Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 № 1298

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 11 октября 1997 г. N 1298
                             г. Москва

                                   Утратилo силу - Постановление
                                 Правительства Российской Федерации
                                       от 15.06.2016 г. N 542

 Об утверждении Правил организации системы государственного учета
     и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 01.02.2005 г. N 49; от 22.04.2009 г. N 351;
          от 04.02.2011 г. N 48; от 19.11.2012 г. N 1184)

     Во    исполнение    статьи  22    Федерального    закона   "Об
использовании  атомной  энергии" Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить   прилагаемые   Правила    организации    системы
государственного   учета   и   контроля   радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов.
     2.   Определить   Федеральное  агентство  по  атомной  энергии
заказчиком   работ,   связанных  с  созданием  и  функционированием
системы  государственного  учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов. (В   редакции   Постановления  Правительства
Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
     3. Министерству   Российской   Федерации  по  атомной  энергии
разработать  и  по  согласованию  с  заинтересованными федеральными
органами  исполнительной  власти  и  органами исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации  утвердить  во II квартале 1998 г.
положение  о государственном учете и контроле радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов.
     4. Федеральным    органам   исполнительной   власти,   органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и  Российской
академии   наук,   осуществляющим   в   рамках   своих   полномочий
соответственно государственное  управление  использованием  атомной
энергии    и   государственное   регулирование   безопасности   при
использовании  атомной  энергии,  координирующим  и  контролирующим
деятельность  в  области производства,  использования,  утилизации,
хранения,  захоронения,   транспортировки   и   перемещения   через
таможенную  границу  Российской  Федерации  при  экспорте и импорте
радиоактивных   веществ   и   радиоактивных   отходов,   а    также
организациям,  осуществляющим указанную деятельность, принять меры,
обеспечивающие создание до 1  января  2001  г.  и  функционирование
системы  государственного  учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в  соответствии  с  Правилами,  утвержденными
настоящим постановлением.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                             В.Черномырдин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 11 октября 1997 г.
     N 1298


                           П Р А В И Л А
       организации системы государственного учета и контроля
           радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 01.02.2005 г. N 49; от 22.04.2009 г. N 351;
          от 04.02.2011 г. N 48; от 19.11.2012 г. N 1184)


     1. Настоящие  Правила разработаны в соответствии с Федеральным
законом "Об использовании атомной  энергии"  и  определяют  порядок
организации системы государственного учета и контроля радиоактивных
веществ,  включая использование их  в  радиационных  источниках,  и
радиоактивных отходов (далее именуется - система учета и контроля),
обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от
формы     собственности     и     организационно-правовой    формы,
осуществляющими  деятельность   по   производству,   использованию,
утилизации,  хранению,  захоронению,  транспортировке и перемещению
через  таможенную  границу  Российской  Федерации  при  экспорте  и
импорте   радиоактивных   веществ,   включая   использование  их  в
радиационных источниках, и радиоактивных отходов (далее именуются -
радиоактивные   вещества   и   радиоактивные   отходы),   а   также
федеральными    органами    исполнительной     власти,     органами
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации и Российской
академией  наук,  осуществляющими   в   рамках   своих   полномочий
соответственно  государственное  управление  использованием атомной
энергией   и   государственное   регулирование   безопасности   при
использовании  атомной  энергии,  координирующими и контролирующими
указанную деятельность.
     2. Понятия,   используемые   в  настоящих  Правилах,  означают
следующее:
     "радиоактивные   вещества"   -   не   относящиеся   к  ядерным
материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
     "радиационные   источники"   -   не   относящиеся   к  ядерным
установкам  комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия,
в   которых  содержатся  радиоактивные  вещества  или  генерируется
ионизирующее излучение;
     "радиоактивные  отходы"  -  ядерные  материалы и радиоактивные
вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
     3. Система  учета  и  контроля  предназначена  для определения
наличного количества,  осуществления учета и контроля радиоактивных
веществ  и  радиоактивных  отходов  на федеральном,  региональном и
ведомственном   уровнях   в   целях   предотвращения   потерь,   их
несанкционированного  использования  и  хищений,  а  также  в целях
предоставления  в  установленном  порядке  органам  государственной
власти,  органам государственного управления использованием атомной
энергии,   органам    государственного    регулирования    ядерной,
радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании
атомной  энергии  и  другим  заинтересованным  федеральным  органам
исполнительной   власти  соответствующей  информации  о  наличии  и
перемещении этих веществ и  отходов,  а  также  об  их  экспорте  и
импорте.
     4. Система учета и контроля включает в себя органы  управления
на    федеральном,    региональном    и    ведомственном   уровнях,
информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и
передачи   информации,   инженерно-технические  средства,  а  также
нормативные правовые акты,  регламентирующие  деятельность  в  этой
области.
     5. Органами управления системы учета и контроля являются:
     на  федеральном  уровне  -  Федеральное  агентство  по атомной
энергии; (В   редакции   Постановления   Правительства   Российской
Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
     на   региональном   уровне   -  органы  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;
     на  ведомственном  уровне  - федеральные органы исполнительной
власти   и   Российская  академия  наук,  имеющие  подведомственные
организации,    осуществляющие    деятельность   по   производству,
использованию,  утилизации, транспортировке, хранению и захоронению
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
     6.  Порядок  ведения  учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных     отходов     регламентируется     положением     о
государственном   учете   и   контроле   радиоактивных   веществ  и
радиоактивных   отходов,  утверждаемым  Федеральным  агентством  по
атомной  энергии  по  согласованию с заинтересованными федеральными
органами  исполнительной  власти  и  органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. (В      редакции      Постановления
Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
     7.   Учету   и  контролю  подлежат  радиоактивные  вещества  и
радиоактивные   отходы   в   количествах  и  с  активностью  (и/или
испускающие  ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией),
величины  которых  превышают  минимальные  значения,  установленные
федеральными  нормами  и  правилами в области использования атомной
энергии,    и    для    которых    требуются   разрешения   органов
государственного  регулирования ядерной и радиационной безопасности
при  осуществлении деятельности с указанными веществами и отходами,
а также радиоактивные вещества, которые содержатся в радионуклидных
источниках четвертой и пятой категорий радиационной опасности.   (В
редакции    Постановления    Правительства   Российской   Федерации
от 19.11.2012 г. N 1184)
     8. Учету и контролю подлежат:
     на   федеральном   уровне   (в  организациях,  находящихся  на
территории   Российской   Федерации)  -  радиоактивные  вещества  и
твердые радиоактивные отходы;
     на   региональном   уровне  (в  организациях,  находящихся  на
территории   соответствующего   субъекта  Российской  Федерации)  -
радиоактивные вещества, твердые и жидкие радиоактивные отходы;
     на   ведомственном  уровне  (в  организациях,  находящихся  на
территории  Российской  Федерации  и  подведомственных  федеральным
органам   исполнительной  власти  и  Российской  академии  наук)  -
радиоактивные вещества, твердые и жидкие радиоактивные отходы.
     9.  Федеральное  агентство  по  атомной энергии в рамках своих
полномочий обеспечивает: (В  редакции  Постановления  Правительства
Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
     1) учет  и  контроль  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных
отходов на федеральном уровне;
     2) разработку   совместно   с  заинтересованными  федеральными
органами  исполнительной  власти  и  органами исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации  и утверждение общего технического
проекта системы учета и контроля;
     3) проведение      работ,      связанных      с     созданием,
функционированием,  методическим  обеспечением и совершенствованием
системы  учета  и  контроля,  а  также  создание  при необходимости
межведомственных  советов (комиссий) для координации деятельности в
этой области;
     4)  представление  органам государственной власти, федеральным
органам   исполнительной   власти,  осуществляющим  государственное
управление    использованием   атомной   энергии,   государственное
регулирование   безопасности  при  использовании  атомной  энергии,
Министерству  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных
бедствий,  Федеральной  службе  безопасности  Российской Федерации,
другим  заинтересованным  федеральным органам исполнительной власти
информации   о   наличии  и  перемещении  радиоактивных  веществ  и
радиоактивных  отходов,  а также об их экспорте и импорте в объеме,
необходимом для выполнения ими своих полномочий; (В        редакции
Постановления        Правительства       Российской       Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
     5) сбор  и анализ информации по учету и контролю радиоактивных
веществ  и  радиоактивных  отходов  на региональном и ведомственном
уровнях;
     6) разработку   совместно   с  заинтересованными  федеральными
органами  исполнительной  власти  федеральных норм и правил учета и
контроля    радиоактивных    веществ   и   радиоактивных   отходов,
утверждаемых  в  порядке,  установленном  Правительством Российской
Федерации;
     7)  организацию проведения научных, методических и технических
разработок     в     области     создания,    функционирования    и
совершенствования   системы   учета   и  контроля  на  федеральном,
региональном и ведомственном уровнях; (В   редакции   Постановления
Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
     8) координацию   работы   федеральных  органов  исполнительной
власти   по  подготовке  нормативных  правовых  актов  по  вопросам
обеспечения  учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
     9) деятельность   информационно-аналитических   организаций  и
центров  сбора,  обработки  и  передачи  информации, обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
     10) разработку  и  утверждение в установленном порядке типовых
форм   учета  и  контроля  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных
отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
     10. Федеральные  органы  исполнительной  власти  и  Российская
академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие
деятельность   по    производству,    использованию,    утилизации,
транспортировке,  хранению  и  захоронению  радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов, в рамках своих полномочий обеспечивают:
     1) учет  и  контроль  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных
отходов на ведомственном уровне;
     2) разработку    и   утверждение   в   установленном   порядке
ведомственных  нормативных  правовых  актов по вопросам обеспечения
учета  и  контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на
ведомственном уровне;
     3) деятельность   информационно-аналитических   организаций  и
центров  сбора,  обработки  и  передачи  информации, обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на ведомственном уровне;
     4) представление  информации об учете и контроле радиоактивных
веществ   и   радиоактивных   отходов  на  ведомственном  уровне  в
информационно-аналитические  организации  и центры сбора, обработки
и  передачи  информации,  обеспечивающие  функционирование  системы
учета и контроля на федеральном и региональном уровнях;
     5) участие  в  проведении научных,  методических и технических
разработок в области создания, функционирования и совершенствования
системы учета и контроля;
     6) подготовку  специалистов  по учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов.
     11. Органы    исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации в рамках своих полномочий обеспечивают:
     1) проведение   на   региональном   уровне  учета  и  контроля
радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов  в  организациях,
расположенных  на  территории  соответствующего субъекта Российской
Федерации    и   осуществляющих   деятельность   по   производству,
использованию,  утилизации, транспортировке, хранению и захоронению
радиоактивных  веществ  и радиоактивных отходов (кроме организаций,
подведомственных   федеральным   органам  исполнительной  власти  и
Российской  академии наук, а также государственного научного центра
Российской  Федерации  -  Российского научного центра "Курчатовский
институт");
     2) деятельность   информационно-аналитических   организаций  и
центров  сбора,  обработки  и  передачи  информации, обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на региональном уровне;
     3) представление  информации об учете и контроле радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в  организациях,  расположенных  на
территории  соответствующего  субъекта  Российской Федерации (кроме
организаций,  подведомственных федеральным  органам  исполнительной
власти   и  Российской  академии  наук,  а  также  государственного
научного центра Российской Федерации - Российского научного  центра
"Курчатовский институт"), в информационно-аналитические организации
и центры сбора,  обработки и  передачи  информации,  обеспечивающие
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
     4) участие   в   разработке   нормативных  правовых  актов  по
вопросам  учета  и  контроля  радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов.
     12. Организации    независимо   от   формы   собственности   и
организационно-правовой   формы,   осуществляющие  деятельность  по
производству,  использованию, утилизации, транспортировке, хранению
и   захоронению  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов,
проводят  их учет и контроль и представляют полученную информацию в
информационно-аналитические  организации  и центры сбора, обработки
и  передачи  информации,  обеспечивающие  функционирование  системы
учета  и  контроля  на  ведомственном (при ведомственном подчинении
организации) и региональном уровнях.
     Государственный научный   центр   Российской    Федерации    -
Российский   научный  центр  "Курчатовский  институт"  представляет
указанную информацию непосредственно в  информационно-аналитические
организации  и  центры  сбора,  обработки  и  передачи  информации,
обеспечивающие  функционирование  системы  учета  и   контроля   на
федеральном уровне.
     13.   При   экспорте   и   импорте   радиоактивных  веществ  и
радиоактивных  отходов Федеральная таможенная служба в рамках своих
полномочий   обеспечивает   их  учет  и  контроль  при  пересечении
таможенной  границы  Российской  Федерации,  а  также  представляет
полученную  информацию  в информационно-аналитические организации и
центры  сбора,  обработки  и  передачи  информации,  обеспечивающие
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне.
(В   редакции   Постановления  Правительства  Российской  Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
     14.  Федеральная  служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей  и благополучия человека и Министерство внутренних дел
Российской   Федерации   в  рамках  своих  полномочий  осуществляют
государственное  регулирование ядерной, радиационной, технической и
пожарной   безопасности   при   функционировании  системы  учета  и
контроля. (В   редакции   постановлений   Правительства  Российской
Федерации       от 01.02.2005 г. N 49;      от 22.04.2009 г. N 351;
от 04.02.2011 г. N 48)
     15. Министерство   внутренних   дел   Российской  Федерации  и
Федеральная служба безопасности Российской Федерации в рамках своих
полномочий  проводят  соответствующую  деятельность  по  выявлению,
предупреждению,  пресечению  и  раскрытию  незаконных  действий   в
отношении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
     16. Объем  и  порядок  предоставления  сведений  о  наличии  и
перемещении   радиоактивных   веществ   и   радиоактивных   отходов
организациям,  в  том  числе общественным организациям, и гражданам
определяются законодательством Российской Федерации.
     17. При создании системы учета и контроля необходимо:
     1) учитывать    производственные    особенности   организаций,
осуществляющих   деятельность   по   производству,   использованию,
утилизации,  транспортировке,  хранению и захоронению радиоактивных
веществ  и   радиоактивных   отходов,   использовать   существующие
механизмы  учета и контроля,  а также методы и технические средства
для измерений характеристик этих веществ и отходов;
     2) предусмотреть  такую  работу  системы учета и контроля, при
которой  отказ  какого-либо  ее элемента не приводил бы к нарушению
работы системы учета и контроля в целом;
     3) предусмотреть  ограничительный  порядок доступа к носителям
информации   по   учету   и   контролю   радиоактивных   веществ  и
радиоактивных  отходов на федеральном, региональном и ведомственном
уровнях;
     4) обеспечить    разработку    и   использование   современных
научно-технических    методов    для    определения   характеристик
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
     5) осуществить  меры  по оснащению информационно-аналитических
организаций и  центров  сбора,  обработки  и  передачи  информации,
обеспечивающих   функционирование   системы  учета  и  контроля  на
различных уровнях,  вычислительной  техникой  на  базе  современных
компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим
обеспечением,  а  организаций,   осуществляющих   деятельность   по
производству,  использованию, утилизации, транспортировке, хранению
и захоронению радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов,  -
необходимыми  техническими средствами и оборудованием для измерения
характеристик радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
     6) предусмотреть   создание  учебно-методических  центров  для
подготовки  специалистов  по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов;
     7) обеспечить  проведение   в   организациях,   осуществляющих
деятельность    по    производству,    использованию,   утилизации,
транспортировке,  хранению и захоронению  радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов, первичной инвентаризации с целью определения
наличия и характеристик активности указанных веществ и отходов;
     8) предусмотреть  возможность  осуществления  сотрудничества в
рамках международных соглашений и программ (проектов).
     18. Система  учета  и  контроля вводится в действие поэтапно в
зависимости   от   степени   потенциальной  радиационной  опасности
радиоактивных  веществ  и радиоактивных отходов, подлежащих учету и
контролю.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также