ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 7 августа 2009 г. N 1101-р
г. Москва
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Минспорттуризму России с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок
разработать и утвердить план мероприятий по реализации Стратегии
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на
период до 2020 года.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации разработать меры по содействию развитию
физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до
2020 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 августа 2009 г.
N 1101-р
С Т Р А Т Е Г И Я
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2020 года
I. Введение
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в
соответствии с поручением Президента Российской Федерации по
итогам совместного заседания президиума Государственного совета
Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию физической культуры и спорта, спорта высших
достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и
XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося
14 октября 2008 г.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года определена роль
физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала
России.
В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные
направления реализации государственной политики в области развития
физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Улучшение социально-экономического положения страны
в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении
негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта,
наблюдавшихся в 90-е годы.
За последние годы наметилось улучшение основных показателей
развития физической культуры и спорта. Реализуется федеральная
целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Однако уровень развития физической культуры и спорта не
соответствует общим положительным социально-экономическим
преобразованиям в Российской Федерации.
При этом расходы государства на занятия граждан физической
культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в
развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни
граждан России.
Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта
стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует
современных подходов.
II. Вызовы предстоящего долгосрочного периода
В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и
спорта страны возник комплекс проблем.
Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического
развития и физической подготовленности населения.
В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют
нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только
14 процентов обучающихся старших классов считаются практически
здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не
соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том
числе в части выполнения минимальных нормативов физической
подготовки.
Большинство граждан не имеют возможности систематически
заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время
85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков
и молодежи, не занимаются систематически физической культурой
и спортом.
Существующие ограничения в использовании
государственно-частного партнерства не позволяют активно развивать
спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность,
обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных
услуг.
Второй проблемой является отсутствие эффективной системы
детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва
для спортивных сборных команд страны.
Нерешенные проблемы нормативно-правового,
организационно-управленческого, материально-технического,
научно-методического, медико-биологического и кадрового
обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не
позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных
команд страны.
Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в
спорте высших достижений.
За последние годы значительно возросла конкуренция
на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на
Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся
использовать весь экономический и политический потенциал для
успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных
наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех
стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные
результаты - это отражение социально-экономического развития
страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется
использование всего потенциала государства, включая экономику,
науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы
способствуют созданию положительного имиджа страны на
международной арене.
Значительно возросли спортивные достижения по летним
олимпийским видам спорта КНР, сохраняют на высоком мировом уровне
спортивный статус США, усиливаются спортивные позиции
Великобритании, Германии. Необходимо прикладывать все большие
усилия для постоянного улучшения результатов российских
спортсменов.
Острая конкуренция наблюдается в борьбе за призовые места в
неофициальном общекомандном зачете на Олимпийских зимних играх
(в первую очередь между такими странами, как Германия, Канада,
Нидерланды, Норвегия, Австрия и США).
Глобальная конкуренция в спорте в перспективе будет
усиливаться, что ставит задачи по разработке высокотехнологических
подходов к развитию спорта высших достижений.
Четвертая проблема - значительное отставание от ведущих
спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных
технологий.
Это существенно затрудняет развитие физической культуры и
массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов
высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности
российского спорта.
Мировые спортивные державы перешли к формированию новой
технологической базы развития физической культуры и спорта,
основанной на использовании новейших достижений в области теории
физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики,
психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики,
нанотехнологий и управления.
III. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих
возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни,
систематически заниматься физической культурой и спортом, получить
доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить
конкурентоспособность российского спорта.
К числу основных задач, требующих решения для достижения
поставленной цели, относятся:
1) создание новой национальной системы
физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде
физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового
образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных
категорий и групп населения, в том числе в образовательных
учреждениях профессионального образования;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и
спортивного резерва для повышения конкурентоспособности
российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер
социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) развитие организационно-управленческого, кадрового,
научно-методического, медико-биологического и антидопингового
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта
и совершенствование финансового обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения общественной безопасности на
объектах спорта и организации работы с болельщиками и их
объединениями.
IV. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на первом этапе
(2009-2015 годы) и на втором этапе (2016-2020 годы) определены:
1) увеличение доли граждан Российской Федерации,
систематически занимающихся физической культурой и спортом, в
общей численности населения (на первом этапе - с 15,9 процента в
2008 году до 30 процентов в 2015 году и на втором этапе - до
40 процентов в 2020 году);
2) увеличение доли обучающихся и студентов, систематически
занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности
данной категории населения (на первом этапе - с 34,5 процента
до 60 процентов и на втором этапе - до 80 процентов);
3) увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных
спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной
категории (на первом этапе - с 20,2 процента до 35 процентов и на
втором этапе - до 50 процентов);
4) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности данной категории населения (на первом
этапе - с 3,5 процента до 10 процентов и на втором этапе - до
20 процентов);
5) достижение объема недельной двигательной активности
населения (на первом этапе - от 6 до 8 часов при не менее чем
2-3-разовых занятиях и на втором этапе - 6-12 часов при не менее
чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других
особенностей граждан);
6) увеличение количества штатных работников физической
культуры и спорта (на первом этапе - с 295,6 тыс. человек до 320
тыс. человек и на втором этапе - до 360 тыс. человек);
7) повышение уровня обеспеченности населения спортивными
сооружениями исходя из единовременной пропускной способности
(на первом этапе - с 22,7 процента до 30 процентов и на втором
этапе - до 48 процентов);
8) успешное выступление спортивной сборной команды на летних
и зимних Паралимпийских играх;
9) победа спортивной сборной команды России в неофициальном
общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года
в г. Сочи, вхождение в тройку призеров на играх Олимпиад и
Олимпийских зимних играх, а также победа спортивной сборной
команды России в неофициальном общекомандном зачете на
XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в
приложении.
V. Создание новой национальной системы
физкультурно-спортивного воспитания населения
1. Основными направлениями создания новой национальной
системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
1) разработка и формирование организационной основы
управления развитием физической культуры и спорта;
2) совершенствование системы спортивных и физкультурных
мероприятий;
3) совершенствование взаимодействия субъектов физической
культуры и спорта;
4) разработка параметров двигательной активности для
населения различных возрастных и социальных групп;
5) разработка системы физического воспитания и развития
человека в различные периоды его жизни, в первую очередь
подрастающего поколения.
2. Для создания новой национальной системы
физкультурно-спортивного воспитания населения необходима
реализация комплекса следующих мер:
1) создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том
числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно
занимающихся физической культурой и спортом;
2) совершенствование ежегодного единого календарного плана
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью единого
календарного плана должна стать система всероссийских спартакиад
среди различных групп населения (под девизом "Спартакиада длиною в
жизнь") как основа комплексных многоэтапных спортивных и
физкультурных мероприятий в стране;
3) совершенствование Единой всероссийской спортивной
классификации с учетом изменений в соревновательном процессе
отечественной и международной систем соревнований и спортивном
движении;
4) разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной
активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в
зависимости от индивидуальных особенностей граждан;
5) обеспечение преемственности программ физического
воспитания в образовательных учреждениях;
6) реализация дифференцированного подхода к размещению
объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной
доступности и развиваемых в субъекте Российской Федерации видов
спорта;
7) повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;
8) повышение статуса профессиональной Лиги (Ассоциации);
9) совершенствование нормативного правового регулирования, в
том числе уточнение функций и полномочий субъектов физической
культуры и спорта в Российской Федерации;
10) проведение мониторинга систематически занимающихся
физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и
предложения на спортивно-оздоровительные услуги.
3. Ожидаемыми результатами новой национальной системы
физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
1) на первом этапе:
регулярность проведения спартакиад среди различных групп
и категорий населения страны, в том числе летней и зимней
спартакиады народов России с периодичностью раз в 4 года (для
сильнейших спортсменов);
внедрение усовершенствованной Единой всероссийской спортивной
классификации по летним видам спорта после проведения игр
Олимпиады и Единой всероссийской спортивной классификации по
зимним видам спорта после окончания Олимпийских зимних игр;
выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;
доведение до 20 процентов количества организаций, имеющих
спортивные клубы;
увеличение до 25 процентов общего числа систематически
занимающихся физической культурой и спортом доли лиц, объем
недельной двигательной активности которых составляет не менее
6 часов;
2) на втором этапе:
доведение до 45 процентов количества организаций, имеющих
спортивные клубы;
увеличение до 35 процентов общего числа лиц, систематически
занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной
двигательной активности которых составляет не менее 6 часов.
VI. Разработка и реализация комплекса мер
по пропаганде физической культуры и спорта
как важнейшей составляющей здорового образа жизни
1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса
мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей
составляющей здорового образа жизни являются:
1) определение приоритетных направлений пропаганды физической
культуры, спорта и здорового образа жизни;
2) поддержка проектов по развитию физической культуры и
спорта в средствах массовой информации;
3) расширение аудиторий и повышение качества пропагандистской
работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни
ведущих телевизионных каналов, включая общероссийский телеканал
"Спорт";
4) формирование государственного заказа на создание и
распространение кинематографической, печатной и наглядной
продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области
здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
5) пропаганда нравственных ценностей физической культуры и
спорта, идей олимпизма;
6) разработка и реализация всероссийских
информационно-пропагандистских кампаний в рамках движения "Спорт
для всех";
7) проведение оценки эффективности пропаганды физической
культуры, спорта и здорового образа жизни;
8) оказание информационной поддержки населению в организации
занятий физической культурой и спортом;
9) разработка системы мер по популяризации здорового образа
жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях,
по месту работы, жительства и отдыха населения, проведение
всероссийских международных спортивных форумов
"Россия - спортивная держава".
2. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей
составляющей здорового образа жизни необходима реализация
комплекса следующих мер:
1) разработка и реализация информационно-пропагандистских
кампаний, в том числе в рамках подготовки и проведения в 2014 году
в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних
игр, XXVII Всемирной летней универсиады в 2013 году в г. Казани;
2) разработка и реализация на общероссийском телеканале
"Спорт" физкультурно-оздоровительных программ в помощь
самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;
3) осуществление исследований по выявлению интересов,
потребностей и мотиваций различныx групп населения и определению
эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового
образа жизни;
4) использование возможностей сети Интернет для пропаганды
физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими
упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;
5) активное привлечение к пропаганде спорта ведущиx
спортивныx специалистов, спортсменов, политиков, общественныx
деятелей, использование социальной рекламы в пропаганде здорового
образа жизни и занятий спортом;
6) проведение мероприятий по распространению передового опыта
работы по развитию физической культуры и спорта;
7) улучшение просветительно-образовательной работы в
образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха
населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей
спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных
социальных явлений;
8) совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта
и здорового образа жизни;
9) издание методических материалов и пособий.
3. Ожидаемыми результатами пропаганды физической культуры и
спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
1) на первом этапе:
расширение на телеканалах исходя из концепции их вещания
спортивной тематики в программах для детей;
увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически
занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в
массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;
обеспечение широкого освещения подготовки и проведения
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в
2014 году в г. Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады в
2013 году в г. Казани;
2) на втором этапе:
повышение степени информированности и уровня знаний различных
категорий населения по вопросам физической культуры и спорта,
здорового образа жизни;
увеличение числа лиц экономически активного населения и лиц
старшего возраста, систематически занимающихся физической
культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских
пропагандистских кампаниях;
увеличение числа лиц, занимающихся физической культурой
самостоятельно и использующих информационную поддержку средств
массовой информации и сети Интернет;
формирование общественного мнения о необходимости ведения
здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях
физической культурой и спортом (особенно среди молодежи).
VII. Модернизация системы физического воспитания различных
категорий и групп населения, в том числе в дошкольных,
школьных и профессиональных образовательных учреждениях
1. Основными направлениями модернизации системы физического
воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в
дошкольных, школьных и профессиональных образовательных
учреждениях, являются:
1) модернизация физического воспитания в образовательных
учреждениях;
2) совершенствование физического воспитания взрослого
населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
3) совершенствование физического воспитания лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их
к занятиям спортом;
4) улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц,
проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и
служебно-прикладных видов спорта;
5) повышение эффективности физической подготовки молодежи
допризывного возраста;
6) улучшение физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев
общества.
2. Для модернизации системы физического воспитания различных
категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и
профессиональных образовательных учреждениях, необходима
реализация комплекса следующих мер:
1) физическое воспитание обучающихся в образовательных
учреждениях, в том числе:
модернизация физического воспитания и развитие спорта в
образовательных учреждениях;
создание условий и стимулов для расширения сети
физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских
спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе
образовательных учреждений и по месту жительства;
внедрение новых проектов образовательных учреждений с
обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в
том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных
плоскостных спортивных сооружений);
совершенствование государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для детских
дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный
двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической
культуры и спорта, в зависимости от возраста и состояния здоровья
детей;
увеличение охвата детей, посещающих дошкольные
образовательные учреждения, обязательными и дополнительными
занятиями физической культурой по программам дошкольных
образовательных учреждений;
внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга
состояния здоровья, физического развития и физической
подготовленности;
оснащение общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования детей необходимым спортивным
инвентарем и оборудованием;
сохранение обязательной формы физкультурного образования -
для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного
дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом, существенное
увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных
учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока
дополнительного образования образовательными программами
спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки
спортивных школ для реализации необходимого недельного объема
двигательного режима не менее 8 часов в неделю (для студентов - не
менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом и недельной
двигательной активности в объеме не менее 8 часов);
совершенствование системы физкультурных и спортивных
мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения
обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе
образовательных учреждений;
создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов
и классов с углубленным изучением предмета "Физическая культура";
создание в образовательных учреждениях детско-юношеских
спортивных и туристских клубов (центров);
разработка и внедрение образовательных программ физического
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
совершенствование программ повышения квалификации учителей
физической культуры и тренеров-преподавателей с учетом введения
федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения;
установление требований по обеспечению безопасности для жизни
и здоровья обучающихся при проведении занятий физической
культурой;
разработка примерных учебных программ по физической культуре
по уровням образования, учитывающим индивидуальные способности и
состояние здоровья обучающихся, в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом и оценка эффективности
этих программ;
организация ежегодного всероссийского смотра-конкурса на
лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и
студентов;
совершенствование перечня аккредитационных показателей
деятельности вуза с учетом эффективности системы физического
воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;
развитие инфраструктуры детско-юношеского и
спортивно-оздоровительного туризма и его внедрение в
образовательных учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях,
базах рекреационно-реабилитационного типа и учреждениях
санаторно-курортного профиля;
создание в образовательных учреждениях туристских клубов и
совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма;
2) физическое воспитание взрослого населения, в том числе:
включение вопросов развития физической культуры и спорта в
коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
разработка комплекса мер по предоставлению поддержки
предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющим
строительство спортивных сооружений;
разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для
граждан старшего возраста;
совершенствование кадрового обеспечения
физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на
предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства
населения;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий
граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях
социального обслуживания;
содействие развитию физической активности различных категорий
и групп населения, занятия новыми видами спорта, спортивным
туризмом и национальными видами спорта;
стимулирование работодателей для создания условий для
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также
пропаганды здорового образа жизни среди работников;
разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по
физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным
населением, лицами старших возрастных групп;
3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой
и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и
социально незащищенных слоев общества;
обеспечение доступности объектов спорта для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально
незащищенных слоев общества;
разработка современных научно обоснованных методик, программ
и технологии физического воспитания и спортивной тренировки
инвалидов;
создание условий для систематических занятий физической
культурой и спортом в специализированных образовательных
учреждениях;
разработка нормативных правовых документов по созданию
отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских
спортивных школах и адаптивных детско-юношеских спортивных школах;
организация на базе Санкт-Петербургского
научно-исследовательского института физической культуры
научно-практического центра по паралимпийским и сурдлимпийским
видам спорта;
создание программно-методического обеспечения физической и
социальной адаптации и интеграции инвалидов;
создание федерального государственного учреждения "Центр
подготовки спортивных сборных команд России по паралимпийским
видам спорта";
разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный
туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
разработка мер по кадровому обеспечению
физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов;
принятие необходимых мер по улучшению условий в
исправительных учреждениях для занятия осужденными физической
культурой и спортом;
4) физическое воспитание военнослужащих и лиц, проходящих
специальную службу, развитие военно-прикладных и
служебно-прикладных видов спорта, физическая подготовка молодежи
допризывного возраста, в том числе:
модернизация системы спортивной и технической подготовки
допризывной молодежи, в том числе увеличение финансового
обеспечения авиационных, технических, военно-прикладных видов
спорта, а также единого перечня требований к физической
подготовленности призывников;
проведение спортивно-массовой работы среди всех категорий
военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, с учетом их
физкультурных и спортивных интересов;
проведение ежегодных смотров спортивно-массовой работы;
принятие программ развития военно-прикладных и
служебно-прикладных видов спорта;
проведение ведомственных и межведомственных физкультурных и
спортивных мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным
видам спорта;
развитие служебно-прикладных видов спорта органами
безопасности и правопорядка совместно с
общественно-государственными организациями;
обеспечение объектов спорта по развитию военно-прикладных и
служебно-прикладных видов спорта современным оборудованием и
инвентарем;
совершенствование системы подготовки и аттестации тренеров и
судей по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
развитие системы дополнительного образования детей путем
увеличения количества детско-юношеских спортивно-технических школ,
а также спортивно-технических клубов для детей и подростков;
создание экспериментальных площадок для апробирования и
внедрения новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных
технологий, физической подготовки молодежи допризывного возраста;
разработка программ и методических рекомендаций по физической
подготовке граждан допризывного и призывного возрастов в
соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба;
осуществление спортивного шефства военных частей, высших
военных учебных заведений и высших учебных заведений силовых
структур над образовательными учреждениями, детскими спортивными
клубами.
3. Ожидаемыми результатами модернизации системы физического
воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в
дошкольных, школьных и профессиональных образовательных
учреждениях, являются:
1) на первом этапе:
обеспечение недельного двигательного режима обучающихся
и студентов в объеме не менее 6-8 часов в зависимости от возраста и
состояния здоровья;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой
и спортом не менее 60 процентов обучающихся и студентов дневной
формы обучения;
увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к
специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия
физической культурой, до 75 процентов;
увеличение доли самостоятельно занимающихся физической
культурой и спортом до 20 процентов общей численности населения;
введение новых федеральных государственных образовательных
стандартов по физическому воспитанию для всех ступеней
образования;
реализация мер по внедрению производственной физической
культуры и привлечению к занятиям производственной физической
культурой работников в объеме до 15 процентов общей численности
этой категории населения;
создание условий для занятий физической культурой и спортом
для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
увеличение числа занимающихся до 10 процентов;
2) на втором этапе:
обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих
дошкольные образовательные учреждения, обязательными и
дополнительными занятиями физической культурой;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой и
спортом не менее 80 процентов обучающихся и студентов дневной
формы обучения;
обеспечение образовательных учреждений объектами спорта;
увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к
специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия
физической культурой, до 95 процентов;
увеличение доли самостоятельно занимающихся физической
культурой и спортом до 35 процентов общей численности населения;
создание в муниципальных образованиях инфраструктуры
физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения и
рекреационных территорий;
увеличение доли занимающихся производственной физической
культурой в организациях до 25 процентов общей численности их
работников;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и
спортом, до 20 процентов;
увеличение доли военнослужащих и лиц, проходящих специальную
службу, сдавших нормативы по физической подготовке на "хорошо" и
"отлично", до 90 процентов, имеющих спортивный разряд - до
50 процентов и занимающихся в свободное от службы время физической
культурой и спортом не менее 5 часов в неделю - до 100 процентов;
увеличение до 80 процентов общей численности допризывной
молодежи доли лиц, физически подготовленных к службе в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации и войсках органов
безопасности и правопорядка.
VIII. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса
и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности
российского спорта на международной спортивной арене.
Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров
1. Основными направлениями совершенствования подготовки
спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения
конкурентоспособности российского спорта на международной
спортивной арене и усиления мер социальной защиты спортсменов и
тренеров являются:
1) развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и
подготовки спортивного резерва;
2) развитие студенческого спорта;
3) совершенствование системы развития спорта высших
достижений;
4) усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) укрепление международных спортивных связей.
2. Для совершенствования подготовки спортсменов высокого
класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности
российского спорта на международной спортивной арене и усиления
мер социальной защиты спортсменов и тренеров необходима реализация
комплекса следующих мер:
1) модернизация системы развития детско-юношеского спорта и
подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы
отбора талантливых спортсменов и стимулирование
тренерско-преподавательского состава;
2) развитие федеральных учреждений спортивной подготовки;
3) стимулирование развития системы дополнительного
образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских
спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и
взрослых;
4) проведение научных исследований и разработок в области
теоретико-методических и медико-биологических основ системы
подготовки спортивного резерва;
5) совершенствование системы проведения всероссийских
соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в
целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию
спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом
высших достижений;
6) разработка и внедрение системы многолетнего спортивного
отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных
характеристик физической и технической подготовленности,
физического развития и оценки состояния здоровья;
7) введение учреждений образования, школ-интернатов
спортивной направленности и центров образования спортивной
направленности;
8) разработка требований к организации специализированных
классов по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным
процессом с учетом их наполняемости по видам спорта и возраста
обучающихся;
9) разработка предложений по созданию в субъектах Российской
Федерации региональных центров спортивной подготовки (спортивного
резерва);
10) реализация мер по развитию в спортивных школах зимних
паралимпийских видов спорта;
11) разработка требований к организации детско-юношеских
спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва с учетом современных требований к подготовке
спортсменов высокого класса;
12) разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ
по видам спорта с учетом современных спортивных технологий.
3. Для повышения конкурентоспособности российского спорта на
международной арене, развития студенческого спорта,
совершенствования спорта высших достижений необходимо:
1) модернизировать систему подготовки спортсменов высокого
класса, включая совершенствование системы управления процессом
подготовки спортсменов высокого класса;
2) разработать перспективные научно-методические и
медико-биологические технологии, направленные на совершенствование
содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов
высокого класса;
3) разработать программу развития олимпийских, паралимпийских
и сурдлимпийских видов спорта до 2020 года;
4) внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов,
включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
5) создать федеральные и региональные центры спортивной
подготовки для спортивных сборных команд (в первую очередь по
летним и зимним олимпийским видам спорта), в которых разыгрывается
наибольшее количество комплектов медалей, и по циклическим видам
спорта в условиях среднегорья;
6) создать систему государственного заказа по подготовке
спортсменов - кандидатов в состав основных спортивных сборных
команд страны по видам спорта, а также заключения соглашений с
субъектами Российской Федерации о целевой подготовке
спортсменов - членов спортивных сборных команд страны с учетом
приоритетных направлений развития спорта высших достижений в
субъектах Российской Федерации;
7) развивать молодежные общественные организации в сфере
физической культуры и спорта;
8) принять меры по развитию студенческого спорта в Российской
Федерации, включая создание спортивных клубов и оказание
информационной поддержки развитию студенческого спорта в
Российской Федерации;
9) проводить раз в 2 года всероссийские универсиады по зимним
и летним видам спорта;
10) создать на базе высших учебных заведений физической
культуры и спорта центры спортивной подготовки сборных команд (в
первую очередь по олимпийским видам спорта);
11) создать экспериментальные спортивные команды по
циклическим видам спорта, включенным в программу игр Олимпиады;
12) создать резервные спортивные сборные команды по всем
олимпийским зимним видам спорта для целенаправленной подготовки к
XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи, провести отбор
молодых спортсменов в спортивные команды, разработать для них
индивидуальные целевые программы подготовки, создать оперативную
систему контроля и анализа эффективности тренировочного процесса;
13) обеспечить научно-методическое и медицинское
сопровождение спортсменов резервных спортивных команд, а также
обеспечить их спортивным инвентарем и экипировкой;
14) разработать систему мер государственной поддержки
развития олимпийских видов спорта с низкой самоокупаемостью, в том
числе легкой атлетики, гребли, фехтования;
15) создать систему стажировки ведущих тренеров из регионов в
спортивных сборных командах России по видам спорта;
16) создать систему непрерывного образования, включая
подготовку и повышение квалификации тренерского состава,
специалистов спортивной медицины, спортивных судей, работающих в
спортивных сборных командах России;
17) разработать систему мер по усилению ответственности лиц,
применяющих запрещенные средства и методы в спорте;
18) разработать систему мер по социальной защите спортсменов
и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной
помощи выдающимся российским спортсменам;
19) разработать предложения о медицинском страховании
спортсменов - членов спортивных сборных команд России;
20) содействовать развитию практики благотворительной
деятельности граждан и организаций.
4. Для решения задач в области международной спортивной
политики необходимо:
1) реализовать программу действий по увеличению количества
представительств Российской Федерации в международных спортивных
организациях;
2) расширить сотрудничество с международными спортивными
организациями по основным направлениям развития физической
культуры и спорта;
3) развивать связи и укреплять позиции в европейских
спортивных организациях, расширять связи и сотрудничество с
азиатскими спортивными организациями, а также обеспечить развитие
связей со спортивными организациями других стран;
4) укреплять связи и углублять сотрудничество со спортивными
организациями стран СНГ, Балтии, Союзного государства;
5) развивать сотрудничество с международными спортивными
организациями, объединяющими граждан с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов;
6) поддерживать развитие спортивных контактов и связей
регионов и муниципальных образований России с регионами и
муниципальными образованиями зарубежных стран;
7) развивать сотрудничество с зарубежными спортивными
организациями и организациями спортивного шоу-бизнеса;
8) проводить в Российской Федерации чемпионаты мира и Европы
по наиболее популярным видам спорта, а также комплексные
международные спортивные мероприятия, включая Олимпийские игры;
9) привлекать ведущих зарубежных тренеров для работы с
российскими спортивными командами в первую очередь в видах спорта,
не имеющих на протяжении длительного времени высоких спортивных
достижений на международном уровне;
10) осуществлять меры по защите интересов российского спорта
и спортсменов на международной арене.
5. Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки
спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения
конкурентоспособности российского спорта на международной
спортивной арене являются:
1) на первом этапе:
увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных
спортивных учреждениях, до 30 процентов общей численности детей
6-15 лет;
увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на
этапах подготовки по зимним видам спорта, до 380 тыс. человек;
завоевание спортивной сборной командой России на
XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи первого места
в неофициальном общекомандном зачете;
завоевание студенческой спортивной сборной командой России на
XXVII Всемирной универсиаде 2013 года в г. Казани первого места
в неофициальном общекомандном зачете;
2) на втором этапе:
увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных
спортивных учреждениях, до 40 процентов общей численности детей
6-15 лет;
увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на
этапах подготовки по зимним видам спорта, до 430 тыс. человек;
обеспечение успешного выступления спортивной сборной команды
на летних и зимних Паралимпийских играх;
обеспечение вхождения в тройку призеров спортивных сборных
команд страны на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх
в неофициальном общекомандном зачете;
увеличение российского представительства в рабочих
и руководящих органах международных спортивных федераций
и организаций;
обеспечение необходимой защиты прав и интересов российского
спорта и спортсменов в международном спортивном движении.
IX. Развитие организационно-управленческого, кадрового,
научно-методического, медико-биологического и антидопингового
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности
1. Основными направлениями развития
организационно-управленческого, кадрового, научно-методического,
медико-биологического и антидопингового обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) совершенствование системы управления сферой физической
культуры и спорта на всех уровнях;
2) улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры
и спорта;
3) создание научно-методической базы, повышение эффективности
медико-биологического и антидопингового обеспечения в сфере
физической культуры и спорта.
2. Для развития организационно-управленческого, кадрового,
научно-методического, медико-биологического и антидопингового
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима
реализация комплекса следующих мер:
1) совершенствование взаимодействия федерального органа
исполнительной власти в области физической культуры и спорта с
другими субъектами физической культуры и спорта;
2) внедрение системы показателей оценки эффективности
деятельности различных организаций по развитию физической культуры
и спорта и использования спортивных объектов;
3) совершенствование управления сферой физической культуры и
спорта на региональном и муниципальном уровнях;
4) разработка программы информатизации сферы физической
культуры и спорта и организация работы по ее внедрению;
5) разработка рекомендаций по организации работы органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
физической культуры и спорта.
3. Для решения задач кадрового обеспечения развития
физической культуры и спорта необходимо:
1) сформировать государственный заказ на подготовку
специалистов в области физической культуры и спорта;
2) совершенствовать перечень специальностей и направлений
профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы
физической культуры и спорта;
3) оптимизировать структуру сети образовательных учреждений
сферы физической культуры и спорта, в том числе на основе создания
современных университетских комплексов;
4) совершенствовать систему повышения квалификации
специалистов в области физической культуры и спорта,
профессиональной переподготовки с использованием современных
средств и методов;
5) организовать подготовку квалифицированных специалистов по
адаптивному спорту;
6) организовать проведение всероссийского конкурса на лучшего
преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена,
спортивного врача;
7) сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки
тренерско-преподавательского состава;
8) разработать систему мер по подготовке кадров
обслуживающего и технического персонала, а также персонала по
подготовке и проведению спортивных мероприятий разного уровня, в
том числе с учетом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI
Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и XXVII Всемирной
летней универсиады 2013 года в г. Казани;
9) разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения
кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта.
4. Для развития научно-методического, медико-биологического
и антидопингового обеспечения физической культуры и спорта
необходимо:
1) принять меры по активизации научных исследований в области
физической культуры и спорта и совместно с Российской академией
наук обеспечить координацию этих исследований;
2) обеспечить участие российских ученых в международных
научных и образовательных программах по физической культуре и
спорту;
3) разработать эффективные физкультурно-оздоровительные
системы, средства и методы, направленные на укрепление здоровья
различных категорий и групп населения, повышение и продление
работоспособности и социальной активности трудящихся и
пенсионеров, а также социальной и физической адаптации лиц с
ограниченным здоровьем и инвалидов;
4) обеспечить разработку и внедрение эффективных
физкультурно-спортивных технологий, модернизацию системы
научно-методического, медико-биологического, психологического и
педагогического обеспечения спортивных сборных команд страны и
спортивного резерва;
5) обеспечить соответствие подготовки научных кадров высшей
квалификации потребностям науки в сфере физической культуры и
спорта;
6) повысить роль врачебно-физкультурных диспансеров в оценке
состояния здоровья спортсменов, их способностей и возможностей;
7) оптимизировать систему медико-биологического обеспечения
спортсменов сборных команд и спортивного резерва;
8) создать современные научные центры для
научно-методического обеспечения спортивных сборных команд страны;
9) разработать комплекс мер по улучшению антидопингового
обеспечения развития спорта высших достижений и подготовки
спортивного резерва;
10) разработать и внедрить систему обучения и аттестации
тренеров и врачей олимпийских и паралимпийских спортивных сборных
команд страны и команд субъектов Российской Федерации по вопросам
противодействия применению допинга;
11) усилить ответственность спортсменов, тренеров и
медицинских работников за использование допинговых средств и
методов в спорте и физической культуре;
12) разработать и внедрить порядок медицинского обеспечения
спортивных соревнований.
5. Ожидаемыми результатами развития
организационно-управленческого, кадрового, научно-методического,
медико-биологического и антидопингового обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) на первом этапе:
создание системы организации и проведения спортивных и
физкультурных мероприятий;
сокращение территориальной дифференциации в обеспечении
объектами физической культуры и спорта;
создание при всех учебно-тренировочных базах олимпийской
подготовки спортивных сборных команд страны
медико-восстановительных и реабилитационных центров;
доведение количества штатных работников физической культуры и
спорта до оптимального уровня (320 тыс. человек);
2) на втором этапе:
доведение количества штатных работников физической культуры и
спорта до оптимального уровня (360 тыс. человек);
увеличение до 70 процентов доли работников сферы физической
культуры и спорта, имеющих высшее профессиональное образование;
функционирование системы подготовки специалистов, научных
и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных
требований.
X. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры
и спорта и совершенствование финансового обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности
1. Основными направлениями развития инфраструктуры сферы
физической культуры и спорта и совершенствования финансового
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) разработка мер по обеспечению инновационного характера
создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и
спорта;
2) определение показателей эффективности использования
объектов спорта;
3) улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным
оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и
спортом;
4) модернизация предприятий, производящих товары для занятий
физической культурой и спортом;
5) разработка комплекса мер по развитию малого
предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере
физической культуры и спорта;
6) развитие баз подготовки спортсменов высокого класса,
включая паралимпийцев и сурдлимпийцев;
7) разработка отраслевых нормативов финансирования физической
культуры и спорта;
8) совершенствование системы оплаты труда в сфере физической
культуры и спорта.
2. Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и
спорта и совершенствования финансового обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация
комплекса следующих мер:
1) улучшение материально-технического обеспечения организаций
физической культуры и спорта;
2) развитие системы оценки эффективности деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе
показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической
культуры и спорта;
3) разработка и реализация инвестиционных программ в сфере
физической культуры и спорта в условиях современной рыночной
экономики;
4) разработка технических регламентов, национальных
стандартов и свода правил по проектированию и строительству
объектов спорта, а также правил сертификации услуг и продукции;
5) ведение Всероссийского реестра объектов спорта всех видов
собственности (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения,
плавательные бассейны);
6) разработка нормативов материально-технического оснащения
занятий по физической культуре в образовательных учреждениях и
учета их при определении новых лицензионных и аккредитационных
требований;
7) развитие лизинга спортивного оборудования, инвентаря и
соответствующих материалов.
3. Для улучшения финансового обеспечения физической культуры
и спорта необходимо:
1) предусмотреть в бюджете выделение самостоятельного раздела
"Физическая культура и спорт";
2) создать национальный бренд спортивной одежды и инвентаря.
4. Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы
физической культуры и спорта и совершенствования финансового
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) на первом этапе:
внедрение типовых проектов объектов спорта на пришкольной
территории и типовых проектов универсальных спортивных и
специализированных плоскостных сооружений в микрорайонах, парках,
зонах отдыха;
внедрение новой системы оплаты труда тренеров, инструкторов,
преподавателей физической культуры и медицинских работников,
занятых в сфере физической культуры и спорта, с учетом
результативности их деятельности;
использование нормативов подушевого финансирования физической
культуры и спорта с учетом местных и социально-экономических
особенностей субъектов Российской Федерации и объемов необходимой
двигательной активности различных категорий и групп населения;
введение в рамках реализации федеральной целевой программы
"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
2006-2015 годы" 10 региональных тренировочных центров, 6
федеральных тренировочных центров, 5 баз олимпийской подготовки и
20 федеральных объектов в учебных заведениях, подведомственных
Минспорттуризму России;
2) на втором этапе:
продление действия федеральной целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015
годы" и ее подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на
2008-2015 годы" до 2020 года;
создание Всероссийского реестра объектов спорта всех видов
собственности;
обеспечение образовательных учреждений объектами спорта,
необходимыми для организации и проведения физкультурных и
спортивных мероприятий и учебных занятий.
XI. Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта
и организации работы с болельщиками и их объединениями
1. Основными направлениями создания системы обеспечения
безопасности на объектах спорта и организации работы с
болельщиками и их объединениями являются:
1) разработка комплекса мер по улучшению общественной
безопасности на объектах спорта;
2) определение системы мер по организации работы с
болельщиками и их объединениями.
2. Для создания системы обеспечения безопасности на объектах
спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями
необходима реализация комплекса следующих мер:
1) разработка программ по обеспечению правопорядка и
общественной безопасности на объектах спорта;
2) совершенствование нормативной правовой базы обеспечения
правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых
физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
3) проведение мониторинга обеспечения правопорядка и
общественной безопасности;
4) осуществление подготовки кадров и повышения квалификации
работников, обеспечивающих правопорядок и общественную
безопасность, включая эксплуатационную надежность
физкультурно-спортивных сооружений;
5) совершенствование системы государственного контроля
обеспечения правопорядка и общественной безопасности массовых
физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
6) внедрение системы стандартизации и сертификации
безопасности и качества объектов спорта и оказываемых на них
физкультурно-спортивных услуг, приведение ее в соответствие с
международными требованиями;
7) разработка и принятие положения о клубе спортивных
болельщиков и создание российской ассоциации клубов болельщиков по
видам спорта;
8) проведение всероссийского конкурса на лучший клуб
спортивных болельщиков и освещение деятельности клубов болельщиков
в средствах массовой информации.
3. Ожидаемыми результатами создания системы обеспечения
безопасности на объектах спорта и организации работы с
болельщиками и их объединениями являются:
1) обеспечение правопорядка и общественной безопасности при
проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на
объектах спорта, проведение мер социального, просветительного и
превентивного характера для предотвращения насилия в ходе этих
мероприятий;
2) сокращение числа противоправных действий на
физкультурно-спортивных сооружениях, в непосредственной близости
от них и вдоль путей следования зрителей;
3) увеличение числа зрителей, посещающих объекты спорта;
4) соблюдение требований безопасности и конструктивной
надежности физкультурно-спортивных сооружений.
XII. Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников.
Государственная поддержка может также осуществляться путем
выделения субсидий общероссийским спортивным федерациям на
поддержку и развитие видов спорта (прежде всего с низкой
самоокупаемостью), предоставления субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации на строительство и реконструкцию региональных
и муниципальных спортивных объектов, предоставления субсидий
общероссийским общественным объединениям, осуществляющим
содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе
среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Финансирование мероприятий по реализации Стратегии
осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию
государственной политики в сфере физической культуры и спорта
федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
XIII. Мониторинг и контроль реализации Стратегии
Мониторинг и контроль реализации Стратегии будут
осуществляться Минспорттуризмом России с участием заинтересованных
органов государственной власти, всероссийских
физкультурно-спортивных организаций, в том числе Олимпийского
комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского
комитета России, общероссийских федераций по видам спорта и
общероссийских физкультурно-спортивных обществ.
XIV. Заключение
Развитие физической культуры и спорта является одним из
приоритетных направлений социальной политики государства.
Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим
занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому
образу жизни большинство населения страны, что в конечном счете
положительно скажется на улучшении качества жизни граждан
Российской Федерации.
Существенно повысится конкурентоспособность российского
спорта на международной спортивной арене, что позволит российским
спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных
спортивных соревнованиях, в том числе успешно выступать на играх
Олимпиад и Олимпийских зимних играх. Эти успехи будут достигнуты
за счет создания эффективной системы подготовки спортсменов
высокого класса и спортивного резерва с использованием новейших
научных достижений.
Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими
развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного
характера создания и развития инфраструктуры отрасли,
совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
Реализация Стратегии предусматривает продление до 2020 года
действия федеральной целевой программы "Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" и ее
подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015
годы".
Конечной целью всех этих преобразований является вклад
физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала
России, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание
подрастающего поколения.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Стратегии развития физической
культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Стратегии развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
-------------------------------------------------------------------
| Значение | Целевое | Целевое
|показателя| значение| значение
| в 2008 |показателя|показателя
| году | в 2015 | в 2020
| | году | году
-------------------------------------------------------------------
Доля граждан Российской 15,9 30 40
Федерации, систематически
занимающихся физической культурой
и спортом, в общей численности
населения, %
Доля обучающихся и студентов, 34,5 60 80
систематически занимающихся
физической культурой и спортом,
в общей численности обучающихся и
студентов, %
Доля лиц с ограниченными 3,5 10 20
возможностями здоровья и
инвалидов, систематически
занимающихся физической культурой
и спортом, в общей численности
данной категории населения, %
Доля граждан, занимающихся в 20,2 35 50
специализированных спортивных
учреждениях, в общей численности
детей 6-15 лет, %
Количество занимающихся в системе 360 380 430
спортивных школ на этапах
подготовки по зимним видам
спорта, тыс. человек
Количество квалифицированных 295,6 320 360
тренеров и тренеров -
преподавателей физкультурно-
спортивных организаций,
работающих по специальности,
осуществляющих физкультурно-
оздоровительную и спортивную
работу с различными категориями и
группами населения, тыс. человек
Доля российских спортсменов - 85 100 100
членов сборных команд страны,
прошедших процедуру
антидопингового контроля, %
Единовременная пропускная 22,7 30 48
способность объектов спорта, %
____________