Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26.07.2000 № 231-СФ

 



                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


          О "круглом столе" на тему "О состоянии борьбы с
         преступностью и мерах по укреплению правопорядка
               и законности в Российской Федерации"

     Рассмотрев рекомендации по  результатам  "круглого  стола"  на
тему  "О  состоянии  борьбы  с  преступностью и мерах по укреплению
правопорядка и законности в Российской Федерации",  Совет Федерации
Федерального        Собрания         Российской           Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Одобрить положения и выводы,  изложенные в рекомендациях по
результатам  "круглого  стола"  на  тему  "О  состоянии  борьбы   с
преступностью  и  мерах  по  укреплению правопорядка и законности в
Российской Федерации" (прилагаются).
     2. Направить   указанные  рекомендации  Президенту  Российской
Федерации,  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации,  Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд
Российской Федерации,  Верховный Суд Российской  Федерации,  Высший
Арбитражный   Суд  Российской  Федерации,  Генеральную  прокуратуру
Российской   Федерации,   законодательные   (представительные)    и
исполнительные  органы  государственной власти субъектов Российской
Федерации.


     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                       Е.С.СТРОЕВ

     Москва
     26 июля 2000 года
     N 231-СФ


                           ____________



     Приложение
     к постановлению
     Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации
     от 26 июля 2000 года
     N 231-СФ


                           РЕКОМЕНДАЦИИ
   по результатам "круглого стола" на тему "О состоянии борьбы с
  преступностью и мерах по укреплению законности и правопорядка в
                       Российской Федерации"

     Заслушав и   обсудив   сообщения   руководителей   федеральных
правоохранительных   органов   на   тему   "О  состоянии  борьбы  с
преступностью и мерах по укреплению  правопорядка  и  законности  в
Российской Федерации", а также обменявшись мнениями по обсуждаемому
вопросу, участники "круглого стола" отмечают следующее.
     Несмотря на меры,  принимаемые органами государственной власти
и правоохранительными органами,  добиться в 1999 году  существенных
сдвигов в укреплении правопорядка и законности в стране не удалось,
криминогенная обстановка продолжала  обостряться.  И  в  2000  году
положение с преступностью не улучшается.
     В 1999   году   количество   зарегистрированных   преступлений
превысило   трехмиллионный  рубеж  и  по  сравнению  с  1998  годом
увеличилось на 16,3 процента.
     В структуре  преступности  продолжают  доминировать  тяжкие  и
особо тяжкие  преступления  (их  доля  составляет  61,6  процента).
Возросло  число убийств,  в том числе заказных,  похищений граждан,
захватов заложников и других опасных преступлений против  личности.
Повысились   организованность,   профессионализм   и  вооруженность
преступников,  усилились их жестокость  и  агрессивность.  В  общем
количестве   преступлений   увеличилась   доля   хищений  оружия  и
боеприпасов.   На   этом   фоне   растет   прямое   противодействие
преступников  правоохранительным  органам.  За  год  от  преступных
посягательств погибло  около  400   работников   правоохранительных
органов и свыше 700 работников получили телесные повреждения.
     Среди совершивших  преступления  увеличилось   почти   на   20
процентов количество лиц,  не имеющих постоянного источника дохода,
и более чем на 12 процентов - количество ранее судимых лиц.
     Тревогу вызывает  изменение  числа  преступлений,  совершенных
группой лиц или лицами в составе организованных  преступных  групп.
Эти  показатели  увеличились соответственно на 20,5 процента и 14,5
процента.
     Определяющее воздействие   на   углубление  кризиса  оказывает
организованная преступность,  укрепляющая свои  позиции  в  органах
государственной  власти.  Ничто так не подрывает авторитет власти и
доверие к ней граждан,  не отравляет моральный климат в обществе  и
не  разрушает  государственность,  как откровенное и беззастенчивое
использование чиновниками и руководителями различных рангов  своего
служебного  положения  в  корыстных  интересах.  Так,  в  1999 году
выявлено на 12,7 процента больше подобных преступлений по сравнению
с 1998 годом. При этом количество пресеченных фактов взяточничества
возросло на 18,3  процента.  Сегодня  эти  явления  превращаются  в
угрозу  для национальной безопасности страны и существования самого
российского государства.
     Наиболее тяжелое  положение  сложилось  в  сфере экономической
деятельности.  Расширяются   интересы   криминальных   структур   в
кредитно-финансовой  и внешнеэкономической сферах,  на рынке ценных
бумаг.  Растет количество противоправных сделок по вывозу сырьевых,
энергетических   и   других  ресурсов  за  рубеж.  Ежегодное  число
выявленных преступлений экономической направленности возрастает  на
17-20 процентов. По экспертным оценкам, организованными преступными
группировками контролируется до 50 процентов частных предприятий  и
до  60  процентов  государственных предприятий.  Продолжается отток
отечественных капиталов за рубеж,  он составляет ежемесячно от 1 до
1,5 млрд. долларов США.
     Такая ситуация обусловлена тем,  что реформирование  экономики
(прежде  всего в вопросах собственности) по-прежнему проводится без
разработки   адекватного    механизма    защиты    государства    и
добросовестного      предпринимательства      от     противоправных
посягательств.
     Серьезную тревогу    вызывает    все    больший   рост   числа
преступлений,  связанных  с доставкой, распространением и хранением
наркотиков.  Эти  показатели  возросли по сравнению с 1998 годом на
13,8 процента.
     Продолжает оставаться   высоким   уровень  преступности  среди
несовершеннолетних.    Отмечается     значительное     "омоложение"
преступности  -  средний  возраст правонарушителей составляет 14-15
лет.  В последние годы все  чаще  подростковая  преступность  носит
групповой   характер   с   признаками   организованности  и  особой
жестокости.  Ежегодно до 100 тысяч  подростков  и  более  совершают
общественно  опасные  деяния,  не  достигнув  возраста,  с которого
наступает уголовная ответственность.
     Обострение криминогенной  обстановки связано как с отсутствием
на деле единого правового пространства,  так  и  с  многочисленными
нарушениями   законности,   в   том   числе   допускаемыми  в  ходе
расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных  дел.
Во   многих   регионах   России   органами  государственной  власти
принимаются правовые акты,  противоречащие  Конституции  Российской
Федерации и Федеральным законам.
     Участники "круглого стола" отмечают,  что проблема  укрепления
законности   и   правопорядка  в  стране,  способность  государства
обеспечить конституционное право  граждан  на  личную  безопасность
превратились   в   политический   фактор,   влияющий  на  авторитет
государственной власти и ход реформ в стране.  Реальных же  рычагов
воздействия на преступность пока не создано.  Отсутствует целостный
механизм контроля государства и общества за исполнением законов.
     Совет Федерации  на протяжении всей своей деятельности считает
одной из основных задач  создание  и  расширение  правовой  базы  в
области    борьбы   с   преступностью,   в   области   деятельности
правоохранительных органов.  Неоднократно эти проблемы  обсуждались
на заседаниях Совета Федерации, "круглых столов" и на парламентских
слушаниях.  Однако компетентные органы не в должной мере  реализуют
предложения  Совета Федерации по укреплению правопорядка и усилению
борьбы с преступностью.
     В частности,  не учтено большинство рекомендаций, изложенных в
постановлениях Совета Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  от  24  сентября  1997  года  N  308-СФ "О парламентских
слушаниях "О состоянии  борьбы  с  преступностью  и  об  укреплении
правопорядка  в   Российской Федерации в современных условиях" и от
4 сентября 1998 года  N  392-СФ  "Об  информации  и.  о.   Министра
внутренних  дел Российской Федерации и директора Федеральной службы
безопасности Российской  Федерации  о  криминогенной  обстановке  в
Российской  Федерации,  принимаемых мерах по укреплению законности,
пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных  элементов
в органы государственной власти".
     Участники "круглого  стола"   считают,   что   для   повышения
эффективности противодействия преступности, укрепления правопорядка
и  законности  в  стране  необходимо  принятие   целого   комплекса
дополнительных общегосударственных мер.
     В этих  целях  участники  "круглого  стола"  вносят  следующие
рекомендации.
     1. Просить Президента Российской Федерации:
     провести в  2000  году  съезд  или  всероссийскую  конференцию
работников правоохранительных органов страны под  председательством
Президента Российской Федерации, на которых с учетом складывающейся
криминогенной  обстановки   определить   дополнительные   меры   по
укреплению правопорядка и законности в Российской Федерации;
     создать вневедомственный  орган,  координирующий  деятельность
правоохранительных органов в области борьбы с коррупцией;
     разработать с привлечением  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,    Администрации    Президента   Российской   Федерации,
Правительства Российской  Федерации  и  правоохранительных  органов
пакет   законопроектов,   направленных   на   усиление   борьбы   с
организованной  преступностью  и  коррупцией,  на   противодействие
легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных незаконным путем,  а
также  разработать  проект  концепции   обеспечения   экономической
безопасности Российской Федерации.
     2. Предложить Правительству Российской Федерации:
     представить на  утверждение  Президенту  Российской  Федерации
проект  основ  государственной  политики   в   области   борьбы   с
преступностью,  разработанный  правоохранительными  органами в 1999
году;
     поручить Министерству  иностранных  дел  Российской  Федерации
внести в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  Федеральные  законы о ратификации подписанных Российской
Федерацией Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации
доходов   от   преступной  деятельности  (1990  г.),  Конвенции  об
уголовной ответственности за  коррупцию  (1999  г.)  и  Европейской
конвенции  о  контроле  за приобретением и хранением огнестрельного
оружия (1978 г.);
     ускорить решение  вопроса о присоединении России к Европейской
конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972 г.),
Европейской  конвенции  об  осуществлении  прав  детей  (1996  г.),
Европейской  конвенции  о  гражданско-правовой  ответственности  за
коррупцию (1999 г.);
     завершить разработку  проекта  программы   возвращения   из-за
рубежа  незаконно  вывезенных  валютных  средств  и их конфискации,
предусмотрев,  в частности,  создание правительственной комиссии  с
участием   в   ней   представителей   правоохранительных   органов,
Министерства юстиции Российской  Федерации,  Главного  контрольного
управления   Президента   Российской   Федерации,   Счетной  палаты
Российской Федерации,  Центрального банка  Российской  Федерации  и
органов  валютного  контроля.  Предусмотреть  в  указанном  проекте
программы "ревизию"  экспортно-импортных  контрактов  за  последние
четыре-пять  лет  по сделкам с нефтью и сопутствующими материалами,
газом,  металлами,  оружием  и  компонентами   к   нему,   пищевыми
продуктами  и  агропромышленным  оборудованием.  В  этих  же  целях
поручить органам и агентам валютного  контроля  страны  определить,
сколько  валюты  было  незаконно  переведено за рубеж,  через какие
кредитные учреждения,  по поручениям каких клиентов банков, в адрес
каких стран, банков и фирм эти деньги были незаконно переведены;
     принять меры по выполнению изложенного в постановлении  Совета
Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации от 4 сентября
1998 года  N  392-СФ  предложения  о  воссоздании  Межведомственной
комиссии  по  социальной  профилактике правонарушений Правительства
Российской Федерации;
     разработать систему        криминологической        экспертизы
законопроектов;
     рассмотреть вопрос    о   создании   единой   централизованной
независимой системы судебных  экспертиз  с  финансированием  ее  из
федерального   бюджета  на  базе  Российского  федерального  центра
судебной экспертизы Министерства  юстиции  Российской  Федерации  и
Республиканского Центра судебно-медицинской экспертизы Министерства
здравоохранения Российской Федерации;
     разработать и      осуществить     меры,     предусматривающие
взаимодействие     правоохранительных     органов     с     другими
заинтересованными  министерствами и ведомствами по вопросу контроля
за    сделками,    которые    совершаются    с    участием    фирм,
зарегистрированных в оффшорных зонах;
     пересмотреть порядок государственной  регистрации  юридических
лиц в целях предотвращения регистрации фирм по утраченным паспортам
или по паспортам умерших лиц;
     установить единый       порядок       доступа      сотрудников
правоохранительных и налоговых  органов  к  данным  государственных
реестров  предприятий  и  организаций,  а  также  к  банкам  данных
Пенсионного фонда Российской Федерации.
     3. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:
     доработать и принять Федеральные законы  "Об  участии  граждан
Российской  Федерации  в обеспечении правопорядка",  "О судах общей
юрисдикции в Российской Федерации",  "Об  адвокатуре  в  Российской
Федерации",   "О   военной   полиции",  "О  государственной  защите
потерпевших,  свидетелей и  других  лиц,  содействующих  уголовному
судопроизводству";
     ускорить принятие   новых   Уголовно-процессуального   кодекса
Российской    Федерации   и   Кодекса   Российской   Федерации   об
административных        правонарушениях,     федеральных    законов
"О    государственной    системе    профилактики   правонарушений",
"О государственном     финансовом     контроле",     "Об    основах
государственной      системы       предупреждения    преступлений",
"О политическом экстремизме";
     возвратиться к  вопросу  о  наделении  Генерального  прокурора
Российской  Федерации  правом  законодательной  инициативы и правом
обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
     4. Предложить   органам   государственной   власти   субъектов
Российской Федерации:
     ускорить работу  по  приведению конституций,  уставов и других
нормативых  правовых  актов  субъектов   Российской   Федерации   в
соответствие  с  требованиями  Конституции  Российской  Федерации и
федерального законодательства;
     продолжить работу по созданию конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации.
     5. Рекомендовать   руководителям   правоохранительных  органов
разработать порядок  взаимодействия  правоохранительных  органов  в
области:
     использования и   реализации    оперативной    информации    о
деятельности    юридических    лиц,   находящихся   под   контролем
организованных преступных групп (сообществ);
     налаживания и   поддержания  контактов  с  правоохранительными
органами зарубежных стран по вопросам выявления  сфер  деятельности
российских  организованных  преступных  группировок  за  рубежом  с
использованием   возможностей   Национального   центрального   бюро
Интерпола в Российской Федерации;
     регулярного обмена  информацией  об   источниках   и   каналах
контрабандного вывоза и ввоза валюты, стратегически важных товаров,
а также товаров военного и двойного назначения.
     6. Просить Верховный Суд Российской Федерации изучить практику
применения судами уголовного закона в части  конфискации  имущества
по   уголовным   делам   о   преступлениях  в  сфере  экономической
деятельности и при необходимости внести этот вопрос на рассмотрение
Пленума Верховного Суда Российской Федерации.


                            ___________

Информация по документу
Читайте также