Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.03.1996 № 178-II ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                   О невыплатах заработной платы
          на предприятиях военно-промышленного комплекса

     Рассмотрев вопрос   о   невыплатах   заработной    платы    на
предприятиях  военно-промышленного комплекса,  Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации отмечает,  что невыплаты
указанной   заработной   платы   связаны   с   неоплатой  продукции
(выполненных  работ,  предоставленных   услуг),   поставленной   по
государственному   оборонному   заказу,   и  федеральных  программ,
ориентированных на производство гражданской продукции.
     По состоянию    на    1   января   1996   года   задолженность
государственных   заказчиков   предприятиям    военно-промышленного
комплекса  составила  4,6 трлн.  рублей,  из них за изготовленную и
поставленную  продукцию  -  3,8  трлн.   рублей,   за   выполненные
научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы  -  0,8
трлн.  рублей,  что  повлекло  за  собой  образование  долга   этим
предприятиям  по  выплате  заработной  платы  в  размере  1,5 трлн.
рублей.
     Государственная компания  по  экспорту  и импорту вооружений и
военной  техники  "Росвооружение"  не  выплатила  ряду  предприятий
военно-промышленного  комплекса  свыше  200  млн.  долларов  США за
поставленные на экспорт в 1993 - 1995 годах  вооружение  и  военную
технику.
     В структуре  задолженности  предприятиям  военно-промышленного
комплекса,   кроме  Министерства  обороны  Российской  Федерации  и
Государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной
техники    "Росвооружение",    общая    задолженность   Федеральной
пограничной службы Российской  Федерации,  Министерства  внутренних
дел Российской Федерации,  Федерального агентства правительственной
связи  и  информации  при   Президенте   Российской   Федерации   и
Федеральной  службы  безопасности  Российской  Федерации составляет
300 млрд. рублей.
     Положение усугубилось     тем,    что    уровень    бюджетного
финансирования   соответствующих   расходов   от    предусмотренных
федеральным бюджетом на 1995 год составил:

     закупки вооружения и военной техники,
     НИОКР Минобороны России                             - 95%

     федеральные программы, ориентированные на
     производство гражданской продукции
     Госкомоборонпрома России                            - 75%

     Федеральная коммерческая программа                  - 67%

     конверсионные кредиты, выделенные в 1995 году
     Минфином России предприятиям военно-
     промышленного комплекса                             - 24%

     Фактически повторилась ситуация предыдущих лет.
     В результате   анализа  данных,  представленных  Министерством
финансов Российской  Федерации,  Министерством  обороны  Российской
Федерации,   Государственным   комитетом  Российской  Федерации  по
оборонным  отраслям  промышленности,  Счетной  палатой   Российской
Федерации   и  рядом  предприятий  военно-промышленного  комплекса,
установлено,  что неоплата поставленной  для  государственных  нужд
предприятиями военно-промышленного комплекса продукции (выполненных
работ,  предоставленных услуг) в последние годы,  включая 1995 год,
имеет следующие основные причины:
     переходящая с  1994  года  неоплата  изготовленной   продукции
(выполненных  работ,  предоставленных  услуг)  в  сумме  1,7  трлн.
рублей,  не имеющая реальных источников покрытия (на 1 января  1995
года неоплата составляла 3,7 трлн.  рублей,  а в Федеральном законе
"О  федеральном   бюджете   на   1995   год"   для   ее   погашения
предусматривалось лишь 2 трлн. рублей);
     утвержденный Правительством        Российской        Федерации
государственный  оборонный  заказ на 1995 год предусматривал оплату
оставшейся  части  задолженности  за  1994  год  за  счет  средств,
выделяемых на оплату текущего оборонного заказа 1995 года, и оплату
вновь  изготовленной   в   1995   году   отдельными   предприятиями
военно-промышленного   комплекса   продукции   (выполненных  работ,
предоставленных услуг) в 1996 году;
     Государственный комитет   Российской  Федерации  по  оборонным
отраслям промышленности,  в ведении которого находятся  предприятия
военно-промышленного  комплекса,  не  имеет  рычагов воздействия на
механизм финансирования государственного оборонного заказа;
     Президентом Российской  Федерации  и Правительством Российской
Федерации  не  исполняется  Федеральный  закон  "О  государственном
оборонном   заказе"   в   части  сроков  утверждения  и  размещения
государственного  оборонного  заказа  и  авансирования   работ   по
выполнению государственного оборонного заказа;
     отсутствует механизм ежеквартальной  индексации  ассигнований,
выделяемых  на  оплату  государственного  оборонного заказа за счет
федерального бюджета,  в связи с фактическим ростом цен  на  сырье,
материалы и энергоносители;
     Правительство Российской Федерации вовремя не  представило  на
утверждение   Государственной   Думы   поквартальное  распределение
доходов и расходов  федерального  бюджета  на  1996  год,  перечень
федеральных  целевых  программ,  предлагаемых  к  реализации в 1996
году;
     пополнение оборотных  средств предприятий военно-промышленного
комплекса  в  условиях  инфляции,  неполного   и   несвоевременного
выделения  бюджетных  средств  осуществляется  в  значительной мере
путем привлечения кредитов  коммерческих  банков,  что  приводит  к
удорожанию стоимости государственного оборонного заказа;
     повторяющиеся в  1994  -  1995  годах   ошибки   Правительства
Российской Федерации, Федерального Собрания - парламента Российской
Федерации  и  Президента  Российской  Федерации  в  прогнозировании
индекса дефлятора при подготовке и утверждении федерального бюджета
на очередной год (в 1995 году - в 1,7 раза);
     финансирование государственного        оборонного       заказа
Министерством финансов Российской Федерации на 47 процентов ценными
бумагами   (казначейскими   обязательствами)   и  освобождением  от
налогообложения,  что в ряде случаев приводило  не  к  формированию
доходов  отдельных предприятий военно-промышленного комплекса,  а к
их потерям (в случае финансирования казначейскими обязательствами);
     одностороннее сокращение Правительством Российской Федерации в
два  раза   бюджетных   средств,   согласованных   (защищенных)   в
Министерстве  финансов  Российской Федерации на стадии формирования
проекта федерального бюджета на 1996 год,  в  части  финансирования
деятельности  закрытых  административно-территориальных образований
Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Министерства
обороны Российской Федерации;
     неисполнение Правительством  Российской  Федерации  статьи  67
Федерального  закона  "О  федеральном  бюджете на 1996 год" в части
защищенности расходов, относящихся к деятельности особо радиационно
опасных  и  ядерно  опасных  производств и объектов,  а также Указа
Президента Российской  Федерации  от 23 декабря  1994 года  N  2209
"О финансировании особо  радиационно-  и  ядерноопасных производств
и объектов";
     принятие в   сентябре   1994  года  Правительством  Российской
Федерации  решения  о  корректировке  государственного   оборонного
заказа, что негативно сказалось на финансовом положении предприятий
военно-промышленного  комплекса  в  1995  году.   Кроме   того,   в
государственном  оборонном  заказе  на  1995  год предусматривалась
поставка продукции  (выполнение  работ,  предоставление  услуг)  на
сумму 2,1 трлн. рублей с оплатой лишь в 1996 году;
     в течение ряда лет недофинансируются  научно-исследовательские
и    опытно-конструкторские   работы,   выполняемые   предприятиями
военно-промышленного комплекса по гражданской тематике, в том числе
по  технологиям двойного назначения,  а также федеральные программы
развития гражданской авиационной  техники,  электронной  техники  и
конверсии;
     предприятия военно-промышленного комплекса, более удаленные от
центра  (особенно  расположенные  в  Сибири  и на Дальнем Востоке),
находятся  в  более  сложном  финансовом  положении   в   связи   с
несвоевременной  и  неполной оплатой по государственному оборонному
заказу.   Это   же   характерно   для   предприятий,   производящих
комплектующие изделия по государственному оборонному заказу,  тем в
большей    степени,    чем     далее     они     расположены     по
кооперационно-технологическим связям от головного исполнителя;
     Правительство Российской Федерации не сочло  нужным  выполнить
конкретные  рекомендации  по  исправлению  создавшегося  положения,
предложенные  в  постановлении  Государственной  Думы  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  от 14 июля 1995 года N 995-I ГД "О
критическом  положении  дел  на  предприятиях   военнопромышленного
комплекса";
     неоправданно затянулся процесс  передачи  объектов  социальной
сферы предприятиями военно-промышленного комплекса органам местного
самоуправления;
     в необходимой  мере  еще  не сформирована нормативная правовая
база, регулирующая реализацию государственного оборонного заказа.
     Принимая во   внимание,   что  невыплаты  заработной  платы  и
неполная оплата государственного оборонного заказа на  предприятиях
военно-промышленного    комплекса   не   только   снижают   уровень
национальной  безопасности  страны,  но  и  порождают  обоснованный
социальный   протест   трудовых   коллективов   этих   предприятий,
Государственная Дума  Федерального  Собрания  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Комитету   Государственной    Думы    по    промышленности,
строительству,   транспорту  и  энергетике  совместно  с  Комитетом
Государственной Думы  по  безопасности,  Комитетом  Государственной
Думы  по обороне с учетом опыта реализации в 1996 году Федерального
закона "О  государственном  оборонном  заказе"  подготовить  проект
федерального   закона   "О   внесении   изменений  и  дополнений  в
Федеральный закон "О государственном  оборонном  заказе",  а  также
проекты   федеральных   законов   "О  мобилизационных  мощностях  в
промышленности"  и  "О   государственной   поддержке   приоритетных
направлений  образования,  науки  и промышленности,  обеспечивающих
защиту национальных интересов Российской Федерации".
     2. Комитету    Государственной    Думы    по   промышленности,
строительству,  транспорту  и  энергетике  совместно  с   Комитетом
Государственной   Думы  по  бюджету,  налогам,  банкам  и  финансам
подготовить   проект   федерального   закона   "О   государственной
финансовой ответственности".
     3. Комитету Государственной Думы  по  конверсии  и  наукоемким
технологиям  подготовить  проект  федерального  закона  "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской  Федерации  "О  конверсии
оборонной промышленности в Российской Федерации".
     4. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам,  Комитету  Государственной  Думы  по  обороне  и Комитету
Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и
энергетике   подготовить   в   первом  квартале  1996  года  проект
федерального  закона  "О  внесении   изменений   и   дополнений   в
Федеральный  закон  "О  федеральном бюджете на 1996 год".  При этом
предусмотреть:
     включение в  перечень защищенных текущих расходов федерального
бюджета  на  1996  год  расходов  на   научно-исследовательские   и
опытно-конструкторские   работы,   закупку   вооружения  и  военной
техники,  на федеральные программы  "Развитие  электронной  техники
России",   "Развитие   гражданской   авиационной  техники  России",
"Конверсия  оборонной   промышленности",   "Космическая   программа
России", "Российские верфи";
     механизм ежеквартальной корректировки федерального бюджета  на
1996 год с учетом фактических темпов инфляции.
     5. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам    совместно   с   Комитетом   Государственной   Думы   по
промышленности,  строительству, транспорту и энергетике в июле 1996
года  подготовить  для  рассмотрения Государственной Думой вопрос о
финансировании государственного оборонного заказа с  учетом  итогов
первого полугодия 1996 года.
     6. Предложить Правительству Российской Федерации:
     ускорить приведение  нормативных правовых актов в соответствие
с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", а также
установить   порядок   равных   гарантий   оплаты  государственного
оборонного  заказа  предприятиям   военно-промышленного   комплекса
независимо    от    их   территориального   положения   и   глубины
кооперационно-технологических связей с головными исполнителями;
     ускорить утверждение  на  1996  год помесячного графика оплаты
государственного  оборонного  заказа  с  учетом   возврата   долгов
предприятиям военно-промышленного комплекса в первом полугодии 1996
года;
     погасить в  первом квартале 1996 года задолженность по оплате,
предусмотренную в федеральном бюджете на 1996  год  в  размере  2,1
трлн.    рублей,    и    остальную    задолженность    предприятиям
военно-промышленного  комплекса  за  изготовленную  и  поставленную
продукцию,       выполненные       научно-исследовательские       и
опытно-конструкторские работы по государственному оборонному заказу
в  1994 - 1995  годах  в  соответствии с предложенным к утверждению
графиком;
     ускорить принятие    федеральной    программы    "Национальная
технологическая база" и разработку федеральной  программы  "Двойные
технологии";
     утвердить и    завершить     формирование     и     размещение
государственного  оборонного  заказа  на  1996 год в соответствии с
Федеральным законом "О государственном оборонном заказе";
     обратиться к   главам   администраций   субъектов   Российской
Федерации с предложением о незамедлительном  принятии  ими  мер  по
приемке  объектов социальной сферы предприятий военно-промышленного
комплекса.
     7. Поручить  Счетной  палате  Российской  Федерации  начиная с
апреля 1996 года ежемесячно  представлять  в  Государственную  Думу
информацию  о  ходе погашения задолженности федерального бюджета за
1994 - 1995 годы предприятиям военно-промышленного комплекса  и  об
исполнении   Правительством  Российской  Федерации  графика  оплаты
государственного оборонного заказа.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                            Г. Н. Селезнев

     Москва
     20 марта 1996 года
     N 178-II ГД

Информация по документу
Читайте также