Утратил силу - Федеральный закон
от 21.07.97 г. N 123-ФЗ
З А К О Н
Российской Федерации
О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации
(В редакции законов Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I;
от 24.06.92 г. N 3119-I; Федерального закона от 17.03.97 г. N 58-ФЗ)
Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы
преобразования отношений собственности на средства производства в
Российской Федерации путем приватизации государственных и
муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально
ориентированной рыночной экономики. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственных и
муниципальных предприятий
Приватизация государственных и муниципальных предприятий,
приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у
государства и местных Советов народных депутатов в частную
собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных
подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные
предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и
других материальных и нематериальных активов предприятий
(действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных
принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций)
государства и местных Советов народных депутатов в капитале
акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым
предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных
обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих
банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений
предприятий. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и
муниципальных предприятий понимается приватизация всех
перечисленных выше объектов собственности.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации
государственных и муниципальных предприятий
(В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации
государственных и муниципальных предприятий состоит из законов
Российской Федерации "О собственности в Российской Федерации", "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", настоящего Закона
и других регулирующих приватизацию законодательных актов Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
(Пункт исключен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Приватизация долей (паев, акций) государства и местных
Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ
(товариществ), находящихся в общей собственности с другими
государствами, иностранными физическими и юридическими лицами,
международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными
законодательными актами Российской Федерации, республик в составе
Российской Федерации, а также соглашениями с иностранными
государствами. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92
г. N 2930-I)
3. Настоящий Закон не регламентирует восстановления
имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников
на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или
другим способом изъяты против их воли в собственность государства.
4. Приобретение государственных и муниципальных предприятий
иностранными физическими и юридическими лицами регулируется
настоящим Законом, законодательством Российской Федерации об
иностранных инвестициях, другими законодательными актами Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
5. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также
социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного
наследия регулируется иными законодательными актами Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 3. Государственная программа приватизации
1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации
в Российской Федерации устанавливаются Государственной программой
приватизации. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92
г. N 2930-I)
Программа вносится Правительством Российской Федерации и
утверждается Верховным Советом Российской Федерации не позже чем за
месяц до обсуждения в первом чтении закона о республиканском
бюджете Российской Федерации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из
задания на текущий год и прогноза на два последующих года.
2. Программа содержит:
перечень объектов (групп объектов) государственной
собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;
- требования к местным программам приватизации;
- задания органам государственной власти и управления по
приватизации государственного имущества;
- определение предпочтительных способов приватизации и форм
платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых
предприятий;
- условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые
предполагается использовать для приватизации;
величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди
граждан Российской Федерации в планируемом периоде, и размер вклада
на одного получателя; (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
- условия использования при приватизации иностранных
инвестиций;
- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период
и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской
Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации,
местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между
собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных
средств;
- перечень, сроки и порядок образования за счет средств,
полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в
наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионах
Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства,
восстановления природной среды или других целей. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. В программе устанавливается перечень государственных
предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих
приватизации. Указанный перечень согласовывается с республиками в
составе Российской Федерации, краями, областями, автономными
областями, автономными округами, городами Москвой и Ленинградом и
ежегодно утверждается Верховным Советом Российской Федерации. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
В Программу могут быть включены также перечни объектов,
приватизация которых может быть разрешена по решению Правительства
Российской Федерации или Государственного комитета Российской
Федерации по управлению государственным имуществом. При
приватизации предприятий, включенных в указанные списки,
Правительство Российской Федерации, Государственный комитет
Российской Федерации по управлению государственным имуществом
вправе принимать решения о закреплении контрольных пакетов их акций
в государственной собственности на срок до трех лет.(Дополнена -
Закон Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. Правительство Российской Федерации для оперативного
регулирования приватизации без утверждения Верховным Советом
Российской Федерации вправе изменять нормативы, перечень которых
предусматривается Государственной программой приватизации. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
5. В развитие Государственной программы приватизации
Верховными Советами республик в составе Российской Федерации,
местными Советами народных депутатов принимаются республиканские и
местные программы приватизации и нормативные акты, регулирующие
порядок их выполнения. Введение республиканскими и местными
программами дополнительных ограничений на приватизацию
государственных и муниципальных предприятий допускается только в
пределах и порядке, установленных Государственной программой
приватизации. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92
г. N 2930-I)
Статья 4. Государственный комитет Российской Федерации по
управлению государственным имуществом
(В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
1. Приватизацию государственного имущества организует
Государственный комитет Российской Федерации по управлению
государственным имуществом (далее по тексту - Госкомимущество
России). (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
Председатель Госкомимущества России входит в состав
Правительства Российской Федерации и является заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации по должности. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях,
автономных областях, автономных округах, городах Москве и
Ленинграде, городах с населением свыше одного миллиона человек
Госкомимущество России создает, совместно с соответствующими
Советами народных депутатов, свои территориальные агентства и
устанавливает их полномочия. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Деятельность Госкомимущества России финансируется за счет
средств республиканского бюджета Российской Федерации. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Для проведения единой государственной политики приватизации
Госкомимущество России: (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
- разрабатывает и представляет Правительству Российской
Федерации проект Государственной программы приватизации, ежегодные
изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других
нормативных актов по приватизации; (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- организует и контролирует реализацию указанной программы;
- ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным
Советом Российской Федерации; (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- обобщает предложения по приватизации, поступившие от местных
Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных
организаций (объединений), министерств и ведомств;
- устанавливает систему премирования работников органов
государственного управления и местной администрации по итогам
выполнения Государственной программы приватизации;
- осуществляет через свои территориальные агентства
методическое руководство и контроль за проведением приватизации. В
случаях нарушения законодательства Российской Федерации о
приватизации и Государственной программы приватизации возбуждает в
суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и
привлечении к ответственности виновных должностных лиц; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в
государственной собственности Российской Федерации; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в
собственности Российской Федерации, осуществляет необходимые
преобразования их организационно-правовой формы и передает
свидетельства о собственности на них (паи, акции) для продажи
Российскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей
15 настоящего Закона По решению Правительства Российской Федерации
указанные предприятия могут быть переданы Госкомимуществом России
фондам имущества республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме
районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения);
(В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых
компаний;
- издает в пределах своей компетенции нормативные акты,
регулирующие процесс приватизации, вносит в них изменения и
дополнения, а также дает разъяснения этих нормативных актов и
Государственной программы приватизации. (Дополнен - Закон
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Госкомимущество России не вправе делегировать свои полномочия
министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на
базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также
иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в
соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. (Дополнен -
Закон Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Госкомимущество России готовит предложения по разграничению
государственной собственности на собственность Российской
Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных областей, автономных округов и муниципальную
собственность районов, городов и входящих в них
административно-территориальных образований. Решения о
разграничении собственности принимает Верховный Совет Российской
Федерации, Верховные Советы республик в составе Российской
Федерации, местные Советы народных депутатов в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации и республик
в составе Российской Федерации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
При отсутствии решения (свидетельства), удостоверяющего право
собственности республики в составе Российской Федерации, края,
области, автономной области, автономного округа, города, района или
входящих в них административно-территориальных образований на
объекты приватизации, они приватизируются Госкомимуществом России
как собственность Российской Федерации. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. Решения Госкомимущества России, принятые в пределах его
компетенции во исполнение Государственной программы приватизации,
являются обязательными для всех органов государственного управления
и местной администрации.
Споры, возникающие в связи с указанными решениями,
рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке,
установленном действующим законодательством.
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 5. Комитеты по управлению имуществом республик в
составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных областей, автономных округов,
районов (кроме районов в городах) и городов
(кроме городов районного подчинения)
(В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
1. Приватизацию имущества, находящегося в собственности
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в
городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют
комитеты по управлению имуществом, входящие в состав
соответствующих органов государственного управления, местной
администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований). (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Комитеты по управлению имуществом создаются во всех указанных
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образованиях и являются органами
государственного управления (местной администрации) с правами
юридического лица. Правомочия комитетов по управлению имуществом не
могут быть переданы никаким другим органам государственного
управления, местной администрации или иным юридическим лицам.
Председатель комитета по должности является заместителем главы
правительства республики в составе Российской Федерации, главы
администрации края, области, автономной области, автономного
округа, городов Москвы, Санкт-Петербурга, района, города. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Положение о комитете по управлению имуществом утверждается
соответствующим Советом народных депутатов. Оно не может
противоречить типовому Положению о комитете по управлению
имуществом, утверждаемому Правительством Российской Федерации. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Деятельность комитетов финансируется за счет средств,
полученных от приватизации государственных и муниципальных
предприятий, находящихся в собственности соответствующих
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований.
2. Для проведения приватизации комитеты по управлению
имуществом национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований:
- разрабатывают с учетом требований Государственной программы
приватизации и представляют соответствующим Советам народных
депутатов проекты республиканских и местных программ приватизации,
ежегодные изменения и дополнения к ним, а также проекты нормативных
актов по приватизации;
- организуют и контролируют реализацию Государственной,
республиканских и местных программ приватизации и ежегодно
отчитываются об их выполнении перед соответствующими Советами
народных депутатов;
- устанавливают систему премирования работников органов
государственного управления и местной администрации, предприятий и
учреждений, участвующих в выполнении программ приватизации; (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- создают комиссии по приватизации предприятий, находящихся в
государственной и муниципальной собственности
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований;
- принимают решения о приватизации этих предприятий,
осуществляют преобразования их организационно-правовой формы и
передают свидетельства о собственности на них для продажи
соответствующим фондам имущества. По решению соответствующих
Советов народных депутатов указанные объекты приватизации могут
быть переданы Российскому фонду федерального имущества;
- содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых
компаний;
- направляют своих представителей в состав создаваемых
Госкомимуществом России комиссий по приватизации объектов
собственности Российской Федерации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Решения указанных комитетов, принятые в пределах их
компетенции во исполнение Государственной, республиканских и
местных программ приватизации, являются обязательными для всех
органов государственного управления и местной администрации.
Споры, возникающие в связи с указанными решениями,
рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке,
установленном действующим законодательством.
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. По поручению Госкомимущества России комитеты вправе
проводить приватизацию предприятий, находящихся в собственности
Российской Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 6. Российский фонд федерального имущества
1. Продавцами приватизируемых государственных предприятий,
находящихся в собственности Российской Федерации, а также
принадлежащих Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале
предприятий признаются только Российский фонд федерального
имущества и назначенные им представители. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Фонд является юридическим лицом, создается по решению
Президиума Верховного Совета Российской Федерации и подотчетен ему
и Верховному Совету Российской Федерации. Положение о фонде
утверждается Верховным Советом Российской Федерации. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных
от приватизации государственных предприятий, находящихся в
собственности Российской Федерации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Фонд создает на местах свои отделения.
2. Российский фонд федерального имущества выполняет следующие
функции:
- временно, до момента продажи, владеет принадлежащими
Российской Федерации свидетельствами о собственности на
предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ
(товариществ), переданными ему Госкомимуществом России; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- осуществляет полномочия Российской Федерации как
собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск
(ответственность) за деятельность предприятий в пределах
находящейся в его владении доли в капитале предприятий; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- продает указанные доли (паи, акции) предприятия; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- выступает учредителем акционерных обществ (товариществ),
приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие
которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки
народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов
наиболее отсталых в социально-экономическом отношении, за
исключением созданных в порядке преобразования государственных и
муниципальных предприятий; (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации
предприятий в соответствии с доходами, учтенными в республиканском
бюджете Российской Федерации, и нормативами, установленными
Государственной программой приватизации; (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- обменивает принадлежащие Российской Федерации акции
акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых
компаний при их учреждении; (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
- осуществляет контроль за предоставлением предусмотренных
действующим законодательством льгот работникам приватизируемых
предприятий. (Дополнен - Закон Российской Федерации от 05.06.92 г.
N 2930-I)
Российский фонд федерального имущества не вправе делегировать
свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям,
создаваемым на базе государственных концернов, корпораций,
ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся
покупателями в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего
Закона. (Дополнен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми
владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от
общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие фонду
акции, независимо от их количества и номинального статуса, по
настоящему Закону являются привилегированными. При продаже фондом
указанных акций они конвертируются в обыкновенные. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в деятельность
предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными
документами предприятия и законодательством Российской Федерации и
республик в составе Российской Федерации. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. Верховный Совет Российской Федерации ежегодно рассматривает
и утверждает отчет о деятельности Российского фонда федерального
имущества за прошедший год. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 7. Фонды имущества республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных областей
и автономных округов, районов (кроме районов
в городах), городов (кроме городов районного
подчинения)
(В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
1. Продавцами государственных и муниципальных предприятий, а
также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в
собственности республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме
районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения)
являются соответствующие фонды имущества (далее по тексту - фонды
имущества национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований) и назначенные ими
представители. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92
г. N 2930-I)
Фонды являются юридическими лицами, создаются по решению
Президиумов Верховных Советов республик в составе Российской
Федерации или президиумов соответствующих местных Советов народных
депутатов и подотчетны им и соответствующим Советам. Положение о
фонде утверждает соответствующий Совет народных депутатов. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Деятельность фондов имущества финансируется за счет средств,
полученных в виде отчислений от сумм совершенных ими сделок по
приватизации государственных и муниципальных предприятий по
нормативам, устанавливаемым Государственной программой
приватизации. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Фонды имущества выполняют следующие функции:
временно владеют принадлежащими республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономным областям,
автономным округам, районам и городам свидетельствами о
собственности на государственные (муниципальные) предприятия, на
доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ),
переданными им для продажи соответствующими комитетами по
управлении имуществом; (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
осуществляют полномочия соответствующих собственников на
собраниях акционеров (пайщиков), несут риск (ответственность) за
деятельность предприятий в пределах находящейся во владении фондов
доли в капитале предприятий;
- продают указанные доли (паи, акции) предприятия; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- выступают учредителями акционерных обществ и товариществ,
покупают паи и акции акционерных обществ и товариществ, развитие
которых диктуется интересами местного населения, за исключением
созданных в порядке преобразования государственных и муниципальных
предприятий; (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
- получают и перечисляют дивиденды и выручку от приватизации
предприятий в соответствии с доходами, учтенными в соответствующих
бюджетах, и нормативами, установленными Государственной,
республиканскими и местными программами приватизации; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- обменивают находящиеся в собственности соответствующих
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований акции акционерных
обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний при
их учреждении; (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
- осуществляют контроль за предоставлением предусмотренных
действующим законодательством льгот работникам приватизируемых
предприятий. (Дополнен - Закон Российской Федерации от 05.06.92 г.
N 2930-I)
Фонды не вправе делегировать свои полномочия министерствам и
ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе
государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным
хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии
с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. (Дополнен - Закон
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми
владеет тот или иной фонд, право голоса могут иметь не более 20
процентов от общего числа акций каждого общества; остальные акции,
принадлежащие фонду, независимо от их количества и номинального
статуса, по настоящему Закону являются привилегированными. При
продаже фондом указанных акций они конвертируются в обыкновенные.
(В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Фонды не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за
исключением случаев, предусмотренных учредительными документами
предприятия и законодательством Российской Федерации и республик в
составе Российской Федерации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации,
местные Советы народных депутатов ежегодно рассматривают и
утверждают отчеты о деятельности соответствующих фондов имущества
за прошедший год. (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 8. Инвестиционные фонды и холдинговые компании
1. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска
покупателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение об
инвестиционных фондах утверждается Правительством Российской
Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
2. Инвестиционный фонд вправе владеть не более чем 10
процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать
в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов.
3. Инвестиционный фонд обязан публиковать свои квартальные,
полугодовые и годовые отчеты по форме, определенной Министерством
финансов Российской Федерации. Деятельность фонда ежегодно
подвергается обязательной аудиторской проверке. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию,
концерн) или находящихся в ведении органов государственного
управления и местной администрации, с согласия Государственного
комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур для содействия кооперации
предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не
допускается создание холдинговых компаний, приводящее к
монополизации производства тех или иных видов продукции (работ),
оказания услуг. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92
г. N 2930-I)
Положение о порядке образования холдинговых компаний на основе
объединений, ассоциаций, концернов, министерств и ведомств
утверждается Верховным Советом Российской Федерации. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 9. Покупатели
1. При приватизации государственных и муниципальных
предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе,
аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические
лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов
народных депутатов, общественных организаций (объединений),
благотворительных и иных общественных фондов превышает 25
процентов.
2. Обязанность доказывания своего права на приобретение
приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в
аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий
покупатели - юридические лица представляют соответствующему фонду
имущества декларацию о составе участников акционерного общества
(товарищества) и распределении уставного капитала. Если
впоследствии будет установлено, что на момент продажи
приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не
имело законных прав на покупку, то сделка признается
недействительной в соответствии с законодательством Российской
Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
3. Члены трудового коллектива государственного или
муниципального предприятия могут выступать его покупателями и
образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они,
а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на
пенсию или выработавшие на приватизируемом предприятии трудовой
стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для
женщин и уволенные по собственному желанию сокращению штатов или
численности, а также лица, имеющие право в соответствии с
законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном
предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.
(В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 10. Представители и посредники
При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через
своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников
в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик
в составе Российской Федерации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 11. Источники средств для приобретения
государственных и муниципальных предприятий
1. Для приобретения государственных и муниципальных
предприятий используются личные сбережения граждан, именные
приватизационные вклады, личные лицевые приватизационные счета,
собственные средства юридических лиц, определенных в п. 1 статьи 9
настоящего Закона, а также заемные средства. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Порядок безвозмездной передачи гражданам государственной и
муниципальной собственности путем перечисления государством
приватизационных вкладов на именные приватизационные счета и
использования этих вкладов в процессе приватизации устанавливается
Законом Российской Федерации "Об именных приватизационных счетах и
вкладах". (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
Средства из фондов экономического стимулирования
приватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми
коллективами в порядке и размерах, установленных Государственной
программой приватизации.
2. При приобретении приватизируемых государственных и
муниципальных предприятий используются законные платежные средства
СССР, включая именные приватизационные вклады граждан.
3. При приобретении приватизируемых предприятий или долей
(паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества)
граждане обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их
вклад рублями превышает 500 установленных законодательством
минимальных размеров месячной оплаты труда. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 12. Использование средств, полученных от приватизации
государственных и муниципальных предприятий
1. Средства, полученные от приватизации государственных и
муниципальных предприятий, распределяются по нормативам,
установленным Государственной, республиканскими и местными
программами приватизации.
Указанные средства не подлежат обложению всеми видами налогов.
(Дополнен - Закон Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Направления расходования средств, полученных от
приватизации государственных и муниципальных предприятий, в
пределах, установленных п. 1 настоящей статьи, определяются
Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами
республик в составе Российской Федерации и местными Советами
народных депутатов. (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья 13. Инициатива в проведении приватизации
государственных и муниципальных предприятий
1. Инициатива в проведении приватизации государственных и
муниципальных предприятий может исходить от Госкомимущества России,
его территориальных агентств, комитетов по управлению имуществом
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований, руководителя
предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства,
иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в
статье 9 настоящего Закона, а также от иных лиц, в том числе от
предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и
управления. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Заявка на приватизацию предприятия подается в территориальное
агентство Госкомимущества России или в комитет по управлению
имуществом национально-государственного, национально- или
административно-территориального образования. Форму заявки и размер
госпошлины, уплачиваемой при ее подаче, устанавливает Правительство
Российской Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при
наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива
предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении
членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15, 32 и 33
Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" товарищество (акционерное общество) в процессе
приватизации предприятия. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 14. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию
1. Заявки на приватизацию государственных и муниципальных
предприятий регистрируются Госкомимуществом России или его
территориальным агентством, комитетом по управлению имуществом
национально-государственного, национально- или
административно-территориального образования в день их подачи в
соответствующий комитет. Решение о приватизации или об отказе в
приватизации предприятия должно быть принято соответствующим
комитетом в месячный срок с момента регистрации заявки. Решение по
данной заявке - о приватизации или об отказе в приватизации - в
письменной форме доводится до сведения граждан, юридических лиц и
трудовых коллективов, подавших зарегистрированную заявку, в
трехдневный срок с момента его принятия. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Отказ в приватизации государственного или муниципального
предприятия возможен только в следующих случаях:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в
соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
- имеется законодательно установленное ограничение на
приватизацию данного предприятия;
- предприятие включено в установленный Государственной,
республиканской или местной программой приватизации перечень
объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации;
- указанное в заявке предприятие было приватизировано ранее.
(Дополнен - Закон Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. В случае принятия решения о приватизации создается
комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок
подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать трех
месяцев со дня подачи заявки.
Срок разработки плана приватизации может быть продлен по
решению Госкомимущества России, но не более чем до шести месяцев.
Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проекты планов
приватизации, представленные заявителями.
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. В состав комиссии по приватизации предприятия входят
представители Госкомимущества России, его территориального
агентства или соответствующего комитета по управлению имуществом
национально-государственного, национально- или
административно-территориального образования, работники финансовых
органов. Совет народных депутатов по месту нахождения предприятия,
администрация и трудовой коллектив предприятия, Государственный
комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур вправе направлять своих
представителей в состав комиссии. Комиссия вправе привлекать к
работе экспертов, а также специализированные аудиторские,
консультационные и иные организации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
5. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации
предприятия и направляет его на согласование местному Совету
народных депутатов или уполномоченному им представителю, а также
трудовому коллективу предприятия. Если Совет народных депутатов
трудовой коллектив предприятия в недельный срок с момента получения
плана приватизации не приняли соответствующего решения, план
считается согласованным. Срок согласования плана приватизации
Советом народных депутатов и трудовым коллективом может быть
продлен по их просьбе, но не более чем до двух недель. План
приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению
имуществом.
Приватизация объектов и предприятий, включенных в Реестр
хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю
более 35 процентов, осуществляется по согласованию с
Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур. (В редакции
Федерального закона от 17.03.97 г. N 58-ФЗ)
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки
приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного
капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую
форму платеж (расчетов). В состав плана приватизации предприятия
может также входить проект его реорганизации, который может
предусматривать, в частности, выделение его подразделений в
самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов)
или распродажу активов предприятия.
При приватизации не допускаются слияние, присоединение
предприятий, а также лишение предприятия статуса юридического лица
(за исключением случаев его ликвидации с последующей продажей его
активов). (Дополнен - Закон Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации
комиссия обязана предложить другой вариант плана При повторном
отклонении плана приватизации трудовым коллективам окончательное
решение о доработке плана, способе и порядке осуществления
приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатов или
уполномоченный им орган. (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
8. В случае отклонения местным Советом народных депутатов
плана приватизации предприятия, находящегося в собственности
Российской Федерации, комиссия обязана предложить другой вариант
плана При повторном отклонении плана приватизации окончательное
решение приникает Госкомимущество России. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
9. В случае принятия плана приватизации предприятие включается
соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов,
акционирования.
10. По требованию Российского фонда федерального имущества,
его отделений, фондов имущества национально-государственных,
национально- и административно-территориальных образований комиссия
обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы
по приватизируемому предприятию.
Статья 15. Способы приватизации государственных
и муниципальных предприятий
1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий
осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе,
посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также
путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или
частично. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
Приватизация предприятий в форме продали долей в их капитале
(акций) осуществляется после преобразования государственных и
муниципальных предприятий в акционерные общества Порядок
преобразования определяется Положением, которое утверждается
Госкомимуществом России. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Приватизация имущества государственного или муниципального
предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа,
заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации", осуществляется следующими способами:
- в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки,
порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды
с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех
льгот, предусмотренных для трудового коллектива государственного и
муниципального предприятия;
- путем преобразования арендного предприятия в акционерное
общество открытого типа с правом первоочередного приобретения
арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам
народных депутатов, если такое решение принято общим собранием
(конференцией) арендаторов.
Арендаторам предприятий торговли, общественного питания,
бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованного
имущества в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных
с ними до вступления в силу Закона Российской Федерации "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации", такое право может быть предоставлено в
случае согласия членов коллектива арендаторов на выделение в
процессе приватизации отдельных структурных подразделений.
Порядок предоставления права на выкуп и преобразования
арендного предприятия в акционерное общество определяется
положением о порядке приватизации имущества государственных и
муниципальных предприятий, сданного в аренду, утверждаемым
Госкомимуществом России.
В остальных случаях арендатор имущества государственного или
муниципального предприятия, признаваемый покупателем в соответствии
со статьей 9 настоящего Закона, может получить право на
приобретение арендованного имущества только в порядке, установлен
ом статьями 20, 21, 24 настоящего Закона.
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по
приватизации учитывает:
- мнение трудового коллектива предприятия;
- предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет
по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;
- отраслевые особенности объекта приватизации;
- оценку его уставного капитала; (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- социально-экономическое значение предприятия для территории;
- мнение представителя фонда имущества.
4. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы
платежа принимают Госкомимущество России, его территориальные
агентства или соответствующий комитет по управлению имуществом
национально-государственного, национально- или
административно-территориального образования в порядке,
предусмотренном статьей 14 настоящего Закона. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
5. После завершения работы комиссии по приватизации
Госкомимущество России, его территориальное агентство или
соответствующий комитет по управлению имуществом
национально-государственного, национально- или
административно-территориального образовании осуществляет
реорганизацию или ликвидацию государственного (муниципального)
предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и
права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо активы
ликвидированного предприятия для продажи Российскому фонду
федерального имущества или соответствующему фонду имущества
республики в составе Российской Федерации, края, области,
автономной области, автономного округа, района, города. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
6. Российский фонд федерального имущества, фонды имущества
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, районов
(кроме районов в городах), городов (кроме городов районного
подчинения) ежегодно в месячный срок после утверждения
Государственной программы приватизации заключают с Госкомимуществом
России и соответствующими комитетами по управлению имуществом
соглашения, определяющие порядок передачи приватизируемых
предприятий, долей (паев, акций) в их капитале, активов
ликвидируемых и ликвидированных предприятий, оформления необходимой
для этого документации, порядок и нормативные сроки продажи
объектов приватизации (в том числе по группам), порядок
взаиморасчетов и устанавливающие взаимную ответственность сторон.
Указанными соглашениями могут определяться также правомочия
комитетов как представителей фондов имущества.
(Пункт дополнен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
7. Акционерные общества закрытого типа (товарищества с
ограниченной ответственностью), часть уставного капитала которых
находится в государственной и (или) муниципальной собственности,
подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа.
Порядок и сроки преобразования определяются Государственной
программой приватизации. (Дополнен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 16. Подготовка предприятия к приватизации
1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в
инвентаризации его приватизируемых производственных и
непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия,
включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия
(с определением их уставных капиталов).
2. В ходе подготовки к приватизации предприятия определяются
состав и направления использования объектов социальной
инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Если указанные объекты включаются в состав имущества,
подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой
вариант их использования, не противоречат требованиям
законодательства Российской Федерации, условиям договора между
продавцом и покупателем и коллективного договора. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 17. Определение начальной цены приватизируемого
предприятия
Определение начальной цены для продажи предприятия по
конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного
общества может производиться только в соответствии с методическими
указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми
Госкомимуществом России. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 18. Информация о приватизируемых государственных и
муниципальных предприятиях
1. Информация о предлагаемых к продаже по конкурсу или на
аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже
акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна
быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества (для
предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млн. рублей,- в
бюллетене Российского фонда федерального имущества) не позднее чем
за месяц до даты проведения конкурса, она или выпуска акций в
свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной
собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом
может устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.
(В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о
приватизируемом предприятии:
- площадь земельного участка и характеристики расположенных на
нем строений, условия их аренды или продажи;
(абзац исключен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
(абзац исключен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
(абзац исключен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
(абзац исключен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в
капитале других предприятий;
- нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);
- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
- балансы предприятия за последний год; (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции; (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- среднесписочная численность работников. (Дополнен - Закон
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
По представлению Государственного комитета Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур и его территориальных органов публикуются
сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого
предприятия на соответствующем товарном рынке. (Дополнен - Закон
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных
определяет Госкомимущество России. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Приватизация проводится под общественным контролем
работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных
организаций (объединений) и народных депутатов.
Статья 19. Формы платежа
1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев,
акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может
производиться единовременно или в рассрочку.
2. Выкуп имущества государственного или муниципального
предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается
оплатой в рассрочку.
Арендная плата за пользование имуществом государственных и
муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы
за приобретение имущества в собственность.
3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и
покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия
по конкурсу.
Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных
предприятий по конкурсу
1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные
предприятия, а также активы ликвидированных (в том числе
находящихся в стадии ликвидации) предприятий в случаях, когда от
покупателей требуется выполнение определенных условий,
устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.
(В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Общий порядок проведения конкурса регулируется положением,
которое утверждается Правительством Российской Федерации. В
указанном положении определяются условия участия покупателей в
конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры
утверждения принятого решения и оформления прав собственности на
предприятие.
Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30
дней до даты проведения конкурса.
При приватизации объектов муниципальной собственности
соответствующим комитетом по управлению имуществом может
устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная
комиссия, формируемая Российским фондом федерального имущества, его
отделениями на местах или фондами имущества
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований при участии трудовых
коллективов, местных Советов народных депутатов и Государственного
комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур, а также привлекаемых ими
экспертов. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки
проведения конкурса
5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного
рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже чем на
30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было
продано за такую цену, оно снимается с конкурса. Комиссия по
приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации
предприятия. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
6. Преимущественным правом на приобретение в собственность
предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел народностей
Севера и малочисленных народов пользуются коренные жители.
Приватизация таких предприятий производится по их остаточной
стоимости.
Статья 21. Приобретение государственных и муниципальных
предприятий на аукционе
1. С аукциона продаются государственные и муниципальные
предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в
дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо
условий.
При этом право собственности предоставляется покупателю,
предложившему в ходе торгов максимальную цену.
2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем
покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав
собственности регулируются Положением, которое утверждается
Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Аукционы проводят Российский фонд федерального имущества,
его отделения на местах, фонды имущества
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований или назначаемые ими
представители.
4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе
торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от
начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую
цену, оно снимается с аукциона. В этом случае комиссия по
приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации
предприятия и (или) его начальную цену. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 22. Приобретение покупателями акций открытых
акционерных обществ
1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого
на основе государственного или муниципального предприятия, является
Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет
по управлению имуществом национально-государственного, национально-
или административно-территориального образования. Учредитель в
соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации "О
предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для
регистрации в Совет народных депутатов по месту расположения
предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о
регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной
пошлины. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
2. После регистрации акционерного общества комитет по
управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в
соответствующий фонд имущества.
3. Фонд продает акции членам трудового коллектива
приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со
статьей 23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения
общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования
работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 25
настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов.
Реализация акций осуществляется в соответствии с положением о
продаже акций в процессе приватизации, утверждаемым
Госкомимуществом России. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского
фонда федерального имущества или фондов имущества
национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований.
Статья 23. Льготы работникам приватизируемых предприятий по
приобретению их акций
1. Работники государственных или муниципальных предприятий,
преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести
акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с
цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости.
Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену
трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать
суммы, устанавливаемой Государственной программой приватизации.
Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками
предприятия на общих основаниях.
Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях
работниками предприятия, предоставляется на три года с момента
регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального
взноса не может быть меньше 15 процентов номинальной стоимости
акций. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Льготы по приобретению акций акционерного общества
распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия,
вышедших на пенсию или выработавших на приватизируемом предприятии
трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести
месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию, сокращению
штатов или численности, а также лиц, имеющих право в соответствии с
законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном
предприятии. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Государственной программой приватизации могут быть
установлены дополнительные льготы работникам отдельных предприятий
или групп предприятий (отраслей).
4. (Исключен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 24. Приобретение государственных и муниципальных
предприятий их работниками по конкурсу
(на аукционе)
1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению
государственного или муниципального предприятия в качестве
покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом
Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" могут учредить товарищество (акционерное общество)
либо заключить договор о совместной деятельности. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Если товарищество (акционерное общество или участники
соответствующего договора о совместной деятельности), принимающее
участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного
состава работников приватизируемого предприятия или его
подразделения, то при покупке предприятия (подразделения) оно имеет
право на рассрочку платежа, а также на использование части остатков
средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной
численности работников, вошедших в товарищество (акционерное
общество), заключивших договор. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Указанное товарищество (акционерное общество, участники
договора о совместной деятельности) при приобретении
государственного или муниципального предприятия имеет право на
рассрочку платежа. Рассрочка не может превышать трех лет, а сумма
первоначального взноса не может быть меньше 25 процентов цены, за
которую приобретено предприятие. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. В случае, если указанное товарищество (акционерное
общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия,
приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество
(акционерное общество).
Статья 25. Приобретение акций (паев) из фондов
акционирования работников предприятий
1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право
приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников
предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного
капитала предприятия в соответствии с планом приватизации. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. ФАРП формируется за счет вклада Российского фонда
федерального имущества или вкладов фондов имущества
национально-государственных, национально- или
административно-территориальных образований.
Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с
покупателем.
Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного
капитала предприятия.
При распродаю имущества и нематериальных активов
ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.
3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций
(паев) владеет соответствующий фонд имущества или назначенный им
представитель. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на
приобретение акций (паев) данного акционерного общества
(товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права
решающего голоса.
Статья 26. Социальные гарантии работникам приватизируемых
государственных и муниципальных предприятий
1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на
аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по
обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных
действовавшим до приватизации коллективным договором.
2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем
прав собственности на приватизированное государственное или
муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное
общество (товарищество) его руководитель обязан заключить
коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет
принято такое решение.
3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет
для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее
существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.
4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их
трудоустройство регулируется законодательством Российской Федерации
и республик в составе Российской Федерации о труде и занятости. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Оформление сделок приватизации
1. Независимо от способа приватизации между продавцом и
покупателем государственного или муниципального предприятия
заключается договор в соответствии с законодательством Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации. (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе и
посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав
и цена активов предприятия, в том числе цена земельного участка (в
случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций
акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок
передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства
сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на
которых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие
условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.
3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к
покупателю с момента регистрации договора купли-продажи в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Зарегистрированный договор купли-продажи является документом,
удостоверяющим право собственности покупателя. Неисполнение
предусмотренных законодательством действий по регистрации договоров
купли-продажи обжалуется в суд или арбитражный суд.
Государственная пошлина по всем сделкам и актам приватизации
не взимается.
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
4. Изменение организационно-правовой формы предприятия
регистрируется в соответствии с Законом Российской Федерации "О
предприятиях и предпринимательской деятельности". (В редакции
Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 28. Обязанности продавца и покупателя
1. Продавец государственного или муниципального предприятия
обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявить
покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его
финансово-хозяйственном состоянии, оформить сделку, передать
предприятие (имущество, пай, акции) покупателю, а также выполнить
иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и
покупателем. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Покупатель государственного или муниципального предприятия
становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в
соответствии с условиями договора и законодательством Российской
Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей
статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора
между ними.
4. Споры о признании сделок приватизации недействительными
рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные
законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 29. Государственные гарантии прав участников
приватизации
При приватизации государство гарантирует соблюдение прав
продавцов, покупателей, их представителей и посредников. Если
приватизация осуществлялась с нарушением законодательства
Российской Федерации, Госкомимущество России, комитеты по
управлению имуществом национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований, органы прокуратуры
Российской Федерации, продавцы, покупатели, их представители и
посредники вправе в судебном порядке предъявлять иски (возбуждать
дела) о расторжении сделок, устранении нарушений и привлечении к
ответственности виновных лиц. (В редакции Закона Российской
Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
Советы народных депутатов осуществляют контроль за процессом
приватизации с точки зрения соответствия действующему
законодательству. (Часть дополнена - Закон Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 30. Недействительность сделок приватизации
1. Сделки по приобретению приватизируемых государственных и
муниципальных предприятий признаются недействительными, если:
- приватизация предприятия не была разрешена Госкомимуществом
России, его территориальным агентством или соответствующим
комитетом по управлению имуществом национально-государственного,
национально- или административно-территориального образования; (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
- были грубо нарушены правила конкурса иди аукциона;
- покупатель отказался от внесения платежа за купленное
предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества
(товарищества);
- предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного
общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;
- при покупке были использованы незаконные средства платежа;
- имел место договор между продавцом и покупателем о
неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия (пая,
акций);
- покупателю были предоставлены незаконные льготы и
преимущества перед другими покупателями;
- нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по
конкурсу;
- были нарушены требования антимонопольного законодательства
Российской Федерации; (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
- по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом
Российской Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Сделки приватизации, заключенные с нарушением настоящего
Закона, признаются недействительными в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона
Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Споры о признании недействительными сделок приватизации
рассматриваются в суде или арбитражном суде по иску продавца,
покупателя, посредника, прокурора, народного депутата Российской
Федерации, Совета народных депутатов, Госкомимущества России, его
территориального агентства, комитета по управлению имуществом
национально-государственного, национально- или
административно-территориального образования, иного правомочного
государственного органа в порядке и сроки, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 г. N 2930-I)
Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего Закона
1. Следующие нарушения настоящего Закона должностными лицами
органов государственного управления, местной администрации, фондов
имущества, предприятий, организаций и учреждений влекут за собой
административную ответственность:
- отказ в регистрации заявки на приватизацию - штраф в размере
от 5 до 10 установленных законодательством минимальных размеров
месячной оплаты труда;
- нарушение сроков принятия решения о приватизации - штраф в
размере от 5 до 10 установленных законодательством минимальных
размеров месячной оплаты труда;
- неопубликование объявления о приватизации, сокрытие
информации о приватизируемом предприятии от покупателей или
посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о
составе имущества либо цене продаваемого предприятия, сокрытие
информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или
аукциона - штраф в размере от 10 до 30 установленных
законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда.
Опубликование сведений, перечисленных в настоящей части статьи,
осуществляется за счет виновного;
- необоснованный отказ от продажи предприятия (акций) - штраф
в размере от 2 до 10 процентов от начальной цены приватизируемого
предприятия (акций);
- необоснованный отказ от заключения коллективного договора с
трудовым коллективом приватизированного предприятия или
невыполнение требований о социальных гарантиях работникам
приватизируемых предприятий - штраф в размере от 10 до 100
установленных законодательством минимальных размеров месячной
оплаты труда;
- разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона
до начала конкурса или аукциона - штраф в размере от 2 до 20
установленных законодательством минимальных размеров месячной
оплаты труда;
- отказ от оплаты предприятия (акций), купленного по конкурсу
или на аукционе, - штраф в размере от 5 до 20 процентов от
продажной цены приватизируемого предприятия (акций).
(Пункт в редакции Закона Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
2. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях,
перечисленных в настоящей статье, регламентируются Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях. (В
редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N 2930-I)
3. Дела о правонарушениях, указанных в п. 1 настоящей статьи,
и иных правонарушениях при приватизации рассматриваются судьей
единолично по заявлениям (жалобам) комитетов по управлению
имуществом, продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов
Российской Федерации, Советов народных депутатов, должностных лиц
органов государственной власти и управления, местной администрации,
общественных организаций (объединений) либо по инициативе
прокурора. (В редакции Закона Российской Федерации от 05.06.92 г. N
2930-I)
4. Комитеты по управлению имуществом, фонды имущества всех
уровней вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции
законодательством Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации, решениями соответствующих Советов народных
депутатов:
- выступать в суде и арбитражном суде от имени Российской
Федерации, республик в составе Российской Федерации,
соответствующих национально- и административно-территориальных
образований;
- направлять в органы прокуратуры материалы для решения
вопросов о возбуждении уголовных дел.
Указанные в настоящем пункте комитеты по управлению имуществом
и фонды имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины
при обращении в судебные органы.
(Пункт дополнен - Закон Российской Федерации
от 05.06.92 г. N 2930-I)
Председатель
Верховного Совета РСФСР Б. Н. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов РСФСР
3 июля 1991 года
N 1531-I