Расширенный поиск

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2009 № 423

 



                            П Р И К А З

       Министерства образования и науки Российской Федерации
                    от 16 октября 2009 г. N 423

   О реализации постановления Правительства Российской Федерации
                    от 19 августа 2009 г. N 667

         Зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2009 г.
                      Регистрационный N 15332


     В соответствии  с  пунктом   3   постановления   Правительства
Российской  Федерации  от  19  августа 2009 г.  N 667 "О проведении
эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных
учреждениях  среднего профессионального и высшего профессионального
образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,
N 35, ст. 4232) приказываю:
     1. Утвердить:
     перечень укрупненных   групп   специальностей   и  направлений
подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период
эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных
учреждениях среднего профессионального и высшего  профессионального
образования  основные  профессиональные  образовательные  программы
прикладного бакалавриата (приложение N 1);
     порядок и     критерии    конкурсного    отбора    федеральных
государственных      образовательных      учреждений       среднего
профессионального   и  высшего  профессионального  образования  для
участия в  эксперименте  по  созданию  прикладного  бакалавриата  в
образовательных  учреждениях  среднего  профессионального и высшего
профессионального образования (приложение N 2);
     требования к  структуре,  условиям  реализации  и  результатам
освоения   основных   профессиональных   образовательных   программ
прикладного бакалавриата (приложение N 3).
     2. Департаменту   государственной   политики   в   образовании
(Реморенко И.М.):
     организовать нормативно-правовое  и  методическое  обеспечение
проведения  эксперимента  по  созданию  прикладного  бакалавриата в
образовательных учреждениях среднего  профессионального  и  высшего
профессионального образования;
     представлять в  2010-2013  годах  ежегодно,  до  1  ноября,  в
Правительство  Российской  Федерации  доклад о ходе эксперимента по
созданию прикладного  бакалавриата  в  образовательных  учреждениях
среднего профессионального и высшего профессионального образования;
     обобщить до 1 ноября 2014 г.  итоги проведения эксперимента по
созданию  прикладного  бакалавриата  в  образовательных учреждениях
среднего профессионального и высшего профессионального  образования
и  представить в Правительство Российской Федерации соответствующий
доклад.
     3. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  оставляю за
собой.


     Министр                                             А.Фурсенко


                           ____________



     Приложение N 1


                          П Е Р Е Ч Е Н Ь
   укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в
       рамках которых разрабатываются и реализуются в период
        эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в
      образовательных учреждениях среднего профессионального
         и высшего профессионального образования основные
      профессиональные образовательные программы прикладного
                           бакалавриата

     1. 030000 Гуманитарные науки
     2. 040000 Социальные науки
     3. 050000 Образование и педагогика
     4. 080000 Экономика и управление
     5. 140000   Энергетика,   энергетическое   машиностроение    и
электротехника
     6. 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
     7. 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника
     8. 200000 Приборостроение и оптотехника
     9. 210000 Электронная техника, радиотехника и связь
     10. 220000 Автоматика и управление
     11. 230000 Информатика и вычислительная техника
     12. 240000 Химическая и биотехнологии


                           ____________



     Приложение N 2


                        ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ
  конкурсного отбора федеральных государственных образовательных
          учреждений среднего профессионального и высшего
    профессионального образования для участия в эксперименте по
        созданию прикладного бакалавриата в образовательных
              учреждениях среднего профессионального
              и высшего профессионального образования

                        I. Общие положения

     1. Настоящий  Порядок  определяет   процедуру   проведения   и
критерии    конкурсного    отбора    федеральных    государственных
образовательных учреждений  среднего  профессионального  и  высшего
профессионального   образования   для  участия  в  эксперименте  по
созданию прикладного  бакалавриата  в  образовательных  учреждениях
среднего  профессионального и высшего профессионального образования
(далее - эксперимент).
     2. Конкурсный      отбор      федеральных      государственных
образовательных учреждений  среднего  профессионального  и  высшего
профессионального образования (далее - конкурс) проводится с целью:
     разработки и апробации  на  базе  федеральных  государственных
образовательных  учреждений  среднего  профессионального  и высшего
профессионального  образования  структуры  и  содержания   основных
профессиональных  образовательных программ прикладного бакалавриата
(далее - программы прикладного бакалавриата);
     отработки условий  и  технологии  организации образовательного
процесса при реализации программ прикладного бакалавриата;
     апробации форм    и    условий    взаимодействия   федеральных
государственных      образовательных      учреждений       среднего
профессионального   и   высшего   профессионального  образования  и
работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата;
     повышения эффективности     и    качества    профессионального
образования в соответствии с потребностями рынка труда и повышением
коэффициента трудоустройства выпускников.
     3. Конкурс является открытым.
     Участниками конкурса  могут  быть  федеральные государственные
образовательные учреждения  среднего  профессионального  и  высшего
профессионального  образования,  имеющие  лицензии на право ведения
образовательной  деятельности  и  свидетельства  о  государственной
аккредитации  по  специальностям  и  (или) направлениям подготовки,
входящим в перечень укрупненных групп специальностей и  направлений
подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период
эксперимента  программы  прикладного   бакалавриата,   утверждаемый
Министерством  образования  и науки Российской Федерации,  подавшие
заявку на участие в конкурсе в соответствии  с  настоящим  Порядком
(далее - образовательное учреждение).
     К заявке на участие в конкурсе (далее  -  заявка)  прилагаются
разработанная     образовательным     учреждением    совместно    с
работодателями программа  прикладного  бакалавриата,  включающая  в
себя   перечень   требований   к   результатам  освоения  программы
прикладного бакалавриата,  учебный план,  рабочие программы учебных
дисциплин  (модулей),  а  также  требования  к  условиям реализации
программы прикладного бакалавриата.
     Образовательное учреждение имеет право подать одну заявку.

                      II. Критерии конкурса

     4. Победители  конкурса  из числа образовательных учреждений -
участников конкурса отбираются по следующим критериям:
     соответствие разработанной     образовательным     учреждением
совместно  с  работодателями  программы  прикладного   бакалавриата
требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения
программ   прикладного   бакалавриата,   установленным    настоящим
приказом;
     существующее состояние  качества  подготовки  специалистов   и
взаимодействия образовательного учреждения с работодателями.
     5. Соответствие программы прикладного бакалавриата требованиям
к  структуре,  условиям  реализации и результатам освоения программ
прикладного   бакалавриата,   установленным   настоящим   приказом,
оценивается по следующим характеристикам:
     5.1. Соответствие     содержания     программы     прикладного
бакалавриата требованиям к структуре и условиям реализации программ
прикладного бакалавриата.
     5.2. Соответствие  результатов  освоения программы прикладного
бакалавриата требованиям работодателей,  подтвержденное заявками на
подготовку  кадров,  гарантией  предоставления мест для прохождения
учебной и производственной практик и последующего трудоустройства.
     5.3. Использование    новых   форм   и   методов   организации
образовательного процесса в соответствии с требованиями современных
производственных  и  образовательных  технологий,  необходимых  для
реализации программы прикладного бакалавриата.
     5.4. Создание  системы  контроля  за реализацией и достижением
результатов программы прикладного  бакалавриата,  в  том  числе  со
стороны работодателей.
     5.5. Планируемое  участие  работодателей   в   образовательном
процессе,    итоговой   аттестации   выпускников   образовательного
учреждения и аттестации педагогических работников  образовательного
учреждения.
     6. Существующее состояние качества подготовки  специалистов  и
взаимодействия   образовательного   учреждения   с   работодателями
оценивается по следующим характеристикам:
     6.1. Эффективность  системы  управления  и контроля качества в
образовательном учреждении.
     6.2. Качественный состав педагогических кадров.
     6.3. Использование информационных технологий в образовательном
процессе и управлении образовательным учреждением.
     6.4. Востребованность выпускников на рынке труда.
     6.5. Уровень развития договорных отношений с работодателями по
предоставлению  современных  баз  практик,  мест   для   проведения
практических занятий и производственного обучения, а также мест для
стажировок педагогических работников и  мастеров  производственного
обучения;  участие работодателей в образовательном процессе, оценке
качества подготовки выпускников (итоговой аттестации).
     Оценка данного критерия осуществляется в динамике за три года,
предшествующих проведению конкурса.
     7. По   характеристикам   критерия,   указанного  в  пункте  5
настоящего Порядка,  максимальный  суммарный  балл  при  экспертизе
составляет 800 баллов.
     По характеристикам критерия,  указанного в пункте 6 настоящего
Порядка,  максимальный суммарный балл при экспертизе составляет 200
баллов.

               III. Организация проведения конкурса

     8. Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации:
     устанавливает сроки проведения конкурса;
     объявляет конкурс;
     создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав;
     обеспечивает работу конкурсной комиссии;
     на основании  решения  конкурсной комиссии утверждает перечень
образовательных учреждений - победителей конкурса.
     9. Федеральное агентство по образованию:
     создает экспертную комиссию и утверждает ее состав;
     обеспечивает работу экспертной комиссии;
     утверждает список   сторонних   экспертов    и    организаций,
привлекаемых  к  проведению  экспертизы  заявок,  и обеспечивает их
работу;
     ведет прием и учет заявок;
     обеспечивает сохранность   заявок   и   прилагаемых   к    ним
документов,  а  также  конфиденциальность  полученной  информации и
результатов экспертизы;
     извещает о результатах конкурса его победителей.
     10. Конкурсная комиссия:
     рассматривает и  утверждает  протоколы  экспертной комиссии об
итогах приема заявок, об определении участников конкурса;
     рассматривает результаты    экспертизы,   формирует   перечень
образовательных учреждений - победителей конкурса;
     запрашивает в  случае  необходимости дополнительные сведения у
экспертной  комиссии,  Федерального   агентства   по   образованию,
Федеральной  службы  по надзору  в сфере образования и науки,  иных
федеральных органов исполнительной власти,  имеющих в своем ведении
образовательные учреждения.
     11. Экспертная комиссия:
     осуществляет процедуры   вскрытия   конвертов   с  заявками  и
определения участников конкурса;
     организует проведение    экспертизы    программ    прикладного
бакалавриата с привлечением сторонних экспертов;
     по итогам    экспертизы   формирует   список   образовательных
учреждений с указанием суммы набранных баллов;
     оценивает достоверность         данных,         представленных
образовательными учреждениями;
     запрашивает в  случае  необходимости дополнительные сведения у
Федерального  агентства  по  образованию,  Федеральной  службы   по
надзору  в  сфере  образования  и  науки,  иных федеральных органов
исполнительной власти,  имеющих  в  своем  ведении  образовательные
учреждения;
     оформляет протоколы об итогах приема  заявок,  об  определении
участников  конкурса,  результатах  экспертизы  и  передает  их  на
рассмотрение конкурсной комиссии.
     12. Число  членов  конкурсной  и  экспертной комиссий (далее -
комиссии) должно быть нечетным и  составлять  не  менее  9  человек
каждая.
     13. Комиссии вправе осуществлять свои полномочия,  если на  их
заседаниях присутствует не менее 1/2 от списочного состава.
     14. Решения комиссий принимаются простым большинством  голосов
членов комиссий, присутствующих на заседании.
     Решения комиссий оформляются протоколами, которые составляются
в   двух   экземплярах  и  подписываются  всеми  членами  комиссий,
принимавшими участие в заседании.  В протоколах указывается  особое
мнение членов комиссий (при его наличии).
     При равенстве голосов членов комиссий решающим является  голос
председателя   комиссии,   а  при  отсутствии  председателя  -  его
заместителя, председательствовавшего на заседании.

                 IV. Процедура проведения конкурса

     15. Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации
размещает  объявление  о проведении конкурса в официальных печатных
изданиях Министерства образования и   науки Российской Федерации  и
Федерального  агентства  по  образованию,  а  также  на официальных
сайтах Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации  и
Федерального  агентства  по  образованию в сети Интернет не позднее
чем за 30 дней до даты окончания приема заявок.
     16. Объявление о проведении конкурса включает:
     даты и время начала и окончания приема заявок;
     форму заявки,  требования к учебным планам, рабочим программам
учебных дисциплин и модулей;
     адрес приема   заявок  (с  указанием  в  случае  необходимости
времени приема, номера комнаты, номера контактного телефона);
     дату, время и место вскрытия конвертов с заявками.
     17. Образовательное учреждение  не  допускается  к  участию  в
конкурсе, если:
     программа прикладного  бакалавриата  не  входит   в   перечень
укрупненных   групп   специальностей   и   направлений  подготовки,
содержащийся в приложении N 1, утвержденный настоящим приказом;
     образовательным учреждением представлено более одной заявки;
     заявка поступила позже установленного срока  окончания  приема
заявок.
     18. По  окончании  срока  приема  заявок  экспертная  комиссия
оформляет протоколы:
     об итогах приема  заявок  (содержит  полный  перечень  заявок,
включая перечень не допущенных к участию в конкурсе);
     об определении участников конкурса (после вскрытия конвертов с
заявками  и  проверки  их  на  соответствие  требованиям  пункта 17
настоящего Порядка).
     Протоколы об  итогах приема заявок и об определении участников
конкурса утверждаются конкурсной комиссией.
     19. После  утверждения  протокола  об  определении  участников
конкурса экспертной комиссией с  привлечением  сторонних  экспертов
организуется    проведение    экспертизы    программ    прикладного
бакалавриата.
     На основании   результатов   экспертизы   формируется   список
образовательных учреждений - участников конкурса с указанием  суммы
набранных баллов.
     Результаты экспертизы   программ   прикладного    бакалавриата
оформляются   протоколом   с   приложением  списка  образовательных
учреждений  -  участников  конкурса  с  указанием  суммы  набранных
баллов.
     20. Конкурсная комиссия на  основании  результатов  экспертизы
формирует   перечень   образовательных   учреждений  -  победителей
конкурса и представляет его на утверждение Министерству образования
и науки Российской Федерации.
     Министерство образования  и  науки  Российской  Федерации   на
основании   решения   конкурсной   комиссии   утверждает   перечень
образовательных учреждений - победителей конкурса.
     21. Итоги  конкурса  публикуются  Министерством  образования и
науки  Российской  Федерации  в   официальных   печатных   изданиях
Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   и
Федерального агентства  по  образованию,  а  также  размещаются  на
официальных  сайтах  Министерства  образования  и  науки Российской
Федерации и Федерального агентства по образованию в  сети  Интернет
не   позднее   5   дней  после  утверждения  приказом  Министерства
образования и науки Российской  Федерации  перечня  образовательных
учреждений - победителей конкурса.
     22. После  завершения  конкурса   Федеральное   агентство   по
образованию  по  письменному  запросу  участников  конкурса обязано
представить  им  копии  экспертных  заключений  на  их  заявки  без
указания фамилий экспертов.


                           ____________



     Приложение N 3


                        Т Р Е Б О В А Н И Я
      к структуре, условиям реализации и результатам освоения
        основных профессиональных образовательных программ
                     прикладного бакалавриата

        1. Требования к структуре основной профессиональной
        образовательной программы прикладного бакалавриата

     1.1. Основная   профессиональная   образовательная   программа
прикладного   бакалавриата   (далее   -    программа    прикладного
бакалавриата)  является экспериментальной основной профессиональной
образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года.
     1.2. Программы  прикладного  бакалавриата  разрабатываются  по
специальностям  среднего  профессионального  образования  и   (или)
направлениям  подготовки  высшего  профессионального  образования с
учетом профессиональных стандартов (при их наличии).
     1.3. Программа     прикладного    бакалавриата    обеспечивает
профессиональную практико-ориентированную  подготовку,  характерную
для  основных  профессиональных  образовательных  программ среднего
профессионального  образования,  и  профессиональную  теоретическую
подготовку,     характерную     для    основных    профессиональных
образовательных  программ  высшего  профессионального   образования
бакалавриата.
     1.4. Программы   прикладного   бакалавриата    предусматривают
учебные  циклы  (гуманитарный,  социальный  и  экономический циклы;
математический и естественно-научный циклы;  профессиональный цикл)
и   разделы   (физическая   культура;   учебная и  производственная
практики; государственная (итоговая) аттестация).
     Гуманитарный, социальный  и  экономический,  математический  и
естественно-научный циклы состоят из учебных дисциплин.
     Профессиональный цикл  состоит из общепрофессиональных учебных
дисциплин   и   модулей   в   соответствии   с   основными   видами
профессиональной деятельности выпускников. Модуль включает один или
несколько междисциплинарных курсов.
     Гуманитарный, социальный и экономический циклы предусматривают
изучение следующих обязательных дисциплин:  "История", "Философия",
"Иностранный  язык",  профессиональный  цикл  - изучение дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности".
     1.5. Программа   прикладного   бакалавриата  по  специальности
среднего  профессионального  образования  формируется   на   основе
соответствующего   федерального  государственного  образовательного
стандарта среднего профессионального образования.  Профессиональная
теоретическая  подготовка  обеспечивается за счет вариативной части
основной      профессиональной      образовательной      программы,
предусмотренной    федеральным    государственным   образовательным
стандартом среднего профессионального образования.
     Программа прикладного  бакалавриата  по направлению подготовки
высшего  профессионального  образования   формируется   на   основе
соответствующего   федерального  государственного  образовательного
стандарта высшего профессионального  образования.  Профессиональная
практико-ориентированная   подготовка    обеспечивается   за   счет
вариативной   части   основной   профессиональной   образовательной
программы,      предусмотренной     федеральным     государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования.
     1.6. В  программе  прикладного бакалавриата объем практической
подготовки   студента   (учебная   и   производственная   практики,
лабораторные   работы   и  практические  занятия,  курсовые  работы
(проекты)  составляет  не  менее  50  процентов  от  общего  объема
времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.

           2. Требования к условиям реализации программы
                     прикладного бакалавриата

     2.1. Требования к условиям  реализации  программы  прикладного
бакалавриата,     разработанной     по    специальности    среднего
профессионального образования,  формируются на основе требований  к
условиям   реализации   основной  профессиональной  образовательной
программы по специальности среднего  профессионального  образования
федерального  государственного  образовательного стандарта среднего
профессионального образования.
     Требования к   условиям   реализации   программы   прикладного
бакалавриата,  разработанной  по  направлению  подготовки   высшего
профессионального  образования,  формируются на основе требований к
условиям  реализации  основной   профессиональной   образовательной
программы   по  направлению  подготовки  высшего  профессионального
образования    федерального    государственного    образовательного
стандарта высшего профессионального образования.
     2.2. Формирование программы прикладного бакалавриата  в  части
определения    основных    видов    профессиональной   деятельности
выпускников,   к   которым   готовится   бакалавр,   осуществляется
образовательным учреждением совместно с работодателями.
     2.3. Производственная  практика  проводится   в   организациях
работодателей  в  рамках  модулей при освоении cтудентами  основных
видов профессиональной деятельности выпускников.
     2.4. Реализация     программы     прикладного    бакалавриата,
разработанной   по   специальности    среднего    профессионального
образования,   на   базе   образовательного   учреждения   среднего
профессионального   образования    осуществляется    совместно    с
образовательным  учреждением высшего профессионального образования,
реализующим  основную  профессиональную  образовательную  программу
высшего    профессионального    образования   по   соответствующему
направлению подготовки, включая совместное проведение промежуточных
и государственной (итоговой) аттестаций.
     2.5. Освоение программы прикладного  бакалавриата  завершается
государственной  (итоговой)  аттестацией,  по  результатам  которой
выпускнику,   успешно   прошедшему    государственную    (итоговую)
аттестацию, присваивается квалификация бакалавра.
     Выпускники, завершившие   освоение    программы    прикладного
бакалавриата,     разработанной     по    специальности    среднего
профессионального образования,  проходят государственную (итоговую)
аттестацию  по  основной профессиональной образовательной программе
среднего   профессионального   образования   и    (или)    основной
профессиональной       образовательной       программе      высшего
профессионального   образования    бакалавриата    соответствующего
профиля.   При   успешном  прохождении  государственной  (итоговой)
аттестации   в   образовательных   учреждениях,    участвующих    в
эксперименте,     они     получают,     соответственно,    документ
государственного образца о среднем профессиональном  образовании  и
(или)  документ  государственного образца о высшем профессиональном
образовании - диплом бакалавра (пункт 12 Положения о  проведении  в
2009-2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в
образовательных учреждениях среднего  профессионального  и  высшего
профессионального    образования,    утвержденного   постановлением
Правительства Российской Федерации от 19  августа  2009  г.  N  667
(Собрание  законодательства   Российской   Федерации,  2009,  N 35,
ст. 4232).
     Выпускники, завершившие    освоение    программы   прикладного
бакалавриата,  разработанной  по  направлению  подготовки   высшего
профессионального  образования  бакалавриата,  и  успешно прошедшие
государственную    (итоговую)    аттестацию    в    образовательных
учреждениях,   участвующих   в   эксперименте,   получают  документ
государственного образца о высшем  профессиональном  образовании  -
диплом бакалавра (пункт 13 Положения о проведении в 2009-2014 годах
эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных
учреждениях  среднего профессионального и высшего профессионального
образования,  утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации  от  19 августа 2009 г.  N 667 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2009, N 35, ст. 4232).

          3. Требования к результатам освоения программы
                     прикладного бакалавриата

     Выпускник по     программе    прикладного    бакалавриата    с
квалификацией  (степенью)   "бакалавр"   должен   обладать   общими
компетенциями, включающими в себя способности:
     осознавать социальную  значимость  своей  будущей   профессии,
обладать   высокой   мотивацией   к   выполнению   профессиональной
деятельности;
     организовывать собственную     деятельность,     обобщать    и
анализировать  информацию,  определять  цели  и  выбирать  пути  их
достижения;
     находить организационно-управленческие решения в нестандартных
ситуациях и готовность нести за них ответственность;
     ориентироваться в   условиях   частой   смены   технологий   в
профессиональной деятельности;
     работать в коллективе  и  в  команде,  эффективно  общаться  с
коллегами, руководством, потребителями;
     использовать нормативные правовые акты в своей деятельности;
     стремиться к  саморазвитию,  повышению  своей  квалификации  и
мастерства;
     использовать информационно-коммуникационные   технологии   для
совершенствования профессиональной деятельности;
     владеть основными  методами защиты производственного персонала
и населения от возможных последствий аварий,  катастроф,  стихийных
бедствий;
     исполнять воинскую обязанность,  в  том  числе  с  применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).


                           ____________

Информация по документу
Читайте также