П Р И К А З
Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 16 июня 2003 г. N 19
Об утверждении Правил перевозок
железнодорожным транспортом грузов
в открытом подвижном составе
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
19 июня 2003 г. Регистрационный N 4740
(В редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 19.08.2009 г. N 138)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным
транспортом грузов в открытом подвижном составе.
2. Признать утратившим силу приказ МПС России от 29 марта
1999 г. N 15Ц "Об утверждении Правил перевозок грузов на
железнодорожном транспорте в открытом подвижном составе"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября 1999 г.,
регистрационный N 1977).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
___________
П Р А В И Л А
перевозок железнодорожным транспортом
грузов в открытом подвижном составе
Утверждены приказом МПС России от 16 июня 2003 г. N 19
(В редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 19.08.2009 г. N 138)
Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3
Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее -
Устав) и регулируют условия перевозок железнодорожным транспортом
грузов в открытом подвижном составе.
1. К перевозке железнодорожным транспортом в открытом
железнодорожном подвижном составе (полувагон, платформа)
допускаются грузы, включенные в соответствующий перечень,
утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации. (В
редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 19.08.2009 г. N 138)
Наименования грузов, указанных в перечне, соответствуют
Алфавитному перечню грузов Единой тарифно-статистической
номенклатуры грузов (АЕТСНГ).
2. К перевозке в открытом подвижном составе допускаются:
тарно-штучные грузы, которые по своим размерам и массе не могут
перевозиться в других видах вагонов, в контейнерах; грузы,
перевозимые навалом и насыпью, не требующие защиты от атмосферных
осадков.
3. В открытом подвижном составе не допускается перевозка
грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под
влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть
повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение
работы рельсовых цепей либо стать источником аварийных ситуаций.
4. Род и вид открытого подвижного состава выбирается
грузоотправителем в зависимости от свойств груза, вида применяемых
для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов.
При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ должны
выполняться требования ГОСТ 22235-76, нормативных правовых актов,
содержащих требования по обеспечению сохранности вагонов.
5. Размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе
производится в соответствии с действующими на железнодорожном
транспорте техническими условиями размещения и крепления грузов в
вагонах и контейнерах, утверждаемыми Министерством транспорта
Российской Федерации. (В редакции Приказа Министерства транспорта
Российской Федерации от 19.08.2009 г. N 138)
6. Для упаковки груза, перевозимого в открытом подвижном
составе, в зависимости от его свойств применяется транспортная
тара, отвечающая требованиям соответствующих стандартов,
технических условий. Применение легкогорючих материалов для
упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном
составе не допускается.
7. Перевозка в открытом подвижном составе опасных грузов
производится в соответствии с правилами перевозок опасных грузов
железнодорожным транспортом.
Перевозка автотракторной техники в открытом подвижном составе
производится с соблюдением требований правил перевозок
железнодорожным транспортом автотракторной техники.
8. Лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них
предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе в
подготовленном в соответствии со стандартами состоянии,
обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных
материалов, очищенными от вредных химических веществ. (В редакции
Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 19.08.2009 г. N 138)
Лом, отходы цветных металлов и сплавы из них предъявляются к
перевозке в открытом подвижном составе только спрессованными в
пакеты массой не менее 300 кг или в специализированных контейнерах.
При предъявлении указанных грузов к перевозке грузоотправитель
прикладывает к перевозочным документам подписанный им и
датированный днем погрузки груза документ, удостоверяющий, что груз
находится в безопасном для железнодорожной перевозки состоянии,
металлолом обезврежен от огневзрывоопасных материалов, а также
документ о радиационной безопасности груза, выданный в
установленном порядке. (Дополнен - Приказ Министерства транспорта
Российской Федерации от 19.08.2009 г. N 138)
9. Перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции,
грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка
предъявленного груза в открытом подвижном составе не вызовет его
потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды.
Если при исправности платформы или кузова вагона потери груза
возможны через конструктивные зазоры, то грузоотправитель принимает
дополнительные меры против просыпания для обеспечения сохранности
груза.
10. При погрузке в открытый подвижной состав грузов,
содержащих мелкие фракции, грузоотправителем принимаются меры,
предотвращающие выдувание мелких частиц груза при движении, а также
осыпание груза в случаях погрузки его выше уровня бортов вагонов (с
"шапкой"). Указанные меры разрабатываются грузоотправителем для
каждого вида груза. Поверхность груза во всех случаях, кроме
сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные
установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена
в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной с
перевозчиком инструкцией. При этом "шапка" должна иметь в
поперечном сечении форму трапеции. Нижнее основание "шапки" после
уплотнения груза не должно быть выше уровня бортов кузова вагона.
Для разравнивания и уплотнения грузов в вагонах могут
применяться механизированные установки и другие приспособления по
согласованию с владельцами вагонов. (В редакции Приказа
Министерства транспорта Российской Федерации
от 19.08.2009 г. N 138)
11. В случаях погрузки минерально-строительных грузов выше
бортов вагона основание "шапки" груза должно быть ниже уровня
бортов не менее чем на 50 мм.
12. Уплотнение грузов механизированными установками и
применение других способов должны обеспечивать сохранность грузов и
вагонов в соответствии с ГОСТ 22235-76.
13. Грузы, подвергающиеся смерзанию, должны подготавливаться
и перевозиться в соответствии с настоящими Правилами с учетом
особенностей, предусмотренных правилами перевозок смерзающихся
грузов железнодорожным транспортом. (В редакции Приказа
Министерства транспорта Российской Федерации
от 19.08.2009 г. N 138)
___________