Расширенный поиск
Положение Министерства по атомной энергии Российской Федерации от 11.10.1999 б/нП О Л О Ж Е Н И Е Министерства Российской Федерации по атомной энергии от 11 октября 1999 г. О государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 1999 г. Регистрационный N 1976 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.97 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"<1>, созданных в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"<2>. 1.2. Положение регламентирует порядок ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в системе государственного учета и контроля в Российской Федерации (далее - система учета и контроля). 1.3. Настоящее Положение является обязательным для выполнения всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы (далее - организации), осуществляющими деятельность по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте РВ и РАО; федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, осуществляющими в рамках своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, охрану окружающей среды; а также государственным научным центром Российской Федерации - Российским научным центром "Курчатовский институт". 1.4. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с целью: 1) определения наличного количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения, хранения и захоронения; 2) предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО; 3) представления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, охраны окружающей среды соответствующей информации о наличии и перемещении РВ и РАО, включая их экспорт и импорт; 4) информационного обеспечения для принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности населения. 1.5. При осуществлении государственного учета и контроля РВ и РАО решаются следующие задачи: 1) организация ведения учета и контроля РВ и РАО с оформлением данных для государственного кадастра РАО, предусмотренного разделом III постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.95 г. N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы"<3>; 2) выявление потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО; 3) разработка нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля, включая методики определения количества, активности, радионуклидного состава РВ и РАО, находящихся в пунктах (местах) нахождения и хранения; 4) организация единого программного и информационного обеспечения системы учета и контроля; 5) взаимодействие с системой государственного учета и контроля ядерных материалов, единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки, единой государственной системой радиационного мониторинга окружающей среды, единой российской системой предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации; 6) формирование в установленном порядке информационных отчетов (справок) для информирования органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте, выявленных потерях и случаях несанкционированного использования и хищения; 7) организация обмена информацией в рамках межправительственных соглашений. ____________ <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4782. <2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552. <3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст. 4184. 2. Термины и определения В настоящем Положении используются следующие понятия: +-----------------------------------------------------------------+ ¦1) Государственный учет и ¦ ¦контроль радиоактивных ¦ ¦веществ и радиоактивных ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ - на федеральном уровне Государственный учет и контроль РВ¦ ¦ и РАО в организациях, находящихся¦ ¦ на территории Российской Федерации.¦ ¦ ¦ ¦ - на региональном уровне Государственный учет и контроль РВ¦ ¦ и РАО в организациях, находящихся¦ ¦ на территории соответствующего¦ ¦ субъекта Российской Федерации,¦ ¦ кроме организаций, подведомственных¦ ¦ федеральным органам исполнительной¦ ¦ власти, Российской академии наук. ¦ ¦ ¦ ¦ - на ведомственном уровне Государственный учет и контроль РВ¦ ¦ и РАО в организациях, находящихся¦ ¦ на территории Российской Федерации¦ ¦ и подведомственных федеральным¦ ¦ органам исполнительной власти,¦ ¦ Российской академии наук. ¦ ¦ ¦ ¦2) Вещество радиоактивное Вещество в любом агрегатном¦ ¦ состоянии, содержащее радионуклиды¦ ¦ с активностью, на которые¦ ¦ распространяются требования¦ ¦ федеральных норм и правил. ¦ ¦ ¦ ¦ - источник радионуклид- Источник ионизирующего излучения,¦ ¦ ный содержащий радионуклид или смесь¦ ¦ радионуклидов. ¦ ¦ ¦ ¦ - источник радионуклид- Источник излучения, устройство¦ ¦ ный закрытый которого исключает поступление¦ ¦ содержащихся в нем радионуклидов в¦ ¦ окружающую среду в условиях¦ ¦ применения и износа, на которые он¦ ¦ рассчитан. ¦ ¦ ¦ ¦ - источник радионуклид- Источник излучения, при¦ ¦ ный открытый использовании которого возможно¦ ¦ поступление содержащихся в нем¦ ¦ радионуклидов в окружающую среду. ¦ ¦ ¦ ¦3) Отходы радиоактивные Не предназначенные для дальнейшего¦ ¦ использования вещества в любом¦ ¦ агрегатном состоянии, в которых¦ ¦ содержание радионуклидов превышает¦ ¦ минимальные значения, установленные¦ ¦ федеральными нормами и правилами. ¦ ¦ ¦ ¦ - жидкие радиоактивные РАО в виде вод и других жидкостей,¦ ¦ отходы содержащие растворенные или в виде¦ ¦ взвесей радиоактивные вещества,¦ ¦ активность которых превышает¦ ¦ минимальные значения, установленные¦ ¦ федеральными нормами и правилами. ¦ ¦ ¦ ¦ - твердые радиоактивные РАО в виде изделий, материалов,¦ ¦ отходы твердых веществ и твердых¦ ¦ биологических объектов, активность¦ ¦ которых превышает минимальные¦ ¦ значения, установленные¦ ¦ федеральными нормами и правилами. ¦ ¦ ¦ ¦ - отработавшее ядерное Облученное ядерное топливо,¦ ¦ топливо дальнейшее использование которого¦ ¦ не предусматривается и отнесенное в¦ ¦ установленном порядке к категории¦ ¦ радиоактивных отходов. ¦ ¦ ¦ ¦ - загрязненные радионук- Территории (земли и водоемы в¦ ¦ лидами территории промышленных, санитарно-защитных¦ ¦ зонах и зонах наблюдения) объектов¦ ¦ использования атомной энергии, на¦ ¦ которых присутствуют радиоактивные¦ ¦ вещества в количестве, превышающем¦ ¦ минимальные значения, установленные¦ ¦ федеральными нормами и правилами, и¦ ¦ способном привести к облучению. ¦ +-----------------------------------------------------------------+ 3. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие государственному учету и контролю Государственному учету и контролю подлежат: 1) РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные источники), количества и активность которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учет при поступлении на склад готовой продукции; 2) все виды отходов радиоактивных. _______________ Примечание. Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125, учитываются только в организациях, их использующих. 4. Организационная структура государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее основные функции 4.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО проводится на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. 4.2. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 4.3. Органом управления системы учета и контроля на федеральном уровне является Минатом России, который в рамках своих полномочий обеспечивает: 1) учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне; 2) сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на региональном и ведомственном уровнях; 3) формирование данных для государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций; 4) организацию информационного взаимодействия органов управления системы учета и контроля федерального, регионального и ведомственного уровней; 5) проведение научных, методических и программно-технических разработок для создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля; доведение их результатов до организаций, ведущих учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях; 6) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного состава РВ и РАО и т. п.), единого информационного и совместимого программного обеспечения для ведения баз данных; 7) координацию работ на федеральном уровне; 8) представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, другим заинтересованным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий; 9) деятельность информационно-аналитических организаций и центра сбора, обработки и передачи информации - Центрального информационно-аналитического центра государственного учета и контроля РВ и РАО (далее именуется - ЦИАЦ), обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне; 10) сотрудничество в рамках международных соглашений и программ (проектов) по вопросам учета и контроля РВ и РАО в установленном порядке. 4.4. Органами управления системы учета и контроля на региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в рамках своих полномочий обеспечивают: 1) проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти); 2) деятельность региональных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых РИАЦ. Информация о создании РИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей направляется в Минатом России; 3) представление информации об учете и контроле РВ и РАО в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИАЦ и РИАЦ; 4) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО. 4.5. Федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, утилизацией, транспортированием, хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках своих полномочий обеспечивают: 1) учет и контроль РВ и РАО на ведомственном уровне; 2) разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО; 3) деятельность ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых ВИАЦ. Информация о создании ВИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей направляется в Минатом России; 4) представление информации об учете и контроле РВ и РАО подведомственными организациями в ЦИАЦ и ВИАЦ; 5) проведение научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО. 4.6. Основные задачи и функции информационно-аналитических центров учета и контроля РВ и РАО всех уровней: 1) сбор, контроль и обработка информации о наличии, перемещении, переработке, утилизации, хранении, захоронении РВ и РАО; 2) обеспечение полноты, достоверности и своевременного обновления баз данных, обобщение и анализ информации; 3) ведение кадастров РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций; 4) передача информации в установленном порядке в другие информационно-аналитические центры системы учета и контроля РВ и РАО; 5) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам учета и контроля РВ и РАО; 6) формирование предложений по совершенствованию системы учета и контроля РВ и РАО; 7) участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО. 4.7. Порядок деятельности центрального, региональных и ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО (ИАЦ) определяется Минатомом России, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. 5. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 5.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО основываются на данных первичного учета за производством, использованием, переработкой, утилизацией, хранением, захоронением и перемещением РВ и РАО, проводимого в организациях, включая перемещение через таможенную границу. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного учета определяется требованиями федеральных норм и правил учета и контроля РВ и РАО. До введения упомянутых нормативных документов используется временное положение о государственном учете и контроле РВ и РАО в организациях, утверждаемое Минатомом России по согласованию с Госатомнадзором России, Минздравом России, Госкомэкологией России. 5.2. Организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием и перемещением РВ и РАО, при их передаче и получении в течение десяти дней информируют региональные и ведомственные ИАЦ по формам представления оперативной информации, утверждаемым Минатомом России. 5.3. Информация о наличии и перемещении РВ и РАО организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук, направляется в соответствующие ведомственные ИАЦ, а организациями, не входящими в вышеперечисленные структуры, - в региональные ИАЦ, Государственный научный центр Российской Федерации - Российский научный центр "Курчатовский институт" направляет указанную информацию непосредственно в ЦИАЦ. 5.4. Организации - изготовители, поставщики РВ, радионуклидных источников, приборов (аппаратов, установок), включающих радионуклидные источники, а также организации, осуществляющие их переработку, хранение и захоронение, не реже одного раза в квартал сообщают в ведомственные ИАЦ информацию о передаче (получении) РВ по формам представления оперативной информации, утверждаемым Минатомом России. 5.5. Организации, осуществляющие деятельность с РВ и РАО, ежегодно представляют в ИАЦ соответствующих уровней сведения о наличии, поступлении, передаче их по формам, утверждаемым Госкомстатом России. 5.6. Для определения физического наличия РВ и РАО организации проводят инвентаризацию: 1) РВ и мест их нахождения - ежегодно в соответствии с положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ, утверждаемым Минатомом России; 2) РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок переработки РАО, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций, - один раз в пять лет в соответствии с положением о проведении инвентаризации, утверждаемым Минатомом России. 5.7. В случаях изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций целесообразно проводить внеочередную инвентаризацию РВ и РАО. 5.8. При обнаружении в организации потерь, а также найденных или неучтенных РВ и РАО она немедленно информирует вышестоящую организацию, органы внутренних дел и государственного надзора за радиационной безопасностью и соответствующие региональные или ведомственные ИАЦ. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет. 5.9. Руководители организаций и ИАЦ несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных по учету РВ и РАО в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.10. Региональные и ведомственные ИАЦ при получении информации о перемещении РВ и РАО в течение десяти дней представляют эти сведения в ЦИАЦ. 5.11. Руководители ИАЦ всех уровней, руководители организаций обеспечивают конфиденциальность информации с целью ее защиты от несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сбор, анализ и обмен информацией, содержащей сведения, представляющие государственную тайну, осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации "О государственной тайне" и другими действующими нормативными актами, принятыми в соответствии с указанным законом. 5.12. Государственный таможенный комитет Российской Федерации направляет в ЦИАЦ информацию о перемещении РВ и РАО через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте. Сроки и объем представляемой информации определяются соглашением между Минатомом России и ГТК России. 6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 6.1. Взаимодействие Минатома России осуществляется с целью: 1) организации поиска утраченных или установления происхождения найденных РВ и РАО - с МВД России и ФСБ России; 2) разработки мероприятий по предотвращению воздействия РВ и РАО на население, недра и окружающую среду - с Минздравом России, Госкомэкологией России, Госгортехнадзором России и МЧС России; 3) информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти. 6.2. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляется для обеспечения полноты, достоверности и актуальности информации по следующим вопросам: 1) государственного учета и контроля РВ и РАО; 2) единого государственного регистра предприятий и организаций - совместно с Госкомстатом России; 3) единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; государственной системы радиационного мониторинга окружающей среды; государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий - совместно с Госкомэкологией России; 4) единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации - совместно с МЧС России. 6.3. Взаимодействие Минатома России с Госатомнадзором России, Минздравом России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Госкомэкологией России, ГТК России осуществляется в порядке, определяемом специальными соглашениями между Минатомом России и указанными федеральными органами. 7. Обучение и подготовка персонала по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 7.1. Подготовка и переподготовка персонала, осуществляющего учет и контроль на всех уровнях, проводится на базе институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минатома России по программам, утвержденным Минатомом России и согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Программы и порядок обучения определяются отдельными документами. 7.2. На базе ЦИАЦ организуется постоянно действующий консультационный пункт по вопросам, связанным с функционированием системы учета и контроля. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|