Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 3 декабря 2002 г. N 858 г. Москва О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 г. N 271; от 03.04.2006 г. N 190; от 17.09.2007 г. N 596; от 05.03.2008 г. N 143; от 02.06.2008 г. N 423; от 07.11.2008 г. N 821; от 31.01.2009 г. N 83; от 28.04.2011 г. N 336; от 06.03.2012 г. N 198; от 12.12.2012 г. N 1285; от 15.07.2013 г. N 591) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года" (далее именуется - Программа). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 г. N 143; от 28.04.2011 г. N 336) 2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство связи, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 г. N 271; от 03.04.2006 г. N 190; от 02.06.2008 г. N 423; от 07.11.2008 г. N 821; от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) 3. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета до 2013 включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета, и уточнять объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 г. N 271; от 05.03.2008 г. N 143; от 07.11.2008 г. N 821; от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 г. N 143; от 02.06.2008 г. N 423; от 07.11.2008 г. N 821; от 31.01.2009 г. N 83; от 28.04.2011 г. N 336; от 06.03.2012 г. N 198; от 12.12.2012 г. N 1285; от 15.07.2013 г. N 591) П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) Основание для - распоряжение Правительства Российской разработки Программы Федерации от 22 января 2001 г. N 76-р Государственный - Министерство сельского хозяйства заказчик - координатор Российской Федерации Программы Государственные - Министерство сельского хозяйства заказчики Программы Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство связи, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 423; от 07.11.2008 г. N 821; от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства Программы Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по физической культуре и спорту Цели и задачи - основными целями Программы являются: Программы повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и электросвязи в сельской местности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест Основные целевые - сокращение темпов снижения численности индикаторы и показатели сельского населения 0,019 процента к Программы концу 2013 года; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) ввод и приобретение 13104,85 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 5084,89 тыс. кв. м жилья для молодых семей и молодых специалистов; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83; от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83) введение в действие общеобразовательных учреждений на 197,54 тыс. мест, дошкольных образовательных учреждений на 11,985 тыс. мест, открытие 1195 фельдшерско-акушерских пунктов, клубных учреждений на 39,23 тыс. мест, 1589 организаций по оказанию населению услуг производственной деятельности (использующих мельницы, маслобойки, крупорушки и т. д.); (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) открытие 1393 филиалов детско-юношеских спортивных школ при сельских общеобразовательных учреждениях, 1376 организаций розничной торговли и общественного питания, 7087 специализированных организаций бытового обслуживания, 169 информационно-консультационных центров; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) газификация 437231 дома (квартиры); (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 55,9 процента; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 58,5 процента; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) введение в действие 985,55 тыс. номеров телефонной сети; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) введение в действие 5234,43 км автомобильных дорог; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) централизованное водоснабжение 24998 домов (квартир); (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) реализация проектов комплексной компактной застройки в 4 сельских поселениях (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) Сроки и этапы - 2003-2013 годы: реализации Программы I этап - 2003-2005 годы; II этап - 2006-2010 годы; III этап - 2011-2013 годы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) Основные мероприятия - мероприятия Программы сгруппированы по Программы следующим направлениям: обеспечение жильем, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обеспечение сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, электросвязь, комплексная компактная застройка сельских поселений, дорожное строительство. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) Реализация мероприятий Программы обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медикосанитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности в сельской местности; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения населенных пунктов, расположенных в сельской местности, обеспечение их телефонной и электросвязью, увеличение охвата сельских поселений комплексной компактной застройкой; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) расширение сети автомобильных дорог в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест Исполнители основных - определяются на конкурсной основе в мероприятий Программы установленном законодательством Российской Федерации порядке Объемы и источники - общий объем финансового обеспечения финансового I этапа Программы (2003-2005 годы) обеспечения составляет 52,9 млрд. рублей, Программы в том числе: средства федерального бюджета - 5,5 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,1 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 24,3 млрд. рублей; общий объем финансового обеспечения II этапа Программы (2006-2010 годы) составляет 143 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 34,9 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 59,4 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 48,7 млрд. рублей; общий объем финансового обеспечения III этапа Программы (2011-2013 годы) составляет 90,9 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 26,8 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 38,3 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 25,8 млрд. рублей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) Ожидаемые результаты - реализация Программы позволит: реализации Программы и улучшить жилищные условия более показатели ее 211,5 тыс. сельских семей, в том числе социально-экономической 89,2 тыс. молодых семей и молодых эффективности специалистов; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83; от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83) повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 55,9 процента; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 40-45 процентов; расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 1195 единиц; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 181,5 места на 1 тыс. человек; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента населения, работающего в сельской местности; расширить сеть комплексных организаций торгово-бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 58,5 процента; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) обеспечить введение 0,98 млн. телефонных номеров; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) привести в нормативное техническое состояние 13,8 тыс. км ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, и ввести в действие 5,2 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42 процента сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44 процента, канализацией - 32 процента, горячим водоснабжением - 20 процентов площади сельских жилых помещений. Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 процент), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 процентов). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе. Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10-15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов. В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144 школы. В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки к ним детей обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования. Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году. В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения. Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработала свой нормативный срок и требует замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние. Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов. В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы сетевым газом. Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских населенных пунктов (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских населенных пунктов телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированной остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания. В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских населенных пунктов остается без автобусного сообщения. Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793 тыс. человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе. В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число сельских населенных пунктов, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента. Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе. Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек. Наиболее ощутим он в регионах, где функционируют современные интегрированные формы агробизнеса - агрофирмы, агрокомбинаты, агрохолдинги. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 процента работников, а высшее - 13,6 процента. Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" и Госпрограмме, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров. Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала. Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83) Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа) обусловлена: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением; потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса"; необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой; межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей; приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности. II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Программа разработана для достижения следующих основных целей: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности; повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест. Поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских территорий. Для решения указанных задач предусматриваются: предоставление приоритетной государственной поддержки для развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на федеральном, региональном и местном уровнях; разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований; повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности; разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям; снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве; создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур; формирование правового и методического обеспечения социального развития села. Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 3 этапа. На I этапе (2003-2005 годы) обеспечиваются совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. На II этапе (2006-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельской местности условий, обеспечивающих более высокие уровень и качество жизни. На III этапе (2011-2013 годы) предполагается повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и выполнения мероприятий Госпрограммы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) Преимущественное развитие жилищной сферы, социальной и инженерной инфраструктуры в этот период должно будет осуществляться в сельской местности, в которой реализуются крупные инвестиционные проекты в сфере сельскохозяйственного производства. На этом этапе одним из критериев распределения средств федерального бюджета, предусмотренных для реализации мероприятий Программы, будет являться наличие реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов развития сельскохозяйственного производства на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В реализации I этапа Программы (2003-2005 годы) приняли участие 76 субъектов Российской Федерации. Исходя из поставленных в Программе задач на федеральном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база. Субъектами Российской Федерации - участниками Программы осуществлены разработка и принятие региональных программ по социальному развитию села, позволившие конкретизировать задачи Программы применительно к потребностям сельских муниципальных образований. В 2003-2005 годах на реализацию мероприятий Программы было выделено 50,1 млрд. рублей, из них: средства федерального бюджета - 5,8 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 22,4 млрд. рублей; внебюджетные средства - 21,9 млрд. рублей. Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета основными приоритетными направлениями I этапа Программы (2003-2005 годы) были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности. Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы по этим направлениям. Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (70 процентов), предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На эти цели за 3 года было выделено 15 млрд. рублей, из них 2 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета. За счет всех источников финансирования введено 6039 тыс. кв. м жилья, что в 2,2 раза больше плановых заданий. Свыше 75 тыс. сельских семей смогли приобрести благоустроенное жилье. За 3 года введено в действие 22,69 тыс. км распределительных газовых сетей (в 2,3 раза больше плановых заданий), газифицировано 286,5 тыс. квартир (при плановом задании 122 тыс. квартир), введена в действие 51 газонаполнительная станция. Размер средств федерального бюджета в общем размере средств, направленных на финансирование указанных мероприятий, составил 12,9 процента. Реализация мероприятий Программы, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в сельской местности, обеспечила прирост емкостей телефонной сети на 722,5 тыс. номеров (114 процентов). Финансирование этих мероприятий Программы в основном осуществлялось за счет средств внебюджетных источников (92 процента). Значительно расширилась сеть бытового обслуживания за счет открытия 3014 новых организаций и 5593 пунктов приема заказов на бытовые услуги. Сеть торговли и общественного питания в сельской местности пополнилась 668 новыми организациями. Введено в эксплуатацию 566 объектов переработки по оказанию населению производственных услуг. Вместе с тем за 2003-2005 годы из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации не удалось в полном объеме реализовать отдельные мероприятия Программы, в том числе по развитию сети организаций социальной сферы села, строительство которых осуществлялось преимущественно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Не все регионы смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников. В 2003-2005 годах были введены в действие новые объекты социальной сферы, в том числе общеобразовательные школы на 51,8 тыс. мест, детские дошкольные учреждения на 3,65 тыс. мест, районные и участковые больницы на 4,8 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 5,7 тыс. посещений в смену, 130 фельдшерско-акушерских пунктов, 146 спортивных сооружений, а также клубные учреждения на 18,9 тыс. мест. В 17 сельских районах открылись информационно-консультационные центры. Причиной недовыполнения заданий по введению в действие объектов водоснабжения является несвоевременное и не в полном объеме выполнение отдельными субъектами Российской Федерации обязательств по софинансированию указанных мероприятий. Так, было введено в действие 2,9 тыс. км локальных водопроводов, 42,14 тыс. куб. м станций водоподготовки и систем водоотведения, 40 водоохранных зон. Приведение в нормативное техническое состояние ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, государственным заказчиком которой является Федеральное дорожное агентство. На эти цели за 2003-2005 годы за счет средств федерального бюджета было выделено 2,6 млрд. рублей. Объем софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на эти цели составил 12 млрд. рублей. В сельской местности было построено 1905,5 км автомобильных дорог общего пользования и приведено в нормативное техническое состояние 3611,6 км ведомственных автомобильных дорог. III. Мероприятия Программы Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению задач, определенных Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и Госпрограммой. Предусматривается выполнение мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета консолидированных, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, новых проектных решений в отношении объектов жилищного, социально-культурного назначения, проведение мониторинга процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы села, а также подготовку предложений и рекомендаций по их регулированию. Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, замену ветхого и аварийного фонда, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, а также на новое строительство. Мероприятия по организационному обеспечению реализации Программы включают проведение планировочных работ, инвентаризацию и оптимизацию сети объектов социальной сферы, оказание содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, создание других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе. Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи, а также мероприятия по поддержке комплексной компактной застройки сельских поселений. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83; от 12.12.2012 г. N 1285) Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации обеспечивает формирование нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности в соответствии с соглашением между указанными министерствами, оказывает методологическую и консультативную помощь субъектам Российской Федерации в решении вопросов разработки и внедрения механизмов жилищного кредитования, обеспечивает проведение мониторинга преобразований в жилищной сфере села в целях осуществления анализа ситуации, обобщения и распространения опыта регионов и эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, согласно приложениям N 1 и 2. В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий. Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16. Реализация указанных мероприятий позволит: улучшить жилищные условия более 211,5 тыс. сельских семей, в том числе 89,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов, и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, установить порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования; привлечь для финансового обеспечения средства внебюджетных источников финансирования; создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности. (Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83) Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (Подраздел исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83) Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения осуществляются следующие мероприятия: всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах; реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения; создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности на базе сельских социокультурных образовательных комплексов, развитие центров довузовской подготовки обучающихся; стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе; более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах. Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности согласно приложению N 3 позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи: укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики; совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики; обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативного правового, материально-технического и кадрового обеспечения; совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм предоставления медицинской помощи; укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики; развитие института врача общей практики (семейного врача). В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности согласно приложению N 4 будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения. В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий: разработка региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий; создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; проведение финальных соревнований по традиционным (национальным) для России видам спорта (лапта, городки, северное многоборье, казачьи игры и др.). Выполнение указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8-10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату больничных листов. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам. В области развития учреждений культуры и отдыха предусмотрены следующие мероприятия: проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры и отдыха, разработка территориальных схем их размещения; повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры и отдыха в сельской местности; создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности; привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры и отдыха; обеспечение доступа сельского населения к достижениям культуры, искусства и литературы на базе использования современных передвижных форм культурного обслуживания населения; возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований; сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора; сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях; сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансового обеспечения системы книгоснабжения сельских библиотек; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок. Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности согласно приложению N 5 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности: развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения; организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных населенных пунктов, расположенных в сельской местности; расширение сети организаций общественного питания. Реализация мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания в сельской местности согласно приложению N 6 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг. Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности Целью Программы является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения по следующим направлениям: организация сельскохозяйственного производства; правовое, производственное и техническое консультирование, оказание практической помощи в области маркетинга и менеджмента, а также в других областях, связанных с рыночными преобразованиями в экономике. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития информационно-консультационного обслуживания в сельской местности: создание сельских информационно-консультационных центров; предоставление информации о новых методах хозяйствования и технологиях, а также рекомендаций по их применению; организация правового, производственного и технического консультирования; проведение семинаров и курсов по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности. Реализация мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности согласно приложению N 7 позволит: создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания; повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов; создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости сельского населения. Развитие электрических сетей в сельской местности Основными задачами развития электрических сетей в сельской местности являются обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности: обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства; повышение качества потребляемой в сельской местности электроэнергии; обеспечение подключения к источникам электроэнергии объектов массовой жилищной застройки и индивидуальных жилых домов в сельской местности. Реализация мероприятий по развитию электрических сетей в сельской местности согласно приложению N 8 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности. Развитие газификации в сельской местности Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности: осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности; повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности; внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; повышение эффективности использования сетевого газа. Выполнение мероприятий по развитию газификации в сельской местности согласно приложению N 9 позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится с 28,8 до 55,9 процента. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Развитие водоснабжения в сельской местности Основными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение. Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению населенных пунктов, расположенных в сельской местности: строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения; монтаж и введение в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию российских технологий и оборудования нового поколения. Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности согласно приложению N 10 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 58,5 процента. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами. Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей: разработка предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования; поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные; улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи; проектирование, разработка, испытание и внедрение новых средств телекоммуникаций и информационных услуг. Выполнение мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению N 11 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта. Государственным заказчиком Программы в части реализации указанных мероприятий является Федеральное агентство связи. Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений Целью мероприятия является создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов сельскохозяйственного производства. Проекты комплексной компактной застройки сельских поселений предусматривается осуществлять в первую очередь на территориях ускоренного развития сельскохозяйственного производства, нуждающегося в привлечении дополнительных трудовых ресурсов, в том числе молодых специалистов, обладающих современными знаниями в области передовых технологий агропромышленного производства. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры; обеспечение инженерной инфраструктурой сельских поселений в рамках проектов их комплексной компактной застройки; распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди субъектов Российской Федерации. Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений будет осуществляться в рамках отбираемых субъектами Российской Федерации на конкурсной основе проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях массового жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, привлекаемых для проживания на территории комплексной компактной застройки. Критерии отбора проектов комплексной компактной застройки будут определяться Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений в 2013 году в 4 сельских поселениях. (Подраздел дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности согласно приложению N 12, включая строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, разработаны с учетом федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население. Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета консолидированных, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Предоставление средств федерального бюджета на финансовое обеспечение Программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предусмотренными приложением N 17. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83; от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) До 2009 года доля средств федерального бюджета в общем размере средств, направляемых на финансовое обеспечение Программы, будет составлять не более 30 процентов, с 2009 года будет определяться исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83; от 12.12.2012 г. N 1285) Соотношение объемов софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по обеспечению полного и своевременного софинансирования мероприятий Программы, в том числе за счет внебюджетных источников. Общий объем финансового обеспечения I этапа Программы (2003-2005 годы) в ценах 2002 года составляет 52,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,5 млрд. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,1 млрд. рублей и средств внебюджетных источников - 24,3 млрд. рублей. Общий объем финансового обеспечения II этапа Программы (2006 - 2010 годы) с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 143 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 34,9 млрд. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 59,4 млрд. рублей и средств внебюджетных источников - 48,7 млрд. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Объем финансового обеспечения II этапа Программы в 2006-2008 годах рассчитан исходя из результатов реализации мероприятий I этапа Программы, а начиная с 2009 года - с учетом средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Общий объем финансового обеспечения III этапа Программы (2011-2013 годы) с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 90,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 26,8 млрд. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 38,3 млрд. рублей и средств внебюджетных источников - 25,8 млрд. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Размер средств, выделяемых на реализацию Программы согласно приложению N 13, определен исходя из потребности введения в действие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений в строительство с учетом индексов-дефляторов, а с 2009 года - с учетом средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336) Первоочередному финансовому обеспечению подлежат расходы на проведение работ на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также на объектах, имеющих высокую степень технической строительной готовности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) Для решения проблемы повышения уровня обеспеченности регионов объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры до среднего уровня по Российской Федерации в федеральном бюджете предусматриваются соответствующие ассигнования. Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих необходимое нормативное правовое сопровождение социальных преобразований на селе, финансируются из федерального бюджета. Стоимость этих работ определена в соответствии со сметами расходов на проведение работ аналогичного характера. Выполнение мероприятий в области научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ согласно приложению N 14 позволит разработать научные и практические рекомендации по развитию жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности и осуществить экспериментальные проекты комплексной застройки села. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы. Федеральная служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками Программы организует ведение статистической отчетности по ее реализации. V. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы. Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет: координацию деятельности государственных заказчиков по реализации мероприятий Программы, рациональному использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников; нормативное правовое и методическое обеспечение реализации Программы; подготовку предложений по размерам и условиям предоставления субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для реализации Программы на основании предложений государственных заказчиков Программы; организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы; проведение мониторинга реализации Программы; подготовку ежегодного отчета о ходе реализации Программы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом. Государственные заказчики Программы осуществляют: отбор на конкурсной основе исполнителей работ по каждому мероприятию Программы; согласование с основными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансового обеспечения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; контроль за ходом выполнения мероприятий Программы. В соответствии с законодательством Российской Федерации основанием для получения за счет средств федерального бюджета государственной поддержки на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села является бюджетная заявка органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, а также заключение ими ежегодных соглашений с государственными заказчиками Программы. VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Государственный заказчик - координатор Программы: осуществляет управление реализацией Программы совместно с государственными заказчиками Программы на основе ежегодно заключаемых соглашений; обеспечивает согласованность действий государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, выполнению заключенных с субъектами Российской Федерации соглашений о финансовом обеспечении мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) осуществляет взаимодействие с федеральными министерствами, в ведении которых находятся федеральные службы и федеральные агентства - государственные заказчики Программы, ответственные за выполнение мероприятий Программы, и государственными заказчиками Программы. Государственный заказчик - координатор Программы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы за прошедший год. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 г. N 821; от 12.12.2012 г. N 1285) VII. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих: а) повышению уровня и качества жизни сельского населения путем: решения жилищной проблемы в сельской местности; обеспечения доступности получения сельским населением качественного образования, услуг в области медицинского, культурного, торгово-бытового и информационно-консультационного обслуживания; повышения уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; б) формированию высококвалифицированных трудовых кадров агропромышленного комплекса путем привлечения и закрепления в сельской местности специалистов агропромышленного комплекса и социальной сферы села с обеспечением их доступным жильем; в) улучшению демографической ситуации в сельской местности за счет создания более благоприятных социально-бытовых условий для труда и отдыха сельского населения. Основные целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 15. Более 211,5 тыс. сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Улучшится кадровое обеспечение организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы за счет привлечения и закрепления в сельском хозяйстве 89,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Уровень газификации жилищного фонда возрастет до 55,9 процента. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных общеобразовательных учреждениях повсеместно достигнет 90 процентов, а уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями составит 40-45 процентов, клубными учреждениями - до 181,5 места на 1 тыс. человек. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83; от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Кроме того, предполагается улучшение состояния здоровья за счет повышения доступности учреждений первичной медико-санитарной помощи и привлечения к регулярным занятиям физкультурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процентов трудоспособного сельского населения. Обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до 58,5 процента, развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить дополнительно 0,98 млн. сельских потребителей телефонной и информационной связью, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции будут уменьшены до 20-25 процентов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 8-10 процентов. Улучшение демографической ситуации будет способствовать сокращению темпов снижения численности сельского населения и ее стабилизации. В области занятости сельского населения предусматриваются более полное использование трудоспособного населения и снижение уровня безработицы. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий. Экономическая эффективность реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе: улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий; сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью; сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке. Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия. При разработке проектов строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищном строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" М Е Р О П Р И Я Т И Я по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) -------------------|---------|---------|---------|---------------------------|-----------------|---------------- | Площадь | Срок | Объем | В том числе | Ответственные | Ожидаемые | (тыс. | испол- |финансо- | | исполнители | результаты | кв. м) | нения | вого |--------|----------|-------| | | | | обемпе- |за счет | за счет |за счет| | | | | чения - |средств | средств |средств| | | | | всего | феде- | консоли- |внебюд-| | | | | |рального| дирован- |жетных | | | | | |бюджета | ных бюд- |источ- | | | | | | | жетов |ников | | | | | | |субъектов | | | | | | | |Российской| | | | | | | |Федерации | | | -------------------|---------|---------|---------|--------|----------|-------|-----------------|---------------- Прочие расходы 1. Улучшение 877,66* 2008 год 7852,3 2355,7 3140,9 2355,7 Минсельхоз улучшение жилищных России, органы жилищных условий исполнительной условий жителей граждан, власти субъектов сельской проживающих в Российской местности, сельской Федерации включая местности работников здравоохранения, образования, социальной сферы обслуживания и культуры 2. Улучшение 1352,97* 2009 год 14287,75 4521,35 5073,8 4692,6 Минсельхоз улучшение жилищных 967 2010 год 15066,7 4520 6026,7 4520 России, органы жилищных условий 915 2011 год 15066,7 4520 6026,7 4520 исполнительной условий жителей граждан, 1114** 2012 год 20400 6120 8160 6120 власти субъектов сельской проживающих в 810 2013 год 15066,7 4520 6026,7 4520 Российской местности, сельской Федерации включая местности, в работников том числе здравоохранения, молодых семей и образования, молодых социальной специалистов - сферы всего обслуживания и культуры в том числе обеспечение 683,77* 2009 год 7916,25 2521,25 2954,2 2440,8 Минсельхоз обеспечение жильем молодых 539,2 2010 год 8400 2520 3360 2520 России, органы жильем молодых семей и молодых 510 2011 год 8400 2520 3360 2520 исполнительной семей и молодых специалистов 670** 2012 год 12400 3720 4960 3720 власти субъектов специалистов на 452 2013 год 8400 2520 3360 2520 Российской селе: Федерации 2009 год - 14,7* тыс.; 2010 год - 10 тыс.; 2011 год - 8 тыс.; 2012 год - 10,5 тыс.**; 2013 год - 7,1 тыс. Примечание. Доля семей, улучшивших свои жилищные условия в результате реализации Программы, в запланированном количестве семей составляет: в 2008 году - 6,3* процента; в 2009 году - 13* процентов; в 2010 году - 8 процентов; в 2011 году - 6,9 процента; в 2012 году - 8,2 процента**; в 2013 году - 6 процентов. Обеспеченность жильем молодых семей и молодых специалистов на селе составляет: в 2009 году - 11,5* процента; в 2010 году - 8,1 процента; в 2011 году - 7,1 процента; в 2012 году - 10 процентов**; в 2013 году - 7,5 процента. _____________ * Фактическое значение. ** Ввод и приобретение 144 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 80 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем 1,3 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе, рост доли семей, улучшивших свои жилищные условия, до 8,2 процента и обеспеченность жильем молодых семей и молодых специалистов - до 10 процентов, финансируемые за счет дополнительно выделенных средств федерального бюджета в 2012 году, будут обеспечены в 2013 году в соответствии с нормативными сроками строительства жилья. _____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" М Е Р О П Р И Я Т И Я по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) ---------------------|---------|-------|-------------------------|---------------|------------------- | Срок | Объем | В том числе | Ответственные | Ожидаемые |исполне- |финан- |-------|---------|-------| исполнители | результаты | ния |сового |за счет| за счет |за счет| | | |обеспе-|средств| средств |средств| | | |чения -| феде- |консоли- |внебюд-| | | |всего | раль- |дирован- |жетных | | | | | ного | ных |источ- | | | | |бюджета|бюджетов | ников | | | | | |субъектов| | | | | | | Россий- | | | | | | | ской | | | | | | |Федерации| | | ---------------------|---------|-------|-------|---------|-------|---------------|------------------- Прочие расходы Обеспечение 837,02* 2008 год 9647,7 2894,3 3859,1 2894,3 Минсельхоз обеспечение молодых семей России, жильем 12 тыс. и молодых органы молодых семей и специалистов исполнительной молодых жильем власти специалистов на субъектов селе Российской Федерации ____________ * Фактическое значение. Примечание. Обеспеченность жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в 2008 году составляла 8,3 процента. _____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" М Е Р О П Р И Я Т И Я по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) ---------------------|---------|-------|-------------------------|---------------|------------------- | Срок | Объем | В том числе | Ответственные | Ожидаемые |исполне- |финан- |-------|---------|-------| исполнители | результаты | ния |сового |за счет| за счет |за счет| | | |обеспе-|средств| средств |средств| | | |чения -| феде- |консоли- |внебюд-| | | |всего | раль- |дирован- |жетных | | | | | ного | ных |источ- | | | | |бюджета|бюджетов | ников | | | | | |субъектов| | | | | | | Россий- | | | | | | | ской | | | | | | |Федерации| | | ---------------------|---------|-------|-------|---------|-------|---------------|------------------- Организационное, нормативное и научное обеспечение НИОКР 1. Проведение 2009 год 0,24 0,24 - - Рособразование оценка научных (2009 год), современного исследований и Минсельхоз состояния подготовка России образования в доклада о сельской состоянии местности и образования в предложения по сельской его улучшению местности 2. Проведение 2008 год 0,7 0,7 - - Минсельхоз оценка мониторинга 2010 год - - - - России, современного знаний и здоровья Минздравсоц- состояния уровня учащихся сельских развития знаний и здоровья общеобразователь- России, сельских учащихся ных учреждений Рособразование и предложения по (2009 год) их улучшению 3. Проведение 2008 год 1,1 1,1 - - Рособразование научно-методическое научных 2009 год 1,3 1,3 - - (2009 год) обеспечение исследований по сельских разработке общеобразовательных учебных и учреждений учебно-методичес- ких пособий на электронных носителях для общеобразователь- ных учреждений в сельской местности Инвестиционные мероприятия 4. Введение в Минсельхоз обновление действие России, основных общеобразовательных органы фондов, учреждений, исполнительной повышение социокультурных власти территориальной образовательных субъектов доступности комплексов** Российской и снижение (тыс. мест): Федерации, коэффициента 7,78* 2008 год 1878,3 203,5 1674,8 - органы сменности 4,98* 2009 год 1887,1 791,2 761,8 334,1 местного сельских 0,39 2010 год 176,7 53 123,7 - самоуправления общеобразова- 3,39 2011 год 1663,3 499 1164,3 - тельных 3,14 2012 год 1918,3 669 1249,3 - учреждений 4,6 2013 год 2530,35 791,3 1739,05 - (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. N 1285) 5. Введение в органы обновление действие исполнительной основных фондов и дошкольных власти повышение образовательных субъектов территориальной учреждений Российской доступности (тыс. мест): Федерации, сельских 0,21* 2008 год 145,4 - 142,6 2,8 органы дошкольных 0,025* 2009 год 149 - 146 3 местного образовательных 0,77 2010 год 153,6 - 150,3 3,3 самоуправления учреждений ______________ * Фактическое значение. ** Выбор формы образовательного учреждения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. ______________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" М Е Р О П Р И Я Т И Я по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 336; от 12.12.2012 г. N 1285) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|