Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.1999 № 64-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      по делу о проверке конституционности пунктов 4.9 и 4.10
     Основных положений государственной программы приватизации
     государственных и муниципальных предприятий в Российской
       Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом
    Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535
  "Об Основных положениях государственной программы приватизации
     государственных и муниципальных предприятий в Российской
                 Федерации после 1 июля 1994 года"

     город Москва                                 15 июня 1999 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего Ю.Д.Рудкина, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева,
А.Л.Кононова, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     с участием  представителя  Волгоградской  областной  Думы  как
стороны,  обратившейся с запросом в Конституционный Суд  Российской
Федерации,   -   кандидата   юридических   наук   В.М.Жуковского  и
полномочного  представителя  Президента  Российской   Федерации   в
Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова,
     руководствуясь статьей 125 (часть  2)  Конституции  Российской
Федерации,  пунктом 1 части первой статьи 3, пунктом 1 части второй
статьи  22,  статьями  36,   74,   84,   85   и   86   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности   пунктов   4.9   и   4.10   Основных   положений
государственной    программы    приватизации    государственных   и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля  1994
года,   утвержденных   Указом  Президента  Российской  Федерации от
22 июля 1994 года N 1535.
     Поводом к   рассмотрению   дела  явился  запрос  Волгоградской
областной думы о проверке конституционности  норм,  содержащихся  в
пунктах  4.9  и  4.10  Основных положений государственной программы
приватизации  государственных   и   муниципальных   предприятий   в
Российской  Федерации после 1 июля 1994 года,  в части,  касающейся
определения стоимости объектов муниципальной собственности.
     Заслушав сообщение      судьи-докладчика      В.Г.Ярославцева,
объяснения  представителей  сторон,  выступления   приглашенных   в
заседание  представителей:  от  Государственной  Думы - постоянного
представителя   Государственной   Думы   в   Конституционном   Суде
Российской Федерации В.В.Лазарева, от Министерства государственного
имущества  Российской  Федерации  -  Н.А.Ушаковой,  от  Генеральной
прокуратуры   Российской   Федерации   -   А.А.Белкина,  исследовав
представленные документы  и  иные  материалы,  Конституционный  Суд
Российской Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. В   запросе   Волгоградской   областной  Думы  оспаривается
конституционность   пунктов   4.9   и   4.10   Основных   положений
государственной    программы    приватизации    государственных   и
муниципальных  предприятий  в  Российской  Федерации  после  1 июля
1994 года  в  части,  определяющей  максимальную выкупную стоимость
объектов  недвижимого   имущества,   принадлежащего   на      праве
собственности муниципальным   образованиям,   и  максимальную  цену
для  продажи земельных участков, являющихся объектом приватизации в
соответствии  с  пунктом  4.1  Основных  положений,  в  городах   и
населенных пунктах.
     По мнению заявителя, установление Указом Президента Российской
Федерации предельной  стоимости  названных  объектов  муниципальной
собственности нарушает право местного самоуправления самостоятельно
распоряжаться принадлежащей ему собственностью.
     2. В  соответствии с Конституцией Российской Федерации местное
самоуправление в Российской Федерации обеспечивает  самостоятельное
решение    населением   вопросов   местного   значения,   владение,
пользование и  распоряжение  муниципальной  собственностью  (статья
130,   часть  1),  органы  местного  самоуправления  самостоятельно
управляют  муниципальной  собственностью  (статья  132,  часть  1).
Вместе  с  тем  согласно  пунктам  "е"  и "ж" статьи 71 Конституции
Российской Федерации  установление  основ  федеральной  политики  и
федеральные  программы в области экономического развития Российской
Федерации,  а  также  установление  правовых  основ  единого  рынка
относится  к  сфере  ведения  Российской Федерации.  При этом такие
федеральные программы не должны  нарушать  конституционный  принцип
самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий
(статья 12 Конституции Российской Федерации).
     Государственная программа   приватизации   государственных   и
муниципальных  предприятий  в  Российской  Федерации,  утвержденная
Указом  Президента   Российской   Федерации от 24 декабря 1993 года
N 2284,  в части  четвертой  пункта  2.6  предусматривала, что цена
приобретения  арендаторами  в  собственность  зданий,  сооружений и
земельных  участков,  на  которых  они  расположены,   составляющих
недвижимое  имущество,  а  также  нежилых  помещении в жилых домах,
включая   встроенно-пристроенные,   устанавливается   в    порядке,
определенном  статьей  17  Закона  Российской  Федерации  от 3 июля
1991  года  "О  приватизации   государственных   и    муниципальных
предприятий   в  Российской  Федерации"  (в  редакции  от  5   июня
1992 года), утратившего силу в 1997 году.  Согласно  данной  статье
определение  начальной  цены  для   продажи  объектов  приватизации
могло производиться   только   в   соответствии   с   методическими
указаниями   по   оценке  стоимости  этих  объектов,  утверждаемыми
Госкомимуществом  России,  т. е. на  законодательном  уровне   было
закреплено   положение   о  необходимости  регулирования  стоимости
объектов приватизации и предусмотрена возможность ее  регулирования
посредством принятия подзаконного акта.
     Утвержденными  Указом   Президента   Российской  Федерации  от
22 июля 1994 года  N  1535  Основными  положениями  государственной
программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий
в Российской Федерации после 1  июля  1994  года  было  установлено
нормативное   регулирование   цены   для   продажи  таких  объектов
приватизации, как недвижимое имущество, находящееся в муниципальной
собственности (пункт 4.9), и земельные участки, являющиеся объектом
приватизации в соответствии с пунктом  4.1  Основных  положений,  в
городах и населенных пунктах (пункт 4.10).
     Регламентация Указом Президента Российской Федерации порядка и
условий   приватизации   муниципальной   собственности   в   рамках
общегосударственной  программы  применительно  к   правам   органов
местного  самоуправления  по отчуждению муниципальной собственности
могла иметь место,  поскольку такие отношения носят преимущественно
публично-правовой характер  и  их регулирование было осуществлено в
отсутствие    других    федеральных    законов,     устанавливающих
организационные   и  правовые  основы  приватизации  муниципального
имущества,  в частности арендуемых объектов недвижимого имущества и
земельных  участков.  К  тому  же Указ преследовал в том числе цель
предотвратить занижение цены приватизируемого имущества.
     3. Основой    развития    федерального    законодательства   о
приватизации явилась часть первая Гражданского  кодекса  Российской
Федерации,  принятая  3О ноября 1994 года.  Согласно его статье 217
имущество,  находящееся   в   государственной   или   муниципальной
собственности,    может   быть   передано   его   собственником   в
собственность граждан и юридических лиц в порядке,  предусмотренном
законами о приватизации государственного и муниципального имущества
(часть  первая).  Данное  положение  учитывает,  что   в   процессе
разграничения  государственной  собственности  субъекты  Российской
Федерации и муниципальные образования становятся собственниками и в
силу   этого   вправе   сами  определять,  какие  объекты  подлежат
приватизации.  Федеральные законы о приватизации государственного и
муниципального имущества могут устанавливать ее процедуру,  формы и
способы,  но   не   перечень   подлежащих   приватизации   объектов
собственности.
     Федеральным законом  от  28  августа  1995  года   "Об   общих
принципах   организации   местного   самоуправления   в  Российской
Федерации"  предусмотрено,  что  порядок  и  условия   приватизации
муниципальной  собственности  (как  одного  из способов возмездного
отчуждения)    определяются    населением    непосредственно    или
представительными  органами  местного самоуправления самостоятельно
(пункт 4 статьи 29).
     Федеральный закон   от  21  июля  1997  года  "О  приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации",  указав, что порядок определения
стоимости  выкупаемого  арендаторами   государственного   имущества
определяется  соответственно  программой приватизации и программами
приватизации субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 26), не
предусматривает  нормативного  регулирования  стоимости выкупаемого
арендаторами  муниципального  имущества,  а  потому   муниципальное
образование вправе решать этот вопрос самостоятельно в соответствии
с определяемым им порядком и условиями приватизации  муниципального
имущества.
     В результате этого законодательного  регулирования  изменилось
юридическое   содержание   оспариваемых   в  запросе  Волгоградской
областной Думы норм Основных  положений  государственной  программы
приватизации   государственных   и   муниципальных   предприятий  в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года,  которые в силу статьи
90  (часть  3)  Конституции  Российской Федерации могут применяться
лишь в объеме,  не противоречащем федеральным законам, а именно при
проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том
числе земельных участков,  в случаях, если населением муниципальных
образований  непосредственно  или органами местного самоуправления,
действующими в пределах их компетенции,  установленной  Федеральным
законом  "Об  общих принципах организации местного самоуправления в
Российской  Федерации",  не  определены  иные  порядок  и   условия
приватизации   таких   объектов.   Это  констатировано  и  в  Указе
Президента   Российской  Федерации  от  21  мая  1999  года  N  632
"Об особенностях   применения  Основных  положений  государственной
программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994 года,  утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535".
     Изменение нормативного   содержания   оспариваемых  положений,
выявленное  в  ходе  заседания  Конституционного  Суда   Российской
Федерации,   свидетельствует   о   том,  что  запрос  Волгоградской
областной Думы  не  отвечает  критерию  допустимости  обращений  по
смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации",  и,  следовательно,  производство по данному
делу в силу статьи 68 названного Закона подлежит прекращению.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части  первой
статьи   43,   статьей  68,  частями  первой  и  второй  статьи  79
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",

                        о п р е д е л и л:

     1. Прекратить     производство     по    делу    о    проверке
конституционности   пунктов   4.9   и   4.10   Основных   положений
государственной    программы    приватизации    государственных   и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля  1994
года,  утвержденных  Указом   Президента    Российской Федерации от
22 июля 1994  года  N  1535,  в  части,  определяющей  максимальную
выкупную  стоимость объектов недвижимого имущества,  принадлежащего
на праве собственности муниципальным образованиям,  и  максимальную
цену   для   продажи   земельных   участков,   являющихся  объектом
приватизации в соответствии с пунктом  4.1  Основных  положений,  в
городах и населенных пунктах.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному делу окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу
немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не
требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства  Российской  Федерации",  "Российской  газете",  а
также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 64-О





Информация по документу
Читайте также