П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Государственного комитета Российской Федерации
по стандартизации, метрологии и сертификации
от 5 августа 1997 г. N 17
О принятии и введении в действие
Правил сертификации
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
3 апреля 1998 г. Регистрационный N 1502
(В редакции Постановления Государственного комитета по
стандартизации и метрологии Российской Федерации
от 05.07.2002 г. N 56)
Государственный комитет Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации постановляет:
1. Принять Правила сертификации работ и услуг в Российской
Федерации.
2. Направить Правила на государственную регистрацию в Минюст
России.
3. Правила ввести в действие в установленном порядке.
________________
ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждены постановлением Госстандарта России
от 5 августа 1997 г. N 17
(В редакции Постановления Государственного комитета по
стандартизации и метрологии Российской Федерации
от 05.07.2002 г. N 56)
Настоящие Правила применяют при обязательной и добровольной
сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе
настоящих Правил федеральные органы исполнительной власти в
пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила
сертификации однородных работ и услуг.
Основные термины и определения, цели и принципы, состав и
функции участников, общие правила сертификации работ и услуг
соответствуют Закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня
1993 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1993, N 26, ст. 966 и в Собрании законодательства Российской
Федерации, 1996, N 1, ст. 4) и Правилам по проведению сертификации
в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта
России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы Министерством
юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный
номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и
ведомств Российской Федерации, 1994, N 6).
I. Общие положения
1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг
устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации.
Объектами добровольной сертификации являются работы и
услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и
услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не
подтверждаемым при обязательной сертификации.
1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по
сертификации.
1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие
работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям
безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества
потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса
выполнения работ и оказания услуг).
1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам
сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в
приложении.
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также
критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных
работ и услуг.
II. Требования к документам, на соответствие
которым проводится сертификация
2.1. При сертификации работ и услуг применяют:
законодательные акты Российской Федерации;
правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных
видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской
Федерации;
государственные стандарты, санитарные правила и нормы,
строительные нормы и правила и другие документы, которые в
соответствии с законами Российской Федерации устанавливают
обязательные требования к работам и услугам.
2.2. Нормативные документы, применяемые при сертификации,
должны содержать требования к качеству и безопасности работ и
услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.
2.3. При сертификации работ и услуг следует применять
официальные издания нормативных документов, утвержденных в
установленном порядке.
2.4. Требования в нормативных документах, применяемых при
сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие
точное и однозначное их толкование.
III. Порядок сертификации
3.1. Сертификация работ и услуг включает:
подачу заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата; (В редакции Постановления Государственного
комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации
от 05.07.2002 г. N 56)
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
3.2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие
решения по ней
3.2.1. Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по
сертификации в соответствии с его областью аккредитации.
При наличии нескольких органов по сертификации однородных
работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них.
3.2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее
одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по
заявке, содержащее основные условия сертификации.
3.3. Оценка соответствия работ и услуг установленным
требованиям включает:
оценку выполнения работ и оказания услуг;
проверку, испытания результатов работ и услуг;
3.3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости
от схемы сертификации включает:
оценку мастерства исполнителя работ и услуг;
оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;
анализ состояния производства;
оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;
оценку системы качества;
рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми
документами.
Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг
устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
Итоги оценки отражают в актах.
3.3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по
сертификации в соответствии с нормативными документами.
Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных
испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в
протоколах.
3.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата
3.4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов,
протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и
услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче
сертификата, оформляет его и регистрирует.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень
конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется
его действие.
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации
принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин
отказа и доводит его до сведения заявителя.
3.4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по
сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия
нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три
года.
3.4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую
документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму
юридического лица и других изменений, которые могут влиять на
требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата
должен извещать об этом орган по сертификации, который может
принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок
или внепланового инспекционного контроля.
3.5. Применение знака соответствия при обязательной
сертификации
3.5.1. (Исключен - Постановление Государственного комитета по
стандартизации и метрологии Российской Федерации
от 05.07.2002 г. N 56)
Общие требования к применению знака соответствия при
обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам
применения знака соответствия при обязательной сертификации
продукции (утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля
1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской
Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в
газете "Российские вести" 8 августа 1996 г. N 147 (1068).
3.5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ,
путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в
рекламных и печатных изданиях.
3.5.3. Правила применения знака соответствия и особенности
маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ
и услуг.
3.6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
3.6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного
раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для
установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг
требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят
от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их
качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия
системы качества, затрат на проведение контроля, итогов
сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля
устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях
поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных
работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ
и услуг, общественных объединений потребителей.
3.6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
содержит следующие виды работ:
анализ поступающей информации о качестве и безопасности
сертифицированных работ и услуг;
разработку программы инспекционной проверки;
создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной проверки;
оформление результатов и принятие решения.
3.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в
котором делают заключение о возможности сохранения действия
выданного сертификата.
3.6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным
требованиям, отказа держателя сертификата от проведения
инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить
или отменить действие сертификата. (В редакции Постановления
Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской
Федерации от 05.07.2002 г. N 56)
3.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата
принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий,
согласованных с органом по сертификации, можно устранить
обнаруженные причины несоответствия. (В редакции Постановления
Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской
Федерации от 05.07.2002 г. N 56)
3.6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по
сертификации:
приостанавливает действие сертификата; (В редакции
Постановления Государственного комитета по стандартизации и
метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56)
информирует об этом соответствующие органы государственного
контроля и надзора;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
3.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и
положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по
сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата
и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. (В
редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации
и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56)
3.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или
их неэффективности орган по сертификации отменяет действие
сертификата и информирует об этом заинтересованных участников
сертификации. (В редакции Постановления Государственного комитета
по стандартизации и метрологии Российской Федерации
от 05.07.2002 г. N 56)
IV. Информация о проведении обязательной сертификации
4.1. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в
техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании
работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной
сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его
выдавшем).
4.2. Органы по сертификации работ и услуг направляют
информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган
исполнительной власти, организующий и проводящий работы по
обязательной сертификации.
4.3. Органы по сертификации представляют заявителю по его
требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
V. Рассмотрение апелляций
5.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации
может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации
однородных работ и услуг.
5.2. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен
решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный
орган исполнительной власти в установленном порядке или орган,
возглавляющий систему добровольной сертификации.
5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками
сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном
законодательными актами Российской Федерации.
____________
Приложение
1. Схемы сертификации
-------------------------------------------------------------------------------------
Номер |Оценка выполнения |Проверка (испытания) |Инспекционный
схемы |работ, оказания услуг |результатов работ и услуг |контроль
| | |сертифицированных
| | |работ и услуг
-------+------------------------+--------------------------+-------------------------
1 |Оценка мастерства ис- |Проверка (испытания) |Контроль мастерства
|полнителя работ и услуг |результатов работ и услуг |исполнителя работ и услуг
+------------------------+--------------------------+-------------------------
2 |Оценка процесса вы- |Проверка (испытания) |Контроль процесса вы-
|полнения работ, оказа- |результатов работ и услуг |полнения работ, оказа-
|ния услуг | |ния услуг
+------------------------+--------------------------+-------------------------
3 |Анализ состояния про- |Проверка (испытания) |Контроль состояния
|изводства |результатов работ и услуг |производства
+------------------------+--------------------------+-------------------------
4 |Оценка организации |Проверка (испытания) |Контроль соответствия
|(предприятия) |результатов работ и услуг |установленным
| | |требованиям
+------------------------+--------------------------+-------------------------
5 |Оценка системы каче- |Проверка (испытания) |Контроль системы ка-
|ства |результатов работ и услуг |чества
+------------------------+--------------------------+-------------------------
6 | - |Рассмотрение декларации |Контроль качества вы-
| |о соответствии с прилага- |полнения работ, оказа-
| |емыми документами |ния услуг
+------------------------+--------------------------+-------------------------
7 |Оценка системы каче- |Рассмотрение декларации |Контроль системы ка-
|ства |о соответствии с прила- |чества
| |гаемыми документами |
-------------------------------------------------------------------------------------
2. Применение схем сертификации
2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг
и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность
которых обусловлены мастерством исполнителя (например,
мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога
и т. д.).
2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания
услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и
контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при
инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают:
полноту и актуализацию документации, устанавливающей
требования к процессу;
оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами
измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами,
помещениями и др., а также их соответствие установленным
требованиям;
метрологическое, методическое, организационное, программное,
информационное, материальное, правовое, техническое и др.
обеспечение;
безопасность и стабильность процесса;
профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг,
обслуживающего и производственного персонала.
Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность
которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и
оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и
ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и
крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг
средств размещения, услуг общественного питания и др.).
2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том
числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты
работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) -
исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям
государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия)
может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана,
разряд ателье, звезда гостиницы и др.).
2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее
при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ
и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт
по сертификации систем качества в соответствии с нормативными
документами.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ
и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).
При наличии сертификата на систему качества его учитывают при
сертификации работ и услуг.
2.6. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о
соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими
соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице
руководителя организации или индивидуального предпринимателя
заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют
установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых
по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемым в
небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими
себя на отечественном или мировом рынках как исполнители работ и
услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки
качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при
сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы
качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым
документам проводят обследование организации (предприятия).
Особенности применения схем сертификации на основе декларации
о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов
работ и услуг.
Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии
при добровольной сертификации не применяют.
2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит
правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть
использованы документы, подтверждающие соответствие установленным
требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:
результаты социологических обследований и экспертных оценок;
протоколы испытаний;
договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за
качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных
органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и
союзов);
техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема
оценок, проверок, испытаний, контроля.
____________