Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2006 № 155-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


         по жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его
   конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона
     "О предупреждении распространения в Российской Федерации
     заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
    (ВИЧ-инфекции)", пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9
   Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан
                      в Российской Федерации"

     город Москва                                  12 мая 2006 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,    Л.М.Жарковой,    С.М.Казанцева,    М.И.Клеандрова,
А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,   Н.В.Мельникова,
Ю.Д.Рудкина,      Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,     В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в     пленарном     заседании     заключение    судьи
В.Г.Ярославцева,  проводившего на основании статьи 41  Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Украины Х.,

                        у с т а н о в и л:

     1. В своей жалобе в Конституционный Суд  Российской  Федерации
гражданин  Украины Х.  оспаривает конституционность пункта 2 статьи
11 Федерального закона от 30  марта  1995  года  "О  предупреждении
распространения  в  Российской  Федерации заболевания,  вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)",  согласно которому
в  случае  выявления  ВИЧ-инфекции  у иностранных граждан и лиц без
гражданства,  находящихся на территории Российской  Федерации,  они
подлежат    депортации   из   Российской   Федерации   в   порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.  Кроме  того,
им  оспаривается конституционность положений Федерального закона от
25 июля 2002 года  "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в
Российской Федерации",  согласно которым если иностранный гражданин
не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания,  вызываемого
вирусом  иммунодефицита  человека (ВИЧ-инфекции),  то разрешение на
временное проживание ему не выдается,  а ранее выданное  разрешение
аннулируется   (пункт   13   статьи   7);  по  этому  же  основанию
иностранному гражданину не выдается и вид на  жительство,  а  ранее
выданный вид на жительство аннулируется (пункт 13 статьи 9).
     Как следует из представленных  материалов,  гражданин  Украины
Х.,  зарегистрированный по месту жительства в городе Одессе,  имеет
заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. В 2003 году он заключил брак
с гражданкой Российской Федерации, в 2004 году у них родилась дочь,
имеющая в настоящее время гражданство Российской Федерации; обе они
постоянно   проживают  в  городе  Москве.  Пребывая  на  территории
Российской Федерации временно и зная, что наличие у него указанного
заболевания   препятствует   законному   проживанию  на  территории
Российской   Федерации,   гражданин   Х.   обратился   к   депутату
Государственной  Думы  с  просьбой  о  содействии  в  получении  от
уполномоченных  органов   разъяснения,   возможно   ли   оформление
разрешения  на  временное  проживание  в  Российской  Федерации без
предоставления сертификата об отсутствии  заболевания,  вызываемого
вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).  Паспортно-визовое
управление ГУВД города Москвы в  письме  от  30  ноября  2004  года
разъяснило,  что  в  соответствии  с  пунктом  8 Положения о выдаче
иностранным  гражданам  и  лицам  без  гражданства  разрешения   на
временное   проживание   (утверждено  постановлением  Правительства
Российской Федерации от 1  ноября  2002  года  N  789)  при  подаче
заявления   иностранный   гражданин   представляет   сертификат  об
отсутствии  у  него  ВИЧ-инфекции;  отсутствие  же  сертификата   в
соответствии  с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом
положении иностранных  граждан  в  Российской  Федерации"  является
основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.
     По мнению заявителя,  пункт 2  статьи 11  Федерального  закона
"О предупреждении    распространения    в    Российской   Федерации
заболевания,   вызываемого    вирусом    иммунодефицита    человека
(ВИЧ-инфекции)", пункт 13 статьи 7 и пункт 13 статьи 9 Федерального
закона "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в  Российской
Федерации"  не  соответствуют Конституции Российской Федерации,  ее
статьям 2,  7,  15 (часть 4),  17 (часть 1),  18,  19 (часть 2), 38
(части 1 и 2),  41 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку нарушают
его права проживать совместно с  семьей,  заботиться  о  ребенке  и
воспитывать  его,  право  на  охрану здоровья и медицинскую помощь,
устанавливают дискриминационные правила,  нарушающие баланс прав  и
свобод   человека   и  их  допустимых  в  демократическом  обществе
ограничений.  Заявитель указывает,  что документы,  необходимые для
получения  разрешения  на временное проживание,  не принимаются без
представления сертификата об  отсутствии  у  него  ВИЧ-инфекции;  в
случае  же  представления  им  данных о наличии у него ВИЧ-инфекции
неизбежно  и  незамедлительно  будет  инициирована  процедура   его
депортации из Российской Федерации, последствием чего в силу статьи
27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации  и
въезда  в Российскую Федерацию" станет запрет на въезд в Российскую
Федерацию в течение  пяти  лет  со  дня  депортации,  о  чем  будет
проставлена  соответствующая  отметка  в документе,  удостоверяющем
личность.
     2. Согласно  статьям  96  и  97  Федерального конституционного
закона "О  Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  гражданин
вправе  обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации с
жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом  и
такая   жалоба  признается  допустимой,  если  оспариваемый  закон,
затрагивающий его  конституционные  права,  применен  или  подлежит
применению в деле заявителя.
     Между тем  применение  либо  возможность  применения  в   деле
гражданина  Украины  Х.  пункта  13  статьи 9  Федерального  закона
"О правовом положении иностранных граждан в Российской  Федерации",
предусматривающего  основание  для отказа иностранному гражданину в
выдаче   вида   на   жительство,    имеющимися    документами    не
подтверждается,  -  заявитель ставил перед уполномоченными органами
вопрос лишь о выдаче  ему  разрешения  на  временное  проживание  в
Российской  Федерации.  Следовательно,  его  жалоба в этой части не
может быть признана допустимой.
     3. Согласно  Конституции  Российской  Федерации  человек,  его
права и свободы являются высшей ценностью;  признание, соблюдение и
защита   прав   и   свобод  человека  и  гражданина  -  обязанность
государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей
относится   здоровье   как   неотъемлемое  и  неотчуждаемое  благо,
принадлежащее  человеку  от  рождения  и  охраняемое   государством
(статья  7  часть  2;  статья  17  часть  2;  статья 41 Конституции
Российской Федерации).
     3.1. Федеральный закон от 30 марта 1995 года "О предупреждении
распространения в  Российской  Федерации  заболевания,  вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", как следует из его
преамбулы,  принят исходя  из  того,  что  заболевание,  вызываемое
вирусом     иммунодефицита     человека,    приобретает    массовое
распространение во всем мире,  остается неизлечимым  и  приводит  к
неотвратимому     смертельному     исходу,     вызывает     тяжелые
социально-экономические   и   демографические    последствия    для
Российской   Федерации,   создает   угрозу   личной,  общественной,
государственной  безопасности,   а   также   угрозу   существованию
человечества,  что  вызывает  необходимость  защиты прав и законных
интересов населения  и  применения  своевременных  эффективных  мер
комплексной профилактики этого заболевания.
     Данный Федеральный   закон   распространяется    на    граждан
Российской  Федерации,  на  находящихся  на  территории  Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,  в  том  числе
постоянно   проживающих   в   Российской   Федерации   (статья  3),
устанавливает гарантии соблюдения прав и свобод  ВИЧ-инфицированных
-  граждан  Российской  Федерации  (статья  5),  условия  въезда  в
Российскую Федерацию иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства
(статья 10)  и  последствия  выявления ВИЧ-инфекции (статья 11).  К
числу таких последствий пункт 2 его статьи 11 относит депортацию из
Российской  Федерации  в установленном законодательством Российской
Федерации  порядке  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,
находящихся  на территории Российской Федерации.  При этом согласно
пункту 13  статьи  7  Федерального  закона  "О  правовом  положении
иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное
проживание иностранному гражданину не выдается,  а  ранее  выданное
разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин
не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания,  вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
     Кроме того,  постановлением Правительства Российской Федерации
от   2   апреля   2003   года  N  188  болезнь,  вызванная  вирусом
иммунодефицита  человека  (ВИЧ-инфекция),   включена   в   Перечень
инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и
являющихся  основанием  для  отказа  в  выдаче  либо  аннулирования
разрешения  на  временное  проживание иностранным гражданам и лицам
без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в
Российской Федерации.
     3.2. Законодательство   Российской   Федерации   рассматривает
депортацию  иностранных  граждан и лиц без гражданства как законную
меру   административного   принуждения,   не    являющуюся    мерой
административного  наказания.  Так,  согласно  Федеральному  закону
"О правовом положении  иностранных  граждан в Российской Федерации"
депортацией    признается   принудительная   высылка   иностранного
гражданина из Российской Федерации в случае утраты или  прекращения
законных  оснований  для  его дальнейшего пребывания (проживания) в
Российской Федерации (пункт 1 статьи 2);  иностранному  гражданину,
подвергшемуся депортации, в течение пяти последующих лет разрешение
на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство и
разрешение на работу не выдаются (пункт 3 статьи 7,  пункт 3 статьи
9, подпункт 3 пункта 9 статьи 18).
     Федеральный закон  "О порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую  Федерацию"  предусматривает,  что  иностранный
гражданин  или  лицо  без  гражданства,  не  покинувшие  территорию
Российской Федерации  в  установленный  срок,  подлежат  депортации
(часть пятая  статьи  25-10);  если  в  период  своего  предыдущего
пребывания в Российской Федерации иностранный  гражданин  или  лицо
без  гражданства  депортировались,  въезд  в  Российскую  Федерацию
такому  иностранному  гражданину  или  лицу  без   гражданства   не
разрешается  в течение пяти лет со дня депортации (подпункт 2 части
первой статьи 27).
     В случае  наличия  принятого  в  установленном порядке решения
должностного  лица  федерального  органа   исполнительной   власти,
ведающего вопросами внутренних дел (его территориального органа), о
депортации из Российской Федерации иностранного гражданина, который
не  выехал  из  Российской  Федерации  в  установленный  срок после
сокращения срока его временного пребывания в Российской  Федерации,
или   аннулирования   его  разрешения  на  временное  проживание  в
Российской Федерации (вида на жительство), или после предупреждения
его  о  нежелательности  пребывания в Российской Федерации,  органы
пограничного контроля и федеральный  орган  исполнительной  власти,
ведающий  вопросами  внутренних  дел  (его  территориальный орган),
проставляют  в  документах,  удостоверяющих  личность  иностранного
гражданина,  отметку,  свидетельствующую  о запрещении его въезда в
Российскую  Федерацию  (подпункт   "в"   пункта   1   постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  30 июня  2003 года  N 382
"О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую  Федерацию
некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства").
     3.3. Федеральный  законодатель,  таким  образом,   исходя   из
конституционно  значимых целей и с учетом конституционно защищаемых
ценностей (статья 55,  часть 3,  Конституции Российской Федерации),
основой  которых  является  право  на  охрану государством здоровья
граждан,  может ограничить федеральным законом право  на  временное
проживание в Российской Федерации иностранных граждан (а значит,  и
гражданина Украины Х.), инфицированных ВИЧ-инфекцией.
     При таких  обстоятельствах  нельзя  сделать  вывод о том,  что
оспариваемые заявителем законоположения нарушают  в  данном  случае
его  конституционные  права,  а  потому  его  жалоба  не может быть
принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
     4. Согласно   статье   62  (часть  3)  Конституции  Российской
Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются  в
Российской   Федерации   правами  и  несут  обязанности  наравне  с
гражданами  Российской  Федерации,  кроме  случаев,   установленных
федеральным   законом   или   международным   договором  Российской
Федерации.  Как указал Конституционный Суд Российской  Федерации  в
Постановлении  от  17  февраля  1998  года N 6-П по делу о проверке
конституционности  положения  части  второй  статьи 31 Закона  СССР
"О правовом положении иностранных граждан в СССР", из данной статьи
Конституции Российской Федерации во взаимосвязи  с  ее  статьей  17
(часть 2) и другими статьями,  касающимися прав и свобод человека и
гражданина,  следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь
применительно  к  таким  правам  и  обязанностям,  которые являются
правами и обязанностями  именно  гражданина  Российской  Федерации,
т. е.   возникают   и  осуществляются  в  силу особой  связи  между
государством и его гражданами.
     С учетом  этого в Российской Федерации иностранным гражданам и
лицам без гражданства  должны  быть  гарантированы  права  в  сфере
семейной  жизни,  охраны  здоровья  и  защита  от дискриминации при
уважении достоинства личности согласно общепризнанным  принципам  и
нормам международного права (статья 7;  статья 17,  часть 1; статья
19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1,
Конституции Российской Федерации).
     4.1. В Декларации о приверженности делу  борьбы  с  ВИЧ/СПИДом
(принята   Генеральной   Ассамблеей   ООН   27   июня   2001  года)
подтверждается ключевая роль,  которую  играет  семья  в  уходе  за
лицами, затрагиваемыми и инфицированными ВИЧ/СПИДом, в их поддержке
и лечении,  и констатируется необходимость  принятия  к  2003  году
соответствующего  законодательства  и  иных мер для ликвидации всех
форм дискриминации в отношении лиц,  инфицированных ВИЧ/СПИДом, для
обеспечения  полного  осуществления ими прав человека,  в частности
доступа к образованию, правам наследования, трудоустройству, охране
здоровья,  социальным и медицинским услугам,  поддержке,  лечению и
правовой  защите  при  соблюдении  принципов  конфиденциальности  и
неприкосновенности  частной  жизни,  а  также  разработки стратегии
борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанными с эпидемией.
     В Руководящих  принципах по обеспечению уважения прав человека
в связи с ВИЧ/СПИДом (приняты второй Международной консультацией по
ВИЧ/СПИДу и правам человека,  созванной Верховным комиссаром ООН по
правам человека и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)
в  Женеве  23-25 сентября 1996 года) отмечается,  что международное
право гарантирует право  на  равную  защиту  закона  и  свободу  от
дискриминации  по  каким  бы то ни было признакам - таким как раса,
цвет кожи,  пол,  язык,  религия,  политические или иные убеждения,
национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное
или иное положение;  Комиссия по правам человека  подтвердила,  что
выражение  "иное  положение",  содержащееся в текстах международных
договоров о правах человека,  касающихся  недискриминации,  следует
толковать  как  охватывающее  состояние здоровья,  включая ВИЧ/СПИД
(резолюции 1995/44 от 3 марта 1995 года и 1996/43 от 19 апреля 1996
года);  признанию  семьи  основной  ячейкой  общества  препятствует
политика,  имеющая своим последствием отрицание единства семьи; при
рассмотрении  заявлений на въезд в страну гуманитарные соображения,
такие, как воссоединение семьи и  необходимость  в  убежище, должны
превалировать над экономическими.
     Меры государственного принуждения и  ограничения,  применяемые
на   основании   оспариваемых   в   жалобе  гражданина  Украины  Х.
законоположений,  могут затрагивать права как самого заявителя, так
и  членов  его  семьи.  Конвенция  о  правах  ребенка  возлагает на
государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался
со  своими  родителями вопреки их желанию,  за исключением случаев,
когда компетентные органы в силу судебного  решения,  принятого  на
основании  закона,  определяют,  что  такое разлучение необходимо в
интересах  ребенка   (пункт 1 статьи  9);  в  соответствии  с  этим
обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде
в государство-участник или выезд  из  него  с  целью  воссоединения
семьи  должны рассматриваться государствами-участниками позитивным,
гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают,
чтобы  представление  такой  просьбы не приводило к неблагоприятным
последствиям для заявителей и членов их семьи (пункт 1 статьи  10).
Вместе   с  тем  Конвенция  допускает,  что  разлучение  ребенка  с
родителями    может    быть    следствием    решения,     принятого
государством-участником, например при высылке или депортации (пункт
4 статьи 9).
     Статья 8  Конвенции  о  защите прав человека и основных свобод
закрепляет право каждого на уважение его личной  и  семейной  жизни
(пункт  1),  при  этом  не  допускается  вмешательство  со  стороны
публичных властей  в  осуществление  этого  права,  за  исключением
случаев,   когда   такое   вмешательство  предусмотрено  законом  и
необходимо в  демократическом  обществе  в  интересах  национальной
безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния
страны,  в целях предотвращения беспорядков или  преступлений,  для
охраны  здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других
лиц (пункт 2).
     В делах   о  высылке  ВИЧ-инфицированных  иностранных  граждан
Европейский  Суд  по  правам  человека  демонстрирует  гибкость   и
индивидуальный    подход,   имея   в   виду   возможности   системы
здравоохранения страны гражданства заявителя и стадию  заболевания,
на которой высылка заявителя из страны вступала бы в противоречие с
требованиями статьи 3 Конвенции о защите прав человека  и  основных
свобод,  содержащей запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство
обращение (постановление от 21 апреля 1997 года по делу "Д.  против
Великобритании").  Суд  отмечал,  что право иностранца на въезд или
проживание  в  какой-либо  стране  как  таковое  не   гарантируется
Конвенцией,  однако  высылка  лица  из страны,  в которой проживают
близкие члены его семьи,  может нарушать право на уважение семейной
жизни,  гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (постановление
от 18 февраля 1991  года  по  делу  "Мустаким  (Moustaquim)  против
Бельгии").  Ввиду  того  что  решения Договаривающихся государств о
депортации  иностранцев  могут  препятствовать  реализации   права,
защищаемого  пунктом 1 статьи 8 Конвенции,  данная мера должна быть
необходимой в демократическом обществе,  т. е.  оправданной крайней
необходимостью,  и  в  особенности  - соразмерной преследуемой цели
(постановление от 6 февраля 2003 года по делу "Якупович (Jakupovic)
против Австрии").
     4.2. Конституция    Российской    Федерации    предусматривает
возможность   ограничения  прав  и  свобод  человека  и  гражданина
федеральным законом только в той мере,  в какой  это  необходимо  в
целях   защиты   основ   конституционного   строя,  нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как
неоднократно указывал Конституционный Суд  Российской  Федерации  в
своих    решениях,   при   регулировании   общественных   отношений
федеральный   законодатель   связан    конституционным    принципом
соразмерности  и  вытекающими  из  него требованиями адекватности и
пропорциональности используемых правовых средств;  в  тех  случаях,
когда   конституционные  нормы  позволяют  законодателю  установить
ограничения закрепляемых ими прав,  он не может осуществлять  такое
регулирование,  которое посягало бы на само существо того или иного
права и приводило бы к утрате его реального содержания;  даже  имея
цель    воспрепятствовать   злоупотреблению   правом,   он   должен
использовать не чрезмерные,  а только необходимые  и  обусловленные
конституционно   признаваемыми   целями   таких   ограничений  меры
(Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П  по  делу  о  проверке
конституционности  положений  статей 48  и  58  Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в
референдуме   граждан   Российской   Федерации",  статей  63  и  66
Федерального  закона  "О  выборах  депутатов  Государственной  Думы
Федерального Собрания Российской Федерации").
     Из этого  следует,  что  при  наличии  коллизии  между   равно
защищаемыми  конституционно значимыми ценностями правоохранительные
органы и суды при решении  вопроса  о  временном  проживании  лица,
имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, на
территории  Российской  Федерации  вправе   учитывать   фактические
обстоятельства    конкретного    дела,   исходя   из   гуманитарных
соображений.
     Таким образом,  положения,  содержащиеся  в пункте 2 статьи 11
Федерального закона "О предупреждении распространения в  Российской
Федерации заболевания,  вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)"   и   пункте  13   статьи  7   Федерального  закона
"О правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации",
не исключают,  что правоприменительными органами и судами -  исходя
из  гуманитарных  соображений  -  учитываются  семейное  положение,
состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина  или
лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и
иные  исключительные,  заслуживающие  внимания  обстоятельства  при
решении  вопроса о том,  является ли необходимой депортация данного
лица из Российской Федерации,  а также при решении  вопроса  о  его
временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в
любом случае данное лицо не освобождается от обязанности  соблюдать
предписанные   в   соответствии  с  законом  профилактические  меры
относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь пунктами 2 и 3 части
первой  статьи  43  и  частью   первой   статьи   79   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Признать  жалобу  гражданина  Украины  Х.   не   подлежащей
дальнейшему   рассмотрению   в   заседании   Конституционного  Суда
Российской  Федерации,  поскольку  для   разрешения   поставленного
заявителем  вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей
71 Федерального конституционного  закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 155-О

Информация по документу
Читайте также