Расширенный поиск

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2002 № 101

 



                            П Р И К А З

           Министерства транспорта Российской Федерации
                     от 24 июля 2002 г. N 101

            О реализации положений Федерального закона
                    от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ
           "О безопасности гидротехнических сооружений"

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
              30 июля 2002 г. Регистрационный N 3634


     В целях  реализации  положений  Федерального закона от 21 июля
1997 г.  N  117-ФЗ  "О  безопасности  гидротехнических  сооружений"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   1997,   N 30,
ст. 3589) и во исполнение постановлений  Правительства   Российской
Федерации   от   16   октября   1997  г.  N  1320  "Об  организации
государственного   надзора   за   безопасностью    гидротехнических
сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации,  1997,
N 42,  ст.  4794) и от 20 мая 1998 г. N 466 "О  возложении  функций
государственного     надзора     за     безопасностью    судоходных
гидротехнических сооружений на Министерство  транспорта"  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1998,  N  21,  ст.  2241)
приказываю:
     1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля
за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
     2. Возложить   на   федеральное   государственное   учреждение
"Российский Речной  Регистр"  проведение  проверок  за  соблюдением
эксплуатирующими   организациями   норм   и   правил   безопасности
судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела
Российского регистра гидротехнических сооружений.


                           _____________



                              ПРАВИЛА
          проведения надзора и контроля за безопасностью
              судоходных гидротехнических сооружений

   Утверждены приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. N 101

                        I. Общие положения

     1.  Правила  проведения  надзора  и  контроля за безопасностью
судоходных    гидротехнических   сооружений   (далее   -   Правила)
разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г.
N  117-ФЗ  "О безопасности гидротехнических сооружений"<1> (далее -
Закон)  и  во  исполнение  постановлений  Правительства  Российской
Федерации   от   16   октября   1997  г.  N  1320  "Об  организации
государственного    надзора   за   безопасностью   гидротехнических
сооружений"<2>,  от  20  мая  1998  г.  N 466 "О возложении функций
государственного     надзора     за     безопасностью    судоходных
гидротехнических  сооружений  на Министерство транспорта Российской
Федерации"<3>  и  от  6  ноября  1998  г.  N  1303  "Об утверждении
Положения    о    декларировании    безопасности   гидротехнических
сооружений"<4>.
     Настоящие Правила определяют организацию и проведение  надзора
и  контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений
(далее - СГТС).
     2. В  настоящих  Правилах  используются  следующие  термины  и
определения:
     Безопасность гидротехнических     сооружений     -    свойство
гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни,
здоровья   и   законных   интересов   людей,   окружающей  среды  и
хозяйственных объектов.
     Декларация безопасности    гидротехнического    сооружения   -
документ,  в котором обосновывается безопасность  гидротехнического
сооружения   и   определяются   меры  по  обеспечению  безопасности
гидротехнического сооружения с учетом его класса.
     Критерии безопасности     гидротехнического    сооружения    -
предельные  значения  количественных  и  качественных   показателей
состояния  гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации,
соответствующие допустимому уровню риска  аварии  гидротехнического
сооружения  и  утвержденные  в  установленном  порядке федеральными
органами  исполнительной  власти,  осуществляющими  государственный
надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
     Обеспечение безопасности   гидротехнического   сооружения    -
разработка   и   осуществление   мер   по   предупреждению   аварий
гидротехнического сооружения.
     Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение
соответствия состояния гидротехнического сооружения и  квалификации
работников   эксплуатирующей   организации   нормам   и   правилам,
утвержденным в порядке, определенном Законом.
     Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
сложившаяся  в  результате  аварии  гидротехнического   сооружения,
которая  может  повлечь  или повлекла за собой человеческие жертвы,
ущерб  здоровью  людей  или  ущерб  окружающей   природной   среде,
значительные    материальные    потери    и    нарушение    условий
жизнедеятельности людей.
     Эксплуатирующая организация      -     государственное     или
муниципальное унитарное предприятие либо организация  любой  другой
организационно-правовой   формы,   на   балансе  которой  находится
гидротехническое сооружение.
     ____________
     <1> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1997,
N 30, ст. 3589.
     <2> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1997,
N 42, ст. 4794.
     <3> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1998,
N 21, ст. 2241.
     <4> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1998,
N 46, ст. 5698.

             II. Организация государственного надзора
                       за безопасностью СГТС

     3. Государственный надзор за безопасностью  СГТС  обеспечивает
Минтранс России (далее - орган надзора).
     4. Орган надзора выполняет следующие функции:
     - организация  разработки  и  утверждение  правил безопасности
СГТС, утверждение критериев их безопасности;
     - организация проверок СГТС;
     - выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также
предписаний   о   приостановлении  или  прекращении  строительства,
реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;
     - установление   во   взаимодействии   с  МЧС  России  перечня
экспертных центров,  имеющих право проведения экспертизы деклараций
безопасности   СГТС,   дополнительных   требований   к   содержанию
деклараций безопасности  СГТС  и  методики  их  составления,  формы
деклараций    безопасности,   перечня   подлежащих   декларированию
объектов, графика представления деклараций безопасности;
     - установление  квалификационных  требований  к  специалистам,
включенным  в  состав  экспертных  комиссий,  определение   порядка
формирования  и регламента работы экспертных комиссий,  организация
обучения экспертов и обмена опытом их работы;
     - рассмотрение   деклараций  безопасности  СГТС  и  заключений
экспертных комиссий, их утверждение;
     - выдача  разрешения  на  строительство,  ввод в эксплуатацию,
эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС либо на его консервацию
или ликвидацию;
     - формирование  и   ведение   отраслевого   раздела   Регистра
гидротехнических  сооружений  (далее  - Регистр СГТС) и базы данных
деклараций безопасности СГТС;
     - согласование  использования  территорий  СГТС,  русел  рек и
прилегающих к ним территорий ниже и выше  плотины  (за  исключением
предоставления   земельных   участков  в  водоохранных  зонах)  для
осуществления хозяйственной или иной деятельности;
     - участие   в   размещении   СГТС,   согласовании  заданий  на
проектирование,  проектов  строительства  и   реконструкции   СГТС,
контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а также
в согласовании правил эксплуатации СГТС;
     - участие  в  разработке проектов нормативных правовых актов в
области безопасности СГТС;
     - иные    функции,    предусмотренные    законодательством   о
безопасности гидротехнических сооружений.
     5. Организация,    осуществление,   координация   и   контроль
мероприятий,  направленных на обеспечение надзора за  безопасностью
СГТС,  возлагаются  на Департамент внутренних водных путей (далее -
ДВВП).
     6. При  осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС
проводятся  проверки  деятельности  эксплуатирующих   и   подрядных
организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции,
восстановлении или консервации в целях  оценки  соблюдения  норм  и
правил безопасности СГТС.
     Проверки проводятся    должностными     лицами     федеральных
государственных   учреждений,  подведомственных  Минтрансу  России,
перечень  которых  определяется   в   установленном   Министерством
порядке.
     По результатам проверок оформляются  акты,  в  которых  дается
заключение  о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и
назначаются мероприятия,  направленные на устранение нарушений норм
и правил безопасности СГТС,  а также условий лицензий,  необходимых
при осуществлении деятельности по их проектированию,  строительству
и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:
     - данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;
     - дата и место проведения проверки;
     - фамилия,  имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего
проверку;
     - сведения о выявленных нарушениях;
     - сведения    об    ознакомлении    с    актом   представителя
эксплуатирующей организации,  а  также  лиц,  присутствовавших  при
проведении   проверки,   и   акт  подписывается  должностным  лицом
(лицами), проводившим проверку.
     При наличии  нарушений  норм  и  правил безопасности СГТС ДВВП
может  принять   решение   о    приостановлении   или   прекращении
строительства,   реконструкции,   восстановления,  консервации  или
ликвидации гидротехнических сооружений,  а также  об  аннулировании
разрешения на эксплуатацию.
     7. Декларация безопасности СГТС или заявление  эксплуатирующей
организации (в установленных законодательством Российской Федерации
случаях)  является  основанием  для   государственной   регистрации
гидротехнического  сооружения.  При  внесении  последнего в Регистр
СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное  извещение
о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.
     8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП  выдает
эксплуатирующей  организации  разрешение  на строительство,  ввод в
эксплуатацию,    эксплуатацию    или    вывод    из    эксплуатации
гидротехнического    сооружения    либо   на   его   реконструкцию,
восстановление, консервацию или ликвидацию.
     9. При    аннулировании    разрешения   на   строительство   и
эксплуатацию СГТС его безопасность  обеспечивается  эксплуатирующей
организацией   в   соответствии   с  предписанием  ДВВП.  При  этом
эксплуатирующая организация разрабатывает и  выполняет  мероприятия
по  устранению  причин,  приведших  к  аннулированию  разрешения на
строительство и эксплуатацию СГТС.
     Обеспечение безопасности  СГТС,  которое  подлежит консервации
или  ликвидации,  осуществляется  эксплуатирующей  организацией   в
соответствии   с   разрешением  на  консервацию  или  на  вывод  из
эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а
также   в  соответствии  с  предписанием  ДВВП  о  консервации  или
ликвидации СГТС.
     10. Надзор  и  контроль  за  безопасностью СГТС осуществляются
государственными  инспекторами,  которые  при  осуществлении  своих
функций имеют право:
     - беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по
вопросам их безопасности и организации технического контроля;
     - рассматривать в пределах своей компетенции случаи  нарушения
норм и правил безопасности СГТС;
     - давать   обязательные   для   исполнения    эксплуатирующими
организациями   предписания  об  обеспечении  безопасности  СГТС  и
контролировать их исполнение в установленные сроки;
     - проверять   деятельность   физических   и  юридических  лиц,
осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих
хозяйственную  или  иную  деятельность  в руслах рек,  каналов и на
прилегающих к ним территориях и акваториях  в  границах  гидроузла,
если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие
на безопасность СГТС;
     - участвовать   в   работе   комиссий   по   приемке   СГТС  в
эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий и
чрезвычайных   ситуаций,   а   также  во  внеочередных  осмотрах  и
комиссионных    обследованиях,    организуемых     эксплуатирующими
организациями;
     - получать   от   эксплуатирующих   организаций    информацию,
необходимую для выполнения возложенных на них функций.
     Перечень должностных лиц,  осуществляющих надзор и контроль за
безопасностью СГТС,  определяется в установленном Минтрансом России
порядке.
     11. Лица,  осуществляющие  надзор  и контроль за безопасностью
СГТС,  несут  ответственность  за  выполнение  возложенных  на  них
обязанностей  и за правильное использование предоставленных им прав
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                        III. Проверки СГТС

     12. На СГТС могут проводиться инспекционные,  общие и  целевые
проверки.
     13. Инспекционные проверки выполняются в  случаях,  когда  при
рассмотрении  ДВВП  декларации безопасности и заключения экспертной
комиссии выявляются обстоятельства,  свидетельствующие  о  снижении
уровня безопасности СГТС.
     14. Общие и целевые  проверки  выполняются  в  соответствии  с
планом,   утвержденным   ДВВП.   Для   проведения   проверок  могут
привлекаться  подведомственные   органу   надзора   государственные
учреждения с учетом их функций и компетенции.
     15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте  один
раз  в  год  с  целью  оценки соблюдения норм и правил безопасности
СГТС.
     16. Эксплуатирующая  организация перед общей проверкой готовит
справку об изменении характеристик СГТС по позициям  информационных
материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении Российского
регистра гидротехнических сооружений<1>. Достоверность  этих данных
подтверждается в ходе проверки.
     17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение
к  настоящим  Правилам),  в  которую  могут  вноситься  дополнения,
обусловленные  необходимостью проверки информационных данных о СГТС
и  соответствия  фактического   состояния   сооружения   декларации
безопасности.
     18. На основании акта общей проверки в  установленном  порядке
вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.
     19. Задачей  целевых  проверок  является  оценка   обеспечения
эксплуатирующими    и    подрядными    организациями   безопасности
строящихся,  эксплуатируемых,  реконструируемых, восстанавливаемых,
консервируемых  или  ликвидируемых  СГТС,  а  также  оценка условий
лицензий на виды деятельности,  осуществляемые на этих сооружениях.
На  сооружениях  с  уровнем  безопасности  ниже  нормального  могут
проводиться  целевые  проверки   по   основным   позициям   базовой
программы.
     20. Сроки   проведения   (периодичность)   целевых    проверок
устанавливаются  планом  в  зависимости  от  состояния сооружения и
уровня  его  безопасности,  графика  ремонтно-восстановительных   и
строительно-монтажных  работ,  сроков выполнения эксплуатирующими и
подрядными организациями мероприятий  по  обеспечению  безопасности
СГТС,   указанных   в  декларации  безопасности,  актах  предыдущих
проверок,  рекомендациях комиссий по осмотрам  и  обследованиям,  а
также от других факторов.
     21. Первая  целевая  проверка эксплуатируемого СГТС проводится
перед его внесением в Регистр СГТС.  Целью этой  проверки  является
оценка  полноты  и качества информационных материалов о сооружении,
представленных эксплуатирующей организацией.  С учетом  результатов
проверки  в  установленном  порядке сооружение включается в Регистр
СГТС.
     ____________
     <1> Утверждена МПР  России,  Минтопэнерго  России,  Минтрансом
России и Госгортехнадзором  России,  N  144,  К-3357,  К-14/367-ис,
01/229а,    зарегистрирована   Министерством   юстиции   Российской
Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N 1858.

              IV. Разработка и проведение экспертизы
                      деклараций безопасности

     22. Перечень подлежащих  декларированию  объектов  со  сроками
составления  деклараций  безопасности и перечень экспертных центров
устанавливаются ДВВП во взаимодействии с МЧС России и  утверждаются
приказом Минтранса России. Контроль сроков представления деклараций
безопасности осуществляет ДВВП.
     23. Декларация   безопасности   представляется  декларантом  в
экспертный  центр,   имеющий   право   проведения   государственной
экспертизы деклараций безопасности СГТС.
     24. После  проведения  в  установленном   порядке   экспертизы
декларации  безопасности  экспертный  центр  направляет  экспертное
заключение (два экземпляра) и декларацию в  ДВВП.  Контроль  сроков
проведения  экспертизы  осуществляет  ДВВП.  Заключение  экспертной
комиссии приобретает статус заключения  государственной  экспертизы
декларации безопасности после его утверждения ДВВП.
     25. В  случае  отрицательного   заключения   экспертизы   ДВВП
возвращает  декларацию  безопасности  и  один экземпляр экспертного
заключения декларанту,  который имеет право в установленном порядке
потребовать проведения повторной государственной экспертизы.
     26. При  положительном  заключении  экспертизы  ДВВП   выносит
решение об утверждении декларации безопасности.
     Утвержденные оригиналы (подлинники) декларации безопасности  и
разрешения   на   эксплуатацию   (ввод  и  вывод  из  эксплуатации,
консервацию,  ликвидацию)  с  установленным  сроком  их   действия,
заключения   экспертизы   ДВВП   направляет  декларанту.  Последний
представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения
экспертизы   в   подведомственное  органу  надзора  государственное
учреждение,  которое ведет  базу  данных  деклараций  безопасности,
производит   анализ   результатов   декларирования   СГТС,  готовит
предложения по дополнительным требованиям к  содержанию  декларации
безопасности,  методике  ее  составления  и  формам  представляемых
материалов.

               V. Учет и анализ результатов надзора
                 и контроля за безопасностью СГТС

     27. Результаты надзора и контроля за безопасностью СГТС должны
учитываться,  обобщаться и анализироваться  в  целях  разработки  и
реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.
     28. Учету и анализу подлежат:
     - акты, выдаваемые по результатам проверок;
     - уведомления  эксплуатирующих   организаций   об   устранении
нарушений норм и правил безопасности СГТС;
     - результаты  деятельности,  проводимой   в   соответствии   с
настоящими Правилами;
     - сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы
за год;
     - сведения  о  ходе   декларирования   безопасности   СГТС   и
предложения о необходимости корректировки графика декларирования.
     29. При проведении  анализа  результатов  надзора  и  контроля
следует:
     - классифицировать  выявленные   нарушения   безопасности   по
принадлежности   к   конкретному  виду  СГТС,  классу,  нормативным
правовым,  нормативно-техническим  и   другим   актам   в   области
обеспечения безопасности;
     - учитывать и обобщать результаты расследований нарушений норм
и  правил  безопасности  СГТС,  делать выводы о причинах и условиях
установленных нарушений;
     - устанавливать  причины невыполнения назначенных мероприятий,
направленных на устранение нарушений  норм  и  правил  безопасности
СГТС, и подводить результаты принятых мер по их исполнению;
     - формулировать комплекс проблемных  вопросов  по  обеспечению
безопасности СГТС;
     - давать   характеристику   состояния    безопасности    СГТС,
находящихся   на   балансе   Бассейновых  органов  государственного
управления  на  внутреннем   водном   транспорте   и   федерального
унитарного предприятия "Канал имени Москвы".


                           _____________



     Приложение
     к Правилам


                 БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ
              СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

     Проверка судоходных    гидротехнических    сооружений   (СГТС)
осуществляется по следующим позициям:
     1) наличие разрешительной и технической документации;
     2) оснащенность  СГТС   контрольно-измерительной   аппаратурой
(КИА);
     3) организация технического контроля состояния СГТС;
     4) состояние СГТС;
     5) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;
     6) готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и
аварийных ситуаций.

       1) Наличие разрешительной и технической документации

     Проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС,  а  также
соответствие  наличия,  комплектации,  сроков  действия  и  порядка
ведения   технической    документации    требованиям    действующих
руководящих документов.

  2) Оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА)

     Проверяются:
     - соответствие количества и номенклатуры  работоспособной  КИА
проекту;
     - оценка  достаточности  имеющейся   КИА   для   осуществления
надежного   контроля  состояния  СГТС  и  своевременного  выявления
повреждений  и  процессов,  которые  могут  привести  к   аварийной
ситуации;
     - выполнение  графика  проверок  КИА  и  ее   метрологического
контроля.

        3) Организация технического контроля состояния СГТС

     Проверяются:
     - структура   подразделений    эксплуатирующей    организации,
осуществляющих     технический     контроль     состояния     СГТС,
укомплектованность персоналом  этих  подразделений  и  соответствие
уровня    его    профессиональной    подготовки    квалификационным
требованиям;
     - выполнение  правил технической эксплуатации в части контроля
технического состояния СГТС;
     - оценка   достаточности  для  обеспечения  безопасности  СГТС
видов,     объемов,     периодичности      натурных      наблюдений
(инструментальных,    визуальных)   и   контрольно-профилактических
мероприятий,  осуществляемых эксплуатирующей организацией (осмотры,
обследования, осушения камер и т. п.);
     - порядок оценки безопасности СГТС по  результатам  наблюдений
(регулярность  оценки,  анализ  данных и разработка рекомендаций по
обеспечению надежности и безопасности  СГТС,  контроль  со  стороны
руководства      эксплуатирующей      организации,      привлечение
специализированных научно-исследовательских и проектных организаций
для  решения  сложных  вопросов  эксплуатации и оценки безопасности
СГТС);
     - наличие компьютерных систем мониторинга СГТС.

                         4) Состояние СГТС

     Проверке подлежат:
     - соответствие фактических  режимов  работы  СГТС  принятым  в
проекте (с учетом возможных изменений);
     - соответствие параметров СГТС,  влияющих на его безопасность,
проекту и требованиям действующих нормативных документов;
     - наличие проектной документации на  конструктивные  изменения
СГТС;
     - наличие утвержденных критериев безопасности СГТС;
     - соответствие    значений    показателей    состояния    СГТС
утвержденным критериям безопасности СГТС;
     - соответствие    качественного   уровня   безопасности   СГТС
указанному  в  информационных  данных  и   действующей   декларации
безопасности.

    5) Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС

     Проверяются:
     - выполнение планов-графиков наблюдений и обследований СГТС;
     - выполнение    мероприятий   по   обеспечению   и   повышению
безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности;
     - выполнение рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и
специальным обследованиям;
     - выполнение   мероприятий   по   обеспечению   надежности   и
безопасности СГТС,  регламентированных приказами  и  распоряжениями
вышестоящих организаций;
     - выполнение мероприятий,  назначенных  по  итогам  предыдущих
проверок;
     - выполнение правил  технической  эксплуатации  СГТС  в  части
подготовки    персонала   (обучение   и   повышение   квалификации,
противоаварийные тренировки, проверка знаний).

   6) Готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений
                       и аварийных ситуаций

     Проверяются:
     - наличие  на  СГТС  плана,  согласованного  с   региональными
органами  ГО  и  ЧС,  органами  исполнительной  власти  и  местного
самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических аварий и
их  последствий  с  участием  спецподразделений  и с использованием
материально-технических средств региона;
     - наличие   плана   оперативных   действий   эксплуатационного
персонала СГТС при  ликвидации  аварийных  ситуаций,  знание  этого
плана персоналом в пределах своей компетенции;
     - наличие средств связи с персоналом  СГТС,  а  также  системы
оповещения населения при угрозе прорыва напорного фронта;
     - наличие  на  СГТС   сведений   о   произошедших   за   время
эксплуатации   отказах,   повреждениях   и   авариях,  причинах  их
возникновения и признаках проявления на начальных стадиях развития;
     - наличие   на   СГТС   типовых  конструктивно-технологических
решений или рекомендаций по предотвращению развития и по ликвидации
возможных  опасных  повреждений  и аварийных ситуаций,  знание этих
материалов   эксплуатационным   персоналом   в    пределах    своей
компетенции;
     - наличие  необходимых   резервов   строительных   материалов,
оборудования,  комплектующих и запасных частей, а также возможности
оперативного задействования  землеройной  техники,  автотранспорта,
механизмов  и водолазных средств для ликвидации опасных повреждений
и аварийных ситуаций;
     - состояние дорог,  мостов и подъездов в районе расположения и
на территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также