Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10.04.2002 № 2634-III ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 Об обращении Государственной Думы
            Федерального Собрания Российской Федерации
                   "К Председателю Правительства
                Российской Федерации М.М.Касьянову
              о назначении педагогическим работникам
 образовательных учреждений досрочной трудовой пенсии по старости"

     Государственная   Дума   Федерального   Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   обращение   Государственной   Думы   Федерального
Собрания   Российской   Федерации   "К  Председателю  Правительства
Российской Федерации   М.М.Касьянову  о  назначении  педагогическим
работникам  образовательных учреждений досрочной трудовой пенсии по
старости".
     2. Направить  настоящее  Постановление  и  указанное Обращение
Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову.
     3. Направить  настоящее  Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую  газету"  и  "Российскую  газету"  для  официального
опубликования.
     4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     10 апреля 2002 года
     N 2634-III ГД
     ___________________



                  ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                   К Председателю Правительства
                Российской Федерации М.М.Касьянову
      о назначении педагогическим работникам образовательных
         учреждений досрочной трудовой пенсии по старости

                   Уважаемый Михаил Михайлович!

     Депутаты   Государственной    Думы    в    целях    сохранения
квалифицированных  кадров  в  системе  образования  и   обеспечения
справедливости  в обществе на протяжении последних лет неоднократно
обращались  в  Правительство  Российской   Федерации   с   просьбой
рассмотреть  вопрос  о  необходимости  включения  ряда  профессий и
должностей педагогических работников образовательных  учреждений  в
соответствующие   списки,  утверждаемые  Правительством  Российской
Федерации,  в соответствии с которыми указанным  лицам  назначалась
пенсия за выслугу лет.
     Так, было   принято   постановление    Государственной    Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 17 сентября 1997 года
N 1710-II ГД   "Об   обращении  Государственной  Думы  Федерального
Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации
о внесении изменений и дополнений в постановление Совета  Министров
РСФСР  от  6  сентября  1991  года  N  463  "Об  утверждении списка
профессий  и  должностей  работников  образования,   педагогическая
деятельность  которых  в школах и других учреждениях для детей дает
право на пенсию за выслугу лет" и о внесении изменений и дополнений
в  постановление   Совета   Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года
N 464  "Об  утверждении  списка  профессий  и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная
и иная работа которых по охране здоровья населения  дает  право  на
пенсию за выслугу лет".
     5 марта 1999 года и 25 февраля 2000 года Государственная  Дума
направила   в   Правительство  Российской  Федерации  парламентские
запросы  о  назначении  педагогическим  работникам  образовательных
учреждений  пенсии  за  выслугу  лет,  а также о дополнении списка,
утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от  6  сентября
1991 года N 463:
     профессиями и должностями,  которые ранее значились в  списке,
но были исключены из него в 1991 и 1993 годах;
     должностями, которые не значились в  списке,  но  деятельность
педагогических  работников  образовательных  учреждений  на которых
непосредственно связана с образовательным процессом;
     профессиями и  должностями,  которые  были  переименованы  или
впервые введены в образовательных учреждениях.
     Конкретно речь  шла  о  профессиях  и  должностях  музыкальных
руководителей,   концертмейстеров,   старших   пионерских   вожатых
(старших вожатых),  методистов,  старших методистов,  руководителей
физического воспитания, старших мастеров, руководителей структурных
подразделений,   деятельность  которых  связана  с  образовательным
процессом, педагогов-психологов (психологов), социальных педагогов,
преподавателей-организаторов  основ  безопасности жизнедеятельности
(допризывной   подготовки),    педагогов-организаторов,    классных
воспитателей,  инструкторов  по  труду,  инструкторов по физической
культуре,  педагогов  дополнительного  образования   (руководителей
кружков)  и о других должностях педагогических работников,  занятых
педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
     Предлагалось также восстановить право на пенсию за выслугу лет
медицинским  работникам  школ,  школ-интернатов,  детских  домов  и
других учреждений для детей и включить в трудовой стаж, необходимый
для назначения  пенсии  за  выслугу  лет,  время  преподавательской
работы, осуществлявшейся помимо основной работы в том же учреждении
для  детей,  время  исполнения  обязанностей  по  воспитанию  детей
приемными  родителями  приемных  семей,  а  также  время  работы за
границей по профессиям и на должностях, дававшей право на указанную
пенсию, в том числе время работы в союзных республиках, входивших в
состав СССР, время работы в государствах, ранее являвшихся союзными
республиками СССР, а также время преподавательской работы:
     в образовательных учреждениях, получивших новые наименования;
     в образовательных   учреждениях,  не  являвшихся  юридическими
лицами,  но являвшихся структурными подразделениями образовательных
учреждений или предприятий, учреждений, организаций;
     в государственных и муниципальных образовательных  учреждениях
со   дня    вступления     в    силу  Закона  Российской  Федерации
"Об   образовании"   до    дня  государственной  регистрации  таких
образовательных учреждений.
     После издания постановления Правительства Российской Федерации
от  22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу  лет  в  связи  с  педагогической  деятельностью в школах и
других учреждениях для детей,  и Правил исчисления  сроков  выслуги
для  назначения  пенсии  за  выслугу  лет  в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях  для  детей"  (далее  -
Список)  с последующим внесением в него соответствующих изменений и
дополнений (постановление  Правительства   Российской  Федерации от
20 марта    2000   года    N 240,    постановление    Правительства
Российской  Федерации  от  1  февраля  2001  года   N 79)  возросло
количество   обращений  органов  законодательной  и  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,  общественных объединений  и
педагогических     работников    образовательных    учреждений    в
Государственную  Думу  о   назначении   педагогическим   работникам
образовательных учреждений пенсии за выслугу лет, так как указанное
Постановление  не  способствовало  решению  социальных  проблем   в
системе образования.
     В соответствии  с  постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 из специального трудового
стажа  педагогических  работников  образовательных  учреждений,   с
учетом которого осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет,  было
исключено  время  работы,  предусмотренное  списком,   утвержденным
постановлением  Совета  Министров  РСФСР  от 6   сентября 1991 года
N 463:
     на должностях   старшего   тренера-преподавателя,  заведующего
(заместителя заведующего) дошкольным  образовательным  учреждением,
директора (заместителя директора) межшкольного учебного комбината и
учреждения   дополнительного   образования   детей,   преподавателя
музыкальной     школы,    преподавателя    художественной    школы,
преподавателя школы искусств и культуры;
     в домах ребенка;
     в негосударственных образовательных учреждениях.
     Кроме того,   в   специальный   трудовой  стаж  педагогических
работников   образовательных   учреждений,   с   учетом    которого
осуществлялась  выплата  пенсии  за  выслугу лет,  не было включено
время работы:
     на должностях старших пионерских вожатых (пионерских вожатых);
     по некоторым  профессиям  и  на   должностях,   которые   были
переименованы или впервые введены в образовательных учреждениях.
     Помимо этого,  с 1 ноября 1999 года не смогли получать  пенсию
за выслугу лет:
     учителя (за   исключением   учителей    начальных    классов),
воспитатели и другие педагогические работники в случае, если они не
имели полного объема педагогической нагрузки;
     педагогические работники   на   соответствующих  должностях  в
вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования,
открытых  (сменных) общеобразовательных школах,  вечерних (сменных)
профессиональных училищах и учреждениях среднего  профессионального
образования  (средних  специальных  учебных заведениях) при условии
обучения в указанных образовательных учреждениях менее 50 процентов
обучающихся в возрасте до 18 лет;
     директора (начальники, заведующие) образовательных учреждений,
если они не осуществляли преподавательскую работу в образовательном
учреждении в объеме 240 часов в год;
     директора (начальники,  заведующие) образовательных учреждений
среднего  профессионального  образования,  если  они   осуществляли
преподавательскую  работу  в  образовательном  учреждении  в объеме
менее 360 часов в год.
     Одновременно согласно  постановлению  Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067  в  специальный  трудовой
стаж педагогических работников образовательных учреждений, с учетом
которого  осуществлялась  выплата  пенсии  за  выслугу  лет,   было
включено  время  работы,  не предусмотренное списком,  утвержденным
постановлением  Совета  Министров  РСФСР от 6  сентября  1991  года
N 463:
     по профессиям  и  на  должностях  музыкального   руководителя,
руководителя   физического  воспитания,  преподавателя-организатора
основ  безопасности  жизнедеятельности  (допризывной   подготовки),
педагога   дополнительного   образования,  но  только  в  отдельных
учреждениях  дополнительного  образования  детей,  поименованных  в
Списке;
     на  должностях,   включенных   в    Список,   в    структурных
подразделениях  государственных  и  муниципальных  организаций,  не
предусмотренных Списком;
     на внештатных  должностях  при  наличии полного объема учебной
нагрузки в том же образовательном учреждении,  в  котором  работник
занимал штатную должность.
     Однако вызывало недоумение то,  что  согласно  новому  порядку
периоды работы педагогических работников образовательных учреждений
до  1  ноября  1999  года  учитывались  по  списку,   утвержденному
постановлением   Совета   Министров  РСФСР  от 6 сентября 1991 года
N 463,    не    предусматривавшему   вновь  введенные  должности  и
условия  назначения  пенсии  за выслугу лет,  то есть эти категории
педагогических работников должны  были  получить  указанную  пенсию
только через 25 лет.
     В последнее время в связи с прекращением выплаты региональными
отделениями    Пенсионного   фонда   Российской   Федерации   ранее
назначенных пенсий за выслугу лет  педагогическим  работникам  ряда
образовательных   учреждений  количество  обращений  педагогических
работников образовательных учреждений в Государственную Думу  резко
увеличилось.
     Руководство   региональных   отделений   Пенсионного     фонда
Российской   Федерации   мотивировало   свои   действия   тем,  что
наименования этих  образовательных  учреждений  не  соответствовали
наименованиям,  предусмотренным Списком,  который,  в свою очередь,
содержал   конкретный   перечень    должностей    и    наименований
образовательных   учреждений   и   расширительному   толкованию  не
подлежал.  В связи с этим периоды работы с 1 ноября 1999  года,  то
есть  с  момента  вступления  в  силу  постановления  Правительства
Российской  Федерации от 22 сентября 1999  года  N 1067,  перестали
засчитываться   в  выслугу  лет  педагогических  работников  данных
образовательных учреждений.  Вместе с тем по  этой  же  причине  из
стажа  за  выслугу  лет  педагогических  работников образовательных
учреждений исключались также и другие периоды работы  до  1  ноября
1999  года,  в  которые  наименования образовательных учреждений не
соответствовали наименованиям, предусмотренным Списком.
     Возникшая ситуация, на наш взгляд, была доведена до абсурда:
     педагогические работники  осуществляли   свою   педагогическую
деятельность  до  1  ноября  1999 года и после 1 ноября 1999 года в
одном и том же  образовательном  учреждении,  на  одном  и  том  же
рабочем месте,  выполняли одни и те же должностные обязанности, и в
то же  время  отдельные  периоды  работы  до  1  ноября  1999  года
засчитывались в стаж,  дававший право на пенсию за выслугу лет, а с
1 ноября 1999 года исключались.
     Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 постановления
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года  N 1067
был  определен  порядок  установления  тождественности должностей и
наименований образовательных учреждений,  предусмотренных  Списком,
аналогичным  должностям и наименованиям образовательных учреждений,
применявшимся  в  соответствии  с  ранее   действовавшим   списком.
Согласно  установленному  порядку  Министерство труда и социального
развития  Российской  Федерации   по   представлению   Министерства
образования  Российской  Федерации  и  по согласованию с Пенсионным
фондом  Российской  Федерации  вправе  было   устанавливать   такую
тождественность.
     Новое пенсионное   законодательство    Российской    Федерации
сохраняет  положения  о пенсии за выслугу лет,  но несколько в иной
форме,  чем прежнее.  Так,  в  статье  28    Федерального    закона
"О  трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации"  приведен перечень
категорий лиц,  которым трудовая  пенсия  по  старости  назначается
ранее  достижения  ими установленного указанным Федеральным законом
возраста.  В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 указанной статьи
в   этот  перечень  включены  лица,  осуществлявшие  педагогическую
деятельность в  государственных  и  муниципальных  учреждениях  для
детей не менее 25 лет.
     Исходя  из  вышеизложенного,  депутаты   Государственной  Думы
обращаются  к  Вам,  уважаемый  Михаил  Михайлович,  с просьбой при
подготовке  постановлений   Правительства   Российской   Федерации,
устанавливающих правила исчисления периодов работы, дающих право на
досрочную трудовую пенсию по старости,  и уточняющих списки  работ,
профессий и должностей,  специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по  старости
в  соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации",  которые  должны  быть  приняты  в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
21 января  2002 года   N  30  "О  реализации   Федеральных  законов
"О    трудовых      пенсиях      в      Российской      Федерации",
"О    государственном     пенсионном   обеспечении   в   Российской
Федерации"  и  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации",  предусмотреть в  максимально  возможной  степени  меры
социальной   защиты  педагогических  работников,  длительное  время
проработавших   в   различных   государственных   и   муниципальных
учреждениях для детей, предоставить равные возможности на получение
досрочной   трудовой   пенсии   по   старости    всем    категориям
педагогических  работников  образовательных  учреждений  для детей,
занимающих  одинаковые  должности  независимо  от  наименования   и
выполняющих одинаковую работу.


     Москва
     10 апреля 2002 года

Информация по документу
Читайте также