Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 № 1085-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народного Собрания
    Республики Ингушетия о проверке конституционности подпункта
  "а" пункта 10 и абзаца второго пункта 13 Положения об оказании
         государственной поддержки в жилищном обустройстве
      вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате
     осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года

     город Санкт-Петербург                         6 июля 2010 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,  судей  К.В.Арановского,  Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,     Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,      Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,     М.И.Клеандрова,    С.Д.Князева,    А.Н.Кокотова,
Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,   Н.В.Мельникова,    Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой,
     заслушав в пленарном заседании заключение  судьи  Н.С.Бондаря,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное  изучение  запроса  Народного  Собрания  Республики
Ингушетия,

                        у с т а н о в и л:

     1. В   запросе   Народного   Собрания   Республики   Ингушетия
оспаривается  конституционность  подпункта  "а"  пункта 10 и абзаца
второго пункта 13 Положения об оказании государственной поддержки в
жилищном обустройстве вынужденным переселенцам,  лишившимся жилья в
результате осетино-ингушского конфликта в  октябре  -  ноябре  1992
года  (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 марта 1998 года N 274).
     По мнению   заявителя,   подпункт  "а"  пункта  10  Положения,
согласно которому в процессе подготовки к рассмотрению заявления на
получение    государственной    поддержки   территориальный   орган
Федеральной  миграционной  службы  запрашивает  при   необходимости
дополнительную   информацию   у   соответствующих   государственных
органов,  органов местного самоуправления и  организаций,  является
неясным и недостаточно определенным,  поскольку не уточняет,  какая
именно дополнительная  информация  может  быть  запрошена  органами
Федеральной миграционной службы. Следствием такой неопределенности,
как  полагает  заявитель, является  необоснованное   расширение   в
сравнении  с  действующим  законодательством  перечня запрашиваемой
информации в правоприменительной практике.
     Что же  касается абзаца второго пункта 13 Положения,  согласно
которому порядок организации  работы  по  оказанию  государственной
поддержки  вынужденным переселенцам,  лишившимся жилья в результате
осетино-ингушского  конфликта,  порядок  осуществления   выплат   и
контроля   за   целевым   использованием   средств  государственной
поддержки, а также форму договора о целевом использовании бюджетных
средств   определяет   Федеральная   миграционная  служба,  то  его
противоречие Конституции Российской Федерации  заявитель  связывает
со следующими обстоятельствами.
     Приказом Федеральной миграционной службы от 7 апреля 2008 года
N  83,  принятым  во  исполнение  возложенных  на  нее  приведенным
нормативным   положением   полномочий,   был   утвержден    Порядок
организации    работы   по   оказанию   государственной   поддержки
вынужденным   переселенцам,   лишившимся   жилья    в    результате
осетино-ингушского конфликта,  и осуществления выплат и контроля за
целевым  использованием  средств   государственной   поддержки.   В
соответствии с его пунктом 5 в случае,  если в заявлении в качестве
цели оказания государственной поддержки указывается  восстановление
разрушенного    жилья,   Межрегиональное   управление   Федеральной
миграционной  службы  запрашивает  органы   исполнительной   власти
Республики  Северная  Осетия  -  Алания  о  возможном  обустройстве
обратившегося   с    заявлением    вынужденного    переселенца    в
соответствующем населенном пункте на территории Республики Северная
Осетия - Алания;  в  случае  получения  от  органов  исполнительной
власти   Республики   Северная   Осетия   -   Алания  информации  о
невозможности обустройства  обратившегося  в  выбранном  населенном
пункте  Межрегиональное  управление Федеральной миграционной службы
разъясняет обратившемуся  его  права  на  жилищное  обустройство  в
других  населенных  пунктах  Республики  Северная  Осетия - Алания,
предлагает  обратившемуся   иную  форму  оказания   государственной
поддержки,  а  при его отказе от предложенных вариантов информирует
Правительство Республики Северная Осетия - Алания  и  Правительство
Республики  Ингушетия  с  целью  дальнейшего жилищного обустройства
обратившегося с заявлением вынужденного переселенца.
     Такое регулирование,   предусматривающее   полномочие  органов
исполнительной  власти  Республики  Северная  Осетия  -  Алания  по
решению вопроса о возможности обустройства вынужденных переселенцев
в местах прежнего проживания,  по мнению заявителя,  стало  поводом
для  многочисленных  отказов в возвращении вынужденных переселенцев
из Республики Северная Осетия - Алания в места прежнего проживания,
в   восстановлении   принадлежащих   им   на   праве  собственности
домовладений,  в их регистрации по  месту  жительства  и  в  обмене
паспортов.
     Соответственно, заявитель исходит из  того,  что  оспариваемые
нормы  по  смыслу,  придаваемому  им правоприменительной практикой,
вводят   не   установленные   федеральными   законами   ограничения
конституционных   прав   и   свобод  граждан  и  фактически  лишают
вынужденных   переселенцев   гарантированной   им   государственной
поддержки,  что,  по его мнению, противоречит статьям 27 (часть 1),
35,  40 (часть  1),  55  (часть  3)  и  56  (часть  3)  Конституции
Российской Федерации.
     2. Согласно  Конституции   Российской   Федерации   Россия   -
демократическое   правовое   социальное   государство,   призванное
охранять достоинство личности и осуществлять политику, направленную
на  создание  условий,  обеспечивающих  достойную жизнь и свободное
развитие человека;  человек,  его права и свободы  являются  высшей
ценностью,  а  их  признание,  соблюдение  и  защита  - обязанность
государства;  права и свободы человека и  гражданина  в  Российской
Федерации   признаются   и  гарантируются  согласно  общепризнанным
принципам  и  нормам  международного  права  и   в  соответствии  с
Конституцией  Российской  Федерации определяют смысл,  содержание и
применение законов и  обеспечиваются  правосудием;  государственная
защита  прав  и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи  1,
2, 7, 17, 18, 19, 21 и 45 Конституции Российской Федерации).
     Из названных    положений,    согласно    правовой     позиции
Конституционного     Суда     Российской     Федерации,    вытекает
конституционная обязанность Российской Федерации в случаях, когда в
каком-либо субъекте Российской Федерации возникают экстраординарные
ситуации,  связанные в том  числе  с  нарушениями  режима  правовой
безопасности  и  вынуждающие  проживающих на его территории граждан
Российской Федерации вопреки своей воле покидать места  постоянного
жительства,    обеспечить   им   посредством   дополнительных   мер
экономического,  социального и юридического характера  условия  для
ресоциализации  и  восстановления нарушенных прав;  соответственно,
такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним  специальных
мер  защиты,  обусловленных юридической природой данной обязанности
государства (Постановление от 21 ноября 2002 года N 15-П).
     2.1. В  порядке  реализации данной обязанности государства был
принят Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N  4530-I
"О вынужденных переселенцах", который в соответствии с Конституцией
Российской  Федерации,   общепризнанными   принципами   и   нормами
международного   права   и   международными  договорами  Российской
Федерации определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает
экономические,  социальные  и  правовые  гарантии  защиты их прав и
законных интересов на территории Российской Федерации.
     Статьей 7  данного  Закона  закреплены  полномочия федеральных
органов  исполнительной  власти,  органов   исполнительной   власти
субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления в
отношении  вынужденных   переселенцев,   в   частности   правомочие
территориальных  органов федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю  и  надзору  в
сфере миграции,  в порядке,  определяемом Правительством Российской
Федерации,    участвовать    в     финансировании     строительства
(приобретения)  и  распределения  жилья  для постоянного проживания
вынужденных переселенцев (подпункт 3 пункта 3).
     В соответствии  с  этим  Правительством Российской Федерации в
утвержденном постановлением от 6 марта 1998 года N 274 Положении об
оказании   государственной   поддержки   в   жилищном  обустройстве
вынужденным   переселенцам,   лишившимся   жилья    в    результате
осетино-ингушского   конфликта    в   октябре - ноябре  1992  года,
предусмотрено,  что рассмотрение вопросов,  связанных  с  оказанием
вынужденным    переселенцам,    лишившимся   жилья   в   результате
осетино-ингушского    конфликта,     государственной     поддержки,
осуществляется  уполномоченным  территориальным органом Федеральной
миграционной службы (пункт 5),  который  в  процессе  подготовки  к
рассмотрению   заявления  на  получение  государственной  поддержки
запрашивает   при   необходимости   дополнительную   информацию   у
соответствующих    государственных    органов,   органов   местного
самоуправления (подпункт "а" пункта 10).  Право органов Федеральной
миграционной  службы запрашивать и получать в установленном порядке
сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся
к  установленной  сфере  деятельности,  прямо  закреплено  также  в
подпункте 3  пункта 7  Положения о Федеральной миграционной  службе
(утверждено  Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004
года N 928).
     Такое правовое  регулирование  информационного  взаимодействия
территориальных органов Федеральной миграционной службы  с  другими
органами государственной власти и органами местного самоуправления,
осуществленное Правительством Российской Федерации,  направлено  на
создание   необходимых   условий   для  полноценной  и  эффективной
реализации   соответствующими   органами   исполнительной    власти
возложенных  на  них  полномочий  в сфере государственной поддержки
вынужденных  переселенцев,  что   согласуется   с   конституционным
полномочием   Правительства   Российской   Федерации   обеспечивать
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в
области   социального  обеспечения,  законность,  права  и  свободы
граждан (статья 114, пункты "в", "е" части 1; статья 115, часть 1).
Имея организационно-управленческое  содержание,  оно  не определяет
какие-либо  права  и  обязанности  граждан,   включая   вынужденных
переселенцев,  и  потому  само по себе не может рассматриваться как
нарушающее конституционные права и свободы человека  и  гражданина,
указанные заявителем.
     2.2. Что касается абзаца второго пункта 13 Положения,  то  его
несоответствие Конституции Российской Федерации заявитель,  как это
прямо следует из содержания запроса, связывает не с содержанием его
норм,  которые  имеют  бланкетный  характер,  а  с  принятым  на их
основании приказом Федеральной миграционной службы от 7 апреля 2008
года  N  83,  который,  как  полагает  заявитель,  не согласуется с
действующим законодательством.
     Тем самым, формально оспаривая конституционность подпункта "а"
пункта  10  и  абзаца  второго  пункта  13  Положения  об  оказании
государственной   поддержки  в  жилищном  обустройстве  вынужденным
переселенцам,  лишившимся  жилья  в  результате  осетино-ингушского
конфликта  в  октябре - ноябре 1992 года,  заявитель,  по существу,
ставит перед Конституционным Судом Российской  Федерации  вопрос  о
проверке  данного  нормативного  правового акта федерального органа
исполнительной власти на  соответствие  актам  большей  юридической
силы.  Между  тем  решение  данного вопроса не входит в компетенцию
Конституционного Суда Российской Федерации,  как она  определена  в
статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", а относится к прерогативе судов общей юрисдикции.
     3. Как  следует  из  части  второй  статьи   36   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации",  согласно  которой  основанием  к   рассмотрению   дела
Конституционным  Судом Российской Федерации является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе  о  том,  соответствует  ли  Конституции
Российской  Федерации  оспариваемая  заявителем  норма,  отсутствие
такой  неопределенности  влечет  отказ  в  принятии   обращения   к
рассмотрению.
     Поскольку в  вопросе  о  соответствии  Конституции  Российской
Федерации  подпункта  "а"  пункта  10  и  абзаца  второго пункта 13
Положения  об  оказании  государственной   поддержки   в   жилищном
обустройстве   вынужденным   переселенцам,   лишившимся   жилья   в
результате  осетино-ингушского  конфликта в  октябре - ноябре  1992
года,  неопределенность  отсутствует,  данный  запрос не может быть
принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  запроса   Народного
Собрания Республики Ингушетия, поскольку он не отвечает требованиям
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  в  соответствии  с  которыми  такого  рода
обращения в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  признаются
допустимыми.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     N 1085-О-О

Информация по документу
Читайте также