Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1561ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 18 декабря 1997 г. N 1561 г. Москва О Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года В целях создания необходимых условий для развития творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы кинематографии в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4136) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года, разработанную Государственным комитетом Российской Федерации по кинематографии и поддержанную Союзом кинематографистов Российской Федерации. 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы развития кинематографии до 2005 года. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ ОДОБРЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1561 Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года I. Введение Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года (далее именуется - Концепция) исходит из представления о характере национального кинематографа: как вида художественной культуры, играющего особую роль в эпоху развития аудиовизуальных коммуникаций; как средства социальной политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям; как сферы, требующей технологического совершенствования, развитие которой экономически зависит от зрительской аудитории. Главный смысл Концепции состоит в том, чтобы начиная с 1998 года обеспечить последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения производства, проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетающей государственную поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования при обязательном условии - возврате затраченных производителем и прокатчиком фильма средств, в том числе путем получения средств от продажи билетов. Для достижения этих целей в период реализации Концепции органам исполнительной и законодательной власти всех уровней необходимо принять ряд мер правового и экономического характера, а также: гарантировать стабильность поступления бюджетных ассигнований в объемах, предусмотренных в федеральном и местных бюджетах и являющихся важным элементом для привлечения на партнерских началах средств из внебюджетных источников; обеспечить реализацию Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Предлагаемые в Концепции принципы реформирования важнейших звеньев кинематографии совпадают с основными направлениями проводимых в стране реформ, сформулированных в программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. II. Основные проблемы и необходимость Концепции Необходимость разработки Концепции обусловлена неординарной ситуацией, сложившейся в отечественной кинематографии. Восстановление в 1992 году самостоятельности в развитии кинематографии явилось важным этапом, отмеченным как позитивными результатами, так и негативными обстоятельствами. К этому времени подавляющее большинство базовых предприятий кинематографии, оставаясь в государственной собственности разного уровня, перешли на хозрасчетную деятельность, возникли кооперативные и частные киноорганизации, государственная монополия на производство и прокат фильмов была разрушена. В то же время к началу 90-х годов деятельность в сфере кинематографии не была обеспечена необходимой законодательной и нормативной базой, которая способствовала бы цивилизованному обустройству молодого российского кинорынка, поддержке и поощрению перспективных тенденций в кинопредпринимательстве. Это привело, в частности, к экспансии в начале 90-х годов низкопробной западной продукции и созданию отечественными кинопроизводителями немалого количества бледных ее копий, что в конечном итоге привело к ослаблению интереса зрителей к кинематографу. Снижение посещаемости кинозалов объясняется также и социально-экономическими обстоятельствами: для миллионов потенциальных зрителей кинематограф по материальным соображениям выпал из круга доступных и необходимых потребностей. Начиная с 1992 года внимание государства к проблемам отечественной кинематографии усилилось: были приняты соответствующие законодательные и нормативные акты, позволившие сохранить производственно-творческий потенциал отечественной киноиндустрии. При этом организации кинематографии сохранили практику поиска источников самофинансирования, так как выделяемые бюджетные средства лишь на 17-20 процентов покрывали их расходы. До 1995 года этой доли государственного участия в кинопроцессе было достаточно для поддержки отечественного кинопроизводства, создания особенно значимых в общественном и художественном отношении проектов. В это же время в системе проката фильмов во многом благодаря созданию Федерального совета по кинофикации и кинопредпринимательству при Госкино России произошли существенные сдвиги в плане координации деятельности региональных государственных кинопредприятий. Были апробированы формы взаимодействия Госкино России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными кинозрелищными предприятиями. При ощутимой государственной поддержке интенсивно развивалось фестивальное движение, в определенной мере удовлетворившее интерес как зрителей, так и кинематографистов к новым произведениям отечественного кино. Стратегическими задачами в области государственной поддержки кинематографии Российской Федерации в это время стали: сохранение материально-технической базы для производства фильмов; повышение конкурентоспособности отечественных фильмов в условиях широкого проката на экранах страны западной кинопродукции. Однако уже в 1994-1995 годах начался заметный спад в производстве и прокате отечественных фильмов, осуществляемых на внебюджетной основе. Таким образом, с началом вхождения отечественного кинематографа в рынок обнаружились следующие негативные явления: сокращение притока негосударственных инвестиций в кинематограф; сокращение количества выпускаемых фильмов, изменение структуры репертуара кинотеатров (показ отечественных фильмов занимает ныне менее 10 процентов от общего количества сеансов); отсутствие экономической заинтересованности в модернизации сети кинотеатров, результатом чего стало стремительное отставание сервисных и технологических условий проката и показа фильмов от мировых норм и, главное, от запросов зрителей (кинотеатры стало выгоднее использовать как торговые салоны, а не демонстрировать в них фильмы); нарушение структурной целостности системы кинематографии, разделенной видами собственности и административной принадлежностью. В связи с этим встала задача предотвращения дальнейшего спада производства фильмов и оказания финансовой помощи государственным и частным киноорганизациям на основе положений Указа Президента Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 785 "О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа" и постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 895 "О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии". При этом предполагалось, что решение насущных проблем отечественного кинематографа будет осуществляться не только посредством прямых бюджетных инвестиций, но и путем введения реальных протекционистских мер в сфере налогов, кредитования производства и проката фильмов. С другой стороны, вопросы развития кинематографии Российской Федерации были обозначены в принятой Правительством Российской Федерации федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)". При этом объем бюджетных инвестиций, определенный в этой Программе, мог бы значительно изменить ситуацию в сфере кинематографии. Однако в силу ряда причин реальное финансирование мероприятий по разделу "Развитие отечественной кинематографии" указанной Программы было существенно снижено, что не позволяет в полной мере достичь обозначенных в ней целей. Вместе с тем в основе Концепции не содержится определение "кризис отечественного кино". Наоборот, предлагается при ее реализации отойти от ставших привычными за последние годы упований исключительно на государственную поддержку и опеку. Позитивных изменений в сфере кинематографии предполагается добиться не за счет расширения государственных дотаций, а за счет изменения экономических и правовых основ поддержки кинематографии, создающих условия для расширения внебюджетных инвестиций и вовлечения в процесс финансирования кинопроизводства зрителей. Реальность и своевременность основных положений Концепции определяются произошедшими существенными изменениями в структуре российского кинорынка, обнаружившего возрастающую способность сокращения финансового бремени по поддержке кинематографии Российской Федерации. Способы привлечения в кинематографию внебюджетных инвестиций определены в Федеральном законе "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", исполнение которого позволит в конечном итоге создать условия для становления многоканальной системы ее финансирования. Целесообразность создания режима благоприятствования в кинематографе диктуется не столько последствиями негативных явлений минувших лет, сколько тенденциями к его возрождению и развитию, которые так или иначе проявились в последнее время: ряд фильмов последних лет имел несомненный коммерческий успех, убеждая в возможности возврата средств, вложенных в кинопроизводство; российские телекомпании проявляют повышенную заинтересованность в создании и потреблении отечественной кинопродукции; борьба с видеопиратством создала новые возможности для проката и показа фильмов; в кинопроизводстве возросла доля фильмов, создаваемых практически без государственной поддержки, ориентированных на повышенный зрительский интерес; с появлением первых современных кинозалов в г. Москве стало очевидным желание зрителей вернуться в кинотеатры; крупные финансовые группы проявляют интерес к реконструкции действующих и строительству новых кинотеатров, что создает условия для последующего акционирования киносети. Конструктивная поддержка этих тенденций приведет к сокращению дотационной опеки в сфере кинематографии. III. Основные направления стратегии преобразований Факторы стратегии преобразований Стратегия преобразований в сфере кинематографии опирается на следующие факторы: российский кинематограф на данном этапе обладает энергией позитивного движения и может развиваться самостоятельно при условии сохранения общественного интереса к киноискусству; введение в действие механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", будет способствовать привлечению в кинематографию внебюджетных средств; разработка дополнительных законодательных и нормативных актов, регулирующих взаимоотношения производителей фильмов с теле-, кино-, и видеокомпаниями; обеспечение перехода от государственного финансирования организаций кинематографии к многоканальной системе их финансирования на возвратной основе. Существующие и возможные финансовые потоки, направляемые в сферу кинематографии, складываются из следующих источников. От потребителя: продажа кинобилетов; проданные или взятые напрокат видеокассеты; абонентная плата за пользование платными телеканалами; продажа рекламного времени при кинопоказах (расходы на рекламу косвенно финансируются зрителями - потенциальными покупателями товара); продажа кинолитературы и сопутствующих товаров; продажа услуг (обслуживание зрителей в кинотеатрах). От реализации фильмов и услуг: отечественные телеканалы (государственные и частные); зарубежные телеканалы; зарубежные дистрибьюторы и реализаторы; зарубежные кинопроизводители. Государственное финансирование: средства из федерального бюджета, выделяемые через Госкино России; государственные заказы по линии министерств и ведомств (заказные фильмы, тематические конкурсы и программы, учебные циклы и т. п.); средства субъектов Российской Федерации, направляемые на содержание киносети, приобретение фильмов и проведение кинематографических мероприятий. Частные инвестиции: финансирование кинопроизводства; финансирование киносети (строительство и переоборудование кинотеатров); финансирование дистрибьюторской деятельности; кредиты, направляемые на кинопредпринимательскую деятельность; спонсорство и меценатство. Участие зарубежных источников: копродукция с зарубежными фирмами; поддержка зарубежными фондами, общественными и иными организациями, субсидирующими культурные проекты; привлечение частных инвестиций в российские кино-, видео-, телепроекты; строительство и реконструкция кинотеатров за счет зарубежных фирм; кредиты зарубежных финансовых организаций. Совместная деятельность с телеканалами: копродукция; предоставление услуг; использование фильмов прошлых лет. Развитие кинематографии Российской Федерации предусматривается осуществить по следующим приоритетным направлениям. В области кинопроизводства К концу срока реализации Концепции ежегодный показатель производства отечественных фильмов должен составить не менее 100 игровых фильмов, предназначенных для кино и телевидения, 24 часов анимации (в том числе сериалов), 150 часов документальных, научно-популярных фильмов и кинолетописей. Для этого в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" необходимо реформировать прежде всего порядок распределения государственной финансовой поддержки производства фильмов. Объемы и порядок распределения в сфере кинематографии выделяемых бюджетных средств необходимо существенно изменить. Так, в конкурсе кинопроектов возрастет значение их предварительной экономической оценки, анализа и составления прогноза по частичному или полному возврату расходов по производству конкретного фильма. Продюсерам будут предоставляться средства из федерального бюджета на конкурсной основе, однако их доля будет постепенно снижаться и к началу второго этапа реализации Концепции должна составить не более 30 процентов сметной стоимости фильма. Это позволит перейти на систему фиксированных государственных дотаций. Конкурсная система распределения государственных дотаций будет базироваться на тематических и эстетических приоритетах с выделением проектов, адресованных детям и юношеству. В то же время предполагается сохранить полное финансирование фильмов-дебютов (исходя из острой потребности кинематографии в пополнении творческими кадрами) и кинолетописей (регулярных съемок документальных и научных сюжетов). Дальнейшее наращивание производства неигровых фильмов и кинолетописных материалов диктуется возрастающим спросом на документальную аудиовизуальную информацию. Координация деятельности организаций, осуществляющих производство и хранение кинолетописных материалов, а также создание на основе современных технологий единого банка данных позволят удовлетворить спрос на эту информацию. Учитывая культурно-просветительское значение аудиовизуальной информации, расширяющиеся возможности ее коммерческого использования, предполагается рассмотреть возможность создания специальной структуры - центра аудиовизуальной информации, позволяющего решить эти задачи и включиться в мировое информационное пространство. В области анимационного производства потребуется организационная поддержка государством процесса кооперирования деятельности российских (по преимуществу мелких) мультипликационных студий и включения их в кооперацию с мировой анимационной индустрией. В целях реформирования анимационного производства предполагается направлять государственную финансовую поддержку не только на финансирование авторских короткометражных фильмов, но и на создание крупных проектов (мультипликационных сериалов и полнометражных фильмов) с высоким художественным и коммерческим потенциалом. Помимо совершенствования системы распределения выделяемых из федерального бюджета средств, привлечения внебюджетных инвестиций необходимо разработать и внедрить систему государственных гарантий под предоставление организациям кинематографии кредитов на производство и прокат национальных фильмов, создание современной системы гарантий на конкурсной основе для осуществления кинопредпринимательской деятельности при обязательном соблюдении принципа возврата затраченных на кинопроизводство средств. Возможности расширения отечественного кинопроизводства основываются также на складывающихся принципиально новых отношениях между организациями кинематографии и телевизионными компаниями, развивающемся опыте долевого участия в финансировании фильмов на основе договоров с телевизионными компаниями с учетом соблюдения обоюдных интересов при реализации продукции. В области проката и показа фильмов Совершенная система проката и показа фильмов создает возможности для возврата средств, затраченных производителями на их создание и основывается на следующем: малобюджетный фильм может окупиться за счет его выпуска на кассетах, продажи права показа телевизионным каналам, реализации права показа в кинотеатрах или за счет передачи права показа отдельным кинозалам преимущественно в крупных городах России на основе процентных отчислений со сборов в пользу владельца; среднебюджетный фильм может окупиться для его производителя при использовании всех механизмов по его реализации, применяемых для малобюджетного фильма, а также при частичной государственной поддержке и реализации прав его показа за рубежом; высокобюджетный фильм остается большей частью дотационным, и его производители могут рассчитывать преимущественно на государственную поддержку. Одним из факторов повышения окупаемой доли производства отечественного фильма может стать расширение легального контролируемого кино-, теле- и видеорынка. Для этого необходимо совершенствовать правовые и экономические меры по борьбе с кино-, видео- и телепиратством, серьезно ослабляющим материальную базу кинематографии, подрывающим ее международные связи. Формами возврата средств в сферу кинематографии являются расширение и совершенствование форм сотрудничества между организациями кинематографии и телевидением, а также возрождение кинотеатрального проката и показа. Во всем мире именно это стало основным источником возврата средств, вложенных в производство и продвижение кинопродукции. Ныне существующая киносеть России по своим объемам значительно уступает киносетям Европы и США, и в Концепции не содержится предложений по механическому увеличению числа залов в стране. Вместе с тем создание механизма возврата средств от кинотеатрального проката и показа фильмов невозможно без строительства новых кинотеатров или капитального переоборудования действующих кинотеатров в привлекательные для зрителей и престижные кинозалы, отвечающие последним мировым технологическим требованиям. Важными направлениями преобразований в сфере кинематографии призваны стать разработка и реализация межрегиональной программы реконструкции кинозалов, включающей модернизацию 120-125 кинотеатров, действующих на базе центров российской кинематографии, и строительство концептуально новых кинотеатральных комплексов - "мультиплексов". Цель этой программы - увеличение посещаемости кинотеатров, повышение их доходности. Указанную программу можно реализовать, привлекая финансовые средства федерального и местного бюджетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1037 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения", а также за счет внебюджетных инвестиций. Кинотеатральный прокат и показ фильмов в целом могут стать рентабельными при условии формирования межрегиональных прокатных сетей, включающих в себя модернизированные кинозалы. В зависимости от источников финансирования работ по реконструкции и обновлению кинозалов кинотеатры могут быть как государственными, так и акционированными. Процесс акционирования кинотеатров будет осуществляться параллельно с реализацией указанной программы. Осуществление государственной политики по формированию возвратных механизмов в сфере кинотеатрального проката и показа фильмов затрагивает интересы сельского населения страны. Недостаточность финансирования, невозможность приобретения новых копий фильмов, неудовлетворительная обеспеченность автотранспортом привели к сокращению числа сельских киноустановок за последние годы на 45-50 процентов. Дальнейшее функционирование сельской киносети без осуществления преобразований невозможно. Модернизацию сельской киносети необходимо провести путем перевода сельских киноустановок на видеопоказ, осуществляя его в первую очередь в крупных населенных пунктах, что позволит в дальнейшем восстановить деятельность закрытых ранее сельских киноустановок. Требуют решения вопросы финансирования системы кинопроката в Вооруженных Силах Российской Федерации, связанные с возможностью приобретения в необходимом количестве отечественных кино- и видеофильмов, укреплением материально-технической базы. В области региональной политики Реализация государственной политики по формированию возвратного механизма в сфере кинотеатрального проката и показа во многом зависит от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим очень важна координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, призванных дополнять друг друга в вопросах регулирования и осуществления протекционистской деятельности. Вопросы развития кинематографии должны решаться в субъектах Российской Федерации с учетом местных особенностей и предусматривать, в частности: создание структур, ответственных за состояние и развитие кинодела в каждом регионе; модернизацию региональных сетей кинопоказа; создание информационно-статистической базы; обновление и пополнение кинофонда; взаимодействие с региональным телевидением. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1037 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения" существенно повлияло на развитие кинодела в субъектах Российской Федерации. Однако сегодня необходимы новые усилия для полной реализации основных его положений. Возникла настоятельная потребность в разработке и подписании соглашения о партнерстве в реализации межрегиональной программы реконструкции кинозалов между Госкино России, администрациями субъектов Российской Федерации и инвесторами. В области технической политики Техническая политика в сфере кинематографии до 2005 года (независимо от формы собственности предприятий и источников их финансирования) определяется задачей модернизации материально-производственной базы организаций кинематографии. Предстоит изменить систему использования бюджетных средств, выделяемых кинематографии на развитие науки и техники, изучение международных технологий, выработку рекомендаций по их использованию, определение возможностей внутреннего производства комплектующих компонентов кинооборудования и киноматериалов. Эти меры могут привести к сокращению валютных расходов. При этом государственные средства целесообразно выделять лишь на цели совершенствования и развития тех направлений, которые на экспертно-конкурсной основе будут признаны перспективными и конкурентоспособными. Модернизация технической базы кинематографии предполагает активное финансовое участие заинтересованных кинопредприятий, опирающееся на различные формы государственной поддержки, и в частности на: таможенный протекционизм для предприятий, самостоятельно производящих модернизацию собственной базы путем приобретения оборудования и технологий за рубежом; специальные проекты поставок кинооборудования из государств - участников СНГ (в рамках межгосударственных отношений); содействие распространению мирового опыта и малозатратного использования технологий съемки, проката и показа фильмов. С этой целью необходимо стимулировать процесс создания базовых предприятий, сдающих в аренду основное кинооборудование производителям фильмов, что избавит в первую очередь студии от необходимости тратить значительные средства на обзаведение различными видами кинотехники. На первых порах таким предприятиям потребуется финансовая помощь в виде прямых бюджетных инвестиций и кредитов. В основу технической политики в период до 2005 года ставится задача максимального обеспечения техническими средствами кинозалов при их реконструкции, результатом чего должно стать существенное повышение качества изображения и звука при демонстрации фильмов в кинотеатрах. Указанная задача будет решаться путем модернизации производственных мощностей организаций кинематографии с целью обеспечения выпуска современных кинопроекционных комплексов, узлов, блоков для модернизации кинооборудования, находящегося в эксплуатации в киносети, а также путем реконструкции и технического перевооружения кинотеатров и киноустановок. При этом государство не должно идти на безвозвратные инвестиции, которые нужно заменить целевым кредитованием программ технического перевооружения. С целью повышения качества фильмокопий предстоит внедрить прогрессивные технологии на всех этапах фильмопроизводства, обработки печати, реставрации, демонстрации фильмов и обеспечить перевод нормативно-технической базы кинематографа на стандарты, соответствующие международному уровню. В условиях интеграции в мировой кинематографический процесс, предусматривающий свободный обмен фильмами и исходными материалами стандартного уровня качества, необходимо обеспечить регулярное участие российских организаций кинематографии в работе международных организаций по стандартизации, а также международных кинотехнических обществ и ассоциаций. В области международной и внешнеэкономической деятельности Международная и внешнеэкономическая деятельность в сфере кинематографии должна строиться на активизации продвижения российских фильмов на зарубежный экран путем проведения недель российского кино, премьер и ретроспектив фильмов, участия в наиболее престижных международных кинофестивалях и кинорынках. Важную роль в этом будет играть развитие сотрудничества с международными кинематографическими и аудиовизуальными организациями: в общеевропейских межправительственных организациях "Аудиовизуальная Эврика" и "Европейская аудиовизуальная обсерватория", Международная федерация киноархивов, Международный центр связи школ кино и телевидения, Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров. При этом необходимо содействовать российскому представительству в руководящих органах этих организаций, что позволит наиболее эффективно отстаивать интересы производителей и распространителей отечественной киновидеопродукции. Следует также всемерно содействовать развитию совместного кинопроизводства с зарубежными партнерами. Благоприятная правовая основа для этого возникла в связи с присоединением России к Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве. Следующий шаг - вступление России в международную организацию "Евримаж", которая осуществляет финансирование производства совместных европейских кинофильмов. Приоритетным направлением международной и внешнеполитической деятельности в сфере кинематографии остается восстановление и укрепление связей российской кинематографии с кинематографиями государств - участников СНГ и Балтии. Важной задачей является организация и проведение Московского международного кинофестиваля. В целях сохранения присутствия российской кинематографии в культурном пространстве за рубежом планируется продолжить работу, направленную на возобновление регулярного общественного некоммерческого проката российских фильмов, в основном на базе российских центров науки и культуры. В области подготовки кадров Развитие кинематографии Российской Федерации тесно связано с решением одной из самых острых проблем российского кино - проблемы подготовки и эффективного использования организациями кинематографии специалистов различных профессий. Сложность ситуации подтверждают цифры: за минувшие 5 лет в России состоялся 21 режиссерский дебют, что составляет менее одной десятой общего числа выпускников ВГИКа. При этом проблема не ограничивается трудоустройством выпускников кинематографических вузов, так как наиболее способные из них востребованы, в частности, телевидением. Главная проблема кинематографического образования заключается в стремительной потере его качества: будущие специалисты, связанные с профессиональной кинотехникой, обучаются владеть аппаратурой вчерашнего дня. Это относится и к кинотехникумам, ориентированным на подготовку специалистов кинопоказа. В связи с этим в федеральном бюджете на 1999 год и последующие годы следует предусматривать вложения в коренное обновление технической базы основных кинематографических учебных заведений. Создание прогрессивной технологической базы обучения поможет изменить и усовершенствовать методы обучения, позволит перейти от привычных форм к более современным - разнообразным и мобильным. Такие формы в экспериментальном порядке отрабатываются на базе Высших курсов сценаристов и режиссеров Госкино России. Сохранение и дальнейшее развитие многовариантности обучения творческим профессиям могут быть обеспечены также путем преобразования учебной киностудии ВГИКа в отраслевой творческо-производственный центр по обучению на основе новейших технологий как студентов, так и лиц, повышающих квалификацию и проходящих переподготовку. Решению комплекса задач по совершенствованию содержательного аспекта подготовки кадров должно способствовать создание на базе кинематографических учебных заведений киноакадемии с центром методического обеспечения подготовки и переподготовки кадров на основе традиций отечественной и зарубежных киношкол. В области приватизации Существенным источником пополнения средств, направляемых в кинематографию, может стать реализация части находящегося в государственной собственности имущества. Необходимы решения, согласно которым определенная доля поступлений от приватизации объектов кинематографии, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, направлялась бы на реконструкцию материально-технической базы организаций и предприятий кинематографии. Приватизация объектов и организаций кинематографии будет осуществляться на основе федеральных законов и законов Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указанные законодательные акты обеспечивают правовую базу для приватизации объектов и организаций кинематографии, в первую очередь находящихся в федеральной собственности. В связи с тем, что в данный момент большинство объектов и организаций кинематографии находятся в сложном финансово-экономическом положении, поспешная их приватизация может привести к распродаже помещений и оборудования и перепрофилированию. В настоящее время выявилась нецелесообразность акционирования региональных предприятий по прокату фильмов, являющихся собирателями фонда фильмов, значительная часть которого представляет собой культурное достояние России. Предстоит рассмотреть вопросы приватизации, решаемые на уровне органов местного самоуправления, с целью предотвращения необдуманного сокращения киносети. В связи с этим предстоит объективно оценить имеющиеся ресурсы в сфере кинематографии и предложить дифференцированные схемы приватизации. IV. Вопросы финансирования В ходе реализации Концепции следует учитывать, что при самом интенсивном рыночном развитии, как показывает практика мирового, особенно европейского, кинематографа, ни одна национальная киноиндустрия не отказывается от дотаций государства. Органы государственной власти Российской Федерации, создавая законодательным путем налоговые и таможенные условия, благоприятствующие развитию киновидеопредпринимательства, способствуют поэтапному замещению бюджетных источников финансирования кинематографии внебюджетными. Среди направлений кинематографической деятельности, особо нуждающихся в государственной поддержке, остаются: производство фильмов и создание кинолетописи; обучение и подготовка кадров; наука, историографические исследования, музейное дело, издание материалов по теории кино; сферы проката и показа, ориентированные главным образом на сельскую киносеть, детские и школьные кинозалы; фестивали, профессиональные конкурсы, способствующие популяризации отечественного кино, выявлению и поддержке новых мастеров; кинематографические мероприятия за рубежом (недели, премьеры российских фильмов). Организации кинематографии, получая поддержку из федерального и местных бюджетов, участвуют в формировании их доходной части путем уплаты налогов. Можно прогнозировать, что при осуществлении налоговой реформы увеличение объема производства фильмов и повышение эффективности киносети расширят налоговую базу. Финансовая база поддержки со стороны государства может быть расширена благодаря перераспределению средств, получаемых за счет: изменений в ведении билетного хозяйства; надбавок к стоимости билетов, проданных на зарубежные фильмы; дополнительных сборов за использование "чистых" видеокассет и т. д. В связи с этим предстоит разработать экономическую и правовую базу перераспределения доходов от кинематографа. Реальным способом расширения финансовой базы в сфере кинематографии может быть использование фонда кинофильмов прошлых лет, не подпадающих под действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Для этого необходимо выработать специальный порядок их использования и реализации. V. Этапы преобразований До 2001 года предстоит решить ряд острых экономических и социальных проблем, поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры начального этапа преобразований в сфере кинематографии. К таким проблемам, прежде всего, относятся: стабилизация бюджетной части финансирования организаций кинематографии; завершение выполнения подпрограммы "Развитие отечественной кинематографии" федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)"; создание правовой основы обеспечения благоприятных условий для кинематографической деятельности, в том числе для расширения внебюджетных инвестиций; правовое и организационное обеспечение межрегиональной программы реконструкции российских кинотеатров; разработка системы кредитования кинематографа как формы государственной поддержки; создание материально-технической базы и финансовых приоритетов для подготовки и переподготовки кадров. Решение отдельных задач возможно уже в настоящее время без принятия каких-либо дополнительных нормативных правовых актов. Разработка федеральной программы развития российской кинематографии на 2000-2005 годы является началом второго этапа реализации Концепции. На всех этапах реализации Концепции в сфере кинематографии будут осуществляться структурные преобразования и технологическая модернизация кинематографического процесса. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|