Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.1995 № 59ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 16 января 1995 г. N 59 г. Москва О федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.06.97 г. N 713; от 13.08.97 г. N 1031; от 05.09.98 г. N 1053) Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 5, ст. 239), от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 1097) и от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную комплексную программу "Социальная поддержка инвалидов", состоящую из следующих федеральных целевых программ: "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"; "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов"; "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"; "Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий". 2. Включить в состав федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" федеральную целевую программу "Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1189 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2900). 3. Определить государственным заказчиком по реализации федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. 4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995-1998 годы средства для реализации федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов". 5. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 1994 г. N 12 "О Федеральной комплексной программе научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1994-1997 годы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 272). Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 59 Срок реализации программы продлен на 1999 год - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.98 г. N 1053 ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ" Федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" Наименование программы Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов Наименование, номер и Указ Президента Российской Федерации от 2 дата принятия решения о октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных разработке программы мерах государственной поддержки инвалидов" Государственный заказчик Минсоцзащиты России Основные исполнители Минсоцзащиты России Минздравмедпром России Минобразование России Минтруд России Госкомвуз России Госкомстат России ГКФТ России ФСЗ России Российская академия образования Российская академия медицинских наук Разработчик Минсоцзащиты России Сроки реализации программы 1995-1997 годы Основные мероприятия Научно-методологическое, правовое, программы информационно-статистическое и кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; организационные мероприятия по формированию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, в том числе создание реабилитационных учреждений; совершенствование материально-технической базы реабилитационных учреждений Важнейшие целевые Повышение степени социальной защиты показатели инвалидов; создание условий для реализации их потенциальных способностей и возможностей Ожидаемые конечные Формирование основ службы результаты медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов; создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Объемы и источники 81,12 млрд. рублей - из средств финансирования федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 11,26 млрд. рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года) Система контроля за Минсоцзащиты России совместно с исполнением программы Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями В в е д е н и е В связи с экономическими и социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, требуются дополнительные меры адресной социальной поддержки со стороны государства и общества для такой социально незащищенной группы населения, как инвалиды. Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно. Это определяет необходимость совершенствования системы их социальной защиты, отвечающей современной концепции инвалидности и социально-экономической политике государства. В целях усиления государственной поддержки инвалидов и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" разработана федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" (далее - программа), которая состоит из 3 разделов и предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов для их интеграции в общество (приложение N 1). Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов". Состояние проблемы В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей здоровья населения остается наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция, преимущественно за счет лиц пенсионного возраста. В 1992 году уровень первичной инвалидности составил 75,7 на 10 тысяч населения, а в 1993 году - соответственно 77,2. Не снижается ее тяжесть. Число лиц, впервые признанных инвалидами II группы, возросло с 52,9 на 10 тысяч населения в 1992 году до 73,0 на 10 тысяч населения в 1993 году. Увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста. В 1993 году впервые были признаны инвалидами 473,7 тысячи граждан в трудоспособном возрасте, что составляет 57,0 на 10 тысяч трудоспособного населения. В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9 процента), второе - злокачественные новообразования (14,4 процента), третье - травмы (13,5 процента). Отмечается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов. Общее число инвалидов, по состоянию на 1 января 1993 года, составляло 8,2 млн.человек, или 5,4 процента всего населения Российской Федерации. Вместе с тем существующая в России практика врачебно-трудовой экспертизы, основанная на определении стойкой или длительной утраты способности к труду и самообслуживанию, не позволяет выявить всех лиц, имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, и определить адекватные меры социальной защиты. В связи с этим возникает необходимость реформирования врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную, основными задачами которой будут не только установление инвалидности, но и определение объема и структуры реабилитационных мероприятий. Важным этапом социальной защиты инвалидов является медико-социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности. В осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации имеются серьезные недостатки. Об этом свидетельствует ежегодное снижение одного из основных показателей эффективности реабилитационного процесса - численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах врачебно-трудовой экспертизы трудоспособными. Так, в 1990 году из общего числа переосвидетельствованных инвалидов 3,2 процента были признаны трудоспособными, а в 1993 году - лишь 2,3 процента. Вопросы теории и практики реабилитации разработаны только по отдельным направлениям. В системах здравоохранения, образования, социальной защиты населения недостаточно учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию инвалидов на современном уровне. Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте. Сеть учреждений для профессионального обучения инвалидов не обеспечивает потребности этой категории населения. Необходимо усовершенствовать их материально-техническую базу, методическое и кадровое обеспечение учебного процесса, придав им реабилитационную направленность. Уровень оказания реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Российской Федерации, крайне низок и не может обеспечить в полном объеме медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. До настоящего времени в России не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, а отдельные виды осуществляются разрозненно в учреждениях различных ведомств. Это не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность. Отсутствует дифференцированный подход к реабилитации различных категорий инвалидов, не всегда учитываются их индивидуальные особенности и реабилитационный потенциал. Не разработаны критерии оценки эффективности реабилитации. Требует коренного преобразования система подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Цель программы Усиление социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям путем интеграции их в общество. Задачи программы Разработка и совершенствование научно-методологических и правовых аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; осуществление мер по созданию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов; кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Основные направления реализации программы Основы и принципы медико-социальной экспертизы В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать основы службы медико-социальной экспертизы в рамках единой государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов. В связи с этим в первую очередь предусмотрена разработка концепций инвалидности и медико-социальной экспертизы, положения по определению инвалидности, а также других методических материалов, необходимых для создания нормативно-правовой базы медико-социальной экспертизы инвалидов. Особое внимание уделено разработке организационно-функциональной модели службы медико-социальной экспертизы, принципам ее организации. Информационно-статистическое обеспечение медико-социальной экспертизы предполагает создание автоматизированной информационно-справочной системы для формирования федерального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, а также разработку унифицированной государственной статистической отчетности по медико-социальной экспертизе, ориентированной на машинную обработку. Основы создания государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов В целях создания основ государственной системы реабилитации инвалидов программой предусматривается разработка теоретических, организационных и правовых аспектов реабилитации инвалидов. Предполагается разработка концепции медико-социальной реабилитации, определение методологии развития системы, создание организационно-функциональной модели системы медико-социальной реабилитации инвалидов, а также подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок деятельности реабилитационных учреждений различных ведомств, формирования базовых и индивидуальных программ реабилитации. В связи с социальной значимостью реабилитации инвалидов молодого возраста предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию социально-психологических, педагогических и профессиональных вопросов их реабилитации. Особое внимание уделено созданию базовых реабилитационных учреждений. Кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов В данном разделе предусмотрено проведение мероприятий по созданию системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации, в том числе: разработка организационно-методических основ подготовки и переподготовки специалистов; определение потребности и номенклатуры специальностей для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; программно-методическое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации. Финансирование программы Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование указанной программы на 1995-1997 годы составляет 81,12 млрд. рублей, в том числе на 1995 год - 11,26 млрд. рублей. По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следующим образом: основы и принципы медико-социальной экспертизы - 0,878 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,182 млрд. руб.; основы создания государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов - 78,149 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 10,438 млрд. руб.; кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов - 2,096 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,64 млрд. руб. Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2). Ассигнования на 1995-1997 годы могут быть уточнены, исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы. Контроль и координация работ Государственным заказчиком программы является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет непосредственный контроль за ее выполнением. Для обеспечения научного руководства и координации работ при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с участием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, специализированных научно-исследовательских институтов, общественных объединений инвалидов. _______________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к федеральной целевой программе "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" на 1995-1997 годы +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | | | | |Стоимость (млрд. руб.)| | | | | | +----------------------| | N | Мероприятия | Исполнители | Сроки | Результаты | | в том | |п/п | | | (годы)| | всего | числе | | | | | | | | 1995 год | +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1. Основы и принципы медико-социальной экспертизы 1.1.Научно-методологическое и правовое обеспечение медико-социальной экспертизы 1.1.1. Разработка новых методо- Минсоцзащиты 1996 Проект концепции 0,015 - логических и методических России инвалидности, крите- подходов к определению Минздравмедпром рии оценки ограниче- инвалидности России ния жизнедеятель- Минтруд России ности, проект положе- ния по определению Минобразование инвалидности, методи- России ческие указания по Российская академия оценке ограничений образования (РАО) жизнедеятельности и Российская академия определению диффе- медицинских наук ренцированных пока- (РАМН) заний по различным видам социальной защиты инвалидов, принципы формирова- ния экспертного заключения 1.1.2. Разработка теоретических и Минсоцзащиты 1996 Проект концепции 0,07 - организационных основ России медико-социальной медико-социальной Минздравмедпром экспертизы, принципы экспертизы России организации службы Минобразование медико-социальной России экспертизы, организа- Минтруд России ционно-функциональ- РАО ная модель службы РАМН медико-социальной экспертизы, проект типового положения о службе медико- социальной эксперти- зы, методические указания по организа- ции медико-социаль- ной экспертизы, вариативные модели учреждений медико- социальной эксперти- зы 1.1.3. Разработка новых методо- Минсоцзащиты 1996- Критерии оценки нару- 0,063 - логических подходов к России 1997 шения жизнедеятель- определению инвалиднос- Минздравмедпром ности детей-инвали- ти у детей и принципов ор- России дов, организационные ганизации медико-социаль- Минобразование формы медико-соци- ной экспертизы детей- России альной экспертизы инвалидов РАО детей-инвалидов РАМН 1.1.4. Изучение психологических Минсоцзащиты 1996- Методические реко- 0,02 - аспектов медико- России 1997 мендации по оценке социальной экспертизы Минздравмедпром психологического России статуса лиц, проходя- щих медико-соци- альную экспертизу 1.1.5. Определение потребности Минсоцзащиты 1996- Медико-социальная 0,092 - в развитии сети учрежде- России 1997 характеристика лиц, ний медико-социальной Минздравмедпром впервые признанных экспертизы на основе России инвалидами, прогноза первичной инва- прогноз первичной лидности инвалидности, нормативы потребно- сти в развитии сети учреждений медико- социальной экспер- тизы, методические рекомендации по определению норма- тивов потребности в развитии сети учреж- дений медико-соци- альной экспертизы на региональном уровне 1.1.6. Разработка нормативов Минсоцзащиты 1996 Проект табеля 0,025 - материально-технического России оснащения учреждений обеспечения учреждений медико-социальной медико-социальной экспертизы экспертизы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Итого по разделу 1.1 0,285 - 1.2. Информационно-статистическое обеспечение медико-социальной экспертизы 1.2.1. Разработка и введение Минсоцзащиты 1995- Проекты форм учетно- 0,481 0,182 унифицированной доку- России 1997 отчетных документов ментации и документообо- Минздравмедпром для службы медико- рота для медико-социаль- России социальной экспер- ной экспертизы Госкомстат России тизы РАМН 1.2.2. Разработка пакета про- Минсоцзащиты 1996 Пакет программных 0,036 - граммных средств автома- России средств по проблемам тизированной информа- Минздравмедпром инвалидности ционно-справочной сис- России темы для создания банка Минтруд России данных по проблемам РАО инвалидности 1.2.3. Разработка автоматизиро- Минсоцзащиты 1996- Автоматизированная 0,076 - ванной информационно- России 1997 информационно-спра- справочной системы по Минздравмедпром вочная система по во- вопросам медико-социаль- России просам медико-соци- ной экспертизы Минтруд России альной экспертизы РАО РАМН -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Итого по разделу 1.2 0,593 0,182 Всего по разделу 1 0,878 0,182 2. Основы создания государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов 2.1. Научно-методологическое и правовое обеспечение реабилитации инвалидов 2.1.1. Теоретические и органи- Минсоцзащиты 1996- Проект концепции 0,081 - зационные основы медико- России 1997 медико-социальной социальной реабилитации Минздравмедпром реабилитации инвалидов России инвалидов, Минтруд России организационно-функ- Минобразование циональная модель России системы медико-соци- ФСЗ России альной реабилитации РАО инвалидов, РАМН порядок взаимодействия реабилитационных учреждений различной ведомственной подчиненности 2.1.2. Разработка методических Минсоцзащиты 1996- Методические реко- 0,084 - рекомендаций по России 1997 мендации по органи- организации системы меди- Минздравмедпром зации системы медико- ко-социальной реабилита- России социальной реаби- ции больных и инвалидов Минтруд России литации инвалидов, на региональном уровне Минобразование вариативные модели России региональных систем ФСЗ России реабилитации инва- РАО лидов РАМН 2.1.3. Разработка организацион- Минсоцзащиты 1996 Модели реабилита- 0,015 - но-функциональных России ционных учреждений, моделей реабилитационных Минздравмедпром проект положения о учреждений России реабилитационном Минобразование учреждении России Госкомвуз России ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Итого по разделу 2.1 0,18 - 2.2. Научно-методическое и технологическое обеспечение системы реабилитации инвалидов 2.2.1. Разработка базовых про- Минсоцзащиты 1996- Проекты базовых 0,135 - грамм медико-социальной России 1997 программ медико- реабилитации различных Минздравмедпром социальной категорий инвалидов России реабилитации инвали- Минобразование дов России Минтруд России ФСЗ России РАО РАМН 2.2.2. Разработка принципов Минсоцзащиты 1996- Методические реко- 0,075 - формирования индивиду- России 1997 мендации по альных программ медико- Минздравмедпром формированию социальной реабилитации России индивидуальных Минобразование программ реабили- России тации ФСЗ России РАО РАМН 2.2.3. Разработка рекомендаций Минсоцзащиты 1996- Методические реко- 0,015 - по формированию про- России 1997 мендации по органи- грамм социально-психоло- Минздравмедпром зации социально- гической реабилитации России психологической инвалидов Минобразование реабилитации инва- России лидов, рекомендации РАО по формированию программ социально- психологической реабилитации инвалидов 2.2.4. Разработка рекомендаций Минсоцзащиты 1996- Рекомендации по 0,06 - по формированию России 1997 формированию программ спортивно- Минздравмедпром программ спортивно- оздоровительной работы с России оздоровительной инвалидами молодого Минобразование работы с инвалидами возраста России молодого возраста, ГКФТ России клинико-функцио- нальные и психо- логические критерии отбора инвалидов для участия в спортивных соревнованиях 2.2.5. Разработка нормативов Минсоцзащиты 1996- Нормативы потребно- 0,019 - потребности в развитии се- России 1997 сти в развитии сети ти реабилитационных Минздравмедпром реабилитационных учреждений для инвалидов России учреждений, Минтруд России методические реко- ФСЗ России мендации по опреде- лению нормативов потребности в разви- тии сети реабилита- ционных учреждений на региональном уровне ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Итого по разделу 2.2 0,304 - 2.3. Педагогические и профессиональные аспекты реабилитации инвалидов 2.3.1. Разработка теоретических и Минобразование 1996 Проект концепции 0,023 - организационных основ России непрерывного образо- непрерывного образования Минсоцзащиты вания инвалидов, инвалидов России рекомендации по орга- Минздравмедпром низации различных России форм непрерывного Госкомвуз России образования 2.3.2. Разработка медико-соци- Минсоцзащиты 1996 Медико-социальные 0,015 - альных критериев профес- России критерии профессио- сиональной ориентации Минздравмедпром нальной ориентации инвалидов России инвалидов, Минобразование проект перечня меди- России цинских противопока- Госкомвуз России заний к обучению ФСЗ России инвалидов в учрежде- РАО ниях среднего и высше- го профессионального образования 2.3.3. Разработка тестов для Минсоцзащиты 1996- Психологические 0,087 - оценки профессиональных России 1997 тесты для комплексной возможностей инвалидов Минобразование оценки и прогноза России образовательного и Минтруд России профессионального ФСЗ России маршрута инвалида 2.3.4. Разработка моделей и Минсоцзащиты 1995- Методическое обеспе- 15,0 2,5 методик учебного процесса России 1997 чение учебного среднего профессиональ- Минобразование процесса, ного образования России обучающие про- инвалидов РАО граммы, учебные фильмы для инвалидов с нарушениями функ- ций опорно-двигатель- ного аппарата, слуха, зрения ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Итого по разделу 2.3 15,125 2,5 2.4. Создание и развитие государственной реабилитационной инфраструктуры 2.4.1. Создание региональных 1995- 5,2 2,3 центров медико-социальной 1997 реабилитации инвалидов на базе: Санкт-Петербургского Минсоцзащиты 1995- Региональный центр 2,0 0,9 учебного комплекса "Поли- России 1997 медико-социальной техникум-профтехучилище" Минздравмедпром реабилитации (оснащение) России инвалидов Мэрия Санкт-Петер- бурга среднего профессионально- Минсоцзащиты 1995- Региональный центр 2,0 0,9 технического училища- России 1997 медико-социальной интерната в г. Новокузнецке реабилитации (оснащение) инвалидов Республиканского центра Минсоцзащиты 1995- Региональный центр 1,2 0,5 инвалидов в Республике России 1996 медико-социальной Бурятия (оснащение) Минсоцзащиты реабилитации Республики Бурятия инвалидов 2.4.2. Развитие Санкт-Петербург- Минсоцзащиты 1995- Межрегиональный 4,5 1,968 ского межрегионального России 1996 центр медико-социаль- центра реабилитации лиц с Минздравмедпром ной реабилитации проблемами слуха России инвалидов по слуху (г. Павловск, Администрация Ленинградская обл.) Ленинградской области 2.4.3. Создание отделения Минсоцзащиты 1995- Отделение медико- 6,3 0,15 реабилитации инвалидов на России 1997 социальной реабили- базе Сиверского техникума- Администрация тации инвалидов интерната бухгалтеров Ленинградской (Ленинградская обл.) области 2.4.4. Строительство центров 1995- 19,77 3,52 реабилитации на базе: 1997 Михайловского техникума- Минсоцзащиты 1995- Региональный центр 5,2 2,0 интерната бухгалтеров России 1997 медико-социальной (Рязанская обл.) Администрация Ря- реабилитации инва- занской области лидов Калужского сельскохозяй- Минсоцзащиты 1995- Региональный центр 13,2 0,15 ственного техникума- России 1997 медико-социальной интерната Администрация реабилитации Калужской области инвалидов Ессентукского профессио- Минсоцзащиты 1995 Региональный центр 1,37 1,37 нально-технического учи- России медико-социальной лища-интерната Администрация реабилитации (Ставропольский край) Ставропольского края инвалидов 2.4.5. Строительство региональ- Минсоцзащиты 1996- Региональный центр 10,2 - ного центра медико- России 1997 медико-социальной социальной реабилитации Минсоцзащиты реабилитации инвалидов на базе учебно- Республики Коми инвалидов го комбината-завода "Орбита" в г. Сыктывкаре (Республика Коми) 2.4.6. Строительство региональ- Минсоцзащиты 1996- Региональный центр 2,0 - ного центра медико-соци- России 1997 медико-социальной альной реабилитации на Администрация реабилитации инва- базе центра по обслужива- Оренбургской области лидов нию инвалидов в г. Оренбурге 2.4.7. Строительство 1996- 13,82 - региональных центров 1997 профессиональной реабилитации на базе: Новосибирского професси- Минсоцзащиты 1996- Региональный центр 12,52 - онально-технического России 1997 профессиональной училища-интерната Администрация реабилитации инва- Новосибирской лидов области учебно-производственного Минсоцзащиты 1996- Региональный центр 1,3 - предприятия "Радуга" для России 1997 профессиональной инвалидов с нарушением Администрация реабилитации инва- функции слуха в Новосибирской лидов г. Новосибирске области 2.4.8. Строительство центра Минсоцзащиты 1996 Региональный центр 0,75 - профессиональной реаби- России профессиональной литации инвалидов по Администрация реабилитации инвали- зрению в г. Новосибирске Новосибирской дов по зрению области ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Итого по разделу 2.4 62,54 7,938 Всего по разделу 2 78,149 10,438 3. Кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов 3.1. Разработка методики по Минсоцзащиты 1996- Методические 0,71 - определению потребности России 1997 рекомендации по в специалистах для Минздравмедпром определению реабилитационных России потребности в учреждений Минобразование специалистах для России реабилитационных Минтруд России учреждений ФСЗ России различного профиля РАО 3.2. Определение потребности в Минсоцзащиты 1996 Методические реко- 0,036 - специалистах для медико- России мендации по опреде- социальной экспертизы Минздравмедпром лению нормативов России потребности в Минобразование специалистах для России медико-социальной Минтруд России экспертизы ФСЗ России 3.3. Разработка программ и Минсоцзащиты 1995- Учебные программы и 0,014 0,007 учебных планов подготовки России 1996 планы подготовки специалистов для медико- Минздравмедпром специалистов по социальной экспертизы и России медико-социальной реабилитации инвалидов Минобразование экспертизе и реабили- России тации инвалидов ФСЗ России 3.4. Разработка критериев Минсоцзащиты 1996 Критерии оценки 0,015 - аттестации работников России профессионального служб медико-социальной Минздравмедпром уровня специалистов экспертизы и реабилитации Росси для службы медико- инвалидов Минобразование социальной экспер- России тизы и реабилита- ционных учреждений 3.5. Разработка квалификацион- Минсоцзащиты 1995- Проекты квалифика- 0,037 0,003 ных характеристик России 1996 ционных характе- работников реабилитаци- Минздравмедпром ристик новых специ- онных учреждений России альностей для Минобразование реабилитационных России учреждений Минтруд России 3.6. Разработка организацион- Минсоцзащиты 1996- Рекомендации по 0,174 - но-методических основ России 1997 организации системы подготовки и повышения Минздравмедпром подготовки и повыше- квалификации специа- России ния квалификации листов для медико- Минобразование специалистов по социальной экспертизы и России медико-социальной реабилитации инвалидов Минтруд России экспертизе и реабили- РАО тации инвалидов, проект перечня средних и высших специальных учебных заведений для подготовки и переподготовки специалистов данного профиля 3.7. Разработка программно- Минсоцзащиты 1995- Учебно-методические 1,11 0,63 методического обеспечения России 1996 пособия, программы, системы подготовки и Минздравмедпром видеофильмы повышения квалификации России специалистов по медико- Минобразование социальной экспертизе и России реабилитации инвалидов Минтруд России ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Итого по разделу 3 2,096 0,64 Всего 81,12 11,26 ________________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к федеральной целевой программе "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА на ассигнования из федерального бюджета в 1995-1997 годах для финансирования федеральной целевой программы "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" (в млрд. руб.) 1995-1997 годы 1995 год Всего 81,123 11,26 в том числе: капитальные вложения 52,84 3,67 научно-исследова- 1,941 - тельские и опытно- конструкторские разработки прочие нужды 26,342 7,59 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 59 Срок реализации программы продлен на 1998 год - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1031 ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ" Федеральная целевая программа "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов" П А С П О Р Т ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ И ИНВАЛИДОВ" Наименование программы Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов Наименование, номер и дата Указ Президента Российской Федерации принятия решения о разработке от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и программы информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 296 "О научном и инфор-мационном обеспечении проблем инвалид-ности и инвалидов" Государственный заказчик Минсоцзащиты России Основные исполнители Минсоцзащиты России Минздравмедпром России Российская академия наук Российская академия медицинских наук Российская академия образования Разработчик Минсоцзащиты России Сроки реализации программы 1995-1997 годы Основные мероприятия программы Программой предусматривается разработка: методологических основ профилактики инвалидности; концептуальных и теоретических подходов к развитию системы медико-социальной помощи и реабилитации инвалидов; психолого-педагогических и социальных аспектов интеграции в общество детей с отклонениями в развитии; концептуальных и методологических подходов к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; теоретических и методологических основ информатизации проблем инвалидности и инвалидов Важнейшие целевые показатели Создание теоретических и методологических основ решения проблем инвалидности и инвалидов, в том числе детейинвалидов; совершенствование профилактики инвалидности; информационное обеспечение и прогнозирование инвалидности населения Ожидаемые конечные результаты Создание системы научного и информационного обеспечения для формирования государственной социальной политики в отношении инвалидов Объемы и источники 5,536 млрд. руб. - из средств финансирования федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 0,6 млрд. руб. - на 1995 год (в ценах 1994 года) Система контроля за Минсоцзащиты России совместно с исполнением программы Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями В В Е Д Е Н И Е В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач является государственная поддержка и социальная защита инвалидов. В целях более эффективного решения проблем инвалидности и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 296 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" разработана федеральная целевая программа "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов" (далее - программа). Программа состоит из 7 разделов и предусматривает проведение комплекса научных (теоретических и научно-прикладных) исследований по приоритетным направлениям решения проблем инвалидности и инвалидов, профилактики инвалидности, медико-социальной помощи инвалидам, медицинской экспертизы и реабилитации инвалидов, по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, информационному обеспечению указанных направлений. Значительный объем исследований связан с изучением проблем инвалидности детей (приложение N 1). Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов". СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ На протяжении многих лет в Российской Федерации отмечается рост инвалидности населения, что свидетельствует о снижении уровня здоровья нации в целом. При этом отмечается прогрессирующий рост числа инвалидов во всех возрастных группах с одновременным увеличением доли инвалидов, имеющих I и II группы инвалидности. Основные тенденции инвалидности населения в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и экологической ситуации. Рост числа инвалидов происходит на фоне постоянно сокращающейся численности населения. В связи с этим профилактика и снижение уровня инвалидности населения являются одной из приоритетных проблем государства и общества. В то же время прежние подходы к решению этой проблемы не соответствуют современным социально-экономическим отношениям. Все это обусловливает необходимость фундаментальной научной разработки принципиально новых теоретических и методологических основ решения проблем инвалидности населения и инвалидов как особого контингента, нуждающегося в социальной защите и интеграции в общество. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Создание системы научного информационного обеспечения для формирования государственной социальной политики в отношении инвалидов. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Разработка теоретических и методологических основ решения проблем инвалидности и реабилитации инвалидов; разработка методологических и организационных основ профилактики инвалидности; разработка современных основ информационного обеспечения, прогнозирования инвалидности населения. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Разработка концепции инвалидности и медико-социальной помощи инвалидам Современный этап научного развития характеризуется пересмотром ряда аспектов проблемы инвалидности и интеграции инвалидов в общество. Теоретический анализ проблемы инвалидности в концептуальной форме и в форме конкретных моделей позволит в дальнейшем сформировать научно обоснованную концепцию федеральной социальной политики в отношении инвалидов, определить приоритетные ее направления и разработать механизм реализации. Программой предусматривается: исследование состояния и динамики инвалидности населения в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях; изучение формирования взаимосвязей медико-биологических и социальных аспектов инвалидности и реабилитации; формирование концепции медико-социальной помощи инвалидам; разработка новых методологических подходов к оценке медико-социальных последствий стойких нарушений здоровья; разработка подходов к проведению медико-социальной экспертизы отдельных контингентов инвалидов. Разработка методологических основ комплексной профилактики инвалидности и принципов медицинского обслуживания инвалидов Программой предусматривается: разработка концепции и принципов формирования общих и целевых программ профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; методологическое обеспечение проблем профилактики инвалидности детского возраста; разработка критериев оценки эффективности и качества медицинской помощи инвалидам; обоснование новых подходов к медико-социальному обслуживанию отдельных контингентов инвалидов. Разработка теоретических и организационных основ медико-социальной реабилитации инвалидов Настоящий раздел программы включает разработку теоретических основ и программ медико-социальной реабилитации отдельных контингентов инвалидов, психофизиологических основ социальной реабилитации инвалидов, организационно-функциональных моделей центров реабилитации для различных контингентов детей-инвалидов. Предусмотрена разработка методических подходов к формированию региональных программ содействия занятости для отдельных категорий инвалидов, экспертных систем по рациональному трудоустройству инвалидов, комплекса специальных трудотерапевтических технологий. Психолого-педагогические, социальные и медицинские аспекты интеграции в общество детей с отклонениями в развитии Данным направлением предусмотрен комплекс научных разработок по научному обоснованию различных форм и методов социальной интеграции детей-инвалидов. Изучение социально-экономических проблем инвалидности Программа включает разработку проекта концепции системы взаимодействия государственных структур и общественных организаций в целях интеграции инвалидов в общество. Будут представлены аналитические обзоры по социальной политике в отношении инвалидов за рубежом, по современным проблемам социальной адаптации инвалидов молодого возраста в обществе, о проблемах быта инвалидов. Данным направлением предусмотрена разработка методологии и методики оценки экономических потерь в связи с инвалидностью и оценки экономической эффективности реабилитационных проектов. Разработка концептуальных и методологических подходов по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности Данным направлением программы предусмотрена разработка научного и методического обеспечения формирования принципиально новой и реконструкции сложившейся системы застройки городов и других поселений, проектирования зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. Будут разработаны принципы формирования региональных программ по организации доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программа включает создание экспериментальных проектов культурно-оздоровительного центра, торговой улицы и жилого микрорайона, доступных для инвалидов. В рамках данного направления будут подготовлены программы обучения специалистов по проектированию и организации среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов. Разработка основ информатизации и прогнозирования инвалидности населения Настоящий раздел программы предусматривает научные исследования, направленные на создание основ информатизации проблем инвалидности и инвалидов: разработку концепции информационно-статистического обеспечения проблем инвалидности, в т. ч. детского возраста; разработку методологических основ применения Международной классификации нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности; научно-методическое обеспечение создания региональных регистров инвалидов; разработку структуры и программного обеспечения базы данных по проблемам инвалидности и автоматизированной информационно-справочной системы. Развитие и совершенствование информационного обеспечения позволят создать систему моделей и программных средств для прогнозных разработок по инвалидности населения. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование программы на 1995-1997 годы составляет 5,536 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,6 млрд. руб. По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следующим образом: разработка концепции инвалидности и медико-социальной помощи инвалидам - 0,968 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,184 млрд. руб.; разработка методологических основ комплексной профилактики инвалидности и принципов медицинского обслуживания инвалидов - 0,664 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,063 млрд. руб.; разработка теоретических и организационных основ медико-социальной реабилитации инвалидов - 1,686 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,09 млрд. руб.; психолого-педагогические, социальные и медицинские аспекты интеграции в общество детей с отклонениями в развитии - 0,808 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,064 млрд. руб.; изучение социально-экономических проблем инвалидности - 0,303 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,015 млрд. руб.; разработка концептуальных и методологических подходов по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности - 0,504 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,074 млрд. руб.; разработка основ информатизации и прогнозирования инвалидности населения - 0,603 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,11 млрд. руб. Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2). Ассигнования на 1995-1997 годы будут уточнены, исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы. КОНТРОЛЬ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ Государственным заказчиком программы является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет непосредственный контроль за выполнением программы. Для обеспечения научного руководства и координации работ при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с участием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, научно-исследовательских институтов. ________________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к федеральной целевой программе "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов" П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий федеральной целевой программы "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов" на 1995-1997 годы +---------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | | | | | Стоимость | | | | | | | (млрд. руб.) | | | | | | +---------------| | N | Мероприятия | Исполнители | Сроки | Результаты | | в том | |п/п | | | (годы)| | всего| числе | | | | | | | |1995 год| +---------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1. Разработка концепций инвалидности и медико-социальной помощи инвалидам 1.1. Разработка теорети- Минсоцзащиты России 1995- Концепция и модель 0,145 0,037 ческих основ Временный научно-исследова- 1997 взаимосвязей медико-биологи- инвалидности и тельский коллектив (ВНИК) ческих и социально-зкономиче- реабилитации ских аспектов инвалидности и инвалидов реабилитации, определение понятийных категорий, характеризующих инвалидность и реабилитацию на медико- биологическом и социально- экономическом уровнях 1.2. Разработка мето- Минсоцзащиты России 1995- Критерии оценки медико- 0,052 0,02 дологических под- Центральный научно-исследо- 1996 социальных последствий ходов к оценке вательский институт эспертизы стойких нарушений здоровья медико-социальных трудоспособности и организа- последствий ции труда инвалидов стойких нарушений (ЦИЭТИН) здоровья Санкт-Петербургский научно- исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (С-ПбНИЭТИН) 1.3. Исследование Минздравмедпром России 1995- Оценка распространенности 0,267 0,047 распро- Научно-производственное 1997 стойких нарушений здоровья в страненности объединение медико- различных возрастных группах стойких нарушений социальных исследований населения на федеральном и здоровья населения экономики и информатики региональном уровнях в Российской (НПО "Медсоцэкономинформ") Федерации Российская академия медицинских наук (РАМН) Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.А.Семашко (НИИСГЭУЗ имени Н.А.Семашко) 1.4. Разработка концеп- НПО "Медсоцэкономинформ" 1995- Формирование основных 0,267 0,067 ции медико- НИИСГЭУЗ имени 1997 дефиниций и концепции социальной помощи Н. А. Семашко "остаточного здоровья", инвалидам и ЦИЭТИН система показателей здоровья нормативов инвалидов, потребности их в методика определения потреб- медицинской и ности инвалидов в медицинской социальной помощи и социальной помощи, нормативы потребности инвалидов в различных видах медицинской и социальной помощи 1.5. Изучение причин и НИИСГЭУЗ имени 1995- Показатели распространен- 0,052 0,013 факторов Н. А. Семашко 1997 ности инвалидности у детей, инвалидности Минздравмедпром России проживающих в крупном раннего детского Ярославская медицинская промышленном городе, и ее возраста в условиях академия причины, крупного модель причинно-следственных промышленного взаимосвязей инвалидности города раннего детского возраста, методические подходы к формированию комплексных программ профилактики инвалидности детского возраста 1.6. Разработка концеп- Минсоцзащиты России 1996 Научное обоснование 0,039 - ции медико- Московский государственный нормативов потребности детей- социальной помощи социальный университет инвалидов в различных видах детям-инвалидам (МГСУ) медико-социальной помощи в Минздравмедпром России зависимости от региональных Московский научно-исследова- особенностей, принципы тельский институт педиатрии и формирования групп детей- детской хирургии (МНИИ инвалидов, нуждающихся в педиатрии и детской хирургии) первоочередном НИИСГЭУЗ имени предоставлении медико- Н. А. Семашко социальной помощи 1.7. Разработка принци- 1996- пов медико-соци- 1997 альной экспертизы, адаптации и реаби- литации больных и инвалидов с послед- ствиями наиболее социально значи- мых заболеваний: сочетанных травм С-ПбНИЭТИН 1996- Интегральная оценка функ- 0,043 - Минздравмедпром России 1997 циональных ограничений, Санкт-Петербургский научно- показатели количественной исследовательский институт оценки степени функциональ- скорой помощи имени ных ограничений, И. И. Джанелидзе критерии инвалидности и программы реабилитации данного контингента инвалидов онкологических РАМН 1996- Дифференцированная оценка 0,043 - Онкологический научный центр 1997 степени нарушения здоровья Минздравмедпром России при онкологических заболе- Московский научно-исследова- ваниях, проект концепции тельский онкологический социальной адаптации и институт имени П. А. Герцена реабилитации этой категории больных и инвалидов профессиональных РАМН 1996- Критерии определения 0,034 - Научно-исследовательский 1997 инвалидности при институт медицины труда профессиональных (НИИ медицины труда) заболеваниях ВИЧ-инфекции РАМН 1996- Прогноз распространения ВИЧ- 0,026 - Центральный научно- 1997 инфекции, исследовательский институт критерии определения инвалид- эпидемиологии и ности и программы социальной микробиологии имени адаптации этой категории Н. Ф. Гамалеи больных Госкомсанэпиднадзор России Российский научно-методиче- ский центр по профилактике и борьбе со СПИДом ___________________________ Итого по разделу 1 0,968 0,184 2. Разработка методологических основ комплексной профилактики инвалидности и принципов медицинского обслуживания инвалидов 2.1. Разработка концеп- Минсоцзащиты России 1995- Теоретические основы 0,146 0,037 нии профилактики ВНИК 1996 профилактики инвалидности инвалидности (концептуальные подходы) 2.2. Разработка крите- Комитет по делам воинов- 1995- Критерии оценки качества и 0,103 0,026 риев оценки каче- интернационалистов при 1997 эффективности медицинской ства и эффективно- Совете глав правительств помощи инвалидам сти медицинской государств - участников СНГ помощи инвалидам в учреждениях Российская академия наук различного типа (РАН) Институт проблем управления (ИПУ РАН) 2.3. Научное обоснова- С-ПбНИЭТИН 1996- Модель формирования 0,079 - ние разработки Российская академия 1997 региональных комплексных региональных про- естественных наук (РАЕН) программ по профилактике грамм по профилак- Научно-производственный инвалидности и реабилитации тике инвалидности и центр инновационных инвалидов реабилитации социальных программ инвалидов (НПЦ ИСП РАЕН) 2.4. Разработка основ Минздравмедпром России 1996- Принципы формирования групп 0,034 - профилактики Государственный научно-иссле- 1997 риска при ишемической болезни ранних форм довательский центр профилак- сердца, критерии отбора лиц ишемической тической медицины в группы риска, болезни сердца, как (ГНИЦ ПМ) программа выборочного причины инвалид- обследования ности лиц трудоспо- собного возраста 2.5. Разработка медико- Минздравмедпром России 1996 Показатели инвалидности 0,034 - социальных основ Московский научно-исследова- вследствие снижения слуха, профилактики инва- тельский институт болезней методические рекомендации по лидности вследствие уха, горла и носа раннему выявлению и профилак- снижения слуха тике снижения слуха 2.6. Разработка новых МНИИ педиатрии и детской 1996- Методические рекомендации по 0,055 - молекулярно-гене- хирургии 1997 новым молекулярно-генетиче- тических и клинико- РАМН ским методам диагностики биохимических ме- Научно-исследовательский врожденных и наследственных тодов диагностики институт вирусологии имени заболеваний, методические врожденных и на- Д.И.Ивановского рекомендации по организации следственных забо- Медико-генетический научный обследования населения для леваний, являющих- центр выявления наследственных и ся наиболее частой врожденных заболеваний с причиной инвалид- применением новых методов ности раннего детского возраста 2.7. Научное обоснова- МНИИ педиатрии и детской 1996 Рекомендации по методам 0,026 - ние принципов ме- хирургии профилактики инвалидности дицинского обес- детского возраста и печения семей, медицинской реабилитации имеющих высокую семей с наследственными и степень риска врожденными заболеваниями возникновения ин- валидности у детей вследствие врожден- ной и наследствен- ной патологии родителей 2.8. Разработка новых МНИИ педиатрии и детской 1996- Методика оценки риска 0,034 - методологических хирургии 1997 возникновения инвалидности подходов к оценке РАН при наличии семейной риска формирова- Институт системного анализа наследственной патологии, ния семейной хро- (ИСА РАН) оценка различных нической патологии наследственных и средовых и инвалидности факторов в формировании семейной инвалидности 2.9. Разработка методо- РАМН 1996- Система новых диагностических 0,069 - логических подхо- Научный центр акушерства, 1997 критериев тяжелых повреждений дов к предупреж- гинекологии и перинатологии мозга у новорожденных инфек- дению инвалидно- Российская академия ционной (вирусной) этиологии, сти раннего детско- образования (РАО) программа лечебно-диагности- го возраста вследст- Институт коррекционной ческих и социальных вие повреждений педагогики (ИКП РАО) мероприятий для детей из групп головного мозга у риска новорожденных ин- фекционной и со- четанной этиологии 2.10. Разработка скри- Минздравмедпром России 1996- Программы и методы массового 0,034 - нинг-программ Российский государственный 1997 и выборочного обследования, раннего выявления медицинский университет ориентированные на гипотиреоза у детей, (РГМУ) отечественную медицинскую как фактора РАМН технику умственной Медицинский радиологический отсталости научный центр 2.11. Разработка методов РАМН 1996- Методы выявления детей из 0,017 - предупреждения Научно-исследовательский 1997 групп риска, инвалидности у институт вирусных препаратов методы подготовки ослабленных детей вследствие детей к вакцинации, вакцинальных методы контроля за иммунным реакций ответом после вакцинации 2.12. Разработка про- Минсоцзащиты России 1996 Программы специализации и 0,016 - грамм специальной Организации, привлеченные на усовершенствования врачей, подготовки для конкурсной основе медсестер, специалистов по усовершенствования трудотерапии врачей, медицин- ских сестер и специалистов по трудотерапии на базе средних и высших учебных заведений 2.13. Формирование кон- ГКФТ России 1996- Проект концепции 0,017 - цепции и разработ- Всероссийский научно-исследо- 1997 многоуровневой системы ка многоуровневой вательский институт подготовки специалистов из системы подготовки физической культуры и спорта числа инвалидов, специалистов из программы для очных и заочных числа инвалидов в форм обучения области физической культуры и спорта инвалидов Итого по разделу 2 0,664 0,063 3. Разработка теоретических и организационных основ медико-социальной реабилитации инвалидов 3.1. Разработка Минздравмедпром России 1996- Проект концепции реабилитации 0,155 - концепции медико- Московская медицинская 1997 инвалидов с учетом региональ- социальной академия имени И.М.Сеченова ных особенностей климата, реабилитации Архангельская медицинская программы реабилитации инвалидов на академия инвалидов в условиях Европей- территориях с С-ПбНИЭТИН ского Севера и Дальнего Востока экстремальными Дальневосточное отделение условиями среды Российской академии обитания технологических наук 3.2. Исследование Минсоцзащиты России 1996 Социально-гигиеническая оцен- 0,048 - социально-гигиени- Комитет по делам воинов- ка особенностей заболеваемости, ческих аспектов ин- интернационалистов при инвалидности, смертности валидности и осо- Совете глав правительств изучаемого контингента лиц, бенностей государств-участников СНГ проект концепции психосома- реабилитации вои- тической реабилитации воинов- нов-интернацио- интернационалистов, рекомен- налистов дации по организации реаби- литации инвалидов из числа воинов-интернационалистов 3.3. Разработка теоре- ГНИЦ ПМ 1996 Методики прогноза 0,006 - тических основ ИПУ РАН инвалидности, определения определения реаби- реабилитационного потенциала литационного по- и критериев оценки тенциала, прогноза эффективности реабилитации инвалидности и больных с заболеваниями оценки эффектив- сердечно-сосудистой системы ности реабилитации больных и инвали- дов с заболеваниями сердечно-сосуди- стой системы 3.4. Разработка про- 1996- Программы медико-социальной грамм медико- 1997 реабилитации инвалидов социальной реаби- литации и прогноза трудоспособности отдельных контин- гентов инвалидов: с пороками сердца, РАМН 1996- Программы реабилитации для 0,044 - перенесших Научный центр сердечно- 1997 разных этапов операции на сердце сосудистой хирургии имени послеоперационного периода академика Н. А. Бакулева страдающих Минздравмедпром России 1996 Программы социальной 0,036 - хроническими Научно-производственное адаптации и реабилитации неспецифическими объединение больных и инвалидов с заболеваниями "Фтизиопульмонология" хроническими легких ИПУ РАН неспецифическими заболеваниями легких с хронической Минздравмедпром России 1996- Комплексные программы 0,036 - почечной недоста- Институт трансплантологии и 1997 реабилитации больных с точностью, в том искусственных органов хронической почечной числе вследствие недостаточностью трансплантации почек с прогрессирующи- РАН Критерии оценки реабилита- 0,06 - ми сосудистыми Научно-исследовательский ционного потенциала больных и заболеваниями институт неврологии инвалидов с сосудистыми головного мозга Минздравмедпром России заболеваниями головного мозга, Санкт-Петербургский научно- программы медицинской и исследовательский институт социальной реабилитации лиц с психоневрологии имени нарушениями мозгового В. М. Бехтерева (С-ПбНИИ кровообращения психоневрологии имени В. М. Бехтерева) Российский научный центр медицинской реабилитации и физиотерапии (РНЦ МРиФТ) 3.5. Разработка прин- Минсоцзащиты России 1996- Медико-социальные характе- 0,034 - ципов профилакти- Организации, привлеченные на 1997 ристики инвалидов с врожден- ки инвалидности и конкурсной основе ными и травматическими реабилитации повреждениями спинного мозга, больных и рекомендации по медико- инвалидов с социальной реабилитации врожденными больных и инвалидов с врож- заболеваниями и денными и травматическими травматическими повреждениями спинного мозга, повреждениями рекомендации по профилактике спинного мозга инвалидности вследствие врожденных и травматических повреждений спинного мозга 3.6. Разработка теоре- Минздравмедпром России 1996- Медико-социальные характери- 0,052 - тических и методо- Московский научно-исследо- 1997 стики инвалидов со сниженным логических основ вательский институт глазных зрением, потребность данного реабилитации болезней имени Гельмгольца контингента инвалидов в инвалидов со сни- РАН различных видах реабилитации, женным зрением Институт химической физики методы оценки реабилитаци- имени Н. Н. Семенова онного потенциала, уровня Госкомоборонпром России адаптационно-компенсаторных Научно-исследовательский механизмов и функциональных институт оптического возможностей слабовидящих материаловедения имени инвалидов, офтальмо- С. И. Вавилова эргономические обоснования профориентации и трудо- устройства инвалидов 3.7. Разработка принци- РНЦ МРиФТ 1995- Программы санаторно- 0,076 0,022 пов санаторно-ку- 1997 курортного этапа реабилитации рортного этапа инвалидов (взрослых и детей) с реабилитации ин- указанными заболеваниями валидов с заболева- ниями нервной системы и опорно- двигательного аппарата 3.8. Разработка опти- Московский городской центр 1996- Проект концепции и программы 0,068 - мальных методов восстановительного лечения 1997 медико-социальной медицинской и детей с ДЦП на базе детской реабилитации больных с ДЦП социальной клинической больницы N 18 реабилитации (г. Москва) больных с детским РАО церебральным Психологический институт параличом (ДЦП) Научно-практический реабилитационный центр "ХЭЛП" (НПЦ "ХЭЛП" РАО) 3.9. Разработка Минсоцзащиты России 1995- Проекты концепции и моделей 0,245 0,045 организационно- Организации, привлеченные на 1997 деятельности региональных функциональных конкурсной основе центров реабилитации: моделей центров детей с поражениями опорно- реабилитации детей- двигательного аппарата, ДЦП, инвалидов онкогематологическими заболеваниями; детей и подростков с врожден- - - ными пороками развития лица и челюстей; подростков с нервно-психиче- скими расстройствами; детей-инвалидов с сочетанными поражениями центральной нервной системы, опорно- двигательного аппарата, зрения и слуха 3.10. Разработка научных С-ПбНИЭТИН 1996- Модели системы и программы 0,112 - основ формирова- Минздравмедпром России 1997 медико-социальной ния системы меди- Нижегородский научно- реабилитации инвалидов в ко-социальной реа- исследовательский институт промышленном городе билитации инвали- травматологии и ортопедии дов и лиц с риском Саратовский медицинский возникновения ин- университет валидности в про- Курский медицинский мышленном городе университет 3.11. Разработка системы Минсоцзащиты России 1995- Рекомендации по совершенство- 0,052 0,01 мероприятий по ВНИК 1997 ванию лекарственного совершенствованию обеспечения инвалидов лекарственного обеспечения инвалидов 3.12. Разработка комп- Минсоцзащиты России 1996- Методические рекомендации по 0,034 - лекса немедикамен- Организации, привлеченные на 1997 реабилитации инвалидов тозных средств конкурсной основе немедикаментозными средствами реабилитации инвалидов 3.13. Разработка Минсоцзащиты России 1996- Проект концепции 0,138 - психофизиологи- Организации, привлеченные на 1997 психологической адаптации ческих основ конкурсной основе инвалидов к современным социальной социально-экономическим адаптации и условиям, реабилитации уточненные клинико-функцио- инвалидов нальные и социально-психоло- гические критерии нарушений жизнедеятельности при отдель- ных заболеваниях и травмах 3.14. Разработка много- С-ПбНИЭТИН 1996- Автоматизированная программа 0,052 - компонентной пси- НИИ медицины труда 1997 полифункционального хонейрофизиологи- тестирования инвалидов и ческой системы прогноза их профессиональной профессиональной деятельности, диагностики инва- пакет программных средств лидов вследствие заболеваний сердеч- но-сосудистой системы 3.15. Разработка крите- Минздравмедпром России 1996- Критерии психофизиоло- 0,034 - риев оценки психо- Московский научно- 1997 гической диагностики инвалидов физиологической исследовательский институт с психическими заболеваниями, структуры личности психиатрии научно обоснованные реко- инвалидов с ЦИЭТИН мендации по разработке инди- психическими видуальных реабилитационных заболеваниями и программ данного контингента принципов состав- инвалидов ления дифференци- рованных программ их реабилитации и трудового обучения 3.16. Разработка мето- НПЦ ИСП РАЕН 1996- Проект концепции формиро- 0,052 - дики формирования 1997 вания региональных целевых целевых региональ- программ занятости инвалидов, ных программ со- система показателей оценки действия занятости эффективности труда инвалидов, инвалидов и сис- пакет программных средств темы показателей оценки труда инвалидов 3.17. Разработка концеп- С-ПбНИЭТИН 1995- Проект концепции системы 0,052 0,013 ции социальной Минздравмедпром России 1997 содействия занятости инвалидов системы содействия Нижегородский научно- в крупном промышленном занятости исследовательский институт городе, инвалидов в травматологии и ортопедии автоматизированный вариант условиях города системы 3.18. Разработка эксперт- Минсоцзащиты России 1996- Алгоритмы оценки тяжести 0,103 - ных систем по ра- ВНИК 1997 инвалидности и рационального циональному тру- трудоустройства инвалидов, доустройству инва- пакет программных средств лидов 3.19. Разработка системы С-ПбНИЭТИН 1996- Организационно- 0,034 - организации надом- 1997 функциональная модель системы ного труда надомного труда инвалидов в инвалидов условиях города 3.20. Разработка эксперт- РАН 1996- Проекты экспертных систем для 0,069 - ных систем по ИСА РАН 1997 крупных предприятий, определению пакет программных средств условий и характера труда инвалидов 3.21. Разработка теорети- С-ПбНИЭТИН 1996- Проект концепции и 0,048 - ческих и организа- ЦИЭТИН 1997 рекомендации по ционных основ про- профессиональной реабилитации фессиональной инвалидов вследствие реабилитации инва- заболеваний органов зрения лидов вследствие заболеваний органов зрения 3.22. Разработка комп- Минсоцзащиты России 1996- Технологии производства, 0,046 - лекса специальных Организации, привлеченные на 1997 предусматривающие трудотерапевтиче- конкурсной основе использование труда инвалидов ских технологий, учитывающих специфику труда инвалидов Итого по разделу 3 1,686 0,09 4. Психолого-педагогические, социальные и медицинские аспекты интеграции в общество детей с отклонениями в развитии 4.1. Разработка теорети- РАО 1995- Проект концепции интеграции в 0,082 0,023 ческих и организа- Институт педагогических 1997 общество детей-инвалидов и ционных основ ин- инноваций (ИПИ РАО) программа ее реализации теграции в общество С-ПбНИЭТИН детей с отклоне- НПЦ "ХЭЛП" РАО ниями в развитии 4.2. Разработка системы ИПИ РАО 1995- Проект концепции системы 0,086 0,011 государственной и 1997 государственной и общественной под- общественной поддержки держки интеграции интеграции в общество детей с в общество детей с отклонениями в развитии отклонениями в развитии 4.3. Научное обоснова- РАО 1996- Программа коррекции взаимо- 0,052 - ние принципов Институт развития личности 1997 отношения родителей с детьми, взаимодействия ребенка имеющими отклонения в родителей с детьми, Исследовательский центр семьи развитии имеющими отклоне- и детства ния в развитии Психологический институт (ПИ РАО) 4.4. Изучение социо- НПЦ "ХЭЛП" РАО 1996- Программа формирования 0,079 - культурных аспек- РАН 1997 общественного мнения в тов восприятия Институт социологии отношении детей-инвалидов обществом детей- ИПИ РАО инвалидов 4.5. Анализ социальных ПИ РАО 1996- Рекомендации по организации 0,062 - предпосылок инте- НПЦ "ХЭЛП" РАО 1997 взаимодействия социальных грации в общество институтов в обеспечении детей-инвалидов интеграции в общество детей с отклонениями в развитии 4.6. Разработка компью- Минсоцзащиты России 1996- Модель компьютерной 0,086 - терной среды для Организации, привлеченные на 1997 развивающей среды для развития и интегра- конкурсной основе развития детей с сенсорными ции детей с сенсор- недостатками ными недостатками 4.7. Разработка психо- Минсоцзащиты России 1996- Проект концепции творческой 0,09 - лого-педагогических Организации, привлеченные на 1997 деятельности детей с аспектов формиро- конкурсной основе отклонениями в развитии, вания интереса, рекомендации по включению потребностей и творческих видов деятельности в способностей у образовательный процесс для детей с отклонения- детей с отклонениями в развитии ми в развитии к творческим видам деятельности 4.8. Разработка системы Минобразование России 1996- Рекомендации по участию 0,034 - и методов адапта- Московский педагогический 1997 детей-инвалидов в туристическо- ции и интеграции университет экскурсионных мероприятиях, детей с отклонения- рекомендации по организации ми в развитии по- системы экскурсионных и средством участия в туристических мероприятий для оздоровительных и детей-инвалидов экскурсионно-тури- стических меро- приятиях 4.9. Разработка про- Минсоцзащиты России 1995- Проект концепции подготовки 0,099 0,017 грамм подготовки ВНИК 1997 специалистов для работы с специалистов для детьми, имеющими отклонения в работы с детьми, развитии, учебные программы и имеющими отклоне- планы ния в развитии 4.10. Разработка про- Минсоцзащиты России 1995- Основы раннего профессиональ- 0,052 0,013 грамм научно обо- Организации, привлеченные на 1997 ного тестирования детей- снованного выбора конкурсной основе инвалидов, научное обосование профессии с учетом критериев выбора профессиий, индивидуальных рекомендации по формам возможностей обучения детей-инвалидов 4.11. Разработка методи- ИКП РАО 1996- Пакет социально- 0,034 - ческих основ профи- ЦИЭТИН 1997 психологических методик для лактики социально- профилактики дезадаптации психологической детей-инвалидов дезадаптации детей- инвалидов 4.12. Разработка методо- ИКП РАО 1996- Пакет методик по 0,052 - логических основ и ЦИЭТИН 1997 дифференциальной диагностике совершенствование отклонений в развитии детей для принципов,методов психолого-педагогических диагностики откло- консультаций нений в развитии у детей Итого по разделу 4 0,808 0,064 5. Изучение социально-экономических проблем инвалидности 5.1. Разработка методо- Минтруд России 1995- Методические рекомендации по 0,06 0,015 логии и методики Институт труда 1997 оценке экономических потерь в оценки экономиче- НИИ медицины труда связи с инвалидностью и ских потерь, возни- экономической оценке кающих в связи с эффективности инвалидностью, и реабилитационных проектов оценки экономиче- ской эффективности реабилитационных проектов 5.2. Изучение социаль- Минсоцзащиты России 1996 Аналитический обзор проблем 0,032 - ной адаптации Организации, привлеченные на социальной адаптации молодых молодых инвалидов конкурсной основе инвалидов в современных в современной социально-экономических социально-эконо- условиях, а также общественного мической ситуации и личного быта (по результатам социологического опроса) 5.3. Анализ социальных ИСА РАН 1996- Проект концепции 0,052 - предпосылок соци- Институт социологии РАН 1997 взаимодействия государственных ально-экономиче- Новосибирский филиал РАН структур и общественных ской интеграции Минтруд России организаций в целях интеграции инвалидов Всероссийский центр изучения инвалидов в общество общественного мнения 5.4. Анализ и социоло- ИСА РАН 1996- Аналитический обзор мирового 0,017 - гическая оценка 1997 опыта социальной политики в вариантов социаль- отношении инвалидов, ной политики в от- предложения по формированию ношении инвалидов социальной политики в Российской Федерации 5.5. Разработка системы Минсоцзащиты России 1996- Проект концепции социальной 0,052 - мер по социальной ВНИК 1997 безопасности инвалидов в безопасности инва- современных условиях лидов в современ- ных условиях 5.6. Разработка методо- РАН 1996- Проект концепции социально- 0,05 - логии Минтруд России 1997 экономической политики формирования Институт проблем занятости государства в отношении социально-экономи- инвалидов ческой политики государства в отно- шении инвалидов 5.7. Разработка и обос- РАН 1996- Аналитический обзор и проект 0,04 - нование использова- Минтруд России 1997 концепции использования вания социального Институт проблем занятости страховых механизмов в системе страхования в орга- социальной защиты инвалидов низации системы социальной защиты инвалидов Итого по разделу 5 0,303 0,015 6. Разработка концептуальных и методологических подходов по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности 6.1. Исследование Минстрой России 1995- Научное и методическое 0,078 0,019 проблем создания Центральный научно-иссле- 1997 обеспечение проектирования доступной для довательский и проектный зданий, сооружений и других инвалидов среды институт типового и экспери- элементов городской среды с жизнедеятельности ментального проектирования учетом потребностей инвалидов, комплексов зданий культуры, требования к среде жизнедеятель- спорта и управления имени ности, необходимые для Б. С. Мезенцева (ЦНИИЭП инвалидов с патологией органов имени Б. С. Мезенцева) зрения и слуха, Центральный научно-исследо- экспериментальный проект вательский и проектный культурно-оздоровительного институт курортных, центра оздоровительных, туристских и лечебных зданий и комплексов (ЦНИИП КТЗ) Центральный научно-исследо- вательский и проектный институт типового экспери- ментального проектирования жилища (ЦНИИЭП жилища) Сибирский зональный научно- исследовательский и проектный институт типового экспе- риментального проектирования жилых и общественных зданий (СибЗНИИЭП) 6.2. Определение Минстрой России 1996 Функциональные требования к 0,039 - функциональных ЦНИИЭП имени жилым и общественным зданиям, требований Б.С.Мезенцева методические рекомендации по доступности для ЦНИИП КТЗ оборудованию зданий и инвалидов зданий и ЦНИИЭП жилища сооружений, обеспечивающих сооружений Российская академия комфортные условия для архитектуры и строительных инвалидов наук Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ) 6.3. Разработка градо- Минстрой России 1995- Принципы формирования 0,124 0,031 строительных основ ЦНИИЭП 1997 системы зданий и сооружений в формирования имени Б. С. Мезенцева городах и сельских населенных системы зданий, ЦНИИЭП жилища пунктах с учетом потребностей Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|