Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 38-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
    округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9
      Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда
      пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по
    старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего
     Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на
             территории Российской Федерации и обратно

     город Москва                               2 февраля 2006 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,      Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании заключение судьи Б.С.Эбзеева,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное     изучение     запроса      Думы      Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа,

                        у с т а н о в и л:

     1. В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от
19 февраля 1993 года "О государственных  гарантиях  и  компенсациях
для  лиц,  работающих  и  проживающих  в  районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального  закона  от
22  августа  2004  года  N  122-ФЗ)  компенсация расходов на оплату
стоимости проезда  пенсионерам,  являющимся  получателями  трудовых
пенсий по старости и по инвалидности,  к месту отдыха на территории
Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в
порядке,  в  размере  и  на  условиях,  определяемых Правительством
Российской Федерации.  1 апреля 2005 года Правительством Российской
Федерации  принято постановление N 176,  которым утверждены Правила
компенсации  расходов  на  оплату  стоимости  проезда  пенсионерам,
являющимся   получателями   трудовых   пенсий   по  старости  и  по
инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации
и обратно.
     В своем  запросе  в  Конституционный  Суд Российской Федерации
Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа  оспаривает
конституционность   положений  пунктов  7  и  9  названных  Правил,
согласно которым заявление  о  компенсации  в  виде  предоставления
проездных  документов,  обеспечивающих  проезд  к  месту  отдыха  и
обратно,  по установленной форме пенсионер подает в территориальный
орган  Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с
предъявлением путевки,  курсовки или иного  документа,  являющегося
основанием  для  пребывания пенсионера в санатории,  профилактории,
доме  отдыха,  на  туристической  базе  или  в  ином   месте,   где
предоставляются   услуги   по   организации   отдыха;  заявление  о
компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов  на
оплату  стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной
форме пенсионер подает в этот  же  орган  с  приложением  проездных
документов,  выданных  транспортными организациями независимо от их
организационно-правовой  формы,  и  отрывных  талонов  к   путевке,
курсовке  или  иного  документа,  подтверждающего период пребывания
пенсионера   в   санатории,   профилактории,   доме   отдыха,    на
туристической  базе  либо в ином месте,  где ему были предоставлены
услуги по организации отдыха.
     По мнению    заявителя,   названные   нормативные   положения,
увязывающие  возможность   компенсации   пенсионерам   транспортных
расходов   с   документальным   подтверждением   их   пребывания  в
учреждениях,  предоставляющих   услуги   по   организации   отдыха,
противоречат  не  содержащей такого требования статье 34 названного
Закона и нарушают предписания статьи 55 (части 2 и  3)  Конституции
Российской  Федерации,  поскольку лишают установленной государством
социальной     гарантии     пенсионеров-северян,     самостоятельно
организующих свой отдых.
     2. Закон Российской Федерации "О государственных  гарантиях  и
компенсациях  для лиц,  работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях",  согласно  его  преамбуле,
устанавливает  государственные гарантии и компенсации по возмещению
дополнительных  материальных  затрат  и  физиологических   нагрузок
гражданам   в   связи  с  работой  и  проживанием  в  экстремальных
природно-климатических условиях Севера.
     Предусмотренная статьей 34 данного Закона компенсация по своей
правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер.
Право   на   такого  рода  льготу  непосредственно  из  Конституции
Российской Федерации не вытекает,  - определение правовых оснований
ее    предоставления    относится    к   компетенции   федерального
законодателя,  который   возложил   на   Правительство   Российской
Федерации  регулирование  порядка ее предоставления.  Правительство
Российской Федерации,  в свою очередь,  при  осуществлении  данного
полномочия обязано действовать в соответствии со смыслом названного
Закона и в обеспечение его адекватной реализации  (статьи  10,  18;
статья  114,  пункты  "е",  "ж"  части  1;  статья  115,  часть  1,
Конституции Российской Федерации).
     Оспариваемые нормативные   положения   устанавливают   порядок
реализации пенсионерами - получателями трудовых пенсий по  старости
и  по  инвалидности,  проживающими  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных к  ним  местностях,  льготы,  имеющей  целью  создание
условий,   обеспечивающих   им   отдых   и   оздоровление  в  более
благоприятных  по  климатическим   условиям   регионах   Российской
Федерации,  чем регионы,  в которых они постоянно проживают, и, как
правило,  значительно удаленных от места их постоянного жительства.
С  учетом  целевой  направленности этой льготы для данной категории
пенсионеров   предусматривается   оплата   транспортных   расходов,
связанных  не с любой желаемой поездкой,  а лишь с проездом к месту
отдыха и обратно.
     Содержащееся в  пунктах  7  и 9 Правил компенсации расходов на
оплату  стоимости  проезда  пенсионерам,  являющимся   получателями
трудовых  пенсий  по  старости  и  по  инвалидности и проживающим в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях,  к  месту
отдыха  на  территории  Российской Федерации и обратно требование о
предъявлении путевки,  курсовки (отрывных талонов к ним) либо иного
документа,  являющегося  основанием для пребывания (подтверждающего
период пребывания)  пенсионера  в  санатории,  профилактории,  доме
отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются
(предоставлены) услуги  по  организации  отдыха,  т. е. документов,
подтверждающих  факт  поездки именно к месту отдыха и оздоровления,
само по себе не может рассматриваться  как  нарушающее  предписания
статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку
статья 34 Закона Российской Федерации "О государственных  гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к  ним  местностях",  во  исполнение  которой
принято  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  1
апреля  2005  года  N  176  (как  в  действующей,  так  и  в  ранее
действовавшей  редакции,  в соответствии с которой пенсионеры имели
право на бесплатный проезд один раз в два года к  месту  отдыха  на
территории Российской Федерации и обратно), закрепляет, по сути, ту
же  льготу  (с  1  января  2005  года  изменен   лишь   способ   ее
предоставления)  по  оплате  стоимости  проезда  к  месту  отдыха и
обратно.
     Вместе с  тем,  по смыслу названной статьи,  решающее значение
для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а
не форма его организации.  Поскольку получателям трудовых пенсий по
старости и по инвалидности не гарантируется предоставление  путевок
для   отдыха   и  лечения  на  предусмотренных  Законом  Российской
Федерации "О государственных  гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях" условиях,  нормативные  положения,  содержащиеся  в
пунктах  7  и  9  Правил  компенсации  расходов на оплату стоимости
проезда пенсионерам,  являющимся получателями  трудовых  пенсий  по
старости  и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним  местностях,  к  месту  отдыха  на  территории
Российской  Федерации  и  обратно,  не  могут  рассматриваться  как
препятствующие  возмещению  пенсионерам  фактически   произведенных
расходов  по  оплате  стоимости проезда к любому месту в Российской
Федерации,  избранному  ими   для   отдыха,   в   том   числе   для
самостоятельно   организованного,   и   обратно   -   при   наличии
доказательств,  подтверждающих   нахождение   (период   пребывания)
пенсионера в этом месте отдыха.
     Исключение такой возможности не согласуется со смыслом  статьи
34  названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2)
Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной
поддержки  ставит часть проживающих в северных регионах получателей
трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное  положение
с  другими,  а  также  приводит  к  неоправданному ограничению прав
пенсионеров,  которые при  отсутствии  регулярного  обеспечения  их
путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида
и места своего отдыха.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Нормативные положения,  содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил
компенсации  расходов  на  оплату  стоимости  проезда  пенсионерам,
являющимся  получателями  трудовых  пенсий   по   старости   и   по
инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации
и   обратно  (утверждены  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от  1 апреля  2005 года N 176),  не могут рассматриваться
как  исключающие   возможность  возмещения  проживающим  в  районах
Крайнего Севера и  приравненных  к  ним  местностях  пенсионерам  -
получателям  трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на
оплату  стоимости  проезда  к  любому  месту,  избранному  ими  для
проведения отдыха,  в том числе самостоятельно организованного, при
наличии   доказательств,    подтверждающих    нахождение    (период
пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
     В силу   статьи  6  Федерального    конституционного    закона
"О Конституционном         Суде        Российской        Федерации"
конституционно-правовой   смысл  указанных  нормативных  положений,
выявленный  Конституционным  Судом Российской Федерации в настоящем
Определении, является общеобязательным, что исключает любое иное их
истолкование в правоприменительной практике.
     2. Признать  запрос   Думы   Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
автономного   округа   не  подлежащим  дальнейшему  рассмотрению  в
заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для
разрешения  поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение
предусмотренного статьей  71  Федерального  конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации"  итогового  решения в
виде постановления.
     3. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     4. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 38-О

Информация по документу
Читайте также