Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 6-П

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    по делу о проверке конституционности положения части второй
      статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом
   положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья
                           Дашти Гафура

     город Москва                              17 февраля 1998 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего   Н.Т.Ведерникова,   судей    Э.М.Аметистова,
М.В.Баглая,  Ю.М.Данилова,  В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, В.И.Олейника,
О.С.Хохряковой,
     с участием  адвоката  Н.С.Савиновой - представителя Яхья Дашти
Гафура как стороны,  обратившейся с жалобой в  Конституционный  Суд
Российской  Федерации,  и  адвоката  Ю.А.Тимохова  -  представителя
Совета Федерации,
     руководствуясь статьей  125  (часть  4) Конституции Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи
3,  пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 96, 97, 99 и
86 Федерального конституционного  закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности  положения  части второй статьи 31 Закона СССР от
24 июня 1981 года  "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в
СССР".
     Поводом к  рассмотрению   дела   явилась   жалоба   лица   без
гражданства  Яхья  Дашти  Гафура  на нарушение его конституционного
права  на   свободу   и   личную   неприкосновенность   положением,
содержащимся  в  части  второй  статьи  31  Закона СССР "О правовом
положении иностранных граждан в СССР".
     Основанием к    рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
неопределенность в вопросе  о  том,  соответствует  ли  Конституции
Российской Федерации оспариваемое заявителем положение.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика Э.М.Аметистова, объяснения
представителей   сторон,   выступления   приглашенных  в  заседание
представителей: от Министерства внутренних дел Российской Федерации
- В.В.Колесникова,  от Генеральной прокуратуры Российской Федерации
-  И.А.Буданова,  от   Федеральной   миграционной   службы   России
С.В.Бурлика, от Министерства иностранных дел Российской Федерации -
В.А.Павловского,  исследовав имеющиеся документы и иные  материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. Лицо  без  гражданства  Яхья  Дашти  Гафур,  пребывавший  в
Российской  Федерации,  18  февраля  1997   года   был   подвергнут
задержанию на основании санкционированного прокурором города Москвы
постановления УВИР ГУВД города Москвы о  выдворении  из  Российской
Федерации под конвоем. Более двух месяцев он содержался под стражей
в Центре социальной реабилитации N 1 ГУВД города Москвы и 29 апреля
1997 года был принудительно выдворен в Швецию.
     Постановление о выдворении Яхья  Дашти  Гафура  из  Российской
Федерации  было вынесено на основании части второй статьи 31 Закона
СССР  "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в   СССР",   в
соответствии   с   которой   иностранный  гражданин  или  лицо  без
гражданства обязаны покинуть страну в срок,  указанный в решении  о
выдворении;  уклоняющийся  от  выезда  в  таких  случаях подлежит с
санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке;
задержание   допускается   при   этом   на  срок,  необходимый  для
выдворения.
     В своей  жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации
заявитель оспаривает не  всю  часть  вторую  статьи  31  названного
Закона,   а  лишь  положение,  допускающее  задержание  иностранных
граждан  и  лиц  без  гражданства  с  санкции  прокурора  на  срок,
необходимый   для   выдворения,   что,   по  его  мнению,  нарушает
конституционное    право    каждого    на    свободу    и    личную
неприкосновенность  и потому не соответствует статье 22 Конституции
Российской Федерации.  Следовательно,  именно  указанное  положение
является  предметом  рассмотрения  Конституционного Суда Российской
Федерации по данному делу.
     При этом,  руководствуясь  частями  первой  и третьей статьи 3
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  Конституционный  Суд  Российской Федерации
воздерживается   от   установления   и   исследования   фактических
обстоятельств,  не  входит  в  оценку  законности  и обоснованности
постановления о выдворении из Российской Федерации,  вынесенного  в
отношении   заявителя,   а   рассматривает  вопрос  о  соответствии
Конституции Российской Федерации оспариваемого им  положения  части
второй  статьи  31  Закона  СССР  "О правовом положении иностранных
граждан в СССР".
     2. Согласно    части    первой    статьи    96    Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  правом  на  обращение  в Конституционный Суд Российской
Федерации с жалобой на  нарушение  конституционных  прав  и  свобод
обладают   граждане,   чьи  права  и  свободы  нарушаются  законом,
примененным  или  подлежащим  применению  в  конкретном   деле,   и
объединения  граждан,  а  также  иные  органы  и лица,  указанные в
федеральном законе.
     По смыслу  данной  нормы  в ее взаимосвязи со статьями 46,  17
(часть 2),  62 (часть 3) и 125  (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации,   возможность   защиты   прав   и   свобод   посредством
конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому,  в  том
числе  иностранным гражданам и лицам без гражданства,  если законом
нарушены  их  права   и   свободы,   гарантированные   Конституцией
Российской  Федерации.  Следовательно,  лицо  без  гражданства Яхья
Дашти  Гафур  имеет  право  на  обращение  в  Конституционный   Суд
Российской   Федерации   и  является  в  данном  случае  надлежащим
заявителем.  Поскольку оспариваемое  положение  Закона  затрагивает
конституционное право заявителя и применено в конкретном деле,  его
жалоба отвечает критериям допустимости,  установленным  статьей  97
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации".
     3. В   соответствии   со  статьей  22  Конституции  Российской
Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
(часть  1);  арест,  заключение под стражу и содержание под стражей
допускаются только по судебному решению;  до судебного решения лицо
не  может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (часть
2).
     По смыслу  данной статьи,  установленный ею порядок применения
соответствующих мер принуждения распространяется и  на  задержание,
производимое   в   целях  обеспечения  исполнения  постановления  о
выдворении из Российской Федерации в административном порядке.
     4. Согласно   статье   62  (часть  3)  Конституции  Российской
Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются  в
Российской   Федерации   правами  и  несут  обязанности  наравне  с
гражданами  Российской  Федерации,  кроме  случаев,   установленных
федеральным   законом   или   международным   договором  Российской
Федерации.  Из данной статьи в ее взаимосвязи со статьей 17  (часть
2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися
прав и свобод человека и  гражданина,  следует,  что  речь  идет  о
случаях,  устанавливаемых  лишь  применительно  к  таким  правам  и
обязанностям,  которые  являются  правами  и  обязанностями  именно
гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются
в силу особой связи между государством и  его  гражданами.  Как  по
буквальному  смыслу статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации
(с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"),  так и по
смыслу,   вытекающему   из   взаимосвязи   этих  статей  с  другими
положениями  главы  2  "Права  и  свободы  человека  и  гражданина"
Конституции   Российской   Федерации,  а  также  с  общепризнанными
принципами и нормами  международного  права,  право  на  свободу  и
личную  неприкосновенность  и  право  на  судебную  защиту являются
личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от
наличия    у   него   гражданства   какого-либо   государства,   и,
следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам
без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.
     5. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря  1948  года
провозглашает,  что  каждый  человек  имеет  право  на свободу и на
личную  неприкосновенность  (статья  3);  никто   не   может   быть
подвергнут  произвольному аресту или задержанию (статья 9);  каждый
человек  имеет  право  на  эффективное  восстановление   в   правах
компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных
прав, предоставленных ему конституцией или законом (статья 8).
     Согласно пункту  "а"  части  1  статьи  5  Декларации о правах
человека в  отношении  лиц,  не  являющихся  гражданами  страны,  в
которой   они  проживают,  от  13  декабря  1985,  года  иностранцы
пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом
международных  обязательств  государств,  в  которых они находятся,
правом на личную неприкосновенность;  ни один иностранец не  должен
быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.
     Международный пакт о гражданских и политических правах  от  19
декабря  1966  года  также устанавливает,  что каждый человек имеет
право на свободу и личную неприкосновенность и никто не может  быть
подвергнут  произвольному  аресту или содержанию под стражей (часть
первая статьи 9);  при этом каждому,  кто лишен свободы  вследствие
ареста   или   содержания   под   стражей,   принадлежит  право  на
разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно
вынести  постановление  относительно  законности  его  задержания и
распорядиться о его освобождении,  если задержание незаконно (часть
четвертая  статьи  9);  каждое  государство,  участвующее  в данном
Пакте,  обязуется развивать возможности судебной защиты (пункт  "b"
части третьей статьи 2).
     Таким образом, права каждого человека, независимо от наличия у
него гражданства,  на свободу и личную неприкосновенность,  а также
на судебную защиту в случае задержания относятся  к  общепризнанным
принципам и нормам международного права,  которые в соответствии со
статьей 15 (часть  4)  Конституции  Российской  Федерации  являются
составной частью правовой системы Российской Федерации.
     6. В силу статьи 22 (часть 2) Конституции Российской Федерации
иностранный  гражданин  или  лицо  без гражданства,  пребывающие на
территории Российской Федерации,  в случае выдворения из Российской
Федерации  в принудительном порядке могут быть до судебного решения
подвергнуты задержанию на срок,  необходимый для выдворения,  но не
свыше  48  часов.  Сверх  указанного  срока  лицо  может оставаться
задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии,  что  без
такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено.
     При этом судебное решение призвано гарантировать  лицу  защиту
не  только  от  произвольного  продления  срока задержания сверх 48
часов,  но и от неправомерного задержания как  такового,  поскольку
суд в любом случае оценивает законность и обоснованность применения
задержания к конкретному лицу.
     Из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с
ее  статьей  55  (части  2  и  3)  следует,   что   задержание   на
неопределенный   срок   не  может  рассматриваться  как  допустимое
ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и,
по  сути,  является  умалением данного права.  Поэтому оспариваемое
заявителем положение Закона СССР "О правовом положении  иностранных
граждан  в СССР" о задержании на срок,  необходимый для выдворения,
не  должно  рассматриваться  как  основание   для   задержания   на
неопределенный срок даже тогда,  когда решение вопроса о выдворении
лица без гражданства может затянуться в  силу  того,  что  ни  одно
государство  не  соглашается принять выдворяемое лицо.  В противном
случае задержание как необходимая мера  по  обеспечению  выполнения
решения   о   выдворении  превращалось  бы  в  самостоятельный  вид
наказания,   не   предусмотренный   законодательством    Российской
Федерации  и противоречащий указанным нормам Конституции Российской
Федерации.
     С учетом  всего  вышесказанного  следует прийти к выводу,  что
оспариваемое положение  части  второй  статьи  31  Закона  СССР  "О
правовом  положении  иностранных  граждан  в  СССР",  исходя из его
буквального смысла,  рассматривается в правоприменительной практике
как  основание  для  задержания  лица  на  срок  свыше 48 часов без
судебного решения.  Данное положение нарушает конституционное право
каждого на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную
защиту  и,  следовательно,  не  соответствует  статьям  22   и   46
Конституции Российской Федерации.
     На основании изложенного и  руководствуясь  частями  первой  и
второй   статьи   71,   статьями   72,   75   и   100  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать  положение  части  второй статьи 31 Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в СССР",  согласно  которому
иностранный   гражданин  или  лицо  без  гражданства,  в  отношении
которого  принято  решение  о  выдворении  из  пределов  Российской
Федерации,   в  случае  уклонения  от  выезда  подлежит  с  санкции
прокурора  задержанию  на  срок,  необходимый  для  выдворения,  не
соответствующим  Конституции Российской Федерации,  ее статьям 22 и
46,  в той мере,  в какой оно допускает продление срока  задержания
указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения.
     2. Федеральному  Собранию   надлежит   урегулировать   порядок
задержания  иностранных  граждан и лиц без гражданства,  подлежащих
выдворению из  пределов  Российской  Федерации  и  уклоняющихся  от
выезда,  в  соответствии  с  Конституцией  Российской Федерации и с
учетом настоящего Постановления.
     3. Согласно  частям  первой  и  второй  статьи 79 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"   настоящее   Постановление  окончательно,  не  подлежит
обжалованию,  вступает в силу немедленно после его  провозглашения,
действует   непосредственно  и  не  требует  подтверждения  другими
органами и должностными лицами.
     4. Согласно  статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее  Постановление
подлежит     незамедлительному     опубликованию     в    "Собрании
законодательства  Российской  Федерации"  и  "Российской   газете".
Постановление   должно   быть   также   опубликовано   в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 6-П


Информация по документу
Читайте также