Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 № 1102ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П о с т а н о в л е н и е от 5 ноября 1995 г. N 1102 г. Москва О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" В целях снижения загрязнения окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется - Программа). 2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых в установленном порядке из федерального бюджета. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996-1997 годах по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации целевые региональные программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население, предусмотрев привлечение для их финансирования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" +-----------------------------------------------------------------+ ¦Наименование Программы ¦Защита окружающей природной среды и ¦ ¦ ¦населения от диоксинов и ¦ ¦ ¦диоксиноподобных токсикантов на ¦ ¦ ¦1996-1997 годы ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Дата принятия решения о Постановление Правительства разработке Программы, дата ее Российской Федерации от 18 мая утверждения (наименование и 1994 г. N 496 "О плане действий номер соответствующего акта) Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы" Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" Государственные заказчики Минприроды России Программы Госкомсанэпиднадзор России Основные разработчики Минприроды России Программы Госкомсанэпиднадзор России Минздравмедпром России Росгидромет Госстандарт России МГУ им. М. В. Ломоносова Цели и задачи Программы, Сокращение техногенного загрязнения важнейшие целевые показатели природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации; разработка правовых, экономических и организационных мероприятий по защите окружающей природной среды и населения Российской Федерации от диоксинов; создание в Российской Федерации государственного банка данных по содержанию диоксинов в объектах окружающей среды, продуктах питания, кормах, промышленной продукции и отходах производства; проведение локального экологического и гигиенического мониторинга, инвентаризация диоксиноопасных технологий и производств; санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами; разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике и реабилитации здоровья населения; разработка гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах; нейтрализация диоксинов и ограничение их распространения в окружающей среде Сроки реализации Программы 1996-1997 годы Перечень подпрограмм Раздел 1. Нормативно-правовое (разделов) и основных обеспечение безопасности окружающей мероприятий природной среды и населения Раздел 2. Экономические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения Раздел 3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами Раздел 4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Раздел 5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Раздел 6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Раздел 7. Научно-информационное обеспечение Исполнители подпрограмм Научные и научно-производственные (разделов) и основных организации министерств и ведомств мероприятий Российской Федерации, ответственных за выполнение заданий, подпрограмм (разделов), и иные научные и научно-производственные организации и коллективы по определению государственных заказчиков Объемы и источники 7622 млн. рублей (в ценах I квартала финансирования 1995 г.) из федерального бюджета, в том числе на 1996 год - 3852 млн. рублей и на 1997 год - 3770 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты Сокращение техногенного загрязнения реализации Программы природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации Система организации контроля Контроль за выполнением мероприятий за исполнением Программы Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля реализации федеральных целевых программ. 1. Состояние проблемы Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений, включающий в себя полихлорированные дибензо-п-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы. Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где проживает основная часть населения страны. Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира непредсказуемы. Российская Федерация единственная из промышленно развитых стран, не проводившая до последнего времени развернутых экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для человека и результаты выборочного обследования содержания этих ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской Федерации потребовали разработки федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется Программа). Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий. Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236. 2. Цели и технико-экономическая эффективность Программы Целями Программы являются осуществление системных исследований, научно-технических разработок и решение следующих первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации: санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами; разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ; разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах. Социальная эффективность реализации Программы достигается: повышением достоверности и полноты информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания; созданием государственного санитарно-эпидемиологического регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде, продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства; формированием сети аналитических центров по контролю за содержанием диоксинов; разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах; разработкой правовых, экономических и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов; проведением локального экологического и гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и производств; получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами; обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате их воздействия. Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций. Для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий согласно приложению, рассчитанных на период 1996-1997 годов, необходимо выделение 7622 млн. рублей (в ценах I квартала 1995 г.) из средств федерального бюджета. Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе разработки и реализации региональных программ неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей Программой. Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов профильных научно-исследовательских учреждений министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению проектов Программы. Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов Программы. Экономическая эффективность Программы по критерию предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков триллионов рублей. 3. Основные направления Программы Нормативное обеспечение безопасности окружающей природной среды и населения Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по контролю за содержанием диоксинов в различных объектах. Экономические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения Предусматриваются разработка системы комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер экономического стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного научно-технического центра по проблеме диоксинов. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами Предусматриваются разработка аналитических методик, скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов, разработка усовершенствованного отечественного хромато-масс-спектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Предусматривается осуществить разработку мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Предусматриваются разработка технических карт основных диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов, очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию галогеносодержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции диоксинпродуцирующих производств. Научно-информационное обеспечение Планируются создание банков данных, получение и обработка научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и докладов по проблеме диоксинов. 4. Механизм реализации и конечные результаты Программы Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками: Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов; Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа государственным заказчиком. В результате реализации Программы будут: реализованы правовые, экономические и организационные мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана система государственного экологического контроля, разработаны для внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации загрязненных территорий; созданы основы нормативно-правового и экономического регулирования, организации систематического мониторинга и внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на реорганизацию промышленного производства в России с целью исключения возможности образования диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации. Социальная значимость выполнения Программы определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья и генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. В результате реализации Программы станет возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня загрязнения ими территории России до физиологически допустимых норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий. _______________ Приложение к федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" М Е Р О П Р И Я Т И Я по реализации федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" +-----------------------------------------------------------------+ ¦ ¦Затраты* (млн. рублей в ¦ ¦ Наименование мероприятий ¦ценах I квартала ¦ ¦ ¦1995 г.) ¦ +-----------------------------------------------------------------+ всего 1996 г. 1997 г. 1. Нормативно-правовое обеспечение безопасности окружающей природной среды и населения Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5 содержания диоксинов и фуранов в выбросах и сбросах промышленных предприятий и мусоросжигательных заводов Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5 содержания диоксинов и фуранов в почвах, отходах производства и потребления Разработка санитарно-гигиенических нормативов 454 151 303 содержания диоксинов и фуранов в питьевой воде, продуктах питания, воздухе рабочей зоны, промышленной продукции, кормах и биосубстратах Разработка предложений о внесении изменений и 68 34 34 дополнений в законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Итого по разделу 1 688 268 420 2. Экономические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения Разработка комплексного алгоритма оценки 106 53 53 экологического и антропогенного риска от загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами для принятия управленческих решений Разработка системы комплексной экономической 60 30 30 оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Разработка базовых нормативов платы за 60 30 30 выбросы и сбросы диоксинов и фуранов в окружающую природную среду и за размещение отходов, их содержащих Разработка системы мер экономического 30 15 15 стимулирования и льготного налогообложения предприятий, учреждений и организаций при разработке и внедрении диоксинобезопасных технологий Создание Междведомственного 756 756 - научно-технического центра по проблеме диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Итого по разделу 2 1012 884 128 3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами Разработка аналитических методик определения 435 170 265 содержания диоксинов и фуранов в пищевых продуктах, кормах, промышленной продукции и отходах, биосфере, биосубстратах человека и объектах биоты Разработка скриннинговых тест-систем и 113 56 57 внедрение их в практику учреждений Госкомсанэпиднадзора России, Минздравмедпрома России и Минприроды России Синтез, наработка, государственная 185 92 93 регистрация и введение в действие стандартных образцов диоксинов и фуранов, в том числе изотопномеченых Усовершенствование отечественного 378 77 301 малогабаритного хромато-масс-спектрометра, разработка и организация выпуска хроматографических колонок для определения диоксинов и фуранов Разработка методов и средств биоиндикации и 113 56 57 биотестирования диоксинов в окружающей среде Аккредитация лабораторий на право 45 45 - государственного контроля по определению диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей среды Проведение измерений и определение суммарных 756 226 530 выбросов и сбросов диоксинов в окружающую среду от известных источников: предприятий химической промышленности; предприятий цветной и черной металлургии; целлюлозно-бумажного производства; автомобильного транспорта; мусороперерабатывающих заводов Оценка уровня загрязнения диоксиноподобными 378 151 227 токсикантами регионов с предприятиями целлюлозно-бумажной и химической промышленности Ранжирование территории России по 38 19 19 загрязненности диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Разработка прогноза загрязнения территории 30 18 12 России диоксинами и диоксиноподобными токсикантами с помощью имитационных моделей пространственно-временного перемещения суперэкотоксикантов в объектах окружающей среды Итого по разделу 3 2471 910 1561 4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Анализ данных о состоянии здоровья населения 45 45 - в диоксиноопасных регионах Экспериментальные и клинические исследования 204 61 143 воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на человека, определение уровня содержания диоксинов в грудном молоке Разработка методов оценки риска проживания в 151 76 75 диоксиноопасных регионах Исследование токсикологических эффектов 378 227 151 диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на биологические системы в различных природных средах Итого по разделу 4 778 409 369 5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксино- подобными токсикантами Разработка научных основ профилактики и 174 87 87 реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах Разработка системы реабилитации территорий, 83 83 - загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Разработка комплекса мероприятий по защите 174 87 87 источников питьевого водоснабжения от загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, усовершенствованию процессов водоподготовки с целью обеспечения нормативного содержания диоксинов в питьевой воде Итого по разделу 5 431 257 174 6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Исследование условий образования диоксинов в 242 121 121 промышленных производствах хлорорганических продуктов на различных стадиях их получения и в смежных технологических циклах Разработка и экспериментальная проверка 54 27 27 диоксинобезопасных технологий переработки твердых бытовых отходов Разработка мероприятий и технических решений 378 189 189 по замене технологий с использованием хлора и хлорсодержащих соединений на технологические процессы, исключающие образование диоксинов и фуранов Разработка технологий и средств очистки 567 260 307 промышленных выбросов и сбросов от диоксинов и фуранов Разработка эффективных способов и технических 378 189 189 средств обезвреживания и утилизации галогеносодержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности Исследование процессов миграции, 189 94 95 трансформации и деградации диоксинов и фуранов под воздействием внешних факторов в объектах окружающей природной среды Итого по разделу 6 1808 880 928 7. Научно-информационное обеспечение Создание банка данных по основным 94 94 - диоксиноопасным производствам и технологиям в России Организация и проведение семинаров и 94 37 57 конференций по проблеме диоксинов Подготовка сводных аналитических материалов и 76 38 38 документов для представления в Правительство Российской Федерации Создание информационно-поисковой системы по 94 37 57 Программе Обеспечение населения и общественных 76 38 38 организаций информацией об опасности диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и мерах защиты от них Итого по разделу 7 434 244 190 Всего по Программе 7622 3852 3770 _____________________ * Федеральный бюджет. ________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|