Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27.10.1995 № 1270-I ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


            О кризисном положении в системе образования
                       Российской Федерации

     В системе образования Российской Федерации углубляется кризис,
который  вызван  целым  рядом причин,  и прежде всего невыполнением
Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 года N 1  "О  первоочередных
мерах по развитию образования в РСФСР", Закона Российской Федерации
"Об  образовании",  финансовой   политикой   государства.   Подмена
приоритетного    принципа   финансирования   системы   образования,
установленного названными Указом и  Законом,  остаточным  принципом
финансирования вызвала социальное напряжение.
     Невыполнение статьи 43  Конституции  Российской  Федерации,  а
также  произвольное толкование норм Закона Российской Федерации "Об
образовании",  допускаемые на местах, способствуют развитию опасной
тенденции   к   свертыванию  всех  уровней  образования.  Создалось
бедственное    положение    с     материально-технической     базой
образовательных  учреждений.  Перепрофилируются  и  отторгаются  от
системы  образования  учреждения,  осуществляющие   образовательный
процесс.
     Законодательные и иные нормативные акты,  регулирующие вопросы
образования,   зачастую   не  выполняются  органами  исполнительной
власти.  Принимаются   нормативные   акты,   вступающие   в   явное
противоречие с законодательством в системе образования.
     Значительно сократилось   число   оздоровительных   учреждений
системы образования.
     Следствием негативных   процессов   в   системе   образования,
возникших    в    последние   годы,   является   увеличение   роста
правонарушений среди несовершеннолетних.
     Из системы  образования  уходят  лучшие специалисты,  в школах
огромная нехватка учителей иностранного языка,  физики, математики.
Образовавшиеся  вакантные места заполняются людьми без специального
образования, пенсионерами. Недопустимо высока перегрузка оставшихся
в  школе  учителей.  Все  это приводит к резкому ухудшению качества
преподавания,  а во многих школах по ряду предметов  не  проводится
обучение  в  течение  длительного  времени.  Вот  уже несколько лет
практически   не    обновляется    и    приходит    в    негодность
материально-техническая   база  школы.  С  каждым  годом  все  хуже
положение с учебниками.
     Катастрофически быстро  падает  социальный  престиж  профессии
педагога.  Не обращать на это внимания в  надежде  на  те  времена,
когда в бюджете появятся лишние деньги и их можно будет направить в
систему образования,  - значит  подтолкнуть  страну  к  необратимым
процессам  разрушения ее культурных основ,  отбросить в развитии на
многие десятилетия назад.
     Социальное напряжение    в    системе    образования   чревато
негативными    последствиями.    Во    всероссийской    однодневной
предупредительной  забастовке  учителей  приняли участие коллективы
7400  образовательных  учреждений  (более  409  тысяч  человек)  49
территорий   субъектов  Российской  Федерации.  На  территориях  74
субъектов  Российской  Федерации  около  1,5  миллиона   работников
образования  провели  перед началом учебного года различные акции в
защиту  системы   образования   и   своих   социально-экономических
интересов:   собрания,   митинги,   шествия,  пикетирование  зданий
администраций субъектов Российской Федерации.
     Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа
1995 года N 823  "О  повышении  тарифных  ставок  (окладов)  Единой
тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" не решит
проблемы  материального  обеспечения  работников   образования.   В
августе   1995   года  средняя  месячная  оплата  труда  в  системе
образования  составила  247,9  тысячи  рублей,  или  47,6  процента
средней месячной оплаты труда в промышленности.
     Поддерживая тезис   Президента    Российской    Федерации    о
приоритетности системы образования,  сознавая основополагающую роль
образования в обеспечении  общественного  согласия  и  безопасности
государства,  Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Предложить   Президенту   Российской   Федерации   поручить
Правительству Российской Федерации:
     разработать совместно  с Федеральным Собранием государственную
доктрину в области образования и систему ее реализации;
     обеспечить в  соответствии  с законодательством защиту системы
образования от разрушения.
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     принять меры  по  выполнению  в  полном  объеме  постановлений
Совета  Министров  РСФСР  от 20 февраля 1991 года N 105 "О развитии
образования на селе",  от 16 июля 1991 года N 402 "О первоочередных
мерах по развитию образования в РСФСР"; постановлений Правительства
Российской Федерации от 13 мая 1992 года N 312 "О неотложных  мерах
по  экономической  и социальной защите системы образования",  от 28
апреля 1994 года N 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы
образования в России";
     обеспечить выполнение законодательства в системе образования;
     обязать Министерство     здравоохранения     и     медицинской
промышленности  Российской  Федерации  совместно  с   Министерством
образования   Российской   Федерации,   Государственным   комитетом
Российской  Федерации  по  высшему  образованию   и   Министерством
социальной  защиты  населения  Российской Федерации изучить причины
ухудшения  здоровья  воспитанников,  обучающихся  и   студентов   и
разработать комплекс мер по обеспечению и защите их здоровья.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              И. П. Рыбкин

     Москва
     27 октября 1995 года
     N 1270-I ГД

Информация по документу
Читайте также