Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 1197-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 15 августа 2008 г. N 1197-р
                             г. Москва


     1. Утвердить   прилагаемую   Концепцию   федеральной   целевой
программы  "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и
систем   жизнеобеспечения   в   сейсмических   районах   Российской
Федерации на 2009-2013 годы".
     2. Определить:
     государственным заказчиком - координатором федеральной целевой
программы "Повышение устойчивости жилых домов,  основных объектов и
систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации
на 2009-2013 годы" (далее - Программа) - Минрегион России;
     государственными   заказчиками  Программы - Минрегион  России,
МВД России, Минобороны России, МЧС России и ФСБ России.
     3. Установить,     что     предельный    (прогнозный)    объем
финансирования  Программы  за  счет  средств  федерального  бюджета
составляет 48000 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
     4. Минрегиону  России  обеспечить разработку проекта Программы
и представить   его   в   установленном   порядке  в  Правительство
Российской Федерации в ноябре 2008 г.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 15 августа 2008 г.
     N 1197-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
       федеральной целевой программы "Повышение устойчивости
    жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
   сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы"

      I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
     Программы приоритетным задачам социально-экономического
                   развития Российской Федерации

     Концепция федеральной     целевой     программы     "Повышение
устойчивости   жилых   домов,   основных    объектов    и    систем
жизнеобеспечения  в  сейсмических  районах  Российской Федерации на
2009-2013  годы"  (далее  соответственно  -  Концепция,  Программа)
разработана   на  основании  положений,  содержащихся  в  Бюджетном
послании  Президента  Российской  Федерации  Федеральному  Собранию
Российской  Федерации от 23 июня 2008 г.,  а также в соответствии с
порядком разработки и реализации  федеральных  целевых  программ  и
межгосударственных   целевых   программ,  в  осуществлении  которых
участвует   Российская   Федерация,   утвержденным   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от   26  июня  1995 г.  N 594
"О реализации  Федерального  закона  "О  поставках  продукции   для
федеральных государственных нужд".
     Обеспечение   приемлемого  уровня  сейсмической  безопасности,
повышение  устойчивости  жилых домов и объектов жизнеобеспечения, а
также  минимизация  потерь  от  землетрясений в регионах с высокими
уровнями    сейсмических    рисков   являются   важными   факторами
устойчивого   социально-экономического   развития   и   обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации.
     Значительная  часть  территории  Российской  Федерации  (около
25 процентов),   на  которой  расположены  27 субъектов  Российской
Федерации    и    550 населенных   пунктов   с   населением   около
2 млн. человек,   находится  в  сейсмоопасных  зонах,  подверженных
воздействию  разрушительных  землетрясений.  В  последние  годы  на
территории  страны  произошло  несколько  крупных  землетрясений  в
районах,  традиционно  считавшихся  сейсмически неопасными либо, по
прогнозам,   относившихся   к   меньшей   расчетной   интенсивности
проявлений  сейсмической  активности,  в  том  числе  землетрясение
мощностью  9 баллов,  произошедшее  на  Алтае  в 2003 году, и серия
землетрясений  мощностью  10 баллов,  произошедших  в  2006 году  в
Корякском автономном округе.
     По  экспертным  оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут
представлять    опасность    при   сейсмических   воздействиях   до
50 процентов    объектов    капитального    строительства   жилого,
общественного,  производственного  назначения  и коммунальной сферы
(в   некоторых   регионах  этот  показатель  составляет  от  60  до
90 процентов).
     Органы   государственной   власти  и  местного  самоуправления
осуществляют  комплекс  мер  по  повышению достоверности и точности
прогноза     сейсмических     событий,     соблюдению    требований
сейсмостойкого  строительства  и  реализации неотложных мероприятий
по обеспечению сейсмической безопасности.
     В  рамках  федеральной  целевой  программы  "Снижение рисков и
смягчение    последствий   чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного   характера  в  Российской  Федерации  до  2010 года",
утвержденной  постановлением  Правительства Российской Федерации от
6 января  2006 г.  N   1,  реализуются мероприятия, направленные на
совершенствование    системы    мониторинга    и    прогнозирования
чрезвычайных  ситуаций,  в  том  числе  обусловленных  сейсмической
опасностью и цунами.
     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы   местного   самоуправления   в   рамках   своих  полномочий
осуществляют  меры  по  сейсмоусилению  жилого  фонда  и  отдельных
объектов коммунальной инфраструктуры.
     Вместе  с  тем  указанные  работы  не  скоординированы должным
образом   и   не   всегда   обеспечены  необходимыми  материальными
ресурсами.
     Системы   сейсмонаблюдения   и   прогнозирования  чрезвычайных
ситуаций  позволяют  обеспечить  достаточно надежное предупреждение
землетрясений  на среднесрочную перспективу. Однако сложность этого
природного  явления  не  позволяет обеспечить высокую достоверность
краткосрочного  прогноза сейсмических событий по месту и времени их
проявления.
     В  этой  связи  в  качестве приоритетных направлений в области
обеспечения  сейсмической  безопасности в ближайшей и среднесрочной
перспективе следует рассматривать:
     минимизацию  как  людских  (погибшие и пострадавшие граждане),
так   и  материальных  (ущерб,  наносимый  зданиям  и  сооружениям)
потерь, понесенных вследствие разрушительных землетрясений;
     создание     необходимых     условий     для    бесперебойного
функционирования  систем  жизнеобеспечения  во  время  сейсмических
событий и ликвидации их последствий.
     Ключевые  мероприятия  Программы будут направлены на повышение
сейсмической   устойчивости   объектов  жилищного  фонда,  основных
объектов    и    систем   энергоснабжения,   водоснабжения,   служб
экстренного  реагирования  и  предоставления  медицинской помощи, а
также  на предотвращение негативных последствий разрушения объектов
коммунальной инфраструктуры.
     Концепцией      предусматривается     достижение     следующих
стратегических целей:
     повышение   устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов  и
систем жизнеобеспечения в сейсмических районах;
     сокращение  объемов  финансовых  и иных материальных ресурсов,
привлекаемых    для    преодоления    последствий    разрушительных
землетрясений;
     повышение  уровня  координации  действий  федеральных  органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской   Федерации   и   органов   местного  самоуправления  по
минимизации  возникающих  при  сейсмических  проявлениях  потерь  и
угроз  для  жизни и здоровья населения, а также разрушений жизненно
важных объектов.

        II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

     Требуемый  уровень  сейсмической  безопасности  не  может быть
обеспечен   только   в   рамках   основной   деятельности   органов
государственной   власти,   органов   местного   самоуправления   и
собственников  различных  объектов  и сооружений. Характер проблемы
требует    наличия    долговременной    стратегии    и   применения
организационно-финансовых  механизмов  взаимодействия,  координации
усилий  и  концентрации  ресурсов  субъектов экономики и институтов
общества.
     Минимизация   потерь,   понесенных  вследствие  землетрясений,
повышение  безопасности населения посредством усиления недостаточно
сейсмостойких    конструкций   и   создание   необходимых   условий
бесперебойного  функционирования  систем  жизнеобеспечения  требуют
разработки  единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям
сейсмически  опасных территорий Российской Федерации, расположенных
в   Южном,  Сибирском  и  Дальневосточном  федеральных  округах,  в
отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.
     По    своему   целевому   назначению   мероприятия   Программы
направлены  на повышение уровня сейсмической безопасности жилищного
фонда,   устойчивое   функционирование   значимых  инфраструктурных
объектов  и  систем  жизнеобеспечения  (объекты  тепло-,  энерго- и
водоснабжения,  а также  водоотведения  и  т. д.),  мест  массового
пребывания   населения,   в   том   числе  общественного  и  жилого
назначения,   зданий   и   сооружений,   в  которых  предполагается
размещение    пострадавшего    населения,    а    также   объектов,
обеспечивающих   национальную  безопасность  Российской  Федерации,
находящихся   в  ведении  Министерства  внутренних  дел  Российской
Федерации,  Министерства  Российской Федерации по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий,  Министерства  обороны Российской Федерации и Федеральной
службы безопасности Российской Федерации.
     Указанные  значимые  и  многофункциональные  объекты  с учетом
важности   их  функционирования  в  период  ликвидации  последствий
землетрясений  входят  в  сферу интересов и ответственности органов
государственной   власти   и   местного   самоуправления.  Меры  по
повышению  их  сейсмической  устойчивости требуют скоординированных
действий,   максимальная   результативность   которых   может  быть
обеспечена только с использованием программно-целевых механизмов.
     Недостаточная результативность  федеральной  целевой программы
"Сейсмобезопасность   территории    России"    (2002-2010    годы),
утвержденной  постановлением  Правительства Российской Федерации от
25 сентября 2001 г.  N 690,  которая действовала до  2006  года,  в
первую очередь была обусловлена следующими причинами:
     нечеткость ее целей;
     фокусировка   на   узком   спектре   социальных  объектов,  не
обеспечивавшем   общего   снижения   возникающих  при  сейсмических
проявлениях  потерь  и  угроз  жизни  и  здоровью  людей,  а  также
функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
     отсутствие     скоординированного     подхода    и    взаимной
ответственности  федеральных  и региональных органов исполнительной
власти в реализации мероприятий указанной программы;
     недостаточность  задействованных ресурсов для достижения целей
указанной программы.
     Общий объем  финансирования  федеральной   целевой   программы
"Сейсмобезопасность   территории   России"   (2002-2010  годы)  был
определен в размере 28783,9  млн.  рублей,  в  том  числе  за  счет
средств федерального бюджета - 3535,1 млн.  рублей (12,3 процента),
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее -
бюджеты субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн.  рублей (33,4
процента),  внебюджетных источников -  15634,9  млн.  рублей  (54,3
процента). При этом объем недофинансирования указанной программы за
2002-2006 годы составил 9100 млн.  рублей (31,6  процента),  в  том
числе  за  счет средств внебюджетных источников - 5400 млн.  рублей
(34,5 процента),  бюджетов субъектов Российской  Федерации  -  3300
млн. рублей (34,3 процента), федерального бюджета - 517 млн. рублей
(14,6 процента).
     Реализацию  программы  "Сейсмобезопасность  территории России"
(2002-2010 годы) предполагалось осуществить в 2 этапа:
     первый этап - 2002-2005 годы;
     второй этап - 2006-2010 годы.
     На первом   этапе   реализации  программы  "Сейсмобезопасность
территории России" (2002-2010 годы) средства  федерального  бюджета
направлялись    на    объекты    здравоохранения   и   образования.
Запланированное указанной программой финансирование  сейсмоусиления
жилых домов и объектов жизнеобеспечения не осуществлялось.
     В рамках     первого      этапа      реализации      программы
"Сейсмобезопасность   территории   России"  (2002-2010  годы)  были
проведены  работы  по  сейсмоусилению  42  объектов  образования  и
здравоохранения  в  8  регионах  Российской  Федерации.  Выполнение
научно-исследовательских  и   опытно-конструкторских   работ   было
направлено на уточнение сейсмической опасности территорий некоторых
субъектов  Российской  Федерации   и   на   разработку   конкретных
технических   решений   по   способам  сейсмоусиления  строительных
конструкций указанных объектов. После подведения итогов этого этапа
и признания его результатов неэффективными было издано распоряжение
Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г.  N 1546-р о
прекращении реализации указанной программы.
     Разработку  и реализацию Программы предполагается осуществлять
на новой концептуальной основе.
     Концепция базируется на следующих принципах:
     сейсмическое  районирование  территории Российской Федерации и
уточнение ранее составленных прогнозов;
     системный  подход к повышению устойчивости основных объектов и
систем жизнеобеспечения;
     научное     обоснование     приоритетности     в    реализации
инвестиционных и практических мероприятий;
     применение  четких  критериев отбора жизненно важных объектов,
требующих сейсмоусиления;
     учет    региональных   особенностей,   включая   природные   и
экономические факторы;
     ориентация   прикладных  научных  исследований  на  достижение
практических  результатов  в  области  модернизации  нормативного и
экономического    регулирования   основных   вопросов   обеспечения
сейсмической безопасности.

        III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
           проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
           без использования программно-целевого метода

     По  экспертным  оценкам,  до  50 процентов зданий и сооружений
общественного  и  жилого  назначения,  расположенных в сейсмических
районах  Российской Федерации, испытывают дефицит сейсмостойкости и
могут представлять опасность при сейсмических проявлениях.
     Прежде  всего  необходимо  выделить среди них объекты жилого и
общественного  назначения  с  массовым  пребыванием  людей, системы
жизнеобеспечения,  здания  и  сооружения,  в которых предполагается
размещение  пострадавшего  населения,  а  также объекты, разрушение
которых    представляет   наибольшую   опасность   либо   ведет   к
максимальному ущербу в условиях чрезвычайных ситуаций.
     Усугубляет  сложившуюся ситуацию и то, что субъекты Российской
Федерации,  расположенные  в сейсмических районах, имеют наименьший
уровень   финансовой   обеспеченности,   а   также   обеспеченности
ресурсами, находящимися в их распоряжении.
     Основными   недостатками   и   издержками  подхода  к  решению
проблемы  на  основе исключительной ответственности собственника по
обеспечению  сейсмической  устойчивости  зданий  и  сооружений  без
использования   государственной   поддержки   и  программно-целевых
механизмов являются:
     отсутствие   комплексного   системного  подхода  к  управлению
сейсмическими рисками;
     невозможность   достижения   приемлемого  уровня  сейсмической
устойчивости  систем  жизнеобеспечения в целом путем сейсмоусиления
отдельных объектов;
     недостаточная     гибкость    основных    элементов    системы
администрирования   и   управления   ресурсами,   выделенными   для
достижения этих целей.
     Отказ  от  использования  программно-целевых методов негативно
скажется  на  общем  уровне  обеспечения безопасности населения, не
позволит  существенно  сократить ущерб для жизненно важных объектов
экономики  и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий
уровень  защищенности  жилых  домов,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения.
     Без   использования   программно-целевых   методов  результаты
научных  исследований  по таким важным направлениям, как управление
сейсмическими  рисками,  информационное обеспечение решения проблем
сейсмической  безопасности  территорий и объектов, а также развитие
и  совершенствование  системы  мониторинга  сейсмической уязвимости
существующей    застройки,   сейсмического   риска   территорий   и
прогнозирования  возможных  социально-экономических и экологических
последствий  сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами
для их прикладного применения.
     С учетом комплексного и межведомственного  характера  проблемы
повышения  сейсмической устойчивости основных объектов и достижения
приемлемого уровня сейсмической безопасности в условиях  отказа  от
использования  программно-целевого  метода  могут увеличиться сроки
достижения требуемых результатов в 2-3 раза, а затраты привлекаемых
на эти цели ресурсов - в 3-5 раз.

              IV. Возможные варианты решения проблемы

     Для   обеспечения   требований  по  сейсмической  устойчивости
зданий  и  сооружений  могут  быть  определены  2 основных варианта
решения проблемы.
     Первый  вариант  основан  на  включении  в область программной
разработки   всех   категорий  объектов  с  дефицитом  сейсмической
устойчивости  для  оказания государственной поддержки. Такой подход
имеет  преимущество  с  точки  зрения постановки обоснованных целей
Программы    с    учетом    множества   факторов,   в   том   числе
социально-экономического характера.
     Вместе  с  тем  предварительная проработка вопроса обеспечения
сейсмической   безопасности   на  территории  Российской  Федерации
показала,  что в настоящее время отсутствует конкретная информация,
необходимая  для  принятия  решения  о  целесообразности проведения
работ  по  сейсмоусилению  объектов и определения объема средств на
их выполнение.
     В   связи  с  этим  мероприятия  по  сейсмоусилению  зданий  и
сооружений  могут  носить выборочный, локальный характер и не решат
проблему в целом.
     Кроме  того, при значительном увеличении количества строящихся
и    реконструируемых   объектов   может   возникнуть   вероятность
бессистемной  реализации  мероприятий  Программы,  что  повлечет за
собой  недостижение  эффекта, обеспечивающего максимально возможный
уровень  безопасности  проживания людей и функционирования объектов
экономики   и  инфраструктуры  в  сейсмических  районах.  При  этом
возникает  значительный  риск завышения объемов финансовых средств,
необходимых для реализации мероприятий Программы.
     Такой   подход   требует   установления   четких  критериев  и
пропорций   предоставления   государственной   поддержки   на  цели
сейсмоусиления объектов.
     Указанный  вариант решения проблемы предусматривает повышенные
объемы   финансирования   подготовки   и   реализации   мероприятий
Программы  за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников.
     По предварительным оценкам  ученых  и  независимых  экспертов,
первоочередного  сейсмоусиления  требуют  около  20  тыс.  объектов
различного целевого назначения,  в том числе жилых домов.  При этом
общая   площадь  зданий  и  сооружений,  требующих  первоочередного
сейсмоусиления и защиты,  составляет около 24-30 млн.  кв. метров и
оценивается в 400-450 млрд. рублей.
     При  использовании  этого  варианта  решения  проблемы следует
особое  внимание  уделить  оценке реальной потребности в финансовых
ресурсах,  привлекаемых  на  реализацию  мероприятий  Программы,  с
учетом   таких  факторов,  как  уровень  индивидуального  и  общего
сейсмического  риска субъекта Российской Федерации, его бюджетные и
иные ресурсы, плотность населения, уровень урбанизации и другие.
     Второй   вариант   решения   проблемы   ограничивает   область
программно-целевой   разработки   достижением   требуемого   уровня
устойчивости   основных   элементов   системы   жизнеобеспечения  в
условиях сейсмических рисков конкретных территорий.
     Исходя    из    этого    сформирован   комплекс   мероприятий,
обеспечивающих  наилучшие  результаты  в достижении отдельных целей
Программы.
     Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.
     Первый этап  (2009-2010  годы)  является  подготовительным   и
предусматривает выполнение мероприятий, результаты которых позволят
объективно оценить  сложившуюся  ситуацию  и  создать  условия  для
проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.
     На   первом  этапе  предлагается  подготовить  соответствующие
нормативные   и  методические  документы,  реализовать  необходимые
мероприятия  по сейсмическому районированию, выполнить обследование
и  паспортизацию  зданий  и сооружений по единой методике, провести
анализ  деятельности  и  расширение  сети сейсмологических станций,
принять   решения   о  целесообразности  сейсмоусиления  конкретных
объектов,   определить  объем  необходимых  средств,  в  том  числе
средств федерального бюджета, на указанные работы.
     На  этом  этапе  также  предусмотрена  возможность  реализации
мероприятий    по    сейсмоусилению   расположенных   на   наиболее
сейсмически   опасных  территориях  объектов,  на  которые  имеется
утвержденная   и  прошедшая  государственную  экспертизу  проектная
документация.
     Второй этап  (2011-2013 годы) является основным и предполагает
проведение работ, обеспечивающих сейсмическую безопасность зданий и
сооружений в сейсмических районах Российской Федерации.
     Преимуществом  второго  варианта  является  системный подход к
решению  проблемы  повышения  устойчивости объектов на сейсмических
территориях.  Последовательная  реализация  мероприятий Программы в
рамках  указанных этапов позволяет получить и обобщить информацию о
реальном   положении  дел  в  рассматриваемой  области,  определить
первоочередные  задачи  и основные приоритеты, принять обоснованные
решения о необходимости их реализации.
     Рассмотрение    вариантов    решения   проблемы   сейсмической
устойчивости   с  учетом  выполнения  комплекса  взаимосвязанных  и
скоординированных  мероприятий  позволяет  сделать вывод о том, что
второй вариант реализации Программы является предпочтительным.

        V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                    программно-целевым методом

     Реализацию Программы   предлагается  осуществить  в  2009-2013
годах в 2 этапа:
     первый этап - 2009-2010 годы;
     второй этап - 2011-2013 годы.

      VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
          индикаторам и показателям, позволяющим оценить
                ход реализации Программы (по годам)

     Концепцией   предусматривается   основная   цель   Программы -
достижение    приемлемого    уровня    сейсмической   безопасности,
уменьшение  экономического  и  экологического  ущерба, возникающего
при  сейсмических  проявлениях,  создание  условий  для устойчивого
функционирования   жилищного  фонда,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения.
     Для  достижения  указанной  цели  необходимо  решить следующие
задачи:
     реализация   подготовительных  организационных  мероприятий  и
совершенствование    нормативно-правовой   базы   для   обеспечения
скоординированного  подхода  к  выполнению  работ по сейсмоусилению
объектов;
     сейсмоусиление  объектов  жилищного  фонда,  объектов и систем
жизнеобеспечения,  мест  массового пребывания людей, а также зданий
и  сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования и
ликвидации    последствий    чрезвычайных    ситуаций,    объектов,
обеспечивающих национальную безопасность;
     создание  условий  и  эффективных  механизмов,  обеспечивающих
необходимый  уровень сейсмической безопасности при строительстве на
сейсмически опасных территориях.
     Указанные  задачи  отвечают государственной системе достижения
целей  в сфере обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности
и   снижения   рисков  воздействия  опасных  природных  явлений  на
социально-экономическое развитие страны.
     Концепцией  предусматриваются  целевые индикаторы и показатели
оценки   эффективности   реализации   Программы,  представленные  в
приложении N 1.
     Для  оценки  реализации Программы предполагается использование
следующих целевых показателей:
     снижение   сейсмической   уязвимости   жилых  домов,  основных
объектов и систем жизнеобеспечения;
     снижение     уровня    сейсмического    риска    возникновения
чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
     увеличение  полноты,  достоверности  и  доступности информации
о нормативно   установленных   требованиях   в   сфере  обеспечения
сейсмической  безопасности и сейсмической устойчивости жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения.

     VII. Предложения по объемам и источникам финансирования
                             Программы

     Предварительно    общий    объем    финансирования   Программы
предусматривается  в размере 72000 млн. рублей, в том числе за счет
средств:
     федерального бюджета - 48000 млн. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации - 22000 млн. рублей;
     внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.
     Расходы   на   капитальные   вложения  составят  99,6 процента
(71691 млн. рублей),   а   затраты  на  научно-исследовательские  и
опытно-конструкторские работы - 0,4 процента (309 млн. рублей).
     Объемы  финансирования  Программы по источникам финансирования
и видам расходов представлены в приложениях N 2-4.
     При  расчете объемов средств федерального бюджета, необходимых
для   выделения   на   софинансирование   объектов,  находящихся  в
государственной  собственности  субъектов  Российской  Федерации  и
муниципальной  собственности,  а также объемов финансирования таких
объектов  за  счет  средств соответствующих бюджетов и внебюджетных
источников  учитывалось  осуществление обязательного финансирования
мероприятий   Программы   за   счет   средств   бюджетов  субъектов
Российской Федерации и (или) внебюджетных источников.
     В  соответствии  с  положениями  Бюджетного кодекса Российской
Федерации  средства федерального бюджета направляются на реализацию
мероприятий   Программы   в   отношении   объектов,  находящихся  в
государственной  собственности  субъектов  Российской  Федерации  и
муниципальной  собственности,  в  виде  субсидий бюджетам субъектов
Российской   Федерации.  При  этом  предусматривается  обязательное
финансирование в объемах, определенных Программой.
     Предложения  по ресурсному обеспечению Программы и соотношению
расходов  бюджетов  различных  уровней  и  внебюджетных  источников
учитывают  уровень  сейсмического  риска  территорий  и  финансовые
ресурсы,  находящиеся  в распоряжении органов исполнительной власти
субъектов    Российской   Федерации,   а   также   иные   средства,
привлекаемые на цели сейсмоусиления.
     Формирование   предложений   по  распределению  инвестиционных
затрат   на   указанных   условиях   позволит  с  высокой  степенью
вероятности   завершить  запланированные  мероприятия  Программы  и
исключить   проблемные   вопросы   их   ресурсного   обеспечения  в
дотационных регионах.
     Уточнение   объектов   в   составе  мероприятий  Программы  по
основным  направлениям  ее реализации будет осуществляться с учетом
заявок  субъектов Российской Федерации при условии использования на
цели сейсмоусиления собственных и привлеченных средств.

       VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
     результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Экономическая   эффективность  и  результативность  реализации
Программы   в   основном  зависит  от  степени  достижения  целевых
показателей  и  индикаторов Программы, предусмотренных в приложении
N 1 к Концепции.
     С   учетом  взаимосвязи  отдельных  показателей  общая  оценка
экономической  эффективности и результативности Программы выполнена
для  каждого  ее  варианта  с  использованием  2 групп показателей,
характеризующих:
     снижение   потерь,   понесенных  вследствие  землетрясений,  в
результате   реализации  первоочередных  мероприятий  Программы  по
сейсмоусилению объектов и систем жизнеобеспечения;
     повышение    общей   расчетной   экономической   эффективности
комплекса    мероприятий    Программы,    обеспечивающих   снижение
материального ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях.
     Численные  значения  показателей  экономической  эффективности
Программы  в  период  ее реализации определены приблизительно и при
разработке  проекта  Программы должны быть уточнены с учетом оценки
эффективности мероприятий Программы и специфики решаемых проблем.
     Эффективность   и   результативность   предлагаемого  варианта
решения  проблемы может быть оценена исходя из того, что реализация
мероприятий  Программы позволит снизить социальный, экономический и
экологический  риск  в  сейсмических  районах Российской Федерации,
уменьшить    потери,    понесенные    населением    в    результате
разрушительных  землетрясений, создать условия для функционирования
систем  жизнеобеспечения  при  наступлении  сейсмических  событий и
ликвидации  их последствий, минимизировать ущерб, наносимый зданиям
и сооружениям в результате сейсмических проявлений.

   IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной
   власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

     Федеральным  органом  исполнительной  власти, ответственным за
формирование   и   реализацию  Программы,  предлагается  определить
Министерство регионального развития Российской Федерации.
     Кроме    того,   к   формированию   и   реализации   Программы
предлагается   привлечь   Министерство  внутренних  дел  Российской
Федерации,  Министерство обороны Российской Федерации, Министерство
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных   бедствий   и
Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

           X. Предложения по государственным заказчикам
                     и разработчикам Программы

     Предлагается определить:
     государственным    заказчиком - координатором    Программы   -
Министерство регионального развития Российской Федерации;
     государственными    заказчиками   Программы   -   Министерство
регионального    развития    Российской   Федерации,   Министерство
внутренних   дел   Российской   Федерации,   Министерство   обороны
Российской  Федерации,  Министерство  Российской Федерации по делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных  бедствий  и Федеральную службу безопасности
Российской Федерации;
     разработчиком  Программы - Министерство регионального развития
Российской Федерации.

             XI. Предложения по основным направлениям
                     финансирования Программы

     Реализация  мероприятий  Программы осуществляется по следующим
направлениям:
     исследования     по     оценке     сейсмического    риска    и
совершенствование     нормативных    правовых,    методических    и
организационных   основ   государственного   управления  в  области
повышения    защиты    жизненно    важных    объектов    и   систем
жизнеобеспечения населения;
     формирование  системы  мониторинга  сейсмической  устойчивости
жилых  домов,  жизненно  важных  объектов  и  сооружений с массовым
сосредоточением  людей,  разработка  специальных  мер  сейсмической
защиты;
     разработка   и   реализация   практических  мер  по  повышению
сейсмической  устойчивости  жилых  домов,  жизненно важных объектов
Российской  Федерации  (в  том  числе  критически  важных объектов,
систем   энергоснабжения,   коммунальной  инфраструктуры,  объектов
системы  реагирования  в  чрезвычайных  ситуациях)  и  сооружений с
массовым сосредоточением людей;
     развитие  системы  информационного обеспечения и ситуационного
анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений.
     Основу   мероприятий  Программы,  касающихся  исследований  по
оценке   сейсмического   риска   и   совершенствования  нормативных
правовых   актов,   составляют   исследования   фундаментального  и
прикладного характера, направленные на:
     разработку      научно-методических      основ     прикладного
сейсмического   районирования   территорий   Российской  Федерации,
проведение   работ   по   актуализации  карт  общего  сейсмического
районирования,    детальному    сейсмическому    районированию    и
микросейсморайонированию территорий поселений и городских округов;
     совершенствование  государственного управления территорий и их
развитие   (предоставление  земельных  участков,  проектирование  и
строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;
     разработку  технических  регламентов,  включающих в себя в том
числе   требования   и   технические   условия,   необходимые   при
проектировании,  строительстве  и реконструкции зданий и сооружений
в сейсмически опасных районах;
     развитие   и   совершенствование   механизмов   взаимодействия
органов   государственной   власти,  собственников  и  общественных
организаций    при    осуществлении   инвестиционных   проектов   и
практических мер обеспечения сейсмической безопасности.
     Основные   мероприятия   Программы   по  формированию  системы
мониторинга  сейсмической  устойчивости  жизненно важных объектов и
сооружений  с  массовым сосредоточением людей и сейсмической защите
указанных объектов и сооружений направлены на:
     разработку  методов,  порядка  и  процедур  оценки  остаточной
сейсмической    устойчивости   зданий   и   сооружений   с   учетом
территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;
     развитие   технических   средств   и   технологий  мониторинга
сейсмической   устойчивости   высотных  зданий  и  жизненно  важных
объектов  экономики  и  инфраструктуры, переоснащение и дооснащение
ими  соответствующих структур государственной системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     развитие     и     совершенствование     методической    базы,
обеспечивающей  проведение  мониторинга  сейсмической  устойчивости
зданий  и  сооружений  с учетом уровня сейсмических рисков, а также
проведение   сбора,  обработки,  передачи  и  хранения  информации,
полученной в результате мониторинга;
     создание   и   внедрение   системы   подготовки   и  повышения
квалификации  специалистов в сфере мониторинга, контроля и прогноза
сейсмической устойчивости сооружений.
     Концепцией     предусматривается     обеспечение    реализации
неотложных  мероприятий  по  сейсмоусилению  жилых  домов,  а также
основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения,  задействованных в
единой  системе  реагирования в чрезвычайных ситуациях, снижение их
уязвимости   и  повышение  устойчивости  в  условиях  землетрясений
разрушительной  силы, развитие и совершенствование систем и методов
технической   диагностики  жизненно  важных  объектов  экономики  и
инфраструктуры.
     Мероприятия  Программы  по  развитию  системы  информационного
обеспечения    и    ситуационного   анализа   сейсмических   рисков
устойчивости   зданий   и   сооружений   направлены   на  повышение
доступности  получения  достоверной информации о реальном состоянии
основных  объектов  систем  жизнеобеспечения  и уровне сейсмических
рисков,  в  том  числе  в  интересах  развития  экономики, объектов
инфраструктуры и жилищного строительства.
     Предполагается,  что  указанные  мероприятия обеспечат решение
следующих вопросов:
     расширение  применения современных информационных технологий в
сфере обеспечения сейсмической безопасности;
     разработка    и   ведение   информационных   и   аналитических
экспертных  систем  и  баз  данных  для выявления закономерностей в
области  обеспечения сейсмической безопасности, выработка вероятных
сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;
     обеспечение  необходимой  информацией в рамках действия единой
государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение   проведения  экспертной  оценки  и  моделирования
сейсмических   рисков   применительно   к  инвестиционным  проектам
общегосударственного   значения,  в  том  числе  осуществляемым  на
условиях государственно-частного партнерства.
     Предполагаемые  объемы финансирования по основным направлениям
реализации Программы представлены в приложении N 3 к Концепции.

           XII. Предложения по механизмам формирования
                       мероприятий Программы

     Перечень   мероприятий   Программы  формируется  разработчиком
Программы  на  основании  предложений  государственных заказчиков и
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации в
строгом   соответствии  с  утвержденными  приоритетами  и  целевыми
индикаторами Программы.
     При   формировании   перечня   мероприятий   Программы   будут
соблюдены   требования   законодательства  Российской  Федерации  и
нормативы    целевого   выделения   средств   с   учетом   дефицита
сейсмостойкости  систем  жизнеобеспечения  и стратегически значимых
объектов в разрезе субъектов Российской Федерации.

         XIII. Предложения по формам и методам управления
                       реализацией Программы

     Механизм  реализации  Программы  формируется  в соответствии с
законодательством     Российской     Федерации,     постановлениями
Правительства   Российской   Федерации   по   вопросам  программной
проработки   и   решения   актуальных  проблем  в  сфере  повышения
сейсмической   устойчивости  жизненно  важных  объектов  Российской
Федерации. Механизм реализации Программы включает в себя:
     стратегическое планирование и прогнозирование;
     применение  правовых рычагов влияния (совокупность нормативных
правовых    актов    федерального    и    регионального   уровней),
способствующих   решению  задач  Программы,  а  также  регулирующих
отношения на всех уровнях исполнительной власти;
     организационную структуру  управления  реализацией   Программы
(определение   состава,  функций  и  согласованности  звеньев  всех
уровней управления).
     Концепцией    предусматривается,   что   важнейшим   элементом
реализации    Программы    является    взаимосвязь    планирования,
реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
     В  связи  с  этим  предполагается  ежеквартальный  анализ хода
реализации   Программы   на   основе   оценки  результативности  ее
мероприятий и достижения целевых индикаторов.
     Принятие  управленческих  решений  в  рамках  Программы  будет
осуществляться  с  учетом  информации,  поступающей от исполнителей
программных мероприятий.
     Формирование  и  использование современной системы контроля на
всех   стадиях   реализации  Программы  должно  стать  неотъемлемой
составляющей механизма ее реализации.
     Предлагается    следующий   вариант   управления   реализацией
Программы.
     Государственный  заказчик  -  координатор  Программы в ходе ее
реализации:
     осуществляет    координацию    деятельности    государственных
заказчиков  по  подготовке  и  реализации  мероприятий Программы, а
также    по   анализу   и   рациональному   использованию   средств
федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской Федерации и
внебюджетных источников;
     организует текущее управление реализацией Программы;
     разрабатывает   в   пределах   своих   полномочий  нормативные
правовые акты, необходимые для реализации Программы;
     подготавливает  ежеквартальные  и  ежегодные  доклады  о  ходе
реализации Программы;
     подготавливает   целевые   индикаторы   оценки   эффективности
реализации Программы на очередной год в квартальном разрезе;
     организует мониторинг хода реализации Программы;
     несет   ответственность   за   обеспечение   своевременной   и
качественной   реализации   мероприятий  Программы  и  эффективного
использования средств, выделяемых на эти цели;
     организует  внедрение информационных технологий для управления
реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации;
     организует  размещение  в электронном виде информации о ходе и
результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий,
     привлечении  внебюджетных  ресурсов,  проведении  конкурсов на
участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
     Государственный  заказчик  - координатор Программы совместно с
государственными   заказчиками   Программы   организует  экспертные
проверки хода реализации Программы.
     Государственные заказчики Программы:
     ежеквартально    обобщают    и    анализируют   статистическую
отчетность  по  реализации  Программы и представляют в Министерство
регионального    развития    Российской   Федерации,   Министерство
экономического   развития   Российской   Федерации  и  Министерство
финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы;
     организуют   внедрение  информационных  технологий  управления
реализацией   Программы,   а   также   осуществление   контроля  за
реализацией мероприятий Программы;
     осуществляют  координацию  деятельности органов исполнительной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органов  местного
самоуправления  по подготовке и реализации мероприятий Программы, а
также  осуществляют  анализ и контроль рационального и эффективного
использования  средств  федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников;
     предоставляют   государственному   заказчику   -  координатору
Программы  в  установленные  им  сроки  отчеты  о  ходе  реализации
Программы и об использовании бюджетных средств.
     Государственные  заказчики  Программы  и органы исполнительной
власти   субъектов  Российской  Федерации  осуществляют  совместные
действия по реализации мероприятий Программы.
     Средства  федерального  бюджета  предоставляются  при  условии
наличия    утвержденной    в    установленном   порядке   проектной
документации  и  после  представления органом исполнительной власти
субъекта  Российской  Федерации информации об использовании средств
в   пропорциональном  соотношении,  установленном  для  финансового
обеспечения мероприятия Программы.
     В  целях организации взаимодействия государственных заказчиков
Программы  и  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской
Федерации могут заключаться соответствующие соглашения.


                           ____________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
     к Концепции федеральной целевой программы
     "Повышение устойчивости жилых домов,
     основных объектов и систем жизнеобеспечения
     в сейсмических районах Российской Федерации
     на 2009-2013 годы"


           Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы
  "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах
                                  Российской Федерации на 2009-2013 годы"*

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                               |    Единица     |   2009 год   |  2010 год  |2011 год|2012 год|   2013 год
                               |   измерения    |              |            |        |        |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Снижение         сейсмической   млрд. рублей     124,2 - 186,3  195 - 292,5  234-351  234-351  212,8 - 319,2
уязвимости    жилых    домов,
основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения

Снижение уровня сейсмического   процентов к      10             20           40       60       80
риска           возникновения   общему числу
чрезвычайных         ситуаций   объектов,
вследствие     разрушительных   требующих
землетрясений                   первоочередного
                                сейсмоусиления

Увеличение           полноты,   процентов по     10             20           40       60       80
достоверности  и  доступности   отношению к
информации    о    нормативно   показателям
установленных  требованиях  в   2008 года
сфере             обеспечения
сейсмической  безопасности  и
сейсмической     устойчивости
жилых     домов,     основных
объектов       и       систем
жизнеобеспечения

     ____________
     * Численные значения показателей определены приблизительно и при разработке  проекта  программы  должны
быть уточнены с учетом программных мероприятий и оценки их эффективности.


                                                ____________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
     к Концепции федеральной целевой программы
     "Повышение устойчивости жилых домов,
     основных объектов и систем жизнеобеспечения
     в сейсмических районах Российской Федерации
     на 2009-2013 годы"


     Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной
  целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных
     объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах
       Российской Федерации на 2009-2013 годы" по источникам
                  финансирования и видам расходов

                                                       (млн. рублей)
--------------------------------------------------------------------
                      | 2009- |            В том числе
                      | 2013  +-------------------------------------
                      | годы -| 2009  | 2010  | 2011  | 2012  |2013
                      | всего | год   | год   | год   | год   |год
--------------------------------------------------------------------

           За счет средств всех источников финансирования

НИОКР                  309     72      87,5    77,5    64      8

Капитальные вложения   71691   10600   14100   15650   15741   15600

Прочие                 -       -       -       -       -       -

                За счет средств федерального бюджета

НИОКР                  200     51      57,5    44,5    41      6

Капитальные вложения   47800   6000    9500    11000   11000   10300

Прочие                 -       -       -       -       -       -

      За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

НИОКР                  109     21      30      33      23      2

Капитальные вложения   21891   4250    4250    4250    4291    4850

Прочие                 -       -       -       -       -       -

              За счет средств внебюджетных источников

НИОКР                  -       -       -       -       -       -

Капитальные вложения   2000    350     350     400     450     450

Прочие                 -       -       -       -       -       -


                            ____________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
     к Концепции федеральной целевой программы
     "Повышение устойчивости жилых домов,
     основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических
     районах Российской Федерации на 2009-2013 годы"


                                                Объемы финансирования
                федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов
                      и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на
                               2009-2013 годы" по основным направлениям ее реализации

                                                                                                        (млн. рублей)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                         |          |                           В том числе
                                         |          +----------------------------------------------------------------
                                         | Объемы   | федеральный бюджет  | бюджеты субъектов   |   внебюджетные
                                         |финанси-  |                     |Российской Федерации |     источники
                                         |рования - +---------------------+---------------------+--------------------
                                         | всего    |капи- |       |      |капи- |       |      |капи- |       |
                                         |          |таль- |прочие |      |таль- |прочие |      |таль- |прочие |
                                         |          |ные   |нужды  |НИОКР |ные   |нужды  |НИОКР |ные   |нужды  |НИОКР
                                         |          |вло-  |       |      |вло-  |       |      |вло-  |       |
                                         |          |жения |       |      |жения |       |      |жения |       |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Исследования по оценке сейсмического   59         -      -       57     -      -       2      -      -       -
   риска и совершенствование нормативных
   правовых, методических и
   организационных основ
   государственного управления в области
   повышения защиты жизненно важных
   объектов и систем жизнеобеспечения
   населения

2. Формирование системы мониторинга       37         -      -       27     -      -       10     -      -       -
   сейсмической устойчивости жилых
   домов, жизненно важных объектов и
   сооружений с массовым сосредоточением
   людей, разработка специальных мер
   сейсмической защиты

3. Разработка и реализация практических   71691      47800  -       -      21891  -       -      2000   -       -
   мер по повышению сейсмической
   устойчивости жилых домов, жизненно
   важных объектов Российской Федерации
   (в том числе критически важных
   объектов, систем энергоснабжения,
   коммунальной инфраструктуры, объектов
   системы реагирования в чрезвычайных
   ситуациях) и сооружений с массовым
   сосредоточением людей

4. Развитие системы информационного       213        -      -       116    -      -       97     -      -       -
   обеспечения и ситуационного анализа
   сейсмических рисков устойчивости
   зданий и сооружений

   Всего по Программе                     72000      47800  -       200    21891  -       109    2000   -       -


                                                    ____________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
     к Концепции федеральной целевой программы
     "Повышение устойчивости жилых домов, основных
     объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических
     районах Российской Федерации на 2009-2013 годы"


          Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной
                   целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем
                    жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы"

                                                                                                          (млн. рублей)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                    |  2009-2013  |                           В том числе
                                    | годы - всего+--------------------------------------------------------------------
                                    |             |  2009 год   |  2010 год   |  2011 год   |  2012 год   |  2013 год
                                    +-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+------------
                                    |общий |в том |феде- |бюд-  |феде- |бюд-  |феде- |бюд-  |феде- |бюд-  |феде- |бюд-
                                    |объем |числе |раль- |жеты  |раль- |жеты  |раль- |жеты  |раль- |жеты  |раль- |жеты
                                    |финан-|сред- | ный  |субъ- | ный  |субъ- | ный  |субъ- | ный  |субъ- | ный  |субъ-
                                    |сиро- | ства |бюджет|ектов |бюджет|ектов |бюджет|ектов |бюджет|ектов |бюджет|ектов
                                    |вания |феде- |      |Рос-  |      |Рос-  |      |Рос-  |      |Рос-  |      |Рос-
                                    |      |раль- |      |сий-  |      |сий-  |      |сий-  |      |сий-  |      |сий-
                                    |      | ного |      |ской  |      |ской  |      |ской  |      |ской  |      |ской
                                    |      | бюд- |      |Феде- |      |Феде- |      |Феде- |      |Феде- |      |Феде-
                                    |      | жета |      |рации |      |рации |      |рации |      |рации |      |рации
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.  Исследование прикладной          10     10     5,5    -      4,5    -      -      -      -      -      -      -
    эффективности шкал,
    применяемых в мировой практике
    для целей сейсмической оценки
    и нормативно-правового
    регулирования, создание и
    апробирование новой
    макросейсмической шкалы,
    учитывающей геологические
    проявления землетрясений,
    разработка требований по
    применению сейсмической шкалы
    в проектировании и
    строительстве

2.  Разработка методики, критериев   14     14     4,5    -      3,5    -      3      -      2      -      1      -
    и процедур оценки дефицита
    сейсмостойкости зданий и
    сооружений в системах
    жизнеобеспечения

3.  Разработка территориальных       110    16     8      15     8      29     -      30     -      20     -      -
    схем оценки уровней риска и
    сейсмостойкости зданий и
    сооружений

4.  Разработка основных элементов    16,5   16,5   3      -      4      -      3,5    -      3      -      3      -
    и порядка проведения оценки
    сейсмических рисков на
    земельных участках,
    предоставляемых для
    строительства объектов
    экономики и инфраструктуры

5.  Разработка порядка и процедур    18,5   16,5   4,5    -      5,5    -      4,5    2      2      -      -      -
    осуществления мониторинга
    сейсмического риска на
    критически важных объектах

6.  Создание и обеспечение           113    100    20     6      25     1      25     1      30     3      -      2
    функционирования единой
    информационной базы данных
    "Сейсмобезопасность России" с
    региональными и тематическими
    разделами, уточняющими исходную
    сейсмичность и сейсмический
    риск в информационной системе
    обеспечения градостроительной
    деятельности

7.  Развитие механизмов страхования  10,5   10,5   2,5    -      3      -      4      -      1      -      -      -
    жизненно важных объектов с
    учетом уровня сейсмических
    рисков

8.  Развитие экспериментальной базы  16,5   16,5   3      -      4      -      4,5    -      3      -      2      -
    моделирования сценарных условий
    воздействия сейсмических
    событий на элементы конструкций
    зданий и сооружений


                                                     ____________

Информация по документу
Читайте также