Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.11.2000 № 843-III ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


               О государственной политике в области
               телевизионного вещания и радиовещания

     Государственная политика в области  телевизионного  вещания  и
радиовещания должна быть направлена на укрепление общенационального
единства,  воспитание высокой нравственности,  чувства  патриотизма
граждан   и   их   государственного  самосознания,  распространение
культурных ценностей.
     Государство должно   защищать   общественное  самосознание  от
негативного  воздействия  телевизионного  вещания  и  радиовещания,
осуществлять    контроль    за    деятельностью   телевизионных   и
радиовещательных  компаний  независимо   от   форм   собственности,
обеспечивать   освещение  различных  точек  зрения  на  общественно
значимые события,  происходящие  в  России.  Можно  с  уверенностью
сказать, что телевизионное вещание и радиовещание являются наиболее
мощным средством завоевания умов людей.
     9 июня  1999  года  Государственная Дума Федерального Собрания
Российской    Федерации     приняла    постановление      N 4065-II
"О государственной политике  в  области  телевизионного  вещания  и
радиовещания в интересах  детей  и  молодежи",  в  котором  просила
Президента  Российской  Федерации поручить Правительству Российской
Федерации  в  кратчайшие  сроки  рассмотреть  вопрос   о   принятии
федеральными  органами  исполнительной  власти  экстренных  мер  по
формированию условий развития телевизионного вещания и радиовещания
с  учетом  интересов  детей  и  молодежи,  защите их от информации,
оказывающей негативное  воздействие  на  нравственное,  физическое,
психическое здоровье детей и молодежи.
     Государственная Дума констатирует,  что негативное воздействие
на   нравственное   здоровье   граждан   телевизионного  вещания  и
радиовещания  продолжается.  Государственная  политика  в   области
телевизионного вещания и радиовещания не оказывает должного влияния
ни  на  практику  телевизионного  вещания  и  радиовещания,  ни  на
формирование  правовой  основы  регулирования  отношений  в  данной
области.  Мобилизации  общества   на   преодоление   экономического
кризиса,  максимальной реализации потенциала каждого человека можно
добиться   только   при   активном    участии    телевизионных    и
радиовещательных компаний, но не при их противостоянии.
     В государстве,  имеющем  богатейшие   традиции   и   культуру,
ежедневно   на   теле-  и  радиоканалах  гражданам  предоставляется
информация, наносящая вред духовному и эстетическому развитию детей
и    молодежи.    Значительно   сократилось   количество   учебных,
научно-популярных  и  познавательных   телевизионных   программ   и
радиопрограмм.  Крайне  недостаточен  объем  информации  в  теле- и
радиопрограммах  о  деятельности  органов  государственной  власти,
положении дел в промышленности, субъектах Российской Федерации. Нет
теле- и радиопрограмм,  освещающих жизнь сельских жителей, проблемы
агропромышленного  комплекса.  Сельские  жители фактически лишились
своих  теле-  и  радиопередач,  потому  что  о  людях  труда  редко
вспоминают   и   труд  перестал  быть  почетным.  Вооруженные  Силы
Российской Федерации,  другие войска и воинские формирования  ведут
героическую  борьбу  с  силами  международного  терроризма,  однако
созданные на  телевизионных экранах образы не прибавляют авторитета
защитникам   Отечества.   В   теле-   и   радиопрограммах   крупных
телевизионных  компаний  недостаточно  отражены  интересы   России.
Вместо  популяризации идей общенационального единства,  общественно
значимых ценностей и идеалов телевизионное вещание  и  радиовещание
осуществляют  пропаганду  деятельности  политических  и  финансовых
групп,  а также интересов некоторых,  принадлежащих к  политической
элите,   лиц.   Такая   информационная   политика  телевизионных  и
радиовещательных компаний препятствует укреплению общенационального
единства,   дискредитирует   деятельность  органов  государственной
власти,  способствует,  с одной стороны,  криминализации  общества,
росту  наркомании  и  алкоголизма,  с  другой стороны,  стимулирует
возникновение у граждан чувства страха, собственной беззащитности и
ненаказуемости зла.
     В большинстве государств давно введены ограничения, касающиеся
неэтичных  телевизионных  программ и радиопрограмм,  по общественно
значимым   вопросам   в   обязательном    порядке    представляется
альтернативное    мнение,    образованы    органы,   осуществляющие
соответствующий   контроль.   Для   защиты    нравственности    при
осуществлении телевизионного вещания и радиовещания необходимо шире
использовать международный  опыт,  привлекать  людей,  пользующихся
заслуженным  авторитетом,  известных государственных и общественных
деятелей, деятелей науки и культуры.
     Правовая база  для  введения  соответствующих ограничений есть
(например,  положения,  установленные  Европейской   конвенцией   о
трансграничном  телевидении,  Конвенцией  о  защите  прав человека,
основных свобод,  Международным пактом о гражданских и политических
правах,  частью  3  статьи  55  Конституции  Российской  Федерации,
Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации"). Но
их  реализация  осуществляется  не  в  полной мере.  Наблюдательные
советы,  которые  работают  на  общественных  началах  и  не  имеют
соответствующих  полномочий,  не  могут  изменить  положение  дел в
области телевизионного вещания.
     В сентябре   2000  года  в  "Российской  газете"  опубликована
Доктрина  информационной  безопасности  Российской  Федерации.  Это
содержательный и своевременный документ, он может послужить основой
разработки  государственной  политики  в   области   телевизионного
вещания  и радиовещания и существенного изменения ситуации в данной
области в интересах общества.
     Государственная Дума  считает,  что проводимая государственная
политика в области телевизионного  вещания  и  радиовещания  должна
обеспечивать     приоритет    интересов    Российской    Федерации,
объективность и полноту информации обо всех сторонах жизни общества
как в целом Российской Федерации, так и каждого субъекта Российской
Федерации,  условия для  соблюдения  правил  предвыборной  агитации
электронными средствами массовой информации, формирования у детей и
молодежи  нравственных  идеалов,  воспитания  у  них   патриотизма,
гражданской ответственности за судьбу государства.
     В связи с  вышеизложенным  Государственная  Дума  Федерального
Собрания Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Обратить  внимание  Президента  Российской   Федерации   на
необходимость   разработки   государственной   политики  в  области
телевизионного вещания и  радиовещания  и  порядка  ее  реализации,
обеспечения  координации  деятельности  государственных органов при
проведении этой государственной политики.
     2. Направить  настоящее  Постановление  Президенту  Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации.
     3. Направить    настоящее   Постановление   для   официального
опубликования в "Парламентской газете".
     4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     24 ноября 2000 года
     N 843-III ГД

Информация по документу
Читайте также