Устав московской области (ред. от 13.01.2011) (подписан губернатором мо от 11.12.1996 n 55/96-оз, принят решением мособлдумы от 05.11.1996 n 5/108 и решением мособлдумы об отклонении заключения главы администрации мо от 04.12.1996 n 6/112)
11 декабря 1996 года N 55/96-ОЗ
Принят решением Московской областной Думы от 5 ноября 1996 года N 5/108 и решением Московской областной Думы об отклонении заключения Главы Администрации МО от 4 декабря 1996 года N 6/112 УСТАВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов МО от 04.02.1998 N 3/98-ОЗ, от 29.06.1999 N 36/99-ОЗ, от 29.07.1999 N 52/99-ОЗ, от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 13.03.2000 N 15/2000-ОЗ, от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ, от 09.04.2001 N 61/2001-ОЗ, от 22.06.2001 N 117/2001-ОЗ, от 05.12.2001 N 199/2001-ОЗ, от 04.10.2002 N 96/2002-ОЗ, от 19.12.2002 N 152/2002-ОЗ, от 02.07.2003 N 70/2003-ОЗ, от 10.11.2003 N 144/2003-ОЗ, от 06.02.2004 N 21/2004-ОЗ, от 22.06.2004 N 79/2004-ОЗ, от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ, от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ, от 06.04.2006 N 49/2006-ОЗ, от 30.05.2006 N 81/2006-ОЗ, от 16.12.2006 N 226/2006-ОЗ, от 28.02.2007 N 31/2007-ОЗ, от 24.12.2007 N 217/2007-ОЗ, от 01.06.2009 N 55/2009-ОЗ, от 08.12.2009 N 151/2009-ОЗ, от 24.05.2010 N 55/2010-ОЗ, от 08.12.2010 N 150/2010-ОЗ, от 13.01.2011 N 1/2011-ОЗ, с изм., внесенными Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2001 N 4-Г0-11) Московская областная Дума, основываясь на Конституции Российской Федерации, от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, утверждая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, стремясь к созданию достойных условий жизни человека, сознавая свою ответственность за социально-экономическое и культурное развитие Московской области, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и необходимости сохранения целостности Российского государства, стремясь к упрочению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового социального, светского государства, принимает настоящий Устав - Основной Закон Московской области. Раздел 1. НАРОД КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ Глава 1.1. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ И ЕЕ ИНСТИТУТЫ Статья 1 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Московской области (далее - население области), осуществляют свою власть на территории Московской области непосредственно или через органы государственной власти, органы местного самоуправления, выборных должностных лиц. (п. 1 в ред. Закона МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ) 2. Исключен. - Закон МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ. 2. Право населения области на власть гарантируется правовой системой Российской Федерации и Московской области, ответственностью органов государственной власти и местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления Московской области. Статья 2 Никто не может присваивать власть законно избранных населением области должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Статья 3 1. В Московской области обеспечиваются и гарантируются законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области правовые институты демократии, включающие: а) общероссийский, областной и местный референдумы; б) систему выборов депутатов и должностных лиц; в) гражданскую инициативу; г) народное обсуждение. 2. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы. 3. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного прямого и тайного голосования. Статья 4 В Московской области может быть учреждено Московское областное Собрание. Правовой статус Московского областного Собрания, порядок его формирования и деятельности устанавливаются законом Московской области. Глава 1.2. ОБЛАСТНОЙ И МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМЫ Статья 5 (в ред. Закона МО от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ) 1. Порядок назначения и проведения референдума Московской области, а также основания и порядок изменения или отмены решений, принятых на референдуме Московской области, устанавливаются законом Московской области в соответствии с федеральным законодательством. 2. Порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Московской области. (п. 2 в ред. Закона МО от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ) Статья 6 1. На областной и местный референдумы могут выноситься наиболее важные вопросы общественной жизни и проекты нормативных правовых актов Московской области и муниципальных образований Московской области. 2. На референдум Московской области не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Московской области; о приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Московской области; о проведении досрочных выборов органов государственной власти Московской области либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов государственной власти Московской области; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении бюджета Московской области, выполнении и изменении финансовых обязательств Московской области; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На референдум Московской области не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. (в ред. Законов МО от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ) 3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. (в ред. Законов МО от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ, от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ) Статья 7 1. По решению законодательного органа государственной власти Московской области вопрос, отнесенный к ведению Московской области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют рекомендательный характер. Порядок назначения и проведения консультативного референдума, а также применения рекомендательного решения, принятого на консультативном референдуме, устанавливается законом Московской области. (абзац введен Законом МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ) 2. Исключен. - Закон МО от 05.12.2001 N 199/2001-ОЗ. Глава 1.3. ОБЛАСТНОЕ НАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА Статья 8 Органы государственной власти Московской области вправе выносить важнейшие вопросы социально-экономического развития и проекты нормативных правовых актов Московской области на областное народное обсуждение. (в ред. Закона МО от 24.12.2007 N 217/2007-ОЗ) Итоги обсуждения доводятся до сведения населения области через средства массовой информации. Порядок назначения и проведения областного народного обсуждения определяется законом Московской области. Статья 9 Население области имеет право на гражданскую инициативу в форме коллективного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области по вопросам, отнесенным к их компетенции. Порядок осуществления гражданской инициативы определяется законом Московской области. Статья 10 Гражданская инициатива может иметь своей целью: а) проведение областного или местного референдума; б) внесение в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения области; в) утратил силу. - Закон МО от 08.12.2010 N 150/2010-ОЗ; г) отставку должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Московской области. Глава 1.4. ПУБЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 11 Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области обязаны регулярно информировать население области о своей деятельности, о положении дел в Московской области или на территории соответствующего муниципального образования. Основными источниками информации населения области являются областные и местные средства массовой информации, депутатские, общественные слушания, отчеты перед населением области. Статья 12 Гарантии и формы получения информации от органов государственной власти и местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления Московской области, а также их ответственность за непредоставление информации устанавливаются законодательством. Статья 13 Заседания органов государственной власти и местного самоуправления в Московской области проводятся гласно и носят открытый характер, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Раздел 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД Статья 14 В Московской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области и обеспечиваются правосудием. Статья 15 1. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области не должны отменять или ограничивать права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации. 2. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области, отменяющие или ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, и подлежат отмене в установленном законом порядке. 3. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области могут устанавливать дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Московской области. Статья 16 1. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов государственной власти и органов местного самоуправления или их должностных лиц. 2. Государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления Московской области, признанные виновными в установленном законодательством порядке в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность, предусмотренную законодательством. Статья 17 1. Для обеспечения прав человека и гражданина в Московской области устанавливается система государственных социальных стандартов Московской области. Государственные социальные стандарты Московской области не могут снижать уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина, установленный минимальными государственными стандартами Российской Федерации. 2. Государственным социальным стандартом Московской области признается установленный законом Московской области норматив (группа нормативов) организационного, финансового, материального и правового обеспечения, примененный к обязательству органов государственной власти Московской области по защите и гарантиям конституционного права граждан. Органы государственной власти обязаны обеспечить выполнение каждого государственного социального стандарта Московской области на всей территории Московской области. Приоритеты реализации и порядок введения государственных социальных стандартов Московской области определяются законом Московской области. 3. В Московской области обеспечивается равный доступ к системе государственных социальных стандартов Московской области в соответствии с законом Московской области. 4. Органы местного самоуправления Московской области на своей территории могут повышать уровень государственных социальных стандартов Московской области и вводить муниципальные социальные стандарты в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области. Статья 18 (в ред. Закона МО от 16.12.2006 N 226/2006-ОЗ) В Московской области обеспечивается право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, к их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, их должностными лицами осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Статья 19 1. Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области обеспечивают право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области. 2. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области и должностными лицами законом Московской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Московской области. (п. 2 введен Законом МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ) 3. В Московской области обеспечивается судебная защита от незаконных посягательств на права и свободы человека и гражданина, от неправомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления. Статья 20 Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина. В случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области, юридическая помощь оказывается бесплатно. Статья 21 Перечисление в Уставе Московской области основных прав и свобод, их гарантий и мер защиты не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав Закон московской области от 24.12.2010 n 180/2010-оз 'о полномочиях органов государственной власти московской области по взаимодействию с ассоциацией 'совет муниципальных образований московской области' (принят постановлением мособлдумы от 23.12.2010 n 9/140-п) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|