П Р И К А З
Министерства транспорта Российской Федерации
от 6 апреля 2009 г. N 53
Об утверждении Положения о функциональной подсистеме
организации работ по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо
от их ведомственной и национальной принадлежности
Зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г.
Регистрационный N 13917
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2,
ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47,
ст. 5481) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме
организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их
ведомственной и национальной принадлежности.
Министр И.Е.Левитин
______________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
о функциональной подсистеме организации работ по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и
национальной принадлежности
I. Общие положения
1. Положение о функциональной подсистеме организации работ по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море
с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной
принадлежности (далее - Положение) разработано в соответствии с
федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера"<1>, от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"<2>,
постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций"<3>, от 21 августа 2000 г. N 613
"О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов"<4>, от 15 апреля 2002 г. N 240
"О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской
Федерации"<5>, приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621
"Об утверждении Правил разработки и согласования планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России
14 апреля 2005 г., регистрационный N 6514).
2. Функциональная подсистема объединяет органы управления,
силы и средства организаций, находящихся в ведении Федерального
агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот),
организаций независимо от ведомственной и национальной
принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море,
континентальном шельфе и исключительной экономической зоне
Российской Федерации, и иных организаций, в полномочия которых
входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов в море.
3. Функциональная подсистема действует на федеральном,
региональном и объектовом уровнях.
4. Деятельность функциональной подсистемы основана на
взаимодействии органов управления и сил организаций, находящихся в
ведении Росморречфлота, с организациями независимо от ведомственной
и национальной принадлежности, осуществляющими разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку,
хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах,
территориальном море, континентальном шельфе и исключительной
экономической зоне Российской Федерации (далее - морские
акватории), и иными организациями, в полномочия которых входит
решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов в море.
______________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994,
N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006,
N 50, ст. 5284; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341; N 33, ст. 3348; N 46,
ст. 4537; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607; N 45,
ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. I), ст. 15; N 19, ст. 1752;
2008, N 18, ст. 1938.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2,
ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47,
ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,
N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
N 16, ст. 1569.
II. Цели и задачи функциональной подсистемы
5. Целями деятельности функциональной подсистемы являются:
предотвращение (снижение риска возникновения) чрезвычайных
ситуаций, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов
в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и
национальной принадлежности (далее - ЧС);
эффективное применение сил и средств при локализации и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
6. Задачами функциональной подсистемы являются:
планирование и организация работ и мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее
- ЛРН) в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и
национальной принадлежности;
организация разработки и реализации плана по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на
федеральном уровне (далее - федеральный план), региональных
(бассейновых) планов по предупреждению и ЛРН в море (далее -
региональные планы), планов по предупреждению и ЛРН администраций
морских портов;
согласование и утверждение в установленном порядке планов
организаций независимо от ведомственной и национальной
принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на
морских акваториях;
организация подготовки морских аварийно-спасательных служб и
аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ(н) и спасателей к
действиям по ЛРН;
участие в аттестации в установленном порядке морских АСФ(н);
поддержание в готовности сил и средств АСФ(н) и организация их
применения;
планирование и организация взаимодействия с АСФ(н) других
федеральных органов исполнительной власти с учетом их дислокации;
контроль за состоянием технических средств ЛРН и готовностью
АСФ(н), находящихся в ведении Росморречфлота;
совершенствование и развитие функциональной подсистемы,
оснащение ее современными специализированными судами и техническими
средствами;
оказание методической помощи организациям в области охраны
морской среды и обеспечения выполнения ими национального
законодательства и обязательств по международным договорам в этой
области;
реализация двусторонних и многосторонних международных
договоров о сотрудничестве в борьбе с загрязнениями моря нефтью и
нефтепродуктами;
участие в подготовке нормативных правовых актов в области
предупреждения и ЛРН в море;
организация мониторинга за загрязнением окружающей среды на
объектах морского транспорта и объектах организаций независимо от
ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих
разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение нефти на морских акваториях;
определение мест убежищ для судов, осуществляющих
транспортировку нефти и терпящих бедствие в море.
III. Организация, состав сил и средств функциональной подсистемы
7. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет
Росморречфлот.
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации
в области ЛРН в море и готовностью к применению сил и средств
функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по
надзору в сфере транспорта.
Органами повседневного управления функциональной подсистемы
являются:
на федеральном уровне - федеральное государственное учреждение
"Государственная морская аварийная и спасательно-координационная
служба России" (далее - ФГУ "Госморспасслужба России"),
осуществляющая управление через государственный морской
спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);
на региональном уровне - морские спасательно-координационные
центры (МСКЦ), морские спасательные подцентры (МСПЦ) и
диспетчерские службы бассейновых аварийно-спасательных управлений
(БАСУ), управлений аварийно-спасательных и подводно-технических
работ (УАСПТР);
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы
организаций морского транспорта, морских портов, филиалов ФГУП
"Росморпорт", судоходных компаний и других организаций независимо
от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих
разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение нефти на морских акваториях.
Размещение органов управления функциональной подсистемы в
зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или
подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами
управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения,
поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
8. Росморречфлот является постоянно действующим органом
управления на федеральном уровне и осуществляет следующие функции
по руководству функциональной подсистемой:
организует проведение работ по предупреждению и ЛРН в море с
судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной
принадлежности;
согласовывает федеральный и региональные планы;
запрашивает и получает в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН;
привлекает в установленном порядке для решения вопросов
предупреждения и ЛРН научные и иные организации, ученых и
специалистов;
создает совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) по вопросам предупреждения и ЛРН.
9. ФГУ "Госморспасслужба России" является органом
повседневного управления функциональной подсистемой на федеральном
уровне и осуществляет следующие функции по непосредственному
руководству функциональной подсистемой:
организует и проводит на морских бассейнах работы по
предупреждению и ЛРН, включая проведение мероприятий, вытекающих из
международных обязательств Российской Федерации;
предоставляет информационные, консультативные, методические
услуги в области работ по предупреждению и ЛРН;
несет круглосуточную оперативно-дежурную службу;
организует и контролирует на морских бассейнах обеспечение
силами и средствами БАСУ и УАСПТР аварийно-спасательной готовности
и готовности к ЛРН (далее - АС/ЛРН-готовность), а также
устанавливает уровень этой готовности;
организует и контролирует проведение силами и средствами БАСУ
и УАСПТР работ по ЛРН в море с судов и объектов независимо от их
ведомственной и национальной принадлежности;
в случаях крупномасштабных разливов, превышающих
технологические возможности БАСУ и УАСПТР, готовит предложения о
привлечении к этим работам сил и средств других организаций, а
также соответствующих служб иностранных государств в рамках
международных договоров Российской Федерации;
разрабатывает федеральный план;
осуществляет рассмотрение и подготовку заключений по планам по
предупреждению и ЛРН организаций независимо от ведомственной и
национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений,
добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти
на морских акваториях;
участвует в разработке планов взаимодействия морских и
авиационных спасательных служб федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации по проведению поисково-спасательных
операций и работ по ЛРН в море;
организует через ГМСКЦ сбор и обработку донесений от
организаций морского и речного транспорта об аварийных случаях и
происшествиях на предприятиях отрасли в сфере морского транспорта;
участвует в работе международных организаций и осуществляет
сотрудничество с организациями иностранных государств;
проводит переговоры и участвует в заключении контрактов с
иностранными организациями на поставку и сервисное обслуживание
технических средств для ликвидации разливов нефти, поисковой,
аварийно-спасательной и водолазной техники, а также контрактов на
внедрение экологически чистых технологий;
принимает участие в расследовании случаев нарушений судами и
объектами морского транспорта требований международных договоров
Российской Федерации в части охраны окружающей среды, осуществляет
анализ и учет этих случаев;
организует и контролирует проведение учений с целью отработки
совместных действий при проведении морских поисковых и
аварийно-спасательных работ, а также работ по ЛРН в море с
привлечением взаимодействующих российских и иностранных
организаций;
организует привлечение организаций, имеющих необходимые
технические (технологические) возможности независимо от их
ведомственной принадлежности к ликвидации последствий морских
аварий, координирует их действия;
обобщает передовой опыт выполнения поисковых,
аварийно-спасательных, буксировочных и водолазных работ, работ по
ЛРН в море в Российской Федерации и за рубежом, готовит материалы
информационного и рекламного характера по этим работам;
участвует в разработке предложений по развитию и размещению
БАСУ, УАСПТР, МСКЦ и МСПЦ, определении количества и дислокации их
сил и средств, контролирует уровень их технической оснащенности;
участвует в работе межведомственной комиссии по аттестации
аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных
учреждений по их подготовке и центральной комиссии по аттестации
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и
спасателей транспортного комплекса.
10. Федеральные государственные унитарные предприятия БАСУ -
Мурманское, Балтийское, Дальневосточное и Сахалинское и федеральные
государственные унитарные предприятия УАСПТР - Новороссийское и
Северо-Каспийское и их филиалы являются постоянно действующими
органами управления функциональной подсистемы на региональном
уровне и осуществляют следующие функции по организации и выполнению
работ по предупреждению и ЛРН в соответствующих региональных
(бассейновых) зонах ответственности:
обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности по
ЛРН в море в соответствии с обязательствами Российской Федерации по
международным конвенциям и решениями Правительства Российской
Федерации и на договорной основе с российскими и иностранными
организациями;
проведение аварийно-спасательных и судоподъемных работ, работ
по ЛРН в море, на внутренних водных путях, в морских и речных
портах;
осуществляют подводно-технические (водолазные) работы в
Российской Федерации и за ее пределами, включая работы по разведке
нефтяных месторождений и обслуживание буровых работ;
согласовывают планы организаций независимо от ведомственной и
национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений,
добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и
использование нефти на морских акваториях по предупреждению и ЛРН в
море для ЧС регионального и федерального уровней в соответствующих
региональных (бассейновых) зонах ответственности;
участвуют в разработке и согласовании федерального и
региональных планов в зонах своей ответственности по предупреждению
и ЛРН в море;
участвуют в международных мероприятиях по предупреждению и
ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного
характера;
организуют проведение комплексных учений и штабных тренировок
по отработке действий по ЛРН.
11. Федеральные государственные учреждения - администрации
морских портов являются постоянно действующими органами управления
функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют
следующие функции по организации и выполнению работ по
предупреждению и ЛРН в зонах ответственности морских портов:
осуществляют контроль за технической эксплуатацией портовых
сооружений и объектов в части обеспечения безопасной обработки и
хранения грузов, а также погрузки и разгрузки судов в морском
порту;
организуют взаимодействие МСКЦ, МСПЦ с ГМСКЦ ФГУ
"Госморспасслужба России" и АСФ(н);
руководят мероприятиями по предотвращению загрязнения
акватории морского порта отходами производства и потребления,
сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными
и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды
веществами и по ликвидации последствий такого загрязнения;
организуют несение аварийно-спасательной готовности и
готовности по ЛРН (далее - АСГ/ЛРН) во взаимодействии с ФГУ
"Госморспасслужба России" и ФГУП "Росморпорт";
осуществляют контроль за обеспечением экологической
безопасности в морских портах;
организуют в морских портах проведение организациями морского
транспорта мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера и осуществляют контроль за их выполнением;
разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы
администраций морских портов по предупреждению и ЛРН в море;
согласовывают планы и календарные планы организаций независимо
от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих
разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение и использование нефти на морских
акваториях, по предупреждению и ЛРН в море для ЧС локального уровня
в соответствующих зонах ответственности.
12. ФГУП "Росморпорт" и его филиалы являются постоянно
действующими органами управления функциональной подсистемы на
объектовом уровне и осуществляют следующие функции по
предупреждению и ЛРН в море на своих объектах:
оказывают услуги судам на подходах и непосредственно в
акватории морских портов по организации и обеспечению бункеровки
судов топливом, сбору судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их
очистке;
принимают участие в проведении аварийно-спасательных работ;
принимают участие в проведении работ по ликвидации последствий
загрязнения акваторий и территорий морских портов;
взаимодействуют с ФГУ "Госморспасслужба России" и
администрациями морских портов по организации и несению
АС/ЛРН-готовности по ЛРН.
13. Федеральные государственные образовательные учреждения
высшего профессионального образования, находящиеся в ведении
Росморречфлота, осуществляют функции по подготовке и обучению
морских АСФ(н) и спасателей.
14. Координационными органами функциональной подсистемы
являются:
на федеральном и региональном уровнях - комиссия по
чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее -
КЧС) Росморречфлота;
на объектовом уровне - КЧС организаций, находящихся в ведении
Росморречфлота, КЧС организаций независимо от ведомственной и
национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений,
добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти
на морских акваториях.
15. Компетенция КЧС, а также порядок принятия ими решений
определяются положением о них или в решениях об их образовании.
КЧС Росморречфлота возглавляется руководителем Росморречфлота.
КЧС организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, КЧС
организаций независимо от ведомственной и национальной
принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов на морских акваториях, возглавляется руководителем
организации или его заместителем.
16. Основу сил и средств постоянной готовности функциональной
подсистемы составляют морские профессиональные АСФ(н) федеральных
государственных унитарных предприятий "Мурманское бассейновое
аварийно-спасательное управление", "Балтийское бассейновое
аварийно-спасательное управление", "Сахалинское бассейновое
аварийно-спасательное управление", "Дальневосточное бассейновое
аварийно-спасательное управление", "Новороссийское управление
аварийно-спасательных и подводно-технических работ",
"Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и
подводно-технических работ", их филиалов, а также МСКЦ и МСПЦ.
17. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся
имеющиеся в составе БАСУ, УАСПТР и их филиалов многоцелевые,
спасательные и специализированные суда, катера и плавсредства,
предназначенные для работ по ЛРН, морские специализированные
подразделения, укомплектованные подготовленным и аттестованным в
установленном порядке персоналом и оснащенные оборудованием и
техническими средствами ЛРН в море, а также силы и средства
собственных или привлекаемых по договору морских профессиональных
АСФ(н) организаций независимо от ведомственной и национальной
принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на
морских акваториях, привлекаемых к мероприятиям по ЛРН в
соответствии с планами по предупреждению и ЛРН в море.
18. В целях поддержания постоянной готовности органов
управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению
поставленных задач для оперативного реагирования на разливы нефти
на морских бассейнах, в БАСУ, УАСПТР, а также в морских портах
должно быть организовано круглосуточное дежурство сил и средств ЛРН
(далее - силы постоянной готовности) в соответствии с Положением об
организации аварийно-спасательного обеспечения на морском
транспорте, утвержденным приказом Минтранса России от 7 июня
1999 г. N 32<1>. В зоне ответственности каждого БАСУ, УАСПТР на
дежурстве должно находиться многоцелевое спасательное судно или
буксирно-спасательное судно с оборудованием ЛРН,
морспецподразделение по ЛРН с соответствующим оборудованием,
вспомогательные суда и плавсредства.
Состав и структура федеральных сил постоянной готовности
определяются Росморречфлотом на основании предложений ФГУ
"Госморспасслужба России", БАСУ и УАСПТР исходя из возложенных на
них задач по предупреждению и ЛРН с учетом требований
законодательства Российской Федерации.
19. Организации независимо от ведомственной и национальной
принадлежности, осуществляющие разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на
морских акваториях, обеспечивают поддержание в готовности сил и
средств собственных АСФ(н) или привлекаемых по договорам морских
профессиональных АСФ(н), их взаимодействие с органами управления и
силами функциональной подсистемы в соответствии с планами по
предупреждению и ЛРН в море.
______________
<1> По заключению Минюста России от 1 сентября 1999 г.
N 7127-ЭР в государственной регистрации не нуждается.
IV. Реализация целей и задач функциональной подсистемы
20. Применение сил и средств функциональной подсистемы
осуществляется на основе соответствующих планов по предупреждению и
ЛРН в море:
федерального плана - при разливах нефти и нефтепродуктов
федерального уровня, которым предусматривается возможное
перемещение ресурсов ЛРН с одного морского бассейна (региона) на
другой, а также привлечение международных ресурсов;
региональных планов - при разливах нефти и нефтепродуктов
регионального уровня, которыми предусматривается возможность
использования ресурсов ЛРН соответствующего региона (бассейна),
основу которых представляют силы и средства соответствующего БАСУ,
УАСПТР;
планов по предупреждению и ЛРН администраций морских портов -
при разливах нефти и нефтепродуктов в зонах ответственности
соответствующих администраций морских портов;
планов по предупреждению и ЛРН организаций - при разливах
нефти и нефтепродуктов на объектах организаций независимо от
ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих
разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на морских
акваториях.
21. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и
нефтепродуктов, обязаны создавать собственные формирования
(подразделения) для ЛРН, проводить аттестацию указанных
формирований в соответствии с законодательством Российской
Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или
заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными
формированиями (службами), выполняющими работы по ЛРН, имеющими
соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном
порядке<1>.
22. При отсутствии угрозы возникновения ЧС в море органы
управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме
повседневной деятельности.
Решениями руководителей Росморречфлота, других органов
управления и сил функциональной подсистемы, на территории которых
могут возникнуть или возникли ЧС в море либо к полномочиям которых
отнесена ликвидация ЧС в море, для соответствующих органов
управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться
один из следующих режимов функционирования:
1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
2) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и
ликвидации ЧС.
Решениями о введении для органов управления и сил
функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима
ЧС определяются:
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима
повышенной готовности или режима ЧС;
границы морской акватории, на которой может возникнуть разлив
нефти или площадь морской акватории, подверженной загрязнению
нефтью;
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ЛРН
в море;
перечень мер по защите населения, прибрежных объектов, а также
особо уязвимых морских районов;
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий
по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ЛРН.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для
введения режима повышенной готовности или ЧС, руководители
соответствующих органов и организаций отменяют установленные режимы
функционирования органов управления и сил функциональной
подсистемы.
23. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами
функциональной подсистемы, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния морского судоходства, деятельности по
разведке месторождений, добыче нефти, а также переработке,
транспортировке, хранению нефти и нефтепродуктов на морских
акваториях, прогнозирование рисков разливов нефти в море;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в
области охраны морской среды от разливов нефти, а также защиты
населения и территорий от ЧС, связанных с разливами нефти и
нефтепродуктов, и обеспечение пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств
функциональной подсистемы по предупреждению и ЛРН в море,
организация подготовки и обеспечения их деятельности;
организация работы по разработке, согласованию, утверждению и
корректировке (переработке) в установленном порядке соответствующих
планов по предупреждению и ЛРН в море;
подготовка и обучение АСФ(н) и спасателей по вопросам
предупреждения и ЛРН в море;
взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями других
федеральных органов исполнительной власти по вопросам
предупреждения и ЛРН в море;
проведение учений по ЛРН, в том числе международных;
сотрудничество с другими государствами в области охраны
морской среды в рамках двусторонних и многосторонних международных
договоров и соглашений Российской Федерации;
участие в работе Международной морской организации (ИМО) и в
работе международных региональных организаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
разливов нефти и нефтепродуктов и обеспечение пожарной
безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением
резервов материальных ресурсов для ликвидации ЛРН в море;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ
и мер по ЛРН на море;
ведение статистической отчетности о проведении операций по
ЛРН, участие в расследовании причин аварий и катастроф на море,
связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, а также выработка мер
по устранению причин подобных аварий и катастроф;
2) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием морского судоходства,
деятельностью по разведке месторождений, добыче нефти, а также
переработке, транспортировке, хранению нефти на морских акваториях,
прогнозирование рисков разливов нефти и нефтепродуктов в море и их
последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства
руководителей и должностных лиц органов управления и сил
функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и
силам функциональной подсистемы, заинтересованным органам власти и
организациям данных о прогнозируемых разливах нефти и
нефтепродуктов в море;
принятие оперативных мер по предупреждению и готовности к
локализации разливов нефти и нефтепродуктов в море, снижению
возможного ущерба в случае его возникновения, а также повышению
устойчивости и безопасности функционирования соответствующих
организаций при разливах нефти и нефтепродуктов;
уточнение соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в
море;
приведение при необходимости сил и средств функциональной
подсистемы в готовность к реагированию на разливы нефти и
нефтепродуктов на море, формирование оперативных групп и
организация выдвижения их в предполагаемые районы действия;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов,
созданных для ЛРН в море;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также
населения о разливе нефти и нефтепродуктов в море;
организация круглосуточного дежурства руководителей и
должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
непрерывный контроль за состоянием морского судоходства,
деятельностью по разведке месторождений, добыче нефти, а также
переработке, транспортировке, хранению нефти на морских акваториях
в районе ЧС;
прогнозирование распространения нефтяных загрязнений при
разливах нефти и нефтепродуктов в море и их последствий;
организация работ по локализации и ЛРН в море и всестороннему
обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы;
наращивание сил и средств в случае необходимости для ЛРН;
организация работ по защите особо уязвимых морских районов;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в
зоне разлива нефти и о ходе проведения работ по его ликвидации;
подготовка и обращение при необходимости за помощью к
сопредельным государствам в рамках двусторонних и многосторонних
международных договоров и соглашений Российской Федерации в области
охраны морской среды;
поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными
органами исполнительной власти и организациями по вопросам ЛРН в
море;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению сотрудников при
ЛРН.
24. При ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в режиме ЧС
создаются:
на федеральном уровне - федеральный штаб руководства операцией
в соответствии с федеральным планом;
на региональном уровне - штабы руководства операцией в
соответствии с региональными планами;
на объектовом уровне - штабы руководства операцией объектов
морского транспорта и организаций независимо от ведомственной и
национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений,
добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти
на морских акваториях, в соответствии с планами организаций по
предупреждению и ЛРН в море.
25. В режиме чрезвычайного положения, вводимого в соответствии
с законодательством Российской Федерации, органы управления и силы
функциональной подсистемы функционируют с учетом особого правового
режима деятельности органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций.
26. Взаимодействие при проведении операций по ЛРН на морских
бассейнах организуется и осуществляется в соответствии с
федеральным планом, соответствующими региональными и объектовыми
планами по предупреждению и ЛРН в море.
Взаимодействие с соответствующими спасательными службами
иностранных государств при ЛРН осуществляется согласно действующим
двусторонним и многосторонним международным договорам Российской
Федерации по сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и
нефтепродуктами и планам совместных действий, разработанных в
рамках этих договоров.
______________
<1> Абзац второй пункта 4 Правил организации мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240.
V. Система связи, оповещения и информационного обеспечения
27. Организацию информационного обеспечения функциональной
подсистемы осуществляют ГМСКЦ ФГУ "Госморспасслужба России",
МСКЦ и МСПЦ.
Глобальная морская система связи при бедствии и для
обеспечения безопасности обеспечивает прием оповещений о разливах
нефти и нефтепродуктов в море, связь судов с МСКЦ и МСПЦ, штабами
руководства операциями при проведении операций по ЛРН в море, а
также передачу судам информации по безопасности мореплавания.
28. Оповещение о загрязнении моря нефтью и нефтепродуктами
производится в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской
Федерации информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
24 марта 1997 г. N 334<1>, а также Инструкцией о порядке передачи
сообщений о загрязнении морской среды, утвержденной Минприроды
России, Минтрансом России и Роскомрыболовства<2>.
29. В соответствующих планах по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов в море должны быть предусмотрены
схемы связи и оповещения при ЛРН, организация информационного
обеспечения в зоне разлива нефти и нефтепродуктов, прогнозирования
развития нефтяного загрязнения и ожидаемых его последствий.
30. Взаимное оповещение соответствующих служб сопредельных
государств о фактах нефтяного загрязнения и ходе проведения работ
по ЛРН осуществляется в соответствии с действующими двусторонними и
многосторонними международными договорами Российской Федерации по
сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и
нефтепродуктами.
______________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 13, ст. 1545.
<2> Зарегистрирована Минюстом России 14 июня 1994 г.,
регистрационный N 598.
VI. Финансовое обеспечение
31. Финансовое обеспечение деятельности функциональной
подсистемы и мероприятий по ЛРН в организациях, находящихся в
ведении Росморречфлота, осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС
за счет собственных средств<1>.
Финансирование целевых программ в области предупреждения и ЛРН
и обеспечения устойчивого функционирования организаций (объектов),
находящихся в ведении Росморречфлота, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации
ЧС из резервного фонда Правительства Российской Федерации по
предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий
осуществляется в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке
выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства
Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4822; 2009,
N 9, ст. 1123).
______________
<1> Абзац второй пункта 34 Положения о единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2003 г. N 794.
______________