кадровыми    ресурсами    предусматривается
сбалансировать    структуру    профессионального    образования   и
профессионально-квалификационную структуру спроса на  рабочую  силу
путем реализации следующих мер:
     пересмотр направлений и  уровней  профессиональной  подготовки
рабочих   кадров   и   специалистов  с  учетом  прогноза  спроса  и
предложения рабочей силы на рынке труда с обеспечением соответствия
структуры  профессионального  образования потребностям рынка труда.
Органам  исполнительной  власти  субъектов   Российской   Федерации
необходимо  сосредоточить  внимание на подготовке рабочих кадров по
общеотраслевым профессиям,  потребность в  которых  не  может  быть
удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов. Развитие системы
начального     профессионального     образования     предполагается
ориентировать на решение этой задачи;
     разработка профессиональных     стандартов     по      уровням
профессионального   образования   в  соответствии  с  потребностями
работодателей,  введение которых будет  способствовать  обеспечению
взаимосвязи    рынка   труда   и   профессионального   образования,
определению    качественных    характеристик    запроса    (заказа)
работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов,  а также
сформирует  основу  для  сертификации   персонала,   способствующей
созданию   условий   равного   доступа   граждан   к  отраслевым  и
профессиональным рынкам труда  и  повышению  правовой  защищенности
работников при проведении аттестации;
     разработка целевых   программ   профессиональной    ориентации
молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на
услуги профессионального образования в соответствии с потребностями
рынка труда;
     организация в 2008-2010  годах  информационно-пропагандистских
кампаний  по  повышению престижа рабочих профессий с использованием
средств массовой информации и современных информационных технологий
в  целях  информирования  общества  о  ситуации  на  рынке  труда и
перспективных потребностях экономики в кадрах,  а  также  повышения
профессиональной ориентированности молодежи.

         4. Развитие региональных рынков труда и повышение
             территориальной мобильности рабочей силы

     В целях  развития  региональных  рынков  труда   и   повышения
территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:
     формирование механизмов,  мотивирующих органы  государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации  на  осуществление  мер по
развитию  трудовых  ресурсов,  разработку  и  реализацию   активных
программ содействия занятости населения;
     осуществление  комплекса  мер  по  регулированию рынка труда в
районах  Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий
для  привлечения  в  эти районы квалифицированных трудовых ресурсов
из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
     осуществление   дополнительных   мероприятий   по   содействию
занятости  населения  в  республиках  Северного  Кавказа  на основе
создания    рабочих    мест   в   основных   сферах   экономической
деятельности,  развития  малого предпринимательства и самозанятости
населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;
     осуществление   комплекса   мер  по  устранению  экономических
ограничений,   сдерживающих   перемещение   российских  граждан  по
территории  страны  (иногородних  работников) в целях осуществления
трудовой деятельности;
     использование информационных    коммуникационных   технологий,
позволяющих  гражданам  самим  получать   доступ   к   интересующей
информации   и   прочим   справочным   материалам   о  возможностях
трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями.
     В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей
силы  в  субъекты  Российской  Федерации,   испытывающие   нехватку
трудовых  ресурсов,  необходимо  расширить  доступ  граждан к рынку
жилья на  основе  реализации  приоритетного  национального  проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
     В целях   решения   проблем,   возникающих   при   перемещении
работников   по   стране,   предусматриваются   такие   меры,   как
совершенствование процедуры  их  регистрации  по  месту  временного
пребывания,  обеспечение  временным  жильем,  легализация  трудовой
деятельности и защита трудовых прав,  а  также  доступ  к  объектам
социальной сферы.
     Предполагается расширить содействие  безработным  гражданам  и
членам  их  семей  в  переезде  в  субъекты  Российской  Федерации,
испытывающие  нехватку  рабочей  силы,  в  том  числе  в   сельскую
местность,  в  целях  трудоустройства,  а  также в осуществлении их
профессионального  обучения  по  востребованным  на   рынке   труда
профессиям.   В   этой   связи   необходимо  пересмотреть  перечень
возмещаемых   затрат   и   размеры   оказания   финансовой   помощи
переселяющимся семьям.

                 5. Развитие кадрового потенциала

     Реализация инвестиционных  и инновационных проектов,  развитие
отраслей экономики,  а также реализация  приоритетных  национальных
проектов    потребуют   скоординированных   действий   со   стороны
государства  и  бизнеса  по  созданию  новых  рабочих  мест  и   их
обеспечению кадровыми ресурсами.
     Приоритетными направлениями,  по которым будет  осуществляться
взаимовыгодное  сотрудничество  органов  исполнительной власти всех
уровней с работодателями в  целях  развития  кадрового  потенциала,
являются   привлечение   молодежи  к  освоению  рабочих  профессий,
предотвращение  потерь  квалифицированных   кадров   и   содействие
инициативе   по   сохранению   и   развитию   кадрового  потенциала
организаций.
     Ключевым направлением      взаимовыгодного      сотрудничества
государства  и  бизнеса  должно  стать   привлечение   молодежи   в
учреждения   начального   профессионального   образования  в  целях
освоения  рабочих  профессий  и  последующего   трудоустройства   в
организации, испытывающие нехватку квалифицированных рабочих.
     Основываясь на договорных  принципах,  необходимо  реализовать
интересы   всех   участников   такого  сотрудничества.  Государство
заинтересовано  в   снижении   риска   возникновения   безработицы,
повышении    эффективности    бюджетных   расходов   на   начальное
профессиональное  образование,   работодатель   -   в   обеспечении
производства необходимыми рабочими кадрами в достаточном количестве
и требуемой квалификации,  работники  -  в  реализации  возможности
получения   профессии,   дальнейшего   трудоустройства,   получении
содействия в найме или приобретении жилья.
     В этой   связи   необходимо   принятие   действенных   мер  по
предотвращению   негативных    последствий    реструктуризации    и
банкротства организаций, сопровождаемых значительным высвобождением
рабочей силы.
     Усилия работодателей  должны  быть  направлены  на  участие  в
разработке и осуществлении адресных  проектов,  включающих  в  себя
профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, а
также содействие в переезде высвобождаемых работников и  членов  их
семей в другую местность в целях трудоустройства.
     Со стороны государства предусматривается поощрение и поддержка
инициатив  бизнеса  по  развитию  кадрового потенциала организаций,
включая профессиональную  подготовку,  переподготовку  и  повышение
квалификации персонала на базе организаций.
     Расширение компетенции  работников  путем  освоения  новых   и
смежных     профессий    позволит    существенно    увеличить    их
конкурентоспособность  на  рынке  труда,  что  особенно  важно  для
трудоустройства граждан, которые имеют ограничения трудоспособности
вследствие приобретенных профессиональных  заболеваний  и  трудовая
деятельность которых в прежних условиях нежелательна.
     Одним из        направлений        дальнейшего        развития
частно-государственного партнерства в развитии кадрового потенциала
организаций является участие  бизнеса  в  разработке  и  реализации
отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов.
     В целях  стимулирования  работодателей  к  развитию  кадрового
потенциала    посредством    использования    рыночных   механизмов
предполагается проведение добровольной сертификации организаций  по
результатам   их   деятельности   по   развитию   персонала.  Такая
сертификация  сфокусирует  внимание  владельцев   и   руководителей
бизнеса  на развитие трудовых ресурсов организаций и оценит систему
управления ими.  Добровольную сертификацию предполагается проводить
неправительственными или общественными организациями.
     В условиях ускоряющегося  научного  и  технического  прогресса
работнику  необходимо  предоставить  возможность широкого доступа к
постоянному обновлению знаний и умений,  качественной информации  и
консультациям  относительно  возможностей  получения образования на
протяжении всей жизни,  а также обеспечить максимальное приближение
процесса   обучения   к   потребителю   на   основе   использования
информационных и коммуникационных технологий.

         6. Оптимизация привлечения иностранных работников

     Регулирование процессов    привлечения     и     использования
иностранных  работников  в  Российской  Федерации предусматривается
осуществлять с учетом перспективных потребностей экономики страны и
социальной   сферы   в   трудовых   ресурсах   на  основе  принципа
приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
     На основе  прогноза  потребности  работодателей в рабочей силе
предполагается  сформировать  перечень  дефицитных  профессий,   по
которым не будет квотироваться привлечение иностранных работников.
     В целях защиты интересов российских  граждан  на  рынке  труда
предусматривается    ежегодно    устанавливать    допустимую   долю
иностранных работников,  используемых  в  соответствующих  отраслях
экономики и социальной сфере.
     Решению проблемы обеспечения субъектов  Российской  Федерации,
испытывающих  нехватку  рабочей силы,  квалифицированными трудовыми
ресурсами  способствует  реализация  Государственной  программы  по
оказанию   содействия   добровольному   переселению   в  Российскую
Федерацию соотечественников,  проживающих за рубежом,  утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637.

       7. Стимулирование экономической активности населения

     В условиях  сокращения  численности населения в трудоспособном
возрасте  ключевое  значение  приобретает  способность  максимально
эффективно   использовать   существующий   в  Российской  Федерации
человеческий потенциал,  включая безработных  граждан.  Государство
будет  содействовать  интеграции в рынок труда граждан,  обладающих
недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и  испытывающих
трудности   в  поиске  работы  (инвалиды,  одинокие  и  многодетные
родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов,
выпускники  общеобразовательных учреждений,  ищущие работу впервые,
несовершеннолетние  в  возрасте  от  14   до   18   лет,   граждане
предпенсионного возраста,  потерявшие работу,  женщины, стремящиеся
возобновить трудовую  деятельность  после  перерыва,  связанного  с
рождением и воспитанием детей, граждане, уволенные с военной службы
и члены их  семей,  граждане,  подвергшиеся  воздействию  радиации,
вынужденные переселенцы и другие).
     В отношении   указанных    категорий    безработных    граждан
предусматривается    осуществление    органами   службы   занятости
специальных программ, предусматривающих:
     оказание услуг  по  информированию  о ситуации на рынке труда,
психологической поддержке и профессиональной ориентации;
     профессиональное обучение,     переобучение     и    повышение
квалификации по профессиям (специальностям),  пользующимся  спросом
на рынке труда,  основанные на процедуре профилирования безработных
граждан;
     организацию временных  (общественных)  работ  и  стажировок  в
организациях,  а также оказание материальной  поддержки  участникам
временных (общественных) работ и стажировок;
     содействие  в переезде безработных граждан в другую местность,
в том числе сельскую местность, в целях трудоустройства.
     Предполагается осуществление кардинальных  мер  по  ликвидации
хронической   (застойной)   безработицы,   особенно  в  республиках
Северного Кавказа, созданию условий для привлечения трудоспособного
населения в сельскую местность, способствующих восполнению трудовых
ресурсов и улучшению демографической ситуации в стране.
     Назрела необходимость  пересмотра системы социальной поддержки
безработных граждан,  имея в виду  прекращение  выполнения  функции
государственной  социальной  помощи в виде пособия по безработице и
переход на принципы социальной поддержки, стимулирующие безработных
к активному поиску работы.
     Социальная поддержка  граждан  в  период  безработицы   должна
предоставляться безработным гражданам при условии осуществления ими
активного поиска работы  и  участия  в  специальных  программах  по
содействию  занятости,  а  также иметь ограничение по максимальному
сроку  ее  получения  и  обеспечивать   в   период   ее   получения
удовлетворение основных жизненных потребностей.

                8. Повышение качества рабочих мест

     Решение задач    по    повышению    качества    рабочих   мест
предусматривает  увеличение  оплаты  труда  и   улучшение   условий
трудовой    деятельности    при   конструктивном   и   долгосрочном
взаимодействии социальных партнеров.
     Отраслевые (межотраслевые)     соглашения,     устанавливающие
минимальные  социально-трудовые  гарантии  на  уровне,  позволяющем
привлекать  квалифицированную  рабочую  силу  на  российский  рынок
труда,  а также перспективы поэтапного  повышения  оплаты  труда  и
социальных гарантий, должны составлять основу стратегических планов
и программ развития бизнеса.
     Перспективной задачей   государства,   решение  которой  будет
способствовать росту заработной платы,  в  том  числе  в  бюджетном
секторе,  является  переход  к  отраслевым  системам  оплаты труда,
предполагающим объединение профессий рабочих и должностей  служащих
в   профессионально-квалификационные   группы   в   зависимости  от
требований к уровню образования по каждому виду  деятельности.  Для
каждой  профессионально-квалификационной  группы  будет  установлен
гарантированный уровень оплаты труда.
     В целях  создания  условий  для  безопасного  труда,  снижения
производственного травматизма  и  профессиональной  заболеваемости,
сокращения  нарушений  прав  работников  в области охраны труда,  а
также    повышения    эффективности    мер    по     предупреждению
производственного   травматизма   и   профессиональных  заболеваний
необходимо:
     создание современной   и   эффективной   системы   мониторинга
состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
     повышение эффективности  надзорно-контрольной  деятельности  в
области охраны труда;
     создание новых  средств  индивидуальной  и коллективной защиты
работников,  а  также   приборов   контроля   вредных   и   опасных
производственных факторов;
     совершенствование системы образования в области  охраны  труда
(создание  региональных  центров  по  обучению и стажировке в сфере
охраны труда  и  мобильных  учебных  классов,  а  также  разработка
программ дистанционного обучения);
     совершенствование информационного  обеспечения  и   пропаганды
охраны   труда   (формирование  единой  автоматизированной  системы
мониторинга  производственного   травматизма   и   профессиональной
заболеваемости);
     содействие в улучшении  условий  труда  для  работников  малых
предприятий.

     IV. Совершенствование системы государственного управления
                в области регулирования рынка труда

     Для эффективного  решения  задач  по   обеспечению   экономики
трудовыми  ресурсами  и  содействию  занятости населения необходимо
совершенствовать  государственное  управление  в  сфере   занятости
населения,   предусматривающее   более  широкое  участие  субъектов
Российской Федерации в регулировании рынка труда.
     Передача полномочий  Российской Федерации в области содействия
занятости населения  субъектам  Российской  Федерации  способствует
повышению   эффективности  реализуемых  мероприятий  по  содействию
занятости населения:
     за счет  более  гибкого и адресного механизма финансирования и
оказания государственных  услуг  по  содействию  в  трудоустройстве
безработным   гражданам.   Средства   на  осуществление  переданных
полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации;
     за счет  координации   территориальных   программ   содействия
занятости  населения  с  региональными  стратегиями  и  программами
социально-экономического развития и инвестиционными проектами;
     за счет  возможности  установления  дополнительных  социальных
гарантий и расширения перечня государственных услуг по содействию в
трудоустройстве   безработных   граждан  с  использованием  средств
бюджетов субъектов  Российской  Федерации.  Органы  государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   вправе  дополнительно
направлять собственные средства на  финансирование  мероприятий  по
содействию занятости населения.
     На федеральном     уровне     предполагается     осуществление
нормативно-правового  регулирования,  стратегического планирования,
контроля и надзора за осуществлением органами исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации  переданных  полномочий  в области
содействия занятости населения.
     Федеральными органами исполнительной власти с участием органов
исполнительной    власти     субъектов     Российской     Федерации
предусматривается решение следующих задач:
     мониторинг ситуации на  рынке  труда  в  субъектах  Российской
Федерации   и   разработка   прогноза   спроса   и  предложения  на
региональных       рынках       труда       для        определенной
профессионально-квалификационной группы;
     регулирование распределения трудовых  ресурсов,  разработка  и
реализация  программ  повышения территориальной мобильности рабочей
силы  и  регулирование  привлечения  и  использования   иностранной
рабочей силы;
     разработка  и  реализация программ по информированию населения
о  ситуации  на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи,
а  также  осуществление  проектов,  направленных  на  популяризацию
рабочих профессий.
     В   целях  повышения  гибкости  рынка  труда  заинтересованным
органам    исполнительной    власти    всех    уровней   необходимо
способствовать  дальнейшему  развитию форм и методов оказания услуг
по  содействию  занятости  населения  и  обеспечению  работодателей
рабочей  силой, координации деятельности органов службы занятости и
негосударственных   организаций,   оказывающих   услуги   в   сфере
занятости  населения,  а  также  содействовать формированию единого
информационного  пространства  и  утверждению  стандартов  качества
оказания услуг в области содействия занятости населения.

           V. Ожидаемые результаты реализации Концепции

     Реализация положений,  предусмотренных  настоящей  Концепцией,
позволит  существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской
Федерации,  снизить уровень  общей  безработицы  до  5-6  процентов
экономически активного населения.
     Повышение    гибкости   рынка   труда   будет   способствовать
расширению  возможностей  реализации прав граждан на достойный труд
по свободно выбранному роду деятельности и профессии.
     Повышение   взаимосвязи   рынка   труда   и  профессионального
образования,  а  также  развитие межтерриториальной и межотраслевой
мобильности  трудовых  ресурсов станут одними из важнейших факторов
содействия  обеспечению  работодателей  рабочей силой в необходимом
количестве и требуемой квалификации.
     Предотвращению  дефицита  квалифицированных кадров будут также
способствовать  меры по оптимизации использования труда иностранных
работников   и   привлечению   на  постоянное  место  жительства  в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
     Осуществление специальных     программ     занятости     будет
способствовать  интеграции  в  рынок  труда и эффективной занятости
безработных        граждан,        обладающих         недостаточной
конкурентоспособностью  на рынке труда,  испытывающих трудности при
трудоустройстве.
     Предусмотренное  Концепцией повышение эффективности контроля и
надзора   в   сфере   труда   и  занятости  обеспечит  существенное
сокращение  нарушений  прав  трудящихся  в  области охраны и оплаты
труда, а также предотвращение дискриминации в сфере труда.
     Развитие    механизмов   социального   партнерства   в   целях
содействия  занятости  населения, повышения качества рабочих мест и
совершенствование  системы  оплаты труда будут способствовать росту
уровня  заработной  платы и в конечном счете повышению уровня жизни
населения Российской Федерации.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также