Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 672ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 октября 2007 г. N 672 г. Москва О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 В целях совершенствования управления реализацией Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года и уточнения перечня мероприятий и объемов их финансирования Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4974; 2002, N 23, ст. 2187; 2004, N 50, ст. 5076; 2005, N 13, ст. 1174). Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков __________________________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. N 672 И З М Е Н Е Н И Я, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" 1. В пункте 2: слова "Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации - государственному заказчику" заменить словами "Министерству регионального развития Российской Федерации - государственному заказчику - координатору"; слова "администрации Калининградской области" заменить словами "правительству Калининградской области". 2. В пункте 3 слова "и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации" исключить. 3. Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции: "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА П А С П О Р Т Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года Дата принятия решения - разработана на основании раздела II о разработке Программы протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N 11 Дата утверждения - утверждена постановлением Правительства Программы Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 388, от 7 декабря 2004 г. N 743, от 21 марта 2005 г. N 147) Государственный - Министерство регионального развития заказчик - Российской Федерации координатор Программы Государственные - Министерство сельского хозяйства заказчики Программы Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по энергетике, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Основные разработчики - Министерство регионального развития Программы Российской Федерации, правительство Калининградской области, закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов" Цель Программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных государств, благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза Основные задачи - основные задачи Программы включают в Программы себя: задачи по обеспечению геостратегических интересов России в Балтийском регионе: развитие г. Калининграда как крупного транспортного узла Российской Федерации; обеспечение энергетической безопасности Калининградской области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников; улучшение экологической обстановки, выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды; задачи общефедерального уровня: создание в регионе условий для устойчивого социально-экономического развития, увеличение валового регионального продукта к 2010 году в 2,05 раза при средних годовых темпах прироста в размере 7-8 процентов; трансформация экономической структуры региона в направлении ее экспортной ориентации; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; развитие туристско-рекреационного комплекса; задачи регионального значения, требующие государственной поддержки: комплексное развитие сельского хозяйства, обеспечение потребности населения Калининградской области в основных продуктах питания за счет технического переоснащения и применения современных технологий во всех отраслях сельскохозяйственного производства; развитие рыбопромышленного комплекса; развитие отраслей социальной сферы Важнейшие целевые - целевые индикаторы определены с учетом индикаторы и мероприятий, реализацию которых показатели предполагается осуществить за счет внебюджетных средств. В результате реализации Программы в 2010 году будут достигнуты следующие показатели: валовой региональный продукт от реализации мероприятий Программы - 35598,4 млн. рублей (в ценах 2001 года); объем промышленной продукции - 12842 млн. рублей (в ценах 2001 года); налоговые отчисления в федеральный бюджет - 3687 млн. рублей (в ценах 2001 года); налоговые отчисления в консолидированный бюджет Калининградской области - 2886,3 млн. рублей (в ценах 2001 года); годовой фонд оплаты труда - 1465 млн. рублей (в ценах 2001 года); среднедушевой денежный доход - 11875 рублей в месяц (прогнозные данные в ценах 2010 года); обеспеченность населения: учреждениями образования (обеспеченность площадью на 1 занимающегося в части общеобразовательных школ при сменности 1,5) - 144 процента норматива; учреждениями здравоохранения - 7800 посещений поликлиник на 1000 человек в год, 2731 койко-день в стационаре на 1000 человек в год; коммунальными услугами: удельный вес населения, обеспеченного водопроводом, - 98,6 процента; удельный вес населения, обеспеченного канализацией, - 96,8 процента; удельный вес населения, обеспеченного газом, - 95,1 процента, в том числе централизованным газоснабжением - 57 процентов. Несоответствие результатов выполнения Программы целевым индикаторам может служить основанием для досрочного прекращения ее действия Сроки и этапы - Программа реализуется в 2002-2010 годах реализации Программы в два этапа: первый этап (2002-2005 годы) - на основе реализации масштабных инфраструктурных проектов создание базы для развития экономики области, разработка правовых механизмов функционирования особой экономической зоны; второй этап (2006-2010 годы) - продолжение реализации инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные результаты в развитии экономики и социальной сферы Объемы и источники - общий объем финансирования Программы финансирования составляет (в ценах соответствующих лет) Программы 31 083,22 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 12 552,54 млн. рублей; средства консолидированного бюджета Калининградской области - 3 635,71 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 14 894,97 млн. рублей Ожидаемые - создание в Калининградской области результаты реализации благоприятного инвестиционного и Программы предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно-ориентированного производства, повышению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей; создание условий для значительного роста уровня жизни населения, сопоставимого с уровнем жизни граждан сопредельных государств, в том числе улучшение показателей обеспеченности населения: учреждениями образования (обеспеченность площадью на одного занимающегося в части общеобразовательных школ при сменности 1,5 достигнет 144 процента норматива); учреждениями здравоохранения (количество посещений поликлиник составит 7800 посещений на 1000 человек в год, обеспеченность дневным стационаром - 577 дней на 1000 человек в год, стационаром круглосуточным - 2731 койко-день на 1000 человек в год); коммунальными услугами (удельный вес населения, обеспеченного водопроводом, достигнет 98,6 процента, удельный вес населения, обеспеченного канализацией, - 96,8 процента, удельный вес населения, обеспеченного газом, - 95,1 процента, в том числе централизованным газоснабжением - 57 процентов); обеспечение к 2010 году сохранения 14103 существующих и создание 10062 новых рабочих мест. Финансово-экономические результаты в 2010 году по отношению к 2001 году в сопоставимых ценах составят: валовой региональный продукт Калининградской области возрастет в 2,05 раза; поступления в бюджеты всех уровней возрастут почти на 6,6 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет на 3,7 млрд. рублей; бюджетная обеспеченность на душу населения возрастет более чем на 3 тыс. рублей I. Социально-экономическое положение и стратегия развития Калининградской области 1. Социально-экономическое положение Калининградской области Калининградская область - самый западный субъект Российской Федерации. Территория области составляет 15,1 тыс. кв. километров, население - 939,9 тыс. человек (на начало 2006 года), из них около 78 процентов - горожане. Область отделена от остальной территории страны сухопутными границами с Польшей и Литвой и международными водами. Калининградская область занимает выгодное экономико-географическое положение, определяющееся: близостью к рынкам Западной и Восточной Европы; близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям; климатическими условиями, благоприятными для развития туризма; наличием на территории области незамерзающего портового комплекса. Калининградская область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов, имеются перспективные запасы высококачественной низкосернистой нефти, бурого угля, торфа, каменной соли, строительных материалов и минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр. В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом. В ходе реализации первого этапа Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года (далее - Программа) был достигнут значительный рост по большинству показателей социально-экономического развития региона. Основу экономики области составляет промышленность, формирующая 30,1 процента валового регионального продукта (данные 2004 года). Торговля и коммерческая деятельность в части предоставления услуг составляют 14,5 процента валового регионального продукта, нерыночные услуги - 11,2 процента, строительство - 10 процентов, транспорт - 8,5 процента, сельское хозяйство - 5,6 процента, другие отрасли, включая чистые налоги на продукты, составляют 14,9 процента валового регионального продукта. Темпы роста валового регионального продукта Калининградской области значительно превосходят темпы роста валового регионального продукта соседних стран. Средний темп прироста валового регионального продукта Калининградской области в 2001-2004 годах составил 8,75 процента в год. Динамика объема валового регионального продукта, а также сопоставление темпов роста валового внутреннего продукта с темпами роста валового внутреннего продукта государств Балтийского региона представлены в приложениях N 1 и 2. В 2000-2005 годах доля промышленной продукции Калининградской области в экономике Российской Федерации возросла с 0,3 процента до 0,56 процента, доля сельскохозяйственной продукции - с 0,47 процента до 0,54 процента (приложение N 3). Промышленность Калининградской области развивается более высокими темпами, чем в среднем по России, объем выпуска промышленной продукции в 2005 году составил 81,2 процента от уровня 1990 года, тогда как в среднем по России - 73,2 процента. В структуре промышленности по данным за 2004 год доминирующее положение занимают машиностроение и металлообработка - 36,5 процента, пищевая промышленность (в основном представленная рыбной промышленностью) - 30,2 процента, топливная промышленность - 11,1 процента, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 9,5 процента, электроэнергетика - 6,2 процента. Традиционно одной из ведущих отраслей промышленности области является рыбная. Калининградская область располагает уникальным рыбохозяйственным комплексом, обеспечивающим производство более 13 процентов общероссийской товарной пищевой рыбной продукции и 34 процентов рыбных консервов страны. Общий улов рыбы в 2005 году составил 290 тыс. тонн. Основным районом промысла является Северо-Восточная Атлантика (более 75,8 процента общего объема вылова). Производство рыбных консервов и пресервов на рыбоперерабатывающих предприятиях области за 2005 год увеличилось на 5,1 процента и составило 284 млн. условных банок. По многим позициям Калининградская область занимает ведущее место в производстве промышленной продукции в Российской Федерации. В 2005 году доля произведенных здесь телевизоров составила 63,1 процента общего объема телевизоров, произведенных в России. Удельная доля улова и добычи морепродуктов составила 9,1 процента общероссийского улова (приложение N 4). Валовая продукция сельского хозяйства в 2005 году составила 8,1 млрд. рублей, или 0,54 процента общего объема по Российской Федерации. Ведущие направления сельского хозяйства - молочное и мясное животноводство, выращивание картофеля и овощей, птицеводство и пушное звероводство. Сельскохозяйственное производство ведется в условиях повышенного увлажнения на низменных землях, часть которых расположена ниже уровня моря и защищена дамбами. Как показывает опыт предшествующих лет, имеющийся агропотенциал обеспечивает более высокую экономическую эффективность производства по сравнению с большинством нечерноземных регионов страны. Развивающееся в аналогичных условиях польское и литовское сельское хозяйство, опыт которых следует учитывать и развивать, сейчас значительно эффективнее. Развитие транспортного комплекса является одним из безусловных приоритетов развития Калининградской области. В рамках Программы оно ведется по следующим основным направлениям: рациональная специализация в рамках участия Калининградской области в процессе транспортных перевозок по территории Российской Федерации, государств - участников СНГ и государств - членов Европейского союза; устойчивое регулярное внутриобластное сообщение между населенными пунктами. До 2001 года проектные мощности портов использовались менее чем на 30 процентов, в особенности это касалось специализированных терминалов по перевалке минеральных удобрений, нефтепродуктов, рефрижераторных грузов, металла и угля. В 2001 году грузооборот портов возрос на одну треть по сравнению с предыдущим годом, в 2002 году он увеличился еще в 1,7 раза и составил по итогам года 9,9 млн. тонн, то есть превысил уровень начала 1990-х годов. В 2003 году было обработано 12,7 млн. тонн грузов, что на 28,4 процента больше, чем в предыдущем году, и почти в 2,2 раза больше, чем в 2001 году. По итогам года превышен рекордный показатель грузооборота 1985 года (10,3 млн. тонн). В 2004 году было обработано 13,9 млн. тонн грузов, что на 9,4 процента больше, чем в предыдущем году, и почти в 2,4 раза больше, чем в 2001 году. В структуре грузооборота портов в настоящее время преобладают экспортные грузы (91 процент общего грузооборота в 2003 году) - нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические удобрения, уголь и кокс, зерно, ферросплавы и др. С учетом сложившейся политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в экономике области. В 2005 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2000 годом в 2,3 раза и составил 3223,7 млн. долларов США, в том числе экспорт - 606,9 млн. долларов США (рост в 1,17 раза), импорт - 2616,8 млн. долларов США (рост в 3 раза). Такой существенный рост оборота внешней торговли и грузооборота обусловлен заключением межгосударственных соглашений, определяющих рациональную специализацию ряда портов бассейна Балтийского моря. Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области увеличилась с 414,1 тыс. человек в 2000 году до 418,2 тыс. человек в 2004 году. Общая численность незанятых лиц, классифицируемых как безработные, в соответствии с методикой Международной организации труда составила в 2004 году 27,8 тыс. человек, официально зарегистрированных в службе занятости - 9,1 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2 процента и по сравнению с 2003 годом вырос на 6 процентов. По уровню развития малого предпринимательства Калининградская область находится в числе лидеров среди российских регионов, уступая по числу малых предприятий в расчете на 1000 жителей только гг. Москве и Санкт-Петербургу. В 2004 году 6621 малое предприятие области произвело продукции почти на 39,9 млрд. рублей. Численность работающих на этих предприятиях составила 73,8 тыс. человек (из них 31,1 процента было занято в промышленности, в 2003 году - 23,4 процента). Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется повышением уровня рождаемости, уровня смертности и при этом ростом естественной убыли населения, которая в 2005 году достигла 9,1 человек на 1 тыс. населения. Остаются очень высокими показатели смертности населения трудоспособного возраста. Для Калининградской области характерен высокий миграционный прирост, коэффициент которого в 2000 году составил 5,3 человека на 1 тыс. населения, в 2005 году - 3,6 человека на 1 тыс. населения. Пик миграционного прироста пришелся на 1994 год (20 человек на 1 тыс. населения). В системе образования, сохраняющей в целом относительно высокий уровень, нарастает тенденция развития платных форм обучения, особенно в учреждениях высшего и несколько меньше среднего специального образования, за счет чего обеспечивается все большая доля финансирования учреждений. Охват детей дошкольными учреждениями в последние годы увеличивался и в 2005 году составил более 67 процентов, однако в сельской местности охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными учреждениями составил только 33 процента по сравнению с 60 процентами в 1990 году. Инфраструктура здравоохранения по количественным показателям уступает среднему по Российской Федерации уровню. На начало 2005 года в области было 102 врачебных учреждения, оказывающих амбулаторно-врачебную помощь населению, обеспеченность ими составила 197 посещений в смену на 10 тыс. человек, по России - 251. В 72 больничных учреждениях области на 10 тыс. человек приходится 109 коек, по России - 113 коек. Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек составила соответственно 32 и 83, по России - 49 и 111. По целому ряду показателей заболеваемость населения Калининградской области все еще превосходит среднероссийский уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). В последние годы замедлились темпы роста числа ВИЧ-инфицированных. В 2002 году впервые выявленная заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила в области 43 человека на 100 тыс. населения, в 2003 году этот показатель снизился до 36,2 человека, что приближается к среднероссийскому уровню. Удалось снизить заболеваемость туберкулезом детей (61,3 случая на 100 тыс. детского населения в 2002 году, в 2003 году - 47,2 случая). Бюджетные расходы на душу населения (с учетом прожиточного минимума) остаются ниже среднероссийского уровня. Ниже среднего и удельные расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и физическую культуру, средства массовой информации, социальную политику, а также на жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищный фонд в области составляет 18 млн. кв. метров, из них значительная часть жилых зданий и инженерных коммуникаций построена до 1971 года. Обеспеченность населенных пунктов области системами биологической очистки сточных вод составляет 5-8 процентов их необходимого количества. Растет износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, снижается надежность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения. Несмотря на осуществление в последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение выбросов загрязняющих веществ, экологическая ситуация на территории Калининградской области остается неблагополучной. В рамках Программы планируется решить вопрос по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. 2. Описание основных рисков, связанных с осуществлением программно-целевого метода В течение первого этапа Программы накоплен существенный опыт реализации мероприятий, привлечения внебюджетных средств, отработан в целом механизм реализации Программы, достигнут приемлемый уровень координации действий различных субъектов социально-экономической политики, что позволяет существенно снизить риски реализации Программы. Первоначальный анализ мероприятий Программы проводился с учетом 2 сценариев развития экономики страны на среднесрочную перспективу, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В основу разработки Программы был положен оптимистический сценарий развития экономики как в наибольшей степени отвечающий решению задачи по удвоению валового внутреннего продукта и предусматривающий проведение структурных преобразований в экономике, ее диверсификацию, увеличение роли обрабатывающей промышленности, развитие сферы услуг и отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на качественное инфраструктурное обеспечение социальной и экономической деятельности. Тенденции развития страны по оптимистическому сценарию развития подтверждаются динамикой экономических показателей за последние годы. Социально-экономическое развитие Калининградской области как опорного региона России в Европе должно соответствовать темпам социально-экономического развития России. Потребность в модернизации и развитии социальной и экономической инфраструктуры рассчитана исходя из прогнозных параметров роста валового внутреннего продукта, объемов производства, динамики грузовых и пассажирских перевозок. Рассматривались 2 варианта развития социально-экономической ситуации в Калининградской области: инерционный вариант, который предусматривает сохранение существующих тенденций функционирования экономики и социальной сферы Калининградской области, недостаточные объемы работ по развитию социальной и экономической инфраструктуры, строительство и реконструкцию только отдельных приоритетных незавершенных объектов; базовый вариант, который предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения целей Программы, включая обеспечение необходимых социально-экономических показателей, концентрацию ресурсов для выполнения важнейших для экономики страны и области проектов модернизации и развития региональных и муниципальных инфраструктурных объектов, завершение строительства новых объектов и реконструкции существующих, формирование социальной и экономической инфраструктуры региона, отвечающей интересам населения и экономики страны и области. Реализация базового варианта развития Калининградской области предусматривает выполнение мероприятий Программы в полном объеме. Для этого варианта выполнена оценка эффективности мероприятий, социально-экономических и экологических последствий. II. Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы, важнейшие целевые индикаторы и показатели Основной целью Программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных государств, а также благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза. Реализация Программы позволит достичь к 2010 году по сравнению с 2001 годом (в сопоставимых ценах) следующие показатели: валовой региональный продукт увеличится в 2,05 раза; прирост объема производства промышленной продукции составит не менее 50 процентов; прирост инвестиций в основной капитал составит не менее 80 процентов; прирост среднедушевой бюджетной обеспеченности составит не менее 120 процентов. Для сравнения можно отметить, что в соседних государствах за аналогичный период при сохранении темпов роста, усредненных за последние 5 лет, валовой внутренний продукт увеличится в Германии - в 1,13 раза, Дании - в 1,2 раза, Финляндии - в 1,3 раза, Польше - в 1,4 раза, Литве - в 1,7 раза. Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач: задачи по обеспечению геостратегических интересов Российской Федерации в Балтийском регионе: обеспечение энергетической безопасности Калининградской области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников; развитие г. Калининграда как крупного транспортного узла России за счет модернизации транспортной инфраструктуры; улучшение экологической обстановки, выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды; задачи общефедерального значения: создание в регионе условий для устойчивого социально-экономического развития, увеличение валового регионального продукта к 2010 году в 2,05 раза при средних годовых темпах прироста в размере 7-8 процентов; трансформация экономической структуры региона в направлении ее экспортной ориентации; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; развитие туристско-рекреационного комплекса; задачи регионального значения, требующие государственной поддержки: комплексное развитие сельского хозяйства, обеспечение потребности населения Калининградской области в основных продуктах питания за счет технического переоснащения и применения современных технологий во всех отраслях сельскохозяйственного производства; развитие рыбопромышленного комплекса; развитие отраслей социальной сферы. В ходе реализации Программы в области будут созданы условия для улучшения инвестиционного климата, важнейшими из которых являются развитие транспортной и телекоммуникационной систем, туристско-рекреационной инфраструктуры, обеспечение устойчивого энергоснабжения и улучшение экологической обстановки. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры планируется осуществлять путем создания территориальных систем информатизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Развитие туристско-рекреационного комплекса способно стать одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики области и обеспечить растущий спрос российских и иностранных потребителей на все разнообразие туристических продуктов и услуг в сфере туризма, сохранение и рациональное использование богатого историко-культурного и природного наследия. Огромное значение для функционирования хозяйства и экономической безопасности Калининградской области имеет энергетическая обеспеченность. Для решения этой проблемы предусматривается строительство основного энергоисточника - Калининградской ТЭЦ-2. Первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт в конце 2005 года введен в эксплуатацию. В целях повышения надежности энергообеспечения региона и экономии энергоресурсов запланировано строительство второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2. Кроме того, запланирована реконструкция газопровода с доведением его мощности до уровня не менее 1 270 млн. куб. метров в год, а также развитие газотранспортной системы Калининградской области с целью дополнительных поставок газа в регион. Поставки газа в Калининградскую область в 2010 году составят 2 500 млн. куб. метров, в том числе для Калининградской ТЭЦ-2 в составе двух энергоблоков в объеме 1 100 млн. куб. метров. Дополнительным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является экологическая ситуация. В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо: ввести в строй очистные сооружения, модернизировать канализационные сети и системы водоснабжения; перевести промышленное производство на экологически чистые технологии; построить полигон для утилизации отходов производства и потребления, мусороперерабатывающий завод; перевести электростанции и котельные на газовое и местные виды топлива. К числу отраслевых приоритетов, обеспечивающих конкурентоспособность и реализацию стратегических преимуществ области, относится и аграрно-промышленный комплекс. Одной из основных задач реализации Программы является повышение качества жизни населения Калининградской области, которое характеризуется не только его доходами и стоимостью жизни, но и жилищными условиями, состоянием здоровья, уровнем образования населения, экологией, работой общественного транспорта, личной безопасностью и многими другими факторами. Такое определение качества жизни обусловило включение в Программу мероприятий по развитию сфер здравоохранения, образования, культуры, бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, по обеспечению занятости. Программа разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других мероприятий, обеспечивающий достижение поставленной цели и решение связанных с ней задач. Проекты и мероприятия, включенные в Программу, отбирались на основании следующих принципов: в отношении инвестиционных проектов: значение реализации проекта для Российской Федерации и Калининградской области с точки зрения укрепления межрегиональных связей и сотрудничества с государствами - членами Европейского союза, экспортного потенциала, улучшения структуры промышленности; величина бюджетного эффекта для федерального и областного бюджетов; коммерческий эффект реализации проекта, величина срока окупаемости заемных средств; в отношении некоммерческих мероприятий: острота проблемы, решаемой данным мероприятием; достижение социальных нормативов уровня жизни населения. Программа реализуется в 2002-2010 годах и осуществляется в два этапа. Реализация первого этапа Программы (2002-2005 годы) позволила достигнуть следующих результатов в экономической и социальной сферах Калининградской области: начата реализация группы приоритетных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью; создана база для реализации стратегических направлений в развитии сотрудничества с государствами - членами Европейского союза (энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры); сформирован инвестиционный потенциал области для ускорения экономического роста; отработан новый механизм финансирования инвестиционных проектов и мероприятий посредством сочетания собственных и заемных средств инвесторов и поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. На втором этапе реализации Программы (2006-2010 годы) продолжится реализация мероприятий в инвестиционной и социальной сферах, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные сдвиги в развитии экономики и реформировании социальной сферы. Предстоит организовать информационно-аналитическое сопровождение для контроля параметров социально-экономического развития области, обеспечить управление осуществлением Программы. В рамках Программы будут проведены работы в части капитальных вложений, прочие текущие мероприятия, обеспечено финансирование всех инвестиционных проектов, созданы благоприятные условия для социально-экономического развития области в период после завершения Программы. Индикаторы реализации Программы, характеризующие достижение заявленных целей и выполнение поставленных задач, приведены в приложении N 5. Условием досрочного прекращения действия Программы является несоответствие результатов ее выполнения целевым индикаторам эффективности. III. Мероприятия Программы Основным принципом группировки мероприятий Программы служит их целевая направленность. В период реализации Программы подлежат выполнению 80 инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств внебюджетных источников, и 43 мероприятия, финансируемых за счет средств федерального бюджета, открытого акционерного общества "Газпром" и Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России". В Программу включены также инвестиционные проекты, которые подпадают под действие Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части соответствия критерию минимального объема капитальных вложений). Результаты их реализации (создание новых рабочих мест, дополнительные налоговые платежи и пр.) учтены при расчете эффективности Программы. Перечень мероприятий Программы, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, открытого акционерного общества "Газпром" и Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", приведены в приложении N 6. Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Калининградской области и внебюджетных источников приведены в приложении N 7. Объемы финансирования инновационных проектов Программы за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области и средств внебюджетных источников, за исключением средств открытого акционерного общества "Газпром" и Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", приведены в приложении N 8. 1. Градостроительное развитие Калининградской области Стратегия развития Калининградской области определяется в Территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей (в генеральном плане области), а также в генеральных планах городов и других поселений. Отдельные территории Калининградской области относятся к зонам особого регулирования градостроительной деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработки Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей с элементами консолидированных схем. Развитие инфраструктуры зон отдыха городов - курортов федерального значения Светлогорска и Зеленоградска также будет основываться на генеральных планах этих городов. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации регулирование градостроительной деятельности на этих территориях, а также контроль за разработкой схем и проектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. 2. Мероприятия по предотвращению негативных экологических последствий реализации Программы Активное развитие экономики Калининградской области создает дополнительные нагрузки на экосистемы, в связи с чем планируется провести комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий техногенного воздействия. Кроме мероприятий по предупреждению неблагоприятных экологических ситуаций и предотвращению наносимого окружающей среде ущерба, реализуемых на предприятиях производственной сферы Калининградской области в рамках Программы, предполагается осуществить мероприятия, направленные на совершенствование экологической службы Калининградской области и улучшение экологической ситуации. Мероприятия будут проводиться по следующим направлениям: снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; увеличение степени очистки сточных вод, достижение норм предельно допустимого сброса в водоемы; снижение количества отходов и увеличение степени их переработки и утилизации; снижение объемов использования свежей воды на производственные нужды; разработка и внедрение принципов международной стандартизации при решении вопросов экологического управления, включающего в себя внедрение экологического аудита, экологической сертификации и стандартизации продукции. Необходимо отметить, что помимо мероприятий, непосредственно касающихся улучшения экологической ситуации, на решение задачи по недопущению ее ухудшения направлены и другие мероприятия Программы, поскольку содержат специальные природоохранные меры, реализация которых должна удерживать уровень антропогенного воздействия в связи с развитием промышленности в пределах допустимого. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет (в ценах соответствующих лет) 31083,22 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 12552,54 млн. рублей (40,38 процента общего объема финансирования); средства консолидированного бюджета Калининградской области - 3635,71 млн. рублей (11,7 процента общего объема финансирования); средства внебюджетных источников - 14894,97 млн. рублей (47,92 процента общего объема финансирования). Объемы финансирования мероприятий Программы, реализуемых за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Калининградской области и внебюджетных источников приведены в приложении N 9. Объемы финансирования мероприятий Программы приводятся на основании проектной документации, разработанной в соответствии с нормативными документами. Проектная документация прошла экспертизу на соответствие поставленным целям и задачам, требованиям по эффективности, обеспеченности ресурсами, обоснованности объемов финансирования и выбора источников финансирования. Необходимо отметить, что в редакции Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866, часть средств федерального бюджета на ее реализацию выделялась из Федерального фонда регионального развития и в соответствии с федеральным бюджетом на соответствующий год проходила как текущие расходы, несмотря на то что шла на капитальные вложения. Например, как текущие расходы классифицировались расходы на строительство автодорог Калининград - Долгоруково и "Южный обход г. Калининграда (2-я очередь) на участке от автодороги Калининград - Долгоруково до ул. Емельянова", строительство жилья для военнослужащих, уволенных в запас или отставку, ввод в эксплуатацию первой и второй очереди объединенных очистных сооружений с канализационными объектами и сетями и многие другие. В связи с изменением порядка финансирования федеральных целевых программ при корректировке Программы все средства федерального бюджета, ранее запланированные как средства Федерального фонда регионального развития, отнесены к капитальным вложениям. V. Механизм реализации Программы Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков в ходе реализации Программы, ее нормативное, правовое и методическое обеспечение. Механизм управления Программой включает в себя взаимодействие федеральных и региональных программ, реализуемых на территории Калининградской области. Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления субъекту Российской Федерации средств федерального бюджета для реализации Программы, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Калининградской области. Государственный заказчик - координатор Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации доклады о ходе выполнения Программы. Государственный заказчик - координатор Программы на основе ежегодных докладов государственных заказчиков Программы подготавливает и представляет до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по установленной форме отчет о ходе выполнения Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств. Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предложения о корректировке Программы либо о прекращении ее выполнения. По завершении Программы государственный заказчик - координатор Программы подготавливает доклад о выполнении Программы и об эффективности использования средств за весь период ее реализации и представляет его в Правительство Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками в рамках их компетенции. Государственные заказчики Программы заключают с правительством Калининградской области соглашения и (или) договоры о софинансировании Программы за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Калининградской области и средств внебюджетных источников. Исполнители мероприятий Программы определяются заказчиками-застройщиками на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области учитываются при формировании проекта бюджета Калининградской области на очередной финансовый год и бюджетных проектировок на среднесрочный период. Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств внебюджетных источников (Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", открытое акционерное общество "Газпром"), могут быть включены в инвестиционные программы указанных акционерных обществ с учетом проводимой ими инвестиционной политики при условии согласования топливно-энергетического баланса Калининградской области (объемы и сроки финансирования подлежат уточнению). Государственный заказчик - координатор Программы совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет анализ решений, принимаемых указанными акционерными обществами по данным вопросам. Средства федерального бюджета, предусмотренные Программой, включаются в проекты федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. Средства федерального бюджета будут выделяться консолидированному бюджету Калининградской области в порядке межбюджетных отношений при условии софинансирования строек и объектов. Финансирование строительства (реконструкции) объектов, находящихся в собственности Калининградской области или в муниципальной собственности, осуществляется за счет средств федерального бюджета при условии софинансирования в порядке межбюджетных отношений за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области и бюджетов муниципальных образований. При этом ответственность за финансовое обеспечение строительства (реконструкции) объектов, включенных в Программу и находящихся в собственности Калининградской области или в муниципальной собственности, несет правительство Калининградской области. Механизм и условия финансирования мероприятий Программы устанавливаются в соглашениях между государственными заказчиками, органами исполнительной власти Калининградской области, органами местного самоуправления и частными инвесторами. При формировании и использовании утвержденных лимитов бюджетных обязательств Российской Федерации государственные заказчики учитывают фактические объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области и средств внебюджетных источников. В указанных соглашениях предусматривается возможность пропорционального сокращения объемов софинансирования за счет средств федерального бюджета при уменьшении согласованных в рамках соглашений объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области и средств внебюджетных источников. VI. Оценка эффективности Программы, социально-экономических и экологических последствий ее реализации В период реализации Программы будет создана база для дальнейшего развития области в сфере модернизации промышленности и сельского хозяйства, реформирования социальной сферы. Повышение уровня жизни населения станет возможным благодаря успехам, достигнутым в экономике области, один из основных показателей которого - валовой региональный продукт к 2010 году увеличится в 2,05 раза по сравнению с уровнем 2001 года. Такие темпы роста будут обеспечены за счет развития приоритетных отраслей экономики области, обеспечивающих ее конкурентоспособность и реализацию стратегических преимуществ. Мероприятия Программы, включающие в себя 80 инвестиционных проектов, финансируемых без участия средств федерального бюджета, и 43 мероприятия, финансируемых с участием средств федерального бюджета, а также средств открытого акционерного общества "Газпром" и Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", реализуются на объектах производственной и непроизводственной сферы области. Кроме этого, реализация Программы позволит косвенно задействовать хозяйствующих субъектов области и других регионов Российской Федерации (поставщиков оборудования, материалов, комплектующих и услуг, строительные организации). Оценка эффективности Программы осуществлялась с учетом мероприятий, реализуемых за счет средств внебюджетных источников. 1. Социально-экономические результаты реализации Программы В результате выполнения Программы экономика и социальная сфера Калининградской области выйдут на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое развитие области. За время реализации Программы будут осуществлены следующие социально значимые мероприятия: в области машиностроения: модернизация и реконструкция производства гражданских судов; расширение производства электронного оборудования, промышленных компьютеров, электронных и бытовых приборов; в строительстве и стройиндустрии - строительство жилья на коммерческой основе; в топливно-энергетическом комплексе: развитие газотранспортной системы Калининградской области с целью дополнительных поставок газа в регион; строительство ТЭЦ-2 (первый энергоблок - 2002-2005 годы). Запланированы мероприятия по строительству второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2, что повысит надежность энергообеспечения региона и экономию энергоресурсов; реконструкция газопровода с целью увеличения мощности; сооружение подземного хранилища газа; реконструкция ГРЭС-2 в г. Светлом; строительство припортовой нефтебазы; обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря; в рыбопромышленном комплексе: организация ремонта и модернизации судов; обновление тунцеловного флота; создание лизинговой компании и обеспечение лизинга рыбодобывающих судов; в аграрно-промышленном комплексе: создание солодовенного производства; строительство свинокомплекса на 10 тыс. голов; техническое перевооружение сельского хозяйства; в туристско-рекреационном комплексе: строительство второй очереди Международного выставочного комплекса; строительство торгово-промышленной зоны в пос. Большое Исаково Калининградской области; создание этнографического и ремесленно-торгового центра "Рыбная деревня". 2. Оценка эффективности Программы Для оценки эффективности Программы используются следующие основные показатели: валовой региональный продукт; бюджетная эффективность; коммерческая (финансовая) эффективность; доля мероприятий Программы в макроэкономических показателях уровня экономического развития Калининградской области; социальная эффективность. Для сопоставимости все финансовые показатели рассчитаны в ценах 2001 года - года начала реализации Программы. Прирост валового регионального продукта Калининградской области за счет реализации мероприятий Программы увеличится по сравнению с 2001 годом в 2,05 раза и составит 35,6 млрд. рублей (на душу населения - 37,6 тыс. рублей). Динамика валового регионального продукта Калининградской области, обусловленная реализацией Программы, отражена в приложении N 10. Динамика производства продукции и услуг в 2002-2010 годах в связи с реализацией мероприятий Программы показана в приложении N 11. Увеличение поступлений в бюджеты обусловлено не только бюджетной эффективностью мероприятий Программы, но и увеличением загрузки строительных организаций, привлекаемых для выполнения строительно-монтажных работ в рамках Программы, и предприятий-смежников. Исходя из финансирования реализации Программы за счет средств федерального бюджета в размере 6683,23 млн. рублей (в ценах 2001 года), интегральный бюджетный эффект в 2010 году составит 9883,97 млн. рублей, или около 1,48 рубля на рубль вложений (приложение N 12). Чистый дисконтированный доход бюджета достигнет 4734 млн. рублей (при ставке дисконтирования 13 процентов). Исходя из финансирования реализации Программы за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области в размере 1805,81 млн. рублей (в ценах 2001 года), интегральный бюджетный эффект в 2010 году составит 10801,89 млн. рублей, или 5,98 рубля на рубль вложений (приложение N 13). Чистый дисконтированный доход бюджета достигнет 5504 млн. рублей (при ставке дисконтирования 13 процентов), а внутренняя норма рентабельности превысит 100 процентов. В результате реализации Программы организации - участники Программы получат 20978,3 млн. рублей годовой чистой прибыли и начисленной амортизации. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить занятость более 24 тыс. человек, в том числе создать более 10 тысяч новых рабочих мест (приложение N 14). Реализация Программы позволит достичь объема фонда оплаты труда сохраненных и принятых сотрудников предприятий вместе с экономией на пособиях по безработице по вновь принятым работникам в размере 2703,4 млн. рублей. При средней социальной эффективности 3,5 копейки на рубль вложений наибольший социальный эффект достигается в отношении аграрно-промышленного комплекса - 7,5 копейки на рубль вложений. Реализация Программы позволит обеспечить в Калининградской области не только рост валового регионального продукта и промышленного производства, но и вывод из оборота неконкурентной, нерентабельной или устаревшей продукции. Для оценки доли мероприятий Программы в макроэкономических показателях области использовались данные прогноза Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации с учетом прогнозных оценок правительства Калининградской области. При этом прогноз уровня валового регионального продукта Калининградской области рассматривался в 2 вариантах (1 - базовый, 2 - оптимистический). Доля мероприятий Программы в валовом региональном продукте в 2010 году достигнет 44-45 процентов, в производстве промышленной продукции составит около 14 процентов. Существенно вырастут поступления в бюджеты всех уровней, доля налоговых доходов в консолидированном бюджете Калининградской области в результате реализации Программы достигнет в 2010 году 34 процентов. Доля дохода от реализации мероприятий Программы в доходах консолидированного бюджета Калининградской области и федерального бюджета отражена в приложении N 15, динамика изменения основных макроэкономических показателей развития Калининградской области с учетом реализации Программы - в приложении N 16. Основные показатели уровня социального развития Калининградской области, характеризующие результаты реализации социальных мероприятий Программы, приведены в приложении N 17. Мероприятия Программы содержат специальные экологические мероприятия, реализация которых позволит удерживать уровень антропогенного воздействия на природную среду в пределах допустимого. Индикаторы реализации Программы Мероприятия Программы на всех этапах ее выполнения характеризуются социально-экономическими параметрами, которые можно принять в качестве индикаторов ее реализации. Индикаторы Программы отражают результаты, достигнутые в ходе реализации мероприятий Программы, с учетом мероприятий, реализуемых за счет средств внебюджетных источников. Методика оценки эффективности реализации Программы представлена в приложении N 18. ____________ Приложение N 1 к Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года Объем валового регионального продукта (в ценах соответствующих лет) ---------------------------------------------------------------------- | Единица | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | измерения | год | год | год | год | год ---------------------------------------------------------------------- Валовой млн. 24576,1 34001,5 41095,6 52248,8 65580,5 региональный рублей продукт Индекс процентов 115,2 103,4 109,5 109,4 112,9 физического к предыду- объема щему году валового регионального продукта Валовой тыс. 25,9 35,9 43,6 54,9 69,2 региональный рублей продукт на душу населения ___________ Приложение N 2 к Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года Рост валового внутреннего продукта государств Балтийского региона в 2000-2004 годах (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему год) ------------------------------------------------------------------- | Темпы прироста ВВП/ВРП Государство +------------------------------------- | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | год | год | год | год | год ------------------------------------------------------------------- Литва 3,9 6,4 6,8 9,7 7,1 Польша 4 1 1,4 3,8 5,8 Дания 2,8 1,6 1 0,4 2,3 Германия 2,9 0,8 0,1 -0,1 1,7 Финляндия 5,1 1,1 2,3 2 - Швеция 4,3 1 2 1,5 - Российская Федерация - всего 10 5,1 4,7 7,2 6,4 в том числе Калининградская область 15,2 3,4 9,5 9,4 12,9 _____________ Приложение N 3 к Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года Доля Калининградской области в экономике Российской Федерации (процентов) ------------------------------------------------------------------- Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |2005 | год | год | год | год | год |год ------------------------------------------------------------------- Численность 0,65 0,66 0,66 0,66 0,66 0,66 населения Объем промышленной 0,3 0,31 0,39 0,41 0,49 0,56 продукции Объем 0,47 0,43 0,47 0,52 0,52 0,54 сельскохозяйственной продукции Оборот розничной 0,55 0,55 0,52 0,5 0,52 0,53 торговли Объем платных 0,5 0,52 0,54 0,52 0,52 0,53 услуг населению _____________ Приложение N 4 к Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года Доля производства Калининградской области в промышленной продукции Российской Федерации (процентов) ------------------------------------------------------------------- Наименование | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |2005 | год | год | год | год | год |год ------------------------------------------------------------------- Телевизоры н/д 14,1 29,8 35,8 47,9 63,1 Электропылесосы н/д 2,7 14,4 33,3 66,3 н/д Консервы рыбные, включая 20,9 25,5 29,9 29,8 36,8 34,1 консервы из морепродуктов Консервы мясные 9,1 16,6 17,1 18 22,8 н/д Товарная пищевая рыбная 8,4 10,6 13,7 13,1 н/д н/д продукция, включая консервы рыбные Улов рыбы и добыча 8 9,6 11,1 10,6 11,3 9,1 морепродуктов Мебель (без встроенной) н/д н/д 5,7 5,7 н/д н/д Целлюлоза товарная н/д н/д 5,3 5,2 5,1 3,9 Водка и ликероводочные 2 2,1 3 2 2,7 2,8 изделия Бумага 1,5 1,7 2 1,8 1,7 1,7 Автомобили легковые 0,3 0,5 0,6 0,8 1,3 1,5 Безалкогольные напитки 1,2 3,8 2,1 0,7 0,8 н/д Мясо, включая субпродукты 0,64 1,1 0,7 0,7 0,7 0,6 1 категории (без мяса птицы) Пиво 0,4 0,6 0,5 0,7 0,8 н/д Колбасные изделия 0,5 0,6 0,7 0,3 0,3 н/д _____________ Приложение N 5 к Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года Индикаторы реализации Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Индикатор* | Единица | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | измерения | год | год | год | год | год | год | год | год | год ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Валовой региональный млн. 1252,9 3874,8 8869,4 13059,3 15740 24777,6 26637,3 33832 35598,4 продукт рублей по сравнению с процентов 3,7 11,4 26,1 38,4 46,3 72,9 78,4 99,6 104,7 данными за 2001 год Объем промышленной млн. 224,4 308,6 3110,6 6699,4 8194,7 9833,8 10863,3 11730,3 12842 продукции рублей Налоги - всего млн. 153,7 509,2 1357 2214,8 2690,7 4564,2 4840,8 6258,2 6573,3 рублей в том числе: в федеральный бюджет млн. 65,9 277,2 781,8 1278,6 1564,5 2623,8 2736 3548,9 3687 рублей в бюджет млн. 87,9 232 575,2 936,2 1126,2 1940,4 2104,8 2709,3 2886,3 Калининградской области рублей Число новых рабочих мест 77 226 1548 1056 1146 1584 1576 1554 1295 мест - всего нарастающим итогом мест 77 303 1851 2908 4054 5638 7213 8767 10062 Годовой фонд оплаты млн. 254,8 300 566,7 837 920,5 1076,3 1323,3 1433 1465 труда рублей Среднедушевой месячный рублей 2753 3776 4579 5609 6675 7809 9058 10416 11875 денежный доход в номинальном выражении Обеспеченность площадью процент от 125 127 129 133 135 137 141 143 144 на одного занимающегося норматива (общеобразовательные школы при сменности 1,5) Обеспеченность койко-дни 3314 2844 2736 2843 2812 2783 2751 2735 2731 стационарами на 1000 человек Обеспеченность посещений 6867 6787 6725 7580 7600 7650 7700 7750 7800 поликлиниками на 1000 человек Удельный вес населения, процентов 91,8 94,4 97,9 98,1 98,2 98,3 98,4 98,5 98,6 обеспеченного водопроводом Удельный вес населения, процентов 87,2 90,1 95,8 96,3 96,4 96,5 96,6 96,7 96,8 обеспеченного канализацией Удельный вес населения, процентов 93,7 89,3 92,4 94,5 94,6 94,7 94,8 94,9 95,1 обеспеченного газом в том числе процентов 41,2 42,6 43,8 45 46,5 50,6 52 54 57 обеспеченного централизованным газоснабжением ______________ * Индикаторы отражают результаты, достигнутые в ходе реализации мероприятий Программы, с учетом мероприятий, реализуемых за счет средств внебюджетных источников. ____________ Приложение N 6 к Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, открытого акционерного общества "Газпром" и Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ---------------------------------------------------------------------------------- Мероприятие |Объем финансирования |Срок | Ожидаемые | |выпол-| результаты +----------------------|нения | |всего |в том числе | | | |за счет | | | |средств | | | |федерального| | | |бюджета | | ---------------------------------------------------------------------------------- I. Коммерческие мероприятия топливно-энергетического комплекса 1. Реконструкция газопровода с 1485,14 - 2002- газообеспечение целью увеличения мощности 2007 потребителей до уровня не менее 1270 годы Калининградской млн. куб. метров (по области, согласованному графику), включая первый открытое акционерное энергоблок общество "Газпром", Калининградской г. Москва* ТЭЦ-2 2. Развитие газотранспортной - - обеспечение системы с целью поставок дополнительных поставок природного газа газа в Калининградскую в необходимых область, открытое для акционерное общество Калининградской "Газпром", г. Москва* области объемах 3. Сооружение подземного 1995,86 - 2002- обеспечение хранилища газа, открытое 2009 энергетической акционерное общество годы безопасности "Газпром", г. Москва Калининградской области 4. Строительство второго 10000 - 2007- обеспечение энергоблока Калининградской 2009 энергетической ТЭЦ-2, Российское открытое годы безопасности акционерное общество Калининградской энергетики и электрификации области, "Единая энергетическая повышение система России"** надежности энергообеспечения региона и экономия энергоресурсов II. Некоммерческие мероприятия 1. Дорожное хозяйство 5. Строительство автомобильной 680,623 656,853 2002- организация дороги Калининград - 2008 подхода к Долгоруково на участке годы международному обхода г. Багратионовска автомобильному погранпереходу России с Польшей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к безаварийному и скоростному пропуску автомобилей; оздоровление экологической обстановки в г. Багратионовске 6. Строительство выделенной 797,422 751,192 2002- приведение 1-ой очереди автомобильной 2010 существующего дороги "Южный обход годы обхода в г. Калининграда (2-я соответствие с очередь) на участке от требованиями, автодороги Калининград - предъявляемыми к Долгоруково до безаварийному и ул. Емельянова", скоростному г. Калининград пропуску автомобилей, осуществление транспортных связей с Санкт-Петербургом, странами Балтии, Финляндией, Польшей, Германией и др. 2. Связь и телекоммуникации 7. Создание территориальной 7,21 7,21 2004 повышение информационной системы год эффективности Калининградской области работы органов государственного и муниципального управления, качества принимаемых решений за счет улучшения информационно- аналитического обеспечения и информационного взаимодействия; предоставление гражданам и организациям санкционированного доступа к государственной информации и негосударственным информационным ресурсам; формирование единого информационного пространства Калининградской области 3. Газовая промышленность 8. Газификация районов и 929,41 436,38 2002- расширение сети городов Калининградской 2010 потребителей области годы природного газа 4. Туристско-рекреационный комплекс 9. Развитие инфраструктуры и 395,791 307,713 2002- дополнительное зоны отдыха города-курорта 2010 привлечение федерального значения годы туристов и Светлогорск, повышение Калининградская область качества предоставляемых им услуг; создание дополнительных мест отдыха; возможность проведения культурно- массовых мероприятий в вечернее время; сохранение уникальности и значимости г. Светлогорска для региона и страны в целом; организация большого количества экспозиций и выставок; повышение образовательного уровня населения 10. Развитие инфраструктуры и 352,064 236,571 2002- создание условий зоны отдыха города-курорта 2010 для федерального значения годы комфортабельного Зеленоградск, отдыха; Калининградская область дополнительное привлечение туристов и повышение качества 11. Проведение природоохранных 60,813 46,073 2002- предоставляемых мероприятий, развитие 2010 создание условий туристско-рекреационного годы для потенциала Балтийской косы, комфортабельного Калининградская область отдыха им услуг 5. Экология и природопользование 12. Берегоукрепление 765,186 546,242 2002- укрепление Балтийского моря и других 2010 береговой линии водных бассейнов годы Балтийского моря Калининградской области и других водных бассейнов области, сохранение существующих природных и искусственных объектов на побережье, улучшение экологии 13. Строительство полигонов 105,77 57,069 2007- уменьшение твердых бытовых отходов с 2010 количества мусоросортировочными годы санкционированных заводами, Калининградская и область несанкционирован- ных свалок отходов производства и потребления; уменьшение негативного воздействия на окружающую среду 14. Осушение и мелиорация 353,35 297,96 2002- защита населенных сельскохозяйственных угодий 2010 пунктов и земель Калининградской области годы от наводнений 6. Аграрно-промышленный комплекс 15. Техническое перевооружение 1314,39 246,97 2002- годовой выпуск до сельского хозяйства, в том 2006 360 тыс. т числе реорганизация годы зерновых в год сельскохозяйственного производства и переработки продукции на областном государственном унитарном предприятии "Агробалтсбыт", г. Калининград 7. Градостроительный комплекс 16. Разработка территориальной 14,87 12,69 2002- формирование комплексной схемы 2004 перспективной градостроительного годы территориальной планирования территории планировочной Калининградской области, в структуры на базе том числе градостроительной зон урбанизации, документации территорий экологической особого регулирования сети, развития федерального значения, инженерно- г. Калининград транспортных коммуникаций; комплексное зонирование территорий региона для охраны природных ресурсов, рационального использования сельско- хозяйственных территорий, интенсивного освоения урбанизированных территорий 17. Оснащение 109,481 78,181 2004- наличие данных программно-техническими 2010 кадастра позволит комплексами для создания и годы принимать ведения государственного эффективные градостроительного управленческие кадастра, Калининградская решения, опираясь область на точную информацию о фактическом на данный момент состоянии объектов предприятий, инженерных сооружений, коммуникаций, различных инфраструктур и т. п. 8. Строительство 18. Строительство жилья для 211,73 135,36 2002- обеспечение военнослужащих, уволенных в 2005 жильем 420 семей запас или отставку, годы граждан данной Калининградская область категории, состоящих на учете по улучшению жилищных условий 9. Жилищно-коммунальный комплекс 19. Строительство объединенных 1647,257 1230,07 2002- обеспечение очистных сооружений с 2010 потребностей канализационными объектами годы города в очистных и сетями г. Калининграда сооружениях и канализационных сетях 20. Строительство и 868,752 576,21 2007- обеспечение реконструкция тепловых 2010 области теплом сетей и объектов годы теплоснабжения, Калининградская область 21. Строительство и 1718,777 1189,628 2002- прекращение реконструкция объектов 2010 сброса канализации и очистных годы неочищенных сооружений, Калининградская канализационных область стоков в поверхностные водоемы бассейна Балтийского моря; приведение механической очистки стоков в соответствие с действующими нормативами; сохранение окружающей среды региона 22. Строительство и 702,983 479,039 2007- обеспечение реконструкция водозаборных 2010 населения сооружений и объектов годы качественной водоснабжения питьевой водой; Калининградской области обеспечение рационального использования воды и минимизация потерь при подаче ее потребителям 23. Перевод котельных на 88,84 48,68 2002- использование для местные виды топлива, 2010 энергообеспечения Калининградская область годы потребителей местных видов топлива 10. Объекты социальной сферы Образование 24. Строительство и 895,72 783,76 2002- ввод школы на реконструкция 2010 1100 ученических общеобразовательных годы мест; организация учреждений в городах и обучения детей, районах Калининградской проживающих в области г. Пионерском; организация обучения детей, проживающих в пос. Мельниково и других поселках сельского округа; привлечение педагогических кадров; обеспечение выполнения нормативов по площади на одного занимающегося Культура 25. Реконструкция и техническая 280 243,02 2008- открытие модернизация 2010 художественного и Калининградского годы хореографического музыкального колледжа, отделения, г. Калининград оперной студии, работа симфонического и духового оркестров, оркестра народных инструментов; подготовка конкурентоспособ- ных специалистов в различных сферах профессионального искусства 26. Строительство, 606 487,59 2004- повышение реконструкция и 2010 культурного перевооружение объектов годы уровня населения культуры городов и районов области Калининградской области 27. Реконструкция областного 104,501 36,981 2006- создание государственного архива по 2010 нормативного ул. Комсомольской - Пацаева годы микроклимата в в г. Калининграде хранилищах Государственного архива Калининградской области 28. Кафедральный Собор Христа 556,51 468,01 2002- завершение Спасителя в г. Калининграде 2006 строительства годы Храма Христа Спасителя 29. Реконструкция зоопарка, 240,84 161,59 2005- приведение г. Калининград 2010 зоопарка в годы соответствие санитарно- техническим нормам Восстановление культурных и архитектурных памятников 30. Восстановительные работы в 118,04 57,47 2007- приведение здания городском зале 2010 музея в "Штадтхалле", годы соответствие с Калининградский областной требованиями историко-художественный нормативных музей, г. Калининград документов; увеличение посещаемости музея 31. Восстановительные работы в 28,2 21,75 2007- приведение здания кирхе "Святого семейства" 2009 кирхи "Святого (областная филармония), ГУК годы семейства" в "Калининградская областная соответствие с филармония", г. Калининград требованиями нормативных документов; организация полноценной работы областной филармонии 32. Восстановительные работы в 56,66 39,14 2007- увеличение кирхе памяти Королевы Луизы 2009 посещаемости (театр кукол), годы зрителями, Калининградский областной организация театр кукол, г. Калининград международных фестивалей и других совместных творческих проектов; возобновление экскурсионного обслуживания иностранных туристов 33. Восстановительные работы на 31,67 14,48 2007- приведение здания "Вилле Шнитского" 2009 "Виллы Шнитского" (библиотека имени Гайдара), годы в соответствие с ГУК "Областная детская требованиями библиотека им. А.П.Гайдара", нормативных г. Калининград документов; организация полноценной работы областной библиотеки для дальнейшего преобразования в региональный центр изучения культуры народов Балтики 34. Аварийно-восстановительные 291,94 211,66 2003- оказание работы на захоронениях 2010 значительного советских воинов, установка годы влияния на мемориальных плит на военно- братских могилах в городах патриотическое и районах Калининградской воспитание области молодежи, уважительное отношение к истории страны и региона Здравоохранение 35. Строительство и 601,57 246,96 2009- увеличение общего реконструкция областного 2010 количества коек онкологического диспансера, годы до 190; г. Калининград увеличение численности приема в диспансерном отделении до 150 человек за смену 36. Лечебный корпус областного 452,27 410,44 2002- достижение 100% противотуберкулезного 2007 госпитализации диспансера по Дубовой годы больных Аллее, 5, г. Калининград туберкулезом при вводе в эксплуатацию новых отделений; единая диагностическая база позволит ускорить процесс обследования и лечения пациентов 37. Региональный перинатальный 443,94 398,71 2002- обеспечение центр с учетом 2007 централизованной незавершенного годы высокотехнологичной строительства родильного родовспомогательной дома на 150 коек по помощи, Каштановой аллее, реанимационной г. Калининград помощи женщинам и новорожденным; снижение показателей смертности и инвалидности детей до уровня федеральных и окружных показателей 38. Реконструкция здания 82,08 71,65 2004- приведение детской областной больницы 2007 больницы в по ул. Дмитрия Донского годы соответствие с (1-я очередь строительства. требованиями Хозяйственный корпус), санитарных правил г. Калининград по содержанию пищеблока, прачечной, складов для продуктов питания; увеличение количества коечных мест до 450 за счет перевода специализированных коек из других больниц 39. Реконструкция 335,89 305,67 2002- повышение Калининградской областной 2010 качества оказания больницы (главный корпус - годы медицинской I, II и III этапы), помощи населению г. Калининград области; приведение диагностических обследований пациентов в соответствие требованиям принятых стандартов; снижение нагрузки на областной бюджет, связанной с компенсацией затрат населения на прохождение обследований в федеральных медицинских центрах гг. Москвы и Санкт-Петербурга 40. Реконструкция здания школы 83,09 61,42 2009- обеспечение в пос. Фурманово Гусевского 2010 больных района под годы надлежащими психоневрологический условиями интернат, Калининградская проживания, область лечения и квалифицированным уходом Физкультура и спорт 41. Строительство и 1260,76 1184,33 2004- организация реконструкция 2010 предоставления спортивно-оздоровительных годы гражданам комплексов в качественных Калининградской области физкультурно- оздоровительных услуг 11. Прочие расходы 42. Прочие расходы на 1,08 1,08 2004 содержание реализацию Программы год дирекции Программы и контроль за ходом ее выполнения III. Мероприятия НИОКР 43. Мероприятия НИОКР 6,74 6,74 2002- научно-исследова- 2004 тельские работы в годы сфере совершенствования правового механизма особой экономической зоны, отработки механизмов взаимодействия области со странами Европейского союза, повышения конкурентоспособ- ности области ____________ * Объемы поставки газа и сроки финансирования принимаются на основе топливно-энергетического баланса после его согласования с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, открытым акционерным обществом "Газпром", Российским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", правительством Калининградской области и по результатам технико-экономической оценки открытого акционерного общества "Газпром" вариантов транспортировки дополнительных объемов газа в Калининградскую область (в том числе по газопроводу-отводу от Северо-Европейского газопровода после согласования с акционерным обществом "Норд Стрим АГ" ("Nord Stream AG"). ** Объемы и сроки финансирования будут уточняться. ____________ Приложение N 7 к Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года и объемы их финансирования за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Калининградской области и внебюджетных источников (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------- Мероприятие | Срок |2002-2010| В том числе |выполне- | годы - +----------------------------- | ния | всего |федераль-|консолиди-|внебюд- | | | ный | рованный |жетные | | | бюджет | бюджет |источ- | | | | Калинин- | ники | | | | градской | | | | | области | ------------------------------------------------------------------------------------------------- I. Коммерческие мероприятия топливно-энергетического комплекса 1. Реконструкция газопровода с целью 1485,14 - - 1485,14 увеличения мощности до уровня не менее 1270 млн. куб. метров (по согласованному графику), открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва* 2002 год 9,11 - - 9,11 2003 год 7,83 - - 7,83 2004 год 18,62 - - 18,62 2005 год 770,03 - - 770,03 2006 год 141,56 - - 141,56 2007 год 537,99 - - 537,99 2008 год - - - - 2009 год - - - - 2010 год - - - - 2. Развитие газотранспортной системы с целью - - - - дополнительных поставок газа в Калининградскую область, открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва* 2002 год - - - - 2003 год - - - - 2004 год - - - - 2005 год - - - - 2006 год - - - - 2007 год - - - - 2008 год - - - - 2009 год - - - - 2010 год - - - - 3. Сооружение подземного хранилища газа, 1995,86 - - 1995,86 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|